Решение Суда по интеллектуальным правам от 15 сентября 2022 г. по делу N СИП-488/2022
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 15 сентября 2022 года.
Суд по интеллектуальным правам в составе:
председательствующего судьи Рогожина С.П.,
судей Булгакова Д.А., Лапшиной И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Котенко Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Папаяна Артура Рафаэльевича (г. Михайловск, Ставропольский край, ОГРНИП 312265108100010) о признании недействительным решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Бережковская наб., д. 30, к. 1, Москва, 123995, ОГРН 1047730015200) от 12.04.2022, принятого по результатам рассмотрения возражения от 27.12.2021 на решение по заявке N 2020752179.
В судебном заседании приняли участие представители:
от индивидуального предпринимателя Папаяна Артура Рафаэльевича - Комаровская О.И. (по доверенности от 23.12.2021);
от Федеральной службы по интеллектуальной собственности - Светикова А.А. (по доверенности N 04/32-395/41 от 24.02.2022).
Суд по интеллектуальным правам
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Папаян Артур Рафаэльевич (далее - предприниматель) обратился в Суд по интеллектуальным правам с заявлением о признании недействительным решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) от 12.04.2022, принятого по результатам рассмотрения возражения от 27.12.2021 на решение по заявке N 2020752179.
Предприниматель в своем заявлении выражает несогласие с выводом Роспатента о том, что словесный элемент "СНЕКМАРКЕТ" указывает на назначение товаров 21, 29, 30, 31-го классов и услуг 35-го класса Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (далее - МКТУ), для которых испрашивается правовая охрана заявленному обозначению, и что его правовая охрана не соответствует требованиям пункта 1 статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Заявитель указывает, что выводы Роспатента основаны исключительно на анализе словарных источников на английском языке и не подкреплены иными доказательствами, при оценке возможного восприятия слова средним потребителем использованы исключительно англоязычные словарные источники.
В принятом по возражениям заявителя решении не указаны какие-либо русскоязычные источники, указывающие на значение слова "снек" и "маркет" и подтверждающие, что обозначение "снекмаркет" используется в качестве описательного обозначения потребителями соответствующих товаров и услуг.
По мнению заявителя Роспатент не установил имеющиеся или вероятные ассоциативные связи, возникающие у обычного российского потребителя в связи со спорным обозначением в связи с конкретными товарами услугами, а не однородными им или любым другим товарам.
Заявитель ссылается на то, что административный орган не оценил доводы заявителя о наличии у слов "снек" и "маркет" других значений именно в русском языке и приведённые заявителем ссылки на словарные источники, подтверждающие эти доводы. Ссылается на то, что в решении не приведены мотивы этих выводов - не указано, на основании каких доказательств административный орган установил имеющиеся или вероятные ассоциативные связи, возникающие у обычного российского потребителя в связи со спорным обозначением в отношении конкретных товаров и услуг. Предприниматель указывает на то, что обозначение "СНЕКМАРКЕТ" не характеризует назначение товаров и услуг, поскольку не указывает на область применения товара, его функции, круг потребителей и т.д. Ссылается на то, что поскольку спорное обозначение воспринимается как два слова английского языка и на русский язык переводится как "магазин снеков", но оно напрямую не характеризует назначение товаров 21, 29 и 30-го классов МКТУ и услуг 35-го класса МКТУ для российского потребителя, поскольку не является каким-то конкретным знакомым потребителем словом, имеющим определённое значение в русском языке. Заявитель убеждён, что даже в том случае, если признать, что обозначение включает слово, означающее место продажи товаров, это не характеризует назначение товаров.
Кроме того по мнению предпринимателя Роспатент неверно истолковал положения подпункта 1 пункта 3 статьи 1483 ГК РФ, ошибочно посчитав, что спорное обозначение способно ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя, поскольку словесный элемент "СНЕКМАРКЕТ" отсутствует в словарях, то есть не имеет определенного смыслового значения, следовательно является фантазийным, сам по себе он не содержит сведений, являющихся ложными.
Кроме того предприниматель указывает, что является правообладателем двух товарных знаков, включающих словесный элемент "снек", а именно товарный знак "" по свидетельству Российской Федерации N 788069, и товарный знак "
" по свидетельству Российской Федерации N 788061, которые Роспатент зарегистрировал в отношении широкого перечня товаров 21, 29, 30 и 31-го классов, в том числе не являющихся снеками, в том числе для товаров "емкости для напитков; бутыли" 21-го класса и для товаров "колбасы и изделия колбасные; желе мясное; ветчина; экстракты мясные; солонина" или "сыры и продукты из сыра; анчоусы; филе рыб; рыба неживая" 29-го класса, товаров "изделия кондитерские на основе миндаля; изделия кондитерские на основе арахиса; макарон [печенье миндальное]" 30 класса МКТУ и для других товаров, не имеющих отношение к снекам.
Предприниматель ссылается на то, что согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях президиума Суда по интеллектуальным правам от 30.09.2019 по делу N СИП-153/2019, от 21.10.2019 по делу N СИП-619/2018, от 13.07.2020 по делу N СИП-948/2019, от 02.09.2021 по делу N СИП-931/2020, от 04.10.2021 по делу N СИП-1047/2020, административный орган при регистрации других товарных знаков тем же лицом связан своими выводами, сделанными в отношении одинаковых элементов товарных знаков с более ранним приоритетом.
Заявитель считает, что в оспариваемое решение не содержит доводов, которые свидетельствуют о том, по какой причине словесный элемент "снек" в предшествующих товарных знаках был признан охраноспособным и не вводящим в заблуждение, однако признан таковым сейчас.
В связи с этим по мнению заявителя вывод Роспатента о том, что "данные товарные знаки состоят из других значимых лексических единиц английского языка, а именно из "снек" и из "мафия" / "мания", является необоснованным, поскольку элемент "снек" входит в состав всех трёх обозначений заявителя, в спорном обозначении, так и товарных знаках по свидетельствам Российской Федерации N 788069 и N 788061.
Таких спорное решение не содержит доводов относительно отличий части "маркет" заявленного обозначения относительно тождественных частей "маркет" иных обозначений, которым правовая охрана предоставлена. Ссылается на принцип разумных ожидания предоставления правовой охраны спорному обозначению.
Таким образом, общество считает, что оспариваемое решение Роспатента не соответствует пунктам 1 и 3 статьи 1483 ГК РФ.
До судебного заседания в суд через систему "Мой Арбитр" от Роспатента поступил отзыв, который суд приобщил к материалам дела.
Представитель предпринимателя в ходе судебного заседания поддержал заявленные требования, просил признать оспариваемое решение недействительным.
Представитель Роспатента поддержал оспариваемое решение, настаивая на его законности и обоснованности, просил в удовлетворении требований общества отказать.
Как следует из материалов дела, предприниматель обратился в Роспатент с заявкой N 2020752179 от 22.09.2020 на регистрацию обозначения "" в отношении широкого перечня товаров 21, 29, 30, 31-го классов и услуг 35-го класса МКТУ.
По результатам экспертизы заявленного обозначения Роспатент принял решение от 16.11.2021 об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2020752179, мотивированное несоответствием заявленного обозначения требованиям пунктов 1, 3 статьи 1483 ГК РФ.
Заключение по результатам экспертизы мотивировано тем, что входящий в состав заявленного обозначения словесный элемент "СНЕКМАРКЕТ" представляет собой сложносоставное слово, образованное путем слитного написания неохраноспособных слабых словесных элементов "СНЕК" (от английского - "snack" - лёгкая закуска - общее название лёгких блюд, предназначенных для утоления голода между основными приёмами пищи или получения удовольствия от вкуса") и "МАРКЕТ" (от английского - "market" - рынок, сбыт, торговля (см. Новые слова и значения. Словарь справочник по материалам прессы и литературы 90-х годов XX века. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2014, Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 - 1940)) и в целом воспринимается как "рынок снеков, сбыт снеков, торговля снеками", не обладает различительной способностью, в связи с чем является неохраноспособным согласно пункту 1 статьи 1483 ГК РФ в отношении части заявленных товаров 21, 29, 30, 31-го классов МКТУ и услуг 35-го классов МКТУ, поскольку указывает на вид и назначение товаров и услуг. Поскольку словесный элемент "СНЕКМАРКЕТ" занимает доминирующее положение в заявленном обозначении, и заявитель не представил документы, которые могли бы доказать приобретение различительной способности, то обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании пункта 1 статьи 1483 ГК РФ, а в отношении иной части товаров 21, 29, 30, 31-го классов и услуг 35-го классов МКТУ, не относящихся к "рынку снеков", заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании пункта 3 статьи 1483 ГК РФ, поскольку словесный элемент "СНЕКМАРКЕТ" заявленного обозначения способен ввести потребителей в заблуждение относительно вида и назначения товаров и услуг.
Предприниматель 27.12.2021 обратилось в Роспатент с возражением на решение экспертизы, доводы возражения сводилась к следующему:
- ни уведомление экспертизы, ни решение об отказе в регистрации не содержат детального анализа перечня товаров и услуг заявленного обозначения на предмет того, для каких именно товаров и услуг обозначение "СНЕКМАРКЕТ" является описательным, то есть напрямую характеризует заявленные товары, их вид и назначение;
- в решении об отказе в регистрации заявленного обозначения такие ссылки на использование обозначения "СНЕКМАРКЕТ" в гражданском обороте другими лицами, а также ссылки на то, что обозначение "СНЕКМАРКЕТ" используется потребителями в качестве описательного слова для каких-либо товаров или услуг, отсутствуют;
- словесный элемент "маркет" означает не только "сбыт", "торговля" и "рынок", но также может обозначать "торговый центр" (в самом широком смысле, как здание для продажи любых товаров, не только продовольственных), "биржу" (то есть место продажи акций), а также в качестве имени собственного, на что прямо указано в словарном источнике, на который ссылается эксперт в решении об отказе; - словесный элемент "снек" означает не только легкую закуску, но также может обозначать "привлекательный человек", "беззащитная жертва" (приложения N N 2-3);
- обозначение "Снекмаркет" не характеризует явным образом ни заявленные товары, ни услуги заявителя, поскольку слово включает в свой состав слово "снек", которое обладает самыми разными значениями и на русском, и на английском языках. Для формирования представления о значении этого слова среднему российскому потребителю потребуется обращение к дополнительным источникам информации и проведение самостоятельной логической операции - ассоциации, и вывод о значении обозначения может быть сформирован не прямо, а только через домысливания и ассоциации, что характеризует это слово как фантазийное; - заявитель является правообладателем серии товарных знаков со словами "снек", в которых часть словесного элемента "СНЕК" была зарегистрирована для товаров 29, 30 классов в качестве охраняемого элемента: товарные знаки " ", " " по свидетельствам N N 788069, 788061;
- заявителем приводятся примеры регистраций товарных знаков, в состав которых включен словесный элемент "МАРКЕТ" в качестве охраняемого: " ", " ", " ", " ", " ", " ", " " по свидетельствам N N 790997, 761544, 332158, 824464, 695894, 774852, 820364; - заявитель до даты подачи заявки на регистрацию товарного знака использовал обозначение " ", ввиду чего оно завоевало определенную нишу на российском рынке и за время использования стало узнаваемым в отношении товаров и услуг 21, 29, 30, 31, 35 классов МКТУ.
В подтверждение своих доводов предприниматель представил с возражение следующие документы:
К возражению приложены следующие материалы (копии):
1. Страницы словаря "Новые слова" 2014 года;
2. Распечатка сведений ресурса "Google Переводчик" относительно слова snack;
3. Страницы Кембриджского словаря со значениями слова snack;
4. Страниц ресурса "Википедия" со сведениями о городе Снек;
5. Судебная практика;
6. Сведения о товарном знаке по свидетельству N 788069;
7. Сведения о товарном знаке по свидетельству N 788061;
8. Фото-таблица торговых точек с вывесками "СНЕКМАНИЯ";
9. Акт выполненных работ по доменам снекмафия и т.п.;
10. Акт выполненных работ по домену снекмаркет;
11. Проект торговых помещений для магазинов "СНЕКМАРКЕТ";
12. Письмо регистратора REG.RU о приобретении доменов;
13. Договора аренды N 14 от июля 2021 года (г. Краснодар);
14. Договора аренды от января 2021 года (г. Сочи);
15. Договора аренды М-74 от октября 2021 года (г. Пятигорск);
16. Договора аренды Ч-005 от апреля 2021 года (г. Ставрополь).
Кроме того предприниматель 03.03.2022 направил в Роспатент ходатайство о сокращении перечня товаров 21, 29, 30, 31-го классов и услуг 35-го класса МКТУ до следующих позиций:
- товары 21-го класса "банки для печенья; блюда; блюда бумажные; графинчики для уксуса или масла; держатели для зубочисток; держатели для салфеток; держатели для чайных пакетиков; доски для резки кухонные; доски для резки хлеба; емкости бытовые или кухонные; емкости кухонные; емкости термоизоляционные; емкости термоизоляционные для напитков; емкости термоизоляционные для пищевых продуктов; зубочистки; изделия бытовые керамические; изделия из майолики; изделия из фарфора, керамики, фаянса, терракота или стекла художественные; кабаре [подносы для напитков]; кокотницы неэлектрические; корзинки для хлеба бытовые; корзины бытовые; коробки для завтрака; коробки для конфет; коробки для печенья; коробки для чая; кофемолки ручные; кружки пивные; кружки пивные с крышкой; крышки силиконовые многоразовые для пищевых продуктов; ложки для перемешивания [кухонная утварь]; ложки разливательные [кухонная утварь]; лопатки для тортов; лопатки кухонные; мельницы для перца ручные; мельницы ручные бытовые; мешки изотермические; миски [чаши]; наборы кухонной посуды; несессеры для пикников с набором посуды; ножи для резки бисквитов [кухонные принадлежности]; ножи для теста; пакеты охлаждающие для продуктов питания и напитков; перчатки кухонные; подносы бытовые; подставки для меню; подставки для ножей для сервировки стола; посуда глиняная; посуда для варки; посуда для тепловой обработки пищи; посуда из окрашенного стекла; посуда столовая, за исключением ножей, вилок и ложек; посуда фарфоровая; посуда фаянсовая; посуда хрустальная [стеклянная]; приборы для растительного масла и уксуса; салатницы; сервизы кофейные [столовая посуда]; сервизы чайные [столовая посуда]; сковороды; соломинки для дегустации напитков; сосуды для питья; сосуды для приготовления льда и напитков со льдом металлические; сосуды охлаждающие; стаканчики бумажные или пластмассовые; стаканы [емкости]; стаканы для напитков; сумки-холодильники переносные неэлектрические; тарелки; тарелки одноразовые; термосы; утварь кухонная; утварь кухонная для приготовления пиши неэлектрическая; фляги спортивные; формы [кухонная утварь]; формы для выпечки; формы для льда; формы кулинарные; хлебницы; чайники заварочные; чайники неэлектрические; чашки; ящики для выдачи бумажных салфеток" МКТУ;
- товары 29 класса "агар-агар для кулинарных целей; альгинаты для кулинарных целей; анчоусы неживые; арахис обработанный; артишоки консервированные; белки для кулинарных целей; белок яичный; бобы консервированные; бобы соевые консервированные для употребления в пищу; горох консервированный; грибы консервированные; гуакамоле; желатин; желе пищевое; желе фруктовое; желток яичный; жир кокосовый; закваска сычужная; заменители молока; изделия из сои порционные; изделия из тофу порционные; изделия колбасные; изюм; имбирь консервированный; имбирь кристаллизованный; имбирь маринованный; клипфиск [треска солено-сушеная]; кольца луковые; композиции из обработанных фруктов; компоты; консервы мясные; консервы овощные; консервы рыбные; консервы фруктовые; креветки неживые; креветки пильчатые неживые; кукуруза сахарная, обработанная; лангусты неживые; лосось неживой; мармелад, за исключением кондитерских изделий; масло арахисовое; масло какао пищевое; масло кокосовое жидкое пищевое; масло кокосовое твердое; масло кукурузное пищевое; масло кунжутное пищевое; масло льняное пищевое; масло оливковое первого холодного отжима пищевое; масло оливковое пищевое; масло пальмовое пищевое; масло пальмоядровое пищевое; масло подсолнечное пищевое; масло рапсовое пищевое; масло сливочное; масло соевое пищевое; мидии неживые; миндаль толченый; моллюски неживые; молоко арахисовое; молоко арахисовое для кулинарных целей; молоко кокосовое; молоко кокосовое для кулинарных целей; молоко миндальное; молоко миндальное для кулинарных целей; молоко овсяное; молоко рисовое; молоко рисовое для кулинарных целей; молоко сгущенное; молоко соевое; молоко сухое; мякоть фруктовая; мясо консервированное; мясо лиофилизированное; напитки на основе арахисового молока; напитки на основе кокосового молока; напитки на основе миндального молока; овощи консервированные; овощи лиофилизированные; овощи обработанные; овощи сушеные; оливки консервированные; омары неживые; орехи ароматизированные; орехи засахаренные; орехи кокосовые сушеные; орехи обработанные; паста фруктовая прессованная; плоды или ягоды, сваренные в сахарном сиропе; продукты рыбные пищевые; пюре клюквенное; пюре яблочное; раки неживые; ракообразные неживые; ракушки неживые; рыба консервированная; рыба неживая; рыба соленая; сардины неживые; сельдь неживая; семена обработанные; семена подсолнечника обработанные; сосиски; сосиски в сухарях; сыры; творог соевый; темпе; тофу; трепанги неживые; тунец неживой; устрицы неживые; фалафель; филе рыб; финики; фрукты глазированные; фрукты консервированные; фрукты обработанные; фундук обработанный; хлопья картофельные; хумус; цедра фруктовая; чипсы картофельные; чипсы картофельные низкокалорийные; чипсы фруктовые; экстракты водорослей пищевые; экстракты мясные; ягоды консервированные" МКТУ;
- товары 30 класса "ароматизаторы кофейные; ароматизаторы пищевые, кроме эфирных масел; бадьян; батончики злаковые; батончики злаковые с высоким содержанием белка; блюда, лиофилизированные, в которых макароны являются основным ингредиентом; блюда, лиофилизированные, в которых рис является основным ингредиентом; булгур; ванилин [заменитель ванили]; вафли; галеты солодовые; горчица; гренки; закуски легкие на основе риса; закуски легкие на основе хлебных злаков; заменители кофе; заменители кофе растительные; заправки для салатов; изделия желейные фруктовые [кондитерские]; изделия кондитерские из сладкого теста, преимущественно с начинкой; изделия кондитерские мучные; изделия кондитерские на основе арахиса; изделия кондитерские на основе миндаля; изделия кондитерские фруктовые; изделия макаронные; какао; капсулы кофейные; заполненные карамели [конфеты]; карри [приправа]; кетчуп [соус]; киноа обработанная; киш; конфеты; конфеты лакричные [кондитерские изделия]; конфеты мятные; конфеты мятные для освежения дыхания; корица [пряность]; кофе; крахмал пищевой; крекеры; крекеры рисовые; круассаны; крупа кукурузная; крупа манная; крупа овсяная; крупа ячневая; крупы пищевые; кукуруза молотая; кукуруза поджаренная; куркума; кускус; лапша; лапша соба; лапша удон; майонез; макарон [печенье]; макароны; мамалыга; марципан; мука бобовая; мука гречневая; мука из тапиоки; мука картофельная; мука кукурузная; мука ореховая; мука пищевая; мука пшеничная; мука соевая мука ячменная; муссы десертные [кондитерские изделия]; муссы шоколадные; мюсли; мята для кондитерских изделий; нуга; орех мускатный; орехи в шоколаде; палочки лакричные [кондитерские изделия]; паста имбирная [приправа]; пастилки [кондитерские изделия]; перец; перец душистый; перец стручковый [специи]; печенье; печенье кокосовое; печенье сухое; помадки [кондитерские изделия]; попкорн; порошки пекарские; порошок горчичный; пралине; приправы; продукты зерновые; продукты на основе овса; пряники; пряности; птифуры; пудра для кондитерских изделий; резинки жевательные; резинки жевательные для освежения дыхания; рис; рис моментального приготовления; саго; сахар; сахар леденцовый; сахар пальмовый; семена кунжута [приправы]; семена льна для кулинарных целей [приправы]; семена обработанные, используемые в качестве приправы; семя анисовое; сироп агавы [натуральный подсластитель]; сироп золотой; сироп из мелассы; сладости; смеси панировочные; сода пищевая [натрия бикарбонат для приготовления пищи]; солод для употребления в пищу; соль поваренная; соусы [приправы]; спагетти; специи; сухари; сухари панировочные; сэндвичи; тамаринд [приправа]; тапиока; травы огородные консервированные [специи]; халва; хлеб; хлеб безглютеновый; хлеб из пресного теста; хлопья [продукты зерновые]; хлопья кукурузные; хлопья овсяные; хот-доги; цикорий [заменитель кофе]; чай; чеснок измельченный [приправа]; чизбургеры [сэндвичи]; шафран [специи]; шоколад; шоколатины; эссенции пищевые, за исключением эфирных эссенций и эфирных масел; ячмень очищенный" МКТУ;
- услуги 31 класса "арахис необработанный; бобы необработанные; бобы соевые свежие; горох необработанный; гречиха необработанная; зерна злаков необработанные; зерно [злаки]; имбирь свежий; какао-бобы необработанные; киноа необработанная; корневища цикория; кукуруза; кунжут съедобный необработанный; маслины [оливы] необработанные; миндаль [плоды]; овес; орехи кокосовые; орехи кола; орехи необработанные; пшеница; рис необработанный; рожь; фундук необработанный; чечевица необработанная; ячмень" МКТУ;
- услуги 35-го класса "организация торговых ярмарок; управление внешнее административное для компаний; управление деятельностью внештатных сотрудников; управление процессами обработки заказов товаров; услуги по розничной торговле хлебобулочными изделиями; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги субподрядные [коммерческая помощь]" МКТУ.
По результатам рассмотрения возражения Роспатент принял решение от 12.04.2022 об отказе удовлетворении возражения и об оставлении в силе решения экспертизы.
Предприниматель, не согласившись с решением Роспатента, обратился в Суд по интеллектуальным правам с заявлением о признании решения от 12.04.2022 недействительным.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в силу нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 указанной статьи заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Срок на обращение в суд с заявлением о признании недействительным оспариваемого решения Роспатента предпринимателем не пропущен, что уполномоченный орган не оспаривает.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исходя из полномочий Роспатента, закрепленных в Положении о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 N 218 "О Федеральной службе по интеллектуальной собственности", рассмотрение возражения против предоставления правовой охраны спорному товарному знаку и принятие решения по результатам рассмотрения такого возражения находится в рамках компетенции этого государственного органа.
Таким образом, Роспатент принял оспариваемое решение в рамках своих полномочий, что не оспаривается в заявлении, поданном в суд.
При проверке оспариваемого решения Роспатента на соответствие требованиям действующего законодательства судебная коллегия установила следующее.
С учетом даты поступления заявки на регистрацию товарного знака (22.09.2020) и разъяснений в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 10) правовая база для оценки охраноспособности обозначения включает в себя ГК РФ и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 482, зарегистрированным в Минюсте России 18.08.2015 (далее - Правила N 482).
Согласно пункту 1 статьи 1483 ГК РФ не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
2) являющихся общепринятыми символами и терминами;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1483 ГК РФ не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
При рассмотрении возражения Роспатент установил, что словесный элемент "СНЕКМАРКЕТ" образован из двух слов "СНЕК", которое является транслитерацией английского слова "snack", которое переводится на русский язык как "легкая закуска" (https://dictionary.cambridge.org/ru/словарь/англорусский/snack)) и "МАРКЕТ", которое является транслитерацией английского слова "market", которое переводится на русский язык как "магазин, рынок" (https://dictionary.cambridge.org/ru/словарь/англо-русский/market)), написанных слитно, и представляет собой сложносоставное слово. При этом Роспатент исходил из того, что к снекам относятся, в частности, чипсы, семечки, орешки, сухарики, соломка, сушеная рыба, кальмары, мюсли, хрустящие хлопья, сухофрукты, злаковые и шоколадные батончики, крекеры, печенье, попкорн (https://znaytovar.ru/new344.html; http://rybolov-company.ru/chto-takoye-sneki).
С учетом установленного смыслового значения слов, образующих спорное обозначения, Роспатент заключил, что оно может означать "магазин снеков", вследствие чего указанный словесный элемент не является оригинальным, не обладает различительной способностью, характеризует часть заявленных товаров 21, 29, 30, 31-го и услуг 35-го классов МКТУ, указывая на их назначение, и должен оставаться свободным для использования другими лицами, которые оказывают однородные товары услуги. Так,
Роспатент установил, что в отношении заявленных товаров "арахис обработанный; изюм; клипфиск [треска солено-сушеная]; кольца луковые; миндаль толченый; орехи ароматизированные; орехи засахаренные; орехи кокосовые сушеные; орехи обработанные; семена обработанные; семена подсолнечника обработанные; финики; фундук обработанный; хлопья картофельные; чипсы картофельные; чипсы картофельные низкокалорийные; чипсы фруктовые" 29-го класса, товаров "батончики злаковые; батончики злаковые с высоким содержанием белка; крекеры; крекеры рисовые; макарон [печенье]; орех мускатный; орехи в шоколаде; печенье; печенье кокосовое; печенье сухое; попкорн; птифуры; сухари; сухари панировочные; хлопья [продукты зерновые]; хлопья кукурузные; хлопья овсяные" 30-го класса, товаров "арахис необработанный; миндаль [плоды]; орехи кокосовые; орехи кола; орехи необработанные; фундук необработанный" 31-го класса МКТУ словесный элемент "СНЕКМАРКЕТ" может указывать на ассортиментный ряд магазинов, а именно на то, что в них продается продукция в виде снеков.
Относительно товаров "банки для печенья; блюда; блюда бумажные; держатели для зубочисток; держатели для салфеток; доски для резки кухонные; емкости бытовые или кухонные; емкости кухонные; емкости термоизоляционные; емкости термоизоляционные для пищевых продуктов; зубочистки; коробки для завтрака; коробки для печенья; крышки силиконовые многоразовые для пищевых продуктов; миски [чаши]; наборы кухонной посуды; несессеры для пикников с набором посуды; посуда глиняная; посуда из окрашенного стекла; посуда столовая, за исключением ножей, вилок и ложек; посуда фарфоровая; посуда фаянсовая; посуда хрустальная [стеклянная]; сумки-холодильники переносные неэлектрические; тарелки; тарелки одноразовые; ящики для выдачи бумажных салфеток" 21-го класса МКТУ Роспатент указал, что они являются сопутствующими вышеперечисленным товарам 29, 30, 31-го классов МКТУ, в связи с чем также могут продаваться в указанных магазинах.
Что касается испрашиваемых услуг "организация торговых ярмарок; управление процессами обработки заказов товаров; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]" 35-го класса МКТУ то они напрямую связаны с продвижением товаров, то есть тоже могут быть связаны с деятельностью магазинов. Таким образом, регистрация подобного обозначения нарушила бы пункт 1 статьи 1483 ГК РФ.
При этом Роспатент исследовал материалы, представленные заявителем в качестве подтверждения приобретения заявленным обозначением различительной способности и установил, что представленные фототаблица торговых точек с вывесками "СНЕКМАНИЯ", акты выполненных работ по доменам снекмафия и снекмаркет, проект торговых помещений для магазинов "СНЕКМАРКЕТ", письмо регистратора REG.RU о приобретении доменов, договор аренды N 14 от июля 2021 года (г. Краснодар), договора аренды от января 2021 года (г. Сочи); договор аренды М-74 от октября 2021 года (г. Пятигорск), договор аренды Ч-005 от апреля 2021 года (г. Ставрополь), либо датированы позже даты приоритета заявленного обозначения (после 22.09.2020), либо не имею исходных данных.
Установив указанные обстоятельства, Роспатент заключил, что они не позволяют прийти к выводу, что до даты приоритета заявки N 2020752179 заявленное обозначение воспринималось как знак маркировки товаров 21, 29, 30, 31-го классов и услуг 35-го класса МКТУ, оказываемых заявителем.
Так, Роспатент указал, что заявитель не представил необходимые сведения об объемах предоставляемых товаров/оказываемых услуг; длительности и регулярности использования; объеме затрат на рекламу; а также сведения об информированности потребителя о товарах/услугах заявителя, маркированных спорным товарным знаком. На основании вышеизложенных фактов, нельзя сделать вывод о том, что обозначение "" широко известно среднему российскому потребителю и длительно используется заявителем на территории всей Российской Федерации.
Таким образом, Роспатент пришел к выводу о том, что спорное обозначение "" в отношении приведенной выше части товаров 21, 29, 30, 31-го классов и услуг 35-го класса МКТУ указывает на назначение, для которых зарегистрирован спорный товарный знак, что не соответствует требованиям пункта 1 статьи 1483 ГК РФ.
Вместе с тем в отношении товаров "агар-агар для кулинарных целей; альгинаты для кулинарных целей; анчоусы неживые; артишоки консервированные; белки для кулинарных целей; белок яичный; бобы консервированные; бобы соевые консервированные для употребления в пищу; горох консервированный; грибы консервированные; гуакамоле; желатин; желе пищевое; желе фруктовое; желток яичный; жир кокосовый; закваска сычужная; заменители молока; изделия из сои порционные; изделия из тофу порционные; изделия колбасные; имбирь консервированный; имбирь кристаллизованный; имбирь маринованный; композиции из обработанных фруктов; компоты; консервы мясные; консервы овощные; консервы рыбные; консервы фруктовые; креветки неживые; креветки пильчатые неживые; кукуруза сахарная, обработанная; лангусты неживые; лосось неживой; мармелад, за исключением кондитерских изделий; масло арахисовое; масло какао пищевое; масло кокосовое жидкое пищевое; масло кокосовое твердое; масло кукурузное пищевое; масло кунжутное пищевое; масло льняное пищевое; масло оливковое первого холодного отжима пищевое; масло оливковое пищевое; масло пальмовое пищевое; масло пальмоядровое пищевое; масло подсолнечное пищевое; масло рапсовое пищевое; масло сливочное; масло соевое пищевое; мидии неживые; моллюски неживые; молоко арахисовое; молоко арахисовое для кулинарных целей; молоко кокосовое; молоко кокосовое для кулинарных целей; молоко миндальное; молоко миндальное для кулинарных целей; молоко овсяное; молоко рисовое; молоко рисовое для кулинарных целей; молоко сгущенное; молоко соевое; молоко сухое; мякоть фруктовая; мясо консервированное; мясо лиофилизированное; напитки на основе арахисового молока; напитки на основе кокосового молока; напитки на основе миндального молока; овощи консервированные; овощи лиофилизированные; овощи обработанные; овощи сушеные; оливки консервированные; омары неживые; паста фруктовая прессованная; плоды или ягоды, сваренные в сахарном сиропе; продукты рыбные пищевые; пюре клюквенное; пюре яблочное; раки неживые; ракообразные неживые; ракушки неживые; рыба консервированная; рыба неживая; рыба соленая; сардины неживые; сельдь неживая; сосиски; сосиски в сухарях; сыры; творог соевый; темпе; тофу; трепанги неживые; тунец неживой; устрицы неживые; фалафель; филе рыб; фрукты глазированные; фрукты консервированные; фрукты обработанные; хумус; цедра фруктовая; чипсы картофельные; экстракты водорослей пищевые; экстракты мясные; ягоды консервированные" 29-го класса, товаров "ароматизаторы кофейные; ароматизаторы пищевые, кроме эфирных масел; бадьян; блюда, лиофилизированные, в которых макароны являются основным ингредиентом; блюда, лиофилизированные, в которых рис является основным ингредиентом; булгур; ванилин [заменитель ванили]; вафли; галеты солодовые; горчица; гренки; закуски легкие на основе риса; закуски легкие на основе хлебных злаков; заменители кофе; заменители кофе растительные; заправки для салатов; изделия желейные фруктовые [кондитерские]; изделия кондитерские из сладкого теста, преимущественно с начинкой; изделия кондитерские мучные; изделия кондитерские на основе арахиса; изделия кондитерские на основе миндаля; изделия кондитерские фруктовые; изделия макаронные; какао; капсулы кофейные; заполненные карамели [конфеты]; карри [приправа]; кетчуп [соус]; киноа обработанная; киш; конфеты; конфеты лакричные [кондитерские изделия]; конфеты мятные; конфеты мятные для освежения дыхания; корица [пряность]; кофе; крахмал пищевой; круассаны; крупа кукурузная; крупа манная; крупа овсяная; крупа ячневая; крупы пищевые; кукуруза молотая; кукуруза поджаренная; куркума; кускус; лапша; лапша соба; лапша удон; майонез; макароны; мамалыга; марципан; мука бобовая; мука гречневая; мука из тапиоки; мука картофельная; мука кукурузная; мука ореховая; мука пищевая; мука пшеничная; мука соевая мука ячменная; муссы десертные [кондитерские изделия]; муссы шоколадные; мюсли; мята для кондитерских изделий; нуга; палочки лакричные [кондитерские изделия]; паста имбирная [приправа]; пастилки [кондитерские изделия]; перец; перец душистый; перец стручковый [специи]; помадки [кондитерские изделия]; порошки пекарские; порошок горчичный; пралине; приправы; продукты зерновые; продукты на основе овса; пряники; пряности; пудра для кондитерских изделий; резинки жевательные; резинки жевательные для освежения дыхания; рис; рис моментального приготовления; саго; сахар; сахар леденцовый; сахар пальмовый; семена кунжута [приправы]; семена льна для кулинарных целей [приправы]; семена обработанные, используемые в качестве приправы; семя анисовое; сироп агавы [натуральный подсластитель]; сироп золотой; сироп из мелассы; сладости; смеси панировочные; сода пищевая [натрия бикарбонат для приготовления пищи]; солод для употребления в пищу; соль поваренная; соусы [приправы]; спагетти; специи; сэндвичи; тамаринд [приправа]; тапиока; травы огородные консервированные [специи]; халва; хлеб; хлеб безглютеновый; хлеб из пресного теста; хот-доги; цикорий [заменитель кофе]; чай; чеснок измельченный [приправа]; чизбургеры [сэндвичи]; шафран [специи]; шоколад; шоколатины; эссенции пищевые, за исключением эфирных эссенций и эфирных масел; ячмень очищенный" 30-го класса, товаров "бобы необработанные; бобы соевые свежие; горох необработанный; гречиха необработанная; зерна злаков необработанные; зерно [злаки]; имбирь свежий; какао-бобы необработанные; киноа необработанная; корневища цикория; кукуруза; кунжут съедобный необработанный; маслины [оливы] необработанные; миндаль [плоды]; овес; пшеница; рис необработанный; рожь; чечевица необработанная; ячмень" 31-го класса МКТУ, которые не относятся к снекам, Роспатент пришел к выводу о том, что словесный элемент "СНЕКМАРКЕТ" способен ввести потребителя в заблуждение относительно вида товаров (перечисленные товары 29, 30, 31-го класса МКТУ не относятся к снекам) и их назначения (для быстрого употребления в пищу).
В отношении товаров "графинчики для уксуса или масла; держатели для чайных пакетиков; доски для резки хлеба; емкости термоизоляционные для напитков; изделия бытовые керамические; изделия из майолики; изделия из фарфора, керамики, фаянса, терракота или стекла художественные; корзины бытовые; кабаре [подносы для напитков]; кокотницы неэлектрические; корзинки для хлеба бытовые; коробки для конфет; коробки для чая; кофемолки ручные; кружки пивные; кружки пивные с крышкой; ложки для перемешивания [кухонная утварь]; ложки разливательные [кухонная утварь]; лопатки для тортов; лопатки кухонные; мельницы для перца ручные; мельницы ручные бытовые; мешки изотермические; ножи для резки бисквитов [кухонные принадлежности]; ножи для теста; пакеты охлаждающие для продуктов питания и напитков; перчатки кухонные; подносы бытовые; подставки для меню; подставки для ножей для сервировки стола; посуда для варки; посуда для тепловой обработки пищи; приборы для растительного масла и уксуса; салатницы; сервизы кофейные [столовая посуда]; сервизы чайные [столовая посуда]; сковороды; соломинки для дегустации напитков; сосуды для питья; сосуды для приготовления льда и напитков со льдом металлические; сосуды охлаждающие; стаканчики бумажные или пластмассовые; стаканы [емкости]; стаканы для напитков; термосы; утварь кухонная; утварь кухонная для приготовления пиши неэлектрическая; фляги спортивные; формы [кухонная утварь]; формы для выпечки; формы для льда; формы кулинарные; хлебницы; чайники заварочные; чайники неэлектрические; чашки" 21-го класса МКТУ Роспатент указал, что они представляют собой иную кухонную утварь, которая не используется при потреблении снеков, ввиду чего в отношении перечисленных товаров 21-го класса МКТУ словесный элемент "СНЕКМАРКЕТ" также будет вводить потребителя в заблуждение в отношении вида и назначения товаров.
В отношении услуг 35-го класса МКТУ "управление внешнее административное для компаний; управление деятельностью внештатных сотрудников; услуги по розничной торговле хлебобулочными изделиями; услуги субподрядные [коммерческая помощь]", не связанных с продвижением товаров через "магазин снеков" - что заявленное обозначение будет вводить потребителя в заблуждение в отношении назначения данных услуг, так как указанные услуги относятся к иным видам услуг, а именно к услугам менеджерским в сфере бизнеса, а также к услугам по продвижению хлебобулочных изделий, и при маркировке данных услуг заявленным обозначением в сознании потребителя будут возникать ложные ассоциации, связанные с продажей товаров, в силу чего заявленное обозначение нарушает пункт 3 статьи 1483 ГК РФ.
Проверив по доводам предпринимателя выводы Роспатента о том, что спорное обозначение характеризует часть заявленных товаров 21, 29, 30, 31-го классов и услуг 35-го класса МКТУ, указывая на их назначение, а для другой части товаров и услуг указанных классов будет вводить в заблуждение относительно вида товаров и назначения товаров и услуг, судебная коллегия считает их правильными и соответствующими пунктам 1 и 3 статьи 1483 ГК РФ ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 34 Правил N 482 в ходе экспертизы заявленного обозначения устанавливается, не относится ли заявленное обозначение к объектам, не обладающим различительной способностью или состоящим только из элементов, указанных в пункте 1 статьи 1483 ГК РФ. К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся, в частности, простые геометрические фигуры, линии, числа; отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово; общепринятые наименования; реалистические или схематические изображения товаров, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
Такие элементы могут быть включены в соответствии с пунктом 1 статьи 1483 ГК РФ в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.1 той же статьи (пункт 35 названных Правил).
Заявленным обозначениям, состоящим только из описательных элементов, не предоставляется правовая охрана, а производителям - исключительное право на их использование, т.к. у любого лица может возникнуть необходимость использовать в хозяйственном обороте обозначения, которые описывают товар. Такие обозначения называются описательными.
Следует, однако, различать обозначения описательные и обозначения, вызывающие в сознании потребителя представление о производимых товарах через ассоциации. Последним может быть предоставлена правовая охрана. Если в процессе экспертизы возникает вопрос - является ли элемент описательным, целесообразно исходить из следующего.
В том случае, когда для того, чтобы сформулировать описательную характеристику товара или характеристику сведений об изготовителе, нужны дополнительные рассуждения, домысливания, ассоциации, можно признать, что анализируемый элемент не является описательным.
Подтверждением описательности могут быть положительные ответы на следующие вопросы:
1. Понятен ли рядовому потребителю смысл элемента без дополнительных рассуждений и домысливания?
2. Воспринимается ли рядовым потребителем элемент как прямо (не через ассоциации) описывающий вид, характеристики товара, сведения об изготовителе?
Таким образом, исходя из положений пункта 1 статьи 1483 ГК РФ и пункта 34 Правил N 482 при решении вопроса о том, относится ли словесный элемент к обозначениям, состоящим только из элементов характеризующих товары, надлежит сопоставить спорное обозначение и соответствующие товары, для решения вопроса о том, является ли оно для них описательным или фантазийным.
Судебная коллегия, самостоятельно исследовав спорное обозначение "" и указанные выше товары 21, 29, 30, 31-го классов МКТУ и услуг 35-го класса МКТУ, соглашается с изложенными выше выводами Роспатента, поскольку на оба приведенные выше вопроса следует утвердительный ответ.
В отношении словесного элемента "Снекмаркет" не никаких дополнительных рассуждений и домысливания потребителю не требуется, так как анализируемый словесный элемент образован простым слитным написанием слов, каждое из которых имеет значение.
Президиум Суда по интеллектуальным правам неоднократно обращал внимание на то, что в случае, если словесные элементы спорного товарного знака выполнены без выделения слогов, то их оценка производится без разделения на составные части.
Из правил русского языка следует, что сложное слово, это слово, образованное соединением двух или нескольких основ в процессе морфологического словопроизводства. Чаще всего сложные слова образуются при помощи соединительных гласных о и е (http://dic.academic.ru/dic.nsf/lingvistic/1497/сложное).
Исходя из этих правил следует, что слово "снекмаркет" является сложным словом, состоящим из слов "снек" и "маркет".
В настоящем случае один только факт вхождения в словесный элемент "СНЕКМАРКЕТ" части "снек" действительно не является достаточным основанием для вывода о том, что обозначение в целом указывает на вид товаров - снеки.
Вместе с тем судебная коллегия при оценке словесного элемента "СНЕКМАРКЕТ" учитывает восприятие обозначения рядовым потребителем и при общеизвестной распространенности в повседневной речи слов "снек" и "маркет" считает очевидным, что при восприятии слитно написанного обозначения оно воспринимается именно как место (магазин, рынок) где продаются снеки.
Так вопреки мнению предпринимателя об обратном словесный элемент "СНЕКМАРКЕТ" понятен рядовому потребителю как "магазин снеков" без дополнительных рассуждений и домысливания.
При этом судебная коллегия исследовала источники информации в сети Интернет по ссылкам, приведенным в оспариваемом решении, и установила, что часть веб-сайта https://dictionary.cambridge.org/ru/ выполнена на русском языке и явно предназначена для русскоязычной аудитории, источники, размещенные по адресам https://znaytovar.ru/new344.html, http://rybolov-company.ru/chto-takoye-sneki являются российскими веб-сайтами. В указанных источниках действительно приведены сведения об установленном Роспатентом смысловом значении слов "snack" и "market".
При таких обстоятельствах доводы предпринимателя о том, что использованные Роспатентом словарные источники являются англоязычными и не подтверждают ассоциаций именно у российских потребителей, не нашли своего подтверждения.
Суд отмечает, что само по себе отсутствие конкретного словесного элемента в словарно-справочных источниках не означает, что у этого словесного элемента отсутствует семантическое значение.
Семантическое значение может быть не только у слов, включенных в словари, но и у иных словесных элементов, в отношении которых установлено, что адресной группой потребителей (российские потребители товаров, в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака) очевидно воспринимается их смысл, в том числе у слов, образованных по правилам словообразования.
Аналогичный подход отражен в постановлениях президиума Суда по интеллектуальным правам от 10.03.2017 по делу N СИП-430/2016, от 10.07.2017 по делу N СИП-629/2016.
В указанной связи судебная коллегия принимает во внимание очевидные для потребителей семантические признаки обозначения, при которых первые четыре буквы "СНЕК" выступают "сильной" частью обозначения при восприятии его потребителями, указывают на товары, с которыми обозначение ассоциируется, а последние шесть букв "МАРКЕТ" указывают только лишь на предоставление таких товаров, на место их продажи.
Доводы заявителя о наличии у слов "снек" и "маркет", других значений в русском языке приведены для указанных слов, употребляемых раздельно, и не опровергают указанные обстоятельства.
С учетом изложенного для поименованных выше товаров 29, 30, 31-го классов МКТУ словесный элемент "СНЕКМАРКЕТ" указывает на вид товаров (снеки) или на назначение (быстрое употребление в пищу).
Относительно товаров "банки для печенья; блюда; блюда бумажные; держатели для зубочисток; держатели для салфеток; доски для резки кухонные; емкости бытовые или кухонные; емкости кухонные; емкости термоизоляционные; емкости термоизоляционные для пищевых продуктов; зубочистки; коробки для завтрака; коробки для печенья; крышки силиконовые многоразовые для пищевых продуктов; миски [чаши]; наборы кухонной посуды; несессеры для пикников с набором посуды; посуда глиняная; посуда из окрашенного стекла; посуда столовая, за исключением ножей, вилок и ложек; посуда фарфоровая; посуда фаянсовая; посуда хрустальная [стеклянная]; сумки-холодильники переносные неэлектрические; тарелки; тарелки одноразовые; ящики для выдачи бумажных салфеток" 21-го класса МКТУ словесный элемент "СНЕКМАРКЕТ" указывает на то, что они предназначены для снеков, указанные товары являются сопутствующими для товаров "снеки".
Для услуг "организация торговых ярмарок; управление процессами обработки заказов товаров; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]" 35-го класса МКТУ словесный элемент "СНЕКМАРКЕТ" указывает на деятельность по продаже снеков.
Согласно пункту 37 Правил N 482 к ложным или способным ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности. В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из элементов обозначения, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение.
При проверке выводов Роспатента о том, что для остальной части товаров 21, 29, 30, 31-го классов и услуг 35-го класса МКТУ обозначение "" способно ввести потребителя в заблуждение относительно вида и назначение товаров и услуг судебная коллегия исходит из установленного выше смыслового значения обозначения в глазах потребителей и учитывает, что остальная часть приведенных выше товаров по своей природе относится к иным товарам, не являющимся снекам, не связанным с ними и не предназначенными для них.
В указанной связи судебная коллегия соглашается с выводами Роспатента о том, что для поименованных выше товаров обозначение способно ввести потребителя в заблуждение относительно вида товаров (перечисленные товары 21, 29, 30, 31-го классов МКТУ не относятся к снекам и их назначения (для быстрого употребления в пищу)).
С учетом того, что спорное обозначение воспринимается потребителями как "магазин снеков" являются обоснованными и выводы оспариваемого решения о том, что для услуг 35-го класса МКТУ "управление внешнее административное для компаний; управление деятельностью внештатных сотрудников; услуги по розничной торговле хлебобулочными изделиями; услуги субподрядные [коммерческая помощь]", не связанных с продвижением товаров через "магазин снеков" заявленное обозначение будет вводить потребителя в заблуждение в отношении назначения данных услуг, никак не связанных с продажей снеков.
Таким образом доводы заявителя о том, что у потребителей при восприятии обозначения "СНЕКМАРКЕТ" в отношении заявленных (уточненных) товаров и услуг возникают различные фантазийные ассоциации не находят своего подтверждения.
Ссылки предпринимателя на наличие у него серии товарных знаков, объединенных частью словесного элемента "СНЕК" не имеют правового значения, поскольку слово "СНЕК" является не самостоятельным элементом, а только частью единого словесного элемента, само по себе прямо указывает на товары, а предоставление правовой охраны обозначениям со словесными элементами "СНЕКМАНИЯ" и "СНЕКМАФИЯ", свидетельствуют лишь о том, что вторая часть таких обозначений для спорных товаров и их реализации несет большую индивидуализирующую нагрузку (фантазийность), в сравнении со второй частью спорного обозначения "МАРКЕТ".
Иные примеры регистрации других товарных знаков не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2006 N 8215/06, делопроизводство в Роспатенте по каждой заявке ведется отдельно с учетом фактических обстоятельств конкретного дела.
В настоящем случае из материалов дела не следует, что при регистрации других товарных знаков имели место аналогичные фактические обстоятельства.
С учетом изложенного подлежат отклонению и ссылки предпринимателя на регистрацию иных обозначений, таких как "PACKMARKET ПАКМАРКЕТ" по свидетельству Российской Федерации N 790997, "ГЕОМАРКЕТ GEOMARKET" по свидетельству Российской Федерации N 761564, "ТЕХНОМАРКЕТ" по свидетельству Российской Федерации N 332158 и других товарных знаков с элементом "МАРКЕТ", поскольку отсутствуют сведения о том, что начальные части указанных обозначений прямо указывают на наименование товаров, в отношении которых обозначения зарегистрированы, следовательно, такая регистрация не нарушает принцип разумных ожиданий заявителя.
При этом судебная коллегия учитывает, что предприниматель по существу не оспаривает изложенные выше мотивированные выводы решения Роспатента об отсутствии относимых и достаточных доказательств приобретения различительной способности спорным обозначением в отношении товаров 21, 29, 30, 31-го классов и услуг 35-го класса МКТУ по смыслу пункта 1.1 статьи 1483 ГК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, оценив в соответствии с требованиями части 2 статьи 65, статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доводы и возражения сторон и представленные ими доказательства, суд приходит к выводам о соответствии оспариваемого пунктам 1 и 3 статьи 1483 ГК РФ.
Поскольку выводы решения Роспатента признаны правомерными, то у суда отсутствуют основания для признания незаконным оспариваемого ненормативного правового акта, поскольку суд проверил и установил, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, соответствует требованиям законодательства в указанной части, существенных нарушений процедуры рассмотрения возражения не установлено, в связи с чем требование заявителя о признании оспариваемого решения недействительным удовлетворению не подлежит.
На основании вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Роспатента соответствует вышеприведенным правовым нормам, основания для признания его недействительным отсутствуют.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления с учетом принятого судебного акта подлежат распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и относятся на предпринимателя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд по интеллектуальным правам
РЕШИЛ:
требования индивидуального предпринимателя Папаяна Артура Рафаэльевича (ОГРНИП 312265108100010) оставить без удовлетворения.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Суда по интеллектуальным правам в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.П. Рогожин |
Судья |
Д.А. Булгаков |
Судья |
И.В. Лапшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Суда по интеллектуальным правам от 15 сентября 2022 г. по делу N СИП-488/2022
Текст решения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2022 Постановление Суда по интеллектуальным правам N С01-2148/2022
07.12.2022 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-488/2022
21.10.2022 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-2148/2022
15.09.2022 Решение Суда по интеллектуальным правам N СИП-488/2022
15.08.2022 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-488/2022
28.06.2022 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-488/2022
02.06.2022 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-488/2022