Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 16 сентября 2022 года N 565-рп
Основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее также - основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики автономного округа на 2023 - 2025 годы) разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с учетом Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года (далее - послание Президента Российской Федерации), указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ N 597), от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" (далее - Указ N 761), от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Указ N 1688), от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204), от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474), от 4 февраля 2021 года N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации", от 2 марта 2022 года N 83 "О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации", Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года, Стратегии цифровой трансформации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период 2024 года и на плановый период до 2030 года, бюджетного прогноза Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2036 года, Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах.
Целью разработки основных направлений налоговой, бюджетной и долговой политики автономного округа на 2023 - 2025 годы является определение на ближайший трехлетний период базовых принципов, условий и подходов, применяемых при формировании бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ) на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
На 2023 - 2025 годы сохраняются приоритеты налоговой, бюджетной и долговой политики автономного округа, обеспечивающие финансовую устойчивость и сбалансированность бюджетной системы автономного округа, достижение национальных целей развития Российской Федерации, направленных на повышение уровня жизни граждан, защиту и укрепление их здоровья, расширение возможностей для самореализации, обеспечение достойного эффективного труда людей и успешное предпринимательство, а также на создание качественной и безопасной среды для жизни.
Основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики автономного округа на 2023 - 2025 годы разработаны с использованием данных базового варианта сценарных условий прогноза социально-экономического развития автономного округа на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - прогноз социально-экономического развития автономного округа на 2023 - 2025 годы), учитывающего проактивную экономическую политику, включающую комплекс мероприятий, направленных на поддержку экономики, что позволит адаптироваться к новым условиям, перестроить хозяйственные связи.
I. Основные направления налоговой политики
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, основные подходы к ее формированию
Основные задачи в сфере налоговой политики автономного округа в предыдущие периоды выполнены и способствовали развитию экономических отношений в регионе. Принимаемые решения, в том числе и несистемные, легли в основу создания условий для благоприятного инвестиционного климата, развития малого и среднего бизнеса, повышения доступности применения наиболее доброжелательного режима налогообложения.
Приоритетным направлением налоговой политики автономного округа в предшествующие периоды было обеспечение социально-экономического развития региона и сбалансированности бюджета, которые потребовали принятие точечных, рациональных мер поддержки. В текущем периоде в сложившихся условиях основным вектором развития налоговой политики станет установление оптимальной налоговой нагрузки, продвижение на практике на региональном уровне федеральных решений.
Этому будет способствовать решение следующих задач:
обеспечение стабильных условий для деятельности инвесторов и развития механизмов привлечения инвестиций в целях реализации инвестиционных проектов, увеличения числа рабочих мест, создания новых хозяйствующих субъектов и производств;
формирование оптимальной налоговой нагрузки для субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с установленными законодательством полномочиями по применению специальных налоговых режимов;
развитие, обеспечение надежности доходной базы консолидированного бюджета автономного округа;
соблюдение единых подходов к оценке эффективности налоговых расходов и распределение планируемых к установлению (пролонгации) налоговых льгот и преференций (налоговых расходов) по соответствующим региональным государственным программам.
В целях нивелирования экономических рисков, поддержки бизнеса в целом и отдельных отраслей, сохранения деловой активности в регионе на 2022 год:
установлена пониженная ставка в размере 4% по упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения "доходы";
продлена налоговая льгота в отношении объектов, расположенных на территории автономного округа и предоставляемых арендаторам для осуществления деятельности в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, общественного питания и бытового обслуживания.
На 2022 - 2024 годы в целях обеспечения ускоренного развития отраслей информационных технологий и связи установлены:
налоговая ставка в размере 1% по упрощенной системе налогообложения, если объектом налогообложения являются "доходы", организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся правообладателями программ для электронных вычислительных машин, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и (или) получивших документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;
"налоговые каникулы" для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих разработку компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги, а также деятельность в области информационных технологий;
"налоговые каникулы" для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения и осуществляющих разработку компьютерного программного обеспечения, в том числе системного программного обеспечения, приложений программного обеспечения, баз данных, web-страниц, включая их адаптацию и модификацию.
Установлена пониженная ставка по налогу на прибыль организаций в размере 3% для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по предоставлению по лицензионному договору права пользования результатами интеллектуальной деятельности.
Расширено действие пониженной ставки в размере 1% для социально ориентированных организаций с целью ее применения религиозными организациями, не включенными в государственный реестр региональных социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки и (или) в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг.
В целях создания благоприятного инвестиционного климата и формирования оптимальной налоговой нагрузки:
а) продлить на 2023 год действие пониженной ставки в размере 1% по упрощенной системе налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих определенные виды деятельности и принявших в качестве объекта налогообложения "доходы".
б) пересмотреть с 2023 года механизм применения размера потенциально возможного к получению индивидуальными предприятиями годового дохода с 1 кв. м площади объекта стационарной торговой сети (с площадью зала обслуживания посетителей свыше 50 кв. м, но не более 150 кв. м), площади объекта организации общественного питания (с площадью зала обслуживания посетителей свыше 50 кв. м, но не более 150 кв. м) с целью пропорционального увеличения стоимости патента и снижения налоговой нагрузки на индивидуальных предпринимателей;
в) пересмотреть на 2023 год механизм предоставления налоговой преференции по налогу на имущество организаций субъектам малого и среднего предпринимательства в связи с вступлением в действие поправок, внесенных Федеральным законом от 29 ноября 2021 года N 382-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", заменив пониженные ставки на налоговую льготу в виде уменьшения исчисленной суммы налога на имущество;
г) пересмотреть с 2023 года условия предоставления налоговой льготы налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения, в виде уменьшения налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества на величину кадастровой стоимости 300 кв. м площади здания (строения, сооружения) или 100 кв. м площади помещения, снизив показатели: по учету в налоговых органах до 1 года, по среднесписочной численности - до 3 человек, по размеру заработной платы - до однократного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, с применением к нему районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
д) предоставить на период 2022 - 2024 годов льготу по налогу на имущество для аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в сфере информационно-коммуникационных технологий, в отношении объектов связи и центров обработки данных в размере 50%.
С 2023 года в целях укрепления доходной базы консолидированного бюджета автономного округа установить величину регионального коэффициента рынка труда в размере 2,59, исходя из принципа равных прав, в части оплаты труда и доступных вакансий как гражданам Российской Федерации, так и иностранным гражданам, осуществляющим трудовую деятельность на основании патента.
На основании полученных выводов об эффективности налоговых расходов автономного округа провести донастройку преференциальных налоговых режимов:
отменить невостребованные льготы по налогу на имущество и налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет автономного округа региональным социально ориентированным некоммерческим организациям;
продлить действие льгот:
по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет автономного округа на 1 год, в связи с изменениями, внесенными в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 28 июня 2022 года N 211-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации":
организациям, осуществляющим вид экономической деятельности "Обрабатывающие производства";
организациям, осуществляющим деятельность сухопутного, водного, воздушного транспорта, за исключением трубопроводного транспорта;
организациям, осуществляющим вид экономической деятельности "Сбор, обработка и утилизация отходов";
организациям, предоставляющим услуги в области добычи нефти и природного газа;
организациям, осуществляющим производство электроэнергии тепловыми электростанциями;
организациям - управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков;
организациям, являющимся владельцами лицензий на пользование участками недр на территории автономного округа, содержащими месторождения углеводородного сырья, которые вкладывают инвестиции в основной капитал (основные средства) и осуществляют расходы на проведение геологоразведочных работ на территории автономного округа;
по налогу на имущество организаций:
на 3 года:
организациям в отношении объектов жилищного фонда, находящихся в наемном доме коммерческого использования;
организациям в отношении производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, расположенных (полностью или частично) в границах поселений и обеспечивающих комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;
организациям, занимающимся распределением газообразного топлива, в отношении недвижимого имущества, относящегося к газораспределительным сетям;
организациям, оказывающим услуги почтовой связи;
организациям в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 1.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 ноября 2010 года N 190-оз "О налоге на имущество организаций";
организациям, осуществляющим выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей;
на 5 лет:
общественным организациям, в том числе первичным профсоюзным организациям;
организациям, осуществляющим деятельность в области лесоводства и (или) лесозаготовок;
организациям, осуществляющим производство пищевых продуктов и (или) напитков;
организациям, занимающимся обработкой древесины и производством изделий из дерева и пробки и (или) производством мебели;
организациям, осуществляющим деятельность по дошкольному образованию;
организациям в отношении недвижимого имущества, относящегося к объектам основных фондов природоохранного назначения;
организациям, являющимися владельцами лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения углеводородного сырья и расположенными полностью в границах, определенных пунктом 3.1 статьи 343.2 Налогового кодекса Российской Федерации;
по транспортному налогу на 3 года за легковые автомобили, грузовые автомобили и автобусы, использующие природный газ, газовые смеси, сжиженный углеводородный газ в качестве моторного топлива, электромобили и гибридные транспортные средства.
Внести корректировки в действующую редакцию налогового расхода в части исключения права применения инвестиционного налогового вычета в сумме расходов в виде пожертвований, перечисленных некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала для поддержки учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры. Так как пожертвования аккумулируются на счетах фондов и не направляются на формирование целевого капитала учреждений культуры.
Определить критерии для принятия решения о возможности расширения применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций как инструмента модернизации производства.
II. Основные направления бюджетной политики
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и подходы к формированию характеристик бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Задачи в области доходов бюджета автономного округа, поставленные в предыдущие периоды, сохраняют свою актуальность.
В целях устранения негативных последствий внешнего санкционного давления продолжится актуализация и реализация мер по поддержке и обеспечению развития экономики автономного округа, адаптация бюджетного курса под новые вызовы и условия. В среднесрочном и долгосрочном периодах необходимо обеспечить стабильность поступлений, достаточную для адаптации к меняющейся структуре и объему расходных обязательств бюджета автономного округа.
В 2023 - 2025 годах продолжится модернизация системы управления доходами посредством поэтапного перехода к единой цифровой модели управления доходами, к новой системе администрирования и формирования доходов бюджета.
Создаваемая Министерством финансов Российской Федерации совместно с финансовыми органами регионов система управления доходами предполагает:
а) открытость на всех этапах формирования и исполнения бюджета по доходам;
б) однократный ввод информации;
в) простоту и удобство использования системы в аналитических целях;
г) прослеживаемость всех стадий формирования каждого источника дохода - от его возникновения и установления полномочий по администрированию до прогноза и исполнения, сбора статистики, в том числе по предоставляемым льготам и формированию отчетности.
Основными приоритетами бюджетной политики автономного округа в области расходов по-прежнему являются достижение национальных целей развития и решение задач, обозначенных указами N 204, N 474 и посланием Президента Российской Федерации, поддержка семей с детьми, снижение бедности, обеспечение занятости населения, безусловное исполнение социально значимых обязательств, концентрация бюджетных инвестиционных ресурсов в приоритетных направлениях социально-экономического развития автономного округа.
Для формирования расходов бюджета автономного округа на 2023 - 2025 годы в качестве базовых приняты расходы, утвержденные Законом автономного округа от 25 ноября 2021 года N 85-оз "О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее - Закон N 85-оз), без учета федеральных средств и замены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц. Расходы бюджета автономного округа на 2025 год сформированы на уровне утвержденных Законом N 85-оз на 2024 год.
При расчете базовых предельных объемов расходов бюджета автономного округа на 2023 - 2025 годы учтены следующие факторы:
1) дополнительно включены бюджетные ассигнования на обеспечение социальных выплат, размер которых определяется от величины прожиточного минимума;
2) индексация с 1 января 2023 года на 6,1% отдельных мер социальной поддержки, относящихся к публичным и публичным нормативным обязательствам, расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами по их ремонту, расходов на организацию отдыха и оздоровления в части нормативов, утвержденных постановлением Правительства автономного округа от 27 января 2010 года N 21-п "О порядке организации отдыха и оздоровления детей, имеющих место жительства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";
3) с 1 сентября 2023 года проиндексированы на 6,1% расходы стипендиального фонда обучающихся (студентов) в государственных учреждениях высшего и профессионального образования автономного округа;
4) с 1 октября 2023 года проиндексирован на 6,1% фонд оплаты труда работников государственных учреждений, не учтенных в Указах Президента Российской Федерации N 597, N 761, N 1688, и работников государственных органов автономного округа;
5) в расчете фонда оплаты труда по категориям работников, указанных в Указах N 597, N 761, N 1688, учтено прогнозное значение показателя "среднемесячный доход от трудовой деятельности" на 2023 год - 79 358,8 рубля (согласно основным показателям прогноза социально-экономического развития автономного округа на 2023 - 2025 годы) с ростом к 2022 году на 6,4%;
6) учтено изменение численности контингента и получателей мер социальной поддержки, а также изменение показателей, учитываемых в методиках предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований автономного округа из бюджета автономного округа.
На 2024 - 2025 годы перечисленные параметры индексации учтены на уровне 2023 года, включая их перерасчет на полный год.
Увеличение расходов на финансирование программ развития экономики и поддержку граждан требует выделения значительных финансовых ресурсов, в связи с чем в предстоящей трехлетке планируется проведение бюджетной политики, направленной на обеспечение приоритизации и повышения результативности расходов.
Приоритетами сферы здравоохранения остаются обеспечение выполнения задач по совершенствованию оказания медицинской помощи, в том числе в труднодоступных и отдаленных районах, профилактике заболеваний, улучшению системы лекарственного обеспечения, привлечению высококвалифицированных специалистов, внедрению информационных технологий, модернизации первичного звена здравоохранения.
В целях создания условий для устойчивого естественного роста численности населения и укрепления системы социальной защиты материнства и детства, семей с детьми сохранится политика финансовой поддержки многодетных семей, семей при рождении детей, малообеспеченных семей с детьми.
Продолжится модернизация системы социальной поддержки исходя из принципов справедливости и нуждаемости, совершенствование механизмов оказания социальной помощи на основании социального контракта.
В плановом периоде будут реализованы мероприятия новой государственной программы автономного округа "Научно-технологическое развитие", направленные на обеспечение научно-технологического развития, развитие кадрового потенциала сферы научных исследований и разработок, повышение доступности для выпускников школ бюджетных мест для очного обучения по программам высшего профессионального образования, развитие вузовской науки, создание научно-технологического центра в городе Сургуте.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства будет продолжена реализация комплекса мер, направленных на обеспечение доступным и комфортным жильем, качественными коммунальными услугами жителей, повышение комфортности общественного пространства.
На завершение Адресной программы автономного округа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы, расположенного на территории автономного округа, признанного до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, в соответствии с региональным проектом "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда".
Продолжится государственная поддержка публично-правовой компании "Фонд развития территорий" в целях завершения строительством многоквартирных домов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан - участников долевого строительства.
В сфере промышленности для формирования условий развития импортозамещения в отраслях обрабатывающей промышленности, стимулирования локализации в автономном округе промышленных предприятий государственная поддержка будет направлена на создание, развитие объектов промышленной инфраструктуры, включая особую экономическую зону промышленно-производственного типа, промышленные площадки (индустриальные, промышленные парки), техническое переоснащение, автоматизацию производственных мощностей промышленных предприятий.
В сфере агропромышленного комплекса с целью обеспечения региональной продовольственной безопасности и увеличения объемов производства продукции в предстоящий трехлетний период будет продолжено оказание государственной поддержки производства продукции в первую очередь молочного и мясного скотоводства при развитии и укреплении материально-технической базы субъектов агропромышленного комплекса с внедрением современных технологий.
В целях сохранения благоприятной окружающей среды государственная поддержка будет оказана проектам развития инфраструктуры для эффективного обращения с отходами путем создания через концессию комплексных межмуниципальных и локальных полигонов для обработки, обезвреживания и размещения отходов, ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, создания памятников природы регионального значения и экологических троп для сохранения биоразнообразия и развития экотуризма.
Для повышения эффективности управления государственным имуществом планируется продолжить реализацию мероприятий по формированию оптимального состава государственного имущества, необходимого для реализации функций и приоритетов автономного округа.
В сфере информационных технологий и создания условий для цифрового развития продолжится реализация направлений по цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы, по формированию информационного пространства на основе широкомасштабного использования цифровых технологий, обеспечения безопасности информации в информационных системах органов власти автономного округа, государственных учреждений.
В целях улучшения условий ведения предпринимательской деятельности, увеличения численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства продолжится реализация мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в автономном округе, формирование благоприятных условий старта и ведения бизнеса, предусматривающих предоставление комплекса услуг начинающим и действующим субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе созданными физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно, в целях оказания поддержки молодым предпринимателям на ранних этапах развития бизнеса.
Для развития и сохранности сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения продолжится реализация мероприятий, направленных на строительство, увеличение доли автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям.
Бюджетные инвестиции в первую очередь будут направлены на завершение ранее начатых строительством объектов, создание объектов в соответствии с концессионными соглашениями, реализацию инфраструктурных проектов за счет бюджетных кредитов из федерального бюджета, создание объектов здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, транспорта и коммунальной инфраструктуры с привлечением средств федерального бюджета, создание локальных объектов для обработки, обезвреживания, размещения отходов, реализацию крупного инвестиционного проекта "Мостовой переход через реку Обь в районе г. Сургут".
Продолжится предоставление государственной поддержки в форме возмещения части затрат инвесторов на реализацию инвестиционных проектов "Создание производства отечественных белковых компонентов - основы сухих молочных продуктов для питания новорожденных и детей до шести месяцев" и "Инвестиционный проект по повышению качества пассажирских перевозок и развитию железнодорожной инфраструктуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Реконструкция вокзального комплекса Сургут и строительство нового здания вокзала Пыть-Ях".
Приоритеты бюджетной политики автономного округа на 2023 - 2025 годы в сфере межбюджетных отношений по-прежнему ориентированы на создание условий для поддержки устойчивости и сбалансированности бюджетов муниципальных образований автономного округа, обеспечение открытости и предсказуемости предоставления межбюджетных трансфертов, стимулирование органов местного самоуправления к наращиванию налогового потенциала, эффективному муниципальному управлению.
Важным направлением в системе межбюджетного регулирования, как и прежде, остается сокращение дифференциации уровня социально-экономического развития муниципальных образований и их бюджетной обеспеченности через предоставление "выравнивающих" межбюджетных трансфертов.
На 2023 - 2025 годы предусмотрена ежегодная индексация общих объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), субвенций и субсидий муниципальным районам на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений на 6,1%, 4,0%, 4,0% соответственно по годам.
В 2023 - 2025 годах сохранится предоставление муниципальным образованиям автономного округа дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов. В ее составе учтено предоставление дополнительной финансовой помощи муниципальным образованиям автономного округа на обеспечение расходных обязательств, связанных с увеличением фонда оплаты труда на 6,1% с 1 октября 2023 года по категориям работников муниципальных учреждений, не попадающим под действие указов N 597, N 761, а также обеспечение достигнутого уровня соотношений оплаты труда отдельных категорий работников, попадающих под действие указов N 597, N 761.
Будет продолжена практика мониторинга и оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях автономного округа, а также практика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, с предоставлением им дотаций (грантов) за достижение высоких показателей в указанных сферах. Проведение мониторинга является стимулирующим механизмом к повышению качества управления муниципальными финансами, в том числе к расширению практики реализации инициативных проектов в муниципальных образованиях, к достижению результатов и целевых показателей региональных проектов, направленных на достижение национальных целей, определенных указами N 204 и N 474.
В целях повышения финансовой самостоятельности местных бюджетов планируется передать на муниципальный уровень доходы, поступающие в бюджет автономного округа от специального налогового режима "Налог на профессиональный доход". Средства, поступающие в бюджет автономного округа от налога на профессиональный доход, будут передаваться в бюджеты муниципальных образований в форме дотаций.
Данная мера направлена на вовлечение органов местного самоуправления в работу по увеличению числа и легализации самозанятых граждан, созданию комфортного бизнес-климата и, как следствие, достижению целевого показателя по наращиванию численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства.
III. Основные направления долговой политики
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Долговая политика автономного округа определяет основные направления деятельности Правительства автономного округа по управлению государственным долгом автономного округа в целях привлечения необходимых для развития автономного округа заемных ресурсов при поддержании приемлемых уровней риска и стоимости заимствований.
Основные направления долговой политики автономного округа сформированы с учетом положений пункта 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Итоги реализации долговой политики автономного округа
в 2021 - 2022 годах
Долговая политика автономного округа предыдущих лет способствовала поддержанию долговой нагрузки автономного округа на управляемом уровне.
Государственный долг автономного округа по состоянию на 1 января 2022 года сократился по сравнению с 1 января 2021 года на 3 900,0 млн. рублей и составил 7 300,0 млн. рублей или 2,9% от доходов бюджета автономного округа без учета безвозмездных поступлений.
Государственный долг автономного округа в полном объеме состоит из государственных облигационных займов со сроком погашения до 2024 года.
Расходы на обслуживание долговых обязательств автономного округа за 2021 год составили 914,0 млн. рублей или 0,3% от расходов бюджета автономного округа, за исключением объема расходов, которые осуществлялись за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета.
Государственные заимствования в 2021 году не осуществлялись. Погашение и обслуживание долговых обязательств автономного округа выполнены в установленный срок и в полном объеме.
По итогам исполнения бюджета автономного округа за 2021 год ограничения по уровню государственного долга и расходов на его обслуживание, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, соблюдены.
По уровню долговой нагрузки по итогам 2021 года автономный округ занимает 7-е место среди субъектов Российской Федерации.
В 2022 году автономный округ получил бюджетный кредит из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов автономного округа в объеме 3 665,4 млн. рублей со сроком погашения в 2024 - 2037 годах и процентной ставкой в размере 3% годовых.
Государственный долг автономного округа по состоянию на 1 января 2023 года прогнозируется на уровне порядка 5,0% от доходов бюджета автономного округа без учета безвозмездных поступлений.
В 2022 году Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА) подтвердило кредитный рейтинг автономного округа наивысшего уровня по национальной шкале "ААА(RU)", прогноз "Стабильный", впервые присвоенный агентством региону в 2017 году. Кредитный рейтинг облигационных выпусков автономного округа 2016 и 2017 годов соответствует кредитному рейтингу региона.
Наивысший уровень кредитного рейтинга автономного округа обусловлен высокими показателями региональной экономики, высоким уровнем ликвидности бюджета автономного округа и низкой долговой нагрузкой.
Основные факторы, определяющие характер и направления
долговой политики автономного округа на 2023 - 2025 годы
Долговая политика автономного округа определяется текущими особенностями развития экономики автономного округа и Российской Федерации, размером дефицита бюджета автономного округа, а также требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Для обеспечения финансирования дефицита бюджета автономного округа в 2023 году и плановом периоде 2024 и 2025 годах планируется привлечение заемных средств. Исходя из этого, приоритеты долговой политики автономного округа будут сохранены и направлены на:
поддержание объема государственного долга автономного округа на уровне, не превышающем 50% от общего годового объема доходов бюджета автономного округа, без учета объема безвозмездных поступлений;
поддержание суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга автономного округа на уровне, не превышающем 13% от общего объема налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта автономного округа и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
поддержание объема расходов на обслуживание государственного долга автономного округа на уровне, не превышающем 5% от общего объема расходов бюджета автономного округа, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
сохранение финансовой устойчивости бюджета автономного округа;
сохранение репутации автономного округа как надежного заемщика, безупречно и своевременно выполняющего финансовые обязательства (поддержание высокого кредитного рейтинга);
обеспечение доступности информации о государственном долге автономного округа.
Цель и задачи долговой политики автономного округа
на 2023 - 2025 годы
Долговая политика автономного округа на 2023 - 2025 годы нацелена на поддержание долговой нагрузки на бюджет автономного округа на уровне, относящем автономный округ к субъектам Российской Федерации с высокой долговой устойчивостью.
Для достижения цели необходимо обеспечить:
эффективность осуществления государственных заимствований;
привлечение необходимого объема государственных заимствований, способных обеспечить решение социально-экономических задач развития автономного округа, не допустив при этом необоснованного роста государственного долга и повышения рисков неисполнения долговых обязательств;
контроль объема заимствований, прогнозируемого при среднесрочном планировании;
открытость процессов управления государственным долгом автономного округа;
гибкое реагирование на изменяющиеся условия финансовых рынков и использование наиболее благоприятных форм заимствований;
раскрытие информации о долговых обязательствах и проводимой заемной политике;
оперативное управление государственным долгом (корректировка сроков привлечения заимствований, сокращение объема заимствований с учетом результатов исполнения бюджета автономного округа).
Инструменты реализации долговой политики автономного округа
в 2023 - 2025 годах
В планируемом периоде в качестве источников финансирования дефицита бюджета автономного округа будут использованы инфраструктурные бюджетные кредиты из федерального бюджета, государственные ценные бумаги автономного округа и кредиты кредитных организаций.
При благоприятной конъюнктуре на финансовом рынке автономный округ планирует использование государственных ценных бумаг в качестве источника долгосрочного финансирования дефицита бюджета. Основными преимуществами указанного инструмента заимствования являются возможность гибкого управления государственным долгом при размещении государственных ценных бумаг, связанное с установлением объемов и графиков платежей, а также повышение открытости долговой политики автономного округа.
Привлечение кредитов от кредитных организаций планируется осуществлять с учетом складывающейся на рынке конъюнктуры в основном в форме возобновляемых кредитных линий, что позволит при нехватке бюджетных средств привлекать и погашать кредитные ресурсы в кратчайшие сроки, с целью минимизировать процентные платежи по коммерческим кредитам.
Основными инструментами реализации долговой политики являются:
мониторинг конъюнктуры долгового рынка;
мониторинг соответствия параметров государственного долга автономного округа ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и долговой политикой автономного округа;
осуществление заимствований и проведение операций с долговыми обязательствами, направленных на оптимизацию структуры государственного долга и сокращение расходов на его обслуживание;
организация учета долговых обязательств и операций с государственным долгом, исполнение долговых обязательств в соответствии с платежным графиком;
контроль и оценка рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом.
Расходные обязательства автономного округа по обслуживанию государственного долга автономного округа в 2023 - 2025 годах будут определяться на основании действующих долговых обязательств, планируемого объема и структуры заимствований, прогнозного уровня доходности государственных облигаций автономного округа и прогнозной стоимости кредитных ресурсов.
Риски для бюджета автономного округа,
возникающие в процессе управления государственным долгом автономного округа
Финансовые риски представляют собой возможность финансовых потерь бюджета автономного округа в результате наступления определенных событий или совершения определенных действий, которые не могут быть заранее предопределены.
Для бюджета автономного округа возможны следующие финансовые риски:
рыночный риск - выбор инструмента заимствования, не соответствующего конъюнктуре долгового рынка, вероятность увеличения суммы расходов бюджета автономного округа на обслуживание долга вследствие увеличения процентных ставок;
риск ликвидности - сложность выполнения долговых обязательств в полном объеме, сумма накопленной задолженности и темпы ее роста ведут к снижению уровня кредитоспособности (платежеспособности) бюджета автономного округа;
операционный риск - технические сбои, некорректное оформление эмиссионной документации, кредитных соглашений, чрезвычайные ситуации, обстоятельства непреодолимой силы.
Основной целью управления финансовыми рисками является их минимизация в результате проведения мероприятий, позволяющих прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры по исключению или снижению отрицательных последствий их наступления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.