Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Департамента природопользования
и охраны окружающей среды
Владимирской области
от 23 сентября 2022 г. N 94
Региональная программа
в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Владимирской области
Паспорт Региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Владимирской области
Наименование программы |
Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Владимирской области (далее - региональная программа) |
Основание для разработки региональной программы |
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон) |
Ответственный исполнитель региональной программы |
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области (далее - Департамент) |
Участники региональной программы |
Региональные операторы; Государственное бюджетное учреждение Владимирской области "Экология региона" (далее - ГБУ ВО "Экорегион"); Департамент государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области; Органы местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области (по согласованию) |
Цель региональной программы |
Предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления (далее - отходы), в том числе ТКО, на здоровье человека и окружающую среду и вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов (далее - BMP) |
Задачи региональной программы |
1. Реализация территориальной схемы обращения с отходами на территории Владимирской области. |
2. Развитие инфраструктуры по раздельному сбору, утилизации, экологически и санитарно-эпидемиологически безопасному размещению отходов, в том числе ТКО. | |
3. Увеличение объемов обработки и утилизации отходов, в том числе ТКО, в целях сокращения объемов захоронения. | |
4. Уменьшение негативного воздействия отходов, в том числе ТКО, на окружающую среду и здоровье человека. | |
5. Экологическая реабилитация территорий, подверженных негативному воздействию объектов накопленного вреда окружающей среде в результате прошлой хозяйственной деятельности по размещению отходов. | |
6. Формирование экологической культуры населения в сфере обращения с отходами, в том числе ТКО. | |
Целевые индикаторы и показатели региональной программы |
- Доля направленных на захоронение ТКО, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных ТКО. - Доля ТКО, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных ТКО. - Доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) ТКО, в общей массе образованных ТКО. - Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией несанкционированных свалок в границах городов. - Доля импорта оборудования для обработки и утилизации ТКО. |
Этапы и сроки реализации региональной программы |
2022 - 2024 годы |
Объемы бюджетных ассигнований региональной программы |
Объем ресурсного обеспечения реализации программы в целом составляет 360 233,3 тыс. руб.; 2022 год - 331 279,2 тыс. руб.; 2023 год - 5 356,2 тыс. руб.; 2024 год - 23 597,9 тыс. руб. Источниками финансирования подпрограммы являются: - средства областного бюджета - 304 783,6 тыс. руб.; - средства местных бюджетов - 55 449,7 тыс. руб. Объем ресурсного обеспечения реализации программы в разрезе источников финансирования представлен в приложении 2 к Региональной программе. |
Ожидаемые результаты реализации региональной программы |
В качественном отношении: - улучшение состояния окружающей среды; - уменьшение количества несанкционированных свалок; - создание условий для формирования индустрии переработки и вторичного использования отходов производства и потребления; - реабилитация территорий, загрязненных в результате прошлой хозяйственной деятельности. В количественном отношении. Полнота собранных сведений в сфере обращения с ТКО -100%. Увеличение доли ТКО, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов на 61,4%. Увеличение доли направленных на утилизацию, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов в общей массе образованных твердых коммунальных отходов на 2,5%. Уменьшение доли направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов на 2,5%. Уменьшение доли импорта оборудования для утилизации твердых коммунальных отходов на 24%. Привлечение финансовых ресурсов через механизмы субсидирования процентных ставок и субсидирования затрат по лизинговым платежам на приобретение природоохранного оборудования в сфере обращения с отходами -18,7 млн. руб. Наличие установленных (определенных) нормативов накопления ТКО (да- 1,нет-0)-1. Доля населения, охваченная услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами, - 90%. |
1. Характеристика текущей ситуации в сфере обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории Владимирской области
Экологическая безопасность - это тема общенационального значения.
Загрязнение природной среды газообразными, жидкими и твердыми веществами и отходами производства вызывает ухудшение окружающей среды обитания и наносит ущерб здоровью населения, а потому остается наиболее острой экологической проблемой, имеющей приоритетное социальное и экономическое значение.
В этой связи задачей областных и местных органов власти является формирование и реализация единой государственной экологической политики, направленной на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, ликвидацию накопленного вреда окружающей среде.
Основными источниками, загрязняющими окружающую среду региона и вызывающими деградацию природных систем, являются промышленность, сельское хозяйство, автомобильный транспорт и другие антропогенные факторы.
Для Владимирской области наиболее актуальной проблемой является обеспечение экологической безопасности при обращении с отходами производства и потребления, и особенно с ТКО.
Бессистемный подход к решению проблемы обращения с отходами приводит к:
- увеличению земельных площадей, занятых несанкционированными местами складирования отходов;
- загрязнению подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха продуктами разложения отходов;
- росту потенциальной опасности загрязнения окружающей среды токсичными отходами производства;
- снижению показателей жизни населения региона.
Основными факторами, способствующими возникновению незаконных мест складирования отходов, как и прежде, остаются:
- отсутствие в сельских территориях системы сбора и удаления отходов, несоблюдение существующих графиков вывоза отходов;
- не 100% охват договорными взаимоотношениями по вывозу отходов с их собственниками - населением частного сектора, садовыми товариществами, гаражными и дачными кооперативами, а также юридическими лицами;
- недостаточность контроля земельных участков со стороны владельцев за их состоянием.
Наиболее благополучная обстановка сохраняется в крупных и средних населенных пунктах области, где органами исполнительной власти организован вывоз ТКО с мест (площадок) накопления в соответствии с графиком вывоза.
Неоднозначной остается ситуация по вывозу отходов в малых и удаленных населенных пунктах, где образование и накопление отходов зачастую носит сезонный характер. Местное население иногда самовольно определяет места временного накопления отходов. Для таких населенных пунктов характерна недостаточность мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям действующего законодательства, либо их полное отсутствие.
Для решения перечисленных проблем реализуется разработанная в соответствии с Федеральным законом территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Территориальная схема обращения с отходами на территории Владимирской области утверждена постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 28.12.2020 N 187.
При ее разработке применен метод зонирования региона. Согласно территориальной схеме обращения с отходами сформированы три зоны деятельности региональных операторов.
В 2019 году проведен отбор региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Владимирской области.
Зона N 1 (муниципальное образование Александровский район, муниципальное образование Киржачский район, муниципальное образование Кольчугинский район, муниципальное образование Петушинский район, муниципальное образование Собинский район, муниципальное образование Юрьев-Польский район) - ООО "Хартия" с 01.12.2019.
Зона N 2 (городской округ город Владимир, городской округ город Ковров, городской округ город Радужный (ЗАТО), муниципальное образование Вязниковский район, муниципальное образование Гороховецкий район, муниципальное образование Камешковский район, муниципальное образование Ковровский район, муниципальное образование Судогодский район, муниципальное образование Суздальский район) - ООО "Биотехнологии" с 01.01.2020.
Зона N 3 (муниципальное образование город Гусь-Хрустальный, муниципальное образование округ Муром, муниципальное образование Гусь-Хрустальный район, муниципальное образование Меленковский район, муниципальное образование Муромский район, муниципальное образование Селивановский район) - ООО "Эко-транс" с 01.12.2019.
В соответствии с территориальной схемой обращения с отходами на территории Владимирской области прогнозируется следующая динамика образования ТКО на период 2022 - 2024 годы.
Прогноз образования ТКО на период 2022 - 2024 годы
Прогнозные значения
(тыс. тонн в год) | |||
|
2022 |
2023 |
2024 |
Всего на территории Владимирской области |
446,6 |
468,9 |
492,3 |
Сложившаяся в области система обезвреживания ТКО основана на размещении на полигонах и свалках и не соответствует современным требованиям. Кроме того, во Владимирской области слабо развита отрасль по рециклингу вторичных материальных ресурсов и производству из них конкурентоспособной товарной продукции.
В настоящее время на территории области расположено 8 объектов, предназначенных для размещения отходов. Из них 1 объект предназначен только для размещения промышленных отходов и 7 объектов - для размещения отходов производства и потребления. Все объекты внесены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
Эксплуатирующие организации объектов по размещению отходов имеют
лицензии на деятельность по обращению с отходами.
Основными проблемами, связанными с размещением отходов на территории Владимирской области, являются:
- перегруженность действующих полигонов ТКО, у большей части которых заканчивается срок эксплуатации в связи с полным их заполнением;
- нехватка земельных участков, подходящих для строительства новых полигонов ТКО;
- недостаток средств на реконструкцию и рекультивацию объектов размещения отходов.
Рекультивация закрытых полигонов и свалок представляет собой комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности восстанавливаемых территорий, а также на улучшение качества окружающей среды. Эти работы включают природоохранные и инженерно-технические мероприятия, которые осуществляются в период строительства, эксплуатации и закрытия полигона и проводятся по окончании стабилизации закрытых полигонов - процесса упрочнения свалочного грунта и достижения им постоянного устойчивого состояния.
На территории Владимирской области реализуется федеральный проект "Чистая страна" национального проекта "Экология", в рамках которого в 2020 году проведены мероприятия по рекультивации трех объектов за счет средств областного и федерального бюджетов:
- свалка бытовых отходов в п. Красная Горбатка Селивановского района;
- Петушинская городская свалка;
- свалка ТБО в мкр. Орггруд г. Владимира.
По состоянию на 01.01.2022 на территории области 11 свалок нуждаются в проведении комплекса мер по рекультивации.
При организации сбора ТКО на территориях муниципальных образований Владимирской области применяются две системы сбора отходов: контейнерная -накопление ТКО в контейнер и бесконтейнерная - сбор ТКО от индивидуальных жилых домов.
В зонах жилой застройки для сбора ТКО преимущественно используются контейнеры вместимостью на 0.75 куб. м и 1.1 куб. м и бункеры, предназначенные для складирования крупногабаритных отходов (далее КТО), вместимостью 8 куб. м расположенные на контейнерных площадкой различной конструкции.
В некоторых муниципальных образованиях Владимирской области в многоквартирных домах организована система сбора посредством мусоропровода.
На территории Владимирской области в последнее время наблюдается положительная тенденция по улучшению системы сбора ТКО в части внедрения
контейнерного метода сбора ТКО.
Анализ информации по местам (площадкам) накопления ТКО показывает недостаточное количество мест накопления КТО.
Дефицит мощностей по размещению отходов зависит еще и от того, что строительство новых объектов размещения отходов крайне затруднительно ввиду отсутствия свободных площадей, отвечающих требованиям экологической безопасности при размещении полигонов ТКО.
Результаты проведенной оценки состояния системы обращения с ТКО на территории всех муниципальных образований области и анализ состояния действующих объектов размещения отходов показали неэффективность решения проблемы удаления ТКО путем их захоронения без предварительной обработки и изъятия вторичных ресурсов как экологически опасного и экономически затратного подхода.
На основании пункта 8 статьи 12 Федерального закона захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 N 1589-р, которое предполагает поэтапное введение в действие запрета на захоронение.
С 1 января 2018 года запрещено захоронение 67 видов отходов, в том числе лома и отходов черных металлов, лома и отходов, содержащих цветные металлы, отходов оборудования и прочей продукции, содержащей ртуть.
С 1 января 2019 года запрещено захоронение до 109 видов отходов, в том числе отходов из бумаги и картона, шин, покрышек, автомобильных камер, продукции из термопласта и изделий из стекла в части упаковки.
С 1 января 2021 года запрещено захоронение до 182 видов отходов, в том числе компьютерное, электронное, оптическое, электрическое оборудование, утратившее потребительские свойства.
В период 2022 - 2024 годов завершается проектный срок эксплуатации следующих объектов захоронения отходов:
1. Кольчугинский полигон ТБО.
2. Полигон ТБО Киржачского района.
3. Юрьев-Польская свалка ТБО.
Максимальный остаточный ресурс имеют комплекс по переработке и захоронению ТКО у д. Марьинки Камешковского района и Центр захоронения ТКО у д. Бабанино Петушинского района, а также Муромская городская с валка ТБО и промотходов.
Преобладание удаления ТКО посредством захоронения на свалках и нарушение экологических требований при их размещении ведут к проблемам негативного воздействия на окружающую среду:
- загрязнение и захламление земель;
- загрязнение верхних водоносных горизонтов токсичными элементами, содержащимися в фильтрате, образующемся на объектах захоронения ТКО;
- загрязнение атмосферного воздуха продуктами разложения отходов (биогаз).
Недостаточный уровень обработки ТКО. Технология обработки, применяемая на действующих объектах обработки дает недостаточный процент отбора вторичных материальных ресурсов по отношению к минимально рекомендуемым, который составляет 15%. Установленные целевые показатели на существующих объектах обработки составляют:
- ООО "Мусороперегрузочная станция" -10,25%;
- ООО "Бригантина Плюс" - 5,66%.
Мощность существующих мусоросортировочных комплексов позволяет обработать менее 30% образующихся ТКО в год.
Также в области существуют проблемы организации производств по утилизации отходов и внедрению перерабатывающих технологий.
Проблема переработки бытовых отходов состоит в том, что существующие комплексы по сортировке отходов имеют низкий процент отбора вторичных материальных ресурсов (от 5,0 до 15%). Чем выше будет процент отбора BMP, тем более привлекательным будет сфера переработки (утилизации) отходов, так как эффективные технологии требуют постоянное количество и качество поступающего на переработку сырья.
В условиях отсутствия дефицита первичного сырья и свободного установления цен на готовую продукцию производители не заинтересованы в замене первичного сырья вторичным, так как это требует привлечения дополнительных средств для подготовки отходов к производственному потреблению, использования специального оборудования.
Экономическая заинтересованность сохраняется в сборе, заготовке и использовании только наиболее ликвидных видов вторичного сырья для уже существующих производств по его переработке (ПЭТФ-бутылка, лом черных и цветных металлов, картон и бумага, стекло).
Прогноз развития ситуации в сфере обращения с отходами показывает, что отсутствие системных решений проблемы приведет к развитию следующих негативных тенденций:
- увеличению площади земельных площадей, занятых несанкционированными местами размещения отходов;
- загрязнению почвы, подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха продуктами разложения отходов;
- росту потенциальной опасности загрязнения окружающей среды токсичными отходами производства, что существенно снижает показатели жизни населения региона.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) их достижения; основные ожидаемые конечные результаты программы, сроки и этапы реализации программы
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" внесены принципиальные изменения в систему обращения с отходами на всех уровнях управления:
- установлены государственные приоритеты утилизации отходов над их захоронением;
- перераспределены полномочия между субъектами и органами местного самоуправления;
- введен институт регионального оператора в области обращения с отходами, функционирующего на основе территориальной схемы обращения с отходами и в соответствии с региональной программой;
- введена коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Во Владимирской области приоритетами государственной политики в сфере совершенствования системы обращения с отходами производства и потребления являются:
1. Максимальное использование ресурсного потенциала отходов.
2. Минимизация количества отходов, направляемых на захоронение.
3. Максимальное вовлечение частных инвесторов в систему обращения с отходами.
4. Применение кластерного подхода к построению системы переработки отходов и использования вторичных ресурсов.
Основными мероприятиями по организации современной системы управления и функционирования сферы обращения с отходами на территории Владимирской области являются:
- условное разделение территории области на три зоны (кластера) с учетом сочетания их социально-экономических особенностей; привлекательности для потенциальных инвесторов по строительству объектов инфраструктуры обработки, обезвреживания и переработки отходов; оптимизация логистики транспортирования отходов и минимизации повышения тарифа на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО для населения региона;
- максимальное использование площадей и мощностей существующих
объектов инфраструктуры обращения и отходами;
- реконструкция/модернизация существующих объектов обработки отходов с целью увеличения процента отбираемых вторичных материальных ресурсов;
- поэтапное строительство современных автоматизированных мусоросортировочных комплексов обработки, утилизации и обезвреживания отходов;
- создание межмуниципальных объектов по обращению с ТКО;
- создание мест(площадок) накопления ТКО, в том числе раздельного;
- обновление парка специальной автомобильной техники по транспортировке;
- расчет и обоснование предельных тарифов деятельности региональных операторов и операторов обращения с ТКО, предусматривающих в том числе финансовые затраты по реконструкции, модернизации и строительству инфраструктурных объектов;
- привлечение частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру обращения с ТКО;
- снижение доли ТКО, не прошедших обработку, утилизацию и обезвреживание;
- вовлечение в хозяйственный оборот отходов производства и потребления в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов;
- создание рабочих мест на объектах обращения с отходами производства и потребления.
Технологическим решением проблемы обращения с ТКО является планирование в рамках разработки территориальной схемы объектов по обработке, утилизации и обезвреживанию ТКО, предусматривающее реконструкцию, модернизацию и создание новых объектов на территории Владимирской области.
Планируемые объекты должны соответствовать современным градостроительным, технологическим и экологическим требованиям, их планирование и создание должны быть реалистичными в условиях особенностей Владимирской области и соответствовать плановым целевым показателям. Обязательным условием эффективности реализуемых мероприятий является формирование единой комплексной системы обращения с ТКО, заключающееся в создании подсистем: мониторинга и контроля, управления, экономического и нормативного регулирования, информационного обеспечения отрасли обращения с ТКО.
Основная цель программы:
- улучшение экологической обстановки во Владимирской области за счет создания эффективных механизмов управления в сфере обращения с отходами производства и потребления, развитие комплексной системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, предусматривающей минимизацию их вреда для населения и окружающей среды и стимулирующей вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья в интересах устойчивого развития Владимирской области.
Задачи программы:
1. Реализация территориальной схемы обращения с отходами на территории Владимирской области.
2. Развитие инфраструктуры по раздельному сбору, утилизации, обезвреживанию экологически и санитарно-эпидемиологически безопасному размещению отходов, в том числе ТКО.
3. Увеличение объемов обработки, обезвреживания и утилизации отходов, в том числе ТКО, в целях сокращения объемов захоронения.
4. Уменьшение негативного воздействия отходов, в том числе ТКО, на окружающую среду и здоровье человека.
5. Экологическая реабилитация территорий, подверженных негативному воздействию объектов накопленного вреда окружающей среде в результате прошлой хозяйственной деятельности по размещению отходов.
6. Формирование экологической культуры населения в сфере обращения с отходами, в том числе ТКО.
Экологическим эффектом реализации программы станет:
- экономия сырья, материальных и топливно-энергетических ресурсов за счет вовлечения отходов в хозяйственный оборот;
- предотвращение ущерба от негативного воздействия отходов на окружающую среду;
- организация сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов в соответствии с современными экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями;
- повышение экологической культуры и информированности населения о безопасном обращении с ТКО.
3. Обобщенная характеристика основных мероприятий программы
В рамках достижения целей программы предусматривается участие любых юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, в том числе государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также любых
физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, если какая-либо функция (задача) в соответствии с законодательством реализуется исключительно уполномоченным органом власти и (или) местного самоуправления.
Основное мероприятие 3.1 "Ведение регионального кадастра отходов"
Региональный кадастр отходов (далее - Кадастр) является открытым информационным ресурсом, служит для оптимизации системы обращения с отходами на территории области и предназначен для использования в системе государственного управления и контроля в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории области. Порядок ведения Кадастра устанавливается постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды.
Реализация мероприятия направлена на ведение регионального кадастра отходов, предназначенного для:
- сбора, накопления и систематизации данных в области обращения с отходами;
- оценки и анализа состояния в области обращения с отходами;
- выявления закономерностей при обращении с отходами для разработки природоохранных мероприятий и принятия управленческих решений;
- оценки эффективности управления в области обращения с отходами;
- обеспечения информацией в области обращения с отходами региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.
Кадастр является открытым информационным ресурсом, служит для оптимизации системы обращения с отходами на территории области и предназначен для использования в системе государственного управления и контроля в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории области.
Ведение регионального кадастра отходов позволит:
- выявлять и расширять круг контролируемых хозяйствующих субъектов, участвующих в обращении с отходами, в целях взимания экологических платежей;
- проводить адресный контроль движения отходов;
- обеспечить ежегодную встречную проверку количества переданных и принятых отходов между предприятиями-смежниками, расположенными в пределах действия информационной системы, и выявлять экологические правонарушения;
- выявлять и устанавливать объемы образования и места накопления отходов, являющихся вторичным сырьем или потенциальными вторичными ресурсами;
- оценивать свободные мощности действующих отходоперерабатывающих (обезвреживающих) предприятий и установок, а также контролировать правомочность их эксплуатации;
- оценивать степень заполнения действующих объектов размещения отходов;
- проводить анализ информации, необходимой органам публичной власти для оценки экологической ситуации в сфере обращения с отходами и использования вторичных ресурсов при обосновании и разработке региональных (муниципальных) экологических программ.
Данные, содержащиеся в кадастре, должны обеспечить формирование муниципальных и сводного регионального балансов образования, обработки, обезвреживания, утилизации и размещения отходов производства и потребления на территории области.
Основное мероприятие 3.2 "Реализация территориальной схемы обращения с
отходами на территории Владимирской области. Создание на территории
Владимирской области инфраструктуры обращения с отходами"
Реализация мероприятия направлена на решение проблемы обращения с отходами в масштабе региона на долгосрочную перспективу.
Согласно территориальной схеме обращения с отходами сформированы три зоны деятельности региональных операторов:
- первая зона: Александровский, Киржачский, Кольчугинский, Петушинский, Собинский, Юрьев-Польский районы;
- вторая зона - гг. Владимир, Ковров, Камешковский, Ковровский, Суздальский, Судогодский, Вязниковский, Гороховецкий районы, ЗАТО г. Радужный;
- третья зона: гг. Гусь-Хрустальный, округ Муром, Гусь-Хрустальный, Муромский, Меленковский и Селивановский районы.
Действующие объекты обработки ТКО
N |
Наименование объекта обработки отходов |
Наименование эксплуатирующей организации |
Адрес объекта обработки отходов |
Производственная мощность объекта (тыс. тонн) в год |
1. |
Мусороперегрузочная станция с элементами сортировки |
ООО "Мусороперегрузочная станция" (ИНН 3329063313) |
Владимирская область, г. Владимир, ул. Добросельская, д. 230-а (кадастровый номер земельного участка 33:22:032204:240) |
40 |
2. |
Мусороперегрузочная станция с элементами сортировки |
ООО "Бригантина плюс" (ИНН 3301030452) |
Владимирская область, Александровский район, м/о Следневское, 2150 м на северо-восток от ур. Петрово (кадастровый номер земельного участка 33:01:000513:632) |
40 |
3. |
Мусороперегрузочная станция с элементами сортировки |
АО "Полигон" (ИНН 3321023492) |
Владимирская область, Петушинский район, в 2,4 км южнее д. Бабанино (кадастровый номер земельного участка 33:13:080239:176) |
40 |
Исходя из объемов образования ТКО, наличия действующих производств по обработке отходов и объектов их конечного размещения, территориальной схемой обосновано строительство и реконструкция в течение 2022 - 2024 гг. 7 объектов отходной инфраструктуры, в том числе:
Планируемые объекты в сфере обращения с ТКО
Строительство/ реконструкция |
Наименование объекта |
Адрес объекта |
Проектная мощность (тыс. тонн в год) |
Предполагаемые сроки строительства |
Строительство |
Мусоросортировочный комплекс "Александров-2" |
Александровский район (кадастровый номер земельного участка уточняется) |
40 |
2023 |
Строительство |
Мусоросортировочный комплекс "Камешково-1" |
Камешковский р-н (кадастровый номер земельного участка 33:06:112001:2714) |
200 |
2023 |
Строительство |
Мусоросортировочный комплекс "Камешково-2" |
Камешковский р-н. Кадастровый номер земельного участка уточняется |
40 |
2022 |
Строительство |
Мусоросортировочный комплекс "Муром" |
Округ Муром (кадастровый номер земельного участка 33:26:030605:55) |
40 |
2022 |
Строительство |
Комплекс переработки отходов "Петушки" |
Петушинский р-н. Кадастровый номер земельного участка уточняется |
40 |
2023 |
Строительство |
Объект компостирования отходов |
у д. Марьинка Камешковского р-на (кадастровый номер земельного участка 33:06:112001:2714) |
|
2024 |
В рамках мероприятия планируется осуществить:
- актуализация территориальной схемы;
- привлечение инвесторов в сферу обращения с отходами;
- контроль за соблюдением территориальной схемы;
- проведение выездных мероприятий по обследованию территорий муниципальных образований по выявлению несанкционированных мест складирования отходов производства и потребления на территории муниципальных образований;
- поэтапную ликвидацию экологических последствий выведенных из эксплуатации мест размещения отходов производства и потребления.
Это позволит восстановить нарушенные природные системы, ранее подвергшиеся негативному антропогенному и техногенному воздействию в результате прошлой хозяйственной деятельности по размещению отходов.
Реализация мероприятия позволит:
- заменить существующие объекты инфраструктуры современными комплексами осуществляющими деятельность по обращению с отходами;
- оптимизировать систему сбора, транспортировки и захоронения отходов по межмуниципальному принципу размещения инфраструктуры по обращению с отходами производства и потребления.
Концентрация отходов нескольких муниципалитетов позволит сделать очистку территорий рентабельной, построить современную экологичную инфраструктуру обращения с отходами без увеличения тарифной нагрузки на население. Подобный подход позволяет решить проблемы без лишних затрат бюджетных средств с привлечением частных инвестиций.
В результате реализации региональной программы за период 2022-2030 область должна достичь основных показателей приведенных в первом разделе.
Основное мероприятие 3.3 "Обеспечение оказания государственной поддержки проектам, направленным на оздоровление окружающей среды и в сфере обращения с отходами"
Данное мероприятие включает в себя несколько направлений:
- предоставление субсидии бюджетам муниципальных образований на создание мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов. Направление ориентировано на предоставление финансовой поддержки муниципальным образованиям. Реализация мероприятий позволит организовать сбор твердых коммунальных отходов в соответствии с действующим законодательством;
- предоставление субсидии бюджетам муниципальных образований на рекультивацию несанкционированных свалок. Направление ориентировано на предоставление финансовой поддержки муниципальным образованиям. Реализация мероприятий позволит обеспечить восстановление загрязненных территорий и снизить негативное воздействие на окружающую среду;
- предоставление субсидии бюджетам муниципальных образований на разработку и проведение экспертизы проектно-сметной документации на рекультивацию несанкционированных свалок
- предоставление субсидии бюджетам муниципальных образований на строительство и реконструкцию очистных сооружений, находящихся в муниципальной собственности
- предоставление субсидии юридическим лицам на возмещение части процентной ставки по привлеченным кредитам и затрат по лизинговым платежам в сфере обращения с отходами. Направление ориентировано на предоставление финансовой поддержки предприятиям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами. Реализация мероприятия позволит улучшить техническую оснащенность специализированных предприятий;
- предоставление субсидии юридическим лицам на возмещение части процентной ставки по привлеченным кредитам и затрат по лизинговым платежам в сфере охраны атмосферного воздуха, очистки сточных вод, воспроизводства и охраны природных ресурсов.
Основное мероприятие 3.4 Федеральный проект "Чистая страна", Федеральный проект "Генеральная уборка" национального проекта "Экология"
Реализация мероприятия направлена на решение центральных задач
региональной государственной политики:
- инвентаризация объектов накопленного вреда;
- восстановление нарушенных естественных экологических систем;
- предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий.
Мероприятие предусматривает также ликвидацию вреда окружающей среде, связанного с прошлой деятельностью по размещению отходов.
Перечень закрытых объектов захоронения ТКО, подлежащих рекультивации на территории Владимирской области (в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами на территории Владимирской области)
N |
Наименование |
Площадь объекта, га |
Расположение объекта |
Срок эксплуатации объекта |
Планируемый срок рекультивации |
1. |
Вязниковская городская свалка ТКО |
3,7 |
д. Лихая Пожня - 0,9 км; р. Суворощь - 0,8 км. Координаты: сев. шир. 56,13,3; вост. долг. 41,56,48 |
1972-2014 |
2024 |
2. |
Свалка твердых коммунальных отходов п. Мстера |
3 |
пос. Мстера - 5 км р.; Клязьма - 5 км |
1987-2014 |
2024 |
3. |
Свалка твердых коммунальных отходов у д. Фоминки Владимирской области |
1 |
с. Фоминки - 2 км; оз. Уга - 2 км. Координаты: сев. шир. 55,56,48; вост. долг. 42,23,1 |
1994-2014 |
2024 |
4. |
Свалка твердых коммунальных отходов и промотходов города Гусь-Хрустальный |
15 |
д. Никулино - 3 км; р. Гусь - 5 км |
1987-2014 |
Проект не разработан |
5. |
Городская свалка твердых коммунальных и производственных отходов г. Курлово |
5 |
г. Курлово - 0,9 км; р. Гусь - 5,0 км. Координаты: сев. шир. 55,28,51; вост. долг. 40,36,41 |
1990-2014 |
Проект разработан, реализация не возможна в рамках федерального проекта "Чистая страна" |
6 |
Камешковская городская свалка твердых коммунальных отходов |
12,42 |
до д. Тереховицы -1,30 км; до а/д Хохлово - Камешково - 0,50 км; до г. Камешково - 2,50 км |
2016 |
Проект не разработан |
7. |
Ковровская свалка твердых коммунальных отходов, Ковровский район |
12 |
г. Ковров - 5,0 км; р. Клязьма-1,05 км. Координаты: сев. шир. 56,23,54; вост. долг. 41,24,23 |
1965-2011 |
Проект разработан, реализация не возможна в рамках федерального проекта "Чистая страна" |
8. |
Суздальская городская свалка ТКО |
6 |
д. Хламово - 0,47 км; р. Нерль -1,6 км. Координаты: сев. шир. 56,28,31; вост. долг. 40,29,48 |
1995-2011 |
2024 |
9. |
Покровская городская свалка |
3,5 |
Петушинский район, МО Нагорное сельское поселение, Петушинский лесхоз, Покровское лесничество, квартал |
1967-2015 |
Проект не разработан |
10. |
Александровская городская свалка ТБО |
11,2 |
Владимирская область, Александровский район, у д. Машково |
1979-2021 |
2024 |
11. |
Собинская городская свалка ТБО |
11,9 |
Владимирская область, Собинский район, д. Перебор |
1967-2015 |
Проект не разработан |
Реализация мероприятия обеспечит рекультивацию и экологическую реабилитацию территорий, на которых расположены 11 свалок ТКО, требующих рекультивации и экологической реабилитации и представляющих значительные экологические риски для близлежащих населенных пунктов.
Основное мероприятие 3.5 Федеральный проект "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология"
Мероприятие направлено на создание эффективного обращения с отходами производства и потребления, формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления, а также приобретение контейнеров для раздельного сбора отходов.
Основное мероприятие 3.6 Ликвидация мест несанкционированного размещения отходов 1-4 классов опасности
Мероприятие направлено на ликвидацию выявленных мест несанкционированного размещения отходов 1-4 классов опасности.
4. Ресурсное обеспечение программы
Объем ресурсного обеспечения реализации программы по годам и по источникам финансирования представлен в приложении 2 к Региональной программе.
Объемы бюджетных средств областного бюджета на обеспечение программы утверждаются законом Владимирской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и подлежат ежегодному уточнению при формировании проектов областного бюджета, могут быть скорректированы в установленном порядке.
Объем средств федерального, местных бюджетов и внебюджетных средств подлежит корректировке в ходе исполнения программных мероприятий с учетом фактического участия в их реализации органов местного самоуправления, предприятий и организаций области.
Финансовое обеспечение реализации планируемых объектов в рамках мероприятий "Обеспечение оказания государственной поддержки проектам, направленным на оздоровление окружающей среды и в сфере обращения с отходами" и "Федеральный проект "Чистая страна", Федеральный проект "Генеральная уборка" национального проекта "Экология" представлено в приложении N 3 к Региональной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.