Является ли правомерным отнесение фактических затрат по оплате труда работ за пределами нормальной продолжительности рабочего времени в части оплаты за сверхурочную работу на себестоимость продукции (работ, услуг), а в части доплаты за сверхурочную работу - на прибыль, если эти работы проводились сверх 120 часов в год?
В соответствии со ст.420 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) настоящий Кодекс введен в действие с 1 февраля 2002 года.
Статьей 424 ТК РФ установлено, что Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
Если правоотношения возникли до введения в действие ТК РФ, то применяется действовавшее в то время законодательство о труде (КЗоТ РФ).
Как следует из вопроса, речь идет о трудовых правоотношениях, возникших до принятия ТК РФ. Поэтому если речь идет о затратах на оплату труда за 2001 год, то в данном случае правомерны ссылки на КЗоТ РФ.
В соответствии со ст.56 КЗоТ РФ сверхурочные работы не должны были превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Сверхурочные работы, как правило, не допускались. Сверхурочными считались работы сверх установленной продолжительности рабочего времени (ст.46 и 52 КЗоТ РФ).
Администрация могла применять сверхурочные работы только в исключительных случаях, предусмотренных законодательством и ст.55 настоящего Кодекса. Сверхурочные работы могли производиться лишь с разрешения соответствующего выборного профсоюзного органа предприятия, учреждения, организации (в ред. от 25.09.1992 N 3543-1).
Согласно ст.55 КЗоТ РФ сверхурочные работы допускались только в следующих исключительных случаях:
1) при производстве работ, необходимых для обороны страны, а также для предотвращения общественного или стихийного бедствия, производственной аварии и немедленного устранения их последствий;
2) при производстве общественно необходимых работ по водоснабжению, газоснабжению, отоплению, освещению, канализации, транспорту, связи - для устранения случайных или неожиданных обстоятельств, нарушающих правильное их функционирование;
3) при необходимости закончить начатую работу, которая вследствие непредвиденной или случайной задержки по техническим условиям производства не могло быть закончена в течение нормального числа рабочих часов, если при этом прекращение начатой работы могло повлечь порчу или гибель государственного или общественного имущества;
4) при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в случае, если их неисправность вызывала прекращение работ для значительного числа трудящихся;
5) для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускала перерыва; в этих случаях администрация была обязана немедленно принять меры к замене сменщика другим работником.
Если в организации проведение сверхурочных работ было вызвано одним из вышеперечисленных обстоятельств и не противоречило нормам КЗоТ РФ, то в 2001 году в соответствии с Законом N 2116-1 оплата сверхурочных работ, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, относилась на себестоимость продукции (работ, услуг).
Р.Н. Митрохина,
консультант Департамента налоговой политики Минфина России
1 августа 2002 г.
"Налоговый вестник", N 8, август 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1