Применение экономической классификации расходов бюджетов
Утвержденная Федеральным законом от 15.08.96 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является основой для планирования и организации бухгалтерского учета расходов бюджетных учреждений. Федеральным законом от 5.08.2000 г. N 115-ФЗ структура экономической классификации расходов была оптимизирована путем объединения более мелких статей в более крупные. Федеральным законом от 8.08.01 г. N 127-ФЗ действие Закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" было продлено на 2001 г., а Федеральным законом от 7.05.2002 г. N 51-ФЗ регламентировано действие бюджетной (в том числе и экономической) классификации Российской Федерации начиная с 1 января 2002 г.
Основные правила применения экономической классификации расходов бюджетных учреждений определены приказом Минфина России от 25.05.99 г. N 38н. Рассмотрим действующие в настоящее время правила применения отдельных статей экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации с учетом разъяснений Минфина России по отдельным ее статьям (кодам).
Код 110100 "Оплата труда". Данное название, утвержденное Федеральным законом от 8.08.01 г. N 127-ФЗ, заменило прежнее ("Оплата труда государственных служащих"), формально исключающее из экономической классификации затрат на оплату труда гражданских служащих бюджетных учреждений, не являющихся согласно Федеральному закону от 31.07.95 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственными служащими. Вместе с тем объединение расходов на оплату труда государственных и прочих служащих бюджетных учреждений в единую статью экономической классификации дает бюджетным учреждениям возможность выплачивать дополнительные премии государственным служащим за счет средств фонда потребления (субсчет 240): в соответствии с п.7 Указа Президента Российской Федерации от 9.04.97 г. N 310 (далее - Указ N 310) финансирование расходов на выплату денежного вознаграждения и денежного содержания федеральных государственных служащих, на иные социальные выплаты (кроме предусмотренных федеральными законами) осуществляется за счет средств федерального бюджета. Привлечение для этого средств внебюджетных источников (включая средства, получаемые от оказания платных услуг) не допускается, кроме случаев, когда указанные средства учитываются при определении объема расходов федерального бюджета.
Вместе с тем указанное положение регламентирует порядок использования внебюджетных средств для осуществления выплат государственным служащим недостаточно четко. В частности, согласно п.6 ст.21 Федерального закона от 31.07.95 г. N 119-ФЗ гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, т.е. фонд оплаты труда формировался на основании КЗоТ РФ, а в соответствии со ст.70 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным учреждениям разрешено производить оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами. Более того, согласно п.2 Указа N 310 размер премий федерального государственного служащего максимальными размерами не ограничивается. Положение о порядке образования для федеральных государственных органов фонда оплаты труда государственных служащих не утверждено. Указ N 310 устанавливает лишь ограничения в формировании данного фонда по объемам бюджетного финансирования.
Следовательно, при соблюдении последнего из перечисленных в п.7 Указа N 310 условий учета внебюджетных средств, используемых для выплат денежных вознаграждений (премий) государственным служащим, при определении объема расходов федерального бюджета нет формальных оснований для запрета таких выплат.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что до включения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения после налогообложения в утвержденную единую смету доходов и расходов выплаты дополнительных премий и иных вознаграждений федеральным государственным служащим за счет внебюджетных средств могут производиться в следующем порядке:
условия выплаты регламентируются коллективным договором;
на внебюджетные средства, полученные от разрешенной бюджетному учреждению предпринимательской деятельности, начисляются установленные действующим законодательством налоги, после чего часть оставшихся средств в соответствии с положением о фондах материального поощрения зачисляется на субсчет 240 "Средства на материальное поощрение и социальные выплаты";
руководством бюджетного учреждения утверждается смета доходов и расходов по данным средствам, в которой предусматриваются премиальные и иные социальные выплаты федеральным государственным служащим в соответствии с коллективным договором;
на основании приказов руководителя учреждения производятся предусмотренные сметой доходов и расходов выплаты с удержанием из них сумм налога на доходы физических лиц;
произведенные государственным служащим выплаты учитываются и отражаются в бухгалтерской отчетности учреждения в составе общего фонда оплаты труда.
Код 110200 "Начисления на оплату труда" включает единый социальный налог, расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и на государственное пенсионное страхование.
Код 110310 "Медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы". По этому коду в 2002 г. существует несоответствие между требованиями Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.99 г. N 107н, и главы 25 НК РФ относительно порядка списания медикаментов и перевязочных средств на уменьшающие налогооблагаемую прибыль затраты бюджетных учреждений. Так, если согласно п.62 Инструкции N 107н данные средства допускается списывать по отчетам аптеки (т.е. при выдаче их в подразделения лечебного учреждения), налоговое законодательство требует списывать их в момент фактического использования (т.е. по отчетам руководителей структурных подразделений или акту списания материалов ф.230).
Код 110350 "Прочие расходные материалы и предметы снабжения". На данную статью относятся все материальные ценности, использование которых носит текущий характер, не вошедшие в предыдущие статьи экономической классификации, а также стоимость всех закупаемых МБП, кроме средств, приобретаемых для вновь создаваемого учреждения.
Код 110400 "Командировки и служебные разъезды". На эту статью относятся командировочные расходы бюджетного учреждения в пределах, установленных приказом Минфина России от 6.07.01 г. N 49н для командировок по Российской Федерации и приказом Минфина России от 12.11.01 г. N 92н (с изменениями и дополнениями от 4.03.02 г.) для зарубежных командировок, а также расходы по проезду к местам командировок. В отличие от коммерческих организаций бюджетные учреждения не могут осуществлять дополнительные затраты средств на оплату командировочных расходов сверх установленных норм, так как согласно ст.65 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетного учреждения базируются на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг согласно ст.283 данного Кодекса является основанием для применения к бюджетному учреждению санкций за нарушение бюджетного законодательства. В соответствии с указанными статьями Кодекса, несмотря на то что с вступлением в силу главы 25 НК РФ нормы расходов на наем жилого помещения при нахождении в служебных командировках в целях налогообложения не применяются, бюджетные учреждения во избежание санкций за нарушение требований бюджетного законодательства обязаны соблюдать их. Кроме того, на данную статью не относятся расходы по командировкам, связанным с осуществлением учебного процесса, и рекламного характера; данные расходы учитываются по коду 111040 "Прочие текущие расходы".
Код 110500 "Транспортные расходы" предназначен для учета транспортных расходов бюджетного учреждения, осуществляемых, как правило, по договорам с транспортными организациями. Отнесение на него затрат на содержание транспортных средств учреждения, а также расходов по проезду в командировки неправомерно.
Код 110600 "Оплата услуг связи". Кроме непосредственно расходов на получаемые бюджетным учреждением услуги связи (телефонной, почтовой и т.п.) на данную статью относятся и расходы по обеспечению учреждения периодическими печатными изданиями, если такие издания не закупаются для библиотеки (библиотечный фонд учитывается как основные средства).
Код 111040 "Прочие текущие расходы". В связи с недостаточно четким определением данной статьи на нее приходится основная часть ошибок при списании затрат бюджетного учреждения. Например, на статью 111040 в отдельных случаях относят списанные суммы просроченной дебиторской задолженности, хотя данные суммы на основании приказа руководителя учреждения с приложением акта инвентаризации и оформленного главным бухгалтером обоснования необходимости списания подлежат списанию не на затраты, а на уменьшение объемов финансирования учреждения (Д-т 140, К-т 178).
И. Гарнов,
аудитор ООО "А.И.Аудит-Сервис"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 39, сентябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71