Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.А. Казонина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин А.А. Казонин оспаривает конституционность следующих положений статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":
части 2, предусматривающей, в частности, что федеральные государственные гражданские служащие Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов (далее также - гражданские служащие), изъявившие желание поступить на службу в органы принудительного исполнения в течение двух месяцев со дня вступления в силу данного Федерального закона, подлежат медицинскому освидетельствованию на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения; направление на медицинское освидетельствование гражданских служащих, претендующих на замещение должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава, осуществляется после проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору, а также в отношении отдельных должностей после проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, и проверки уровня физической подготовки;
части 3, согласно которой гражданские служащие, соответствующие требованию, установленному частью 1 указанной статьи, а также прошедшие профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, а в установленных случаях - психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверку уровня физической подготовки, назначаются на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава в течение шести месяцев со дня вступления в силу данного Федерального закона на основании приказа руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя;
части 13, закрепляющей, что гражданские служащие, исполнявшие обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного Федерального закона), Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", до 1 января 2020 года, продолжают исполнять обязанности в соответствии с условиями ранее заключенных контрактов до назначения на должность в органах принудительного исполнения либо до увольнения в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
По мнению заявителя, оспариваемые нормы, примененные в его деле судом, противоречат статье 19 Конституции Российской Федерации, поскольку допускают увольнение с государственной гражданской службы судебного пристава, не позволяя ему продолжить службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Служба в органах принудительного исполнения - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены данным Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ).
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к различным видам государственной службы, специфика такой профессиональной деятельности предопределяет право федерального законодателя вводить особые правила поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения служебных отношений, в том числе с учетом задач, принципов организации и функционирования того или иного вида государственной службы (постановления от 29 марта 2016 года N 8-П, от 12 января 2018 года N 2-П, от 7 июля 2022 года N 29-П и др.).
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ и отнесением службы в Федеральной службе судебных приставов к государственной службе иного вида (по сравнению с государственной гражданской службой) статьей 92 названного Федерального закона были предусмотрены правила поступления на службу в органы принудительного исполнения гражданских служащих и их назначения на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава (части 2 и 3).
Такое правовое регулирование распространяется на всех гражданских служащих, изъявивших желание поступить на новый вид государственной службы (службу в органы принудительного исполнения), направлено на обеспечение интересов службы, поскольку в число квалификационных требований к должностям в органах принудительного исполнения, устанавливаемых отдельно для должностей младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава, входят требования к профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников, необходимым для исполнения обязанностей по замещаемой должности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ), а также на комплектование указанных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества, обладающими необходимыми для исполнения служебных обязанностей профессиональными навыками и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства.
Законность отказа в поступлении на службу в органы принудительного исполнения может быть предметом судебной проверки.
Таким образом, оспариваемые положения частей 2 и 3 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ не могут расцениваться как нарушающие права граждан.
Кроме того, в рамках перехода к новому правовому регулированию, не предполагающему сохранение отношений на государственной гражданской службе, частью 13 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ гражданским служащим, исполнявшим обязанности, предусмотренные Федеральным законом "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ), Федеральным законом "Об исполнительном производстве", до 1 января 2020 года, была предоставлена возможность продолжать исполнять обязанности в соответствии с условиями ранее заключенных контрактов до назначения на должность в органах принудительного исполнения либо до увольнения в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Данное правило, позволяющее названным гражданским служащим, соответствующим требованиям, закрепленным частями 2 и 3 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ, перейти на службу в органы принудительного исполнения либо уволиться со службы без продолжения служебных отношений, как принятое федеральным законодателем в пределах его дискреционных полномочий, не может расцениваться как нарушающее права указанных гражданских служащих.
Разрешение же вопроса о предоставлении государственным гражданским служащим безусловного права на поступление на службу в органы принудительного исполнения не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Казонина Александра Аркадьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2022 г. N 2246-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Казонина Александра Аркадьевича на нарушение его конституционных прав частями 2, 3 и 13 статьи 92 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-