В соответствии со статьей 7 Закона Луганской Народной Республики от 29.05.2015 N 35-II "О Верховном Суде Луганской Народной Республики", Президиум Верховного Суда Луганской Народной Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемый обзор некоторых вопросов, возникающих в судах Луганской Народной Республики при применении норм ГПК ЛНР и ГК ЛНР за 2022 год.
2. Информировать суды общей юрисдикции Луганской Народной Республики о выработанных рекомендациях согласно обзору.
Председатель Верховного Суда |
С.С. Трифанова |
Утвержден
Президиумом Верховного Суда
Луганской Народной Республики
от 24 июня 2022 года N 104
Обзор некоторых вопросов, возникающих в судах Луганской Народной Республики при применении норм ГПК ЛНР и ГК ЛНР за 2022 год
Вопрос 1. В каком порядке подлежат рассмотрению замечания на протокол судебного заседания по гражданскому делу в случае несогласия судьи, председательствовавшего в проведенном судебном заседании, с ними. Нужно ли назначать судебное заседание для их рассмотрения с уведомлением об этом лиц, участвующих в деле, или этот вопрос рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания и без уведомления лиц, участвующих в деле?
Ответ:
В соответствии со ст. 233 ГПК ЛНР лица, участвующие в деле, их представители вправе ознакомиться с протоколом и аудиозаписью судебного заседания или отдельного процессуального действия и в течение пяти дней со дня подписания протокола подать в письменной форме замечания на такие протокол и аудиозапись с указанием на допущенные в них неточности и/или на их неполноту.
Согласно ст. 234 ГПК ЛНР замечания на протокол и аудиозапись судебного заседания или отдельного процессуального действия рассматривает подписавший протокол судья - председательствующий в судебном заседании, который в случае согласия с замечаниями удостоверяет их правильность, а при несогласии с ними выносит мотивированное определение об их полном или частичном отклонении. Замечания приобщаются к делу во всяком случае.
Из содержания указанных правовых норм усматривается, что целью принесения замечаний на протокол судебного заседания и их рассмотрения является восполнение неполноты и исправление неточностей, лица, принесшие замечания, должны сформулировать свое отношение к протоколу именно в письменном виде, поэтому проведения судебного заседания с уведомлением заинтересованных лиц о времени, месте такого рассмотрения устного разбирательства для рассмотрения замечаний на протокол, не требуется.
Конституционно значимым в данном случае является то, что суд обязан рассмотреть замечания, а также то, что при их отклонении заявителю предоставляется возможность изложить свое отношение к содержащимся в протоколе сведениям в кассационной жалобе.
Тем самым не преграждается доступ к правосудию, гарантированный ч. 1 ст. 39 Конституции Луганской Народной Республики, не нарушаются предусмотренные ст.ст. 6, 11, 13 ГПК ЛНР принципы открытого судебного разбирательства на основе равноправия и состязательности сторон, а также не затрагивается право на справедливое судебное разбирательство.
Вопрос 2. В каком порядке рассматривается вопрос об отмене мер обеспечения иска в виде ареста на недвижимое имущество по обращению должника, являющегося собственником арестованного имущества, в том числе, в части обременений в виде ареста, наложенных до 12 мая 2014 года?
Ответ:
Согласно ст. 9 ГК ЛНР, в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
В соответствии с п. 1.5 Временного положения о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество, их обременений и предоставления информации, утвержденного постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 02.08.2016 N 404 (с изменениями и дополнениями) органом государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений является Министерство юстиции Луганской Народной Республики, его структурные подразделения и территориальные органы, обеспечивающие реализацию полномочий Министерства юстиции Луганской Народной Республики в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, их обременений, государственным регистратором является должностное лицо этого органа, уполномоченное на проведение государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений в установленном порядке.
В соответствии со ст.ст. 139, 140, 144 ГПК ЛНР по заявлению лиц, участвующих в деле, судья или суд может принять меры по обеспечению иска. Мерами по обеспечению иска могут быть, в числе других, наложение ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или других лиц, как движимое, так и недвижимое, запрещение ответчику совершать определенные действия с указанным имуществом. Обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда. В случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. При удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда.
Согласно пп. 6 п. 11.3, п. 55.1 Временного порядка осуществления исполнительного производства на территории Луганской Народной Республики, утвержденного постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 18.10.2016 N 564, судебный пристав в процессе осуществления исполнительного производства в соответствии с действующим законодательством имеет право налагать арест на имущество должника. Арест имущества должника применяется для обеспечения реального исполнения решения.
Согласно п.п. 58.1, 58.2, 58.3 Временного порядка осуществления исполнительного производства на территории Луганской Народной Республики, утвержденного постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 18.10.2016 N 564, лицо, которое считает, что имущество, на которое был наложен арест, принадлежит ему, а не должнику, может обратиться в суд с иском о признании права собственности на это имущество и о снятии с него ареста. В случае принятия судом решения о снятии ареста с имущества, арест с имущества снимается по постановлению судебного пристава не позднее следующего дня, когда ему стало известно о таких обстоятельствах. Копия постановления о снятии ареста с имущества направляется должнику и органу (учреждению), которому было направлено для исполнения постановление о наложении ареста на имущество должника. С имущества должника может быть снят арест по постановлению начальника соответствующего отдела, которому непосредственно подчинен судебный пристав, если было обнаружено нарушение порядка наложения ареста, установленного указанным Порядком.
В соответствии со ст. 425 ГПК ЛНР в случае допущения судебным приставом - исполнителем при производстве ареста имущества нарушения закона, которое является основанием для отмены ареста независимо от принадлежности имущества должнику или другим лицам, заявление должника об отмене ареста имущества рассматривается судом в порядке, предусмотренном ст. 424 указанного Кодекса. Такое заявление может быть подано до реализации арестованного имущества.
Заявленный лицами, не принимавшими участия в деле, спор, связанный с принадлежностью имущества, на которое обращено взыскание, рассматривается судом по правилам искового производства.
Иски лицами, не принимавшими участия в деле, об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) предъявляются к должнику и взыскателю. В случае если арест или опись имущества произведены в связи с конфискацией имущества, в качестве ответчиков привлекаются лица, чье имущество подлежит конфискации, и соответствующий орган государственной власти Луганской Народной Республики. В случае если арестованное или включенное в опись имущество уже реализовано, иск предъявляется также к приобретателю имущества.
Должником, а также взыскателем, или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлениями, действиями (бездействием) судебного пристава, эти постановления, действия (бездействия) судебного пристава в соответствии со ст. 424 ГПК ЛНР могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Луганской Народной Республики об административном судопроизводстве.
В п.п. 57, 58 постановления Пленума Верховного Суда Луганской Народной Республики от 09.07.2021 N 11 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что при наложении ареста в порядке обеспечения иска или исполнения исполнительных документов на имущество, не принадлежащее должнику, собственник имущества (законный владелец, иное заинтересованное лицо, в частности не владеющий залогодержатель) вправе обратиться с иском об освобождении имущества от ареста.
Таким образом, из содержания указанных норм права и разъяснений следует, что правом на обращение в суд с иском об освобождении имущества от ареста и исключения его из описи обладает только лицо, не являющееся должником по исполнительному производству, но обладающее правом собственности на имущество, на которое наложен арест, либо являющееся законным владельцем данного имущества.
При этом, такой способ защиты, как освобождение имущества из-под ареста, уместен только в том случае, когда спорное имущество является объектом каких-либо исполнительных действий.
Предъявление иска об освобождении имущества от ареста лицом, которое одновременно является должником по исполнительному производству и законным владельцем арестованного имущества, законом не предусмотрено.
Указанные выше меры обеспечения иска, принятые судом, а также арест имущества, наложенный судебным приставом, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном названным Временным положением о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество, их обременений и предоставления информации, как обременение недвижимого имущества, которое может быть прекращено в установленном данным Временным положением порядке.
Пункты 9.2, 9.9 данного Временного положения о порядке государственной регистрации прав предусматривают, что в качестве основания для государственной регистрации прекращения обременения на недвижимое имущество предоставляются документы, подтверждающие такое прекращение, в числе которых, значатся решения (определения) судов Луганской Народной Республики, постановление судебных приставов Луганской Народной Республики. Государственная регистрация прекращения обременений прав на недвижимое имущество в результате снятия обременения уполномоченным на это в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики органом проводится государственным регистратором прав. Государственный регистратор не наделен полномочиями по своей инициативе, за исключением случаев, установленных п. 15.3 Временного положения о порядке государственной регистрации прав, производить запись о прекращении обременения на недвижимое имущество.
Принятое судом Луганской Народной Республики решение (определение) об отмене мер обеспечения иска в виде наложения ареста на имущество, принадлежащее должнику (ответчику-собственнику) и находящееся у него или других лиц или запрещение ответчику-собственнику совершать определенные действия с указанным недвижимым имуществом, по его обращению будет являться основанием для государственной регистрации прекращения обременения и внесения об этом записи в государственный реестр прав.
Таким образом, должник-собственник в случае, если меры обеспечения иска были приняты судом Луганской Народной Республики, вправе обратиться в суд Луганской Народной Республики, принявший меры обеспечения иска, являющийся уполномоченным на то органом, с заявлением об отмене мер по обеспечению иска в виде наложения ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него либо у других лиц, или запрещение ответчику совершать определенные действия с указанным недвижимым имуществом, как в процессе рассмотрения гражданского дела, так и после вынесения решения суда в процедуре исполнения решения и после его окончания. Данное заявление рассматривается судом в том же деле, в котором был наложен арест на имущество должника, с уведомлением лиц, участвующих в деле.
Если же обременение в виде наложения ареста на имущество, принадлежащее должнику (ответчику-собственнику и находящееся у него или других лиц или запрещение ему совершать определенные действия с указанным недвижимым имуществом было наложено судебным приставом Луганской Народной Республики, с таким заявлением, как в процессе исполнения решения суда, так и после окончания исполнения решения суда, ему следует обращаться к соответствующему судебному приставу Луганской Народной Республики, а в случае несогласия с решением судебного пристава должник-собственник вправе обжаловать это решение в порядке ст. 424 ГПК ЛНР.
В части снятия обременения в виде ареста имущества, принадлежащего должнику-собственнику и находящегося у него или других лиц, либо запрещения ответчику совершать определенные действия с указанным недвижимым имуществом, наложенного судами, органами государственной исполнительной службы, либо иными органами Украины, имеющими полномочия для принятия мер обременения, действовавшими на территории Луганской Народной Республики до 12 мая 2014 года, и зарегистрированного в государственном реестре прав на недвижимое имущество в Луганской Народной Республике, следует учитывать, что указанные выше правила разрешения данного вопроса не могут быть применены, если названные органы не функционируют на территории Луганской Народной Республики и не имеют на территории Луганской Народной Республики правопреемников.
Вместе с тем, следует учитывать, что в соответствии со ст.ст. 268, 363 ГК ЛНР собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы данные нарушения и не были соединены с лишением владения.
Таким образом, наличие обременений, наложенных при указанных обстоятельствах, и невозможность снятия их в установленном законодательством Луганской Народной Республики порядке, при отсутствии законных оснований к их продолжению, свидетельствует о нарушении права собственности данного лица, поэтому он вправе обращаться в суд за его защитой, при этом при определении надлежащего способа защиты права следует исходить из следующего.
Способы защиты гражданских прав приведены в ст. 13 ГК ЛНР.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Избранный способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения права или охраняемого законом интереса.
В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты. В противном случае избранный способ, не соответствующий характеру нарушенного права, не может привести к восстановлению права, в защиту которого заявлен иск.
В соответствии с Законом Луганской Народной Республики от 30 апреля 2018 года N 19-II "О создании судов Луганской Народной Республики" созданные на территории Луганской Народной Республики после 12 мая 2014 года суды Луганской Народной Республики не являются правопреемниками судов Украины, действовавших на территории Луганской Народной Республики до 12 мая 2014 года.
В соответствии с Временным положением о судебных приставах Луганской Народной Республики, утвержденным постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 02.02.2016 N 50, Временным порядком осуществления исполнительного производства на территории Луганской Народной Республики, утвержденным постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 18.10.2016 N 564, служба судебных приставов Луганской Народной Республики не является правопреемником государственной исполнительной службы Украины, она только продолжает выполнять функции по исполнению, находящихся у нее исполнительных производств в отношении отдельных категорий исполнительных производств, установленных разделом X. Заключительные и переходные положения данного Временного порядка.
Таким образом, при условии, что в реестре государственной регистрации прав Луганской Народной Республики имеется запись о наличии обременения, произведенного до 12 мая 2014 года, при этом в службе судебных приставов Луганской Народной Республики не находится на исполнении неисполненное исполнительное производство, в рамках которого до 12.05.2014 наложен арест или запрет на недвижимое имущество должника-собственника, в суде Луганской Народной Республики либо следственных органах или иных органах Луганской Народной Республики, имеющих полномочия применять меры обременения, не находится на рассмотрении какое-либо дело в отношении должника-собственника, заведенное до 12.05.2014, в связи с которым наложено данное обременение, то надлежащим способом защиты права собственности ответчика (должника-собственника) в таком случае будет обращение его с иском о снятии обременения на данное недвижимое имущество, поскольку судебное решение об удовлетворении такого иска будет основанием для государственной регистрации прекращения такого обременения.
В этом случае, надлежащими ответчиками будут лица, в чьих интересах либо действиями которых принимались меры обеспечения, соответствующее территориальное подразделение Министерства юстиции Луганской Народной Республики, имеющее статус юридического лица, в состав которого входит орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, как структурное подразделение без права юридического лица, привлекается к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика.
При невозможности установления места нахождения лиц, в чьих интересах, либо действиями которых, до 12.05.2014 были применены меры обременения недвижимого имущества, чем нарушено право собственности заинтересованного лица, и которые могли быть ответчиками при предъявлении указанного иска, надлежащим ответчиком может быть то лицо, которое реально имеет возможность восстановить нарушенное право.
В указанном случае таким надлежащим ответчиком может быть соответствующее территориальное подразделение Министерства юстиции Луганской Народной Республики, имеющее статус юридического лица, в состав которого входит орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, как структурное подразделение без права юридического лица, в полномочия должностных лиц которого входит государственная регистрация прекращения обременений.
То обстоятельство, что в данном случае соответствующее территориальное подразделение Министерства юстиции Луганской Народной Республики, имеющее статус юридического лица, в состав которого входит орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, как структурное подразделение без права юридического лица, нарушения прав и интересов истца не допустило, а обременение на имущество истца не снято не по его вине, не имеет значения, поскольку при указанных обстоятельствах именно данный орган, как компетентный орган, на основании решения суда о снятии обременения может устранить препятствия в осуществлении прав собственности истца в отношении такого имущества, путем регистрации прекращения обременения.
Вопрос 3. Порядок возврата искового заявления (заявления), жалобы (апелляционной, частной) по основаниям несоответствия их формы и содержания требованиям ГПК ЛНР в случае неустранения их недостатков.
Ответ:
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 39 Конституции Луганской Народной Республики).
Гарантированное Конституцией Луганской Народной Республики право на судебную защиту подразумевает создание условий для эффективного и справедливого разбирательства дела, реализуемых в процессуальных формах, регламентированных законом, а также возможность пересмотреть ошибочный судебный акт в целях восстановления в правах посредством правосудия.
Согласно ст. 3 ГПК ЛНР заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством Луганской Народной Республики о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы подаются в суд на бумажном носителе.
Нормы ГПК ЛНР содержат требования к содержанию и форме искового заявления, заявления, жалобы, а также последствия их несоблюдения.
В частности, ст. 136 ГПК ЛНР предусматривает, что судья, установив, что исковое заявление подано в суд без соблюдения требований, установленных ст.ст. 131 и 132 указанного Кодекса, выносит определение об оставлении заявления без движения.
В определении суд указывает основания для оставления искового заявления без движения и срок, в течение которого истец должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения. Копия определения об оставлении искового заявления без движения направляется истцу не позднее следующего дня после дня его вынесения.
Если указанные судом обстоятельства не будут устранены в срок, установленный в определении об оставлении заявления без движения, суд возвращает исковое заявление и прилагаемые к нему документы в порядке, установленном ст. 135 указанного Кодекса.
Аналогичные положения содержатся в ст.ст. 318, 331 ГПК ЛНР относительно апелляционных и частных жалоб.
Таким образом, из содержания указанных правовых норм усматривается, что названные обращения граждан могут быть возвращены без рассмотрения в случае неустранения отмеченных судом их недостатков в предоставленный судом срок, данное полномочие суда направлено на реализацию задач гражданского судопроизводства, которыми являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел на основе принципа состязательности и равноправия сторон, и на исключение принятия судом общей юрисдикции к рассмотрению заявлений и жалоб, не соответствующих требованиям закона.
Вместе с тем, поскольку заявитель должен быть поставлен в известность о недостатках, послуживших основанием для оставления его заявления, жалобы без движения, и о сроках исправления этих недостатков, в материалах должны быть сведения не только о направлении заявителю соответствующего определения, но и о вручении ему данного почтового отправления или о возвращении письма в адрес суда с уведомлением о причинах невручения адресату (например, копия реестра на заказную корреспонденцию, отчёт об отслеживании почтового отправления, почтовые уведомления, подтверждающие вручение или причины невручения почтовой корреспонденции).
И только при наличии бесспорных доказательств того, что заявителем получено указанное определение, в случае неустранения в установленный срок обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления, жалобы без движения, судья возвращает заявление, жалобу без рассмотрения по существу.
Наличия одного сопроводительного письма суда о направлении заявителю копии указанного определения недостаточно.
В противном случае, в случае обжалования определения о возврате заявления, жалобы по названным мотивам, оно может быть отменено судом апелляционной инстанции, поскольку заявитель был лишен возможности выполнить указания судьи, содержащиеся в определении, и обратиться в суд с надлежаще оформленным заявлением, жалобой.
Вопрос 4. Какие денежные суммы, взысканные судом, подлежат индексации в порядке ст. 210 ГПК ЛНР?
Ответ:
В соответствии со ст. 210 ГПК ЛНР по заявлению взыскателя или должника суд, рассмотревший дело, может произвести индексацию взысканных судом денежных сумм на день исполнения решения суда в случаях и в размерах, которые предусмотрены законом или договором.
При рассмотрении данного вопроса, следует иметь в виду, что индексация может быть произведена по состоянию на день исполнения решения суда.
Из смысла указанной правовой нормы усматривается, что индексация направлена на поддержание покупательской способности присужденной судом суммы, призвана полностью возместить потери взыскателя от длительного неисполнения судебного решения в условиях инфляционных процессов в государстве, является механизмом приведения присужденной суммы в соответствие с уровнем цен и стоимостью жизни, сложившийся на день исполнения должником своего обязательства, не является мерой гражданской или иной ответственности и применяется вне зависимости от вины лица, обязанного выплатить компенсацию, в задержке ее выплаты.
Единственным основанием для индексации является обесценивание взысканных сумм на день фактического исполнения решения суда.
В целях индексации по ст. 210 ГПК ЛНР применяются определяемые в установленном порядке индексы потребительских цен в Луганской Народной Республике в российских рублях, являющихся в силу ст. 178 ГК ЛНР национальной валютой Луганской Народной Республики, то есть, применяется уровень обесценивания покупательной способности российского рубля, устанавливаемый для национальной денежной единицы Луганской Народной Республики.
Таким образом, индексация может быть применена в отношении взысканных сумм, которые в возникших денежных правоотношениях сторонами определены в национальной валюте Луганской Народной Республики в виде российского рубля.
На суммы, взысканные в иностранной валюте (доллары, евро, гривна и т.д.), а также на денежные суммы, хотя и взысканные судом Луганской Народной Республики в российских рублях, однако, они вытекают из правоотношений, в которых денежные обязательства определены сторонами в иностранной валюте, правила ст. 210 ГПК ЛНР не распространяются, поскольку взыскание в таких случаях денежных средств в эквиваленте по курсу к иностранной валюте, само по себе является правовой гарантией защиты взысканных сумм от инфляции, вызванной ростом потребительских цен.
Следовательно, индексации в результате обесценения подлежит только денежная единица Луганской Народной Республики - российский рубль, а иностранная валюта, которая была предметом договора, индексации не подлежит.
Вопрос об индексации взысканных сумм рассматривается в том же гражданском деле по заявлению истца (взыскателя) в порядке, установленном ГПК ЛНР для рассмотрения вопросов, связанных с исполнением судебных решений.
В заявлении истца (взыскателя) должны быть приведены индексы инфляции, которые использовались; расчет взысканных сумм с учетом инфляции; период, за который производится начисление инфляционных сумм; обоснование необходимости производства индексации и применения именно данных индексов.
Суд не вправе по своей инициативе применять индексы инфляции и производить расчет инфляционных потерь.
В случае отсутствия указанной информации в заявлении истца (взыскателя), к нему применяются в соответствии с ч. 4 ст. 1 ГПК ЛНР правила ст.ст. 136, 135 ГПК ЛНР.
Вопрос 5. Можно ли оставить иск без рассмотрения на стадии подготовки к рассмотрению дела или в предварительном судебном заседании, если об этом поступило заявление от истца либо в случае его неоднократной неявки на подготовку рассмотрения дела или в предварительное судебное заседание?
Ответ:
В соответствии со ст.ст. 148, 149, 151 ГПК ЛНР после принятия заявления судья выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству, подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому гражданскому делу и проводится судьей с участием сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей.
Задачами подготовки дела к судебному разбирательству являются:
1) уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела;
2) определение нормативного правового акта Луганской Народной Республики, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон;
3) разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса;
4) представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле;
5) примирение сторон.
При подготовке дела к судебному разбирательству судья:
1) разъясняет сторонам их процессуальные права и обязанности;
2) опрашивает истца или его представителя по существу заявленных требований и предлагает, если это необходимо, представить дополнительные доказательства в определенный срок;
3) опрашивает ответчика по обстоятельствам дела, выясняет, какие имеются возражения относительно иска и какими доказательствами данные возражения могут быть подтверждены;
4) разрешает вопрос о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора, а также разрешает вопросы о замене ненадлежащего ответчика, соединении и разъединении исковых требований;
5) разрешает вопрос о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства;
6) содействует примирению сторон, принимает меры по заключению сторонами мирового соглашения, разъясняет условия и порядок реализации данного права, существо и преимущества примирительных процедур;
7) извещает о времени и месте разбирательства дела заинтересованных в его исходе граждан (физических лиц) или юридических лиц;
8) разрешает вопрос о вызове свидетелей;
9) назначает экспертизу и эксперта для ее проведения, а также разрешает вопрос о привлечении к участию в процессе специалиста, переводчика;
10) по ходатайству сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей истребует от юридических лиц или граждан доказательства, которые стороны или их представители не могут получить самостоятельно;
11) в случаях, не терпящих отлагательства, проводит с извещением лиц, участвующих в деле, осмотр на месте письменных и вещественных доказательств;
12) направляет судебные поручения;
13) принимает меры по обеспечению иска;
14) в случаях, предусмотренных ст. 153 указанного Кодекса, разрешает вопрос о проведении предварительного судебного заседания, его времени и месте;
15) совершает иные необходимые процессуальные действия.
Таким образом, из содержания указанных правовых норм усматривается, что в стадии подготовки дела к рассмотрению не предусмотрена возможность оставления иска без рассмотрения в любом случае.
Согласно ст. 153 ГПК ЛНР предварительное судебное заседание имеет своей целью процессуальное закрепление распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке дела к судебному разбирательству, определение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, определение достаточности доказательств по делу, исследование фактов пропуска сроков обращения в суд и сроков исковой давности.
При наличии обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 217, 218, 222, п.п. 1-4 ст. 224 указанного Кодекса, производство по делу в предварительном судебном заседании может быть приостановлено или прекращено, заявление оставлено без рассмотрения.
В предварительном судебном заседании может быть разрешен вопрос о передаче дела, принятого судом к своему производству, в другой суд общей юрисдикции, арбитражный суд.
В предварительном судебном заседании может рассматриваться возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока исковой давности для защиты права и установленного законом срока обращения в суд.
При установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке.
При рассмотрении споров о детях по требованию родителей (одного из родителей) в предварительном судебном заседании суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей и/или порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения.
Статья 224 ГПК ЛНР содержит основания для оставления судом заявления без рассмотрения.
При этом, п.п. 1-4 ст. 224 ГПК ЛНР содержат следующие основания:
1) истцом не соблюден установленный законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора или заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке приказного производства;
2) заявление подано недееспособным лицом, за исключением заявления данного лица о признании его дееспособным, ходатайства о восстановлении пропущенных процессуальных сроков по делу о признании данного лица недееспособным;
3) заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска;
4) в производстве данного или другого суда, арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Других оснований для оставления искового заявления без рассмотрения в указанных пунктах не содержится.
Таким образом, из содержания указанных правовых норм усматривается, что в предварительном судебном заседании вопрос об оставлении искового заявления по мотивам того, что истец просит его иск оставить без рассмотрения, разрешаться не может.
Пункт 7 ст. 224 ГПК ЛНР предусматривает возможность суда в судебном заседании оставить исковое заявление без рассмотрения в случае, если истец подал заявление об оставлении его заявления без рассмотрения.
Статья 154 ГПК ЛНР предусматривает, что судья, признав в стадии подготовки либо в предварительном судебном заседании дело подготовленным, выносит определение о назначении его к разбирательству в судебном заседании, извещает стороны, других лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела, вызывает других участников процесса.
Судья, признав дело подготовленным, вправе завершить предварительное судебное заседание и при согласии сторон открыть судебное заседание, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте предварительного судебного заседания и просят рассмотреть дело по существу в их отсутствие, за исключением случая, если в соответствии с указанным Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение дела.
Таким образом, в случае поступления в стадии подготовки дела к рассмотрению от истца заявления об оставлении его искового заявления без рассмотрения, судья может назначить в порядке, установленном ст. 154 ГПК ЛНР судебное заседание, в котором рассмотреть указанное заявление и принять соответствующее определение.
Вопрос 6. Подлежит ли зачету в счет уплаты госпошлины при подаче искового заявления ранее уплаченная при подаче заявления о выдаче судебного приказа по аналогичному требованию государственная пошлина в случае отмены судебного приказа на основании возражения должника?
Ответ:
Статья 93 ГПК ЛНР устанавливает, что основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются законодательством Луганской Народной Республики.
Порядок выдачи судом судебного приказа регулируется главой 11 ГПК ЛНР.
В соответствии со ст. 123 ГПК ЛНР заявление о выдаче судебного приказа оплачивается государственной пошлиной в размере и порядке, установленном Законом Луганской Народной Республики от 24.06.2016 N 102-II "О государственной пошлине".
После получения судебного приказа лицо, в отношении которого он вынесен, в соответствии со ст. 128 ГПК ЛНР имеет право подать возражения касательно выполнения сути его содержания, что в соответствии со ст. 129 ГПК ЛНР является основанием для его отмены, и в связи с чем взыскателю предоставляется возможность обратиться с данным требованием в исковом производстве.
Статья 5 Закона Луганской Народной Республики от 24.06.2016 N 102-II "О государственной пошлине" содержит особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Луганской Народной Республики, суды общей юрисдикции, к мировым судьям.
В частности, п. 13 указанной статьи предусматривает, что при отказе в принятии к рассмотрению искового заявления, административного искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа уплаченная государственная пошлина при предъявлении иска, административного иска или заявления о вынесении судебного приказа засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины.
Статья 26 Закона Луганской Народной Республики от 24.06.2016 N 102-II "О государственной пошлине" содержит основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины.
Пункт 2 ч. 1 данной статьи предусматривает возможность возврата частично или полностью оплаченной государственной пошлины в случаях возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска (административного иска), если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску (административному иску) приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины.
Таким образом, ни Закон Луганской Народной Республики от 24.06.2016 N 102-II "О государственной пошлине", ни ГПК ЛНР не предусматривают возможности возврата или зачета денежных средств, потраченных на уплату госпошлины при подаче заявления о выдаче судебного приказа, после отмены судебного приказа на основании возражения должника.
Обращение в суд с иском по требованиям, аналогичным требованиям по отмененному судебному приказу, не означает, что взыскатель должен оплатить госпошлину дважды за разрешение одного вопроса, сначала в приказном порядке, а потом исковом, поскольку госпошлина взимается за совершение судом юридически значимых действий, а сам факт выдачи судебного приказа и есть юридически значимое действие, независимо от того, что впоследствии он отменен в установленном законом порядке.
Вопрос 7. Из чего исходить при определении размера алиментов, взыскиваемых с военнослужащих Луганской Народной Республики?
Ответ:
При определении доходов ответчиков по делам о взыскании алиментов, являющихся военнослужащими Народной милиции Луганской Народной Республики следует иметь в виду, что материальным обеспечением таких военнослужащих Луганской Народной Республики является гуманитарная материальная помощь, которая не предусмотрена на постоянной основе, и не является регулярной выплатой, носит характер иных доходов.
Поэтому при установлении размера алиментов на несовершеннолетних детей, взыскиваемых с военнослужащих Народной милиции Луганской Народной Республики судам следует руководствоваться представленными доказательствами о материальном и семейном положении сторон на общих основаниях и определять размер алиментов в порядке ст. 81 Семейного кодекса Луганской Народной Республики.
Вопрос 8. В каком порядке рассматривается вопрос о замене стороны исполнительного производства?
Ответ:
В соответствии со ст. 44 ГПК ЛНР в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену такой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Пункт 8.5 Временного порядка осуществления исполнительного производства на территории Луганской Народной Республики, утвержденного постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 18.10.2016 N 564 (с изменениями и дополнениями), предусматривает, что в случае выбытия одной из сторон судебный пристав по собственной инициативе или по заявлению стороны, а также заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с заявлением о замене стороны её правопреемником.
Таким образом, вопрос замены стороны в исполнительном производстве может быть решен судом на стадии исполнения судебного постановления в порядке, установленном для разрешения вопросов, связанных с исполнением судебных постановлений.
Вопросы, связанные с исполнением судебных постановлений регулируются положениями раздела VI. Производство, связанное с исполнением судебных постановлений, постановлений иных органов ГПК ЛНР.
При этом данный раздел не содержит специальной нормы, посвященной порядку рассмотрения судом вопроса замены стороны в исполнительном производстве.
Статья 423 данного раздела ГПК ЛНР регулирует только порядок приостановления или прекращения исполнительного производства судом, согласно которому вопросы о приостановлении или прекращении исполнительного производства рассматриваются судом, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель, в десятидневный срок. Об этом извещаются взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель, однако их неявка не является препятствием к разрешению указанных вопросов. По результатам рассмотрения заявления о приостановлении или прекращении исполнительного производства судом выносится определение, которое направляется взыскателю, должнику, а также судебному приставу-исполнителю, на исполнении которого находится исполнительный документ.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 ГПК ЛНР в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее - суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Луганской Народной Республике (аналогия права).
Таким образом, вопрос о замене стороны в исполнительном производстве на основании ч. 4 ст. 1 ГПК ЛНР разрешается судом по правилам ст. 423 ГПК ЛНР.
При этом из смысла указанных правовых норм усматривается, что данный вопрос может быть решен судом, принявшим решение, которое исполняется, либо судом, в районе деятельности которого, исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель, в том числе, и в отношении, находящегося у него на исполнении, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель решения суда, принятого и вступившего в законную силу до 12.05.2014.
Вопрос 9. Нужно ли привлекать к участию в деле в качестве ответчика нотариуса при рассмотрении споров, связанных с наследством?
Ответ:
Нотариальные действия затрагивают важные субъективные права лиц, в отношении которых они совершаются. Именно поэтому законодатель установил судебный контроль за совершением нотариальных действий.
Нотариус является публичным лицом, которому государством предоставлены полномочия по удостоверению прав и фактов, имеющих юридическое значение, и совершение иных нотариальных действий с целью предоставления им юридической достоверности.
Участниками отношений, возникающих при совершении нотариальных действий, являются физические и юридические лица, заинтересованные в совершении нотариальных действий с одной стороны, и нотариусы, осуществляющие эти действия, с другой.
Возможность обжалования нотариальных действий или отказа в их совершении является надежным процессуальным средством обеспечения законности нотариального производства и гарантией прав граждан, юридических лиц и интересов государства.
Порядок деятельности, перечень нотариальных действий, совершаемых нотариусами Луганской Народной Республики, порядок их обжалования в суд установлены Временным положением о нотариате Луганской Народной Республики, утвержденным постановлением Правительства Луганской Народной Республики от 18.10.2019 N 650/19, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства Луганской Народной Республики от 11.02.2020 N 73/20, от 09.06.2020 N 363/20, от 08.12.2020 N 980/20, а также Правилами совершения нотариальных действий нотариусами Луганской Народной Республики, утвержденными приказом Министерства юстиции Луганской Народной Республики от 13.02.2020 N 114-ОД (с изменениями, внесенными приказами Министерства юстиции Луганской Народной Республики от 31.07.2020 N 614-ОД, от 02.02.2021 N 100-ОД, от 17.05.2021 N 454-ОД).
Заявления об обжаловании совершенного нотариального действия или отказа в совершении нотариального действия рассматриваются судом в порядке особого производства по правилам главы 34 ГПК ЛНР, поэтому судам следует руководствоваться нормами содержащимися в этой главе, а также общими правилами гражданского судопроизводства, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 303 ГПК ЛНР, заинтересованное лицо, считающее неправильными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать заявление об этом в суд по месту нахождения нотариуса или по месту нахождения должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий. Заявление подается в суд в течение десяти дней со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действия.
С таким заявлением на действия нотариусов вправе обратиться в суд лишь заинтересованное лицо. К заинтересованным лицам применительно к этой норме закона могут быть отнесены граждане и юридические лица, в отношении которых совершено нотариальное действие либо получившие отказ в его совершении.
Определяя процессуальный порядок, в котором должно быть рассмотрено заявление лица, обратившегося в суд с заявлением на нотариальное действие или на отказ в его совершении, следует учитывать, что в особом производстве могут быть рассмотрены жалобы на действия нотариусов, при условии, если у заинтересованных лиц отсутствует спор о праве гражданском, подведомственный суду.
Разграничение особого и искового производства и правильное определение, в порядке какого судопроизводства рассматривается то или иное дело, имеет большое практическое значение, поскольку законодатель по-разному определяет состав участников процесса, подсудность, доказательства и процесс доказывания, размер государственной пошлины, порядок судебного заседания и др.
В силу ст. 305 ГПК ЛНР при удовлетворении заявления суд своим решением или отменяет совершенное нотариальное действие, или обязывает его выполнить.
В резолютивной части решения в случае отмены нотариального действия следует указать, какое конкретное действие, когда и кем совершенное, отменяется; при удовлетворении жалобы на отказ в выполнении нотариального действия - какое именно нотариальное действие и кем должно быть совершено.
Например, в случае обжалования действий нотариуса результатом разбирательства будет отмена постановления нотариуса об отказе в выдаче свидетельства о праве на наследство и возложение обязанности выдать такое свидетельство.
Возникший между заинтересованными лицами спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается судом в порядке искового производства.
Поэтому, при принятии жалобы на нотариальное действие или на отказ в его совершении необходимо выяснять, не имеется ли спора о праве гражданском.
Если из заявления и приобщенных к нему документов усматривается, что такой спор имеется или подведомственный суду спор возникнет при рассмотрении дела, возбужденного по заявлению заинтересованного лица, суд не вправе при возникновении спора в процессе судебного разбирательства отменить совершенное нотариальное действие или обязать нотариальный орган его выполнить, то есть разрешить заявление по существу, при таких обстоятельствах следует, исходя из требований ст. 261 ГПК ЛНР, вынести определение об оставлении такого заявления без рассмотрения, разъяснив заявителю его право обратиться с иском в суд за разрешением возникшего спора.
Заявления заинтересованных лиц, оспаривающих права и обязанности, основанные на совершенном нотариальном действии, рассматриваются судом в порядке искового производства.
Любое другое лицо, чьи права и охраняемые законом интересы также были или могли быть затронуты нотариальным действием, вправе защищать свое нарушенное право или интерес тоже путем обращения в суд с соответствующим иском.
При этом недопустимо обращение в суд с требованиями об оспаривании нотариального действия, которые по существу направлены на оспаривание в рамках отдельного производства одного из доказательств, подлежащих оценке в рамках рассмотрения судом спора о праве, связанном с совершенным нотариальным действием.
В порядке искового судопроизводства защищаются конкретные права и охраняемые законом интересы заинтересованных лиц в тех случаях, когда они нарушаются другими лицами, мешающими осуществлению этих прав.
В подобных случаях возникает спор о праве гражданском, для разрешения которого и применяется исковая форма защиты права.
Основным признаком сторон гражданского процесса является их личная и непосредственная заинтересованность.
При рассмотрении дел, связанных с обжалованием нотариальных действий и отказа в совершении нотариальных действий, а также иных действий, при отсутствии между заинтересованными лицами спора о праве гражданском, нотариусы становятся участниками гражданского процесса в порядке, установленном главой 34 ГПК ЛНР.
При рассмотрении исков о признании недействительными каких-либо нотариальных документов, или исков, связанных с обжалованием нотариальных действий либо отказа в совершении нотариальных действий, а также иных действий, по поводу которых возник спор о праве гражданском, следует иметь в виду, что нотариус не становится участником спорных гражданских правоотношений между заинтересованными лицами, поскольку, совершая нотариальные действия, он действует беспристрастно, а, следовательно, он не может нарушать гражданские права, которые являются содержанием этих отношений, у него отсутствует процессуальная заинтересованность в предмете спора и реализации принятого решения, поэтому нотариус не является надлежащим ответчиком по спорам, возникающим между участниками гражданских правоотношений, связанным с нотариальным действием.
При рассмотрении такого спора о праве, основанном на совершенном нотариальном действии, нотариус, совершивший соответствующее нотариальное действие, привлекается к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора на стороне ответчика.
Вопрос 10. Как определяется территориальная подсудность для раздела совместно нажитого имущества супругов, в состав которого входит недвижимое имущество?
Ответ:
По общему правилу подсудности иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к юридическому лицу предъявляется в суд по месту нахождения организации (ст. 28 ГПК ЛНР).
По правилу об исключительной подсудности иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества (ст. 30 ГПК ЛНР).
К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Луганской Народной Республики от 09.07.2021 N 11 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
В силу положений ст. 34 Семейного кодекса Луганской Народной Республики имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
Иски о разделе имущества направлены на изменение режима собственности нажитого в период брака имущества, а именно с совместной собственности на долевую.
Поскольку право совместной собственности супругов на приобретенное (построенное) в браке недвижимое имущество законом презюмируется, формулировка требования одним из супругов, как признание права совместной собственности на спорный объект, также не свидетельствует о том, что заявлен спор о правах на объект недвижимости.
Таким образом, указанные иски не являются исками о правах, независимо от наличия либо отсутствия зарегистрированных прав на спорные объекты недвижимости у одного из супругов.
Учитывая изложенное, иск о разделе имущества, основанный на нормах Семейного кодекса Луганской Народной Республики, подлежит рассмотрению судом не по правилам об исключительной подсудности (статья 30 ГПК ЛНР), а в соответствии с общим правилом о подсудности гражданских дел - по месту жительства ответчика, установленной статьей 28 ГПК ЛНР, в том числе, и при наличии в составе общего совместного имущества супругов объектов недвижимости находящихся на территории, не входящей в юрисдикцию данного суда, поскольку по гражданским делам о разделе совместно нажитого супругами имущества суд обязан произвести раздел имущества, находящегося в их совместной собственности, включая объекты недвижимости, независимо от их расположения.
Вопрос 11. Правильно ли привлекать к участию в деле об установлении факта проживания на территории Луганской Народной Республики в качестве заинтересованного лица соответствующее подразделение миграционной службы?
Ответ:
В соответствии с ГПК ЛНР суды Луганской Народной Республики вправе рассматривать гражданские дела об установлении факта проживания на территории Луганской Народной Республики для решения гражданами в последующем вопросов получения паспортного документа Луганской Народной Республики.
В соответствии со ст. 262 ГПК ЛНР такие дела рассматриваются в порядке особого производства с участием заявителя и привлекаемых судом заинтересованных лиц.
В Луганской Народной Республике в соответствии с Положением о паспортном документе, удостоверяющем личность физического лица, проживающего на территории Луганской Народной Республики, утвержденным постановлением Правительства Луганской Народной Республики от 06.07.2021 N 585/21, выдача паспортного документа Луганской Народной Республики осуществляется МВД Луганской Народной Республики, в лице Управления миграционной службы МВД Луганской Народной Республики и подразделений миграционной службы территориальных органов внутренних дел МВД Луганской Народной Республики, поэтому заинтересованным лицом по этой категории дел является орган, на который возложена обязанность по выдаче паспортного документа.
Структура МВД Луганской Народной Республики утверждена распоряжением Главы Луганской Народной Республики от 27.12.2021 N 77-рг/21.
В соответствии с указанным распоряжением в структуру МВД Луганской Народной Республики входит управление миграционной службы МВД Луганской Народной Республики, которое не является самостоятельным юридическим лицом.
Территориальные органы внутренних дел МВД Луганской Народной Республики, за исключением Артемовского, Ленинского, Каменнобродского, Жовтневого районных отделов внутренних дел МВД Луганской Народной Республики входят в структуру МВД Луганской Народной Республики и имеют статус юридического лица.
Подразделения миграционной службы не имеют статуса юридического лица, являются структурными подразделениями территориальных органов внутренних дел МВД Луганской Народной Республики.
В соответствии со ст.ст. 36, 37 ГПК ЛНР лицами, участвующими в деле, могут быть граждане и юридические лица.
Поэтому при определении заинтересованного лица по данной категории дел судам следует учитывать указанные обстоятельства.
Вопрос 12. Как правильно должны быть оформлены письменные доказательства?
Ответ:
В соответствии с ч. 1 ст. 71 ГПК ЛНР письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы. К письменным доказательствам относятся приговоры и решения суда, иные судебные постановления, протоколы совершения процессуальных действий, протоколы судебных заседаний, приложения к протоколам совершения процессуальных действий (схемы, карты, планы, чертежи).
Письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
Подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию.
Положение ст. 71 ГПК ЛНР, обязывающее представлять в суд письменные доказательства в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии, направлено на недопущение использования при осуществлении правосудия доказательств, полученных с нарушением закона, поскольку такие доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
Правила оценки доказательств установлены ст. 67 ГПК ЛНР, в соответствии с которой при оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств.
При оценке копии документа или иного письменного доказательства суд проверяет, не произошло ли при копировании изменение содержания копии документа по сравнению с его оригиналом, с помощью какого технического приема выполнено копирование, гарантирует ли копирование тождественность копии документа и его оригинала, каким образом сохранялась копия документа.
Суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда Луганской Народной Республики от 24 июня 2022 г. N 104 "Об утверждении обзора некоторых вопросов, возникающих в судах Луганской Народной Республики при применении норм ГПК ЛНР и ГК ЛНР за 2022 год"
Опубликование:
официальный сайт Верховного Суда ЛНР (supcourtlnr.su) 13 июля 2022 г.