Постановление Президиума Верховного Суда Луганской Народной Республики от 8 ноября 2021 г. N 79
"Об утверждении обзора некоторых вопросов, возникающих в судах Луганской Народной Республики при применении норм ГПК ЛНР и ГК ЛНР"
19 октября 2022 г.
В соответствии со статьей 7 Закона Луганской Народной Республики от 29.05.2015 N 35-II "О Верховном Суде Луганской Народной Республики", Президиум Верховного Суда Луганской Народной Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемый обзор некоторых вопросов, возникающих в судах Луганской Народной Республики при применении норм ГПК ЛНР и ГК ЛНР.
2. Информировать суды общей юрисдикции Луганской Народной Республики о выработанных рекомендациях согласно обзору.
Председатель Верховного Суда |
С.С. Трифанова |
Утвержден
Президиумом Верховного Суда
Луганской Народной Республики
от 08 ноября 2021 года N 79
Обзор
некоторых вопросов, возникающих в судах Луганской Народной Республики при применении норм ГПК ЛНР и ГК ЛНР
19 октября 2022 г.
При рассмотрении гражданских дел в судах Луганской Народной Республики возникают сложности в применении отдельных норм Гражданского кодекса Луганской Народной Республики (далее - ГК ЛНР) и Гражданского процессуального кодекса Луганской Народной Республики (далее - ГПК ЛНР), в связи с чем с целью формирования однообразного применения норм процессуального и материального права, Верховный Суд Луганской Народной Республики считает необходимым дать соответствующие разъяснения по возникающим вопросам.
1. Подлежит ли обжалованию в апелляционном порядке определение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении ходатайства ответчика о прекращении производства по гражданскому делу?
Ответ:
Статья 329 ГПК ЛНР предусматривает, что определения суда первой инстанции могут быть обжалованы в суд апелляционной инстанции отдельно от решения суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле (частная жалоба), а прокурором может быть принесено представление в случае, если это предусмотрено настоящим Кодексом либо определение суда исключает возможность дальнейшего движения дела.
На остальные определения суда первой инстанции частные жалобы, представления прокурора не подаются, но возражения относительно них могут быть включены в апелляционные жалобу, представление.
Нормами ГПК ЛНР не предусмотрена возможность апелляционного обжалования определения об отказе в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу, такое определение не препятствует дальнейшему движению дела, поэтому оно апелляционному обжалованию не подлежит, частная жалоба, поданная на такое определение подлежит возврату без рассмотрения, лицу ее подавшему, судом первой инстанции в порядке части 4 статьи 1, статьи 318 ГПК ЛНР.
2. Правомерен ли возврат судебным приставом исполнительного листа о взыскании государственной пошлины в доход государства, выдавшему его суду, без исполнения, на основании подпункта 7 пункта 26.1 Временного порядка осуществления исполнительного производства на территории Луганской Народной Республики", утвержденного постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 18.10.2016 N 564 в связи с нахождением должника в стадии ликвидации?
Ответ:
В соответствии со статьей 130 ГПК ЛНР исполнительные листы о взыскании государственной пошлины в доход государства направляются для исполнения судом, принявшим соответствующее судебное постановление.
Принудительное исполнение судебных постановлений на основании выданных судом исполнительных листов осуществляет судебный пристав в порядке, установленном Временным порядком осуществления исполнительного производства на территории Луганской Народной Республики, утверждённого постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 18 октября 2016 г. N 564 (с изменениями и дополнениями).
В соответствии с указанным Временным порядком сторонами в исполнительном производстве являются взыскатель и должник (пункт 8.1).
По исполнительному документу о взыскании в доход государства денежных средств или о совершении других действий в пользу или в интересах государства от его имени выступает орган, по иску которого судом вынесено соответствующее решение, или орган государственной власти (кроме суда), который в соответствии с действующим законодательством принял такое решение.
По другим исполнительным документам о взыскании в доход государства денежных средств или о совершении других действий в пользу или в интересах государства от его имени выступает уполномоченный орган государственной власти (пункт 8.3).
Согласно статье 29 Закона Луганской Народной Республики "О государственной пошлине" контроль за уплатой (взиманием) государственной пошлины в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики осуществляет исполнительный орган государственной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Согласно пункту 19.1 указанного Временного порядка судебный пристав на основании исполнительного документа открывает исполнительное производство по заявлению взыскателя или его представителя о принудительном исполнении решения; а также если исполнительный лист поступил от суда на основании определения о предоставлении разрешения на принудительное исполнение акта иностранного суда в установленном действующим законодательством порядке; а также в иных предусмотренных действующим законодательством случаях.
Таким образом, исходя из анализа указанных правовых норм следует, что заявителем и взыскателем по исполнительному документу о взыскании государственной пошлины в доход государства является исполнительный орган государственной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, который и является стороной в таком исполнительном производстве.
Суд, выдавший исполнительный документ о взыскании государственной пошлины в доход государства, взыскателем по нему не является, и, следовательно, не может быть ни заявителем, по обращению которого открывается исполнительное производство, ни взыскателем - стороной в исполнительном производстве, в этом случае исполнительное производство открывается на основании закона.
Раздел 26 данного Временного порядка содержит основания отказа в открытии исполнительного производства и порядок разрешения этого вопроса.
Пункт 26.1 предусматривает, что судебный пристав отказывает в открытии исполнительного производства в случае:
1) пропуска установленного срока предъявления документов к исполнению;
2) непредоставления указанного в пункте 17 настоящего Порядка исполнительного документа, неподачи заявления об открытии исполнительного производства в предусмотренных настоящим Порядком случаях, и документов, определенных подпунктами 19.4, 19.5 настоящего Порядка;
3) если решение, на основании которого был выдан исполнительный документ, не вступило в законную силу (кроме случаев, когда оно в установленном действующим законодательством порядке допущено к немедленному исполнению);
4) предъявления исполнительного документа в Отдел не по месту или не по подведомственности исполнения решения;
5) если не закончилась отсрочка исполнения решения, предоставленная судом, вынесшим решение;
6) несоответствия исполнительного документа требованиям, предусмотренным пунктом 18 настоящего Порядка;
7) официального обнародования сообщения о признании должника банкротом и об открытии ликвидационной процедуры;
8) если исполнительный документ возвращен взыскателю по его заявлению, кроме исполнительных документов о взыскании алиментов и других периодических платежей;
9) наличия других предусмотренных действующим законодательством обстоятельств, исключающих осуществление исполнительного производства.
26.2. Об отказе в открытии исполнительного производства судебный пристав выносит постановление в течение трех рабочих дней, а по решению, которое подлежит немедленному исполнению, - не позднее следующего рабочего дня со дня поступления исполнительного документа, и не позднее следующего дня направляет его заявителю вместе с исполнительным документом.
26.3. В случае отказа в открытии исполнительного производства на основании пункта 6 подпункта 26.1 настоящего Порядка судебный пристав разъясняет заявителю право на обращение в суд или другой орган (к должностному лицу), которые выдали исполнительный документ, о приведении его в соответствие с требованиями пункта 18 настоящего Порядка.
26.4. Постановление судебного пристава об отказе в открытии исполнительного производства может быть обжаловано заявителем в десятидневный срок со дня его поступления в соответствии с установленным настоящим Порядком.
26.5. В случае отказа в открытии исполнительного производства на основании пункта 7 подпункта 26.1 Порядка судебный пристав в постановлении отмечает наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве должника, номер дела о банкротстве, а также разъясняет взыскателю его право обратиться в суд с соответствующим заявлением для удовлетворения своих требований при открытии ликвидационной процедуры совместно с другими кредиторами.
Таким образом, из указанных правовых норм усматривается, что в случае отказа в открытии исполнительного производства, исполнительный лист возвращается заявителю, являющемуся взыскателем (в случае взыскания государственной пошлины - соответствующему исполнительному органу государственной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в Луганской Народной Республике), а не выдавшему его суду.
Поэтому в случае такого возврата судебными приставами исполнительных листов о взыскании государственной пошлины в доход государства судам с отказом в открытии исполнительного производства, данные исполнительные листы и постановление судебного пристава об отказе в открытии исполнительного производства подлежат возврату судебным приставам для выполнения требований действующего законодательства Луганской Народной Республики в этой части (направлению заявителю для решения вопроса о дальнейшей судьбе исполнительного листа).
3. Можно ли лишать родительских прав усыновителей?
Ответ:
Родители - лица (отец и мать), от которых произошел ребенок, и записанные в книге записей рождений в качестве таковых в отношении определенного ребенка.
Из смысла статьи 69 Семейного кодекса Луганской Народной Республики (далее - СК ЛНР) усматривается, что лишение родительских прав возможно только в отношении родителей, если они:
1) уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
2) отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций;
3) злоупотребляют своими родительскими правами;
4) жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
5) являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
6) совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.
Вопросы усыновления регулируются главой 19 СК ЛНР, которой не предусмотрена возможность лишения родительских прав усыновителей ребенка.
В соответствии со статьей 123 СК ЛНР усыновление или удочерение (далее - усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
По просьбе усыновителей суд может принять решение о записи усыновителей в книге записей рождений в качестве родителей усыновленного ими ребенка (статья 136 СК ЛНР).
Вместе с тем, данное обстоятельство не дает оснований ставить вопрос о лишении родительских прав усыновителей в случае необходимости защиты прав и интересов усыновленного ребенка.
Статьи 140 и 141 СК ЛНР предусматривают порядок и основания отмены усыновления.
Отмена усыновления ребенка производится в судебном порядке.
Усыновление ребенка может быть отменено в случаях, если усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией.
Суд вправе отменить усыновление ребенка и по другим основаниям исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.
Таким образом, в случаях, установленных нормами СК ЛНР, усыновление может быть отменено судом, лишение родительских прав усыновителей не предусмотрено.
Об этом разъясняется в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Луганской Народной Республики от 11.12.2019 N 26.
4. Возможно ли установление факта проживания на территории Луганской Народной Республики по состоянию на 12.05.2014 лицу, постоянно проживавшему на территории Луганской Народной Республики, временно подконтрольной Украине в настоящее время?
Ответ:
12 мая 2014 года на всей территории Луганской области Украины был проведен референдум о самоопределении Луганской Народной Республики, провозглашенный 27 апреля 2014 года в пределах Луганской области.
Статья 54 Конституции Луганской Народной Республики, принятой 18 мая 2014 года закрепила, что территория Луганской Народной Республики определяется границами, существовавшими на день ее образования.
Статья 3 Закона Луганской Народной Республики "О государственной границе Луганской Народной Республики" подтвердила прохождение своей государственной границы:
1) с Украиной - по административной границе бывшей Луганской области Украины с Харьковской областью Украины;
2) с Донецкой Народной Республикой - по административной границе бывших Луганской и Донецкой областей Украины;
3) с Российской Федерацией - по линии бывшей государственной границы Украины с Российской Федерацией в пределах административной границы бывшей Луганской области Украины.
Таким образом, при рассмотрении дел об установлении названных фактов судам следует исходить из указанных правовых норм и представленных заявителем доказательств.
5. Нужно ли требовать информацию из ЗАГСа об отсутствии актовой записи о расторжении брака либо об отметке об этом в актовой записи о регистрации брака, если представлен оригинал свидетельства о браке?
Ответ:
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 131 ГПК ЛНР в исковом заявлении истец должен указать обстоятельства, на которых он основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие данные обстоятельства.
Пункт 4 статьи 132 ГПК ЛНР предусматривает, что к исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования.
Таким образом, при подаче искового заявления о расторжении брака, при наличии оригинала свидетельства о регистрации расторжении брака, истец в обоснование необходимости расторжения брака должен указать также информацию о том, что брак ранее не расторгался, представив об этом информацию из органов ЗАГСа, либо представить обоснованное ходатайство об истребовании судом такой информации, если у него имеются в этом затруднения.
6. Может ли суд принять исковое заявление, поданное истцом с нарушением подсудности по своему месту жительства, если одновременно к исковому заявлению приложено заявление ответчика о том, что он согласен на изменение подсудности спора по месту жительства истца?
Ответ:
Согласно статье 32 ГПК ЛНР стороны могут по соглашению между собой изменить территориальную подсудность для данного дела до принятия его судом к своему производству.
Как усматривается из смысла указанной правовой нормы для осуществления такого права истец должен вместе с исковым заявлением представить именно соглашение, подписанное истцом и ответчиком до подачи искового заявления, при этом из этого соглашения должно быть достоверно установлено, что оно подписано именно истцом и ответчиком, т.е. их подписи должны быть засвидетельствованы нотариально, одного заявления ответчика, приложенного к исковому заявлению, о согласии на изменение подсудности недостаточно.
7. В завещании указано имя или отчество либо фамилия наследника или наследодателя с ошибкой, можно ли исправить это?
Ответ:
В соответствии со статьей 262 ГПК ЛНР суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Суд рассматривает дела об установлении:
1) родственных отношений;
2) факта нахождения на иждивении;
3) факта регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти;
4) факта признания отцовства;
5) факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией данного лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении;
6) факта владения и пользования недвижимым имуществом;
7) факта несчастного случая;
8) факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти;
9) факта принятия наследства и места открытия наследства;
10) других имеющих юридическое значение фактов.
Таким образом, в данном случае возможно обращение наследника в суд в порядке особого производства об установлении факта принадлежности ему завещания, в котором данные о нем искажены, либо об установлении факта описки (ошибки) в завещании в части наследодателя, если искажены данные о наследодателе.
В случае спора такой вопрос может быть решен в порядке искового производства согласно части 3 статьи 261 ГПК ЛНР.
8. Можно ли обязывать Государственное учреждение Луганской Народной Республики - Пенсионный Фонд Луганской Народной Республики пересчитывать размер пенсии, назначенной на Украине до 12.05.2014, если истец не согласен с проведенным при назначении пенсии расчетом?
Ответ:
В соответствии с Законом Луганской Народной Республики "О назначении и выплате пенсий на территории Луганской Народной Республики" назначение и выплата пенсий на территории Луганской Народной Республики осуществляется Пенсионным Фондом Луганской Народной Республики в соответствии с законодательством Украины, действовавшим по состоянию на 30.06.2014, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики.
Пенсионный Фонд Луганской Народной Республики создан на основании Указа Главы Луганской Народной Республики от 25.11.2014 N 51/1/01/11/14 "О структуре исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики".
Пенсионный Фонд Луганской Народной Республики действовал на основании Положения о Пенсионном Фонде Луганской Народной Республики, утвержденного постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 30 декабря 2014 года N 02-04/28/14, постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 23 августа 2016 года N 446 "Об утверждении Положения о Пенсионном Фонде Луганской Народной Республики в новой редакции", утверждена новая редакция Положения о Пенсионном Фонде Луганской Народной Республики Указом Главы Луганской Народной Республики "О Пенсионном Фонде Луганской Народной Республики" от 26.02.2021 N УГ-86/21. Пенсионный Фонд Луганской Народной Республики реорганизован в Государственное учреждение Луганской Народной Республики - Пенсионный Фонд Луганской Народной Республики.
Пенсионный Фонд создан постановлением Правительства Луганской Народной Республики от 16.04.2021 N 310/21 "Об органе управления государственным внебюджетным фондом Луганской Народной Республики - Пенсионным Фондом Луганской Народной Республики" (далее - постановление N 310/21) в результате реорганизации в форме преобразования исполнительного органа государственной власти Луганской Народной Республики - Пенсионного Фонда Луганской Народной Республики в государственное учреждение.
Ни одним из указанных нормативных правовых актов не предусмотрено, что созданный и действующий в Луганской Народной Республике в настоящее время Пенсионный Фонд является правопреемником действовавшего на территории Луганской Народной Республики до 12 мая 2014 года Пенсионного Фонда Украины.
При таких обстоятельствах в компетенцию органов ГУ ЛНР - Пенсионного Фонда Луганской Народной Республики не входит проверка правильности исчисления органами Пенсионного Фонда Украины в период до 12.05.2014 размера получаемой пенсионером пенсии.
9. Как должен поступить суд с исковым заявлением, если представлена ненадлежаще оформленная доверенность на представителя физического лица/юридического лица?
Ответ:
В соответствии со статьями 131, 132 ГПК ЛНР исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд, к исковому заявлению прилагается доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца, подписавшего от имени истца исковое заявление.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 135 ГПК ЛНР исковое заявление подлежит возврату, если исковое заявление не подписано или исковое заявление подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание и предъявление в суд.
Таким образом, исходя из смысла указанных правовых норм в случае представления к исковому заявлению ненадлежаще оформленной доверенности на имя представителя, подписавшего исковое заявление, имеются основания считать, что исковое заявление подписано лицом, не имеющим полномочий на его подписание и предъявление в суд.
В то же время, если сведения о наличии у лица, подписавшего исковое заявление и подавшего его в суд, таких полномочий, содержатся в тексте искового заявления, но в нарушение требований статьи 132 ГПК ЛНР сам документ об этом не приложен, то возможно применение правил статьи 136 ГПК ЛНР.
Надлежаще оформленной доверенностью является доверенность, оформленная в соответствии с положениями статьи 53 ГПК ЛНР.
10. Чья подсудность спора об освобождении имущества из-под ареста, если спорящие стороны юридические лица или физические лица - предприниматели?
Ответ:
В соответствии со статьей 23 ГПК ЛНР суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела, отнесенные к подсудности судов общей юрисдикции, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных законом к подсудности арбитражного суда.
Согласно части 1 статьи 27 АПК ЛНР арбитражному суду подсудны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд разрешает экономические споры и рассматривает иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус физического лица - предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами, с участием исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса физического лица - предпринимателя (часть 2 статьи 27 АПК ЛНР).
К компетенции арбитражного суда законом могут быть отнесены и иные дела (часть 3 статьи 27 АПК ЛНР).
В статье 28 АПК ЛНР установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и физическими лицами - предпринимателями, а в случаях, предусмотренных АПК ЛНР и иными законами, другими организациями и гражданами.
Из смысла указанных статей усматривается, что в них закреплены два основных критерия отнесения дел к подсудности арбитражных судов.
Это, во-первых, характер спорного правоотношения, согласно которому арбитражному суду подсудны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в законодательстве понятие экономического спора прямо не определено, поэтому следует иметь в виду, что экономический характер спора отражает содержание спорного правоотношения и характеризует суть взаимоотношений спорящих сторон, при этом экономический характер спора может проявляться не только в осуществлении предпринимательской деятельности, но и в доступе к этой деятельности, а также в предъявлении иных имущественных требований.
Разрешая вопрос о подсудности дел об освобождении имущества от ареста, судам необходимо учитывать, что к экономическим спорам относятся иски о правах на недвижимое имущество.
К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, об установлении сервитута, о разделе имущества, находящегося в общей собственности, о признании права, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Вторым критерием подсудности является субъектный состав участников спора.
Учитывая изложенное, в случае, если истец и ответчики являются юридическими лицами или физическими лицами - предпринимателями, то исковое заявление об освобождении имущества от ареста или исключении его из описи подается в арбитражный суд, а если истец, либо кто-то из ответчиков являются физическим лицом, не зарегистрированным в качестве физического лица - предпринимателя, - в суд общей юрисдикции.
Споры об освобождении имущества от ареста рассматриваются в соответствии с подсудностью дел по правилам искового производства независимо от того, наложен арест в порядке обеспечения иска или в порядке обращения взыскания на имущество должника во исполнение исполнительных документов.
11. Можно ли признать утратившими право на жилую площадь отсутствующих длительное время членов семьи собственника (бывших членов семьи) при неизвестности их местонахождения?
Ответ:
Согласно статье 347 ГК ЛНР собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Статья 351 ГК ЛНР предусматривает, что члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования данным помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством Луганской Народной Республики.
Как следует из содержания статьи 363 ГК ЛНР, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Таким образом, исходя из положений ЖК Украины, применяемого на территории Луганской Народной Республики в соответствии со статьей 86 Конституции Луганской Народной Республики, членов семьи, в том числе бывших, признать утратившими право пользования жилым помещением можно при доказанности отсутствия их без уважительных причин свыше установленных законом сроков, в течение которых право на жилую площадь сохраняется, либо доказанности выбытия их на другое постоянное место жительства.
При этом надо иметь в виду, что эти обстоятельства являются разными основаниями для решения этих вопросов и регулируются разными правовыми нормами ЖК Украины, поэтому суды должны уточнять основания заявленных требований, одновременно по обоим основаниям рассмотрение спора невозможно.
Разрешая споры о признании члена семьи или бывшего члена семьи утратившими право пользования жилым помещением в доме (квартире) принадлежащей на праве собственности, судам надлежит выяснять: по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.
Эти же обстоятельства подлежат выяснению и в случае, если истцу на момент обращения в суд место жительства или нахождения ответчика неизвестно, в таком случае суду следует решать вопрос о привлечении к участию в деле адвоката в порядке статьи 51 ГПК ЛНР.
12. Можно ли признать утратившим право на жилую площадь бывшего супруга в помещении, приобретенном в собственность на имя другого супруга в период брака?
Ответ:
Бывшего супруга признать утратившим право на жилую площадь в помещении, приобретенном в собственность в период брака на имя другого супруга, нельзя, поскольку действует презумпция права собственности общего совместного имущества супругов, приобретенного в период брака, доли в котором являются равными, независимо от того, на чье имя из супругов данное имущество приобретено и владение, пользование, распоряжение таким имуществом осуществляется по соглашению между ними (статьи 314, 317 ГК ЛНР, статьи 34, 35, 39 СК ЛНР).
Иск о признании бывшего супруга утратившим право на названное имущество направлен на нарушение права собственности этого супруга.
13. Может ли бывшая супруга требовать взыскания алиментов на свое содержание в случае ухода за ребенком инвалидом детства I группы, если она вступила в повторный брак?
Ответ:
Бывшая супруга может требовать взыскания алиментов на свое содержание в случае ухода за ребенком инвалидом детства I группы при доказанности нуждаемости в этом, вступление ею в повторный брак при этом юридического значения не имеет, поскольку алименты выплачиваются на ее содержание в связи с необходимостью ухода за их общим с ответчиком ребенком (статьи 89, 119 СК ЛНР).
14. Может ли выдаваться судебный приказ, если место нахождения должника неизвестно?
Ответ:
Статья 125 ГПК ЛНР содержит основания для возврата заявления о выдаче судебного приказа и основания для отказа в принятии такого заявления к рассмотрению.
При этом такого основания, как неизвестность места жительства должника в качестве основания к возврату либо к отказу в принятии, названная правовая норма не содержит.
Поэтому если в заявлении имеется указание о том, что место нахождения должника неизвестно, при наличии других необходимых сведений, судебный приказ может быть выдан.
Вместе с тем следует учитывать, что в случае выдачи такого судебного приказа, он фактически неисполним, поскольку выполнить требования статьей 128, 129, 130 ГПК ЛНР в таком случае невозможно.
Исходя из указанного, заявителю следует разъяснять его право обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании алиментов с ответчика, указав его последнее известное место жительства, в котором также обосновать невозможность решения данного вопроса в порядке приказного производства отсутствием информации о месте нахождения ответчика, что сделает невозможным дальнейшее движение судебного приказа.
При рассмотрении вопроса о взыскании алиментов в исковом порядке суд при таких обстоятельствах должен привлечь к участию в деле в соответствии со статьей 51 ГПК ЛНР адвоката, и в соответствии со статьей 120 ГПК ЛНР может объявить розыск должника либо в порядке исполнения судебного решения или одновременно с принятием решения о взыскании алиментов.
15. Можно ли выдавать судебный приказ о взыскании задолженности по коммунальным услугам за период за пределами срока исковой давности?
Ответ:
Статья 122 ГПК ЛНР не содержит каких-либо ограничений в части периода, за который может быть заявлено требование о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по коммунальным услугам.
Поэтому судебный приказ, при наличии доказательств, может быть выдан за любой период, в том числе и за пределами срока исковой давности.
Вопрос о сроке исковой давности может решаться только при рассмотрении дела в исковом производстве при наличии заявления о применении срока исковой давности со стороны должника (статья 258 ГК ЛНР).
16. Можно ли выдавать судебный приказ по задолженности по ЖКХ на солидарных должников и при отсутствии договора?
Ответ:
Можно, статья 122 ГПК ЛНР не содержит таких ограничений.
17. Какой суд должен решать вопрос о замене стороны при подаче апелляционной жалобы?
Ответ:
В соответствии со статьей 319 ГПК ЛНР суд первой инстанции после получения апелляционных жалобы, представления проверяет их на соответствие требованиям статей 315 и 316 настоящего Кодекса и разъясняет лицам, участвующим в деле, право представить возражения относительно них.
Статья 315 ГПК ЛНР регулирует срок и порядок подачи апелляционной жалобы, статья 316 ГПК ЛНР содержит требования к форме и содержанию апелляционной жалобы.
Также статья 112 ГПК ЛНР предусматривает полномочия суда первой инстанции по рассмотрению вопроса о восстановлении либо отказе в восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы.
Таким образом, из содержания указанных правовых норм усматривается, что суд первой инстанции после получения апелляционных жалобы, представления проверяет их на соответствие требованиям статей 315 и 316 настоящего Кодекса, рассматривает вопросы соблюдения срока подачи апелляционной жалобы, представления и разъясняет лицам, участвующим в деле, право представить возражения относительно них.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции выполнять другие действия в отношении апелляционных жалобы, представления не вправе.
При таких обстоятельствах разрешение вопросов замены стороны в апелляционном производстве входит в компетенцию суда апелляционной инстанции в стадии подготовки дела к рассмотрению в судебном заседании апелляционной инстанции либо в судебном заседании суда апелляционной инстанции, если данные обстоятельства станут известны в этот момент.
18. В каких случаях суд может устанавливать факт нахождения на иждивении, а в каких - факт нахождения на содержании?
Ответ:
В соответствии с пунктом 3.9.4 Порядка предоставления, оформления и рассмотрения документов, необходимых для назначения пенсии на территории Луганской Народной Республики, утвержденного приказом Пенсионного Фонда Луганской Народной Республики от 20.03.2020 N 37 устанавливается:
факт нахождения на иждивении - для назначения пенсии по утрате кормильца нетрудоспособным лицам;
факт нахождения на содержании - для назначения пенсии по потере кормильца трудоспособным лицам.
19. Возможен ли перерасчет пенсии военнослужащим в связи с изменением денежного содержания работающим военнослужащим?
Ответ:
Пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, регулируется Временным порядком пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц, утвержденным постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 13 марта 2018 года N 136/18 "Об утверждении нормативных правовых актов в сфере пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц на территории Луганской Народной Республики".
Данным порядком не предусмотрен перерасчет размера пенсии указанным лицам в связи с изменением денежного содержания работающим военнослужащим.
Нормы Закона Украины "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых иных лиц" (статья 63) в таком случае не применяются, поскольку эти положения названного Закона Украины противоречат указанному Временному порядку пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц, а законодательство Украины в соответствии со статьей 86 Конституции ЛНР применяется только в случае, если оно не противоречит законодательству Луганской Народной Республики.
20. Как уведомлять ответчика, если он находится за пределами Луганской Народной Республики на территории Украины или временно подконтрольной Украине территории Луганской Народной Республики?
Ответ:
Ответчиков, находящихся на территории Украины или временно подконтрольной Украине территории Луганской Народной Республики, уведомлять в порядке, установленном статьей 113 ГПК ЛНР.
21. Как быть с заявлением ответчика об отмене заочного решения, если оно поступило после того как дело было рассмотрено апелляционной инстанцией по апелляционной жалобе самого ответчика и оставлено без изменения?
Ответ:
Нормами ГПК ЛНР не предусмотрена возможность рассмотрения заявления ответчика об отмене заочного решения после его рассмотрения в суде апелляционной инстанции по апелляционной жалобе самого ответчика и оставления заочного решения без изменения, поэтому при поступлении такого заявления оно подлежит возврату на основании части 4 статьи 1 и пункта 1 части 1 статьи 135 ГПК ЛНР, а в случае, если заявление уже рассматривается в судебном заседании, то оно подлежит оставлению без рассмотрения на основании части 4 статьи 1 и пункта 1 части 1 статьи 224 ГПК ЛНР.
22. Нужно ли привлекать к участию в деле для дачи заключения орган опеки и попечительства при рассмотрении иска об определении порядка пользования жилым помещением, в котором зарегистрированы и проживают несовершеннолетние дети, и вправе ли этот орган знакомиться с материалами дела?
Ответ:
Орган опеки и попечительства может привлекаться к участию в деле для дачи заключения по всем делам, в которых затрагиваются интересы несовершеннолетних лиц.
В соответствии со статьей 34, 35 ГПК ЛНР орган, дающий заключение в деле, является лицом, участвующим в деле, и обладает процессуальными правами, предусмотренными для лиц, участвующих в деле с учетом особенностей их статуса, предусмотренного статьей 47 ГПК ЛНР.
Поэтому, если такой орган привлечен к участию в деле по инициативе суда для дачи заключения, то он вправе заявлять ходатайство об ознакомлении с материалами дела, знакомиться с материалами дела, участвовать в исследовании обстоятельств, касающихся интересов ребенка.
23. Можно ли признать право собственности на имущество на основании договора лизинга?
Ответ:
Можно, если данное обстоятельство вытекает из условий договора лизинга и эти условия сторонами выполнены в полном объеме.
24. Является ли неполученная заработная плата наследодателя общей совместной собственностью супругов?
Ответ:
В соответствии со статьей 34 СК ЛНР имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Согласно статье 1306 ГК ЛНР право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.
При отсутствии лиц, имеющих на основании части 1 настоящей статьи право на получение сумм, не выплаченных наследодателю, или при непредъявлении указанными лицами требований о выплате перечисленных сумм в установленный срок соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом.
Таким образом, неполученная заработная плата наследодателя не входит в состав общего совместного имущества супругов.
25. Предусмотрена ли специальная форма судебного приказа по образцу исполнительного листа?
Ответ:
Специальная форма судебного приказа по образцу исполнительного листа действующим законодательством Луганской Народной Республики не предусмотрена. Но при составлении текста судебного приказа следует руководствоваться формой исполнительного листа с учетом особенностей, установленных статьей 127 ГПК ЛНР.
26. Может ли суд дать разрешение на получение несовершеннолетним ребенком гражданства РФ, если один из родителей против этого возражает?
Ответ:
Не может, поскольку действующим законодательством Луганской Народной Республики не предусмотрено получение несовершеннолетними детьми гражданства другого государства на основании решения суда без согласия родителей либо одного из них.
27. Как быть, если гражданин, объявленный решением суда умершим до 12.05.2014, объявился?
Утратил силу с 27 октября 2022 г. - Постановление Президиума Верховного Суда Луганской Народной Республики от 19 октября 2022 г. N 113
28. В каких случаях обязательно участие прокурора при рассмотрении иска о возмещении морального вреда?
Ответ:
В соответствии с частью 3 статьи 45 ГПК ЛНР прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий.
Нормами ГК ЛНР предусмотрено, что вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего, может быть как материальным, так и моральным.
Исходя из этого, участие прокурора по делам о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, является обязательным в случае, если иск о возмещении морального вреда предъявлен в связи с причинением вреда жизни или здоровью потерпевшего.
29. Как исполнять решение суда о взыскании алиментов после усыновления ребенка, если усыновитель неизвестен?
Ответ:
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 119 СК ЛНР выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается при усыновлении (удочерении) ребенка, на содержание которого взыскивались алименты.
Прекращение взыскания алиментов в таких случаях осуществляется на основании обращения лица, обязанного выплачивать алименты.
30. Кому направлять запрос о предоставлении информации по недвижимости?
Ответ:
Правоотношения в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений в Луганской Народной Республике регулируются Временным положением о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество, их обременений и предоставления информации, утвержденным постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 02.08.2016 N 404 (с последующими изменениями).
В соответствии с пунктом 12.6 данного Временного положения информация в форме ответа на запрос предоставляется территориальным органом государственной регистрации прав, на территории действия которого расположен объект недвижимого имущества, который является структурным подразделением Министерства юстиции Луганской Народной Республики, поэтому соответствующие запросы, касающиеся спорной недвижимости, следует направлять Министерству юстиции Луганской Народной Республики, являющемуся юридическим лицом, поскольку надлежащим ответом является ответ именно юридического лица, а не его структурного подразделения.
31. Как быть, если в заявлении о выдаче судебного приказа или исковом заявлении истца - юридического лица не указан ни один из идентификаторов ответчика - физического лица?
Ответ:
Пункт 3 части 2 статьи 124, пункт 3 части 2 статьи 131 ГПК ЛНР содержат требования об обязательном указании юридическим лицом заявителем в заявлении о выдаче судебного приказа либо юридическим лицом - истцом в исковом заявлении одного из идентификаторов (регистрационный номер учетной карточки физического лица - плательщика налогов, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер удостоверения на право управления транспортным средством, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства).
Отсутствие данной информации является основанием для возврата заявления о выдаче судебного приказа (пункт 3 часть 1 статьи 125 ГПК ЛНР) либо оставления искового заявления без движения с возможностью последующего возврата истцу (статья 136 ГПК ЛНР).
В случае подачи юридическим лицом искового заявления без указания названных сведений, может быть одновременно заявлено ходатайство об оказании судом содействия в получении такой информации, если истец ею не обладает и получение ее самостоятельно затруднительно, в таких случаях оснований для применения статьи 136 ГПК ЛНР и оставления искового заявления без движения не усматривается, суд вправе разрешить данный вопрос в процессе подготовки дела к рассмотрению.
Возврат заявления о выдаче судебного приказа по названным основаниям дает основания юридическому лицу - заявителю обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением и аналогичным ходатайством.
32. Как понимать надлежаще заверенные копии письменных доказательств?
Ответ:
В соответствии со статьей 71 ГПК ЛНР письменные доказательства могут предоставляться в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенных копий.
В Луганской Народной Республике вопросы заверения копий документов для предъявления в суд специально не урегулированы, поэтому судам при решении вопроса, является ли копия документа надлежаще заверенной, следует руководствоваться Временным положением о нотариате Луганской Народной Республики, утвержденным постановлением Правительства Луганской Народной Республики от 18.10.2019 N 650/19 (с последующими изменениями и дополнениями), Правилами совершения нотариальных действий нотариусами Луганской Народной Республики, утвержденными приказом Министерства юстиции Луганской Народной Республики от 13.02.2020 N 114-ОД (с последующими изменениями), Правилами организации делопроизводства, комплектования, хранения, учета и использования документов в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, утвержденными постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 21 марта 2017 года N 109/17 (с последующими изменениями), Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 N 9779-Х "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан".
Согласно положениям данных нормативных правовых актов копия документа может быть заверена:
нотариально;
судьёй, рассматривающим дело, если законодательством не предусмотрено предоставление нотариально заверенной копии документа;
руководителем или уполномоченным на то должностным лицом предприятия, учреждения, организации.
По смыслу абзаца 4 пункта 1 Указа Президиума ВС СССР от 04.08.1983 N 9779-Х должностное лицо, заверяющее копию документа, должно состоять в штате соответствующего предприятия, учреждения, организации. Поэтому не рекомендуется заверение копии представителями, не состоящими в штате предприятия, учреждения, организации, в том числе адвокатами, не рекомендуется заверение представителем копии доверенности, которая выдана этому представителю.
Руководитель или уполномоченное на то должностное лицо предприятия, учреждения, организации вправе заверять копии документов:
исходящих от этих предприятий, учреждений и организаций (абзац 2 пункта 1 Указа Президиума ВС СССР от 04.08.1983 N 9779-Х);
имеющихся у предприятий, учреждений и организаций документов, исходящих от других предприятий, учреждений и организаций, при условии невозможности или затруднительности получения копий таких документов от предприятий, учреждений и организаций, от которых исходят такие документы (абзац 3 пункта 1 Указа Президиума ВС СССР от 04.08.1983 N 9779-Х).
Верность копии документа свидетельствуется подписью и печатью. На копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данном предприятии, учреждении, организации (абзац 4 пункта 1 Указа Президиума ВС СССР от 04.08.1983 N 9779-Х).
Если документы содержат более одного листа, все листы копий могут быть прошиты, пронумерованы и скреплены подписью и печатью.
33. Можно ли одним определением решить вопрос о принятии искового заявления, возбуждении гражданского дела и назначении подготовки к рассмотрению дела?
Ответ:
В соответствии со статьей 133 ГПК ЛНР о принятии заявления к производству суда судья выносит определение, на основании которого возбуждается гражданское дело в суде первой инстанции.
В определении о принятии искового заявления указывается на подготовку дела к судебному разбирательству, а также действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, в том числе для примирения, сроки их совершения, а также номера телефонов и факсов суда, его почтовый адрес, адрес официального сайта суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", адрес электронной почты суда, по которым лица, участвующие в деле, могут направлять и получать информацию о рассматриваемом деле и иные сведения, предусмотренные настоящим Кодексом.
Согласно статье 148 ГПК ЛНР после принятия заявления судья выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству и указывает сторонам на возможность обратиться за содействием к суду или посреднику в целях урегулирования спора или использовать другие примирительные процедуры, а также на действия, которые следует совершить сторонам, другим лицам, участвующим в деле, и сроки совершения данных действий для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела.
Таким образом, в указанных правовых нормах фактически речь идет о процессуальных документах, которые должен вынести суд после принятия решения о принятии заявления к производству суда с идентичным содержанием, то есть второе определение фактически дублирует положения первого определения.
При таких обстоятельствах целесообразно в целях процессуальной экономии вопрос о назначении подготовки к рассмотрению дела разрешать одним определением о принятии заявления к производству суда, возбуждении гражданского дела и назначении подготовки дела к судебному разбирательству со ссылкой на статьи 133, 148 ГПК ЛНР.
34. Распространяются ли на запросы судов требования к форме запроса о сведениях, содержащихся в Государственном реестре прав на недвижимое имущество и их обременений Луганской Народной Республики (далее - Государственный реестр прав), установленные подзаконным нормативным правовым актом органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию в сфере отношений по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним?
Ответ:
Не распространяются.
Подзаконные нормативные правовые акты, принимаемые органом, осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию в сфере отношений по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не относятся к нормативным правовым актам, определяющим порядок судопроизводства, и не могут устанавливать требования к порядку судопроизводства, процедуре истребования доказательств и форме процессуальных документов.
В связи с этим требования, установленные подзаконными нормативными правовыми актами, к форме направления запросов о сведениях, содержащихся в Государственном реестре прав, на запросы судов, в производстве которых имеются дела, связанные с объектами недвижимого имущества и/или их правообладателями, не распространяются.
Таким образом, в случае необходимости истребования сведений, содержащихся в Государственном реестре прав, в целях правильного и своевременного рассмотрения дела, суд выносит соответствующее определение, которое в силу свойства обязательности судебных актов должно быть исполнено органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
35. С какого момента вступает в законную силу заочное решение суда в случае отсутствия у суда сведений о вручении копии такого решения ответчику?
Ответ:
В соответствии с частью 1 статьи 239 ГПК ЛНР в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещённого о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Копия заочного решения суда высылается ответчику не позднее чем в течение трёх дней со дня его принятия с уведомлением о вручении (часть 1 статьи 242 ГПК ЛНР).
Заочное решение вступает в законную силу по истечении сроков его обжалования, предусмотренных статьей 243 ГПК ЛНР.
В целях реализации принципа правовой определённости в случае отсутствия у суда сведений о вручении копии заочного решения ответчику такое решение суда вступает в законную силу по истечении совокупности следующих сроков: трёхдневного срока для направления копии решения ответчику, семидневного срока, предоставленного ответчику на подачу заявления об отмене вынесенного решения и месячного срока на обжалование заочного решения в апелляционном порядке.
Вместе с тем, при разрешении судом вопроса о принятии к рассмотрению заявления об отмене заочного решения или апелляционной жалобы на такое решение не исключается возможность применения закреплённых в статье 112 ГПК ЛНР правил о восстановлении процессуальных сроков.
Так, если будет установлено, что копия заочного решения была вручена ответчику после истечения срока для подачи заявления о его отмене, но до истечения срока на подачу апелляционной жалобы на это решение, то срок для подачи такого заявления может быть восстановлен судом при условии, что заявление о восстановлении данного срока подано в пределах срока на апелляционное обжалование.
В случае вручения ответчику копии заочного решения после истечения срока на его апелляционное обжалование пропущенный срок для подачи заявления об отмене данного решения восстановлению не подлежит. При этом судом может быть восстановлен пропущенный срок на подачу апелляционной жалобы на такое решение.
36. В каких случаях суд направляет копию искового заявления ответчику и нужно ли требовать от истца приложения к исковому заявлению копии этого заявления для направления ее судом ответчику?
Ответ:
В соответствии с частью 3 статьи 114 ГПК ЛНР одновременно с судебной повесткой или иным судебным извещением, адресованным ответчику, судья направляет копию искового заявления, а с судебной повесткой или иным судебным извещением, адресованным истцу, - копию объяснений в письменной форме ответчика, если объяснения поступили в суд.
Таким образом, решая вопрос о том, соответствует ли предъявленное исковое заявление требованиям статей 131, 132 ГПК ЛНР, следует учитывать и данные положения статьи 114 ГПК ЛНР, а поэтому следует проверять, приложена ли к исковому заявлению копия его для направления судом ответчику, если не приложена, то применяются правила статьи 136 ГПК ЛНР.
37. Как проверить выполнение истцом требования о направлении лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и приложений к нему?
Ответ:
В соответствии со статьей 132 ГПК ЛНР к исковому заявлению должно быть приложено уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют.
Исходя из смысла указанной правовой нормы усматривается, что выполнение указанных требований может подтверждаться квитанцией и описью почтового отправления, распиской указанных лиц в получении копий искового заявления и приложенных к нему документов.
38. В каких случаях представитель стороны должен предоставлять диплом и другие документы о наличии высшего юридического образования кроме доверенности?
Ответ:
Исходя из анализа статей 49, 53 ГПК ЛНР вытекает, что представитель стороны по делу, кроме доверенности, должен предоставлять диплом и другие документы о высшем юридическом образовании или ученой степени по юридической специальности при осуществлении представительства в судах апелляционной, кассационной, надзорной инстанций.
Адвокаты могут представлять ордер, выданный соответствующим адвокатским образованием и свидетельство о праве занятия адвокатской деятельностью, выданное в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством Луганской Народной Республики. В этом случае, если адвокат действует на основании ордера, предоставление доверенности и документа о высшем юридическом образовании или ученой степени по юридической специальности не требуется. В случае, если адвокат действует на основании доверенности, как представитель стороны, предоставление доверенности и документа о высшем юридическом образовании или ученой степени по юридической специальности обязательно.
Требования о представлении документов, подтверждающих наличие высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности, в соответствии со статьей 331 ГПК ЛНР распространяются и на случаи подачи частной жалобы на определения судов, за исключением случаев обжалования определений судов об оставлении без движения, о возврате апелляционной либо частной жалобы по основаниям статей 317, 318 ГПК ЛНР, или возврате искового заявления, заявления в порядке особого производства по основаниям пункта 8 части 1 статьи 135 ГПК ЛНР, в связи с их недостатками в виде отсутствия документов, подтверждающих наличие высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности лица, подающего такую частную жалобу.
39. Можно ли освободить от уплаты алиментов на содержание нетрудоспособной бывшей супруги, если она вступила в новый брак?
Ответ:
Пункт 4 части 2 статьи 119 СК ЛНР предусматривает, что выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке на содержание нетрудоспособного супруга, в том числе бывшего, прекращается при вступлении этого нетрудоспособного нуждающегося в помощи бывшего супруга - получателя алиментов в новый брак.
Данный вопрос решается судом на основании обращения должника по исполнительному листу в общем порядке.
40. Как быть, если в исполнительном листе о взыскании алиментов, выданном на основании решения суда Украины, принятого до 12.05.2014, неправильно указан год рождения ребенка и фактически ребенок уже достиг совершеннолетия?
Утратил силу с 27 октября 2022 г. - Постановление Президиума Верховного Суда Луганской Народной Республики от 19 октября 2022 г. N 113
41. Кто дает судам информацию о месте регистрации лиц, участвующих в деле?
Ответ:
В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Луганской Народной Республики, утвержденным Указом Главы Луганской Народной Республики от 01.03.2018 N УГ-139/18 распорядителем информации о персональных данных физических лиц является Министерство внутренних дел Луганской Народной Республики, поэтому требования о предоставлении информации о регистрации физических лиц, относящейся к персональным данным, в связи с находящимися в производстве судов Луганской Народной Республики гражданскими делами, следует направлять Министерству внутренних дел Луганской Народной Республики, путем принятия соответствующего определения в соответствии с правилами ГПК ЛНР.
42. Возможен ли возврат госпошлины в случае оставления искового заявления без рассмотрения по просьбе истца?
Ответ:
Статья 26 Закона Луганской Народной Республики "О государственной пошлине" в числе других предусматривает возможность возврата уплаченной госпошлины полностью или частично в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения Верховным Судом Луганской Народной Республики, судами общей юрисдикции или Арбитражным судом Луганской Народной Республики. Указанный вопрос решается судом в порядке, установленном данной статьей.
При этом никаких ограничений в части оснований оставления искового заявления без рассмотрения указанная правовая норма не содержит.
43. Кто исполняет определения суда об объявлении розыска ответчика по требованиям о взыскании алиментов?
Ответ:
В соответствии со статьей 120 ГПК ЛНР при неизвестности места пребывания ответчика по требованиям, предъявляемым в защиту интересов Луганской Народной Республики, а также по требованиям о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или в результате смерти кормильца, судья обязан вынести определение об объявлении розыска ответчика.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 8 Закона Луганской Народной Республики "О полиции" на полицию Луганской Народной Республики возлагаются обязанности осуществлять, в числе других, розыск лиц, скрывшихся от суда.
При рассмотрении вопросов о взыскании алиментов с лиц, место нахождения которых неизвестно, есть основания считать, что эти лица скрываются от суда.
Согласно ст. 6 Закона Луганской Народной Республики "О полиции" руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции Министр внутренних дел Луганской Народной Республики, его заместители, руководители отраслевых служб МВД, руководители территориальных органов полиции, руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.
Таким образом, при неизвестности места пребывания ответчика по требованиям о взыскании алиментов, суд обязан объявить розыск ответчика, который в таких случаях является лицом, скрывшимся от суда, о чем необходимо указывать в определении об объявлении розыска. Определение для исполнения направляется Министерству внутренних дел Луганской Народной Республики, являющемуся юридическим лицом, в чьем ведении находится деятельность полиции.
44. Может ли быть выдан дубликат, если утрачен исполнительный лист о взыскании алиментов и других сумм, выданный до 12.05.2014, который на исполнении в Луганской Народной Республике не находился?
Утратил силу с 27 октября 2022 г. - Постановление Президиума Верховного Суда Луганской Народной Республики от 19 октября 2022 г. N 113
45. Может ли начальник отдела по делам семьи и детей администрации города и/или района, органа местного самоуправления Луганской Народной Республики от имени администрации города и/или района, как органа опеки и попечительства на основании доверенности главы администрации города и/или района, подписывать исковое заявление, как представитель органа опеки и попечительства, подписывать заключение органа опеки и попечительства, принимать участие в судебном разбирательстве в качестве представителя органа опеки и попечительства?
Ответ:
Согласно части 1 статьи 3 ГПК ЛНР заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством Луганской Народной Республики о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В соответствии со статьей 4 ГПК ЛНР суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Луганской Народной Республики, муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 46 ГПК ЛНР в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти Луганской Народной Республики, органы местного самоуправления, юридические лица или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в данных случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
В силу статьи 70 СК ЛНР лишение родительских прав производится в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлениям органов или организаций, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и других).
Пленум Верховного Суда Луганской Народной Республики в постановлении от 11 декабря 2019 года N 26 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" разъяснил, что при рассмотрении споров, связанных с защитой прав и законных интересов детей, в таких делах иск может быть предъявлен органом опеки и попечительства и участие такого органа для дачи заключения, является обязательным.
Согласно части 1 статьи 36 ГК ЛНР органами опеки и попечительства являются исполнительные органы государственной власти Луганской Народной Республики, а также органы местного самоуправления в случае, если законом Луганской Народной Республики они наделены полномочиями по опеке и попечительству.
Аналогичное предусмотрено частью 1 статьи 6 Закона Луганской Народной Республики "Об опеке и попечительстве".
Частью 3 статьи 6 Закона Луганской Народной Республики "Об опеке и попечительстве" предусмотрено, что в акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.
Согласно подпункту 3.8.10 пункта 3.8 Положения об администрациях городов и районов Луганской Народной Республики, утвержденного Указом Главы Луганской Народной Республики от 06.03.2018 N УГ-164/18 (с изменениями, внесенными Указом Главы Луганской Народной Республики от 21.03.2019 N УГ-174/19) администрации городов и районов являются органами опеки и попечительства и осуществляют полномочия органа опеки и попечительства согласно действующему законодательству Луганской Народной Республики.
Типовым положением о структурном подразделении по делам семьи и детей администрации города и/или района, органа местного самоуправления Луганской Народной Республики, утвержденным постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 18 апреля 2017 года N 199/17, установлено, что данное подразделение является самостоятельным структурным подразделением Администрации, осуществляет реализацию государственной политики по вопросам защиты прав, свобод и законных интересов детей и молодежи, социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, является юридическим лицом, при этом данное структурное подразделение не имеет статуса органа опеки и попечительства.
На основании данного Типового положения разработаны действующие положения о таких отделах (управлениях) в городах и/или районах Луганской Народной Республики.
Других нормативных актов, которыми бы этим отделам (управлениям) предоставлялся статус органа опеки и попечительства, не принималось.
Доверенность, выданная главой администрации города и/или района, на имя начальника отдела (управления) таким нормативным актом не является.
При таких обстоятельствах должностные лица этих отделов (управлений) не вправе подавать и подписывать исковое заявление, как орган опеки и попечительства, а также подписывать заключение органа опеки и попечительства.
46. Имеет ли право лицо, отбывающее по приговору суда наказание в исправительных учреждениях, лично участвовать в разбирательстве судом его гражданского дела, и обязан ли суд, рассматривающий гражданское дело с участием такого лица, обеспечивать его личное присутствие в судебных заседаниях путем этапирования к месту разбирательства гражданского дела?
Ответ:
ГПК ЛНР и другие законы Луганской Народной Республики не предоставляют лицам, отбывающим по приговору суда наказание в исправительных учреждениях, право на личное участие в разбирательстве судами их гражданских дел (по которым они являются истцами, ответчиками, третьими лицами или другими участниками процесса).
Действующее в Луганской Народной Республике законодательство предусматривает возможность этапирования осужденных из мест лишения свободы в следственные изоляторы лишь для их участия в судебных разбирательствах по уголовным делам.
Следовательно, суды не обязаны этапировать указанных лиц к местам разбирательства гражданских дел с целью обеспечения их личного участия в судебных заседаниях.
Вместе с тем судья в стадии подготовки дела к судебному разбирательству и суд в стадии разбирательства гражданского дела, по которому лицо, участвующее в деле, находится в исправительных учреждениях, должны, обеспечивая этому лицу возможность реализации его прав, учитывать специфику сложившейся по делу ситуации.
Лицу, находящемуся в исправительных учреждениях, должно быть направлено письмо с разъяснением его прав, в том числе права на ведение дела через представителя, и обязанностей, ему должно быть заблаговременно обеспечено вручение копии искового заявления (если оно является ответчиком или третьим лицом) и других документов, приложенных к исковому заявлению, предоставлено время, достаточное с учетом его положения, для заключения соглашения с представителем, подготовки и направления в суд обоснования своей позиции по делу, представления доказательств в подтверждение своих требований или возражений, а также для реализации других процессуальных прав, кроме того, должны быть направлены копии документов, представленных суду в ходе подготовки дела к судебному разбирательству и в ходе самого судебного разбирательства, если ранее они ему не направлялись, а в случаях, если это лицо не воспользовалось правом иметь представителя, копии процессуальных документов, принимавшихся в ходе подготовки к рассмотрению дела и в ходе его рассмотрения в судебном заседании, и других процессуальных документов, в том числе судебных постановлений и протоколов судебного заседания.
При необходимости судья (суд) может в соответствии со статьей 62 ГПК ЛНР поручить суду по месту отбывания указанным лицом наказания опросить его по обстоятельствам дела, вручить документы или совершить иные процессуальные действия, необходимые для рассмотрения и разрешения дела.
Эти же требования необходимо выполнять и при рассмотрении гражданских дел, в которых участвуют лица, находящиеся в местах лишения свободы, в судах кассационной и надзорной инстанций.
47. Должен ли суд в случае принятия решения о возложении обязанности на орган пенсионного обеспечения назначить пенсию, указывать в решении, с какого конкретно времени такое назначение должно быть произведено?
Ответ:
В соответствии со ст. 200 ГПК ЛНР резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда.
Исходя из смысла указанной правовой нормы, резолютивная часть решения должна иметь четкое и ясное изложение, с тем чтобы решение не вызывало вопросов при его исполнении.
С этой целью в резолютивной части решения, которым требования истца к органу пенсионного обеспечения удовлетворены, должно быть, в частности, указано, какие требования подлежат удовлетворению и какая обязанность возлагается на ответчика для восстановления нарушенного права истца (например, о возложении обязанности на ответчика включить определенный период работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение истцу пенсии по старости, о взыскании с ответчика недоплаченной суммы пенсии и т.д.), а также указано, с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, необоснованно отказал истцу в назначении пенсии.
При этом необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд, удовлетворяя исковые требования истца, вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено законом.
Поэтому, в случае, если истцом было заявлено исковое требование о возложении на орган пенсионного фонда обязанности назначить пенсию, то в решении суда должно быть отражено, с какого времени такое назначение должно быть произведено.
В случае если данное обстоятельство в решении суда не отражено, данный вопрос до вступления решения в законную силу может быть решен судом в порядке ст. 203 ГПК ЛНР путем вынесения дополнительного решения.
После вступления такого решения в законную силу, в случае несогласия истца с тем, с какого времени орган пенсионного обеспечения назначил ему пенсию во исполнение решения суда, этот вопрос может быть решен путем обращения истца в суд с самостоятельным иском на общих основаниях.
Путем разъяснения решения суда или разъяснения порядка исполнения решения разрешение данного вопроса не представляется возможным.
48. Какой порядок рассмотрения судом обжалования работодателем решения комиссии по трудовым спорам?
Ответ:
Индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 417 ТК ЛНР).
В соответствии со ст.ст. 418, 419 ТК ЛНР индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется настоящим Кодексом и иными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Луганской Народной Республики.
Статьей 425 ТК ЛНР предусмотрено, что решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.
В случае неисполнения решения комиссии по трудовым спорам в установленный срок указанная комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом.
Согласно ст. 426 ТК ЛНР решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии.
Исходя из смысла указанных правовых норм усматривается, что деятельность комиссии по трудовым спорам носит добровольный, рекомендательный характер, комиссия по трудовым спорам уполномочена осуществлять не судебную функцию, а функцию досудебного рассмотрения трудового спора по добровольному обращению работника, с вынесением решения по сути спора и с возможностью дальнейшего (даже принудительного) его исполнения, если такое решение не будет обжаловано заинтересованными лицами в суд.
В случае обжалования решения комиссии по трудовым спорам работником либо работодателем, суд рассматривает тот индивидуальный трудовой спор, возникший между работником и работодателем, который был предметом рассмотрения в комиссии по трудовым спорам, и принимает решение по существу данного спора.
При этом следует учитывать, что при обращении в суд в порядке обжалования решения комиссии по трудовым спорам, как работника, так и работодателя, суду заявляются требования о признании решения комиссии по трудовым спорам незаконным, и о разрешении конкретного индивидуального трудового спора работника и работодателя по тем требованиям, которые были предметом рассмотрения комиссии по трудовым спорам и на основании тех доказательств, которые предоставлялись комиссии по трудовым спорам участниками спора.
При этом следует иметь в виду, что нормами ГПК ЛНР не установлен специальный порядок обжалования решения комиссии по трудовым спорам и рассмотрения дела.
Нормами ГПК ЛНР предусмотрено, что все споры, подсудные судам общей юрисдикции, рассматриваются в исковом производстве.
Таким образом, возникший индивидуальный трудовой спор в случае несогласия работника или работодателя с решением комиссии по трудовым спорам подлежит рассмотрению в порядке искового производства на общих основаниях.
При этом данный спор рассматривается, как индивидуальный трудовой спор по требованиям работника, независимо от того, что за его разрешением обратился работодатель.
С учетом этого, при решении вопроса о приеме заявления работодателя в случае обжалования им решения комиссии по трудовым спорам, судья в соответствии со ст. 133 ГПК ЛНР возбуждает гражданское дело для рассмотрения индивидуального трудового спора работника с работодателем по тем требованиям, которые были предметом рассмотрения комиссией по трудовым спорам, определяет статус спорящих сторон в гражданском процессе, установив статус работника в деле, как истца, а работодателя - как ответчика.
В резолютивной части решения суда указывается о признании либо не признании решения комиссии по трудовым спорам незаконным, и результат разрешения индивидуального трудового спора: либо об удовлетворении требований работника, либо об отказе в удовлетворении требований работника, независимо от решения комиссии по трудовым спорам.
При этом следует учитывать, что нормами действующего законодательства не предусмотрена возможность оставления без изменения, изменения либо отмены судом решения комиссии по трудовым спорам и передачи дела на новое рассмотрение в комиссию по трудовым спорам, поскольку суд не является вышестоящей по отношению к комиссии по трудовым спорам инстанцией.
Решение комиссии по трудовым спорам в случае обжалования его в суд работником или работодателем утрачивает силу и не подлежит самостоятельному исполнению, исполнению будет подлежать судебное решение по существу трудового спора, поскольку решение комиссии по трудовым спорам является обязательным к исполнению, если оно никем из спорящих сторон не обжаловано в суд.
49. Как следует действовать суду в случае поступления от должника возражений относительно исполнения судебного приказа, с пропуском установленного статьей 128 ГПК ЛНР срока на их подачу?
Ответ:
Согласно статье 128 ГПК ЛНР судья высылает копию судебного приказа должнику, который в течение десяти дней со дня получения приказа имеет право представить возражения относительно его исполнения.
В соответствии со статьей 129 ГПК ЛНР судья отменяет судебный приказ, если от должника в установленный срок поступят возражения относительно его исполнения. В определении об отмене судебного приказа судья разъясняет взыскателю, что заявленное требование им может быть предъявлено в порядке искового производства. Копии определения суда об отмене судебного приказа направляются сторонам не позднее трех дней после дня его вынесения.
Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда ЛНР от 06.03.2019 N 1 "О некоторых вопросах применения судами Луганской Народной Республики положений Гражданского процессуального кодекса Луганской Народной Республики о приказном производстве", в случае пропуска десятидневного срока для представления возражений относительно исполнения судебного приказа должник вправе представить возражения относительно исполнения судебного приказа и за пределами указанного срока, обосновав невозможность представления возражений в установленный срок по не зависящим от него причинам.
В том же пункте постановления разъяснено, что на такие обстоятельства, как на основания для принятия судьей возражений должника, указывается в определении об отмене судебного приказа.
Обстоятельства, указываемые заявителем в качестве причин, препятствующих своевременному представлению возражений, могут быть приняты во внимание, если они существовали в период срока, установленного для представления возражений, и возражения направлены должником в суд не позднее десяти дней с момента прекращения данных обстоятельств.
По смыслу приведенных разъяснений в случае признания уважительными причин пропуска должником срока для подачи возражений относительно исполнения судебного приказа судом разрешается по существу вопрос об отмене приказа, принятие отдельного определения по вопросу о восстановлении процессуального срока не требуется, а результаты оценки причин пропуска срока должны быть отражены в самом определении об отмене судебного приказа.
Таким образом, рассмотрение вопроса о причинах пропуска процессуального срока в приказном производстве не предполагает необходимости соблюдения общего порядка, установленного статьей 112 ГПК ЛНР.
Как разъяснено в пункте 23 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда ЛНР, определение об отмене судебного приказа обжалованию не подлежит.
Соответственно, не предполагается возможность обжалования такого определения суда участниками приказного производства и в том случае, когда в нем оценены причины пропуска процессуального срока, т.е. фактически принято решение о его восстановлении.
Отмена судебного приказа в силу статьи 129 ГПК ЛНР влечет лишь возможность предъявления требования взыскателя в порядке искового производства.
Не предполагается и возможность обжалования в апелляционном порядке определения об отказе в отмене судебного приказа, поскольку его принятие влечет для должника лишь возможность обжаловать в кассационном порядке сам судебный приказ, что следует из части 2 статьи 356 3, а также из разъяснений, приведенных в пункте 34 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда ЛНР, согласно которым на судебный приказ может быть подана кассационная жалоба.
Таким образом, исходя из изложенного, в случае поступления от должника возражений после истечения срока на их подачу без обоснования причин пропуска этого срока, данные возражения подлежат возврату без рассмотрения на основании ч. 4 ст. 1, п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК ЛНР.
50. Из приложенных к заявлению о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по коммунальным платежам письменных доказательств усматривается, что кроме лица, указанного в заявлении в качестве должника, в жилом помещении зарегистрированы или значатся совладельцами другие лица?
Утратил силу с 27 октября 2022 г. - Постановление Президиума Верховного Суда Луганской Народной Республики от 19 октября 2022 г. N 113
51. Может ли быть пересмотрен судебный приказ по вновь открывшимся обстоятельствам?
Ответ:
В соответствии со ст. 371 ГПК ЛНР судебные постановления, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.
Согласно ст. 121 ГПК ЛНР судебный приказ - судебное постановление, вынесенное судьей единолично.
Таким образом, поскольку судебный приказ является судебным постановлением, он может быть предметом пересмотра по вновь открывшимся или новым обстоятельствам в порядке главы 39 ГПК ЛНР.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда Луганской Народной Республики от 8 ноября 2021 г. N 79 "Об утверждении обзора некоторых вопросов, возникающих в судах Луганской Народной Республики при применении норм ГПК ЛНР и ГК ЛНР"
Опубликование:
официальный сайт Верховного Суда ЛНР (supcourtlnr.su) 12 ноября 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Президиума Верховного суда Луганской Народной Республики от 19 октября 2022 г. N 113
Изменения вступают в силу с 27 октября 2022 г.