Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение введено в действие с 1 января 2021 г.
Приложение
к приказу Управления
лесами Республики Адыгея
от 23.12.2021 N 311
Учетная политика
для целей бюджетного учета Управления лесами Республики Адыгея
Настоящая Учетная политика разработана в соответствии с требованиями следующих документов:
- Бюджетным кодексом РФ (далее БК РФ);
- Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ);
- федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденный Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н (далее - СГС "Концептуальные основы");
- федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденный Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н (далее - СГС "Основные средства");
- федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда", утвержденный Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 258н (далее - СГС "Аренда");
- федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Обесценение активов", утвержденный Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 259н (далее - СГС "Обесценение активов");
- федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности", утвержденный Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 260н (далее - СГС "Представление отчетности");
- федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденный Приказом Минфина России от 30.12.2017 N 274н (далее - СГС "Учетная политика");
- федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "События после отчетной даты", утвержденный Приказом Минфина России от 30.12.2017 N 275н (далее - СГС "События после отчетной даты");
- федеральным стандартом бухгалтерского учета государственных финансов "Информация о связанных сторонах", утвержденным Приказом Минфина России от 30.12.2017 N 277н (далее - СГС "Информация о связанных сторонах");
- федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Отчет о движении денежных средств", утвержденный Приказом Минфина России от 30.12.2017 N 278н (далее - СГС "Отчет о движении денежных средств");
- федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Доходы", утвержденный Приказом Минфина России от 27.02.2018 N 32н (далее - СГС "Доходы");
- федеральным стандартом бухгалтерского учета государственных финансов "Непроизводственные активы", утвержденным Приказом Минфина России от 28.02.2018 N 34н (далее - СГС "Непроизводственные активы");
- федеральным стандартом бухгалтерского учета государственных финансов "Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности", утвержденным Приказом Минфина России от 28.02.2018 N 37н (далее - СГС "Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности");
- федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Влияние изменений курсов иностранных валют", утвержденным приказом Минфина России от 30.05.2018 N 122н (далее - СГС "Влияние изменений курсов иностранных валют");
- федеральным стандартом бухгалтерского учета государственных финансов "Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах", утвержденным Приказом Минфина России от 30.05.2018 N 124н (далее - СГС "Резервы");
- федеральным стандартом бухгалтерского учета государственных финансов "Долгосрочные договоры", утвержденным Приказом Минфина России от 29.06.2018 N 145н (далее - СГС "Долгосрочные договоры");
- федеральным стандартом бухгалтерского учета государственных финансов "Запасы", утвержденным Приказом Минфина России от 07.12.2018 N 256н (далее - СГС "Запасы");
- федеральным стандартом бухгалтерского учета государственных финансов "Нематериальные активы", утвержденным Приказом Минфина России от 15.11.2019 N 181н (далее - СГС "Нематериальные активы");
- федеральным стандартом бухгалтерского учета государственных финансов "Выплаты персоналу", утвержденным Приказом Минфина России от 15.11.2019 N 184н (далее - СГС "Выплаты персоналу");
- федеральным стандартом бухгалтерского учета государственных финансов "Финансовые инструменты", утвержденным Приказом Минфина России от 30.06.2020 N 129н (далее - СГС "Финансовые инструменты");
- инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н);
- инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н);
- методическими указания по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями (Приложение N 5 к Приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н) (далее - Методические указания N 52н);
- указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание N 3210-У);
- указанием Банка России от 09.12.2019 N 5348-У "О правилах наличных расчетов" (далее - Указание N 5348-У);
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания N 49);
- методическими рекомендации "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (далее - Методические рекомендации N АМ-23-р);
- инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (далее - Инструкция N 191н);
- порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденный Приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н (далее - Порядок N 85н);
- порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный Приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее - Порядок применения КОСГУ, Порядок N 209н);
- иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы организации и ведения бухгалтерского учета.
Используемые термины и сокращения
Наименование |
Расшифровка |
Учреждение |
Управление лесами Республики Адыгея |
1 - 17-е разряды номера счета в соответствии с Рабочим планом счетов |
|
X |
26-й разряд - соответствующая подстатья КОСГУ |
1. Общие положения
1.1. Управление является администратором доходов, распределителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств по разделу классификации расходов бюджета 0407 "Лесное хозяйство".
Код главы главного администратора федерального бюджета - 053
Код главы главного администратора республиканского бюджета - 837
1.2. Бюджетный учет ведется отделом бухгалтерского учета, отчетности и контроля, возглавляемым начальником отдела бухгалтерского учета, отчетности и контроля - главным бухгалтером. Сотрудники отдела бухгалтерского учета, отчетности и контроля руководствуются в своей деятельности Положением об отделе и должностными регламентами. Ответственным за ведение бюджетного учета в Управлении несет главный бухгалтер.
Основание: часть 3 статьи 7 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, пункт 4 Инструкции к Единому плану счетов N 157н.
1.3. Бюджетный учет в обособленных подразделениях, наделенных частичными полномочиями юридического лица, не ведется.
1.4. Начальник отдела бухгалтерского учета, отчетности и контроля подчиняется непосредственно начальнику Управления и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бюджетного учета, своевременное представление полной и достоверной бюджетной, налоговой и статистической отчетности.
1.5. Бухгалтерский учет ведется в валюте Российской Федерации - в рублях.
Основание: пункт 13 Инструкции к Единому плану счетов N 157н.
1.6. При внесении изменений в учетную политику главный бухгалтер оценивает в целях сопоставления отчетности существенность изменения показателей, отражающих финансовое положение, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств на основе своего профессионального суждения. Также на основе профессионального суждения оценивается существенность ошибок отчетного периода, выявленных после утверждения отчетности, в целях принятия решения о раскрытии в Пояснениях к отчетности информации о существенных ошибках.
Основание: пункты 17, 20, 32 СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки".
1.7. Управление публикует основные положения учетной политики на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея на странице www.adygheya.ru путем размещения копии документов учетной политики.
Основание: пункт 9 СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки".
1.8. Для осуществления деятельности Управление по исполнению бюджета в Управлении Федерального казначейства открыты лицевые счета:
03762000820 "Лицевой счет получателя бюджетных средств";
04762000820 "Лицевой счет администратора доходов республиканского бюджета";
04761А02760 "Лицевой счет администратора доходов федерального бюджета";
05762000820 "Лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств".
1.9. Порядок закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд Управления определяется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и утверждённым приказом Управления от 30.06.2020 N 190 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Управления лесами Республики Адыгея" перечнем.
1.10. В Управлении действуют постоянные комиссии:
- комиссия по поступлению и выбытию активов (приложение 1);
- инвентаризационная комиссия (приложение 2);
- комиссия по проверке показаний спидометров автотранспорта (приложение 3);
- комиссия для проведения внезапной ревизии кассы (приложение 4).
1.11. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается отдельным приказом начальника Управления. Допускается накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита в дни выплаты зарплаты. Продолжительность срока выдачи зарплаты составляет 5 (пять) рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты).
Основание: указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства".
2. Технология обработки учетной информации
2.1. Обработка учетной информации ведется в электронном виде с применением программных продуктов "1С: Предприятие 8.3 (Бухгалтерия государственного учреждения)" и "1С: Предприятие 8.3 (Зарплата и кадры бюджетного учреждения)".
Основание: пункт 6 Инструкции к Единому плану счетов N 157н.
2.2. Учет администрируемых доходов осуществляется главным специалистом-экспертом отдела бухгалтерского учета, отчетности и контроля на стационарно расположенном компьютере в программе "СУФД - Система Удаленного Финансового Документооборота" и программе, самостоятельно разработанном Управлением для учета лицевых счетов в разрезе контрагентов поступлений и начислений доходов.
2.3. С использованием телекоммуникационных каналов связи и электронной подписи бухгалтерия Управления осуществляет электронный документооборот по следующим направлениям:
- система электронного документооборота с территориальным органом Федерального Казначейства по Республике Адыгея;
- предоставление бухгалтерской отчетности в Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) в системы "1С: Свод отчетов" с одновременным размещением в системе "Электронный бюджет";
- предоставление бухгалтерской отчетности в Министерство финансов Республики Адыгея в систему "Формирование консолидированной бюджетной и произвольной отчётности "Свод-СМАРТ";
- передача отчетности по налогам, сборам, по страховым взносам и иным обязательным платежам в инспекцию Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея;
- передача сведений о застрахованных лицах по формам СЗВ-М, СВЗ-СТАЖ и СЗВ-ТД в отделение Пенсионного фонда по Республике Адыгея;
- передача статистической отчетности в Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Адыгея;
- передача отчетности в Фонд социального страхования Российской Федерации по Республике Адыгея;
- размещение информации о деятельности Управления на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея на странице www.adygheya.ru.
2.4. Без надлежащего оформления первичных (сводных) учетных догу ментов любые исправления (добавление новых записей) в электронных базах данных не допускаются.
2.5. В целях обеспечения сохранности электронных данных бухгалтерского учета и отчетности:
- на сервере еженедельно производится сохранение резервных копий базы "1С: Предприятие 8.3 (Бухгалтерия государственного учреждения)" и "1С: Предприятие 8.3 (Зарплата и кадры бюджетного учреждения)";
- по итогам квартала и отчетного года после сдачи отчетности производится запись копии базы данных на жестком диске USB (объемом 1 Тбайт), который хранится в сейфе главного бухгалтера;
- по итогам каждого календарного месяца бухгалтерские регистры, сформированные в электронном виде, распечатываются на бумажный носитель и подшиваются в отдельные папки в хронологическом порядке.
Основание: пункт 19 Инструкции к Единому плану счетов N 157н, пункт 33 Стандарта "Концептуальные основы бухучета и отчетности".
3. Правила документооборота
3.1. Порядок и сроки передачи первичных учетных документов для отражения в бухучете устанавливаются в соответствии с приложением 15 к настоящей учетной политике.
Основание: пункт 22 СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности", подпункт "д" пункта 9 СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки".
3.2. При обработке учетной информации применяется автоматизированный учет по следующим блокам:
- автоматизированный бюджетный учет Управления как у получателя бюджетных средств, ведется с применением программы "1С: Предприятие 8.3 (Бухгалтерия государственного учреждения)" и "1С: Предприятие 8.3 (Зарплата и кадры бюджетного учреждения)";
- свод месячной, квартальной, годовой бюджетной отчетности ГРБС об исполнении республиканского бюджета составляется с применением системы "Свод-Смарт";
- информационный обмен документами с Управлением федерального казначейства по Республике Адыгея (Адыгея) осуществляется в системе удаленного финансового документооборота (СУФД) и с Министерством финансов Республики Адыгея с применением программного комплекса "Бюджет-УЕВ" с применением средств электронной подписи в соответствии с законодательством на основании договора об обмене электронными документами.
3.3. При проведении хозяйственных операций, для оформления которых не предусмотрены типовые формы первичных документов, используются:
- самостоятельно разработанные формы, которые приведены в приложении 12;
- унифицированные формы, дополненные необходимыми реквизитами.
Основание: пункты 25 - 26 СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности", подпункт "г" пункта 9 СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки".
3.4. Право подписи учетных документов предоставлено должностным: лицам, перечисленным в приложении 13.
Основание: пункт 11 Инструкции к Единому плану счетов N 157н.
3.5. Учреждение использует унифицированные формы первичных документов, перечисленные в приложении 1 к приказу N 52н. При необходимости формы регистров, которые не унифицированы, разрабатываются самостоятельно.
Основание: пункт 11 Инструкции к Единому плану счетов N 157н, подпункт "г" пункта 9 СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки".
3.6. При поступлении документов на иностранном языке построчный перевод таких документов на русский язык осуществляется сотрудником учреждения, который владеет иностранным языком. В случае невозможности перевода документа переводы составляются на отдельном документе, заверяются подписью сотрудника, составившего перевод, и прикладываются к первичным документам.
В случае невозможности перевода документа привлекается профессиональный переводчик. Перевод денежных (финансовых) документов заверяется нотариусом.
Если документы на иностранном языке составлены по типовой форме (идентичны по количеству граф, их названию, расшифровке работ и т. д. и отличаются только суммой), то в отношении их постоянных показателей достаточно однократного перевода на русский язык. Впоследствии переводить нужно только изменяющиеся показатели данного первичного документа.
Основание: пункт 31 СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности".
3.7. Формирование электронных регистров бухучета осуществляется в следующем порядке:
- в регистрах в хронологическом порядке систематизируются первичные (сводные) учетные документы по датам совершения операций, дате принятия к учету первичного документа;
- журнал операций (ф. 0509213) по всем забалансовым счетам формируется ежемесячно в случае, если в отёчном месяце были обороты по счету;
- журнал регистрации приходных и расходных ордеров составляется ежемесячно, в последний рабочий день месяца;
- инвентарная журнал приходные и расходные кассовые ордера со статусом "подписан" аннулируются, если кассовая операция не проведена в течение двух рабочих дней, включая день оформления ордера;
- инвентарная карточка учета основных средств оформляется при принятии объекта к учету, по мере внесения изменений (данных о переоценке, модернизации, реконструкции, консервации и т. д.) и при выбытии. При отсутствии указанных событий - ежегодно, на последний рабочий день года, со сведениями о начисленной амортизации;
- инвентарная карточка группового учета основных средств оформляется при принятии объектов к учету, по мере внесения изменений (данных о переоценке, модернизации, реконструкции, консервации и т. д.) и при выбытии;
- опись инвентарных карточек по учету основных средств, инвентарный список основных средств, реестр карточек заполняются ежегодно, в последний день года;
- книга учета бланков строгой отчетности, книга аналитического учета депонированной зарплаты и стипендий заполняются ежемесячно, в последний день, месяца;
- журналы операций, главная книга заполняются ежемесячно;
- другие регистры, не указанные выше, заполняются по мере необходимости, если иное не установлено законодательством РФ.
Основание: пункт 11 Инструкции к Единому плану счетов N 157н, Методические указания, утвержденные приказом Минфина от 30.03.2015 N 52н.
3.8. Журнал операций расчетов по оплате труда (ф. 0504071) ведется раздельно по кодам финансового обеспечения деятельности и раздельно по счетам:
- КБК 1.302.11.000 "Расчеты по заработной плате"
- КБК 1.302.12.000 "Расчеты по прочим выплатам";
- КБК 1.302.13.000 "Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда";
- КБК 1.302.26.000 "Расчеты по прочим работам, услугам";
- КБК 1.302.66.000 "Расчеты по социальным пособиям и компенсациям персоналу в денежной форме";
- КБК 1.302.25.000 "Расчеты по работам, услугам по содержанию имущества".
Основание: пункт 257 Инструкции к Единому плану счетов N 157н.
3.9. Журналам операций присваиваются номера согласно приложению 11. Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций.
Журналы операций (ф. 0504071) ведутся раздельно по кодам финансового обеспечения. Журналы формируются ежемесячно в последний день месяца. К журналам прилагаются первичные учетные документы согласно приложению 18.
3.10. Первичные и сводные учетные документы, бухгалтерские регистры составляются в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. При отсутствии возможности составить документ, регистр в электронном виде, он может быть составлен на бумажном носителе и заверен собственноручной подписью.
Список сотрудников, имеющих право подписи электронных документов и регистров бухучета, утверждается отдельным приказом.
Основание: часть 5 статьи 9 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, пункт 11 Инструкции к Единому плану счетов N 157н, пункт 32 СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности", Методические указания, утвержденные приказом Минфина от 30.03.2015 N 52н, статья 2 Закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ.
3.11. Электронные документы, подписанные квалифицированной электронной подписью, хранятся в электронном виде на съемных носителях информации в соответствии с порядком учета и хранения съемных носителей информации. При этом ведется журнал учета и движения электронных носителей. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью учреждения. Ведение и хранение журнала возлагается приказом руководителя на ответственного сотрудника учреждения.
Основание: пункт 33 СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности", пункт 14 Инструкции к Единому плану счетов N 157н.
3.12. При необходимости изготовления бумажных копий электронных документов и регистров бухгалтерского учета бумажные копии заверяются штампом, который проставляется автоматически при распечатке документа: "Документ подписан электронной подписью в системе электронного документооборота", - с указанием сведений о сертификате электронной подписи - кому выдан и срок действия. Дополнительно сотрудник бухгалтерии, ответственный за обработку документа, ведение регистра, ставит надпись "Копия верна", дату распечатки и свою подпись.
Основание: пункт 32 СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности".
3.13. В деятельности учреждения используются следующие бланки строгой отчетности:
- удостоверение;
- удостоверение натуральная кожа.
Учет бланков ведется по стоимости их приобретения.
Основание: пункт 337 Инструкции к Единому плану счетов N 157н.
3.14. Перечень должностей сотрудников, ответственных за учет, хранение и выдачу бланков строгой отчетности, приведен в приложении 17.
3.15. Особенности применения первичных документов:
3.15.1. При приобретении и реализации основных средств, нематериальных и непроизводственных активов составляется Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).
3.15.2. При ремонте нового оборудования, неисправность которого была выявлена при монтаже, составляется акт о выявленных дефектах оборудования по форме N ОС-16 (ф. 0306008).
3.15.3. Для учета рабочего времени в Управлении используются формы 0504451 - для государственных гражданских служащих и форма 0301008 (Т-13) для работников подразделений и МОП.
В Табеле учета использования рабочего времени (ф. 0504421) регистрируются случаи отклонений от нормального использования рабочего времени, установленного Правилами трудового распорядка. В графах 20 и 37 отражаются итоговые данные неявок.
3.15.4. Расчеты по заработной плате и другим выплатам оформляются в Расчетной ведомости (ф. 0504402) и Платежной ведомости (ф. 0504403).
3.15.5. При временном переводе работников на удаленный режим работы обмен документами, которые оформляются в бумажном виде, разрешается осуществлять по электронной почте посредством скан-копий.
Скан-копия первичного документа изготавливается сотрудником, ответственным за факт хозяйственной жизни, в сроки, которые установлены графиком документооборота. Скан-копия направляется сотруднику, уполномоченному на согласование, в соответствии с графиком документооборота. Согласованием считается возврат электронного письма от получателя к отправителю со скан-копией подписанного документа.
После окончания режима удаленной работы первичные документы, оформленные посредством обмена скан-копий, распечатываются на бумажном носителе и подписываются собственноручной подписью ответственных лиц.
4. План счетов
4.1. Бюджетный учет ведется раздельно в разрезе разделов, подразделов, целевых статей, видов расходов, кодов операций сектора государственного управления бюджетного финансирования.
4.2. Бюджетный учет ведется с использованием рабочего Плана счетов (приложение N 6) разработанного в соответствии с Инструкцией к Единому плану счетов N 157н, Инструкцией N 162н.
При отражении в бухучете хозяйственных операций 1 - 18 разряды номера счета Рабочего плана счетов формируются следующим образом:
Разряд номера счета |
Код |
1 - 4 |
Аналитический код вида услуги: 0407 "Лесное хозяйство" |
5 - 14 |
Коды целевых статей |
15 - 17 |
Код вида поступлений или выбытий, соответствующий аналитической группе подвида доходов и расходов бюджета. |
18 |
Код вида финансового обеспечения (деятельности): 1 - деятельность, осуществляемая за счет средств федерального бюджета (бюджетная деятельность); 3 - средства во временном распоряжении. |
Основание: пункты 2 и 6 Инструкции к Единому плану счетов N 157н, пункт 19 СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности", подпункт "б" пункта 9 СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки".
Кроме забалансовых счетов, утвержденных в Инструкции к Единому плану счетов N 157н, учреждение применяет дополнительные забалансовые счета.
Основание: пункт 332 Инструкции к Единому плану счетов N 157н, пункт 19 СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности".
5. Методика ведения бухгалтерского учета, оценки отдельных видов имущества и обязательств
5.1. Общие положения
5.1.1. Бюджетный учет ведется по первичным документам, которые проверены сотрудниками бухгалтерии в соответствии с Положением о внутреннем финансовом контроле. Положение о внутреннем финансовом контроле и график проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности приведены в приложении 14.
Основание: пункт 3 Инструкции к Единому плану счетов N 157н, пункт 23 СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности".
5.1.2. Для случаев, которые не установлены в федеральных стандартах и других нормативно-правовых актах, регулирующих бухучет, метод определения справедливой стоимости выбирает комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов".
Основание: пункт 54 СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности".
5.1.3. В случае если для показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета, не установлен метод оценки в законодательстве и в настоящей учетной политике, то величина оценочного показателя определяется профессиональным суждением главного бухгалтера.
Основание: пункт 6 СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки".
5.2. Основные средства
5.2.1. Учреждение учитывает в составе основных средств материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев (если иное не предусмотрено стандартом "Основные средства", иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности), а также генераторы, лесопосадочные машины, триммеры бензиновые, бензопилы и инвентарь. Перечень объектов, которые относятся к группе "Инвентарь производственный и хозяйственный", приведен в приложении 7.
5.2.2. В один инвентарный объект, признаваемый комплексом объектов основных средств, объединяются объекты имущества несущественной стоимости, имеющие одинаковые сроки полезного и ожидаемого использования:
- мебель для обстановки одного помещения: столы, стулья, стеллажи, шкафы, полки;
- компьютерное и периферийное оборудование: системные блоки, мониторы, компьютерные мыши, клавиатуры, принтеры, сканеры, колонки, акустические системы, микрофоны, веб-камеры, устройства захвата видео, внешние ТВ-тюнеры, внешние накопители на жестких дисках;
Не считается существенной стоимость до 20 000 руб. за один имущественный объект.
Необходимость объединения и конкретный перечень объединяемых объектов определяет комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов.
Основание: пункт 10 СГС "Основные средства".
5.2.3. Уникальный инвентарный номер состоит из десяти знаков и присваивается в порядке:
1-й разряд - амортизационная группа, к которой отнесен объект при принятии к учету (при отнесении инвентарного объекта к 10-й амортизационной группе в данном разряде проставляется "0");
2-4-й разряды - код объекта учета синтетического счета в Плане счетов бюджетного учета (приложение 1 к приказу Минфина от 06.12.2010 N 162н);
5-6-й разряды - код группы и вида синтетического счета Плана счетов бюджетного учета (приложение 1 к приказу Минфина от 06.12.2010 N 162н);
7-10-й разряды - порядковый номер нефинансового актива.
Основание: пункт 9 СГС "Основные средства", пункт 46 Инструкции к Единому плану счетов N 157н.
5.2.4. Присвоенный объекту инвентарный номер обозначается материально ответственным лицом в присутствии уполномоченного члена комиссии по поступлению и выбытию активов путем нанесения номера на инвентарный объект краской или водостойким маркером.
В случае если объект является сложным (комплексом конструктивно сочлененных предметов), инвентарный номер обозначается на каждом составляющем элементе тем же способом, что и на сложном объекте.
5.2.5. Затраты по замене отдельных составных частей объекта основных средств, в том числе при капитальном ремонте, включаются в момент их возникновения в стоимость объекта. Одновременно с его стоимости списывается в текущие расходы стоимость заменяемых (выбываемых) составных частей. Данное правило применяется к слеюдующим группам основных средств: машины и оборудование, транспортные средства, инвентарь производственный и хозяйственный.
Основание: пункт 27 СГС "Основные средства".
5.2.6. В случае частичной ликвидации или разукомплектации объекта основного средства, если стоимость ликвидируемых (разукомплектованных) частей не выделена в документах поставщика, стоимость таких частей определяется пропорционально следующему показателю (в порядке убывания важности): площади, объему, весу и иному показателю, установленному комиссией по поступлению и выбытию активов.
5.2.7. Затраты на создание активов при проведении регулярных осмотров на предмет наличия дефектов, являющихся обязательным условием их эксплуатации, а также при проведении ремонтов формируют объем произведенных капитальных вложений с дальнейшим признанием в стоимости объекта основных средств. Одновременно учтенная ранее в стоимости объекта основных средств сумма затрат на проведение предыдущего ремонта подлежит списанию в расходы текущего периода. Данное правило применяется к следующим группам основных средств: машины и оборудование, транспортные средства.
Основание: пункт 28 СГС "Основные средства".
5.2.8. Начисление амортизации осуществляется линейным методом в соответствии со сроками полезного использования. С даты перехода на федеральный стандарт для госсектора "Основные средства" начисление амортизации осуществляется в следующем порядке:
а) на объект недвижимого имущества:
- стоимостью до 100 000 рублей включительно - в размере 100% балансовой стоимости объекта при принятии к учету;
- стоимостью свыше 100 000 рублей - в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации;
б) на объекты движимого имущества:
- стоимостью свыше 100 000 рублей амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами амортизации;
- стоимостью до 100 00 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, амортизация не начисляется.
Первоначальная стоимость введенного (переданного) в эксплуатацию объекта основных средств, являющегося объектом движимого имущества, стоимостью до 100 00 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, списывается с балансового учета с одновременным отражением объекта основных средств на забалансовом счете в соответствии с порядком применения Единого плана счетов бухгалтерского учета.
Если в предполагаемом способе получения будущих экономических выгод или полезного потенциала от использования объекта основных средств произошли значительные изменения, выбранный метод начисления амортизации изменяется.
5.2.9. В случаях, когда установлены одинаковые сроки полезного использования и метод расчета амортизации всех структурных частей единого объекта основных средств, учреждение объединяет такие части для определения суммы амортизации.
Основание: пункт 40 СГС "Основные средства".
5.2.10. При переоценке объекта основных средств накопленная амортизация на дату переоценки пересчитывается пропорционально изменению первоначальной стоимости объекта таким образом, чтобы его остаточная стоимость после переоценки равнялась его переоцененной стоимости. При этом балансовая стоимость и накопленная амортизация увеличиваются (умножаются) на одинаковый коэффициент таким образом, чтобы при их суммировании получить переоцененную стоимость на дату проведения переоценки.
Основание: пункт 41 СГС "Основные средства".
5.2.11. Срок полезного использования объектов основных средств устанавливает комиссия по поступлению и выбытию в соответствии с пунктом 35 СГС "Основные средства".
Состав комиссии по поступлению и выбытию активов установлен в приложении 1 настоящей Учетной политики.
5.2.12. Основные средства стоимостью до 10 000 руб. включительно, находящиеся в эксплуатации, учитываются на забалансовом счете 21 по балансовой стоимости.
Основание: пункт 39 СГС "Основные средства", пункт 373 Инструкции к Единому плану счетов N 157н.
5.2.13. Локально-вычислительная сеть (ЛВС) и охранно-пожарная сигнализация (ОПС) как отдельные инвентарные объекты не учитываются. Отдельные элементы ЛВС и ОПС, которые соответствуют критериям основных средств, установленным СГС "Основные средства", учитываются как отдельные основные средства. Элементы ЛВС или ОПС, для которых установлен одинаковый срок полезного использования, учитываются как единый инвентарный объект в порядке, установленном в пункте 5.2.2. раздела 5 настоящей Учетной политики.
5.2.14. Расходы на доставку нескольких имущественных объектов распределяются в первоначальную стоимость этих объектов пропорционально их стоимости, указанной в договоре поставки.
5.2.15. Передача в пользование объектов, которые содержатся за счет учреждения, отражается как внутреннее перемещение. Учет таких объектов ведется на дополнительном забалансовом счете 43П "Имущество, переданное в пользование, - не объект аренды".
5.2.16. Основные средства, подлежащие государственной регистрации (в том числе объекты недвижимости, транспортные средства), отражаются в учете в соответствии с наименованиями, указанными в регистрационных документах. Объекты вычислительной техники, оргтехники, бытовой техники, приборы, инструменты, производственное оборудование отражаются в учете по следующим правилам:
- наименование объекта в учете состоит из наименования вида объекта и наименования марки (модели);
- наименование вида объекта указывается полностью без сокращений на русском языке в соответствии с документами производителя (в соответствии с техническим паспортом);
- наименование марки (модели) указывается в соответствии с документами производителя (в соответствии с техническим паспортом) на соответствующем языке;
- в Инвентарной карточке отражается полный состав объекта, серийный (заводской) номер объекта и всех его частей, имеющих индивидуальные заводские (серийные) номера.
5.2.17. Документы, подтверждающие факт государственной регистрации зданий, сооружений, автотранспортных средств, подлежат хранению постоянно.
Ответственным за сохранность этих документов является ведущий бухгалтер.
Техническая документация (технические паспорта) на оргтехнику, вычислительную технику и иные объекты основных средств подлежат хранению должностными лицами в течение 5 лет, закрепление объектов основных средств за которыми осуществлено на основании распоряжений (приказов) начальника Управления (его заместителей).
Обязательному хранению в составе технической документации также подлежат документы (лицензии), подтверждающие наличие неисключительных (пользовательских, лицензионных) прав на программное обеспечение, установленное на объекты основных средств.
По объектам основных средств, для которых производителем и (или) поставщиком предусмотрен гарантийный срок эксплуатации, подлежат сохранению гарантийные талоны, которые хранятся вместе с технической документацией. В Инвентарной карточке отражается срок действия гарантии производителя (поставщика). В случае осуществления ремонта в Инвентарной карточке отражается срок гарантии на ремонт.
5.2.18. В случае поступления объектов основных средств от организаций государственного сектора, с которыми производится сверка взаимных расчетов для свода (консолидации) бухгалтерской (бюджетной) отчетности, полученные объекты основных средств первоначально принимаются к учету в составе тех же групп и видов имущества, что и у передающей стороны.
В случае поступления объектов основных средств от иных организаций полученные материальные ценности принимаются к учету в соответствии с нормами действующего законодательства и настоящей учетной политики.
В случае если счет учета основных средств для полученных объектов, определенный в соответствии с действующим законодательством, не совпадает с данными передающей стороны, объект основных средств должен быть принят к учету в соответствии с нормами законодательства или переведен на соответствующий счет учета.
В ситуации, когда для полученного основного средства оставшийся срок полезного использования, определенный в соответствии с нормами законодательства, истек, но амортизация полностью не начислена, производится доначисление амортизации до 100% в месяце, следующем за месяцем принятия основного средства к учету.
Если по полученному основному средству передающей стороной амортизация начислялась с нарушением действующих норм, пересчет начисленных сумм амортизации не производится.
В случае отсутствия на дату принятия объекта к учету информации о начислении амортизации пересчет амортизации не производится. При этом начисление амортизации осуществляется исходя из срока полезного использования, установленного с учетом срока фактической эксплуатации поступившего объекта.
5.3. Материальные запасы
5.3.1. Управление учитывает в составе материальных запасов материальные объекты, указанные в пунктах 98 - 99 Инструкции к Единому плану счетов N 157н, а также производственный и хозяйственный инвентарь, перечень которого приведен в приложении 7.
5.3.2. Единица учета материальных запасов в учреждении - номенклатурная (реестровая) единица. Исключения составляют группы материальных запасов, характеристики которых совпадают, например: офисная бумага одного формата с одинаковым количеством листов в пачке, кнопки канцелярские с одинаковыми диаметром и количеством штук в коробке и т. д. Единица учета таких материальных запасов - однородная (реестровая) группа запасов.
Решение о применении единиц учета "однородная (реестровая) группа запасов" и "партия" принимает бухгалтер на основе своего профессионального суждения.
Основание: пункт 8 СГС "Запасы".
5.3.3. Списание материальных запасов производится по средней фактической стоимости.
Основание: пункт 108 Инструкции к Единому плану счетов N 157н.
5.3.4. Нормы на расходы горюче-смазочных материалов (ГСМ) применяются в соответствии с Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" и утверждаются приказом руководителя учреждения.
Ежегодно приказом руководителя утверждаются период применения зимней надбавки к нормам расхода ГСМ и ее величина. ГСМ списывается на расходы по фактическому расходу на основании путевых листов, но не выше норм, установленных приказом руководителя учреждения.
5.3.5. Выдача в эксплуатацию на нужды учреждения канцелярских принадлежностей, запасных частей и хозяйственных материалов оформляется Ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210). Эта ведомость является основанием для списания материальных запасов.
5.3.6. Мягкий и хозяйственный инвентарь, посуда списываются по Акту о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143). В остальных случаях материальные запасы списываются по акту о списании материальных запасов (ф. 0504230).
5.3.7. Учет запасных частей транспортных средств, выданные взамен изношенным ведется на забалансовом счете 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных". Учету подлежат запасные части и другие комплектующие, которые установлены взамен изношенных, такие как:
- автомобильные шины - четыре единицы на один легковой автомобиль;
- колесные диски - четыре единицы на один легковой автомобиль;
- аккумуляторы - одна единица на один автомобиль;
- наборы автоинструмента - одна единица на один автомобиль;
- аптечки - одна единица на один автомобиль;
- огнетушители - одна единица на один автомобиль;
- ...
Аналитический учет по счету ведется в разрезе автомобилей и материально ответственных лиц.
Поступление на счет 09 отражается:
- при установке (передаче материально ответственному лицу) соответствующих запчастей после списания со счета КБК 1.105.36.000 "Прочие материальные запасы - иное движимое имущество учреждения";
- при безвозмездном поступлении автомобиля от государственных (муниципальных) учреждений с документальной передачей остатков забалансового счета 09.
При безвозмездном получении от государственных (муниципальных) учреждений запасных частей, учитываемых передающей стороной на счете 09, но не подлежащих учету на указанном счете в соответствии с настоящей учетной политикой, оприходование запчастей на счет 09 не производится.
Внутреннее перемещение по счету отражается:
- при передаче на другой автомобиль;
- при передаче другому материально ответственному лицу вместе с автомобилем.
Выбытие со счета 09 отражается:
- при списании автомобиля по установленным основаниям;
- при установке новых запчастей взамен непригодных к эксплуатации.
Основание: пункты 349 - 350 Инструкции к Единому плану счетов N 157н.
5.3.8. Фактическая стоимость материальных запасов, полученных в результате ремонта, разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, определяется исходя из:
- их справедливой стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, рассчитанной методом рыночных цен;
- сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов, приведение их в состояние, пригодное для использования.
Основание: пункты 52 - 60 СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности".
5.3.9. Приобретенные, но находящиеся в пути запасы признаются в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной государственным контрактом (договором). Если учреждение понесло затраты, перечисленные в пункте 102 Инструкции к Единому плану счетов N 157н, стоимость запасов увеличивается на сумму данных затрат в день поступления запасов в учреждение. Отклонения фактической стоимости материальных запасов от учетной цены отдельно в учете не отражаются.
Основание: пункт 18 СГС "Запасы".
5.3.10. В случае получения полномочий по централизованной закупке запасов расходы на их доставку до получателей списываются на финансовый результат текущего года в день получения документов о доставке.
Основание: пункт 19 СГС "Запасы".
5.3.11. Расходы на закупку одноразовых и многоразовых масок, перчаток относятся на подстатью КОСГУ 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов". Одноразовые маски и перчатки учитываются на счете 105.36 "Прочие материальные запасы".
5.4. Непроизведенные активы
5.4.1. Земельные участки, закрепленные за Управлением на праве постоянного (бессрочного) пользования (в т. ч. расположенные под объектами недвижимости), учитываются на счете КБК 1.103.11.000 "Земля - недвижимое имущество учреждения". Основание для постановки на учет - свидетельство, подтверждающее право пользования земельным участком. Учет ведется по кадастровой стоимости.
Отражение в учете сведений об изменении кадастровой стоимости ранее принятых к учету земельных участков осуществляется на основании даты выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости. В случае уменьшения кадастровой стоимости земельного участка операция отражается методом "красное сторно".
Основание: пункты 71, 78 Инструкции к Единому плану счетов N 157н.
Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
5.4. Стоимость безвозмездно полученных нефинансовых активов
5.4.1. Данные о справедливой стоимости безвозмездно полученных нефинансовых активов должны быть подтверждены документально:
- справками (другими подтверждающими документами) Росстата;
- прайс-листами заводов-изготовителей;
- справками (другими подтверждающими документами) оценщиков;
- информацией, размещенной в СМИ, и т.д.
В случаях невозможности документального подтверждения стоимость определяется экспертным путем.
5.5. Расчеты по доходам как главного администратора доходов
5.5.1. Учет поступлений в бюджет регламентируется законом о бюджете на соответствующий год и порядком, утвержденным приказом Минфина России.
5.5.2. Порядок осуществления полномочий администратора доходов бюджета определяется в соответствии с законодательством России и нормативными документами ведомства. Перечень администрируемых доходов определяется главным администратором доходов бюджета (вышестоящим ведомством).
Полномочиями администратора доходов являются:
а) начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним,
б) взыскание задолженности по платежам в соответствующий бюджет, пеней и штрафов,
в) принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в соответствующий бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные: суммы, и представление в орган Федерального казначейства поручений (сообщений) для осуществления возврата,
г) принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства.
5.5.3. Перечень администрируемых доходов определяется главным администратором доходов бюджета.
5.5.4. Поступившие доходы отражаются на счете КБК 1.210.02.000 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета КБК 1.205.00.000 "Расчеты по доходам" в порядке, установленном в пункте 91 Инструкции N 162н.
5.5.5. Учет расчетов с контрагентами по доходам осуществляется методом начисления, согласно которому начисление доходов производится в момент возникновения требований к их плательщикам, который ведется в самостоятельно разработанной программе Управлением для учета лицевых счетов в разрезе контрагентов поступлений и начислений доходов.
5.5.6. Начисления поступлений по доходам федерального и республиканского бюджета осуществляется в "1С: Предприятие 8.3 (Бухгалтерия государственного учреждения)" оборотами в Справке (ф. 0504833) ежеквартально (на дату последнего дня месяца квартала).
5.5.7. Доходы от сумм принудительного изъятия (суммы штрафов, пеней, неустоек, предъявляемых контрагентам за нарушение условий договоров), доходы в возмещение ущерба признаются на дату предъявления претензий (требований) к их плательщикам (виновным лицам) в самостоятельно разработанной программе. На основании данных отчета главного администратора доходов федерального и республиканского бюджета в "1С: Предприятие 8.3 (Бухгалтерия государственного учреждения)" оборотами делается запись в Справке (ф. 0504833) ежеквартально (на дату последнего дня месяца квартала).
5.5.8. Доходы от предоставления права пользования активом (арендная плата) признаются доходами текущего финансового года с одновременным уменьшением предстоящих доходов равномерно (ежеквартально) на протяжении срока пользования объектом учета аренды.
5.5.9. Аналитический учет расчетов по поступлениям ведется в разрезе видов доходов (поступлений) и соответствующим им суммам расчетов в Карточке учета средств и расчетов и (или) в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам.
По счетам:
1.205.23.000 "Расчеты по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами";
1.205.33.000 "Расчеты по доходам от платы за предоставление информации из государственных источников (реестров)";
1.205.41.000 "Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках";
1.205.45.000 "Расчеты по прочим доходам от сумм принудительного изъятия";
1.205.74.000 "Расчеты по доходам от операций с материальными запасами";
1.205.89.000 "Расчеты по иным доходам".
5.5.10. В Управлении к операционной аренде относятся отношения, возникающие по договору аренды, в рамках которого арендные платежи являются только платой за пользование арендованного имущества (арендной платой), а также отношения, возникающие по договору аренды земель (объектов имущества, признаваемых для целей ведения бухгалтерского учета непроизведенными активами).
5.5.11. Основными объектами учета операционной аренды правообладателя (арендодателя - Управления) имущества являются:
- расчеты по арендным платежам с пользователем имущества (балансовый счет 1.205.23.123 "Расчеты по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами");
- ожидаемый доход от арендных платежей, рассчитанный за весь срок пользования имуществом, предусмотренный на дату заключения договора (балансовый счет 1.401.40.123 "Доходы будущих периодов от платежей при пользовании природными ресурсами").
5.5.12. Поступление денежных средств в счет уплаты арендных платежей (условных арендных платежей) отражается как уменьшение дебиторской задолженности по арендным обязательствам пользователя (арендатора) в корреспонденции с балансовыми счетами учета денежных средств (финансовых активов) рабочего плана счетов субъекта учета в сумме фактического поступления за месяц.
5.5.13. Начисление доходов будущих периодов в "1С: Предприятие 8.3 (Бухгалтерия государственного учреждения)" производится на основании реестров договоров, предоставляемых главным специалистом отдела бухгалтерского учета, отчетности и контроля, за подписью специалиста по факту заключения договора аренды.
5.5.14. Списание доходов будущих периодов в "1С: Предприятие 8.3 (Бухгалтерия государственного учреждения)" производится ежемесячно, на основании Отчета главного распорядителя (администратора) доходов бюджета Республики Адыгея.
5.5.15. Списание безнадежной к взысканию дебиторской задолженности по платежам в федеральный бюджет происходит в порядке, установленном Приказом Рослесхоза от 18.10.2017 N 571 "Об утверждении Порядка принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет и о признании утратившим силу приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 25.08.2016 N 332". В "1С: Предприятие 8.3 (Бухгалтерия государственного учреждения)", списание оформляется Бухгалтерской справкой методом "Красное сторно".
5.5.16. Списание безнадежной к взысканию дебиторской задолженности задолженность по платежам в республиканский бюджет списывается с учета после того, как комиссия по поступлению и выбытию активов признает ее сомнительной или безнадежной к взысканию в порядке, утвержденном положением о признании дебиторской задолженности сомнительной и безнадежной к взысканию. В "1С: Предприятие 8.3 (Бухгалтерия государственного учреждения)", списание оформляется Бухгалтерской справкой методом "Красное сторно".
Основание: пункт 339 Инструкции к Единому плану счетов N 157н, пункт 11 СГС "Доходы".
5.5.17. Дебиторская задолженность, в отношении которой отменено основание для начисления в "1С: Предприятие 8.3 (Бухгалтерия государственного учреждения)", оформляется Бухгалтерской справкой методом "Красное сторно".
5.5.18. Возврат дебиторской задолженности прошлых лет перечисляется в доход бюджета.
5.6. Расчеты с подотчетными лицами
5.6.1. Денежные средства выдаются под отчет на основании приказа руководителя или служебной записки, согласованной с руководителем. Выдача денежных средств под отчет производится путем:
- выдачи из кассы. При этом выплаты подотчетных сумм сотрудникам производятся в течение трех рабочих дней, включая день получения денег в банке;
- перечисления на зарплатную карту материально ответственного лица.
Способ выдачи денежных средств должен указывается в служебной записке или приказе руководителя.
5.6.2. Учреждение выдает денежные средства под отчет штатным сотрудникам, а также лицам, которые не состоят в штате, на основании подтверждающих личность документов. Расчеты по выданным суммам проходят в порядке, установленном для штатных сотрудников.
5.6.3. Предельная сумма выдачи денежных средств под отчет (за исключением расходов на командировки) устанавливается в размере 20 000 (Двадцать тысяч) рублей. На основании распоряжения руководителя в исключительных случаях сумма может быть увеличена (но не более лимита расчетов наличными средствами между юридическими лицами) в соответствии с указанием Банка России.
Основание: пункт 4 указаний ЦБ от 09.12.2019 N 5348-У.
5.6.4. Денежные средства выдаются под отчет на хозяйственные нужды на срок, который сотрудник указал в заявлении на выдачу денежных средств под отчет, но не более пяти рабочих дней. По истечении этого срока сотрудник должен отчитаться в течение трех рабочих дней.
5.6.5. При направлении сотрудников учреждения в служебные командировки на территории России расходы на них возмещаются в соответствии с Порядком и условиями командирования государственных гражданских служащих Республики Адыгея, утвержденного Постановлением Кабинета Министров РА от 26.12.2005 N 210 "О Порядке и условиях командирования государственных гражданских служащих Республики Адыгея", Порядка и размеров возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в Администрации Главы Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея, исполнительных органах государственной власти Республики Адыгея, государственных учреждениях Республики Адыгея, утвержденного Указом Главы Республики Адыгея от 03.03.2015 N 27 "О Порядке и размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в Администрации Главы Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея, исполнительных органах государственной власти Республики Адыгея, государственных учреждениях Республики Адыгея", Постановления Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений"
Возмещение расходов на служебные командировки, превышающих размер, установленный Правительством РФ, производится при наличии экономии бюджетных средств по фактическим расходам с разрешения руководителя учреждения, оформленного приказом.
Основание: пункты 2, 3 постановления Правительства от 02.10.2002 N 729.
Порядок оформления служебных командировок и возмещения командировочных расходов приведен в приложении 8.
5.6.6. По возвращении из командировки сотрудник представляет авансовый отчет об израсходованных суммах в течение трех рабочих дней.
Основание: пункт 26 постановления Правительства от 13.10.2008 N 749.
5.6.7. Предельные сроки отчета по выданным доверенностям на получение материальных ценностей устанавливаются следующие:
- в течение 10 календарных дней с момента получения;
- в течение трех рабочих дней с момента получения материальных ценностей.
Доверенности выдаются штатным сотрудникам, с которыми заключен договор о полной материальной ответственности.
5.6.8. Авансовые отчеты брошюруются в хронологическом порядке в последний день отчетного месяца.
5.6.9. На счете 1.208.00.000 "Расчеты с подотчетными лицами" подлежат отражению только расчеты с работниками учреждения. Расчеты с физическими лицами в рамках гражданско-правовых договоров учитываются на счете 1.206.00.000 "Расчеты по выданным авансам".
5.7. Расчеты с дебиторами и кредиторами
5.7.1. Управление администрирует поступления в бюджет на счете КБК 1.210.02.000 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет" по правилам, установленным главным администратором доходов бюджета.
5.7.2. Излишне полученные от плательщиков средства возвращаются на основании заявления плательщика и акта сверки с плательщиком.
5.7.3. Задолженность дебиторов в виде возмещения эксплуатационных и коммунальных расходов отражается в учете на основании выставленного арендатору счета, счетов поставщиков (подрядчиков), Бухгалтерской справки (ф. 0504833).
5.7.4. Управление для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, используется счет КБК 1.304.01.000 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение" и 05762000820 лицевой счет. На нем отражаются суммы задатков внесенных участниками аукционов по договорам аренды и купли-продажи лесных насаждений, а также средства поступившие на обеспечение исполнения контракта от участников торгов (5% от начальной максимальной цены контракта).
Поступление на лицевой счет денежных средств осуществляется на основании документов, приложенных к выписке из счета лицевого счета. Ежемесячно поступившие суммы, на основании Отчета о состоянии лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей бюджетных средств (ф. 0531788), отражаются в учете общими суммами за один операционный день.
Операции по выбытию (возврату) со счета производится после подписания договоров аренды и купли продажи, возврата задатков участникам аукциона по договорам аренды и купли-продажи лесных насаждений, а также возврат участникам торгов при обеспечении исполнения условий контракта.
5.8. Расчеты по платежам в бюджет
5.8.1. Расчеты по платежам в бюджеты отражают суммы обязательств Управления перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суммы переплат в бюджеты и государственные внебюджетные фонды учитываются обособленно.
5.8.2. Для целей исполнения обязанностей плательщика страховых взносов; ведется аналитический регистр учета для целей определения облагаемой базы и начисленных страховых взносов. Контроль за своевременностью начисления и перечисления страховых взносов возложен на отдел бухгалтерского учета, отчетности и контроля.
5.8.3. Для целей исполнения обязанностей налогового агента по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) ведется аналитический регистр налогового учета для целей определения налогооблагаемой базы по НДФЛ. Регистр составляется отделом бухгалтерского учета, отчетности и контроля.
Налоговый учет для целей выполнения обязанностей налогового агента по НДФЛ (определение налоговой базы, удержание и перечисление налога) ведется на бумажных носителях и в электронном виде.
Контроль за своевременностью исчисления, удержания, перечисления НДФЛ и своевременной сдачи сведений о доходах физических лиц возложен на отдел бухгалтерского учета, отчетности и контроля.
5.8.4. Пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты, в том числе по страховым взносам, учитываются на счете 1.303.05.000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет".
5.8.5. Начисление налогов (авансовых платежей по налогам) за налоговый (отчетный) период отражается в учете последним днем налогового (отчетного) периода.
5.8.6. Аналитический учет расчетов с бюджетом ведется в разрезе бюджетов и внебюджетных фондов, а также видов платежей.
5.8.7. Учет операций по расчетам по платежам в бюджет ведется в соответствии с содержанием хозяйственной операции: в Журнале операций расчетов по оплате труда, в Журнале операций с безналичными денежными средствами, Журнале по прочим операциям.
5.9. Кредиторская задолженность
5.9.1. Кредиторская задолженность, не востребованная кредитором, списывается на финансовый результат на основании приказа руководителя учреждения. Решение о списании принимается на основании данных проведенной инвентаризации и служебной записки главного бухгалтера о выявлении кредиторской задолженности, не востребованной кредиторами, срок исковой давности по которой истек. Срок исковой давности определяется в соответствии с законодательством РФ.
Одновременно списанная с балансового учета кредиторская задолженность отражается на забалансовом счете 20 "Задолженность, не востребованная кредиторами".
Списание задолженности с забалансового учета осуществляется по итогам инвентаризации задолженности на основании решения инвентаризационной комиссии учреждения:
- по истечении пяти лет отражения задолженности на забалансовом учете;
- по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно действующему законодательству;
- при наличии документов, подтверждающих прекращение обязательства в связи со смертью (ликвидацией) контрагента.
Кредиторская задолженность списывается с баланса отдельно по каждому обязательству (кредитору).
Основание: пункты 371, 372 Инструкции к Единому плану счетов N 157н.
5.10. Финансовый результат
5.10.1. Управление все расходы производит в соответствии с утвержденной на отчетный год бюджетной сметой и в пределах установленных норм:
- на междугородные переговоры, услуги по доступу в Интернет - по фактическому расходу;
- стоимость израсходованных горюче-смазочных материалов списывается на финансовый результат по фактическому расходу, но не более норматива, установленного на автомобили;
- расходы на командировки и служебные разъезды принимаются к по нормативам, установленным для федеральных органов власти.
5.10.2. В составе расходов будущих периодов на счете КБК 1.401.50.000 "Расходы будущих периодов" отражаются расходы по:
- страхование гражданской ответственности (ОСАГО);
- приобретению неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов;
- плата за сертификат ключа ЭЦП;
- ...
Расходы будущих периодов списываются на финансовый результат текущего финансового года равномерно по 1/12 за месяц в течение периода, к которому они относятся. По договорам страхования, а также договорам неисключительного права пользования период, к которому относятся расходы, равен сроку действия договора. По другим расходам, которые относятся к будущим периодам, длительность периода устанавливается руководителем учреждения в приказе.
Основание: пункты 302, 302.1 Инструкции к Единому плану счетов N 157н.
5.10.3. В учреждении создаются:
- резерв на предстоящую оплату отпусков. Порядок расчета резерва приведен в приложении 5.
- резерв по сомнительным долгам - при необходимости на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов о признании задолженности сомнительной по результатам инвентаризации. Величина резерва устанавливается в размере выявленной сомнительной задолженности.
Резерв по сомнительным долгам отражается на забалансовом счете 04 и равен сумме числящейся на нем дебиторской задолженности. На балансовых счетах резерв не отражается.
Основание: пункты 302, 302.1 Инструкции к Единому плану счетов N 157н, пункты 7, 21 СГС "Резервы".
5.10.4. Признание резервов осуществляется в оценочном значении. Метод расчета суммовых величин каждого резерва определяется соответствующими федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов и Методическими рекомендациями, доведенными письмами Минфина России, к ним.
Основание: п.п. 7, 21 СГС "Резервы", п.п. 4.1, 4.3 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 05.08.2019 N 02-07-07/58716, п. 32 СГС "Запасы", п. 302.1 Инструкции N 157н.
5.11. Санкционирование расходов
Принятие бюджетных (денежных) обязательств к учету осуществлять в пределах лимитов бюджетных обязательств в порядке, приведенном в приложении 9.
5.12. События после отчетной даты
Признание в учете и раскрытие в бюджетной отчетности событий после отчетной даты осуществляется в порядке, приведенном в приложении 16.
6. Инвентаризация имущества и обязательств
6.1. Инвентаризацию имущества и обязательств (в т. ч. числящихся на забалансовых счетах), а также финансовых результатов (в т. ч. расходов будущих периодов и резервов) проводит постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Порядок и график проведения инвентаризации приведены в приложении 10.
В отдельных случаях (при смене материально ответственных лиц, выявлении фактов хищения, стихийных бедствиях и т. д.) инвентаризацию может проводить специально созданная рабочая комиссия, состав которой утверждается отельным приказом руководителя.
Основание: статья 11 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, раздел VIII СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности".
7. Начисления и выплаты работникам Управления
7.1. Оплата труда государственных гражданских служащих, работников замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Республики Адыгея и работники подразделений Управления лесами Республики Адыгея регулируется Законом Республики Адыгея от 04.08.2005 г. N 352 "О государственной гражданской службе Республики Адыгея", Указом Президента Республики Адыгея от 19.01.2006 г. N 7 "О денежном содержании государственных гражданских служащих Республики Адыгея", Постановлением Кабинета Министров РА от 24.12.2007 г. N 206 "Об оплате труда работников государственных органов Республики Адыгея, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Республики Адыгея", Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 28.09.2009 г. N 191 "О введении новой системы оплаты труда работников подразделений Управления лесами Республики Адыгея".
7.2. Выплаты стимулирующего характера, премирование работников осуществляются в соответствии с разработанными и утверждёнными Управлением лесами Республики Адыгея положениями:
- Положение об оплате труда государственных гражданских служащих Управления лесами Республики Адыгея, утвержденное приказом Управления лесами Республики Адыгея от 11.01.2010 г. N 5;
- Положение об оплате труда работников Управления лесами Республики Адыгея, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Республики Адыгея, утверждённое приказом от 11.01.2010 г. N 5;
- Положение об оплате труда работников подразделений Управления лесами Республики Адыгея, утверждённое приказом Управления лесами Республики Адыгея от 01.12.2009 г. N 345.
7.3. Согласно статье 136 Трудового кодекса РФ заработная плата работникам выплачивается не реже, чем каждые полмесяца, в рублях.
В соответствии с Положение Банка России от 06.10.2020 N 735-П (ред. от 25.03.2021) "О ведении Банком России и кредитными организациями (филиалами) банковских счетов территориальных органов Федерального казначейства" и письмом Управления федерального казначейства по Республике Адыгея (Адыгея) от 09.06.2014 г. N 76-10-24 установлены сроки выплаты заработной платы:
Ежемесячно с 13-го по 15-е число - заработная плата (аванс) за первую половину месяца.
Ежемесячно с 29-го по 31-е число - заработная плата (окончательный расчет) за текущий месяц.
7.4. Выплата заработной платы за первую половину месяца производится в размере 40% от месячного фонда оплаты труда сотрудника и за фактически отработанное время.
8. Бухгалтерская (финансовая) отчетность
8.1. Бюджетная отчетность по администрированию федеральных доходов бюджета составляется на основании аналитического и синтетического учета по формам, в объеме и в сроки, установленные вышестоящей организацией и бюджетным законодательством (приказ Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н). Бюджетная отчетность представляется главному распорядителю бюджетных средств (Рослесхоз) в установленные им сроки по средствам программного продукта "1С: Предприятие 8.3 (Бухгалтерия государственного учреждения)" "1С: Свод отчетов" с одновременным предоставлением идентичных форм отчетности в систему "Электронный бюджет".
8.2. Бюджетная отчетность администраторам средств республиканского бюджета Республики Адыгея составляется на основании аналитического и синтетического учета по формам, в объеме и в сроки, установленные вышестоящей организацией (Министерством финансов Республики Адыгея) и бюджетным законодательством (приказ Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н).
Бюджетная отчетность представляется с использованием системы "Формирование консолидированной бюджетной и произвольной отчётности ("Свод-СМАРТ"),
Для подведомственной организации (Специализированного автономного учреждения Республики Адыгея "Адыгейская лесопожарная охрана") наделенного полномочиями юридического лица, устанавливаются следующие сроки представления отчетности главному бухгалтеру Управления:
- квартальные - до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
- годовой - до 1 февраля года, следующего за отчетным годом.
8.3. В целях составления отчета о движении денежных средств величина денежных средств определяется прямым методом и рассчитывается как разница между всеми денежными притоками учреждения от всех видов деятельности и их оттоками.
...
Основание: пункт 19 СГС "Отчет о движении денежных средств".
8.4. Показатель отчетности считается существенным и раскрывается отдельно, если его удельный вес в общей сумме составляет 5% и более от данных по соответствующей группе статей в балансе.
8.5. Бюджетная отчетность формируется и хранится в виде электронного документа в информационной системе "Электронный бюджет" по администрированию федеральных доходов и в системе "Свод-СМАРТ" по расходованию средств республиканского бюджета Республики Адыгея. Бумажная копия комплекта отчетности хранится у главного бухгалтера.
Основание: часть 7.1 статьи 13 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
9. Порядок передачи документов бухгалтерского учета при смене руководителя и главного бухгалтера
9.1. При смене руководителя или главного бухгалтера учреждения (далее - увольняемые лица) они обязаны в рамках передачи дел заместителю, новому должностному лицу, иному уполномоченному должностному лицу учреждения (далее - уполномоченное лицо) передать документы бухгалтерского учета, а также печати и штампы, хранящиеся в отделе бухгалтерского, учтёте и отчетности.
9.2. Передача бухгалтерских документов и печатей проводится на основании приказа руководителя учреждения, осуществляющего функции переданных полномочий.
9.3. Передача документов бухучета, печатей и штампов осуществляется при участии комиссии, создаваемой в учреждении. Прием-передача бухгалтерских документов оформляется актом приема-передачи бухгалтерских документов. К акту прилагается перечень передаваемых документов, их количество и тип.
Акт приема-передачи дел должен полностью отражать все существенные недостатки и нарушения в организации работы бухгалтерии.
Акт приема-передачи подписывается уполномоченным лицом, принимающим дела, и членами комиссии. При необходимости члены комиссии включают в акт свои рекомендации и предложения, которые возникли при приеме-передаче дел.
9.4. В комиссию, указанную в пункте 10.3. настоящего Порядка, включаются сотрудники учреждения в соответствии с приказом на передачу бухгалтерских документов.
9.5. Передаются следующие документы:
- учетная политика Управления со всеми приложениями;
- квартальные, годовые бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации;
- бухгалтерские регистры синтетического и аналитического учета: книги, оборотные ведомости, карточки, журналы операций; налоговые регистры;
- о задолженности Управления, в том числе по уплате налогов;
- о состоянии лицевых счетов Управления;
- по учету зарплаты и по персонифицированному учету;
- по кассе: кассовые книги, журналы, расходные и приходные кассовые ордера;
- акт о состоянии кассы, составленный на основании ревизии кассы и скрепленный подписью главного бухгалтера;
- об условиях хранения и учета наличных денежных средств;
- договоры с поставщиками и подрядчиками, контрагентами, аренды и т. д.;
- договоры с покупателями услуг и работ, подрядчиками и поставщиками;
- учредительные документы и свидетельства: постановка на учет, присвоение номеров, внесение записей в единый реестр, коды и т. п.;
- о недвижимом имуществе, транспортных средствах Управления: свидетельства о праве собственности, выписки из ЕГРП, паспорта транспортных средств и т. п.;
- об основных средствах, нематериальных активах и товарно-материальных ценностях;
- акты о результатах полной инвентаризации имущества и финансовых обязательств Управления с приложением инвентаризационных описей, акта проверки кассы учреждения;
- акты сверки расчетов, подтверждающие состояние дебиторской и кредиторской задолженности, перечень нереальных к взысканию сумм дебиторской задолженности с исчерпывающей характеристикой по каждой сумме;
- акты ревизий и проверок;
- материалы о недостачах и хищениях, переданных и не переданных в правоохранительные органы;
- бланки строгой отчетности;
- иная бухгалтерская документация, свидетельствующая о деятельности учреждения.
9.6. При подписании акта приема-передачи при наличии возражений по пунктам акта руководитель и (или) уполномоченное лицо излагают их в письменной форме в присутствии комиссии.
Члены комиссии, имеющие замечания по содержанию акта, подписывают его с отметкой "Замечания прилагаются". Текст замечаний излагается на отдельном листе, небольшие по объему замечания допускается фиксировать на самом акте.
9.7. Акт приема-передачи оформляется в последний рабочий день увольняемого лица в учреждении.
9.8. Акт приема-передачи дел составляется в трех экземплярах: 1-й экземпляр - руководителю учреждения, если увольняется главный бухгалтер, 2-й экземпляр - увольняемому лицу, 3-й экземпляр - уполномоченному лицу, которое принимало дела.
Начальник отдела бухгалтерского |
А.С. Похвала |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.