Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение N 2. Особенности организации и осуществления методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обеспечения законности и правопорядка, а также деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации

Приложение N 2
к приказу МВД России
от 19.09.2022 N 691

 

Особенности
организации и осуществления методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обеспечения законности и правопорядка, а также деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации

 

I. Особенности организации и осуществления методической деятельности в области подготовки кадров в интересах обеспечения законности и правопорядка

 

1. Методическая деятельность в области подготовки кадров в интересах обеспечения законности и правопорядка 1 является неотъемлемой частью деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении МВД России 2, и имеет целью повышение эффективности и качества проведения учебных занятий, совершенствование методики обучения, педагогического мастерства педагогических работников.

------------------------------

1 Далее - "методическая деятельность".

2 Далее - "организации, осуществляющие образовательную деятельность".

------------------------------

2. Методическая деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечивается Главным управлением по работе с личным составом МВД России с участием учебно-методических секций в области подготовки кадров в интересах обеспечения законности и правопорядка, создаваемых на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

3. Основными направлениями методической деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, являются:

3.1. Разработка образовательных программ, учебных и учебно-методических материалов.

3.2. Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс педагогических технологий и современных технических средств обучения.

3.3. Повышение профессионального мастерства педагогических работников.

3.4. Контроль качества подготовки и уровня профессионального мастерства педагогических работников.

4. Разработка образовательных программ, учебных и учебно-методических материалов осуществляется кафедрами (циклами) в соответствии с локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

5. К разработке образовательных программ, учебных и учебно-методических материалов могут привлекаться сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации 1, федеральные государственные гражданские служащие, работники подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, и органов (организаций), не входящих в систему МВД России.

------------------------------

1 Далее - "органы внутренних дел".

------------------------------

6. Разработка образовательных программ, учебных и учебно-методических материалов включает в себя формирование и актуализацию:

6.1. Содержания образовательных программ.

6.2. Перечня учебных и учебно-методических материалов по всем компонентам образовательной программы.

6.3. Методического инструментария по применению методик преподавания учебных дисциплин (модулей) с учетом уровня образования, вида и направленности (профиля) образовательной программы.

6.4. Рекомендаций по использованию учебных и учебно-методических материалов, включая электронные образовательные ресурсы, мультимедийные средства.

7. Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс педагогических технологий и современных технических средств обучения осуществляются кафедрами (циклами) организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и включают в себя:

7.1. Апробацию методик преподавания, в том числе их внедрение в учебно-воспитательный процесс, анализ результатов апробации, корректировку методических материалов с учетом полученных результатов.

7.2. Актуализацию требований к условиям преподавания и подходов к проведению различных форм учебных занятий.

7.3. Разработку методических требований к учебным и учебно-методическим пособиям, в том числе электронным.

7.4. Разработку методических рекомендаций по выбору методов обучения, применению образовательных технологий, включая дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.

7.5. Разработку критериев и показателей оценки качества обучения по отдельным компонентам образовательной программы.

7.6. Определение условий применения материально-технических средств, программного, методического обеспечения.

8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, создают условия для повышения профессионального мастерства педагогических работников.

9. Повышение профессионального мастерства педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется путем повышения квалификации (профессиональной переподготовки), а также в рамках реализации форм методической деятельности, указанных в пункте 11 настоящих Особенностей.

10. Контроль качества подготовки и уровня профессионального мастерства педагогических работников проводится в соответствии с локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

11. Основными формами методической деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, являются:

11.1. Заседание методического совета.

11.2. Научно-методическая конференция (совещание, семинар).

11.3. Учебно-методический сбор.

11.4. Показательное, открытое и пробное учебные занятия.

11.5. Взаимное посещение занятий.

11.6. Работа кабинета педагогического мастерства.

11.7. Работа школы педагогического мастерства.

11.8. Конкурс профессионального мастерства среди педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

12. Методический совет является постоянно действующим совещательным органом, координирующим деятельность организации, осуществляющей образовательную деятельность, по совершенствованию методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и внедрению педагогических технологий и современных технических средств обучения.

13. Основной формой работы методического совета является заседание, которое организуется и проводится в соответствии с локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

14. Состав методического совета и положение о нем утверждаются распорядительным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

15. Научно-методическая конференция (совещание, семинар) проводится по общим вопросам методики обучения, частным методикам преподавания учебных дисциплин (модулей), проблемам организации труда педагогических работников и обучающихся с целью обобщения положительного опыта педагогической деятельности и повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

16. По итогам научно-методических конференций (совещаний, семинаров) могут издаваться сборники материалов для практического внедрения в образовательную деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

17. Учебно-методический сбор проводится в организации, осуществляющей образовательную деятельность, ее филиалах не реже одного раза в учебный год с целью:

17.1. Обсуждения актуальных вопросов методического обеспечения образовательной деятельности.

17.2. Выработки единых подходов к учебной (преподавательской), методической работе, реализации в учебно-воспитательном процессе требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, практического опыта органов внутренних дел.

18. Показательное занятие проводится с целью демонстрации эффективной организации и методики проведения учебного занятия по конкретной теме учебной дисциплины (модуля), образовательной программе, порядка применения новых методических приемов и технических средств обучения.

19. Открытое занятие проводится с целью обмена опытом учебной (преподавательской) работы, а также оказания практической помощи педагогическим работникам организации, осуществляющей образовательную деятельность, по организации и методике проведения учебных занятий.

20. Пробное занятие проводится с целью определения подготовленности педагогического работника и допуска его к самостоятельному проведению учебных занятий, рассмотрения организации и методики проведения учебных занятий по новым темам (вопросам), определения целесообразности использования новых технологий и методов обучения.

21. Взаимное посещение занятий проводится с целью обмена опытом преподавания отдельных тем учебной дисциплины (модуля), образовательной программы.

22. Обсуждение результатов посещений показательных, открытых, пробных занятий и взаимных посещений занятий осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

23. Работа кабинета педагогического мастерства обеспечивает создание условий для повышения профессионального мастерства педагогических работников путем самостоятельного изучения и обобщения положительного опыта организации и реализации образовательной деятельности в соответствии с локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

24. Работа школы педагогического мастерства обеспечивает создание условий для непрерывного развития профессиональной компетентности педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала через систему образовательных и методических мероприятий, направленных на обобщение и распространение опыта организации и реализации образовательной деятельности в соответствии с локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

25. В рамках работы школы педагогического мастерства обеспечивается дополнительное профессиональное образование педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала организации, осуществляющей образовательную деятельность.

26. Конкурс профессионального мастерства среди педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, проводится с целью выявления положительного опыта и стимулирования труда педагогических работников в соответствии с локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

 

II. Особенности научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обеспечения законности и правопорядка

 

27. Научная (научно-исследовательская) деятельность в области подготовки кадров для органов внутренних дел 1 организуется и осуществляется с учетом базовых и приоритетных направлений развития науки, техники и технологий в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, о науке и государственной научно-технической политике, а также настоящими Особенностями.

------------------------------

1 Далее - "научная (научно-исследовательская) деятельность".

------------------------------

28. Целью научной (научно-исследовательской) деятельности является повышение эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел по выполнению задач и осуществлению возложенных полномочий на МВД России на основе результатов научно-исследовательских, опытно-технологических и опытно-конструкторских работ по направлениям научного обеспечения, приемки и внедрения научной и научно-технической продукции в практическую и образовательную деятельность.

29. Основными формами научной (научно-исследовательской) деятельности являются:

29.1. Выполнение научно-исследовательских работ, а также публикация результатов их проведения.

29.2. Подготовка статей, монографий, учебников, учебных пособий, лекций и иных научных, учебных и (или) учебно-методических материалов.

29.3. Научное редактирование и рецензирование научных и учебных изданий.

29.4. Организация и проведение научно-практических конференций, семинаров, совещаний, выставок и иных научно-представительских мероприятий.

29.5. Подготовка диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, ученой степени доктора наук 1.

------------------------------

1 Далее - "диссертация".

------------------------------

29.6. Участие в конкурсах на лучшие научно-исследовательские работы и научно-технические разработки.

29.7. Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях, выставках и иных научно-представительских мероприятиях.

29.8. Выполнение изобретательской, патентно-лицензионной и рационализаторской работы.

29.9. Создание автоматизированных баз данных, банков технологий, программного обеспечения в области информатизации.

29.10. Внедрение результатов научных исследований в учебно-воспитательный процесс.

29.11. Подготовка курсовых, выпускных квалификационных работ (проектов), а также иных работ, содержащих элементы исследования.

29.12. Выполнение заданий исследовательского характера в период прохождения практики.

29.13. Участие в работе секций и научных кружков, создаваемых на кафедрах.

29.14. Подготовка докладов, сообщений и тезисов для участия в научно-практических конференциях и семинарах.

29.15. Участие в выполнении научно-исследовательских работ, проводимых научно-педагогическими работниками организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

29.16. Участие в научных конкурсах и олимпиадах.

30. С целью организации и стимулирования научной (научно-исследовательской) работы обучающихся организация, осуществляющая образовательную деятельность:

30.1. Информирует о тематике и разрабатываемых направлениях научной (научно-исследовательской) деятельности.

30.2. Координирует деятельность научного общества курсантов, слушателей и адъюнктов 2.

------------------------------

2 Далее - "научное общество".

------------------------------

30.3. Проводит научные мероприятия различной направленности.

30.4. Не позднее 3 месяцев с даты начала освоения адъюнктом программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) назначает научного руководителя, утверждает индивидуальный план работы, включающий индивидуальный план научной деятельности и индивидуальный учебный план, а также тему диссертации в рамках программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и основных направлений научной (научно-исследовательской) деятельности в соответствии с локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность 1.

------------------------------

1Пункт 22 Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. N 2122 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 49, ст. 8308), действующим до 1 марта 2028 года.

------------------------------

30.5. Устанавливает порядок формирования и функционирования научного общества и утверждает его персональный состав.

31. Общее руководство научной работой обучающихся возлагается на заместителя начальника организации, осуществляющей образовательную деятельность, который является ответственным за организацию научной (научно-исследовательской) деятельности.

 

III. Особенности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность

 

32. Реализация основных и дополнительных образовательных программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, осуществляется в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности.

33. Федеральная государственная образовательная организация высшего образования, находящаяся в ведении МВД России, может реализовывать основные профессиональные образовательные программы - образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), дополнительные образовательные программы, программы профессионального обучения 2.

------------------------------

2Пункт 4 части 4 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598). Далее - "Закон об образовании".

------------------------------

34. Федеральная государственная организация дополнительного профессионального образования, находящаяся в ведении МВД России, может реализовывать программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), дополнительные образовательные программы, программы профессионального обучения 3.

------------------------------

3Пункт 6 части 4 статьи 23 Закона об образовании.

------------------------------

35. Федеральная государственная научная организация, находящаяся в ведении МВД России, может реализовывать программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) 4.

------------------------------

4Пункт 1 1 статьи 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4137; 2013, N 27, ст. 3477; 2021, N 1, ст. 56).

------------------------------

36. Территориальный орган МВД России на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, в структуре которого имеется образовательное подразделение, может реализовывать программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки, программы повышения квалификации.

37. Государственные судебно-экспертные учреждения могут реализовывать дополнительные профессиональные программы подготовки экспертов экспертно-криминалистических подразделений.

38. Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут реализовывать дополнительные профессиональные программы.

39. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, указанные в пунктах 33 и 34 настоящих Особенностей, которые реализуют программы подготовки специалистов-кинологов, осуществляют профессиональное обучение специалистов-кинологов для работы со служебными собаками.

40. Личный состав организаций, осуществляющих образовательную деятельность, подразделяется на постоянный и переменный состав.

41. К постоянному составу относятся сотрудники из числа рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральные государственные гражданские служащие и работники, замещающие должности согласно штатному расписанию.

42. К переменному составу относятся: курсанты, слушатели, в том числе иностранные слушатели, адъюнкты, в том числе иностранные адъюнкты, докторанты.

43. Участие обучающихся очной формы обучения, получивших свидетельство о должности служащего "Полицейский", в мероприятиях по обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка и выполнение ими других обязанностей, возложенных на органы внутренних дел, являются частью их подготовки, предусмотренной в образовательных программах 1.

------------------------------

1Часть 3 статьи 76 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020; 2013, N 27, ст. 3477).