Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России (далее - Департамент) направляет для использования в работе методические рекомендации по реализации типовой модели инклюзивных профориентационных смен, разработанные ФГБОУ ДПО "Институт развития профессионального образования" в рамках исполнения пункта 1.4.5 Межведомственного комплексного плана мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой 21 декабря 2021 г. за N 14000п-П8.
Департамент также просит довести указанные методические рекомендации до сведения руководителей организаций отдыха детей и их оздоровления.
Заместитель директора |
Н.С. Кочеткова |
Методические рекомендации
по реализации типовой модели инклюзивных профориентационных смен*
1. Общая информация
Методические рекомендации по реализации типовой модели инклюзивных профориентационных смен (далее - Методические рекомендации) разработаны Федеральным методическим центром по инклюзивному образованию (далее - ФМЦИО), действующим на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития профессионального образования" (далее - Институт) во исполнение плана мероприятий федерального проекта "Молодые профессионалы" (повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование", государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", комплекса процессных мероприятий "Содействие развитию среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования" и выполнения работы по организации общественно значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики Института.
Ключевой основой для разработки типовой модели инклюзивных профориентационных смен стали опыт развития движения "Абилимпикс" в Российской Федерации.
Абилимпикс (англ. Abilympics) "Олимпиада возможностей" (англ. "Olympics of Abilities" - это международное некоммерческое движение, зародившееся в Японии и развивающееся в мире с 1971 года (далее - Движение). Основными целями движения являются повышение стремления людей с инвалидностью к профессиональной независимости и улучшение их профессиональных навыков; поднятие на новый уровень общественного восприятия профессиональных возможностей людей с инвалидностью и их участия в социально-экономической жизни.
Инициатором Движения и впоследствии основателем Международной Федерации Абилимпикс (далее - МФА) является Японская организация по вопросам занятости пожилых людей, инвалидов и ищущих работу (JEED). Сейчас членами МФА являются 79 организаций из 53 стран/регионов.
Россия присоединилась к Движению в 2015 году, но уже 7 декабря 2014 г. состоялся презентационный чемпионат "Абилимпикс", в котором приняли участие 72 участника по 18 соревновательным компетенциям. С 2015 года Национальные чемпионаты по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" (далее - Национальные чемпионаты) проводятся ежегодно.
Основная цель чемпионатов "Абилимпикс" в России - обеспечение эффективной профессиональной ориентации и мотивации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) к получению профессионального образования, социокультурной инклюзии в обществе и содействие их успешному трудоустройству.
В 2017 году конкурсы "Абилимпикс" стали частью платформы "Россия - страна возможностей". В соответствии с поручением Президента России В.В. Путина обязательство о ежегодном проведении чемпионатов "Абилимпикс" в Российской Федерации утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. N 312-р.
В 2015 году Национальный чемпионат "Абилимпикс" проводился по 30 соревновательным компетенциям, в 2016-м - по 48, в 2017-м - по 67, в 2018-м - по 57 соревновательным компетенциям, в 2019-м - по 62 компетенциям, в 2020-м - по 77 компетенциям, в 2021-м - по 79 компетенциям. В Национальных чемпионатах "Абилимпикс" соревнуются участники из всех субъектов Российской Федерации.
За шесть лет в России проведено 498 региональных чемпионатов "Абилимпикс", в которых приняли участие более 52 тысяч конкурсантов, в том числе в категории "школьники", "студенты" и "специалисты" в возрасте от 14 лет из 85 субъектов Российской Федерации. В шести финалах Национальных чемпионатов "Абилимпикс" приняли участие 6 136 человек.
Ежегодно растет общее количество компетенций, по которым проводятся региональные чемпионаты "Абилимпикс". Если в 2015 году соревнования проводились по 30 компетенциям, то в 2021 году соревнования проводились уже по 145 компетенциям, что в пять раз больше по сравнению с 2015 годом. Это наиболее востребованные профессии в субъектах Российской Федерации для обучающихся с инвалидностью или ОВЗ.
По поручению заместителя председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой проведение чемпионатов "Абилимпикс" включено в национальный проект "Образование" и в федеральный проект "Молодые профессионалы" (повышение конкурентоспособности профессионального образования).
Таким образом, рекомендуемая модель инклюзивной площадки движения "Абилимпикс" в рамках инклюзивных профориентационных смен является инструментом развития предпрофессиональных навыков детей с инвалидностью и ОВЗ разных нозологических групп через многоплановое взаимодействие обучающихся и взрослых. Создание целостной, эффективно действующей системы предпрофессиональной подготовки обеспечивает оптимальные условия для развития, самореализации и профессионального самоопределения каждого ребенка.
Методические рекомендации направлены на определение назначения, механизма, функций и особенностей взаимодействия участников реализации типовой модели инклюзивной площадки движения "Абилимпикс" в рамках инклюзивных смен на базе детских центров (далее - Типовая модель).
Настоящие Методические рекомендации предназначены для административно-управленческих кадров, педагогических работников, специалистов в области инклюзивного образования и вспомогательного персонала детских центров, организаций отдыха детей и их оздоровления, образовательных организаций с целью обеспечения комплексного сопровождения работы инклюзивных профориентационных смен через конструирование совместной деятельности субъектов воспитательно-образовательных отношений и с учетом использования возможностей этих учреждений.
Методические рекомендации разработаны на основании следующих нормативно-правовых актов и документов:
1) Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
2) Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
3) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
4) постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
5) паспорт национального проекта "Образование" (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16);
6) постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда";
7) Межведомственный комплексный план мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц (утвержден Правительством Российской Федерации 21.12.2021 за N 14000п-П8);
8) Концепция развития движения "Абилимпикс" в Российской Федерации на 2021-2030 годы (утверждена Организационным комитетом Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс", протокол от 18 августа 2021 г. N АБ-9/05пр).
2. Основные понятия и сокращения
"Абилимпикс" - международное движение, основной задачей которого является проведение конкурсов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Национальный центр "Абилимпикс" - постоянно действующая структура, осуществляющая научно-методическое и организационное сопровождение проведения чемпионатов "Абилимпикс" в Российской Федерации - региональных чемпионатов в субъектах Российской Федерации, Национального чемпионата "Абилимпикс", международного чемпионата "Абилимпикс" в Российской Федерации и участия национальной сборной в международных соревнованиях "Абилимпикс". Национальный центр "Абилимпикс" является координатором развития движения "Абилимпикс".
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Организации отдыха детей и их оздоровления - организации (независимо от их организационно-правовых форм) сезонного или круглогодичного действия, стационарного и (или) нестационарного типа, с круглосуточным или дневным пребыванием, оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей (организации отдыха детей и их оздоровления сезонного или круглогодичного действия, лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время [с круглосуточным или дневным пребыванием], детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные [профильные] лагеря, детские лагеря различной тематической направленности).
Отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.
Социальная адаптация ребенка - процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы.
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Социальная реабилитация ребенка - мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.
Социальные службы для детей - организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста).
Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
3. Нормативно-правовые и методические основы реализации типовой модели инклюзивной площадки движения "Абилимпикс" в рамках инклюзивных смен
Типовая модель инклюзивной площадки движения "Абилимпикс" (далее - Типовая модель) в рамках инклюзивных смен разработана ФМЦИО с целью формирования организационно-методической основы для внедрения в субъектах Российской Федерации и последующего развития механизмов ранней профориентации и получения предпрофессиональных навыков детьми с инвалидностью и ОВЗ.
Нормативно-правовые основания такой деятельности в Российской Федерации обеспечиваются рядом следующих документов:
1) Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
2) Федеральный закон от 03.05.2012 N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов";
3) Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
4) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
5) постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
6) постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда";
7) паспорт национального проекта "Образование" (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16);
8) распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р "Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года";
9) Концепция развития движения "Абилимпикс" в Российской Федерации на 2021-2030 годы (утверждена Организационным комитетом Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс", протокол от 18 августа 2021 г. N АБ-9/05пр);
10) Межведомственный комплексный план мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц (утвержден Правительством РФ 21.12.2021 за N 14000п-П8);
11) письмо Минпросвещения России от 09.11.2021 N 06-1600 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с Методическими рекомендациями по проведению в организациях отдыха детей и их оздоровления инклюзивных смен для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, утвержденными Минпросвещения России 08.11.2021 за N АБ-45/06вн);
12) приказ Минтруда России от 19.11.2013 N 685н "Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности";
13) ГОСТ Р 56645.2-2015. Национальный стандарт Российской Федерации "Системы дизайн-менеджмента. Руководство по управлению инклюзивным дизайном" (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 октября 2015 г. N 1574-ст);
14) ГОСТ 34428-2018. Межгосударственный стандарт "Системы эвакуационные фотолюминесцентные. Общие технические условия" (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 ноября 2021 г. N 1503-ст);
15) ГОСТ Р 52875-2018. Национальный стандарт Российской Федерации "Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования" (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 22.11.2018 N 1029-ст);
16) ГОСТ Р 59431-2021. Национальный стандарт Российской Федерации "Система радиоинформирования и звукового ориентирования для инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения. Технические требования. Методы испытаний" (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 20.04.2021 N 226-ст);
17) ГОСТ Р 59601-2021. Национальный стандарт Российской Федерации "Тактильные мнемосхемы и указатели. Разработка, производство, условия применения" (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 июля 2021 г. N 662-ст);
18) ГОСТ Р 59432-2021. Национальный стандарт Российской Федерации "Дороги автомобильные общего пользования. Доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения" (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 апреля 2021 г. N 227-ст);
19) ГОСТ Р 59459-2021. Национальный стандарт Российской Федерации "Качество воды. Системы водоснабжения наружные. Требования к графическому отображению основных структурных элементов и технологических связей между ними" (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 27.04.2021 N 283-ст);
20) постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
21) МР 2.4.0242-21 "2.4. Гигиена детей и подростков. Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. Методические рекомендации" (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 17.05.2021) (вместе с Рекомендуемой номенклатурой, объемом и периодичностью проведения лабораторных и инструментальных исследований в организациях воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи);
22) постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Для комплексного методического сопровождения работы инклюзивных профориентационных смен разработанная Типовая модель включает типовые обучающие задания по компетенциям профессионального конкурса "Абилимпикс" (ТОЗ).
В качестве типовых предложены ТОЗ по следующим профессиям:
- Бухгалтер;
- Маляр/Штукатур;
- Медицинская сестра;
- Парикмахер;
- Повар/Кондитер;
- Программист;
- Рабочий зеленого хозяйства;
- Слесарь по ремонту автомобилей;
- Столяр;
- Швея.
Методическое сопровождение работы инклюзивных профориентационных смен осуществляется на основании следующих документов:
1) Типовая модель работы инклюзивной площадки движения "Абилимпикс" в рамках инклюзивных смен на базе детских центров/Грибанов И.Н. [и др.]. М.: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2022.
2) Типовое обучающее задание по компетенции "Бухгалтер" (для обучающихся с нарушением слуха)/сост.: Баутин Д.А., Грабчук К.М., Грибанов И.Н., Грищенко В.В., Макеева Д.Р. [и др.]. М.: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2022.
3) Типовое обучающее задание по компетенции "Маляр"/"Штукатур" (для обучающихся с нарушением интеллектуального развития)/сост.: Баутин Д.А., Грабчук К.М., Грибанов И.Н., Грищенко В.В., Макеева Д.Р. [и др.]. М.: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2022.
4) Типовое обучающее задание по компетенции "Медицинская сестра" для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (нарушение нижних конечностей)/сост.: Баутин Д.А., Грабчук К.М., Грибанов И.Н., Грищенко В.В., Макеева Д.Р. [и др.]. М.: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2022.
5) Типовое обучающее задание по компетенции "Парикмахер" (для обучающихся с нарушением слуха)/сост.: Баутин Д.А., Грабчук К.М., Грибанов И.Н., Грищенко В.В., Макеева Д.Р. [и др.]. М.: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2022.
6) Типовое обучающее задание по компетенции "Повар"/"Кондитер" (для обучающихся с нарушением слуха)/сост.: Баутин Д.А., Грабчук К.М., Грибанов И.Н., Грищенко В.В., Макеева Д.Р. [и др.]. М.: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2022.
7) Типовое обучающее задание по компетенции "Программист" (для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата)/сост.: Баутин Д.А., Грабчук К.М., Грибанов И.Н., Грищенко В.В., Макеева Д.Р. [и др.]. М.: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2022.
8) Типовое обучающее задание по компетенции "Рабочий зеленого хозяйства" (для обучающихся с нарушением зрения)/сост.: Баутин Д.А., Грабчук К.М., Грибанов И.Н., Грищенко В.В., Макеева Д.Р. [и др.]. М.: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2022.
9) Типовое обучающее задание по компетенции "Слесарь по ремонту автомобилей" (для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (нарушение нижних конечностей)/сост.: Баутин Д.А., Грабчук К.М., Грибанов И.Н., Грищенко В.В., Макеева Д.Р. [и др.]. М.: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2022.
10) Типовое обучающее задание по компетенции "Столяр" (для обучающихся с нарушением слуха)/сост.: Баутин Д.А., Грабчук К.М., Грибанов И.Н., Грищенко В.В., Макеева Д.Р. [и др.]. М.: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2022.
11) Типовое обучающее задание по компетенции "Швея" (для обучающихся с нарушением слуха)/сост.: Баутин Д.А., Грабчук К.М., Грибанов И.Н., Грищенко В.В., Макеева Д.Р. [и др.]. М.: ФГБОУ ДДО# ИРПО, 2022.
4. Механизм и этапы реализации типовой модели инклюзивной площадки движения "Абилимпикс"
Механизм реализации Типовой модели основывается на единстве инфраструктурного, кадрового и содержательного компонентов.
1. Инфраструктурный компонент.
Для эффективной реализации Типовой модели формируется инфраструктура, которая должна быть сообразна содержанию, решаемым педагогическим задачам, планируемым результатам, квалификации педагогических кадров.
Детским центрам и организациям отдыха детей и их оздоровления, реализующим Типовую модель (далее - Организация), рекомендуется организовывать социальную инфраструктуру для детей, отвечающую требованиям СанПиН и ГОСТ, указанных в п. 3 настоящих Методических рекомендаций. Данная инфраструктура может использоваться в представленных модульных решениях Типовой модели в ходе реализации задач по организации и дальнейшему развитию инклюзивных смен в рамках имеющихся полномочий и компетенций, а также в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению в организациях отдыха детей и их оздоровления инклюзивных смен для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов", утвержденными Минпросвещения России 08.11.2021 за N АБ-45/06вн.
Использование (создание) инфраструктурных ресурсов Организации должно соответствовать следующим принципам:
а) инфраструктурные ресурсы Организации создаются (используются) исходя из программного подхода к реализации Типовой модели;
б) инфраструктурные ресурсы обеспечивают реализацию Типовой модели с учетом использования современных технологий, новых форм и методов профориентации, обучения и воспитания;
в) инфраструктурные ресурсы обеспечивают реализацию Типовой модели с учетом доступности для всех обучающихся с инвалидностью и ОВЗ на территории субъекта Российской Федерации.
При внедрении Типовой модели проводится инвентаризация существующих инфраструктурных и материально-технических ресурсов Организации для определения их соответствия приоритетным направлениям профориентационной работы в субъекте Российской Федерации.
Создание и развитие новых инфраструктурных и материально-технических ресурсов для реализации Типовой модели проводятся с учетом соответствия приоритетам, определяемым на основе документов стратегического планирования федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и уровня муниципальных образований.
Создание и развитие новых инфраструктурных ресурсов служат для увеличения количества эффективных инклюзивных профориентационных площадок движения "Абилимпикс" и расширения спектра организаций, реализующих Типовую модель.
2. Кадровый компонент.
Кадровое обеспечение реализации Типовой модели направлено на решение следующих задач:
а) реализация инклюзивных профориентационных смен по перспективным направлениям профессионального самоопределения и трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ;
б) разработка вариативных модулей Типовой программы, в том числе в соответствии с региональным запросом, и обеспечение возможности непрерывного повышения квалификации педагогических работников Организаций, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования и участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками;
в) вовлечение в реализацию Типовой программы широкого спектра специалистов для обеспечения ее содержательных условий и популяризации движения "Абилимпикс";
г) вовлечение социальных служб для детей, представителей общественно-деловых объединений и работодателей.
3. Содержательный компонент.
Представленная Типовая модель может реализовываться в нескольких вариантах, включающих разные формы организации инклюзивного пространства в зависимости от решаемых задач и возможностей Организации. Независимо от варианта реализации Типовой модели и в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению в организациях отдыха детей и их оздоровления инклюзивных смен для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, утвержденными Минпросвещения России 08.11.2021 за N АБ-45/06вн, в Типовой модели определены инвариантные и вариативные условия, которые включают в себя следующие направления:
- психолого-педагогические условия;
- организационные условия;
- научно-методические условия;
- кадровые условия;
- консультационные условия;
- проектные условия;
- информационные условия;
- описание логики (внедрения) и функционирования модели;
- этапы организации (внедрения) и функционирования модели;
- консультационно-методическое обеспечение организации и сопровождения модели;
- описание программных модулей и типовых обучающих заданий;
- рекомендации к вариативному модулю;
- психолого-педагогическое обеспечение организации и сопровождения модели;
- методическое обеспечение модели;
- схема взаимодействия субъектов реализации модели;
- основные индикаторы и показатели модели;
- дорожная карта Типовой модели.
Необходимыми условиями реализации Типовой модели являются использование современных технологий, ориентация на применение новых форм и методов обучения для сопровождения профессионального самоопределения и развития предпрофессиональных навыков у детей с инвалидностью и ОВЗ. Реализация Типовой модели осуществляется в соответствии с примерной "дорожной картой". Ожидаемые результаты внедрения определяются через основные индикаторы и показатели Типовой модели.
Механизм реализации Типовой модели рекомендуется осуществлять в соответствии со следующими этапами.
1. Определение ресурсов Организации.
Ресурсы - это потенциал Организации, включающий финансовые, кадровые, методические и другие составляющие, необходимые для достижения цели.
Значение ресурсов заключается, во-первых, в стратегической постановке цели, во-вторых - в возможностях Организации разработать оптимальную стратегию для достижения поставленной цели, в-третьих - в принципиально возможном воздействии на внешнюю среду, в определении характера взаимодействия с социумом.
2. Определение целевой аудитории.
Целевые аудитории могут быть разделены на две большие группы - внешние и внутренние по отношению к Организации.
К внешней целевой аудитории относят детей с инвалидностью и ОВЗ, их родителей (законных представителей), специалистов, сопровождающих семьи с детьми с инвалидностью и ОВЗ, государственные органы управления, партнеров, средства массовой информации.
К внутренней целевой аудитории относятся дети - участники смены, сотрудники, администрация Организации.
3. Определение модели реализации.
В Типовой модели рекомендуются несколько вариантов реализации, которые различаются формами организации инклюзивного пространства (п. 1.4 Описание логики [внедрения] и функционирования модели в рамках смены).
4. Определение перечня профессий.
В качестве рекомендованных могут быть использованы профессии, указанные в п. 3 настоящих Методических рекомендаций.
5. Разработка "Дорожной карты" реализации модели.
"Дорожная карта" может быть разработана на основе п. 1.9 Типовой модели.
6. Изменение внутренней распорядительной документации Организации.
На данном этапе разрабатываются и актуализируются локальные нормативно-правовые акты и методические документы для реализации модели.
7. Наполнение инфраструктуры Организации.
По результатам 1-5-го этапов при необходимости рекомендуется произвести дооборудование Организации необходимым техническим оснащением (приложение 2. Типовой модели) и доукомплектование штата сотрудников (п. 1.3 Типовой модели), а также повышение квалификации специалистов, задействованных в реализации модели.
8. Определение источника финансирования.
Источниками финансирования модели могут являться средства из бюджетов разного уровня (федерального, субъекта Российской Федерации, местного), а также другие источники (внебюджетные средства; средства родителей [законных представителей]; добровольные пожертвования других физических и юридических лиц; иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации).
5. Функции и особенности взаимодействия участников реализации типовой модели инклюзивной площадки движения "Абилимпикс" в рамках инклюзивных смен на базе детских центров
В реализации модели инклюзивной площадки движения "Абилимпикс" в рамках инклюзивных смен (далее - Модель) участвуют федеральные и региональные органы исполнительной власти, Национальный центр "Абилимпикс", Организации, дети с инвалидностью и ОВЗ, их родители (законные представители) и иные заинтересованные лица.
На федеральном и региональном уровнях органами исполнительной власти могут быть определены квоты для проведения инклюзивных профориентационных смен.
Национальный центр "Абилимпикс" оказывает содействие Организациям в осуществлении взаимодействия с работодателями, тематическими партнерами по компетенциям конкурсов профессионального мастерства "Абилимпикс", осуществляет статистический контроль реализации моделей инклюзивных площадок движения "Абилимпикс" в рамках инклюзивных смен на территории Российской Федерации.
Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает Модель. В Модель Организация может вносить изменения и дополнения в соответствии с рекомендациями Типовой модели и региональными запросами. ТОЗ могут обновляться и дорабатываться ежегодно с учетом современных подходов и технологий, новых форм и методов сопровождения профессионального самоопределения и развития предпрофессиональных навыков у детей с инвалидностью и ОВЗ. Организация согласовывает Модель с Национальным центром "Абилимпикс" и утверждает в установленном локальным актом Организации порядке.
Дети с инвалидностью и ОВЗ в ходе смены имеют возможность выбрать интересующие их профессии, проявить себя, использовать свои силы в доступных видах деятельности, принять решение об участии в конкурсе профессионального мастерства "Абилимпикс".
Родители (законные представители) детей с инвалидностью и ОВЗ получают информацию об инклюзивной смене, условиях ее реализации, о созданных в организации условиях доступности объектов инфраструктуры и получают пакет документов для подготовки ребенка к смене.
Иные заинтересованные лица вправе участвовать в реализации Модели в формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
______________________________
* Разработаны Федеральным методическим центром по инклюзивному образованию ФГБОУ ДПО "Институт развития профессионального образования" (коллектив авторов: Макеева Д.Р., Грибанов И.Н., Оборотова С.A.). ISBN 978-5-6048312-6-7.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения РФ от 17 октября 2022 г. N 06-1462 "О направлении информации"
Опубликование:
журнал "Администратор образования", ноябрь 2022 г. N 21