Пояснительная записка
Примерная рабочая программа воспитания в образовательной организации высшего образования представляет собой ценностно-нормативную, методологическую, методическую и технологическую основу организации воспитательной деятельности в современной образовательной организации высшего образования.
Областью применения Примерной рабочей программы воспитания (далее - Программа) в образовательной организации высшего образования (далее - ООВО) является образовательное и социокультурное пространство, образовательная и воспитывающая среды в их единстве и взаимосвязи.
Программа ориентирована на организацию воспитательной деятельности субъектов образовательного и воспитательного процессов.
Воспитание в образовательной деятельности ООВО должно носить системный, плановый и непрерывный характер. Основным средством осуществления такой деятельности является воспитательная система и соответствующая ей Рабочая программа воспитания и План воспитательной работы.
Каждая ООВО выстраивает свою воспитательную систему в соответствии со спецификой профессиональной подготовки в образовательной организации. При этом следует исходить из следующих положений.
Воспитательная работа - это деятельность, направленная на организацию воспитывающей среды и управление разными видами деятельности воспитанников с целью создания условий для их приобщения к социокультурным и духовно-нравственным ценностям народов Российской Федерации, полноценного развития, саморазвития и самореализации личности при активном участии самих обучающихся.
Программа призвана оказать содействие и помощь субъектам образовательных отношений в разработке структуры и содержания Рабочей программы воспитания и Плана воспитательной работы образовательной организации высшего образования.
Примерная рабочая программа воспитания в ООВО разработана в соответствии с нормами и положениями:
- Конституции Российской Федерации;
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся";
- Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)" N 15-ФЗ от 5 февраля 2018 г.;
- Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" (с изменениями от 6 марта 2018 г.);
- Указа Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
- Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики";
- Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг.";
- Распоряжения Правительства от 29 ноября 2014 г. N 2403-р "Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
- Распоряжения Правительства от 29 мая 2015 г. N 996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2765-р "Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы";
- Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
- Плана мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р;
- Посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации;
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2014 г. N ВК-262/09 и N ВК-264/09 "О методических рекомендациях о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях".
- Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 14 августа 2020 г. N 831 "Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату предоставления информации".
Примерная рабочая программа воспитания в ООВО разрабатывается в традициях отечественной педагогики и образовательной практики и базируется на принципе преемственности и согласованности с целями и содержанием Программ воспитания в системе общего образования и СПО.
Программа воспитания является частью ОПОП, разрабатываемой и реализуемой в соответствии с действующим ФГОС.
Во исполнение положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" ООВО необходимо иметь:
- Рабочую программу воспитания в образовательной организации высшего образования (определяет комплекс основных характеристик осуществляемой в образовательной организации воспитательной деятельности);
- Рабочие программы воспитания как часть основных образовательных программ, реализуемых образовательной организацией высшего образования (разрабатывается на период реализации образовательной программы и определяет комплекс ключевых характеристик системы воспитательной работы образовательной организации высшего образования (принципы, методологические подходы, цель, задачи, направления, формы, средства и методы воспитания, планируемые результаты и др.));
- Календарный план воспитательной работы образовательной организации высшего образования, конкретизирующий перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся образовательной организацией и (или) в которых субъекты воспитательного процесса принимают участие.
Разъяснения к разработке структуры и содержания Примерной рабочей программы воспитания и Календарного плана воспитательной работы, условий реализации, системы управления и мониторинга качества организации воспитательной деятельности в ООВО представлены в Методических рекомендациях.
1. Общие положения
1.1. Концептуально-ценностные основания и принципы организации воспитательного процесса в образовательной организации высшего образования
Активная роль ценностей обучающихся ООВО проявляется в их мировоззрении через систему ценностно-смысловых ориентиров и установок, принципов и идеалов, взглядов и убеждений, отношений и критериев оценки окружающего мира, что в совокупности образует нормативно-регулятивный механизм их жизнедеятельности и профессиональной деятельности.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации* определены следующие традиционные духовно-нравственные ценности:
- приоритет духовного над материальным;
- защита человеческой жизни, прав и свобод человека;
- семья, созидательный труд, служение Отечеству;
- нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм;
- историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.
Принципы организации воспитательного процесса в ООВО:
- системности и целостности, учета единства и взаимодействия составных частей воспитательной системы ООВО;
- природосообразности, приоритета ценности здоровья участников образовательных отношений, социально-психологической поддержки личности и обеспечения благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
- культуросообразности образовательной среды, ценностно-смыслового наполнения содержания воспитательной системы и организационной культуры ООВО, гуманизации воспитательного процесса;
- субъект-субъектного взаимодействия;
- приоритета инициативности, самостоятельности, самореализации обучающихся в учебной и внеучебной деятельности, социального партнерства в совместной деятельности участников образовательного и воспитательного процессов;
- соуправления как сочетания административного управления и студенческого самоуправления, самостоятельности выбора вариантов направлений воспитательной деятельности;
- информированности, полноты информации, информационного обмена, учета единства и взаимодействия прямой и обратной связи.
1.2. Методологические подходы к организации воспитательной деятельности в образовательной организации высшего образования
В основу Примерной рабочей программы воспитания положен комплекс методологических подходов, включающий: аксиологический (ценностно ориентированный), системный, системно-деятельностный, культурологический, проблемно-функциональный, научно-исследовательский, проектный, ресурсный, здоровьесберегающий и информационный подходы.
1.3. Цель и задачи воспитательной работы в образовательной организации высшего образования
Цель воспитательной работы - создание условий для активной жизнедеятельности обучающихся, их гражданского самоопределения, профессионального становления и индивидуально-личностной самореализации в созидательной деятельности для удовлетворения потребностей в нравственном, культурном, интеллектуальном, социальном и профессиональном развитии.
Задачи воспитательной работы в ООВО:
- развитие мировоззрения и актуализация системы базовых ценностей личности;
- приобщение студенчества к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и академическим традициям;
- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности;
- воспитание положительного отношения к труду, воспитание социально значимой целеустремленности и ответственности в деловых отношениях;
- обеспечение развития личности и ее социально-психологической поддержки, формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;
- выявление и поддержка талантливой# обучающихся, формирование организаторских навыков, творческого потенциала, вовлечение обучающихся в процессы саморазвития и самореализации;
- формирование культуры и этики профессионального общения;
- воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде;
- повышение уровня культуры безопасного поведения;
- развитие личностных качеств и установок, социальных навыков и управленческих способностей.
2. Содержание и условия реализации воспитательной работы в образовательной организации высшего образования
2.1. Воспитывающая (воспитательная) среда образовательной организации высшего образования
Воспитывающая (воспитательная) среда - это среда созидательной деятельности, общения, разнообразных событий, возникающих в них отношений, демонстрации достижений.
Среда ООВО рассматривается как территориально и событийно ограниченная совокупность влияний и условий формирования личности, выступает фактором внутреннего и внешнего психосоциального и социокультурного развития личности.
2.2. Примерные направления воспитательной деятельности и воспитательной работы
Примерными направлениями воспитательной деятельности в ООВО может выступать деятельность, направленная:
- на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся;
- на формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности;
- на формирование у обучающихся чувства уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества;
- на формирование у обучающихся уважения к человеку труда и старшему поколению;
- на формирование у обучающихся уважения к закону и правопорядку;
- на формирование у обучающихся бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации;
- на формирование у обучающихся правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
- на формирование у обучающихся бережного отношения к природе и окружающей среде;
- на профилактику деструктивного поведения обучающихся.
Примерными направлениями воспитательной работы могут выступать: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, культурно-творческое, научно-образовательное, профессионально-трудовое, экологическое, физическое.
2.3. Виды деятельности обучающихся в воспитательной системе образовательной организации высшего образования
Видами деятельности обучающихся в воспитательной системе в ООВО могут выступать:
- проектная деятельность как коллективное творческое дело;
- добровольческая (волонтерская) деятельность;
- учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность;
- студенческое международное сотрудничество;
- деятельность и виды студенческих объединений;
- досуговая, творческая и социально-культурная деятельность по организации и проведению значимых событий и мероприятий;
- вовлечение студентов в профориентацию, день открытых дверей ООВО, университетские субботы;
- вовлечение студентов в предпринимательскую деятельность;
- другие виды деятельности обучающихся.
2.4. Формы и методы воспитательной работы в образовательной организации высшего образования
Под формами организации воспитательной работы понимаются различные варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания в ООВО.
Методы воспитания - способы влияния преподавателя/организатора воспитательной деятельности на сознание, волю и поведение обучающихся ООВО с целью формирования у них устойчивых убеждений и определенных норм поведения (через разъяснение, убеждение, пример, совет, требование, общественное мнение, поручение, задание, упражнение, соревнование, одобрение, контроль, самоконтроль и др.).
2.5. Ресурсное обеспечение реализации рабочей программы воспитания в образовательной организации высшего образования
Ресурсное обеспечение реализации рабочей программы воспитания в ООВО включает следующие его виды:
- нормативно-правовое обеспечение;
- кадровое обеспечение;
- финансовое обеспечение;
- информационное обеспечение;
- научно-методическое и учебно-методическое обеспечение;
- материально-техническое обеспечение.
2.6. Инфраструктура образовательной организации высшего образования, обеспечивающая реализацию рабочей программы воспитания
Инфраструктура ООВО, обеспечивающая реализацию рабочей программы воспитания, может включать в себя: здания и сооружения, зоны отдыха и др.; образовательное пространство, рабочее пространство и связанные с ним средства труда и оборудования; службы обеспечения; иное.
2.7. Социокультурное пространство. Сетевое взаимодействие с организациями, социальными институтами и субъектами воспитания
Социокультурное пространство - это не только географическое, но и освоенное обществом пространство распространения определенного ареала культуры. Важно использовать в воспитании обучающихся социокультурное пространство населенного пункта, в котором расположена ООВО и ее филиалы. Качество социокультурного пространства определяет уровень включенности обучающихся ООВО в активные общественные связи.
К воспитательной деятельности целесообразно привлекать социальных партнеров. Перечень примерных социальных партнеров отражен в Методических рекомендациях.
3. Управление системой воспитательной работы в образовательной организации высшего образования
3.1. Воспитательная система и управление системой воспитательной работы в образовательной организации высшего образования
Воспитательная система ООВО представляет собой целостный комплекс воспитательных целей и задач, кадровых ресурсов, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности, и отношений, возникающих между участниками воспитательного процесса.
Функциями управления системой воспитательной работы в ООВО выступают: анализ, планирование, организация, контроль и регулирование.
3.2. Студенческое самоуправление (соуправление) в образовательной организации высшего образования
Студенческое самоуправление - это социальный институт, осуществляющий управленческую деятельность, в ходе которой обучающиеся ООВО принимают активное участие в подготовке, принятии и реализации решений, относящихся к жизни образовательной организации высшего образования и их социально значимой деятельности.
Цель студенческого самоуправления: создание условий для проявления способностей и талантов обучающихся, самореализации студентов через различные виды деятельности (проектную, добровольческую, учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую, студенческое международное сотрудничество, деятельность студенческих объединений, досуговую, творческую и социально-культурную, участие в организации и проведении значимых событий и мероприятий; участие в профориентационной и предпринимательской деятельности и др.).
Примерные задачи студенческого самоуправления в ООВО:
- сопровождение функционирования и развития студенческих объединений;
- подготовка инициатив и предложений для администрации ООВО, органов власти и общественных объединений по проблемам, затрагивающим интересы обучающихся ООВО и актуальные вопросы общественного развития;
- организация сотрудничества со студенческими, молодёжными и другими общественными объединениями в Российской Федерации и в рамках международного сотрудничества (если данная деятельность предусмотрена учредительными документами ООВО);
- иные задачи.
3.3. Мониторинг качества организации воспитательной работы и условий реализации содержания воспитательной деятельности
Мониторинг качества организации воспитательной работы - это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о системе воспитательной работы в ООВО, обеспечивающая непрерывное отслеживание и прогнозирование развития данной системы.
В качестве способов оценки достижимости результатов воспитательной работы может рассматриваться анализ результатов различных видов деятельности обучающихся, представленных в виде портфолио или ином формате.
Ключевыми показателями эффективности качества воспитательной работы и условий реализации содержания воспитательной деятельности могут выступать: качество ресурсного обеспечения реализации воспитательной деятельности; качество инфраструктуры ООВО; качество воспитывающей среды и воспитательного процесса в ООВО; качество управления системой воспитательной работы в ООВО; качество студенческого самоуправления в ООВО; иное.
______________________________
* Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" (с изменениями от 6 марта 2018 г.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная рабочая программа воспитания в образовательной организации высшего образования (утв. Министерством науки и высшего образования РФ) (по состоянию на 13 апреля 2021 г.)
Опубликование:
-