Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
"Экономическое развитие
города Ставрополя"
Подпрограмма
"Создание условий для развития торговой деятельности и сферы услуг на территории города Ставрополя"
Паспорт подпрограммы
"создание условий для развития торговой деятельности и сферы услуг на территории города Ставрополя"
Наименование Подпрограммы |
"Создание условий для развития торговой деятельности и сферы услуг на территории города Ставрополя" (далее - Подпрограмма) |
Ответственный исполнитель Подпрограммы |
комитет экономического развития и торговли администрации города Ставрополя |
Соисполнители Подпрограммы |
нет |
Участники Подпрограммы |
юридические лица и индивидуальные предприниматели, занятые в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения на территории города Ставрополя, управляющие розничными рынками компании; |
|
муниципальные унитарные предприятия |
Задачи Подпрограммы |
формирование современной многоформатной инфраструктуры розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города Ставрополя; |
|
формирование добросовестной конкуренции как основы повышения доступности товаров и услуг на территории города Ставрополя; |
|
формирование эффективной доступной системы обеспечения защиты прав потребителей на территории города Ставрополя |
Показатели решения задач Подпрограммы |
количество объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения на территории города Ставрополя; |
|
обеспеченность населения города Ставрополя площадью торговых объектов на тысячу человек; |
|
обеспеченность населения города Ставрополя площадью торговых мест, используемых для осуществления деятельности по продаже продовольственных товаров на рынках города Ставрополя; |
|
количество предприятий потребительского рынка города Ставрополя, принявших участие в конкурсе на лучшее предприятие потребительского рынка; |
|
количество победителей и лауреатов конкурса "Торговля России"; |
|
количество граждан, воспользовавшихся льготами на бытовые услуги по помывке в общем отделении бань; |
|
количество проведенных ярмарок (выходного дня, тематических, универсальных); |
|
средняя численность работающих на предприятиях; |
|
количество договоров, заключенных с товаропроизводителями Ставропольского края в рамках акции "Овощи к подъезду" на территории города Ставрополя; |
|
количество обращений граждан, рассмотренных по фактам нарушения прав потребителей в сфере потребительского рынка на территории города Ставрополя; |
|
количество справочно-информационного материала по вопросам защиты прав потребителей, размещенного в средствах массовой информации |
Сроки реализации Подпрограммы |
2023 - 2028 годы |
Объемы и источники финансового обеспечения Подпрограммы |
реализация Подпрограммы осуществляется за счет средств бюджета города Ставрополя в сумме 26448,06 тыс. рублей, в том числе: |
|
2023 год - 4408,01 тыс. рублей; |
|
2024 год - 4408,01 тыс. рублей; |
|
2025 год - 4408,01 тыс. рублей; |
|
2026 год - 4408,01 тыс. рублей; |
|
2027 год - 4408,01 тыс. рублей; |
|
2028 год - 4408,01 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы |
увеличение количества объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения на территории города Ставрополя с 4883 единиц в 2023 году до 4913 единиц в 2028 году; |
|
обеспеченность населения города Ставрополя площадью торговых объектов на тысячу человек с 1580 кв. м в 2023 году до 1620 кв. м в 2028 году; |
|
увеличение обеспеченности населения города Ставрополя площадью торговых мест, используемых для осуществления деятельности по продаже продовольственных товаров на рынках города Ставрополя, с 2,9 торгового места в 2023 году до 3,1 торгового места в 2028 году; |
|
увеличение количества предприятий потребительского рынка города Ставрополя, принявших участие в конкурсе на лучшее предприятие потребительского рынка, с 65 единиц в 2023 году до 80 единиц в 2028 году; |
|
увеличение количества победителей и лауреатов конкурса "Торговля России" с 4 единиц в 2023 году до 6 единиц в 2028 году; |
|
увеличение количества граждан, воспользовавшихся льготами на бытовые услуги по помывке в общем отделении бань, с 31300 человек в 2023 году до 31533 человек в 2028 году; |
|
увеличение количества проведенных ярмарок (выходного дня, тематических, универсальных) с 224 единиц в 2023 году до 258 единиц в 2028 году; |
|
увеличение средней численности работающих на предприятиях с 68579 человек в 2023 году до 70289 человек в 2028 году; |
|
увеличение количества договоров, заключенных с товаропроизводителями Ставропольского края в рамках акции "Овощи к подъезду" на территории города Ставрополя, с 145 единиц в 2023 году до 160 единиц в 2028 году; |
|
количество обращений граждан, рассмотренных по фактам нарушения прав потребителей в сфере потребительского рынка на территории города Ставрополя; |
|
увеличение количества справочно информационного материала по вопросам защиты прав потребителей, размещенного в средствах массовой информации, с 10 единиц в 2023 году до 20 единиц в 2028 году. |
1. Общая характеристика текущего состояния сферы реализации Подпрограммы и прогноз ее развития
Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, денежных доходов, платежеспособности населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует конкурентоспособности отечественных товаров и всего рыночного механизма, поэтому создание условий эффективного развития потребительского рынка, совершенствование механизма его регулирования являются одной из важнейших составляющих экономической политики города Ставрополя.
Потребительский рынок призван обеспечивать условия для полного и своевременного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, обеспечивать качество и безопасность их предоставления, доступность товаров и услуг на территории города Ставрополя.
В настоящее время сеть предприятий потребительского рынка города Ставрополя насчитывает в своем составе более 4878 стационарных предприятий, из них 3078 предприятий торговли, 1257 - бытового обслуживания, 534 - общественного питания, 5 розничных рынков.
С целью повышения доступности товаров для населения города Ставрополя определены задачи по развитию многоформатной инфраструктуры розничной торговли, созданию максимально благоприятных условий местным товаропроизводителям.
В результате работы по развитию потребительского рынка в 2019 - 2021 годах и I квартале 2022 года на территории города Ставрополя за счет строительства были введены в эксплуатацию 125 объектов торговли общей площадью более 81,3 тыс. кв. м. Создано 820 новых рабочих мест. В отрасли торговли и сфере услуг работает более 75 тыс. человек.
Оборот розничной торговли в 2019 году составлял 268,9 млрд рублей, в 2020 году оборот розничной торговли снизился на 4,3 процента по сравнению с соответствующим периодом 2019 года и составил 257,3 млрд рублей, что обусловлено влиянием экономических и социальных последствий, вызванных мировой пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19, повлекшей за собой падение производства, сокращение инвестиций в экономику, рост безработицы и снижение доходов населения. В 2021 году началось наращивание темпов роста товарооборота розничной торговли и динамика продаж перешла в положительную зону. За 2021 год товарооборот составил 299,4 млрд рублей или 106,6 процента к уровню аналогичного периода 2020 года.
Основную часть оборота розничной торговли (92,4 процента) формируют торгующие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в стационарной торговой сети, 7,6 процента - на розничных рынках и ярмарках.
На территории города Ставрополя функционируют 48 торгово-развлекательных центров, более 15 организаций федеральной торговой сети, 11 предприятий региональной торговой сети.
Наряду с формированием современных торговых центров на территории города Ставрополя развивается фирменная торговая сеть, в структуре которой 150 объектов ставропольских товаропроизводителей.
Фактическая обеспеченность населения города Ставрополя площадью торговых объектов на тысячу человек с 2019 по 2021 годы увеличилась на 178 процентов и составила 1583 кв. м при нормативе 887 кв. м (по реализации продовольственных товаров - 304 кв. м, по реализации непродовольственных товаров - 583 кв. м).
Важную роль в структуре многоформатной торговли составляют розничные рынки. На территории города Ставрополя деятельность осуществляют 5 розничных рынков: из них 2 универсальных, 3 сельскохозяйственных. Общая площадь розничных рынков составляет 58139,8 кв. м. Согласно схемам размещения торговых мест на 5 розничных рынках города Ставрополя обустроено 1935 торговых мест, фактическая заполняемость которых составляет более 60 процентов. В 2019 - 2020 годах завершен капитальный ремонт имущественного комплекса рынка "Базар" (ООО "Нанотех", 7 тыс. кв. м).
Обеспеченность населения города Ставрополя площадью торговых мест, используемых для осуществления деятельности по продаже продовольственных товаров на рынках, составляет 3,0 торговых места на тысячу человек, что в 1,7 раза превышает норматив минимальной обеспеченности населения Ставропольского края (1,69).
В целях стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары, обеспечения жителей качественной сельскохозяйственной продукцией в рамках акции "Покупай ставропольское!" еженедельно организовываются ярмарки выходного дня: в 2019 году с учетом других операторов проведено 304 ярмарки, в 2020 году - 186, в 2021 году - 215. Общее количество торговых мест на ярмарках составляет от 35 до 120 мест.
В рамках акции "Овощи к подъезду" в 2019 году заключено 130 договоров с товаропроизводителями Ставропольского края на размещение автолавок для реализации сельскохозяйственной продукции: в 2020 году - 98 договоров, в 2021 году - 108 договоров.
В рамках реализации решений Ставропольской городской Думы от 24 декабря 2015 г. N 802 "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя" и от 25 декабря 2020 г. N 515 "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя" в 2019 году проведено 8 конкурсных отборов по размещению нестационарных сезонных торговых объектов по продаже кваса и безалкогольных прохладительных напитков, мороженого, хвойных деревьев и размещению летних площадок с оказанием услуг питания, в 2020 году - 11 конкурсных отборов, в 2021 году - 12. В 2019 году заключено 192 договора, в 2020 году - 101 договор, в 2021 году - 228 договоров.
В 2019 году на территории города Ставрополя осуществляли деятельность 678 предприятий общественного питания на 37,6 тыс. посадочных мест. Рост количества предприятий составил 102 процента к уровню 2018 года. Рост оборота общественного питания за 2019 год составил 103,7 процента к уровню 2018 года или 18,8 млрд рублей. Оборот общественного питания на душу населения за 2019 год - 42,9 тыс. рублей.
В 2020 году осуществляли деятельность 512 предприятий общественного питания на 31,6 тыс. посадочных мест. Из-за пандемии новой коронавирусной инфекции и введения режима повышенной готовности приостановили или прекратили деятельность 66 предприятий на 6,0 тыс. посадочных мест. Уменьшение количества предприятий и временное приостановление деятельности повлекло за собой снижение оборота общественного питания до 13,4 млрд рублей, что составило 71 процент к уровню 2019 года. Оборот общественного питания на душу населения за 2020 год снизился до 29,0 тыс. рублей и составил 67 процентов к уровню 2019 года.
В 2021 году на территории города Ставрополя открылось 16 предприятий общественного питания на 1093 посадочных места. Рост количества предприятий составил 97 процентов к уровню 2020 года. Рост оборота общественного питания за 2021 год составил 143,2 процента к уровню 2020 года или 19,0 млрд рублей. Оборот общественного питания на душу населения за 2020 год - 29,4 тыс. рублей.
В городе Ставрополе за последний год появились многочисленные предприятия общественного питания, функционирующие в новом формате. Популярными становятся такие тренды ресторанного бизнеса, как фудкорты кайжуал дининг, фудтех, фри-флоу. Эти форматы подразумевают свободное перемещение гостей по торговому залу с возможностью самостоятельного выбора готовящихся в их присутствии блюд.
В 2020 году на территории города Ставрополя функционировали 112 летних площадок с оказанием услуг питания на 10,3 тысячи посадочных мест, в 2021 году - 135 единиц на 12,1 тысячи посадочных мест. Работа летних площадок позволила пополнить бюджет города Ставрополя соответственно на 2,1 млрд рублей и на 3,2 млрд рублей. В 2022 году ожидаемый показатель - 3,2 млрд рублей.
Благодаря изменившемуся покупательскому поведению доставка готовой еды из ресторана стала частью нашей сегодняшней жизни.
Многие заведения общественного питания, рассчитанные на средний класс, уже пересмотрели стратегию развития и создали практически с нуля собственные службы доставки. А к платформам доставки еды Яндекс.Еда и DeliveryClub уже подключились 48 процентов предприятий общественного питания. Переход на доставку еды на дом - верное адаптационное решение для ресторанного бизнеса.
Бытовое обслуживание населения - сфера экономики, связанная с деятельностью по ремонту и модернизации уже существующих товаров и удовлетворению вновь появляющихся потребностей, выполняемая по индивидуальным заказам населения. В настоящее время актуальность сферы услуг бытового характера возрастает. Такой подход позволяет выявить наиболее востребованные виды услуг: ремонт жилья, потребление услуг по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, услуги по пошиву и ремонту одежды. Непроизводственные бытовые услуги сегодня имеют тенденции: рост сферы парикмахерских услуг - от обычных парикмахерских до салонов красоты, с максимальным набором услуг, оснащенных современным оборудованием, инструментом, новыми препаратами; появление крупных фитнесс-центров с комплексом услуг в сфере спорта и здоровья; переход ряда услуг из социальных в разряд престижных (вместо общественных бань и душевых появились сауны и VIP клубы); появление новых видов услуг, таких как клининг - профессиональная уборка помещений и других. Сфера бытовых услуг развивается и имеет большую социальную, экономическую и политическую значимость, а также очень прочно связана с задачей повышения качества жизни населения.
Одной из задач повышения качества жизни населения является правовая основа защиты прав потребителей.
Анализ ситуации в городе Ставрополе показывает, что количество нарушений в сфере защиты прав потребителей снижается. В 2019 году рассмотрено 450 обращений потребителей, в 2020 году - 346, в 2021 году - 290, оказано содействие в возврате денежных средств на сумму 7,42 млн рублей.
Остается серьезной проблемой профессиональное образование работников торговли, общественного питания и, особенно, бытового обслуживания, специалистов массовых профессий и технического персонала. Нет четких механизмов ответственности работодателя за привлечение и использование работников, не имеющих соответствующего образования и подготовки.
2. Задачи Подпрограммы
Для достижения цели Программы предусматривается решение следующих задач Подпрограммы:
формирование современной многоформатной инфраструктуры розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города Ставрополя;
формирование добросовестной конкуренции как основы повышения доступности товаров и услуг на территории города Ставрополя;
формирование эффективной доступной системы обеспечения защиты прав потребителей на территории города Ставрополя.
3. Сроки реализации Подпрограммы
Реализация Подпрограммы рассчитана на 6 лет, с 2023 года по 2028 год включительно.
4. Перечень и общая характеристика мероприятий Подпрограммы
Перечень и общая характеристика мероприятий Подпрограммы приведены в приложении 5 к Программе.
5. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Финансирование Подпрограммы в 2023 - 2028 годах осуществляется за счет средств бюджета города Ставрополя в сумме 26448,06 тыс. рублей, в том числе:
2023 год - 4408,01 тыс. рублей;
2024 год - 4408,01 тыс. рублей;
2025 год - 4408,01 тыс. рублей;
2026 год - 4408,01 тыс. рублей;
2027 год - 4408,01 тыс. рублей;
2028 год - 4408,01 тыс. рублей.
Объем бюджетных средств определяется решением Ставропольской городской Думы о бюджете города Ставрополя на очередной финансовый год и плановый период.
Финансирование за счет средств федерального бюджета и бюджета Ставропольского края, а также за счет средств внебюджетных источников не предусмотрено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.