Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экологии, природным ресурсным и охране окружающей среды
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 99436-8 "О внесении изменений в статьи 12 и 17 Федерального закона "О гидрометеорологической службе" и статью 19 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" (в части совершенствования правового регулирования предоставления информации о состоянии окружающей среды),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды рассмотрел проект федерального закона N 99436-8 "О внесении изменений в статьи 12 и 17 Федерального закона "О гидрометеорологической службе" и статью 19 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" (в части совершенствования правового регулирования предоставления информации о состоянии окружающей среды) (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроект направлен на реализацию постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29 сентября 2021 г. N 42-П (далее - Постановление, постановление Конституционного суда Российской Федерации) по делу о проверке конституционности частей 1 и 3 статьи 17 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" (далее - Закон N 113-ФЗ), пунктов 3, 4 и 5 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. N 1425 (далее - Положение), в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Валмакс".
В соответствии с Постановлением части 1 и 3 статьи 17 Закона N 113-ФЗ, пункты 3, 4 и 5 Положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 8 (часть 1), 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (часть 1), 58 и 75.1, в той мере, в какой они в силу неоднозначности своего нормативного содержания не позволяют определить критерии, исходя из которых на хозяйствующий субъект может быть возложена обязанность заключить с учреждениями Росгидромета возмездный договор на оказание информационных услуг, связанных с получением прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (то есть условий, способствующих накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха). При этом в Постановлении отмечается, что информация о неблагоприятных метеорологических условиях (далее - НМУ) может быть отнесена к сведениям общего назначения, которые должны быть доступными неопределенному кругу лиц.
В целях реализации вышеуказанного Постановления законопроектом предлагается определить, что информация о НМУ относится к информации о состоянии окружающей среды (экологической информации), которая в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) является общедоступной информацией, к которой не может быть ограничен доступ, за исключением информации, относящейся к государственной тайне (проектируемые законопроектом изменения в статью 19 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ)).
Также законопроектом предлагается установить, что информация о НМУ направляется не только органам федерального и регионального государственного экологического контроля (надзора), обеспечивающим контроль за проведением природопользователями мероприятий по уменьшению выбросов в период НМУ, как это предусмотрено действующим законодательством, но и указанным природопользователям.
Закон N 113-ФЗ разграничивает информацию о состоянии окружающей среды, ее загрязнении на общего назначения и специализированную. При этом информация общего назначения предоставляется пользователям (потребителям) бесплатно (статья 1 Закона N 113-ФЗ), а специализированная информация предоставляется пользователям (потребителям) на основе (возмездных) договоров (пункт 3 статьи 17 Закона N 113-ФЗ).
В Постановлении отмечается необходимость конкретизации состава информации общего назначения и специализированной информации, так как в отсутствие такой конкретизации затруднительно однозначно определить вид предоставляемой информации.
В целях исключения указанной неоднозначности законопроектом предлагается дополнить пункт 1 статьи 17 Закона N 113-ФЗ положениями, наделяющими Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению перечня информации общего назначения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду часть 2 статьи 17 указанного Закона
Комитет, концептуально поддерживая рассматриваемый законопроект, а также в целом необходимость совершенствования правового регулирования предоставления информации о состоянии окружающей среды, отмечает следующее.
1. Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация), обладателями которой являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, предоставляется указанными органами в соответствующем порядке (статья 4.3 Закона N 7-ФЗ).
При этом положения статьи 19 Закона N 96-ФЗ предусматривают, что информация о НМУ публикуется и предоставляется в отдельном порядке, устанавливаемом Минприроды России.
В связи с тем, что законопроектом предлагается информацию о НМУ отнести к информации о состоянии окружающей среды (экологической информации), не ясно в соответствии с каким порядком будет предоставляться информацию о НМУ.
2. Прогнозы НМУ составляются территориальными органами и подведомственными организациями Росгидромета для городских и иных поселений, а также для отдельных источников выбросов загрязняющих веществ (приказ Минприроды России от 17 ноября 2011 г. N 899 "Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам").
В настоящее время информация о НМУ, составляемая по заказу хозяйствующих субъектов для отдельных источников выбросов, является специализированной информацией, то есть предоставляемой на платной основе, и, в случае принятия законопроекта, будет предоставляться бесплатно.
Вместе с тем, в финансово-экономическом обосновании к законопроекту отсутствует оценка прогнозируемых затрат территориальных органов и подведомственных организаций Росгидромета на составление прогнозов НМУ для отдельных источников выбросов природопользователей.
Согласно имеющейся в Комитете информации доходы Росгидромета, полученные в 2021 г. от предоставления информации о НМУ на платной основе, составили 288 млн. рублей.
Таким образом, в случае принятия законопроекта у учреждений Росгидромета появиться дополнительный расход в размере 288 млн. рублей.
Необходимо отметить, что доход учреждений Росгидромета по предоставлению природопользователям расчетной информации о НМУ направляется на формирование общего годового фонда оплаты труда учреждений и составляет 13% от средств указанного фонда.
Также необходимо отметить, что согласно пояснительной записке к законопроекту природользователям, эксплуатирующим источники выбросов и обязанным проводить согласованные мероприятия по уменьшению выбросов в период НМУ, следует разрабатывать индивидуальные прогностические схемы по источникам выбросов, необходимые для эффективной реализации мероприятий по уменьшению выбросов. В пояснительной записке сделан вывод, что указанные схемы являются специализированной информацией и их подготовка должны осуществляться на основании договоров. Подготовку таких прогностических схем для предприятий предлагается установить на уровне подзаконных актов.
Вместе с тем, действующее законодательство, а также положения законопроекта не предусматривают указанных обязанностей по разработке каких-либо прогностических схем.
Комитет отмечает, что в соответствии с пунктом 3.2 постановления Конституционного суда Российской Федерации "понуждение кого-либо к заключению договора возможно лишь в порядке исключения и только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом".
Учитывая изложенное, Комитет полагает необходимым при подготовке законопроекта ко второму чтению предусмотреть источники и объемы финансирования образующихся дополнительных расходов учреждений Росгидромета, а также увеличения фонда оплаты труда учреждений Росгидромета в связи с возникновением выпадающих доходов.
В случае, если Правительство Российской Федерации полагает возможным установить на уровне федерального уровня требования о предоставлении природопользователям на возмездной основе расчетной информации о НМУ в виде прогностических схем, Комитет рекомендует Правительству Российской Федерации при подготовке законопроекта ко второму чтению внести в Государственную Думу соответствующие поправки.
Также Комитет отмечает сложившуюся критическую ситуацию, связанную с отсутствием дополнительного финансирования учреждений Росгидромета в связи с повышением минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ).
В связи с отсутствием обеспечения бюджетного финансирования доплат до МРОТ в 2022 г. у учреждений Росгидромета возник дефицит средств на обеспечение деятельности, в том числе на выполнение государственного задания, в размере 925,5 млн. рублей.
Руководители учреждений вынуждены перераспределять фонд оплаты труда работников, которые не попадают под категорию МРОТ на погашение обязательств по доплатам до МРОТ низкооплачиваемой категории работников, происходит снижение заработной платы, обесценивание труда квалифицированных специалистов, отток кадров.
За счет внутренних резервов учреждений осуществить поддержание фонда оплаты труда невозможно, о чем свидетельствуют поступающие в Росгидромет многочисленные обращения от ФГБУ, в том числе о рисках невыплаты заработной платы работникам в конце 2022 года.
Также необходимо отметить, что предусмотренные проектом федерального закона о федеральном бюджете на 2023 год и плановый период на 2024 и 2025 годов бюджетные ассигнования на формирование фонда оплаты труда Росгидромету не обеспечивает выплату предлагаемого с 1 января 2023 г. МРОТ в размере 16 242 рубля штатным единицам учреждений Росгидромета. Дополнительная потребность на 2023 г. из расчета на 21,3 тыс. сотрудников составляет 1 715,4 млн. рублей.
В связи с этим, Комитет обращает внимание на необходимость комплексной проработки вопроса финансирования деятельности Росгидромета.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды поддерживает концепцию законопроекта N 99436-8 "О внесении изменений в статьи 12 и 17 Федерального закона "О гидрометеорологической службе" и статью 19 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" с учетом высказанных замечаний и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Д.Н. Кобылкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.