Уважаемый Дмитрий Николаевич!
На территории Красноярского края (далее - край) проживают представители восьми коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее - малочисленные народы): долганы, кеты, селькупы, ненцы, нганасаны, чулымцы, эвенки и энцы. К сожалению, не все из них могут воспользоваться правом на получение социальной пенсии по старости в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - социальная пенсия, Федеральный закон N 166-ФЗ). Такой возможности лишены чулымцы, исторически проживающие в крае на территории Тюхтетского муниципального округа (населенные пункты село Чиндат, деревня Пасечное, деревня Усть-Чульск), поскольку в постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 года N 1049 "Об утверждении перечня малочисленных народов Севера и перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости" (далее - постановление N 1049) указанные населенные пункты не включены. Таким образом, на наш взгляд, нарушается принцип единства при регулировании данной меры социальной поддержки для одной категории граждан, а также установленная статьей 19 Конституции Российской Федерации гарантия равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и других обстоятельств, поскольку ставит чулымцев, проживающих на территории края, в неравное положение по сравнению с другими малочисленными народами, проживающими в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока.
В целях устранения данной правовой коллизии и предоставления чулымцам права на социальную пенсию Законодательное Собрание края неоднократно направляло соответствующие обращения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Министерство) и каждый раз получало отрицательный ответ. Основной аргумент Министерства заключался в том, что постановление N 1049 было разработано в соответствии с ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 1993 года N 22 "О перечне районов проживания малочисленных народов Севера" (далее - постановление N 22).
Законодательное Собрание края данный подход считает необоснованным и неконструктивным по следующим основаниям.
На сегодняшний день основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ). Именно Федеральный закон N 82-ФЗ установил определение понятия коренных малочисленных народов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации в соответствии с указанным Законом утвердило единый перечень малочисленных народов, а также перечень мест их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности (далее - перечень мест традиционного проживания малочисленных народов). В данные документы включены соответственно малочисленный народ чулымцы и места их традиционного проживания на территории края.
Особо стоит отметить тот факт, что утверждение перечня мест традиционного проживания малочисленных народов распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года N 631-р (далее - распоряжение N 631-р) и признание утратившим силу постановления N 22, на которое ссылается Министерство, произошло одновременно. Таким образом, распоряжение N 631-р заменило постановление N 22.
К сожалению, после принятия Федерального закона N 82-ФЗ не во все федеральные нормативные правовые акты были внесены изменения в части приведения понятийного аппарата к единообразию. Так, Федеральный закон N 166-ФЗ, в соответствии с которым принято постановление N 1049, использует термин "малочисленные народы Севера", определение и критерии которого законодательно не установлены. Полагаем, что именно это послужило причиной возникшей правовой коллизии между распоряжением N 631-р и постановлением N 1049. Обращаем внимание, что постановление N 1049 принято по истечении 5 лет после вступления в силу распоряжения N 631-р и по сравнению с ним сужает перечень мест традиционного проживания малочисленных народов.
В адрес депутатов Законодательного Собрания края, а также в адрес Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае регулярно поступают обращения представителей малочисленного народа чулымцы, права которых нарушены постановлением N 1049. Аргументированно объяснить таким гражданам, почему решением федеральных органов исполнительной власти они лишены права на социальную пенсию в отличие от представителей других малочисленных народов, проживающих в том числе южнее, например, в Республике Хакасия, не представляется возможным.
Второй аргумент Министерства о дополнительных расходах также считаем несостоятельным. Согласно информации Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва по результатам Всероссийской переписи населения 2010 года в Красноярском крае проживают 136 чулымцев. При этом не все из них сохраняют традиционный образ жизни своих предков, ведут традиционную хозяйственную деятельность и занимаются традиционными промыслами. Чулымцы, как и представители других малочисленных народов, работающие на предприятиях, в учреждениях, занимающиеся бизнесом, как правило, не претендуют на социальную пенсию.
Между тем, лица из числа малочисленных народов, которые вели традиционный образ жизни, осуществляли традиционную хозяйственную деятельность и занимались традиционными промыслами и в связи с этим не имели официального дохода, по достижении возраста 50 (55) лет нуждаются в получении социальной пенсии, являющейся для них единственным источником средств к существованию.
В связи с изложенным, принимая во внимание растущую социальную напряженность, связанную с ущемлением прав малочисленного народа чулымцы, проживающего на территории края, в целях повышения уровня доверия граждан к решениям органов государственной власти и восстановления социальной справедливости посредством предоставления лицам, относящимся к указанному народу, права на социальную пенсию просим вас:
принять меры, направленные на приведение терминологии, используемой в Федеральном законе N 166-ФЗ и постановлении N 1049, в соответствие с терминологией, используемой в Федеральном законе N 82-ФЗ и Федеральном законе от 20 июля 2000 года N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации";
включить в перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, утвержденный постановлением N 1049, населенные пункты село Чиндат, деревня Пасечное, деревня Усть-Чульск Тюхтетского муниципального округа Красноярского края.
Председатель Законодательного Собрания Красноярского края |
А.И. Додатко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обращение Законодательного собрания Красноярского края от 10 ноября 2022 г. N 4-1205-О "К Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко о праве чулымцев на социальную пенсию по старости"
Вступает в силу с 10 ноября 2022 г.
Текст обращения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://zakon.krskstate.ru) 16 ноября 2022 г.