Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 августа 2022 г. N 48-ИКАД22-6-А2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Нефёдова О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Маркина Сергея Григорьевича на решение Челябинского областного суда от 15 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 4 августа 2022 года по административному делу N За-206/2022 по административному иску Маркина Сергея Григорьевича о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Челябинской области от 14 июня 2022 года N 13/426-7 "Об утверждении календарного плана мероприятий по подготовке и проведению дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу N 25", установлении механизма и способа восстановления нарушенных прав.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Сахарова С.Ф., заключение прокурора Генеральной прокураты Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего обжалуемые судебные акты подлежащими оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 9 июня 2022 года N 12/388-7, опубликованным 14 июня 2022 года в газете "Южноуральская панорама", на 11 сентября 2022 года назначены дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу N 25.
Маркин С.Г. обратился в Челябинский областной суд с административным иском о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Челябинской области от 14 июня 2022 года N 13/426-7 "Об утверждении календарного плана мероприятий по подготовке и проведению дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу N 25" (далее также - Календарный план).
Требования обоснованы тем, что предусмотренный Календарным планом срок выдвижения кандидатов, списков кандидатов по 4 июля 2022 года составляет 20 дней (то есть менее 30 дней), в чем Маркин С.Г. усматривает нарушение своего пассивного избирательного права вследствие несоблюдения избирательной комиссией, утвердившей Календарный план, положений пункта 9 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), согласно которым установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации должен составлять не менее 30 дней.
Решением Челябинского областного суда от 15 июля 2022 года в удовлетворении административного искового заявления Маркина С.Г. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 4 августа 2022 года указанное выше решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными пунктов 26, 27, 39 Календарного плана оставлено без изменения, в остальной части решение суда отменено с прекращением производства по административному делу в данной части требований на основании пункта 1 части 1 и части 3 статьи 194, пункта 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, административный истец просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии по делу нового решения.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанции такого рода нарушения не допущены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в связи с назначением на 11 сентября 2022 года дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу N 25 и опубликованием 14 июня 2022 года решения о назначении выборов, организующая данные выборы Избирательная комиссия Челябинской области своим постановлением от 14 июня 2022 года N 13/426-7 утвердила календарный план мероприятий по подготовке и проведению дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу N 25, разделом V которого регламентированы сроки выдвижения и регистрации кандидатов, списка кандидатов.
Проанализировав регламент Избирательной комиссии Челябинской области, выписку из протокола заседания названной избирательной комиссии от 14 июня 2022 года N 13, на котором был утвержден Календарный план, установив факт размещения оспариваемого акта на официальном сайте Избирательной комиссии Челябинской области, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о принятии Календарного плана как акта, обладающего нормативными свойствами, в пределах полномочий соответствующей избирательной комиссии, с соблюдением формы, вида и процедуры его принятия, а также правил введения в действие, что не оспаривалось административным истцом.
Согласно пунктам 26, 27 Календарного плана мероприятий, самовыдвижение кандидатов по одномандатному избирательному округу и представление в окружную избирательную комиссию письменных уведомлений о самовыдвижении кандидатов и прилагаемых к ним документов осуществляется в срок с 14 июня по 4 июля 2022 года до 18 часов по местному времени (то есть со дня официального опубликования решения о назначении выборов и не позднее чем через 20 дней с этого дня до 18 часов по местному времени). Пунктом 39 Календарного плана предусмотрен срок представления в окружную избирательную комиссию документов для регистрации кандидатов с 5 июля по 14 июля 2022 года до 18 часов по местному времени (не ранее чем через 21 день и не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов до 18 часов местного времени).
Календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов в субъектах Российской Федерации разрабатывается в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке календарных планов мероприятий по подготовке и проведению выборов в субъектах Российской Федерации, утвержденными постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 2 апреля 2014 года N 224/1444-6 (далее - Методические рекомендации), в целях обеспечения единообразного применения кандидатами, избирательными объединениями, избирателями, избирательными комиссиями, органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, а также иными организациями законодательства, регулирующего проведение соответствующих выборов, в первую очередь в части сроков выполнения избирательных действий.
Согласно пункту 2.2 Методических рекомендаций календарный план разрабатывается для каждой отдельно взятой избирательной кампании и в него включаются наиболее важные мероприятия, сроки проведения которых прямо определены как Федеральным законом, так и законом, регламентирующим проведение соответствующих выборов.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Аналогичные положения содержатся в частях 1 и 2 статьи 15 Закона Челябинской области от 25 августа 2005 года N 398-ЗО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области" (далее также-Закон Челябинской области от 25 августа 2005 года N 398-ЗО).
В силу пункта 9 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах - не менее 30 дней), при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации - не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления - не менее 20 дней. При этом временем окончания указанного периода на выборах в федеральные органы государственной власти является время, установленное федеральным законом, а на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления - 18 часов по местному времени.
В соответствии с частью 8 статьи 15 Закона Челябинской области от 25 августа 2005 года N 398-ЗО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области" выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам, списков кандидатов может производиться со дня официального опубликования решения о назначении выборов, при этом документы, предусмотренные частями 2, 2.2, 3 и 3-1 настоящей статьи, представляются в соответствующую избирательную комиссию одновременно не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов до 18 часов по местному времени.
Согласно статье 18 Закона Челябинской области от 25 августа 2005 года N 398-ЗО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области" в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов должны быть собраны подписи избирателей, за исключением случаев, предусмотренных статьей 35.1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которой наличие поддержки выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, определяется также по результатам выборов, указанным в настоящей статье.
Исходя из положений пунктов 5, 10 статьи 37 и пункта 6 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов, которые должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, в подписном листе указывается номер специального избирательного счета, с которого произведена оплата изготовления подписных листов.
В силу пункта 1 статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.
В соответствии с пунктами 1.1-1.4 Порядка открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Челябинской области, утвержденного постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 15 июня 2020 года N 146/1242-6, открытие специального избирательного счета выдвинутому по одномандатному избирательному округу кандидату осуществляется незамедлительно после представления в подразделение ПАО Сбербанк наряду с иными документами разрешения окружной избирательной комиссии об открытии специального избирательного счета данному кандидату, при этом соответствующее разрешение избирательная комиссия обязана выдать кандидату незамедлительно после поступления письменного уведомления кандидата о его выдвижении вместе с иными требуемыми законом документами.
Согласно части 1 статьи 19 Закона Челябинской области от 25 августа 2005 года N 398-ЗО, регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 2, 2.2, 3, 3-1 статьи 15 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения), на которую распространяется действие пунктов 3-5 статьи 35.1 Федерального закона.
В силу части 2 статьи 19 Закона Челябинской области от 25 августа 2005 года N 398-ЗО для регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением или в порядке само выдвижения по одномандатному избирательному округу, кандидат либо уполномоченный представитель этого избирательного объединения одновременно не ранее чем через 21 день и не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию необходимые избирательные документы (подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата и другие предусмотренные законом).
Таким образом, кандидат в депутаты, выдвинувшийся по одномандатному избирательному округу, незамедлительно после выдвижения получает возможность открытия избирательного счета, а соответственно и сбора подписей в свою поддержку, при этом сбор подписей согласно Календарному плану может осуществляться вплоть до 14 июля 2022 года, то есть как в период с момента выдвижения и открытия избирательного счета (с 14 июня по 4 июля 2022 года), так и в период представления документов на регистрацию, указанный в Календарном плане с 5 июля по 14 июля 2022 года. При таких обстоятельствах, исходя из содержания вышеприведенных пунктов 26, 27 и 39 Календарного плана следует, что период выдвижения кандидата и сбора подписей в его поддержку на выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области составляет не менее 30 дней, что соответствует вышеприведенным положениям как федерального, так и регионального законодательства.
Деление 30-дневного периода на отдельные сроки проведения мероприятий, соответствующих данному периоду и перечисленных в пункте 9 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", носит организующий характер, относится к полномочиям субъекта Российской Федерации применительно к выборам в органы государственной власти субъектов РФ, не противоречит положениям данного федерального закона и не может рассматриваться в качестве ограничения избирательных прав.
При таких обстоятельствах оснований не согласится с выводами судов первой и апелляционной инстанции относительно законности оспариваемых пунктов 26, 27, 39 Календарного плана не имеется.
Следует отметить, что 30-дневный период, указанный в пункте 9 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" включает не только выдвижение кандидатов в депутаты, но и другие мероприятия, требующие временных затрат, а потому нет оснований считать, что весь указанный период должен приходиться только на процедуру выдвижения. Аналогичная позиция определена и федеральным законодателем в Федеральном законе от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", согласно которому отделены друг от друга срок выдвижения кандидатов в депутаты и срок представления документов на регистрацию.
Судебная коллегия не усматривает оснований к отмене состоявшихся по делу судебных актов по доводам административного истца о невозможности использования гарантий, предусмотренных пунктом 29 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому в случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов повторное выдвижение кандидата, списка кандидатов на тех же выборах возможно с соблюдением установленных законом порядка и сроков их выдвижения.
Исходя из содержания указанной нормы Федерального закона, возможность повторного выдвижения кандидата обусловлена установленным законом порядком и сроками выдвижения, что исходя из уровня выборов в данном случае относится к предмету регулирования Закона Челябинской области от 25 августа 2005 года N 398-ЗО, положения которого в части сроков выдвижения кандидатов в депутаты и представления документов на регистрацию распространены в равной степени на всех кандидатов.
Проверяя доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает нарушений права административного истца на судебную защиту фактом недопущения к участию в судебном заседании апелляционной инстанции в качестве представителя Маркина С.Г. лица без надлежащего оформления полномочий последнего, поскольку в силу части 1 статьи 58 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации проверка полномочий представителя входит в обязанность суда, который на основании части 4 статьи 58 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае непредставления лицом, участвующим в деле, или его представителем необходимых документов в подтверждение их полномочий или представления документов, не соответствующих требованиям, установленным настоящим кодексом и другими федеральными законами, а также в случае нарушения правил о представительстве, установленных статьями 54 и 55 настоящего Кодекса, отказывает в признании полномочий соответствующего лица на участие в административном деле.
Учитывая вышеизложенное, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Челябинского областного суда от 15 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 4 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Маркина Сергея Григорьевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Нефёдов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 августа 2022 г. N 48-ИКАД22-6-А2
Опубликование:
-