Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 августа 2022 г. N 16-ИКАД22-2-А3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Нефёдова О.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Севастьянова Алексея Борисовича на решение Волгоградского областного суда от 28 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 15 июня 2022 года по административному делу N 3а-423/2022 по административному исковому заявлению Севастьянова А.Б. о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Волгоградской области от 17 марта 2022 года N 7/44-7 "Об инициативе проведения референдума Волгоградской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей необходимым судебные акты оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Севастьянов А.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Волгоградской области от 17 марта 2022 года N 7/44-7 "Об инициативе проведения референдума Волгоградской области", которым отказано в регистрации инициативной группы по проведению референдума Волгоградской области по вопросу: "Считаете ли вы необходимым применение на территории Волгоградской области обязательных требований о предъявлении сведений о вакцинации, перенесенных заболеваниях, медицинском отводе от вакцинации при осуществлении посещения публичных мест, а также при использовании общественного транспорта?".
Указанное постановление избирательной комиссии обосновано тем, что в нарушение пунктов 1 и 3 статьи 16 Закона Волгоградской области от 31 мая 2007 года N 1475-ОД "Об областном референдуме" (далее - Закон Волгоградской области от 31 мая 2007 года N 1475-ОД) количество членов инициативной группы составляет 20 человек при установленной законом минимальной предельной численности не менее 300 человек, место их жительства не охватывает две трети от общего количества муниципальных районов и городских округов области (члены инициативной группы проживают на территории только 4 из 38 муниципальных районов и городских округов области), а также подписи членов инициативной группы не удостоверены нотариально.
В обоснование требований Севастьянов А.Б. сослался на то, что актуальная редакция пунктов 1 и 3 статьи 16 Закона Волгоградской области от 31 мая 2007 года N 1475-ОД "Об областном референдуме", устанавливает, по его мнению, чрезмерно обременительные и ограничивающие конституционные права граждан условия образования инициативной группы, поскольку в прежней утратившей силу редакции пункт 1 статьи 16 Закона Волгоградской области от 31 мая 2007 года N 1475-ОД "Об областном референдуме" предусматривал, что каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в областном референдуме в соответствии с пунктом 1 статьи 6 настоящего Закона, вправе были образовать инициативную группу по проведению областного референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в областном референдуме, для выдвижения инициативы проведения областного референдума. Кроме того, в названом законе отсутствовало требование о нотариальном удостоверении подписей членов инициативной группы.
Решением Волгоградского областного суда от 28 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 15 июня 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Севастьянов А.Б., будучи лицом, уполномоченным действовать от имени инициативной группы, просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций такого рода нарушения не допущены.
Защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (пункт 1 статьи 1).
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, установленные настоящим Федеральным законом, а также дополнительные гарантии, устанавливаемые иным законом, могут быть изменены не иначе как путем внесения изменений в соответствующие законы.
Законодательство Российской Федерации о референдумах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации", настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о референдумах, принимаемые в Российской Федерации (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме.
Согласно пункту 3 статьи 14 указанного федерального закона для выдвижения инициативы проведения референдума, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме. Количественный состав инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 36 настоящего Федерального закона.
Назначение и проведение референдума обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации, установленные соответственно уровню референдума Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации", настоящим Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования (пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Порядок реализации инициативы проведения областного референдума в Волгоградской области установлен в статье 16 Закона Волгоградской области от 31 мая 2007 года N 1475-ОД (в редакции Закона Волгоградской области от 24 июня 2021 года N 29-ОД), согласно которой каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в областном референдуме в соответствии с пунктом 1 статьи 6 настоящего Закона, вправе образовать инициативную группу по проведению областного референдума в количестве не менее 300 человек, имеющих право на участие в областном референдуме, для выдвижения инициативы проведения областного референдума; место жительства членов инициативной группы по проведению областного референдума должно быть расположено на территории не менее двух третей от общего количества муниципальных районов и городских округов Волгоградской области (пункт 1).
В пункте 3 названной статьи установлено требование о том, что подписи членов инициативной группы по проведению областного референдума, в том числе в качестве которой выступает руководящий орган избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения, удостоверяются нотариально.
Согласно пункту 5 статьи 16 Закона Волгоградской области от 31 мая 2007 года N 1475-ОД Избирательная комиссия Волгоградской области в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению областного референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Устава Волгоградской области, настоящего Закона - о направлении их в Волгоградскую областную Думу; в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
Основанием отказа инициативной группе по проведению областного референдума в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Волгоградской области, настоящего Закона, иных законов Волгоградской области (пункт 13 статьи 16 Закона Волгоградской области от 31 мая 2007 года N 1475-ОД).
Как следует из материалов дела, инициативная группа по проведению областного референдума в количестве 20 человек через уполномоченное ею лицо Севастьянова А.Б. обратилась в Избирательную комиссию Волгоградской области с ходатайством о регистрации группы, представив протокол N 1 собрания инициативной группы по проведению областного референдума от 23 февраля 2022 года, из которого следует, что подписи членов группы нотариально не удостоверены, члены группы проживают на территории 4 из 38 муниципальных районов и городских округов Волгоградской области: 17 - в Жирновском муниципальном районе, 1 - в Городищенском муниципальном районе, 1 - в городском округе г. Волжский, 1 - в городском округе г. Камышин.
Учитывая, что по делу было установлено несоблюдение приведенных положений пунктов 1 и 3 статьи 16 Закона Волгоградской области от 31 мая 2007 года N 1475-ОД, и данные обстоятельства не оспариваются административным истцом, Судебная коллегия полагает правильными выводы судов первой и апелляционной инстанции о необоснованности заявленных требований ввиду подтверждения наличия законных оснований к отказу в регистрации инициативной группы. Нарушений судами норм материального и процессуального права не допущено.
Доводы административного истца, изложенные в кассационной жалобе, о необоснованных и чрезмерно обременительных условиях выдвижения инициативы проведения референдума не могут повлечь отмену состоявшихся по делу судебных актов, поскольку субъекты Российской Федерации вправе издавать законы, регулирующие отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением референдума на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе устанавливать количественный состав инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации, что прямо отражено пункте 3 статьи 14 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Таким образом, в статье 16 Закона Волгоградской области от 31 мая 2007 года N 1475-ОД реализованы предоставленные федеральным законодательством субъекту Российской Федерации полномочия по установлению порядка реализации инициативы проведения областного референдума, который распространен в равной степени на всех граждан. Данные нормы областного закона напрямую регулируют спорные правоотношения, не оспорены и недействующими не признаны.
Доводы кассационной жалобы аналогичны позиции административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, выводов судебных инстанций не опровергают и не влекут отмену судебных актов по настоящему делу, при рассмотрении которого не допущено нарушений, являющихся основанием для их отмены.
Учитывая вышеизложенное, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Волгоградского областного суда от 28 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 15 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Севастьянова Алексея Борисовича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Нефёдов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 августа 2022 г. N 16-ИКАД22-2-А3
Текст определения опубликован не был