Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Департамента природных
ресурсов и охраны окружающей
среды Томской области
от 16.11.2022 N 199
Территориальная схема
обращения с отходами Томской области
Основные понятия
В настоящей территориальной схеме используются термины и понятия, определенные Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства РФ от 22.09.2018 N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем".
Введение
Территориальная схема обращения с отходами Томской области (далее - территориальная схема) разработана в целях организации и осуществления деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов на территории Томской области в соответствии с нормативно-правовыми актами:
- Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с последующими изменениями и дополнениями);
- Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с последующими изменениями и дополнениями);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем" (с последующими изменениями и дополнениями);
- Основами государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года;
- Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года";
- Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- Поручениями Президента Российской Федерации от 29.03.2011 N Пр-781 "О подготовке долгосрочных целевых инвестиционных программ обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в субъектах Российской Федерации"; от 10.04.2012 N Пр-2138 "О разработке комплексной стратегии обращения с твердыми бытовыми отходами, предусматривающей, в том числе, создание эффективной системы управления в этой области"; от 15.11.2017 N Пр-2319 "Перечень поручений по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента в сфере регулирования обращения с отходами";
- Государственной программой Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326 (с последующими изменениями и дополнениями);
- Стратегией развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.01.2018 N 84-р;
- Стратегией обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной приказом Минприроды России от 14.08.2013 N 298;
- Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с последующими изменениями и дополнениями);
- Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" (с последующими изменениями и дополнениями);
- Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 49 "Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов" (с последующими изменениями и дополнениями);
- Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.12.2014 N 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду";
- Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.04.2022 N 285 "Об утверждении форм предоставления данных об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, накоплении, размещении твердых коммунальных отходов и отходов после обработки твердых коммунальных отходов";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (с последующими изменениями и дополнениями);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 N 2181 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами";
- СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий";
- Постановлением Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 N 2580 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года" (с последующими изменениями и дополнениями);
- Постановлением Администрации Томской области от 27.09.2019 N 357а "Об утверждении государственной программы "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Томской области" (с последующими изменениями и дополнениями);
- Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 14.03.2019 N 41 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов от физических и юридических лиц на территории Томской области";
- документами территориального планирования Томской области.
Территориальная схема разработана на срок до 2032 года и обеспечивает достижение целей государственной политики в области обращения с отходами в порядке их приоритетности:
- максимальное использование исходных сырья и материалов;
- предотвращение образования отходов;
- снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
- обработку, утилизацию и обезвреживание отходов.
Территориальная схема предусматривает комплексную обработку и утилизацию отходов, обеспечивающую минимальный объем их захоронения, использование наилучших доступных технологий обращения с отходами и применение методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами, направленных на уменьшение количества образующихся отходов и вовлечение их в хозяйственных оборот.
В ходе разработки территориальной схемы:
- собрана и верифицирована информация об источниках образования отходов, местах накопления отходов, объектах по обработке, обезвреживанию, захоронению отходов, потоках движения отходов, организациях, осуществляющих деятельность по обращению с отходами;
- сформирована финансовая модель, обеспечивающая расчет экономических последствий реализации территориальной схемы на каждый год её реализации с учетом динамики отходообразования;
- построена электронная модель, включающая в себя базу данных, средства ввода и отображения информации по вопросам обращения с отходами, математическую модель расчета оптимального размещения объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами, их технических характеристик, и направлений транспортирования отходов.
Общие сведения о Томской области
Томская область - субъект Российской Федерации, входит в состав Сибирского федерального округа, расположена в среднем течении р. Оби в юго-восточной части Западно-Сибирской равнины и граничит: на юге - с Кемеровской, Новосибирской областями, на юго-западе - с Омской областью, на западе, северо-западе и севере - с Ханты-Мансийским автономным округом, на северо-востоке и востоке - с Красноярским краем. Занимает площадь 314,4 тыс. км2 (1,9% территории Российской Федерации). Административный центр - г. Томск, который находится в южной части области на берегу р. Томи.
Томская область делится на 4 городских округа, 16 муниципальных районов, 3 городских и 112 сельских поселений, 577 населенных пунктов.
Численность населения Томской области на 1 января 2022 года составила 1068,3 тыс. человек. Городское население области составляет 771,6 тысяч человек (72,2%), сельское - 296,7 тысяч человек (27,8%) *(1).
Таблица А. Численность населения Томской области (на 1 января)
Годы |
Всего, тысяч человек |
2018 |
1078,3 |
2019 |
1077,4 |
2020 |
1079,3 |
2021 |
1070,3 |
2022 |
1068,3 |
Таблица Б. Численность постоянного населения Томской области по городским округам и муниципальным районам (человек) по состоянию 01.01.2022
Муниципальные образования |
Всего |
в том числе: |
|
городские поселения |
сельские поселения |
||
Томская область |
1068304 |
771588 |
296716 |
Городской округ "Город Томск" |
591528 |
570776 |
20752 |
Городской округ "Город Кедровый" |
2938 |
1886 |
1052 |
Городской округ "Город Северск" |
111452 |
105238 |
6214 |
Городской округ "Город Стрежевой" |
38926 |
38926 |
- |
Муниципальный район Александровский |
7637 |
- |
7637 |
Муниципальный район Асиновский |
33336 |
24389 |
8947 |
Муниципальный район Бакчарский |
11486 |
- |
11486 |
Муниципальный район Верхнекетский |
15415 |
8161 |
7254 |
Муниципальный район Зырянский |
10852 |
- |
10852 |
Муниципальный район Каргасокский |
18421 |
- |
18421 |
Муниципальный район Кожевниковский |
20172 |
- |
20172 |
Муниципальный район Колпашевский |
36529 |
22212 |
14317 |
Муниципальный район Кривошеинский |
11566 |
- |
11566 |
Муниципальный район Молчановский |
12084 |
- |
12084 |
Муниципальный район Парабельский |
11936 |
- |
11936 |
Муниципальный район Первомайский |
16108 |
- |
16108 |
Муниципальный район Тегульдетский |
6006 |
- |
6006 |
Муниципальный район Томский |
81516 |
- |
81516 |
Муниципальный район Чаинский |
11405 |
- |
11405 |
Муниципальный район Шегарский |
18991 |
- |
18991 |
Основными отраслями промышленности в Томской области являются нефте- и газодобыча, химическая и нефтехимическая промышленность, нефтепереработка, машиностроение, приборостроение, атомная промышленность, лесопромышленный комплекс, пищевая промышленность, электроэнергетика, фармацевтика и металлургия.
По сведениям территориального органа федеральной службы государственной статистики по Томской области индекс промышленного производства за 2021 год по сравнению с 2020 годом увеличился на 6,2%. По добыче полезных ископаемых увеличился на 1,5%, по обрабатывающим производствам - на 11,5%, по обеспечению электрической энергией, газом и паром; кондиционированию воздуха - на 12,4%. По водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений уменьшился на 1,3%.
Объём производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий (сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, хозяйства населения) в 2021 году в сопоставимой оценке сократился в сравнении с 2020 годом на 0,6%.
В 2021 году объём работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", уменьшился по сравнению с 2020 годом на 10,8%.
На потребительском рынке Томской области за 2021 год оборот розничной торговли в товарной массе на 5,6% выше, чем в 2020 году. В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачные изделия составил 48,1%, непродовольственных товаров - 51,9%.
По итогам декабря 2021 года индекс потребительских цен (ИПЦ) к декабрю 2020 года составил 107,5%, в том числе на продовольственные товары - 110,3%, непродовольственные товары - 107,3%, услуги - 103,9%.
К концу декабря 2021 года в органах службы занятости состояло на учёте 9,4 тыс. граждан не занятых трудовой деятельностью, что на 70,4% меньше, чем в конце декабря 2020 года. Из них 7,3 тыс. человек имели статус безработного. Уровень регистрируемой безработицы составил 1,37%.
Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций в ноябре 2021 года составила 49349,4 рублей, по сравнению с ноябрем 2020 года увеличилась на 8,9%, реально (с учетом индекса потребительских цен) - на 0,9%.
При формировании территориальной схемы учитываются следующие особенности Томской области:
- основными виды экономической деятельности являются промышленность (нефте- и газодобыча, химическая и нефтехимическая промышленность, нефтепереработка, машиностроение, приборостроение, атомная промышленность, лесопромышленный комплекс, пищевая промышленность, электроэнергетика, фармацевтика и металлургия) и сельское хозяйство;
- низкая плотность населения, 72,2% которого сосредоточено в городской местности. В г. Томске, Томском районе и ЗАТО Северск проживает в общей сложности более 73% населения области;
- наличие только одного объекта обработки твердых коммунальных отходов.
Заключение
Настоящая территориальная схема обращения с отходами формирует систему обращения с отходами на территории Томской области и является обязательной для исполнения региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами и другими операторами, осуществляющими обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Томской области.
Территориальная схема обращения с отходами базируется на новой модели отношений по обращению с твердыми коммунальными отходами, сформированной Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". В соответствии с территориальной схемой формируется новая система накопления твердых коммунальных отходов, включая поэтапный переход к раздельному накоплению твердых коммунальных отходов и накоплению опасных и особо опасных отходов.
Территориальная схема обращения с отходами предусматривает строительство и реконструкцию мест размещения, перегрузки, обработки, обезвреживания и утилизации отходов. В случае невозможности реализации мероприятий, предусмотренных территориальной схемой, в территориальную схему должны быть внесены соответствующие изменения. При этом региональные операторы вправе предложить к реализации собственные проекты строительства и реконструкции объектов перегрузки, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов, обеспечивающие достижение целей, предусмотренных настоящей территориальной схемой и соглашениями об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенными между региональными операторами и уполномоченным органом субъекта РФ.
В случае экономической и экологической целесообразности в период действия территориальной схемы могут быть предложены дополнительные мероприятия по строительству объектов по утилизации и обезвреживанию отходов.
Территориальная схема включает в себя электронную модель, в которой имеется база данных для хранения и обработки всей информации по вопросам обращения с отходами на территории Томской области, финансовая модель, а также математическая модель для решения задачи оптимизации транспортных потоков, расположения и технических характеристик объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Приложения
Приложение 1. Сводная информация по источникам образования ТКО.
Приложение 2. Реестр источников образования отходов производства и потребления за исключением ТКО.
Приложение 3. Данные о количестве образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещенных отходов I - V класса опасности на территории Томской области в 2019, 2020 и 2021 годах (по данным статистической отчетности).
Приложение 4. Прогноз образования отходов производства и потребления за исключением твердых коммунальных отходов.
Приложение 5. Данные по образованию отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам.
Приложение 6. Сведения об объектах образования отходов животноводства, медицинских и биологических отходах.
Приложение 7. Расширенный баланс.
Приложение 8. Сведения о местах накопления отходов.
Приложение 9. Характеристика объектов размещения отходов производства.
Приложение 10. Объекты обезвреживания отходов.
Приложение 11. Объекты обработки отходов.
Приложение 12. Объекты утилизации отходов.
Приложение 13. Сводная информация об объектах обращения с ТКО.
Приложение 14. Характеристика объектов размещения ТКО.
Приложение 15. Баланс количественных характеристик отходов производства и потребления за исключением ТКО.
Приложение 16. Данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональными операторами.
Приложение 17. Перспективная логистическая модель.
Приложение 18. Текущая схема транспортирования ТКО.
Приложение 19. Планируемые технологические решения.
Приложение 20. Руководство пользователя с правами просмотра.
Приложение 21. Список использованной литературы.
*(1) По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области (http://www.tmsk.gks.ru).
<< Назад |
Раздел 1. >> Нахождение источников образования отходов |
|
Содержание Приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 16 ноября 2022 г. N 199 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.