Правовые основы государственной поддержки детей-сирот
Генеральная Ассамблея ООН приняла 20 ноября 1989 г. Конвенцию о правах ребенка, чья главная цель - максимальная защита прав каждого ребенка, и в особенности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Этот правовой документ высшего международного статуса публицисты справедливо именуют Великой хартией вольности для детей, мировой Конституцией прав ребенка. Конвенция была ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. В результате Россия, как правопреемник СССР по международным актам, взяла на себя обязательства по приведению национального законодательства в соответствие с этим международным актом.
В ст.20 Конвенции говорится, что "ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством".
Семейный кодекс РФ, вступивший в силу в полном объеме с 1 марта 1996 г., вобрал в себя многие положения Конвенции.
Содержание детей в государственных учреждениях
В соответствии со ст.123 СК РФ (в ред. Закона от 2 января 2000 г. N 32-ФЗ) при отсутствии возможности устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью они подлежат передаче в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).
К числу основных нормативно-правовых актов, регулирующих правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, относится Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676 (с последующими изменениями и дополнениями)*(1).
В действующем законодательстве различаются следующие виды учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- дом ребенка (для детей младенческого возраста от 0 до 1,5);
- детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный);
- детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;
- специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья могут создаваться специальные (коррекционные) образовательные учреждения следующих видов: для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших, незрячих, слабовидящих и поздноослепших, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и др. Специфика образовательного процесса определяется Минобразования РФ до согласования с Минздравом РФ. Коррекционные учреждения обеспечивают воспитанникам условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.
Учредителями государственных детских учреждений могут быть федеральные органы исполнительной власти субъектов Федерации. Учредителями муниципального учреждения являются органы местного самоуправления. Допускается совместное учредительство учреждения. Детское учреждение на основе такового положения разрабатывает свой устав, который утверждается учредителем.
Содержание и обучение воспитанников в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на основе полного государственного обеспечения. Дети младенческого возраста попадают в дом ребенка (из роддомов (отказные дети), больниц и из семей), который является учреждением здравоохранения, предназначенным для воспитания и оказания помощи детям-сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического и психического развития. Дома ребенка находятся в ведении органов здравоохранения, в отличие от остальных учреждений, которые находятся в системе органов образования. Это вызвано необходимостью квалифицированной медицинской помощи и надсмотра на первых годах жизни ребенка. Основная деятельность дома ребенка - воспитательная и лечебно-оздоровительная. Проживающие дети обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормами. Для поступивших детей на основе медицинского осмотра и оценки психофизического развития устанавливается необходимый режим и рацион питания. Выписки детей из дома ребенка производятся при переводе в детский дом системы просвещения, дом-интернат системы социального обеспечения или при передаче на усыновление, под опеку, в приемную семью.
Основными задачами образовательных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, являются:
- создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;
- обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;
- освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;
- обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников;
- охрана прав и интересов воспитанников.
В детские образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимаются: дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение которых не установлено. Родители, добровольно сдавшие ребенка, в любой момент могут взять его обратно. Дети из одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, могут содержаться раздельно только по медицинским показаниям.
На каждого ребенка, определяемого в учреждение, направляющие органы представляют:
- решение соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления о направлении в учреждение;
- направление в учреждение, выданное учредителем или ведомством, в ведении которого находится учреждение;
- свидетельство о рождении (подлинник) или заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст ребенка;
- медицинские документы о состоянии здоровья;
- документы об образовании (для детей школьного возраста);
- акт обследования условий жизни ребенка;
- сведения о родителях или лицах, их заменяющих (копии свидетельств о смерти родителей, приговора или решения суда, справка о болезни или розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);
- справку о наличии и местожительстве братьев, сестер и других близких родственников;
- документы о закреплении жилой площади, занимаемой несовершеннолетним и его родителями;
- пенсионную книжку ребенка, получающего пенсию, копию решения суда о взыскании алиментов, ценные бумаги (при получении их на ребенка родителями или лицом, их заменяющим);
- заключение психолого-медико-педагогической консультации (для детей с отклонениями в развитии).
Детям неизвестных родителей при приеме присваивают фамилию, имя и отчество и регистрируют в органах ЗАГСа на основании акта о приеме. Сведения о детях, поступивших в дом ребенка или выбывших из него, направляются в адресный стол.
Дети дошкольного возраста могут посещать дошкольные образовательные учреждения на условиях взаимных расчетов между дошкольным образовательным учреждением и детским учреждением.
В учреждении при наличии соответствующих условий могут организовываться воспитательные группы: разновозрастные (не более 8 человек), одновозрастные (до 4 лет - не более 5 человек, от 4 лет и старше - не более 10 человек).
Количество общеобразовательных классов в детских общеобразовательных учреждениях зависит от условий, созданных для образовательного процесса с учетом санитарных норм, и определяется исходя из потребности (численности). В учреждениях, где дети не только проживают, но и обучаются, наполняемость классов не должна превышать 20 человек.
По достижении детьми трех или четырех лет при наличии дефектов в физическом или психическом развитии они переводятся в детские дома или дома-интернаты системы социального обеспечения, которые бывают трех типов: для детей дошкольного возраста, для детей школьного возраста, для детей дошкольного и школьного возраста (смешанные).
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в длительном лечении, организуются общеобразовательные оздоровительные санаторные детские дома. В них направляются дети и подростки на основании специального заключения врачей. Дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия законных представителей по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, существуют специальные (коррекционные) детские дома и школы-интернаты. В них дети принимаются на основании соответствующих медицинских показаний. Воспитанники специальных (коррекционных) детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии также содержатся на полном государственном обеспечении.
При выпуске и переводе в любое другое детское учреждение воспитаннику выдаются:
- свидетельство о рождении (паспорт);
- справка о пребывании в учреждении;
- документы о состоянии здоровья;
- документ об образовании (для детей школьного возраста);
- сведения о родителях или близких родственниках;
- документы, подтверждающие его право на имущество, денежные средства, жилую площадь, ранее занимаемую им и его родителями;
- пенсионная и сберегательная книжки;
- исполнительный лист на взыскание алиментов, ценные бумаги и другие документы, если таковые имелись в личном деле.
Администрация учреждения имеет право в исключительных случаях разрешать временно (до одного года) бесплатно проживать и питаться в учреждении своим выпускникам до их трудоустройства или дальнейшего обучения.
В последние годы в жизни интернатных учреждений происходят определенные перемены: появляются смешанные детские дома, в которых живут дети в возрасте от 2 до 18 лет; внутри детских домов группы становятся разновозрастными, в них вместе живут родные братья и сестры разного возраста и т.д. Эти изменения, а также ликвидация возрастной ступенчатости в группах, проживание детей небольшими группами, имеющими родственные связи, открытый тип детского дома, способствующий широким связям детей с окружающей средой; приближение условий проживания к обычным домашним; улучшение санитарно-бытовых условий, повышение комфортности жилья создают условия для организации жизнедеятельности детей по типу "замещающей семьи" и позволяют таким учреждениям называться Домом детства.
Для обеспечения всестороннего развития граждан РФ, сохранения единства культурного и образовательного пространства Правительство РФ в конце 1997 г. приняло Типовое положение о кадетской школе (кадетской школе-интернате)*(2). Как отмечается в Положении, основные цели кадетской школы и кадетской школы-интерната - интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. В этих школах реализуются программы общего и дополнительного образования, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан. Преимущественным правом при зачислении в кадетскую школу и кадетскую школу-интернат пользуются: дети военнослужащих, проходящих военную службу в зонах военных конфликтов; дети военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей; дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, находящиеся под опекой (попечительством).
Учредителями государственной кадетской школы и школы-интерната могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации, а также муниципальной - органы местного самоуправления.
Последние годы характеризуются значительным ухудшением положения детей в интернатных учреждениях*(3). К концу 1997 г. в домах ребенка воспитывалось 11,7 тыс. детей, в школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья - 38,4 тыс. (из них 33 тыс. - с недостатками умственного развития).
Дети, оставшиеся без попечения родителей и не совершившие противоправных действий, нередко содержатся в центрах временной изоляции для несовершеннолетних, предназначенных для изоляции детей-правонарушителей, порой до 1 месяца.
Строительство же школ-интернатов идет медленно. Нуждается в обновлении и материально-техническая база интернатных учреждений (41% детских домов и школ-интернатов требует капитального ремонта, часть из них находится в аварийном состоянии, не имеет центрального отопления, водопровода и канализации).
Права и обязанности воспитанников детских домов
Основные права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях или в учреждениях социальной защиты детей, впервые в истории брачно-семейного законодательства зафиксированы в самостоятельной статье Семейного кодекса (СК). В частности, в ст.149 СК предусмотрено право детей-сирот на полное государственное обеспечение, образование, всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства; право на получение причитающихся им пенсий, пособий, алиментов; сохранение права собственности на жилое помещение, а при отсутствии жилого помещения - право на получение его в соответствии с жилищным законодательством; право на льготы при трудоустройстве.
Специально правам детей, оставшихся без попечения родителей, посвящена статья 30 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она предусматривает право детей на:
- бесплатное содержание и получение общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами;
- защиту своих прав и интересов;
- уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации;
- удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;
- защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;
- развитие своих творческих способностей и интересов;
- получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии;
- отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.
Дети находятся под постоянным медицинским наблюдением, которое обеспечивается штатным или специально закрепленным медицинским персоналом.
Реализация этих прав способствует реализации основной задачи интернатных учреждений - создания для детей благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности ребенка.
На каждого совершеннолетнего, направленного в интернатное учреждение, представляется пенсионная книжка ребенка, получающего пенсию. Причитающаяся воспитаннику пенсия подлежит перечислению на личный счет ребенка.
Если до устройства ребенка в дом ребенка, дом-интернат и другие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пенсии и пособия не были назначены или когда смерть родителей (одного из них) произошла в период пребывания ребенка в детском учреждении, администрация этого учреждения представляет в отдел социальной защиты (по месту нахождения детского учреждения) заявление о назначении пенсии и имеющиеся в ее распоряжении соответствующие документы. При необходимости отдел социальной защиты населения запрашивает все недостающие документы для назначения пенсии. В случае отсутствия документов, подтверждающих трудовой стаж родителей, ребенку назначается и выплачивается социальная пенсия.
Все вещи, которые воспитанник учреждения приобретает на свои собственные средства, являются его собственностью, о чем следует сделать пометку в личном деле несовершеннолетнего.
Следует иметь в виду, что Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ определяет общие принципы, содержащие и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Этот Закон объединяет, систематизирует все дополнительные гарантии для этих детей, которые они могут получить в сфере образования, защиты жилищных прав, права на труд, медицинского обслуживания и др.*(4).
Льготы на образование. В соответствии со ст.6 указанного Закона о дополнительных гарантиях дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение. В период обучения во всех типах государственных и муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования они зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения. Детям, потерявшим в период обучения обоих или единственного родителя, предоставляется такое же право. Воспитанники образовательных учреждений обеспечиваются сезонной одеждой и обувью по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации*(5), а также единовременным денежным пособием в сумме не менее двух минимальных размеров оплаты труда.
Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50 процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается 100 процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики. Кроме того, до окончания обучения им выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Выплата указанного пособия осуществляется в срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых образовательным учреждением из соответствующих бюджетов.
Выпускники образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования при трудоустройстве на предприятия, в учреждения и организации всех форм собственности обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее пяти минимальных размеров оплаты труда. По желанию выпускников образовательных учреждений денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, может быть выдана им или перечислена в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка РФ.
Образовательное учреждение содействует организации их лечения, предоставляя академический отпуск с выплатой стипендии и сохраняя государственное обеспечение.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном в сельской местности, на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы.
Дополнительные гарантии права медицинское обслуживание. Они предусмотрены статьей 7 Закона от 21 декабря 1996 г. N 159. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета.
Они имеют право на бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.
Дополнительные гарантии права на жилище. Согласно ст.40 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на жилище. Федеральным законодательством установлены дополнительные гарантии для каждого ребенка и сверх того определенные льготы для детей-сирот. В ст.679 ГК РФ отмечается, что в жилое помещение могут быть вселены граждане в качестве постоянно проживающих только с согласия наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно с ним проживающих. Однако при вселении несовершеннолетних детей такого согласия не требуется.
В соответствии с п.2 ст.37 ГК РФ для заключения договора купли-продажи жилой площади, одним из собственников которой является несовершеннолетний, необходимо предварительно получить разрешение органов опеки и попечительства. Согласие органов опеки и попечительства для нотариального удостоверения договора отчуждения жилья требуется в любом случае. Таким образом, при отчуждении жилья, где проживает ребенок, всегда учитываются интересы детей и принимаются все меры, чтобы не сделать ребенка бездомным. В соответствии со ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от 4 июля 1991 г. (в ред. федеральных законов от 11 августа 1994 г. N 26-ФЗ и от 28 марта 1998 г. N 50-ФЗ) жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства. В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно, с согласия их законных представителей и органов опеки (попечительства). Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств местных бюджетов.
В соответствии со ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях для детей-сирот..." в ред. от 28 марта 1998 г. N 17-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, граждане из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении или в стационарном учреждении социального обслуживания населения, в учреждении здравоохранения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в приемной семье, в детском доме, у родственников. Если указанные дети не имели закрепленного жилого помещения (согласно домовой книге до выявления и первичного устройства), то после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, они обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемой ими (или их родителями) жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение, или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.
При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов Федерации.
Требования законодательства о необходимости предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяются также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равные с собственником либо нанимателем права.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируется право собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, а также на земельные доли, права на которые были получены родителями в ходе приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса.
Дополнительные гарантии права на труд. В соответствии со ст.9 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот" от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в ред. от 2 августа 1998 г. N 17-ФЗ) органы государственной службы занятости при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет государственных средств.
Органы исполнительной власти субъектов Федерации обеспечивают профессиональную подготовку и профессиональную деятельность выпускников учреждений социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В целях поиска подходящей работы дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (в возрасте от 14 до 18 лет), ищущие работу впервые, должны зарегистрироваться в службе занятости по месту жительства и предъявить:
а) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
б) документ об образовании. Если эти граждане являются инвалидами или имеют ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья, то предъявить заключение МСЭК о рекомендуемом характере труда, индивидуальную программу реабилитации инвалида.
Предприятиям, учреждениям, организациям, создающим специальные рабочие места гражданам из числа детей-сирот, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.6 постановления Правительства РФ "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот" от 20 июня 1992 г. N 409 (в ред. от 9 июля 1992 г. N 483 и от 17 июля 1996 г. N 829) выпускникам интернатных учреждений при их трудоустройстве должны предоставляться льготы за счет средств предприятия, учреждения, организации любой формы собственности.
Для организации деятельности территориальных органов службы занятости Минтруд России принял 10 февраля 1998 г. постановление N 5, утвердившее порядок работы службы занятости по оказанию содействия таким детям в трудоустройстве*(6). Подбор работы осуществляется на общих основаниях. В случае невозможности предоставления лицам из их числа подходящей работы им предлагается пройти профессиональную подготовку (переподготовку) по направлению службы занятости.
Определенные льготы детям-сиротам установлены и при определении размеров пособия по безработице. Согласно Закону от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (п.5 ст.9), ищущим впервые и зарегистрированным в службе занятости в статусе безработного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в максимальном размере в течение 6 месяцев, т.е. на уровне прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Федерации*(7).
Решение проблемы сиротства требует комплексного подхода. Государственная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включает в себя весь спектр деятельности государства, общества и каждого человека, при осуществлении которой должны обеспечиваться их воспитание и нормальное развитие, а также профилактика данного социального явления.
Семья - естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются предпосылки нормального физического и психического развития ребенка. Вот почему защита прав ребенка на семейное воспитание является одним из принципов семейного законодательства. Признание на уровне закона (ст.121 СК РФ) приоритетности семейного воспитания детей, лишившихся по каким-либо причинам родительского попечения (передача их на усыновление, в семью опекуна (попечителя), в приемную семью), а не интернатных детских учреждений безусловно соответствует интересам самих детей. При решении вопроса об устройстве детей в семью нужно принимать во внимание, что законами субъектов Федерации могут быть определены и другие формы (кроме форм, установленных Семейным кодексом) воспитания детей-сирот, максимально приближенные к семейным. Во многих регионах Российской Федерации идет поиск таких форм. Это мини-детские дома, детские деревни SOS и др. Воспитание детей в обычных детских учреждениях (дом ребенка, детские дома и т.п.) внешне выглядит вполне благополучно. В них детям обеспечен постоянный уход, они воспитываются в коллективе, однако эти дети нередко вырастают мало приспособленными к жизни, им неизвестны элементарные мелочи повседневного быта. Психологи считают, что у детей, воспитанных в детских учреждениях, т.е. имеющих значительно больше возможностей для контактов, чем те, кто живет в семье, явно отсутствует способность к эмоциональному контакту с другими. Это объясняется тем, что интерес к ребенку как к личности практически никто не проявляет. В воспитании таких детей нет главного - постоянного контакта, совместной деятельности ребенка с одним, только ему принадлежащим взрослым.
При помещении малыша в дом ребенка в первые шесть месяцев его жизни привыкание к новым условиям проходит довольно безболезненно, а вот в возрасте от 7 месяцев до 1,5 года адаптация значительно труднее и может привести к срыву в нервной деятельности по типу психического стресса. Таким образом, устройство детей в семью, в том числе приемную, на усыновление, под опеку или попечительство или в детские дома семейного типа в большей мере способствует их более полному развитию.
К числу важнейших проблем воспитания детей, не имеющих своих семей, относится также расширение возможностей для их адаптации к окружающей среде после выхода из детского учреждения. Воспитанники детских учреждений после выхода из них часто становятся правонарушителями. Вот почему одним из главных направлений социальной практики в отношении детей-сирот должно быть формирование условий для их дальнейшего всестороннего развития.
При дальнейшем совершенствовании правового механизма необходимо учитывать, что государственная поддержка детей-сирот, государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принадлежат нескольким ведомствам: дети от рождения и до 1,5-3 лет воспитываются в домах ребенка Минздрава России, в возрасте от 1,5-3 лет и до совершеннолетия - в детских домах и интернатах Министерства образования РФ или Министерства труда и социального развития.
Нам представляется, что создание специальных государственных органов по социальной защите детей-сирот в системе одного ведомства и осуществление постоянного контроля со стороны государства и общества являются одной из центральных задач в самой ближайшей перспективе.
Л.Н. Шохина
"Гражданин и право", N 7/8 июль - август 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. постановления Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676 в ред. от 14 октября 1996 г., N 1203 от 28 августа 1997 г. N 1117 и от 30 марта 1998 г. N 366 // Сборник нормативных правовых актов по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М.: Благотворительный центр "Соучастие в судьбе", 2000. С. 61.
*(2) См.: Постановление Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. N 1427 // Российская газета. 1997. 26 ноября.
*(3) См.: Ежегодный государственный доклад "О положении детей в РФ (1997)". М., 1998.
*(4) См.: Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ в ред. Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 117-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880; 1998. N 7. Ст. 788.
*(5) См.: Постановление Правительства РФ "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 20 июня 1992 г. N 409; Азарова Е.Г. Пособия и льготы гражданам с детьми. М.: Норма, 1997. С. 203.
*(6) См.: Азарова Е.Г. Указ. соч. С. 203; Сб. нормативных правовых актов РФ и г. Москвы по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М.: Благотворительный центр "Соучастие в судьбе", 2000. С. 80.
*(7) См.: Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 (в ред. федеральных законов от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ; от 30 апреля 1999 г. N 85-ФЗ и от 17 июля 1999 г. N 117-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовые основы государственной поддержки детей-сирот
Автор
Л.Н. Шохина
"Гражданин и право", 2002, N 7/8