Правовые основы государственной поддержки детей-сирот
Проблема возвращения одиноким детям возможности расти и воспитываться в нормальной семье стоит крайне остро. Только в детских домах и интернатах сегодня живет более 200 тыс. детей*(1). Увеличение численности детей, лишенных родительского попечения, происходит на фоне уменьшения общего числа детей, проживающих в России. Так, на начало 1995 г. в России проживало 38,8 млн. детей, в том числе 460,4 тыс. детей-сирот (12%), а на начало 1998 г. - 35,9 млн детей, в том числе 596,8 тыс. детей-сирот (17%)*(2). По данным Прокуратуры России, число детей-сирот в 2000 г. возросло до 700 тыс., 90% из них - "социальные сироты". Их родители живы, но по разным причинам (алкоголизм, наркомания, нахождение в лечебных учреждениях, в местах лишения свободы и др.) не воспитывают своих детей.
Государственно-правовая охрана детства - один из важнейших принципов социальной политики, непосредственно закрепленных в ст.7, 38, 39 Конституции РФ. Впервые в Основном законе нашего государства воспитание детей рассматривается в качестве самостоятельного правового основания для социального обеспечения детей (ст.39) в виде предоставления им пенсий, пособий, компенсаций, социального обслуживания, бесплатного содержания и воспитания в детских интернатных учреждениях.
В целях решения наиболее острых проблем детства Указом Президента РФ от 18 августа 1994 г. N 1696 была утверждена Президентская программа "Дети России". В нее включены Федеральные целевые программы: "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Дети Чернобыля" и другие*(3). В рамках программы "Дети-сироты" предусмотрен комплекс мер для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современном обществе, безболезненной адаптации к современной среде жизнедеятельности.
С 1 марта 1996 г. вступил в силу действующий ныне Семейный кодекс РФ. С его принятием регулирование семейных отношений, прав и обязанностей детей приведено в соответствие с Конституцией РФ, другими федеральными законами, и прежде всего - с новым Гражданским кодексом. Семейный кодекс обогащен положениями Конвенции ООН о правах ребенка и других международных правовых актов, ратифицированных Россией. В Кодексе указано, что основные задачи семейного законодательства исходят из приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семей (п.3, ст.1). В кодексе есть специальная глава 11 "Права несовершеннолетних детей"(ст.54-60), где ребенок впервые признается самостоятельным субъектом семейных правоотношений. Каждому ребенку предоставлено право выражать свое личное мнение по вопросам, касающимся его интересов, и обращаться за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в судебные органы. Впервые в Семейный кодекс введен специальный раздел 6 "Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей". В целях расширения возможностей семейного воспитания кодекс предусматривает новый правовой институт "приемной семьи" (ст.151-155). Что касается правовых норм об опеке и попечительстве, то в них закреплены положения, выработанные практикой судебных и прокурорских органов, а также органов опеки и попечительства, органов ЗАГСа.
Судебный порядок установления усыновления вызвал к жизни специальную главу 29.1 "Установление усыновления (удочерения) ребенка", введенную в Гражданско - процессуальный кодекс РСФСР на основании Федерального закона от 21 августа 1996 г. N 124-ФЗ. С учетом новых правил государственной регистрации усыновления (удочерения) изложена гл.5 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ.7
В ст.15 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка" от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ указано, что дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления*(4).
В 1998 г. были приняты федеральные законы, внесшие дополнения и изменения: в ст.37 Жилищного кодекса РСФСР в редакции от 28 марта 1998 г. N 45-ФЗ, в ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в ред. от 28 марта 1998 г. N 50-ФЗ) и другие федеральные законы, касающиеся социальных прав детей-сирот.
Центральное место в защите интересов детей-сирот занял Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с последующими изменениями и дополнениями*(5). В соответствии с данным законом детьми-сиротами считаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения обоих или единственного родителя в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся также и лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения обоих или единственного родителя и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии конституционного права на образование, прав на имущество и жилое помещение, права на труд.
Разница в социальных правах указанных детей в основном в том, что дети-сироты пользуются правом на пенсию по случаю потери кормильца или социальную пенсию в повышенном размере, а на детей, оставшихся без попечения родителей, взыскиваются с их родителей алименты и выплачиваются опекуну (попечителю) или приемным родителям либо зачисляются на счета детских учреждений отдельно по каждому ребенку, находящемуся на содержании в таких учреждениях (ст.84 Семейного кодекса).
Защита прав и интересов детей в случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства, являющиеся органами местного самоуправления*(6).
Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяется указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ, Семейным кодексом РФ и Гражданским кодексом РФ. Ни одно иное юридическое или физическое лицо, кроме органов опеки и попечительства, не вправе осуществлять профессиональную деятельность по выявлению и устройству детей. Эти органы обязаны осуществлять меры по выявлению, устройству и осуществлению последующего контроля за условиями жизни детей. Между тем, все должностные лица, учреждения, организации и граждане обязаны в семидневный срок сообщать в органы опеки и попечительства сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, оказавшиеся в их распоряжении. Краткий срок установлен для того, чтобы не допустить установления детскими учреждениями непосредственных контактов с лицами, желающими получить ребенка на воспитание, или их посредниками.
Обязанность предоставлять первичные сведения о детях возлагается на руководителей детских лечебных или воспитательных учреждений. Часто ими оказываются медицинские учреждения, получающие первыми сведения о несчастных случаях, а также дошкольные и образовательные учреждения, которые посещают дети. Органы опеки и попечительства обязаны в течение трех дней провести обследование условий жизни детей, принять меры к их временному устройству и выполнять функции законных представителей. Если передача ребенка родственникам или иным близким лицам невозможна, дети временно помещаются в детские учреждения.
В соответствии со ст.122 Семейного кодекса (в редакции ФЗ от 27 июня 1998 г. N 94-ФЗ)*(7) орган опеки и попечительства в течение месяца со дня установления факта утраты родительского попечения обеспечивает устройство ребенка в семью по месту его фактического проживания. Если решить этот вопрос не представляется возможным, сведения о ребенке направляются органами опеки и попечительства одновременно в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого проживает ребенок (в региональный банк данных). Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти (Министерство образования РФ), ведущий централизованный учет (федеральный банк данных).
Основная цель формирования регионального и федерального банков данных о детях, оставшихся без попечения родителей, - оказание содействия в поиске каждому ребенку семьи на территории РФ. Однако при нахождении такой семьи ни региональные, ни федеральные органы исполнительной власти не вправе подменять органы опеки и попечительства в установлении факта, соответствует ли передача ребенка в данную семью его интересам или нет.
При невозможности передать ребенка в семью на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью на территории РФ, ребенок может быть передан на усыновление иностранным гражданам по истечении трех месяцев со дня постановки ребенка на централизованный учет.
Ныне порядок формирования и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, предусмотрен Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ*(8). Как отмечается в законе, цель создания государственного банка данных о таких детях - осуществление учета детей, оставшихся без попечения родителей; оказание содействия в устройстве таких детей в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на ее территории; создание условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей.
Обязательными требованиями к формированию и использованию государственного банка данных о детях являются:
стандартизация документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, и ее программно-техническое обеспечение (в том числе унификация процессов ввода, обработки, хранения, восстановления, дублирования и предоставления информации) в целях создания единой коммуникационной среды региональных банков данных о детях и федерального банка данных о них;
защита документированной информации от утечки, хищения, утраты, подделки, искажения и несанкционированного доступа к ней и другие требования (ст.4 закона).
Государственный банк данных о детях формируется как информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации, с учетом ст.122 Семейного кодекса РФ.
Для формирования регионального банка данных о детях органы опеки и попечительства обязаны предоставлять "региональному оператору" (органу исполнительной власти субъекта Федерации, который организует устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи) сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью по месту его фактического нахождения в течение месяца со дня получения таких сведений.
Для формирования федерального банка данных о детях региональные операторы обязаны предоставлять "федеральному оператору" (федеральному органу исполнительной власти) сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, если в течение месяца им не удалось организовать устройство детей в семьи граждан, проживающих на территории субъекта Федерации.
Закон содержит подробное описание требований, предъявляемых к документированной информации (ст.6, 7 Закона от 16 апреля 2001 г.). На каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей, составляется анкета, а также на граждан, желающих принять на воспитание детей в свои семьи.
Документированная информация о гражданах, желающих принять детей на воспитание, осуществляется на основании их заявлений в письменной форме, при наличии у них установленных законом оснований быть усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями. В соответствии с российским законодательством в области информации, информатизации и защиты информации "анкета ребенка" и "анкета гражданина" относятся к конфиденциальной информации. Использование федеральным и региональными операторами информации о детях-сиротах в коммерческих целях не допускается.
Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", вступает в силу в течение 6 месяцев со дня официального опубликования. Хочется надеяться, что этот закон и принятые для его реализации соответствующие нормативные правовые акты станут правовым механизмом устройства осиротевших детей в семьи для полноценного их развития.
В российском законодательстве предусмотрены четыре формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья и детский дом семейного типа как разновидность приемной семьи. В Семейном кодексе (ст.125 в редакции Федерального закона от 27 июня 1998 г. N 94-ФЗ)*(9) усыновление или удочерение (далее - усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Усыновление*(10). Усыновление несовершеннолетних - это юридический акт, в силу которого между усыновителем и ребенком устанавливаются такие же правовые отношения, какие существуют между родителями и детьми по происхождению. Тайна усыновления охраняется законом.
Усыновление возможно в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на ее территории, либо на усыновление родственникам детей, независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Для установления усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком. Согласно ст.127 Кодекса (в ред. Федерального закона от 27 июня 1998 г. N 94-ФЗ), не пользуются правом на усыновление лица, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель), а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям.
Прожиточный минимум призван служить стандартом минимального материального обеспечения, социальной поддержки малоимущих слоев населения. К сожалению, прожиточный минимум на сегодняшний день установлен только в 7 регионах из 89. Его отсутствие в 82 регионах напрямую затрагивает интересы россиян. В каждом регионе прожиточный минимум утверждается местными органами с учетом природно-климатических условий, национальных и иных традиций, местных особенностей. Однако объявлять его во многих регионах не хотят. Главная причина - нехватка средств в региональных бюджетах*(11).
Семейный кодекс РФ впервые в истории российского законодательства ввел судебный порядок усыновления*(12).
Дела об установлении усыновления ребенка рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей (усыновителя, представителя), органа опеки и попечительства, а также прокурора (п.1 ст.263-4 ГПК РСФСР в ред. от 25 июня 1998 г. N 90-ФЗ). Статьи 263-1 - 263-2 гл. 29.1 "Установление усыновления (удочерения)" ГПК РСФСР, введенной Федеральным законом от 25 августа 1996 г. N 124-ФЗ*(13), содержат требования, предъявляемые к заявлению об установлении усыновления, предусматривая перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению, а также к заключению органа опеки и попечительства. Заявление об установлении усыновления или удочерения ребенка подается гражданами РФ, желающими усыновить ребенка, в районный суд по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка. Что касается граждан РФ, постоянно проживающих за пределами территории РФ, иностранных граждан или лиц без гражданства, желающих усыновить ребенка, являющегося гражданином РФ, то они подают заявление об установлении усыновления ребенка соответственно в верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа по месту жительства усыновляемого ребенка.
К заключению органа опеки и попечительства должны быть приложены:
1) акт обследования условий жизни усыновителей (усыновителя), составленный органом опеки и попечительства по месту жительства усыновляемого ребенка или по месту жительства усыновителей (ля);
2) свидетельство о рождении усыновляемого ребенка;
3) медицинское заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии усыновляемого ребенка;
4) согласие усыновляемого ребенка, достигшего 10 лет, на усыновление, а также возможные изменения его имени, отчества, фамилии и запись усыновителей (ля) в качестве его родителей (за исключением случаев, если такое согласие в соответствии с законом не требуется);
5) согласие на усыновление ребенка его опекуна (попечителя), приемных родителей или руководства учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей;
6) при усыновлении ребенка гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства, не являющимися родственниками ребенка, документ, подтверждающий наличие сведений об усыновляемом ребенке в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также документы, подтверждающие невозможность передачи ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, или на усыновление родственникам ребенка, независимо от гражданства и места жительства этих родственников (ст.263-3 ГПК РСФСР).
Суд при необходимости может затребовать и иные сведения об усыновителе, в том числе: справку с места работы о занимаемой должности и зарплате либо копию декларации (иной документ) о доходах; документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение и другие документы, предусмотренные статьями 263-2, 263-3 ГПК. При усыновлении ребенка иностранными гражданами предоставляются: заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители, - об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями, а также документ, подтверждающий наличие сведений об усыновляемом ребенке в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей; разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка и его постоянное жительство на территории (ст.263-2, часть 2, п.7 и ст.263-3 ГПК РФ).
Закон не содержит каких-либо ограничений в отношении усыновления больных детей. Однако лицо, усыновляющее ребенка, должно знать о состоянии его здоровья. Поэтому ребенок до усыновления проходит обследование экспертной медицинской комиссией, которая дает заключение о состоянии его здоровья, а также о физическом и умственном развитии.
Усыновленные и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным и их потомству приравниваются в личных неимущественных правах и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению, независимо от того, записаны ли усыновители в качестве родителей (ст.137 СК РФ).
Если родители умерли, то по просьбе деда и бабушки могут быть сохранены права и обязанности по отношению к родственникам умершего родителя, если этого требуют интересы ребенка.
Статья 140 Семейного кодекса допускает прекращение отношений по усыновлению только в судебном порядке. Срок исковой давности для требования об отмене усыновления не установлен. Во всех случаях орган опеки и попечительства обязан представить суду акт обследования условий жизни усыновленного ребенка и основанное на нем заключение по существу спора*(14).
При одновременном усыновлении нескольких детей об усыновлении каждого из них выносится отдельное судебное решение. В течение трех дней со дня вступления решения в законную силу суд направляет выписку из него в орган ЗАГСа по месту вынесения решения для государственной регистрации усыновления ребенка в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".
Введение судебного порядка усыновления, к сожалению, повлекло за собой снижение числа усыновленных детей. При этом на 25%, по сравнению с 1996 г., сократилось число детей-сирот, усыновленных российскими гражданами, и на 30% усыновление детей отчимами и мачехами, которые не всегда хотят обращаться со своей просьбой в суд*(15).
Сказалось на числе усыновлений и падение уровня жизни населения, а также резкое ухудшение показателей здоровья малолетних детей, находящихся в домах ребенка. Негативные процессы, происходящие в современной России, повлияли на рост усыновления российских детей иностранными гражданами. По данным НИИ детства РДФ в 1997 г. ими было усыновлено 5739, детей или около 30% числа детей, усыновленных россиянами. Причин для этого много, но все-таки усыновление российских детей иностранными гражданами по общему правилу продиктовано соображениями гуманности и человеколюбия.
Усыновление детей гражданами другого государства - явление широко распространенное в мире. Устройство этих детей - объективная необходимость: повсюду возникают "горячие точки" и другие трудные ситуации. В Семейном кодексе закреплено положение о том, что усыновление детей иностранными гражданами допускается при невозможности устроить в российскую семью или к родственникам ребенка, независимо от их гражданства и проживания. Возможность международного усыновления возникает спустя 3 месяца со дня постановки ребенка на учет в государственном банке данных. В соответствии с п.3 ст.165 СК РФ, защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами России и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории России (если иное не предусмотрено международным договором), осуществляется консульскими учреждениями РФ, в которых указанные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия.
В семьи иностранных граждан могут быть переданы как здоровые дети, так и с отклонениями в развитии, дети-инвалиды, дети с отягченной наследственностью. С просьбой об усыновлении ребенка иностранные граждане обращаются в исполнительные органы субъектов РФ. При этом они должны представить необходимые документы, в том числе заявление каждого супруга-усыновителя. Если усыновляет только один из них, то обязательно наличие согласия другого супруга. Должны быть указаны фамилия, имя, отчество заявителей; домашний адрес; желаемый возраст и пол усыновляемого ребенка; возможные изменения данных о ребенке (фамилия, имя, дата рождениям); осведомленность о его здоровье. Обязательно должно быть представлено заключение об условиях жизни и быта усыновителя (Homestudy), произведенное компетентным органом страны, где проживают кандидаты в усыновители. Здесь указываются биографические данные, состав семьи, наличие детей, их пол и возраст, необходимы документы о доходах; справка с места работы, из банка; медицинское заключение о состоянии здоровья каждого усыновителя. Также предъявляется документ, выдаваемый компетентным органом страны проживания кандидатов в усыновители, где подтверждается право на усыновление ребенка. Указанные документы обязательно переводятся на русский язык и удостоверяются в нотариальной конторе.
При производстве усыновления иностранными гражданами на территории России учитываются законы семейного права того государства, гражданином которого является кандидат в усыновители. И здесь в первую очередь учитываются интересы детей, соблюдаются требования российского законодательства: спрашивается согласие самого ребенка, достигшего возраста 10 лет, на усыновление, согласие его родителей или заменяющих их лиц.
Усыновление иностранными гражданами ребенка, являющегося гражданином РФ, осуществляется судом субъекта Федерации*(16).
В целях координации деятельности федеральных органов государственной власти по реализации государственной политики в области усыновления (удочерения) иностранными гражданами детей, являющихся гражданами РФ, и обеспечения эффективной защиты их прав и законных интересов Правительство РФ 28 марта 2000 г. приняло постановление, утвердившее Положение о Межведомственном комитете по вопросам усыновления (удочерения) иностранными гражданами детей, являющихся гражданами РФ, а также постановление N 268, утвердившее Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением. В соответствии с последним постановлением разрешение на открытие представительства иностранной организацией (аккредитацию) выдается некоммерческим иностранным организациям, осуществляющим деятельность по усыновлению детей на территории своего государства не менее пяти лет на момент подачи заявления об аккредитации. Иностранные организации, желающие открыть представительство на территории РФ, подают в Минобразование РФ заявление с приложением необходимых документов. Решение об аккредитации представительства иностранной организации принимает Минобразования РФ по согласованию с МИДом РФ, МВД РФ и Минюстом РФ.
Правила постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, подробно рассмотрены в постановлении Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275.
Опека (попечительство). Опека (попечительство) над несовершеннолетними детьми, утратившими родительское попечение, - наиболее распространенная форма семейного воспитания. Каждый второй такой ребенок воспитывается опекуном или попечителем*(17). Опекуны выполняют все обязанности родителей. Государство со своей стороны гарантирует материальное обеспечение подопечного ребенка путем выплаты средств на его содержание в соответствии с законом. Вопросам опеки и попечительства посвящены статьи 31-40 Гражданского кодекса РФ и статьи 145-150 гл.20 Семейного кодекса РФ. Цель опеки и попечительства - восполнить недостающую дееспособность определенной категории правоспособных граждан, полностью или частично не обладающих дееспособностью, и защитить их интересы. Опека и попечительство устанавливаются над несовершеннолетними детьми в силу их возраста. Этот правовой институт позволяет осуществлять приобретение и реализацию гражданских прав и обязанностей (за исключением тех, которые носят сугубо личностный характер и не могут быть осуществлены через представителя) недееспособными или не полностью дееспособными детьми с помощью полностью дееспособных людей, действующих в роли опекунов и попечителей.
В соответствии с гражданским законодательством, опека устанавливается над малолетними детьми в возрасте до 14 лет. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки (ст.32, 33 ГК РФ). По достижении малолетним подопечным 14 лет опека над ним прекращается, а его опекун становится попечителем без дополнительного решения об этом (п.2 ст.40 ГК РФ).
Попечительство устанавливается над несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет (ст.32, 33 ГК РФ). Попечитель не является законным представителем подопечного. Попечитель осуществляет контроль путем дачи согласия (письменного) на совершение тех сделок, которые гражданин не вправе совершать самостоятельно; оказывает содействие в осуществлении подопечным своих прав и исполнении обязанностей; охраняют от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Основные различия между опекой и попечительством состоят в объеме гражданско-правовых обязанностей, которые закон возлагает на опекунов и попечителей, исходя из объема дееспособности их подопечных. Опекуном (попечителем) назначаются только совершеннолетние дееспособные лица, преимущественно близкие подопечному. Закон запрещает назначение опекунами и попечителями лиц, лишенных родительских прав (ст.35 ГК РФ). Назначение опекуна (попечителя) осуществляется постановлением главы районной, городской, районной в городе администрации по месту жительства лица, нуждающегося в этом, или по месту жительства опекуна (попечителя). Опекунские обязанности в отношении ребенка исполняются безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) выплачиваются ежемесячно денежные средства (пособие) в порядке и размере, установленными Правительством РФ, на уровне не ниже средств на содержание ребенка в детском интернатном учреждении.
Надзор за деятельностью опекуна (попечителя) осуществляется органами опеки и попечительства, отделами или управлениями народного образования путем обследования условий, в которых находится несовершеннолетний; подыскания кандидатуры опекуна (попечителя); подготовки материалов, необходимых для назначения опекуна (попечителя) либо для отстранения (освобождения) его от обязанностей; оказания помощи в воспитании подопечного. Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, обмену, дарению имущества, сдаче его в наем (аренду), в безвозмездное пользование или в залог, разделу имущества или выделению из него доли, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав (отказ от наследства, неприятие имущества в дар) и влекущих уменьшение имущества подопечного. Только с согласия органов опеки и попечительства опекуном могут расходоваться доходы подопечного, за исключением сумм, необходимых для содержания подопечного. Опекуны (попечители), их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечными, за исключением безвозмездных сделок, направленных к выгоде подопечного.
Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно (п.5 ст.150 СК РФ). Опекун (попечитель) имеет право и обязан воспитывать своего подопечного, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Он обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования. При этом, опекун (попечитель) не имеет права на жилую площадь и имущество подопечного, а подопечный - права на жилищную площадь и имущество опекуна (попечителя).
Ненадлежащее выполнение опекунских (попечительских) обязанностей влечет отстранение от исполнения обязанностей на основе постановления главы местной администрации.
Возможно освобождение от исполнения обязанностей опекуна (попечителя) и по его просьбе при наличии уважительных причин для этого (болезни, изменения имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с подопечным).
Опека прекращается над несовершеннолетними автоматически по достижении ими 14-летнего возраста (заменяется попечительством), а попечительство - по достижении подопечным 18 лет или при вступлении в брак, либо в случаях приобретения полной дееспособности*(18). Опекуны и попечители обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание допускается лишь с разрешения органа опеки и попечительства и только в отношении подопечных, достигших 16 лет, при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании подопечного и на защите его прав и интересов (п.2 ст.36 ГК РФ).
Детям, находящимся на полном государственном обеспечении в воспитательных и лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения, других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрацию указанных учреждений. Временное помещение ребенка в такое учреждение опекуном (попечителем) не прекращает его прав и обязанностей в отношении этого ребенка (п.1 ст.147 СК РФ).
Приемная семья. Понятие приемной семьи впервые определено в Семейном кодексе РФ 1995 г.*(19). Приемная семья - одна из новых семейных форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок, передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья - приемной семьей.
Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.
Приемная семья (как субъект возникших правоотношений) образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями, желающими взять его (их) на воспитание. Дети передаются в приемную семью на срок, предусмотренный договором, но не более чем до достижения ими 18 лет. На воспитание в приемные семьи передаются дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе находящиеся в воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения. По согласованию с органами опеки и попечительства, приемным родителем осуществляется выбор ребенка. Ребенок, достигший возраста 10 лет, передается в приемную семью только с его согласия.
Приемные родители наделяются правами и обязанностями опекунов (попечителей). В отличие от опекунов (попечителей), приемные родители имеют право на оплату труда. 17 июля 1996 г. Правительство РФ приняло постановление N 829, утвердившее Положение о приемной семье*(20). В соответствии с данным Положением договор об образовании приемной семьи заключается в письменной форме и утверждается органом местного самоуправления. Договор должен включать:
условия содержания и воспитания детей;
права и обязанности приемных родителей, оплату их труда;
обязанности по отношению к такой семье органов опеки и попечительства;
основания и последствия прекращения договора.
Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений.
Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние люди обоего пола.
Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие наличие жилья у лиц (лица), желающих взять ребенка (детей); копия декларации о доходах или справка с места работы о размере заработной платы; медицинская справка о состоянии здоровья.
Для подготовки заключения о возможности быть приемными родителями орган опеки и попечительства составляет акт обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью.
Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью может быть, к сожалению, расторгнут досрочно по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, изменения семейного или имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с ребенком, конфликтных отношений между детьми и других), а также по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка, в случае возвращения ребенка (детей) родителям или усыновления ребенка (детей).
Таким образом, совершеннолетие, способность воспитывать и содержать детей, создать для них благоприятную семейную обстановку - главные требования, предъявляемые к приемным родителям.
Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию и другие социальные выплаты, а также право пользования жилым помещением. При отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством*(21). Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье помощь, способствовать созданию нормальных условий жизни для воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль за выполнением приемными родителями возложенных на них обязанностей по воспитанию и содержанию детей.
Средства, выделяемые на содержание детей в приемной семье, определяются договором и не должны быть ниже установленных размеров выплат на содержание детей в интернатных детских учреждениях.
Детский дом семейного типа. Перспективной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, наряду с приемными семьями по-прежнему являются детские дома семейного типа. Правительство РФ 19 марта 2001 г. приняло постановление "О детских домах семейного типа" и утвердило Правила организации детского дома семейного типа*(22). В этом документе отмечается, что основной задачей детского дома семейного типа является создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семьи.
Такой дом организуется на базе семьи при желании обоих супругов, находящихся в зарегистрированном браке, взять на воспитание не менее пяти и не более десяти детей. При этом должны обязательно учитываться мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе детей, а с 10-летнего возраста требуется их согласие. Общее количество детей, включая родных и усыновленных (удочеренных), не должно превышать 12 человек. Детский дом семейного типа создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления.
Для получения заключения о возможности быть воспитателями и взять на воспитание детей супруги подают в органы опеки и попечительства по месту своего жительства соответствующее заявление и представляют следующие документы:
заверенные в установленном порядке копии документов об образовании и свидетельства о браке;
медицинское заключение лечебно-профилактического учреждения (поликлиники и т. п.) о состоянии здоровья;
выписку из трудовой книжки;
паспорт.
Органы опеки и попечительства на основании заявления, приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни супругов составляют заключение в течение одного месяца со дня подачи заявления. Предпочтение отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями).
На ребенка, передаваемого на воспитание в семейный детский дом, орган опеки и попечительства наряду с направлением в данный дом представляет документы:
о закреплении за несовершеннолетним ранее занимаемой им жилой площади; о праве собственности на жилое помещение и (или) иное имущество;
копию решения суда о взыскании алиментов; документы, подтверждающие право на пенсию; документы о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении;
заключение психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий в отношении детей с отклонениями в развитии;
справку о наличии и местонахождении братьев, сестер и других близких родственников (подробнее об этом см. в п.9 Правил) и другие документы.
Семейный детский дом финансируется учредителем, исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот.
На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Они пользуются преимущественным правом на получение для детей путевок, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха и санатории для совместного с детьми отдыха и лечения.
Ограничение по состоянию здоровья для усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей и воспитателей детских домой семейного типа. Семейный кодекс РФ (п.1 ст.127, п.1 ст.146 и п.1 ст.153) предусматривает ограничения для лиц, состояние здоровья которых не позволяет им выполнять родительские обязанности (когда речь идет об усыновлении) или обязанности по воспитанию ребенка при решении вопроса о назначении опекуна (попечителя), о передаче ребенка в приемную семью, детский дом семейного типа. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержден постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542*(23). Он включает следующие заболевания: туберкулез активный и хронический всех форм локализации у больных 1, 2 и 5 групп диспансерного учета; заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата и в стадии декомпенсации; злокачественные онкологические заболевания всех локализаций; наркоманию, токсикоманию, алкоголизм; инфекционные заболевания, при которых признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I, II групп, исключающие трудоспособность.
Пособия на подопечных, усыновленных детей в приемных семьях. Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"*(24) на указанных детей, переданных в семьи граждан, распространены нормы материального обеспечения и льготы, установленные для детских учреждений. Приказом Министерства образования РФ от 16 февраля 1993 г. N 50 утверждено Положение о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)*(25), согласно которому денежные средства назначаются на подопечных детей, если они являются сиротами, либо если их родители не в состоянии лично воспитывать детей по определенным причинам, перечисленным в Положении. К ним относятся: лишение родительских прав; признание родителей в установленном порядке недееспособными, ограниченно дееспособными либо безвестно отсутствующими; объявление их умершими; длительная болезнь, препятствующая выполнению родительских обязанностей; отбывание наказания в местах лишения свободы; нахождение под стражей в период следствия; розыск родителей органами внутренних дел как уклоняющихся от уплаты алиментов или неустановление сведений об их местоположении (п.2 Положения).
Денежные средства не назначаются и не выплачиваются на тех подопечных, которые находятся в образовательных учреждениях на полном государственном обеспечении или содержатся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения. Вопрос о назначении денежных средств решается, как правило, одновременно с установлением опеки или попечительства. Если право на получение этих средств возникает после установления опеки (попечительства), заявление об их назначении с приложением необходимых документов подается опекуном (попечителем) в орган управления образованием, на учете которого состоит подопечный. Назначаются денежные средства постановлением или распоряжением местной администрации. Их размер определяется, исходя из фактических цен в данном регионе на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь, необходимые подопечному по натуральным нормам, установленным совместным приказом Минобразования РФ и Минздрава РФ от 5 ноября 1992 г. N 404/285. Денежные средства назначаются и выплачиваются до достижения подопечным 16-летнего (учащимся - 18-летнего) возраста. Выплата может быть прекращена и ранее, например при освобождении опекуна (попечителя) от выполнения своих обязанностей, при устройстве подопечного в дом ребенка, детский дом или другое детское учреждение, при его усыновлении и т. п.
Как отмечалось, ежемесячная выплата денежных средств предусмотрена и на содержание каждого приемного ребенка. Органы местного самоуправления, исходя из установленных норм материального обеспечения, выделяют на приемных детей денежные средства по фактически сложившимся ценам в данном регионе. Размер денежных средств, необходимых для содержания приемных детей, пересчитывается ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги. Эти денежные средства должны ежемесячно, не позднее 20 числа предыдущего месяца, перечисляться на банковские счета приемных родителей. Органы местного самоуправления, исходя из принимаемых ими решений, выделяют приемным семьям денежные средства на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания (п.30 Положения о приемной семье)*(26).
Получение приемными родителями денежных средств на содержание детей служит основанием для отказа в назначении и выплате на этих детей ежемесячного пособия, установленного Законом от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"*(27). Что касается усыновителей, то они имеют право на ежемесячное пособие (в размере 70% минимальной оплаты труда) со дня усыновления на каждого ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащихся общеобразовательного учреждения - до окончания ими срока обучения, но не более, чем до достижения ими 18 лет) наравне с родителями, если среднедушевой доход в семье не превышает величину прожиточного минимума в субъекте РФ. В отношении иных видов пособий, предусмотренных данным законом (единовременного - при рождении ребенка - в пятнадцатикратном размере минимальной оплаты труда; ежемесячного - по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет - в двукратном размере минимальной оплаты труда с учетом ежемесячной компенсации - в размере 25% МОТ), таких ограничений не предусмотрено. Законодательством специально установлен правовой механизм выплат пособий в период отпуска по уходу за усыновленным ребенком по аналогии с пособием по беременности и родам. Так, согласно Закону "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ (с изменениями и дополнениями), а также ст.165 и 168 КЗОТ РФ, работникам, усыновившим ребенка, предоставляется отпуск за период со дня усыновления и до истечения 70 дней (при усыновлении двух и более детей - 110 дней) со дня рождения ребенка. Женщинам, усыновившим ребенка, по их желанию вместо указанного отпуска предоставляется отпуск по беременности и родам на период со дня усыновления ребенка до истечения 70 дней, а при одновременном усыновлении двух и более детей - 110 календарных дней со дня рождения ребенка*(28).
Право на единовременное пособие (по аналогии с пособием при рождении ребенка) имеют лица, заменяющие родителей, в том числе усыновители, опекуны, приемные родители, если усыновление, опека установлены в возрасте ребенка до 3 месяцев.
Алименты. Согласно ст.71 Семейного кодекса РФ лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка. Алименты*(29) (лат. alimentum - пища, питание) имеют своей целью не только предоставить необходимые средства для существования, но по возможности сохранить тот уровень жизни, который имели, в частности, дети до отобрания их у родителей или лишения их родительских прав. В соответствии со ст.84 Семейного кодекса на детей, оставшихся без попечения родителей, алименты взыскиваются с их родителей на общих основаниях, т.е. по решению суда (при отсутствии соглашения об уплате алиментов) соответственно в размере: на одного ребенка - 1/4, на двух детей - 1/3, на 3-х и более детей - 50% заработка и (или) иного дохода родителей. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
При отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов и в случаях, если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок и (или) иной доход, либо если этот родитель получает заработок и (или) иной доход полностью или частично в натуре или в иностранной валюте, либо если у него вообще отсутствует заработок и (или) иной доход, если взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителя невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон, а также в других случаях, суд вправе определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой денежной сумме или одновременно в долях и в твердой денежной сумме (ст.83 СК РФ)
Индексация размера алиментов, уплачиваемых по соглашению об уплате алиментов, производится в соответствии с этим соглашением. Если в соглашении об уплате алиментов не предусматривается порядок индексации, индексация производится в соответствии со ст.117 Семейного кодекса: индексация алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, производится администрацией организации по месту удержания алиментов пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда. В целях индексации размер алиментов устанавливается судом в твердой сумме, соответствующей определенному числу минимальных размеров оплаты труда.
Алименты на детей, оставшихся без попечения родителей, выплачиваются опекуну (попечителю) детей или их приемным родителям.
На детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и в других аналогичных учреждениях, алименты взыскиваются на тех же условиях, что и на других детей. Они зачисляются на счета этих учреждений, где учитываются отдельно по каждому ребенку. Указанные учреждения вправе помещать эти суммы в банки. 50% дохода от обращения поступивших сумм алиментов используется на содержание детей в указанных учреждениях. При оставлении ребенком такого учреждения сумма полученных на него алиментов и 50% дохода от их обращения зачисляются на счет, открытый на имя ребенка в отделении Сберегательного банка РФ (п.2 ст.84 СК РФ).
* * *
Таким образом, в данной статье рассмотрены правовые вопросы выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семейных условиях; создания государственного банка данных о таких детях, а также условий передачи детей в семьи на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью или детский дом семейного типа. Кроме того, в статье затронуты вопросы обеспечения пособиями подопечных, усыновленных детей и детей в приемных семьях.
Вопросы пенсионного обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, в виде социальных пенсий, трудовых пенсий по случаю потери кормильца и по инвалидности; воспитания и содержания таких детей в государственных детских учреждениях, а также предусмотренных для них законодательством дополнительных гарантий в осуществлении конституционных социальных прав на образование, медицинское обслуживание, на жилище и защиту от безработицы будут подробно рассмотрены в дальнейшем.
Л.Н. Шохина
"Гражданин и право", N 1, январь 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Российская газета. 2000. 13 апреля. С.4.
*(2) См.: Ежегодный государственный доклад "О положении детей в РФ (1997)". М., 1998. С.40.
*(3) Основные направления социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 г. Утверждены Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. N 942. // СЗ РФ. 1995. N 38. Ст.3664.
*(4) См.: СЗ РФ. 1998. N 31. Ст.3809.
*(5) См.: СЗ РФ. 1996. N 52. Ст.5880; 1998. N 7. Ст.788.
*(6) См.: Статья 34 Гражданского кодекса РФ (часть 1) и ст.121-123 гл.18 Семейного кодекса РФ "Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей".
*(7) См.: СЗ РФ. 1998. N 26. Ст.3014.
*(8) Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей". // СЗ РФ. 2001. N 17. Ст.1643.
*(9) См.: СЗ РФ. 1998. N 26. Ст.3014.
*(10) См. гл.19 "Усыновление (удочерение) детей" (ст.124-144 Семейного кодекса РФ).
*(11) См.: Труд. 2001. 31 июля.
*(12) Ст.125 Семейного кодекса РФ.
*(13) См.: ГПК РСФСР с изменениями и дополнениями. М.-Спб., 1998.
*(14) См.: Комментарий к Семейному кодексу РФ. М.: БЭК. С.343-348.
*(15) См.: Нечаева А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., 2000. С.236-238.
*(16) Статья 362-1 ГПК РСФСР в ред. от 25 июня 1998 г. N 90-ФЗ.
*(17) Ежегодный государственный доклад "О положении детей в России (1997)". М., 1998. С.41.
*(18) См.: Статья 27 ГК РФ "Эмансипация".
*(19) Глава 21 СК РФ "Приемная семья" (ст.151-155).
*(20) См.: СЗ РФ. 1996. N 31. Ст.3721.
*(21) См.: Статья 37 Жилищного кодекса РФ в редакции ФЗ от 28 марта 1998 г. N 45-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 26. Ст.3010.
*(22) См.: СЗ РФ. 2001. N 13. Ст.1251.
*(23) См.: СЗ РФ. 1996. N 19. Ст.2304.
*(24) См.: Азарова Е.Г. Пособия и льготы гражданам с детьми. Комментарий законодательства. М., 1997. С.136, 203.
*(25) См.: Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1993. N 6.
*(26) См.: СЗ РФ. 1996., N 31. Ст.3721.
*(27) См.: Статья 16-19 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в ред. Федеральных законов от 29 июля 1998 г. N 134-ФЗ, 30 мая 2001 г. N 66-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1929; 1998. N 31. Ст.3812; N 23. Ст.2284.
*(28) См.: Статья 168 КЗОТ РФ в ред. Федерального закона от 10 июля 2001 г. N 90-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст.2945.
*(29) См.: Глава 13 "Алиментные обязательства родителей и детей" (ст.80-88 СК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовые основы государственной поддержки детей-сирот
Автор
Л.Н. Шохина
"Гражданин и право", 2002, N 1