Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федеральной службы
по надзору в сфере здравоохранения
N 11084 от 24.11.2022 г.
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности в 2023 году
Настоящая программа профилактических мероприятий, направленных на предупреждение причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - Программа), устанавливает порядок проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, соблюдение которых оценивается в рамках исполнения государственной функции - федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности (далее - государственный контроль).
I. Анализ текущего состояния осуществления государственного контроля, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Подконтрольными субъектами при осуществлении государственного контроля являются:
медицинские организации;
медицинские работники;
фармацевтические организации;
фармацевтические работники;
государственные внебюджетные фонды;
индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность;
индивидуальные предприниматели, осуществляющие фармацевтическую деятельность.
Общее количество медицинских организаций, осуществляющих медицинскую деятельность - 97229, среди них имеющие категории риска:
чрезвычайно высокий риск - 34 (0,1 %);
высокий риск - 262 (0,3 %);
значительный риск - 947 (0,9 %);
средний риск - 2381 (2,4 %);
умеренный риск - 6877 (7,1 %);
низкий риск - 86728 (89,2 %).
Главными приоритетами для Росздравнадзора в 2023 году остаются:
- контроль соблюдения прав граждан Российской Федерации в целях оказания качественной, доступной и безопасной медицинской помощи и достижение результатов реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в сфере охраны здоровья;
- повышение эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности в целях оперативного преодоления новых вызовов в период распространения новой коронавирусной инфекции в системе здравоохранения;
- усиление роли профилактических мероприятий в контрольной (надзорной) деятельности.
С 01.07.2021 контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 N 1048.
Нормативно-правовое регулирование федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральными законами: от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", иными федеральными законами (более 30) в сфере охраны здоровья, Указами Президента Российской Федерации (более 25), постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации (более 100), отраслевыми нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (более 250).
В целях снижения рисков причинения вреда (ущерба) на объектах контроля и оптимизации проведения контрольных (надзорных) мероприятий контрольные (надзорные) органы в рамках проводимой Росздравнадзором систематизации, сокращения количества и актуализации обязательных требований в соответствии с частью 1 статьи 53 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2021 N 1844 "Об утверждении требований к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, утверждению, применению, актуализации форм проверочных листов, а также случаев обязательного применения проверочных листов" издан приказ Росздравнадзора от 20.12.2017 N 10450 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальными органами при осуществлении государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности".
С учётом внесенных в действующее законодательство Российской Федерации изменений Росздравнадзором актуализирован перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, и разработан проект приказа Росздравнадзора "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности".
Росздравнадзором реализована возможность получения гражданам информации о результатах осуществления государственных функций и предоставления государственных услуг на официальном Интернет-сайте Росздравнадзора: www.roszdravnadzor.ru.
Росздравнадзором в соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) качества и безопасности медицинской деятельности, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 N 1048, осуществлялся федеральный государственный контроль (надзор) качества и безопасности медицинской деятельности, посредством проведения проверок:
а) соблюдения медицинскими организациями (в том числе медицинскими работниками), фармацевтическими организациями (в том числе фармацевтическими работниками), государственными внебюджетными фондами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими фармацевтическую деятельность, обязательных требований в сфере охраны здоровья, требований к объектам, используемым при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья (далее - контролируемые лица), в том числе:
прав граждан в сфере охраны здоровья;
порядка оказания медицинской помощи, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, порядка проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований;
порядка и условий предоставления платных медицинских услуг, за исключением обязательных требований, отнесенных к предмету федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей;
ограничений, налагаемых на медицинских работников, руководителей медицинских организаций, фармацевтических работников и руководителей аптечных организаций, при осуществлении ими профессиональной деятельности в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
требований к предоставлению социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи";
требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов инфраструктуры и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья;
соответствия оказываемой медицинскими работниками медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи;
б) соблюдение лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.
Проведённая Росздравнадзором работа способствовала снижению общественно опасных последствий, возникающих в результате несоблюдения подконтрольными объектами обязательных требований в сфере здравоохранения, достижению социально-экономических эффектов в части восстановления прав граждан на получение качественной и безопасной медицинской помощи, качественной лекарственной помощи (бесплатных лекарственных препаратов и лекарственных препаратов в целях обезболивания).
Основными нарушениями прав граждан в сфере охраны здоровья являлись:
необоснованная оплата за счет личных средств граждан услуг, оказываемых в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
несоблюдение медицинской организацией установленных Территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи сроков оказания гражданам медицинской помощи в неотложной и экстренной форме;
несоблюдение медицинской организацией установленных Территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи сроков ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, в том числе сроков ожидания оказания медицинской помощи в стационарных условиях, проведения отдельных диагностических обследований и консультаций врачей-специалистов;
необоснованный отказ гражданину в выборе медицинской организации для оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинской организацией, находящейся за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин;
необоснованные случаи оказания иностранным гражданам медицинской помощи за плату в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
отсутствие в медицинской организации условий (оборудования) для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья;
отсутствие в медицинской документации пациента письменного согласия гражданина или его законного представителя на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях;
необоснованные случаи оказания иностранным гражданам медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения за плату скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства;
необоснованный отказ в прикреплении граждан, проживающих либо работающих вне зоны обслуживания медицинской организации, к врачам-терапевтам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) для медицинского наблюдения и лечения;
отсутствие в медицинской документации пациента информированного добровольного согласия на различные виды медицинских вмешательств или отказ от медицинского вмешательства, в том числе живого донора на проведение изъятия его органов и тканей для трансплантации (пересадки), реципиента на проведение трансплантации (пересадки) органов и тканей человека;
несоблюдение в медицинской организации установленных сроков (в том числе при наличии медицинских и социальных показаний, а также учитывая сроки с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности) для проведения искусственного прерывания беременности;
отсутствие в медицинской документации пациента заявления супруга или близкого родственника (детей, родителей, усыновленных, усыновителей, родных братьев и родных сестер, внуков, дедушки, бабушки), а при их отсутствии иных родственников либо законного представителя умершего или волеизъявления самого умершего, сделанного им при жизни, на отказ от проведения патологоанатомического вскрытия (в случае если вскрытие не проводилось);
отсутствие на информационных стендах/официальном сайте медицинской организации информации о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
отсутствие на информационных стендах/официальном сайте медицинской организации, участвующей в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, информации о порядке, объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на текущий год.
В ходе проверок выявлены нарушения:
порядков оказания медицинской помощи, из них:
- критериев оценки качества медицинской помощи по условиям оказания медицинской помощи и группам заболеваний (состояний);
- стандартов оснащения медицинской организации;
- правил организации деятельности медицинской организации;
- этапов (маршрутизации) оказания медицинской помощи;
- несоответствие рекомендуемым штатным нормативам.
В ходе проверок медицинских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, выявлялись нарушения:
- порядков проведения медицинских экспертиз;
- порядков проведения медицинских осмотров;
- порядков проведения медицинских освидетельствований.
Наиболее значимые нарушения, выявленные по результатам проверок соблюдения порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований:
несоблюдение порядка проведения судебно-медицинской экспертизы;
несоблюдение порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности;
несоблюдение порядка проведения военно-врачебной экспертизы;
несоблюдение порядков проведения экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией;
несоблюдение порядка проведения освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);
несоблюдение порядка проведения медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств);
несоблюдение порядка проведения освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием;
несоблюдение порядка проведения медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей;
несоблюдение порядка проведения психиатрического освидетельствования;
несоблюдение порядка проведения медицинского освидетельствования лиц на предмет наличия (отсутствия) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры Российской Федерации и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника;
несоблюдение порядка проведения профилактических медицинских осмотров;
несоблюдение порядка прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения, в период обучения в них, в том числе в целях выявления туберкулеза, а также порядка проведения профилактических медицинских осмотров, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
несоблюдение порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров;
несоблюдение порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров;
несоблюдение порядка допуска к занятиям физической культурой и участию в массовых спортивных соревнованиях;
несоблюдение порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу.
Проводимый Росздравнадзором контроль за соблюдением медицинскими организациями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований способствует обеспечению безопасности дорожного движения при управлении гражданами транспортным средством и при обращении с огнестрельным оружием, безопасности полетов, а также работников, занятых на тяжелых работах и на работах с опасными условиями труда, в целях своевременного выявления лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть допущены к выполнению данных работ.
Территориальными органами Росздравнадзора проверены медицинские организации, участвовавшие в диспансеризации взрослого населения.
В результате проверок выявлены нарушения:
а) Порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения, в том числе:
- сроков проведения диспансеризации;
- объема медицинских исследований в части непроведения:
колоноскопии;
ректороманоскопии;
дуплексного сканирования брахиоцефальных артерий;
маммографии;
флюорографии;
цитологического исследования мазков шейки матки;
определения уровня простатспецифического антигена в крови;
- объема осмотров врачами-специалистами;
б) случаи нехватки специалистов для проведения функциональных исследований, в том числе:
колоноскопии;
ректороманоскопии;
дуплексного сканирования брахицефальных артерий;
маммографии;
флюорографии;
цитологического исследования мазков шейки матки.
в) случаи невыполнения рекомендаций по лечению, выданных по результатам диспансеризации.
г) нарушения оформления медицинской документации при проведении диспансеризации.
д) случаи несоблюдения Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях, утвержденного приказом Минздрава России от 30.09.2015 N 683н, из них:
требований к организации деятельности отделения (кабинета) медицинской профилактики для взрослых;
стандартов оснащения (кабинета) медицинской профилактики для взрослых;
требований к организации деятельности центра здоровья.
По результатам проверок медицинским организациям выданы предписания. Составлены протоколы об административном нарушении на юридические и должностные лица.
Материалы проверок направлены в лицензирующие органы субъекта Российской Федерации, иные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, прокуратуру субъекта Российской Федерации.
В результате проверок в деятельности проверенных организаций выявлены случаи нарушения соблюдения медицинскими и фармацевтическими работниками, руководителями медицинских и аптечных организаций ограничений при осуществлении профессиональной деятельности.
К наиболее значимым нарушениям относятся:
- наличие у медицинских работников сувенирной продукции от организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных организаций (компании);
- участие представителей компаний в собраниях медицинских работников медицинской организации и иных мероприятиях, связанных с повышением их профессионального уровня в отсутствии порядка, утвержденного администрацией медицинской организации;
- предоставление медицинской организацией недостоверной, неполной или искаженной информации об используемых при назначении курса лечения медицинских изделиях (лекарственных препаратах), включая сокрытие сведений о наличии в обращении аналогичных медицинских изделий (лекарственных препаратов), включая сокрытие информации о наличии медицинских изделий (лекарственных препаратов), имеющих более низкую цену;
- наличие в медицинской организации рецептурных бланков, на которых заранее напечатано наименование медицинского изделия или лекарственного;
- препарата;
- наличие в медицинской организации случаев выписывания медицинских изделий на бланках, содержащих информацию рекламного характера о медицинском изделии или лекарственном препарате;
- наличие в медицинской организации образцов медицинских изделий или лекарственных препаратов для вручения пациентам (за исключением случаев, связанных с проведением клинических испытаний медицинских изделий/лекарственных препаратов).
Осуществляемый Росздравнадзором контроль за соблюдением медицинскими и фармацевтическим работниками профессиональных ограничений способствует предоставлению пациентам достоверной и объективной информации о необходимых для их лечения лекарственных препаратах и медицинских изделиях (вне зависимости от их торгового наименования и ценовой категории), препятствует лоббированию интересов определенных производителей лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Наиболее значимые нарушения, выявленные по результатам проверок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности:
отсутствует Порядок организации и осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (далее - внутренний контроль), утвержденный руководителем медицинской организации;
отсутствует приказ о создании врачебной комиссии/подкомиссий;
состав врачебной комиссии/подкомиссии медицинской организации (наличие председателя, заместителя, членов, секретаря) не соответствует установленным требованиям;
отсутствуют планы-графики заседаний врачебной комиссии/подкомиссий, утвержденные руководителем медицинской организации;
не соблюдается требуемая периодичность заседаний врачебной комиссии/подкомиссий медицинской организации (не реже 1 раза в неделю);
решения врачебной комиссии/подкомиссий медицинской организации в первичную медицинскую документацию пациента не вносятся;
решения заседаний врачебной комиссии/подкомиссии медицинской организации в виде протоколов не оформляются;
журнал принятых на заседании врачебной комиссии/подкомиссии решений в медицинской организации не ведется;
на врачебной комиссии медицинской организации вопросы профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения не рассматриваются;
врачебной комиссией медицинской организации каждый случай смерти пациентов, в целях выявления причины смерти, а также выработки мероприятий по устранению нарушений в деятельности медицинской организации и медицинских работников в случае, если такие нарушения привели к смерти пациента, не изучается;
на врачебной комиссии медицинской организации не рассматриваются вопросы оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов;
врачебной комиссией решения по вопросам назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами не принимаются;
на врачебной комиссии медицинской организации вопросы назначения лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, по торговым наименованиям не рассматриваются;
на врачебной комиссии медицинской организации не принимаются решения о направлении сообщений в Росздравнадзор в целях осуществления мониторинга безопасности лекарственных препаратов (фармаконадзора) о выявленных случаях побочных действий, не указанных в инструкции по применению лекарственного препарата, серьезных нежелательных реакций и непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов;
на врачебной комиссии медицинской организации не принимаются решения о назначении лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, а также лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи;
проведение внутреннего контроля осуществляется с нарушением порядка, установленного руководителем медицинской организации организация;
в медицинской организации жалобы (обращения) граждан по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи, не рассматриваются;
не осуществляется контроль за деятельностью врачебной комиссии и ее подкомиссий руководителем медицинской организации;
в медицинской организации не проводится оценка своевременности оказания медицинской помощи, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.
Проводимый Росздравнадзором контроль за соблюдением организации и осуществления медицинскими организациями внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности способствует снижению летальности, повышению качества и доступности медицинской помощи, увеличению удовлетворенности пациентов качеством оказываемой медицинской помощи.
Проводимая Росздравнадзором работа по контролю за соблюдением прав граждан в сфере охраны здоровья позволила повысить качество и доступность медицинской помощи для граждан в сфере охраны здоровья, в том числе обеспечить соблюдение прав граждан на предоставление медицинской помощи в гарантированном объёме в рамках территориальной программы государственных гарантий, изменение схем маршрутизации пациентов, в том числе с острым коронарным синдромом и острым нарушением мозгового кровообращения, а также включение в схемы маршрутизации всех муниципальных образований.
Тематические проверки Росздравнадзора
I. Проверки медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь больным с ОРВИ и гриппом в стационарных условиях.
Территориальными органами Росздравнадзора проведены проверки медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь больным с ОРВИ и гриппом в стационарных условиях.
В результате проверок в медицинских организациях выявлены нарушения обязательных требований в сфере охраны здоровья граждан:
- Порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях, утверждённого приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2012 N 69н;
- Порядка оказания медицинской помощи детям с инфекционными заболеваниями, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 521н;
- Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология", утверждённого приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 919н;
- Порядка оказания медицинской помощи детям по профилю "анестезиология и реаниматология", утвержденного приказом Минздрава России от 12.11.2012 N 909н.
По результатам проверок медицинским организациям выданы предписания об устранении выявленных нарушений.
II. Проверки медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилям "онкология" и "детская онкология".
Территориальными органами Росздравнадзора проведены проверки медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилям "онкология" и "детская онкология".
В результате проверок в медицинских организациях выявлены нарушения обязательных требований в сфере охраны здоровья граждан, в том числе:
а) нарушения требований статей 18-20, 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
б) нарушения Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология", утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 915н, в том числе:
- несоблюдение сроков:
консультации в центре амбулаторной онкологической помощи либо в первичном онкологическом кабинете, первичном онкологическом отделении медицинской организации;
выполнения патологоанатомических исследований, необходимых для гистологической верификации злокачественного новообразования;
начала оказания специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями;
- в первичных онкологических кабинетах выявлены нарушения Правил организации деятельности первичного онкологического кабинета, случаи несоблюдения рекомендуемых штатных нормативов нарушения стандарта оснащения;
- в первичных онкологических отделениях выявлено нарушение Правил организации деятельности первичного онкологического отделения и нарушения стандарта оснащения;
- в центрах амбулаторной онкологической помощи выявлены нарушения Правил организации деятельности центра амбулаторной онкологической помощи, случаи несоблюдения рекомендуемых штатных нормативов и нарушения стандарта оснащения;
- в отделениях онкологического диспансера (за исключением диагностических отделений, отделения противоопухолевой лекарственной терапии, онкологических отделений хирургических методов лечения, отделения радиотерапии, отделения фотодинамической терапии, отделения реабилитации, отделения паллиативной помощи, организационно-методического отдела, дневного стационара) выявлены нарушения Правил организации их деятельности и нарушение стандарта оснащения;
- в онкологическом отделении противоопухолевой лекарственной терапии онкологического диспансера города федерального значения выявлено нарушение стандарта оснащения;
- в онкологических отделениях хирургических методов лечения онкологического диспансера и медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями, выявлены нарушения Правил организации их деятельности;
- в отделении радиотерапии онкологического диспансера выявлено нарушение стандарта оснащения;
- в отделении реабилитации онкологического диспансера выявлено нарушение Правил организации его деятельности;
- в отделении паллиативной помощи онкологического диспансера выявлено нарушение стандарта оснащения;
- в дневных стационарах онкологического диспансера и медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями, выявлены нарушения стандарта оснащения.
в) нарушения Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "детская онкология", утвержденного приказом Минздрава России от 31.10.2012 N 560н, в том числе:
- в кабинетах врача - детского онколога выявлены нарушения стандарта оснащения;
- в детских онкологических отделениях выявлены нарушения стандарта оснащения;
- в палате (блоке) реанимации и интенсивной терапии медицинской организации выявлено нарушение стандарта оснащения;
г) нарушения проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях;
д) нарушения иных обязательных требований в сфере охраны здоровья граждан с онкологическими заболеваниями при оказании им медицинской помощи.
III. Проверки медицинских организаций, оказывающих паллиативную медицинскую помощь.
В целях оценки реализации ведомственной целевой программы "Развитие системы паллиативной медицинской помощи", входящей в государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640, Территориальными органами Росздравнадзора проводились проверки медицинских организаций, оказывающих паллиативную медицинскую помощь, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований в сфере охраны здоровья граждан.
1. Выявлены нарушения Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья, утвержденного приказом Минздрава России от 31.05.2019 N 345н, Минтруда России N 372н, в том числе:
а) организации деятельности кабинета паллиативной медицинской помощи взрослым;
б) организации деятельности отделения выездной патронажной паллиативной медицинской помощи взрослым;
в) организации деятельности отделения паллиативной медицинской помощи взрослым;
г) организации деятельности дневного стационара паллиативной медицинской помощи взрослым;
д) организации деятельности отделения сестринского ухода для взрослых;
е) организации деятельности отделения выездной патронажной паллиативной медицинской помощи детям;
ж) организации деятельности отделения (коек) паллиативной медицинской помощи детям;
з) порядка взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья граждан, при оказании гражданам паллиативной медицинской помощи.
2. Нарушения иных обязательных требований в сфере охраны здоровья граждан при оказании им паллиативной медицинской помощи, в их числе:
- ст. 4, 10, 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в части несоблюдения прав граждан на получение адекватной обезболивающей терапии, ведения медицинской документации;
- Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 14.01.2019 N 4н, в части несоблюдения периодичности назначения и выписки наркотических анальгетиков при оказании паллиативной медицинской помощи;
- Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология", утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 915н;
- Правил проведения патологоанатомических исследований, утвержденных приказом Минздрава России от 24.03.2016 N 179н;
- Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н;
- Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 644;
- Порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, утверждённого приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1177н, в части неполной информации в информированном добровольном согласии на виды медицинских вмешательств;
- Критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных приказом Минздрава России от 10.05.2017 N 203н.
IV. Проверки медицинских организаций по соблюдению прав инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также обеспечению их необходимыми лекарственными препаратами.
Росздравнадзором проверена деятельность медицинских организаций по соблюдению прав ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны на доступную медицинскую помощь и лекарственное обеспечение. По результатам проверок выявлены нарушения их прав на доступную медицинскую помощь и лекарственное обеспечение, в том числе:
порядка проведения диспансерного наблюдения за взрослыми в части проведения необходимых обследований;
доступности медицинских услуг для маломобильных пациентов;
несоблюдение порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств;
несоблюдение Критериев оценки качества медицинской помощи;
несоблюдение требований п. 2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в том числе:
Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология";
Порядка оказания медицинской помощи по профилю "эндокринология";
Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология";
Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы;
Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "травматология и ортопедия";
Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "урология";
Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология";
Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "Сурдология-оториноларингология";
Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия";
Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения;
Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия";
Порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями;
Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты;
Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "гематология";
Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению;
Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи.
V. Проверки психоневрологических интернатов, в том числе детских, по исполнению ранее выданных предписаний.
Росздравнадзором в целях исполнения пункта 1 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 27.02.2019 N ТГ-П12-1425 проведены проверки всех психоневрологических интернатов, в том числе детских. Информация о результатах проверок, в том числе предложения по совершенствованию деятельности психоневрологических интернатов, направлена в Федеральную службу по труду и занятости.
Основные нарушения:
прав граждан в сфере охраны здоровья, в том числе непроведение ежегодного освидетельствования пациентов врачебной комиссией с участием врача-психиатра в целях решения вопроса об их дальнейшем содержании в интернатах, а также о пересмотре решений об их недееспособности, отсутствие либо ненадлежащее оформление информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство;
невыполнение рекомендаций по обследованию и лечению граждан, выданных по результатам диспансеризации;
несоблюдение порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 566н, в основном в части неисполнения стандартов оснащения, включенных в порядок;
неосуществление внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности либо несоблюдение установленного порядка его осуществления;
несоблюдение обязательных требований в сфере обращения медицинских изделий, а также условий хранения лекарственных средств.
С учётом выявленных в интернатах нарушений и установленных сроков по исполнению ими выданных предписаний Территориальными органами Росздравнадзора проведены их внеплановые проверки.
По результатам проверок в 64,7 % от числа проверенных психоневрологических интернатов предписания исполнены в полном объеме. В 35,3 % от числа проверенных психоневрологических интернатов предписания не исполнены. Информация направлена в Федеральную службу по труду и занятости.
VI. Проверки медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю "психиатрия-наркология".
Территориальными органами Росздравнадзора проведены проверки медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю "психиатрия-наркология".
В результате проверок выявлены нарушения:
Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология", утвержденного приказом Минздрава России от 30.12.2015 N 1034н, в части:
отсутствия кабинета врача-психиатра-нарколога;
несоблюдения стандарта оснащения кабинета врача-психиатра-нарколога: отсутствие медицинского изделия - диктофона.
Иные нарушения:
- отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности по профилям "психиатрия-наркология" и "медицинское освидетельствование кандидатов в усыновители, опекуны (попечители) или приемные родители";
- Критериев качества по условиям оказания медицинской помощи, утвержденных приказом Минздрава России от 10.05.2017 N 203н, в части назначения пациентам, получающим медицинскую помощь по профилю "психиатрия-наркология", лекарственных препаратов для медицинского применения с нарушением инструкций по применению лекарственных препаратов.
По итогам проверок выданы предписания об устранении выявленных нарушений, составлен протокол об административном правонарушении на юридическое лицо.
Материалы проверок направлены в лицензирующие органы субъекта Российской Федерации и в органы прокуратуры.
VII. Проверки медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией.
Росздравнадзором в рамках государственного контроля осуществлялся контроль и надзор за работой медицинских организаций в условиях сложной эпидемической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, качеством оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией, в том числе оценивалось:
- соответствие медицинских организаций, перепрофилируемых для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией, минимальным требованиям к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции, их готовность к оказанию медицинской помощи больным с данной патологией, в том числе оснащение медицинских организаций необходимым для оказания медицинской помощи больным с новой коронавирусной инфекцией оборудованием и медицинскими газами, наличие подготовленного медицинского персонала;
- соблюдение порядков оказания медицинской помощи по профилю "анестезиология и реаниматология" и "пульмонология", объемов и сроков выполнения лабораторных исследований биологического материала пациентов на наличие возбудителя новой коронавирусной инфекции;
- доступность в субъектах Российской Федерации медицинской помощи больным с хроническими заболеваниями, в том числе соблюдение схем маршрутизации пациентов с острым коронарным синдромом, острым нарушением мозгового кровообращения, злокачественными новообразованиями, туберкулезом и другой, представляющей опасность для жизни, патологией.
Осуществляемый в период распространения новой коронавирусной инфекцией Росздравнадзором контроль за соблюдением медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи способствует обеспечению их готовности к оказанию медицинской помощи больным с различными нозологиями, в том числе с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
В результате мониторинга доступности в субъектах Российской Федерации медицинской помощи больным с хроническими заболеваниями установлены:
случаи закрытия на карантин медицинских организаций, не участвующих в оказании медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией, в связи с выявлением у сотрудников или пациентов новой коронавирусной инфекции;
несвоевременная актуализация в ряде субъектов Российской Федерации схем маршрутизации пациентов с хроническими заболеваниями с учетом складывающейся эпидемической обстановкой в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;
факты нарушения медицинскими организациями порядка диспансерного наблюдения за гражданами, в том числе инвалидами, лицами со злокачественными новообразованиями, высоким сердечно-сосудистым риском;
случаи несоблюдения медицинскими организациями сроков ожидания медицинской помощи (выполнения диагностических исследований, проведения консультаций врачами-специалистами), установленных территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
II. Цели и задачи реализации Программы
1. Целями реализации Программы являются:
- предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причины, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
- предотвращение угрозы причинения, либо причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований;
- устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований и угрозе причинения, либо причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения подконтрольных субъектов;
- повышение прозрачности системы осуществления федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности;
- снижение издержек как Росздравнадзора, так и подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольной (надзорной) деятельности исключительно путем проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
- снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
- создание мотивации к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
2. Задачами реализации Программы являются:
- оценка возможной угрозы причинения, либо причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выработка и реализация профилактических мер, способствующих ее снижению;
- выявление факторов угрозы причинения, либо причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения такой угрозы;
- оценка состояния подконтрольной среды и установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от присвоенных подконтрольным субъектам уровней риска;
- создание условий для изменения ценностного отношения подконтрольных субъектов к рисковому поведению, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению;
- регулярная ревизия обязательных требований и принятие мер к обеспечению реального влияния на уровень безопасности охраны здоровья граждан комплекса обязательных требований, соблюдение которых составляет предмет федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности;
- формирование одинакового понимания обязательных требований у всех участников при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности;
- создание и внедрение мер системы позитивной профилактики; повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
- снижение издержек контрольной (надзорной) деятельности и административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
- укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований путем активизации профилактической деятельности;
- инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов (объектов) и оценки состояния подконтрольной сферы;
- установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов) и присвоенной им категории риска (класса опасности);
- повышение квалификации сотрудников подразделений Росздравнадзора.
III. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
В соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2021 N 1048, проводятся следующие профилактические мероприятия:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "29.06.2021"
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
Вид мероприятия |
Форма мероприятия |
Ответственные исполнители |
Срок (периодичность) проведения |
Информирование |
Размещение на официальном сайте Росздравнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": 1) текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля; 2) сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного, о сроках и порядке их вступления в силу; 3) перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; 4) утвержденных проверочных листов в формате, допускающем их использование для самообследования; 5) перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска; 6) перечня объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска; 7) программы профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий; 8) сведений о порядке досудебного обжалования решений Росздравнадзора, действий (бездействия) его должностных лиц; 9) докладов, содержащих результаты обобщения правоприменительной практики Росздравнадзора; 10) докладов о государственном контроле |
С.В. Ковалев Н.С. Назарова О.Н. Кушнир |
В течение года |
Обобщение и анализ правоприменительной практики |
1. Утверждение приказом (распоряжением) руководителя Росздравнадзора Доклада о правоприменительной практике. 2. Размещение Доклада о правоприменительной практике на его официальном сайте Росздравнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок до 3 рабочих дней со дня утверждения доклада. |
С.В. Ковалев Н.С. Назарова О.Н. Кушнир |
Не позднее 25.02.2023 |
Объявление предостережения |
Направление предостережений в письменном виде контролируемому лицу |
Должностные лица Росздравнадзора, в должностные регламенты которых входит обязанность по проведению контрольных (надзорных) мероприятий |
При наличии поступивших сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований |
Консультирование |
1. Консультации по телефону, на личном приеме по вопросам: наличия и содержания обязательных требований в сфере охраны здоровья; периодичности и порядка проведения контрольных (надзорных) мероприятий; порядку выполнения обязательных требований в сфере охраны здоровья; выполнению предписания, выданного по итогам контрольного мероприятия 2. Консультации в письменной форме по вопросу выполнения предписаний, выданных по итогам контрольного мероприятия |
Должностные лица Росздравнадзор а (территориального органа Росздравнадзора), в должностные регламенты которых входит обязанность по проведению контрольных (надзорных) мероприятий |
В рамках текущей работы, в том числе при проведении контрольных (надзорных) мероприятий |
Профилактический визит |
Проведение профилактических визитов в форме: 1) профилактических бесед по месту осуществления деятельности контролируемого лица; 2) профилактических бесед путем использования видеоконференцсвязи, по вопросам: предъявляемых обязательных требований; рекомендуемых способах снижения категории риска: о видах, содержании, интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий. |
Должностные лица Росздравнадзора, в должностные регламенты которых входит обязанность по проведению контрольных (надзорных) мероприятий |
В отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере охраны здоровья (не позднее, чем в течение одного года от момента такой деятельности), контролируемых лиц, включенных в план проведения проверок и обратившихся в контрольный (надзорный) орган с просьбой о проведении профилактического визита не позднее чем за 2 месяца до даты начала проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия |
IV. Показатели результативности и эффективности Программы
В целях оценки результативности Программы используются следующие количественные показатели и показатели качества: количество проведенных профилактических мероприятий, количество подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, доля субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия (показатель устанавливается в процентах от общего количества подконтрольных субъектов), сокращение количества контрольных (надзорных) мероприятий при увеличении профилактических мероприятий при одновременном сохранении текущего (улучшении) состояния подконтрольной сферы, снижение количества однотипных и повторяющихся нарушений одним и тем же подконтрольным субъектом.
Ключевым показателем федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 01.11.2018 N 7377, является количество умерших с установленным по результатам проведенного патолого-анатомического вскрытия расхождением диагноза на 10000 случаев патолого-анатомических вскрытий за отчетный год, целевое значение которого за 2022 год составляет 570, за 2023 год - 550, за 2024 год - 530 и за 2025 год - 510.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 24 ноября 2022 г. N 11084 "Об утверждении Программы профилактики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.