Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, C.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Ю.А. Флягина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Ю.А. Флягин оспаривает конституционность частей 1, 2 и 8 статьи 70 "Письменные доказательства", статьи 71 "Возвращение подлинников документов", а также пунктов 2 и 8 части 1 и части 2 статьи 129 "Возвращение административного искового заявления" КАС Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, решением окружного военного суда, с которым согласились вышестоящие суды, Ю.А. Флягину было отказано в удовлетворении требований о признании незаконным заключения о прекращении ему допуска к государственной тайне, в том числе со ссылкой на правовой акт - решение директора ФСБ России. Впоследствии заявитель обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании данного акта, однако оно было возвращено определением судьи Верховного Суда Российской Федерации как поданное с нарушением правил подсудности. При этом было отмечено, что оспариваемое Ю.А. Флягиным решение директора ФСБ России относится к организационно-распорядительным документам и не является нормативным правовым актом или ненормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, касающимся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих.
По мнению заявителя, части 1, 2 и 8 статьи 70 и статья 71 КАС Российской Федерации не соответствуют статьям 15 (части 3 и 4), 45, 46 (часть 1) и 50 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют судам применять при разрешении дела неопубликованный правовой акт без приобщения к материалам дела его оригинала или копии, что препятствует административному истцу в ознакомлении с данным актом.
Пункты 2 и 8 части 1 и часть 2 статьи 129 названного Кодекса, как утверждает Ю.А. Флягин, противоречат статьям 15 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, поскольку допускают возвращение административного искового заявления в связи с его неподсудностью без указания конкретного суда, которому оно подсудно, и не препятствуют суду исследовать доказательства, в том числе оспариваемый правовой акт, до возбуждения административного дела и без участия административного истца.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что право на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не свидетельствует о возможности выбора гражданином по своему усмотрению того или иного способа и процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются федеральными законами, к числу которых относится и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (определения от 26 марта 2020 года N 550-О, от 23 апреля 2020 года N 836-О, от 25 марта 2021 года N 570-О и др.).
Статья 129 названного Кодекса предусматривает, что, если иное не предусмотрено данным Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду (пункт 2 части 1); о возвращении судом административного искового заявления судья выносит мотивированное определение, в котором наряду с прочим указывает обстоятельства, послужившие основанием для возвращения административного искового заявления, и способ устранения обстоятельств, препятствующих возбуждению административного дела (часть 2); при этом возвращение административному истцу административного искового заявления не препятствует повторному обращению в суд с административным исковым заявлением о том же предмете (часть 3) с соблюдением правил подсудности. Такое правовое регулирование, обеспечивающее достижение задач административного судопроизводства, по своему содержанию направлено на реализацию положений Конституции Российской Федерации, предусматривающих гарантии судебной защиты прав и свобод граждан (статья 46, часть 1) и право на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (статья 47, часть 1).
Следовательно, пункт 2 части 1 и часть 2 статьи 129 КАС Российской Федерации, не регулирующие вопросов исследования судом доказательств по административному делу, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте. Равным образом не нарушает его конституционных прав пункт 8 части 1 статьи 129 КАС Российской Федерации, применение которого, вопреки положениям статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", представленными судебными актами не подтверждается.
Разрешение же вопроса о том, к подсудности какого суда относится административное исковое заявление Ю.А. Флягина, будучи связанным с оценкой существа сформулированных им требований, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
2.2. В соответствии с пунктом 2 статьи 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" жалоба на нарушение нормативным актом конституционных прав и свобод допустима, если она подана в срок не позднее одного года после принятия судебного решения, которым исчерпываются внутригосударственные средства судебной защиты, а в случае, если в пересмотре дела судом, решение которого обычно исчерпывает внутригосударственные средства судебной защиты по соответствующей категории дел, было отказано в связи с пропуском срока обжалования, - в срок не позднее одного года после принятия последнего судебного решения, в котором был применен соответствующий нормативный акт. Упомянутый годичный срок (пропуск которого выступает в качестве самостоятельного обстоятельства, исключающего допустимость обращения в Конституционный Суд Российской Федерации) является разумным и достаточным для того, чтобы участники судопроизводства могли заблаговременно подготовить жалобу в Конституционный Суд Российской Федерации и обеспечить своевременность ее подачи.
Между тем представленные заявителем судебные акты по делу, в рамках которого судами осуществлялись исследование и оценка доказательств, в том числе письменных, были приняты за пределами одного года до подачи Ю.А. Флягиным жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации, а потому в части оспаривания заявителем положений статей 70 и 71 КАС Российской Федерации данная жалоба также не может быть признана отвечающей критерию допустимости. При этом указанные заявителем обстоятельства не свидетельствуют о наличии препятствий для его своевременного обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Флягина Юрия Алексеевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2022 г. N 3170-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Флягина Юрия Алексеевича на нарушение его конституционных прав частями 1, 2 и 8 статьи 70, статьей 71, а также пунктами 2 и 8 части 1 и частью 2 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-