В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Уставом муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области, постановлением мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 24.08.2021 N 1666 "Об утверждении Порядка разработки, корректировки прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области на долгосрочный период" мэрия города постановляет:
1. Утвердить прилагаемый уточненный (скорректированный) прогноз социально-экономического развития муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области на долгосрочный период до 2027 года.
2. Опубликовать настоящее постановление в "Муниципальной информационной газете" и сетевом издании "ЭСМИГ".
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Мэр города |
М.А. Семёнов |
УТВЕРЖДЕН
постановлением мэрии города
муниципального образования
"Город Биробиджан"
Еврейской автономной области
от 30.11.2022 N 2450
Прогноз
социально-экономического развития муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области на долгосрочный период до 2027 года
Показатели
прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области на долгосрочный период до 2027 года
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Оценка 2021 г. |
Прогнозный период |
|||||||||||
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
2027 г. |
||||||||||
базовый |
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
консервативный |
||||
Численность и занятость населения, заработная плата | |||||||||||||||
1 |
Численность постоянного населения на конец года |
Чел. |
68 919 |
67 770 |
67 770 |
66 870 |
66 450 |
66 120 |
65 350 |
65 620 |
64 550 |
65 860 |
65 800 |
65 980 |
65 930 |
2 |
Численность постоянного населения на начало года |
Чел. |
70 433 |
68 919 |
68 919 |
67 770 |
67 770 |
66 870 |
66 450 |
66 120 |
65 350 |
65620 |
64 550 |
65 860 |
65 800 |
3 |
Численность населения, занятого в экономике |
Чел. |
26 980 |
26 620 |
26 620 |
26 350 |
26 300 |
26 170 |
26 010 |
26 250 |
25 800 |
26 4000 |
25 950 |
26 500 |
26 100 |
4 |
Численность официально зарегистрированных безработных на конец года |
Чел. |
333 |
450 |
450 |
450 |
1 000 |
450 |
1 000 |
450 |
1 000 |
300 |
1 000 |
300 |
1 000 |
5 |
Уровень регистрируемой безработицы |
, |
0,81 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
2,5 |
1,1 |
2,5 |
1,1 |
2,5 |
0,8 |
2,5 |
0,8 |
2,5 |
6 |
Фонд заработной платы работников по крупным и средним организациям |
Млн руб. |
11 714,7 |
12 596,6 |
12 596,6 |
13343,8 |
12525,9 |
13493,8 |
12801,2 |
14642,2 |
13137,4 |
17725,6 |
15485,0 |
18988,6 |
16344,3 |
7 |
Фонд заработной платы работников малых предприятий (без микропредприятий) |
Млн руб. |
835,0 |
935,6 |
935,6 |
1 011,0 |
939,9 |
1 083,6 |
973,9 |
1 163,3 |
1 030,7 |
1 313,8 |
1 134,4 |
1 448,4 |
1 213,5 |
8 |
Среднесписочная численность работников по крупным и средним организациям |
Чел. |
19 248 |
18 655 |
18 655 |
18 450 |
18 100 |
18 253 |
17 850 |
18 140 |
17 350 |
21 117 |
19 662 |
21 751 |
19 957 |
9 |
Среднесписочная численность работников малых предприятий (без микропредприятий) |
Чел. |
2 238 |
2 260 |
2 260 |
2 280 |
2 215 |
2 310 |
2 190 |
2 350 |
2 220 |
2 380 |
2 300 |
2 424 |
2 330 |
10 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по крупным и средним организациям |
Руб. |
51 976,0 |
56 270,0 |
56 270,0 |
60270,0 |
57670,0 |
63740,0 |
60440,0 |
67265,0 |
63100,0 |
69 900,0 |
65 630,0 |
72 750,0 |
68 248,0 |
11 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников малых предприятий (без микропредприятий) |
Руб. |
31 091,0 |
34 500,0 |
34 500,0 |
37 500,0 |
35 360,0 |
40 500,0 |
37 060,0 |
43 300,0 |
38 690,0 |
45 000,0 |
41 100,0 |
48 300,0 |
43 400,0 |
12 |
Численность пенсионеров |
Чел. |
20 882 |
20 821 |
20 821 |
20 526 |
20 526 |
20 147 |
20 147 |
19 818 |
19 818 |
18 500 |
18 500 |
18 300 |
18 300 |
13 |
Среднемесячный размер назначенной пенсии |
Руб. |
17 023,0 |
18 216,2 |
18 216,2 |
20213,63 |
20213,63 |
21733,12 |
21733,12 |
23132,41 |
23132,41 |
24 932,0 |
24 932,0 |
26 730,0 |
26730,0 |
Экономика | |||||||||||||||
14 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" (по крупным, средним и малым предприятиям без учета микропредприятий) |
Млн руб. |
1 307,1 |
1 540,0 |
1 540,0 |
1 670,0 |
1 580,0 |
1 805,0 |
1 635,0 |
1 945,0 |
1 700,0 |
2 088,0 |
1 780,0 |
2 235,0 |
1 880,0 |
15 |
Темп роста (снижения) |
% к предыдущему году в действующих ценах |
98,4 |
117,8 |
117,8 |
108,4 |
102,6 |
108,1 |
103,5 |
107,8 |
104,0 |
107,4 |
104,7 |
107,0 |
105,6 |
16 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по виду экономической деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" (по крупным и средним организациям) |
Млн руб. |
4 532,2 |
4 591,0 |
4 591,0 |
4 890, |
4 620,0 |
5 290,0 |
4 730,0 |
5 690,0 |
4 930,0 |
6 091,0 |
6 150,0 |
6 491,0 |
5 450,0 |
17 |
Темп роста (снижения) |
% к предыдущему году в действующих ценах |
104,8 |
101,3 |
101,3 |
106,5 |
100,6 |
108,2 |
102,4 |
107,6 |
104,2 |
107,6 |
104,5 |
106,6 |
105,8 |
18 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по виду экономической деятельности "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" (по крупным и средним организациям) |
Млн руб. |
256,2 |
350,1 |
350,1 |
364,1 |
360,6 |
379,4 |
372,1 |
396,5 |
385,2 |
415,8 |
399,8 |
440,0 |
417,0 |
19 |
Темп роста (снижения) |
% к предыдущему году в действующих ценах |
121,0 |
120,3 |
120,3 |
104,0 |
103,0 |
104,2 |
103,2 |
104,5 |
103,5 |
104,9 |
103,8 |
105,8 |
104,5 |
20 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования (по крупным и средним организациям) |
Млн руб. |
8 194,8 |
8 400,0 |
8 400,0 |
8 680,0 |
8 635,0 |
9 110,0 |
8 960,0 |
9 703,0 |
9 340,0 |
10 510,0 |
9 780,0 |
11 590,0 |
10 320,0 |
21 |
Темп роста (снижения) |
% к предыдущему году в действующих ценах |
94,1 |
102,5 |
102,5 |
103,3 |
102,8 |
105,0 |
103,8 |
106,5 |
104,2 |
108,3 |
104,7 |
110,2 |
105,5 |
22 |
Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования |
Кв. метров общей площади |
9 119,0 |
9 000 |
9 000 |
14 000 |
9 500 |
16 000 |
10 000 |
18 500 |
11 000 |
21 000,0 |
14 000,0 |
23 000,0 |
14 500,0 |
23 |
Оборот розничной торговли (без субъектов малого предпринимательства) |
Млн руб. |
11 554,1 |
12 400,0 |
12 400,0 |
13 400,0 |
13 250,0 |
14 470,0 |
14 160,0 |
15 700,0 |
15 150,0 |
17 310,0 |
16 440,0 |
19 387,0 |
18 000,0 |
24 |
Темп роста (снижения) |
% к предыдущему году в действующих ценах |
104,1 |
107,3 |
107,3 |
108,1 |
106,9 |
108,0 |
106,9 |
108,5 |
107,0 |
110,3 |
108,5 |
112,0 |
109,5 |
25 |
Оборот общественного питания (без субъектов малого предпринимательства) |
Тыс. руб. |
214804,0 |
280000,0 |
280000,0 |
318570,0 |
295260,0 |
393430,0 |
337190,0 |
487070,0 |
386080,0 |
604590,0 |
443010,0 |
751500,0 |
510345,0 |
26 |
Темп роста (снижения) |
% к предыдущему году в действующих ценах |
127,0 |
130,4 |
130,4 |
113,8 |
105,4 |
123,5 |
114,2 |
123,8 |
114,5 |
124,1 |
114,7 |
124,3 |
115,2 |
27 |
Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения |
Ед. |
331,4 |
345 |
345 |
364 |
352 |
375 |
351 |
386 |
348 |
397 |
358 |
406 |
370 |
28 |
Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях |
% |
2,49 |
|
17,24 |
|
33,09 |
|
30,62 |
|
0,78 |
0,78 |
|
0,78 |
|
Доходы и расходы городского бюджета | |||||||||||||||
29 |
Доходы городского бюджета, всего |
Тыс. руб. |
2381594,4 |
|
3268549,9 |
|
2055790,5 |
|
2054776,7 |
|
2090206,9 |
|
2150668,9 |
|
2215438,9 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
29.1 |
Налоговые и неналоговые доходы: |
Тыс. руб. |
884 789,0 |
|
922 467,0 |
|
941 909,0 |
|
980 182,0 |
|
1042091,0 |
|
1102553,0 |
|
1167323,0 |
|
государственная пошлина |
Тыс. руб. |
18 407,5 |
|
18 676,0 |
|
19 151,0 |
|
19 144,0 |
|
19 144,0 |
|
19 144,0 |
|
19 144,0 |
|
аренда земли |
Тыс. руб. |
5 1392,5 |
|
50 570,0 |
|
51 750,0 |
|
51 750,0 |
|
51 750,0 |
|
51 750,0 |
|
51 750,0 |
|
аренда рекламного пространства |
Тыс. руб. |
3 708,6 |
|
2 000,0 |
|
2 000,0 |
|
2 000,0 |
|
2 000,0 |
|
2 000,0 |
|
2 000,0 |
|
плата за найм по муниципальному имуществу (социальный и коммерческий) |
Тыс. руб. |
455,7 |
|
1 370,0 |
|
850,0 |
|
850,0 |
|
850,0 |
|
850,0 |
|
850,0 |
|
размещение кабельных линий на опорах уличного освещения |
|
1 698,6 |
|
3 000,0 |
|
2 500,0 |
|
2 500,0 |
|
2 500,0 |
|
2 500,0 |
|
2 500,0 |
|
доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
Тыс. руб. |
4 564,4 |
|
3 000,0 |
|
6 300,0 |
|
6 300,0 |
|
6 300,0 |
|
6 300,0 |
|
6 300,0 |
29.2 |
Безвозмездные поступления |
Тыс. руб. |
1496805,4 |
|
2346082,9 |
|
1113881,5 |
|
1074594,7 |
|
1048115,9 |
|
1048115,9 |
|
1048115,9 |
30 |
Расходы городского бюджета, всего |
Тыс. руб. |
2457010,9 |
|
3385413,2 |
|
2149980,5 |
|
2149973,7 |
|
2173114,9 |
|
2233076,9 |
|
2295879,9 |
30.1 |
В том числе на социальную сферу: |
Тыс. руб. |
1535061,4 |
|
1595134,7 |
|
1397222,2 |
|
1501755,8 |
|
1361023,1 |
|
1387911,1 |
|
1407709,2 |
|
образование |
Тыс. руб. |
1351857,7 |
|
1394580,3 |
|
1118709,5 |
|
1197322,1 |
|
1173333,2 |
|
1195830,2 |
|
1219394,2 |
|
культура и кинематография |
Тыс. руб. |
107 574,5 |
|
111 529,7 |
|
89 511,5 |
|
82 420,8 |
|
82 376,0 |
|
86 767,0 |
|
91 365,0 |
|
социальная политика |
Тыс. руб. |
51 571,8 |
|
64 007,5 |
|
73 515,1 |
|
77428,9 |
|
77 428,9 |
|
77 428,9 |
|
66 022,0 |
|
физическая культура и спорт |
Тыс. руб. |
24 055,4 |
|
25 017,2 |
|
115486,1 |
|
144584,0 |
|
27 885,0 |
|
27 885,0 |
|
30 928,0 |
Муниципальный сектор | |||||||||||||||
31 |
Количество муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений городского округа, всего |
Ед. |
55 |
55 |
55 |
55 |
55 |
53 |
53 |
49 |
49 |
53 |
50 |
53 |
50 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31.1 |
Муниципальных унитарных предприятий городского округа |
Ед. |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
4 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
31.2 |
Муниципальных образовательных учреждений |
Ед. |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31.2.1 |
Муниципальных дошкольных образовательных учреждений |
Ед. |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
31.2.2 |
Муниципальных общеобразовательных учреждений |
Ед. |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
31.2.3 |
Муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере образования |
Ед. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
31.3 |
Муниципальных учреждений культуры и искусства |
Ед. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
31.4 |
Муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере культуры |
Ед. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
31.5 |
Муниципальных учреждений физической культуры и спорта |
Ед. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
31.6 |
Прочих муниципальных учреждений |
Ед. |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
32 |
Среднесписочная численность работников муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений городского округа (без внешних совместителей), всего |
Чел. |
2 624,0 |
2 318 |
2 318 |
2 358 |
2 352 |
2 358 |
2 352 |
2 208 |
2 202 |
2208 |
2202 |
2208 |
2202 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
32.1 |
Муниципальных унитарных предприятий |
Чел. |
453 |
150 |
150 |
150 |
150 |
150 |
150 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
32.2 |
Муниципальных образовательных учреждений |
Чел. |
1 800,0 |
1 770,8 |
1 770,8 |
1 782 |
1 776 |
1 782 |
1 776 |
1 782 |
1 776 |
1 782 |
1 776 |
1 782 |
1 776 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
32.2.1 |
Муниципальных дошкольных образовательных учреждений |
Чел. |
992,0 |
960,4 |
960,4 |
968 |
965 |
968 |
965 |
968 |
965 |
968 |
965 |
968 |
965 |
32.2.1 |
Муниципальных общеобразовательных учреждений |
Чел. |
751,0 |
720,8 |
720,8 |
723 |
721 |
723 |
721 |
723 |
721 |
723 |
721 |
723 |
721 |
32.2.3 |
Муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере образования |
Чел. |
57,0 |
89,6 |
89,6 |
91 |
90 |
91 |
90 |
91 |
90 |
91 |
90 |
91 |
90 |
32.4 |
Муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере культуры |
Чел. |
36,5 |
47 |
47 |
56 |
56 |
56 |
56 |
56 |
56 |
56 |
56 |
56 |
56 |
32.5 |
Муниципальных учреждений физической культуры и спорта |
Чел. |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
32.6 |
Прочих муниципальных учреждений |
Чел. |
166,6 |
187 |
187 |
193 |
193 |
193 |
193 |
193 |
193 |
193 |
193 |
193 |
193 |
33 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников унитарных предприятий и муниципальных учреждений городского округа |
Руб. |
38 088,2 |
41 342 |
41 342 |
43 933 |
42 319 |
44 578 |
42 558 |
45 471 |
43 274 |
46 263 |
43 879 |
46 831 |
44 238 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
33.1 |
Муниципальных унитарных предприятий |
Руб. |
30 552 |
32 027 |
32 027 |
35 582 |
33 692 |
38 642 |
35 478 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
33.2 |
Муниципальных образовательных учреждений |
Руб. |
40 657,59 |
44 007 |
44 007 |
46 465 |
44 631 |
46 929 |
44 752 |
47 399 |
44 993 |
47 873 |
45 328 |
48 352 |
45 643 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
33.2.1 |
Муниципальных дошкольных образовательных учреждений |
Руб. |
31 021,27 |
35 621 |
35 621 |
38 340 |
36 612 |
38 723 |
36 668 |
39 111 |
36 783 |
39 502 |
36 8980 |
39 897 |
37 012 |
33.2.2 |
Муниципальных общеобразовательных учреждений |
Руб. |
52 612,25 |
55 452 |
55 452 |
57 633 |
55 668 |
58 210 |
55 752 |
58 792 |
56 007 |
59 379 |
56 568 |
59 973 |
57 133 |
33.2.3 |
Муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере образования |
Руб. |
51 667,54 |
41 828 |
41 828 |
44 159 |
42 199 |
44 601 |
43 309 |
45 047 |
44 791 |
45 948 |
45 686 |
46 867 |
46 600 |
33.3 |
Муниципальных учреждений культуры и искусства |
Руб. |
41 928,55 |
36 268 |
36 268 |
38 185 |
38 185 |
38 185 |
38 185 |
38 185 |
38 185 |
42 149 |
42 149 |
42 149 |
42 149 |
33.4 |
Муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере культуры |
Руб. |
39 473,7 |
31 917 |
31 917 |
41 348 |
41 348 |
41 348 |
41 348 |
41 348 |
41 348 |
44 656 |
44 656 |
48 229 |
48 229 |
33.5 |
Муниципальных учреждений физической культуры и спорта |
Руб. |
28 499,63 |
29 580 |
29 580 |
33 949 |
33 949 |
33 949 |
33 949 |
33 949 |
33 949 |
33 949 |
33 949 |
33 949 |
33 949 |
33.6 |
Прочих муниципальных учреждений |
Руб. |
30 461,49 |
31 969 |
31 969 |
34 054 |
32 799 |
35 266 |
33 217 |
36 536 |
33 661 |
37 545 |
33 813 |
38 595 |
33 973 |
Пояснительная записка
к показателям прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области на долгосрочный период до 2027 года
Прогноз на долгосрочный период до 2027 года (далее - прогноз) разработан в соответствии с требованиями статьи 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 24.08.2021 N 1666 "Об утверждении Порядка разработки, корректировки прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области на долгосрочный период".
При подготовке прогноза были использованы данные государственной статистики, результаты финансовой и хозяйственной деятельности предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области (далее - городской округ), информация структурных подразделений мэрии города, а также учтены программные мероприятия, предусмотренные муниципальными программами.
Прогноз разработан в двух вариантах. Первый вариант - базовый, отражающий динамику умеренных темпов развития экономики городского округа; второй вариант - консервативный, разработан на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учетом существенного ухудшения внешнеэкономических условий, а также на предпосылке о менее благоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации, особенностях восстановления экономики Российской Федерации, Еврейской автономной области и, как следствие, городского округа, в долгосрочной перспективе.
Основные показатели прогноза социально-экономического развития городского округа до 2027 года разработаны на основе анализа складывающейся социально-экономической ситуации в городском округе, внешних условий и рисков, планируемых к реализации мероприятий в рамках национальных проектов, реализуемых на территории городского округа, центров экономического роста Еврейской автономной области, развития социально значимых отраслей муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области.
В пояснительной записке к прогнозу приводится обоснование параметров прогноза.
Демографическая ситуация
Прогноз перспективной численности населения городского округа основывается на фактической численности населения, сложившейся на начало 2021 г., тенденциях демографического развития с учетом сложившейся динамики рождаемости и смертности населения, а также миграционных процессов городского округа.
В 2022 - 2027 гг. прогнозируется сокращение количества женщин, находящихся в репродуктивном возрасте, что создаст условия для снижения показателя рождаемости и замедлит естественный прирост населения.
Вследствие продолжающегося увеличения численности группы старших возрастов, возрастет число умерших.
Указанные факторы окажут негативное влияние на численность постоянного населения городского округа.
Миграционный прирост населения в основном будет обеспечиваться за счет жителей других районов Еврейской автономной области, Дальневосточного федерального округа.
Согласно прогнозу, в 2022 - 2027 гг. ожидается сокращение численности населения городского округа при базовом варианте развития с 68 919 чел. в 2022 г. до 65 860 чел. в 2027 г. (на 3 059 чел.), при консервативном варианте развития - с 68 919 чел. в 2022 г. до 65 800 чел. в 2027 г. (на 3 119 чел.).
В прогнозном периоде усилится негативная тенденция ухудшения возрастной структуры населения, продолжится процесс старения населения.
Численность населения в трудоспособном возрасте будет сокращаться, а старше трудоспособного возраста, наоборот, увеличиваться. Данная тенденция приведет к увеличению демографической нагрузки на трудоспособное население.
Занятость населения
В среднесрочном периоде ожидается ежегодное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте. Предполагается, что частично компенсировать сокращение трудовых ресурсов удастся за счет миграционного притока населения в трудоспособном возрасте, а также повышения пенсионного возраста в рамках пенсионной реформы.
В период 2022 - 2027 гг. при обоих вариантах развития ожидается сокращение численности населения, занятого в экономике городского округа.
По прогнозным оценкам число занятых в экономике при базовом варианте развития снизится с 26 620 чел. в 2022 г. до 26 500 чел. в 2027 г. Снижение составит 120 чел. или 0,5%, при консервативном варианте - 2,0%.
Ожидается, что в 2022 г. среднесписочная численность работников по крупным и средним организациям городского округа (без внешних совместителей) составит 18 655 чел. и к концу 2027 г. увеличится до 21 751 чел. при базовом варианте развития.
Среднесписочная численность работников малых предприятий (без микропредприятий) в долгосрочном периоде увеличится с 2 260 чел. до 2 424 чел.
При консервативном варианте развития среднесписочная численность работников крупных и средних организаций городского округа к концу 2027 г. достигнет, предположительно, 19 957 чел., малых предприятий - 2 330 чел.
По данным ОГКУ "Центр занятости г. Биробиджана" проблема обеспечения занятости граждан, потерявших работу и находящихся под риском увольнения, остается актуальной.
Численность официально зарегистрированных безработных на конец 2022 г. при базовом сценарии развития ожидается на уровне 450 чел.
В прогнозный период до 2027 г. при базовом и консервативном вариантах развития численность официально зарегистрированных безработных останется на уровне 300 чел. и 1 000 чел., соответственно.
В 2022 - 2027 гг. при базовом варианте развития не ожидается массового высвобождения работников и роста безработицы. Уровень регистрируемой безработицы на конец 2022 г. составит 1,1% при базовом и консервативном вариантах развития.
На конец 2027 г. при базовом и консервативном вариантах развития уровень регистрируемой безработицы составит 0,8% и 2,5%, соответственно.
Доходы населения
Основным источником доходов населения городского округа является заработная плата.
В период 2022 - 2027 гг. по мере улучшения экономической ситуации, прогнозируется положительная динамика заработной платы в бюджетном и корпоративном секторах экономики.
В прогнозируемом периоде рост заработной платы будет обусловлен дальнейшим повышением минимального размера оплаты труда, продолжением реализации государственных мер по повышению оплаты труда отдельных категорий бюджетников.
Таким образом, в 2022 - 2027 гг. рост номинальной заработной платы по крупным и средним организациям при базовом сценарии развития ожидается на уровне 129,3%.
Заработная плата работников малых предприятий за шесть лет увеличится, предположительно, на 40,0%.
При консервативном сценарии развития в долгосрочной перспективе рост номинальной заработной платы по крупным и средним организациям прогнозируется на уровне 121,3%, по малым предприятиям - 125,8%.
Прогнозируемый рост номинальной заработной платы включает в себя как бюджетные, так и частные источники финансирования.
Значительную долю населения городского округа (около 30%) составляют граждане, достигшие пенсионного возраста.
В 2022 г. при базовом и консервативном вариантах развития численность граждан, получающих пенсии по всем основаниям, сократится по сравнению с уровнем 2021 г. на 0,3% и составит 20 821 чел. (в том числе пенсионеров по старости - 16 391 чел.).
В период 2022 - 2027 гг. в результате проведения пенсионной реформы, в рамках которой повышается возраст выхода на пенсию,
количество пенсионеров по старости будет постепенно снижаться.
При обоих сценариях развития прогнозируется ежегодное снижение численности граждан, получающих пенсии по всем основаниям, которая к концу 2027 г. составит 18 300 чел.
Страховые пенсии предполагается индексировать в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом индексации пенсионных выплат, предусмотренных в рамках пенсионной реформы.
Численность граждан пенсионного возраста, занятых в экономике, в 2021 г. составляет 4 893 чел. (28,4% от общего числа граждан пенсионного возраста и 18,1% от числа граждан, занятых в экономике).
Среднемесячный размер назначенных пенсий по обоим вариантам развития в 2022 - 2027 гг. будет иметь тенденцию к увеличению.
В 2022 г. при базовом сценарии развития прогнозируется увеличение среднего размера назначенной пенсии гражданам, получающим пенсии по всем основаниям, на 3,5%, которая составит 18 216,2 руб. Пенсия пенсионеров по старости составит 19 571,66 руб.
С учетом индексации пенсий в рамках пенсионной реформы в 2022 - 2027 гг. ожидается увеличение пенсии при обоих вариантах развития на 46,7%.
Среднемесячный размер назначенных пенсий при базовом и консервативном вариантах развития к концу 2027 г. составит 26 730,0 руб.
Производственная деятельность
В период 2022 - 2027 гг. ожидается умеренный рост объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (далее - продукция) по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" крупными, средними и малыми предприятиями и организациями городского округа (без учета микропредприятий).
Согласно прогнозу, при базовом сценарии развития ожидается, что в 2022 г. будет отгружено продукции в объеме 1 540,0 млн. руб. (17,8% к 2021 г.), в 2023 - 2025 гг. отгрузка продукции продолжит расти темпом 7,8 - 8,4% и к концу 2025 г. составит 1 945,0 млн. руб.
При консервативном сценарии развития предполагается отгрузить продукции в 2022 г. на сумму 1 540,0 млн. руб. (117,8% к 2021 г.), в 2023 - 2025 гг. темп роста составит 102,6 - 104,0%.
В период 2022 - 2027 гг. прогнозируется рост объемов отгруженной продукции при базовом сценарии развития на 45,1%, при консервативном - 22,1%.
Отметим, что в 2021 г. в связи со сложной экономической ситуацией, сложившейся в посткризисный период, связанный с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19, предприятия обрабатывающих производств городского округа сократили выпуск продукции на 1,6% к предыдущему году.
В период 2022 - 2027 гг. ожидается рост объемов отгруженных товаров
собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами по виду деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" крупными и средними предприятиями и организациями городского округа.
Согласно прогнозу, при базовом сценарии развития ожидается, что в 2022 г. будет отгружено продукции в объеме 4 591,0 млн. руб.(101,3% к 2021 г.), в 2023 г. - 4 890,0 млн. руб. (106,5% к 2022 г.), в 2024 г. - 5 290,0 млн. руб. (108,2% к 2023 г.), в 2025 г. - 5 690,0 млн. руб. (107,6% к 2024 г.). При консервативном сценарии развития предполагается отгрузить продукции в 2022 г. на сумму 4 591,0 млн. руб. (101,3% к 2021 г.), в 2023 г. - 4 620,0 млн. руб. (100,6% к 2022 г.), в 2024 г. - 4 730,0 млн. руб. (102,4% к 2023 г.), в 2025 г. - 4 930,0 млн. руб. (104,2% к 2024 г.).
В период 2022 - 2027 гг. прогнозируется рост объемов отгруженной продукции при базовом сценарии развития на 41,4%, при консервативном - 18,7%.
В период 2022 - 2027 гг. ожидается рост объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (далее - продукция) по виду экономической деятельности "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" (по крупным и средним организациям)".
При базовом варианте развития прогнозируется, что за шесть лет прогнозного периода объем отгруженной продукции увеличится на 25,7%, при консервативном - на 19,1%.
Потребительский рынок товаров и услуг
В настоящее время потребительский рынок городского округа отвечает стандартам высокоорганизованной торговли и способен удовлетворить спрос практически любого покупателя.
В 2022 инфраструктура потребительского рынка представлена достаточно разветвленной сетью предприятий торговли и общественного питания, которая насчитывает 705 объектов стационарной торговли (в том числе, 2 гипермаркета, 11 супермаркетов, 342 специализированных продовольственных и непродовольственных магазинов), 68 ресторанов, кафе, баров.
Среди наиболее крупных участников потребительского рынка в сфере торговли следует отметить федеральные, региональные торговые сети ("Л'Этуаль", "Бубль Гум", "Самбери", "Бридер", "Бум", "Идеал", "Корзинка" и другие).
Кроме того, на территории городского округа осуществляют деятельность 2 розничных рынка.
В 2022 - 2027 гг. сфера потребительского рынка и услуг населению
городского округа будет определяться, в первую очередь, динамикой изменения потребительского спроса. Также, существенное влияние на рынок
будет оказывать развитие устойчивой конкурентной среды и потенциал розничного кредитования.
В среднесрочной перспективе ожидается положительная динамика розничного товарооборота за счет роста доходов населения городского округа.
Увеличение реальных денежных доходов населения вследствие повышения уровня заработной платы, индексации пенсий, единовременных выплат пенсионерам, военнослужащим, семьям с детьми, будут способствовать росту потребительских расходов.
Темпы роста оборота розничной торговли (крупных и средних организаций) в 2022 - 2025 гг., согласно прогнозной оценке, будут варьироваться по первому варианту прогноза в пределах 107,3% - 108,5%, по второму варианту прогноза - 106,9% - 107,3%.
Предполагается, что оборот розничной торговли в 2027 г. по отношению к 2022 г. при базовом варианте развития составит 156,3%, при консервативном - 145,2%.
Прогнозируемый оборот общественного питания (крупных и средних организаций) к концу 2025 г. составит 487,07 млн. руб. по базовому варианту развития и 386,08 млн. руб. - по консервативному, обеспечивая рост в прогнозном периоде в фактических ценах (173,9% и 137,9%, соответственно). Предполагается, что оборот общественного питания за период 2022 - 2027 гг. при базовом сценарии развития вырастет в 2,7 раза, при консервативном - в 1,8 раза.
Малое предпринимательство является важнейшим ресурсом экономики городского округа, обеспечивающим население товарами и услугами, создающим новые рабочие места, а также одним из основных источников пополнения бюджета городского округа.
Число субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) в 2021 г. оценочно составит 331,4 единицы на 10 тыс. человек населения. Ожидается, что при базовом сценарии развития число субъектов МСП на 10 тыс. человек населения в 2022 - 2025 гг. вырастет на 41 единицу или на 11,9% и к концу 2025 г. составит 386 единиц субъектов МСП. При консервативном варианте: 345 единиц - в 2022 г., 352 единицы - в 2023 г., 351 единица - в 2024 г., 348 единиц - в 2025 г.
К концу 2027 г. при базовом сценарии развития число субъектов МСП составит 406 единиц в расчете на 10 тыс. чел. населения, при консервативном сценарии развития - 370 единиц.
Строительство и инвестиции.
Строительная отрасль занимает одну из значимых позиций в экономике городского округа.
Согласно оценке, объем работ, выполненный собственными силами организаций по виду деятельности "Строительство" по крупным и средним организациям в 2022 г., на 4,3% превышает объем выполненных работ предыдущего года.
Рост объема выполненных работ связан с выполнением национальных проектов, а также мероприятий, предусмотренных государственными программами Еврейской автономной области, муниципальными программами.
В 2022 - 2025 гг. в основном будут осуществляться строительные работы в социальной сфере.
В 2022 г. в рамках Плана социального развития центров экономического роста Еврейской автономной области (далее - План ЦЭР), утвержденного распоряжением правительства Еврейской автономной области от 22.06.2018 N 209-рп, проводились работы по капитальному ремонту пришкольных территорий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 7" и муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Лицей N 23 с этнокультурным (еврейским) компонентом".
Кроме того, на 2022 г. Планом ЦЭР для ОГБУЗ "Областная больница" запланирована модернизация материально-технической базы на сумму 105,0 млн. руб., которые планируется направить на ремонт помещений отделения реабилитации, приемного отделения, ремонт кровли, фасада здания, замену окон.
В целях повышения качества водоотведения в муниципальном образовании "Город Биробиджан" Еврейской автономной области в 2022 г. завершен капитальный ремонт дюкера и напорного коллектора системы водоотведения. Объем финансирования в 2022 г. составил 30 706,20 тыс. руб. (средства федерального бюджета).
В 2023 г. планируется выполнение работ по благоустройству (ремонту) дворовых территорий многоквартирных домов городского округа по адресам: ул. Дзержинского, 12; ул. Пионерская, 69; ул. Набережная, 22 а; ул. Набережная, 52.
На эти цели в 2023 г. предусмотрено финансирование на общую сумму 17 739,6 тыс. руб.
В 2024 г. планируется выполнение работ по благоустройству (ремонту) дворовых территорий многоквартирных домов городского округа, по адресам: ул. Набережная, 16; ул. Набережная, 48; ул. Бумагина, 16; ул. Набережная, 20.
На эти цели в 2024 г. в муниципальном образовании "Город Биробиджан" Еврейской автономной области предусмотрено финансирование на общую сумму 23 230,0 тыс. руб.
В рамках реализации проекта "1000 дворов" в 2022 г. выполняются работы по благоустройству 10 дворовых территорий по адресам: ул. Осенняя, 11; ул. Осенняя, 23 а; ул. Осенняя, 23; ул. Осенняя, 25; ул. 40 лет Победы, 13; ул. 40 лет Победы, 11; ул. Пионерская, 90; ул. Пионерская, 88; ул. Пионерская, 85; ул. Шолом - Алейхема, 85.
Кроме того, Планом ЦЭР в 2022 - 2023 гг. предусмотрен ремонт тротуаров и дворовых проездов на территории городского округа в объеме 96,0 тыс. кв. м на общую сумму 380,0 млн. руб.
В рамках Плана ЦЭР в 2022 - 2023 гг. на территории городского округа предусмотрен ремонт и обустройство автобусных остановок на общую сумму 62,52 млн. руб.
В рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в 2022 г. проводился ремонт 42 автомобильных дорог общей протяженностью 19,9 км.
На эти цели в 2022 г. предусмотрено финансирование на общую сумму 163,7 млн. руб. из всех уровней бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В 2023 г. планируется провести ремонт 27 автомобильных дорог общей протяженностью 19,958 км.
На эти цели в 2023 г. предусмотрены ассигнования в объеме 161,6 тыс. руб.
В 2024 г. планируется провести ремонт 19 автомобильных дорог общей протяженностью 21,5 км на общую сумму 185,9 млн. руб.
В рамках реализации национального проекта "Формирование комфортной городской среды" в 2022 г. проводилось благоустройство (ремонт) дворовых территорий по адресам: ул. Горького, 18; ул. Шолом-Алейхема, 12; ул. Чапаева, 10; ул. Пионерская, 56.
На эти цели в 2022 г. предусмотрено финансирование на общую сумму 18 339,6 тыс. руб.
Дальнейшее увеличение темпов строительства будет связано с реализацией Указов Президента Российской Федерации, национального проекта "Жилье и городская среда", Поручений Президента Российской Федерации по развитию жилищного строительства, муниципальных программ, масштабных инвестиционных проектов на территории муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области.
Для целей реализации перспективного строительства объектов социального назначения и объектов жилищного строительства на территории муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области утверждено постановление мэрии города от 28.05.2021 N 789 "Об утверждении плана реализации перспективного строительства объектов социального назначения и объектов жилищного строительства на территории муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области".
Кроме того, в прогнозный период в рамках нацпроекта "Образование" планируется строительство школы на 1 275 мест посредством заключения концессионного соглашения. Здание школы будет возведено на месте отслужившей свой срок школы N 10.
В целях социальной реабилитации и адаптации лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в рамках национального проекта "Демография" прогнозном периоде планируется ввести в эксплуатацию дом-интернат для престарелых и инвалидов на 50 мест. Здание дома-интерната будет состоять из двух этажей, территория оснащена площадками для
отдыха, спортивными зонами, пожарным постом, медицинским отделением, складскими и бытовыми помещениями, гаражом и другими важными коммуникациями.
В жилищном строительстве отмечается некоторое оживление по вводу в эксплуатацию индивидуальных жилых домов.
В 2022 г. ожидается ввод в эксплуатацию 9 000 кв. м жилья.
В прогнозном периоде предполагается дальнейшее развитие малоэтажного и индивидуального строительства.
До конца 2023 г. по базовому варианту к вводу предполагается порядка 14,0 тыс. кв. м жилья, в том числе 6,0 тыс. кв. м индивидуального жилищного фонда (при условии ввода индивидуальных жилых домов в декларативном порядке ("дачная амнистия") и 8,0 тыс. кв. м жилищного фонда в многоквартирных жилых домах.
По консервативному варианту прогнозируется ввод жилья в объеме 9,5 тыс. кв. м, в том числе порядка 4,5 тыс. кв. м индивидуального жилищного фонда (без учёта декларативного порядка регистрации объектов индивидуального жилищного строительства), и 5,0 тыс. кв. м жилищного фонда в многоквартирных жилых домах.
Темпы роста жилищного строительства на период 2022 - 2025 гг. спрогнозированы в пределах 114,3 - 115,6% по базовому варианту развития отрасли, и порядка 105,6 - 110,0% по консервативному сценарию развития и до конца 2025 г. предполагается ввести в эксплуатацию 18,5 и 11,0 тыс. кв. м жилья по базовому и консервативному вариантам соответственно.
Прогноз на 2023 - 2025 гг. строился исходя из возможной застройки земельных участков, ранее предоставленных для строительства многоквартирных жилых домов, выданных разрешений на строительство, с учетом реализации муниципальной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в муниципальном образовании "Город Биробиджан" Еврейской автономной области на период 2019 - 2025 годов" (далее - муниципальная программа по переселению граждан из аварийного жилья). Базовый сценарий предполагает ускоренные темпы строительства жилья в связи с реализаций на территории городского округа ряда национальных проектов, связанных не только с расселением граждан из ветхого и аварийного фонда, но и иными проектами и программами ("Дальневосточная ипотека", реализация региональных программ (предоставление жилых помещений отдельным категориям граждан) и иными программами).
Прогнозируется, что до конца 2027 г. будет ведено в действие по первому варианту развития 23 000 кв. м жилья; по второму - 14 500 кв. м.
Доля граждан, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия, в общей численности населения, состоявшего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, согласно оценке, в 2022 г. составит 17,24%.
Показатель прогнозируется с учетом мер, планируемых на прогнозный период, по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья,
в том числе с принятием муниципальной программы переселения граждан из аварийного жилья, а также помощи гражданам, пострадавшим от паводка.
Ожидается, что в 2022 - 2024 гг. при базовом варианте развития значение указанного показателя вырастет на 13,4 п.п. (с 17,24% до 30,62%).
В 2025 - 2027 гг. значение показателя снизится до 0,78%, что обусловлено окончанием действия программы Переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Инвестиции в основной капитал являются стимулом развития любого предприятия, а, следовательно, развития экономики городского округа в целом.
В 2022 г. инвестиции в основной капитал оцениваются в объеме 8 400,0 млн. руб., с ростом к уровню предыдущего года на 2,5%.
В период 2022 - 2027 гг. при базовом варианте развития ожидается рост инвестиций в основной капитал на 38,0%, при консервативном - на 22,9%.
Доходы и расходы бюджета городского округа.
Доходы бюджета городского округа на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг. сформированы с учетом нормативов отчислений и ставок налогов и сборов, установленных федеральным, региональным, местным законодательством.
Кризисные явления в экономике окажут влияние на формирование доходной части бюджета городского округа.
К 2027 году прогнозируется прирост налоговых и неналоговых доходов бюджета городского округа на 244 856,0 тыс. рублей, или в 1,27 раза против 2022 г.
В прогнозируемом периоде основными доходными источниками консолидированного бюджета городского округа сохранятся налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, земельный налог, доходы от использования имущества муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области.
С целью обеспечения сбалансированности бюджета городского округа планируется продолжать политику приоритизации расходов с учетом заданных стратегических целей и задач при безусловном выполнении всех взятых обязательств. Приоритетным направлением расходов городского бюджета продолжают оставаться расходы на социальную сферу.
За 6 лет прогнозного периода ожидается рост расходов бюджета городского округа (без учета безвозмездных поступлений) на 208 433,7 тыс. рублей, что в 1,2 раза больше по отношению к 2022 г.
Прогноз объема муниципального долга определяется исходя из экономически безопасного уровня муниципального долга и муниципальных заимствований, способствующих решению задач развития городского округа.
Более, чем умеренные темпы роста собственных доходов бюджета за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также возложенные на муниципалитет обязательства, в том числе социального характера, не позволяют снизить долговую нагрузку на бюджет.
При этом, в период 2022 - 2027 гг. бюджет городского округа сбалансирован с дефицитом, не превышающим ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Муниципальный сектор экономики.
В 2022 г. муниципальный производственный сектор экономики городского округа не претерпел изменений. Общее количество муниципальных унитарных предприятий осталось на уровне с 2021 г.
В настоящее время муниципальный сектор экономики городского округа представлен шестью муниципальными унитарными предприятиями (далее - МУП): МУП "Бани", МУП "Городская управляющая компания", МУП "Комбинат школьного и студенческого питания", МУП "Пассажирские автотранспортные перевозки", МУП "Транспортная компания", МУП "Водоканал".
Решениями арбитражного суда ЕАО два предприятия - МУП "Пассажирские автотранспортные перевозки", МУП "Водоканал" признаны несостоятельными (банкротами), в отношении них введена процедура конкурсного производства.
В 2022 г. в соответствии с распоряжением правительства Еврейской автономной области от 26.07.2022 N 237-рп "О принятии имущества в государственную собственность Еврейской автономной области из собственности муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области и закреплении его на праве хозяйственного ведения" имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения МУП "Водоканал", перешло из собственности городского округа в региональную собственность.
Муниципальные унитарные предприятия оказывают различный спектр услуг: автомобильных пассажирских маршрутных перевозок, бань и душевых, общественного питания.
На муниципальных унитарных предприятиях трудится около 150 чел.
В настоящее время муниципальные унитарные предприятия работают в штатном режиме, задолженность по заработной плате отсутствует.
Согласно прогнозу в 2024 г. количество муниципальных предприятий сократится на 2 единицы по сравнению с предыдущим годом по причине предполагаемого окончания процедуры банкротства МУП "Пассажирские автотранспортные перевозки", МУП "Водоканал".
Начиная с 2025 г. на территории городского округа не останется предприятий муниципальной формы собственности, что обусловлено ликвидацией (реорганизацией) муниципальных предприятий до 1 января 2025 г. в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2019 N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции".
Поправки, вносимые вышеуказанным Федеральным законом, ограничивают случаи создания, и конкретизирует сферы деятельности унитарных предприятий. Унитарные предприятия могут функционировать только для обеспечения деятельности, относящейся к ведению Российской Федерации, в частности, применительно к условиям городского округа в сферах естественных монополий.
Среднесписочная численность работников муниципальных предприятий, согласно оценке, в 2022 г. составит 150 чел., что в сравнении с 2021 г. на 300 чел. (66,7%) меньше по причине смены собственника имущества МУП "Водоканал", следствием чего стало расторжение трудовых договоров с работниками данного предприятия.
На период 2023 - 2024 гг. численность работников муниципальных предприятий не претерпит изменений и составит 150 чел. по двум вариантам прогноза.
Ожидается, что по итогам 2022 г. среднемесячная заработная плата работников муниципальных предприятий составит 32 027 руб.
Планируется, что в период 2023 - 2024 гг. заработная плата работников муниципальных предприятий ежегодно будет расти за счет индексации в пределах 5,2 - 11,1%, в том числе в связи с повышением минимального размера оплаты труда на федеральном уровне.
Социальная сфера
1. Образование
Основной целью развития сферы образования муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области в 2022 - 2027 гг. является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики и современным потребностям общества.
На начало 2022 г. на территории городского округа функционирует 33 образовательных учреждения (20 дошкольных образовательных учреждений, 12 общеобразовательных учреждений, 1 учреждение дополнительного образования детей - МАОУДО "Центр детского творчества").
Ожидается, что в период 2022 - 2027 гг. количество муниципальных учреждений образования не изменится.
Одно из приоритетных направлений в сфере образования - обеспечение доступности дошкольного образования детей.
В очереди на получение места в дошкольные образовательные учреждения городского округа отсутствуют дети в возрасте от 3 до 7 лет.
В прогнозном периоде планируется провести мероприятия по ликвидации очередности в муниципальные дошкольные образовательные учреждения для детей от 1,5 до 3 лет за счет доукомплектованию групп для детей в возрасте от 2 до 3 лет в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.
В прогнозном периоде планируется уменьшение числа детей,
посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения, с 4 931 чел. в 2022 г. до 4 800 чел. в последующие годы.
Количественные характеристики системы дошкольного образования
Показатели |
2022 г |
2023 г |
2024 г |
2025 г |
2026 г |
2027 г |
Количество детей в дошкольных образовательных учреждениях (на конец года), чел |
4 931 |
4 800 |
4 800 |
4 800 |
4 800 |
4 800 |
Количество учреждений, реализующих программу дошкольного образования, ед. |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
Среднесписочная численность работников, осуществляющих свою деятельность в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в 2022 г., составляет 960,4 чел.
Мэрией города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области проводится работа по привлечению работников в дошкольные образовательные учреждения города. Планируется введение новых ставок (тьютор, ассистент (помощник), учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог).
На период с 2022 по 2027 годы планируется увеличение численности работников с 960,4 чел. в 2022 г. до 968 чел. в 2027 г. по первому варианту прогноза и до 965 чел. - по второму варианту прогноза.
Средняя номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений в 2022 г. составляет 35 621 руб.
Планируется, что в период 2022 - 2027 гг. значение данного показателя будет ежегодно увеличиваться и в 2027 г. составит по базовому сценарию развития 39 897 руб., по консервативному - 37 012 руб.
Увеличение показателя обусловлено целенаправленным привлечением средств на повышение заработной платы, в том числе для выполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мерах по реализации государственной социальной политики" в части доведения средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем в регионе.
Образовательная политика в системе общего образования городского округа направлена на создание условий для дифференцированного обучения детей, учитывающих их учебные возможности, интересы и образовательные потребности, развития современных материально-технических, информационных, кадровых ресурсов, соблюдения прав детей при поступлении в образовательное учреждение, обновления содержания общего образования с учётом современных требований, предъявляемых обществом, государством, семьей к общему образованию.
По состоянию на 01.01.2022 на территории городского округа
функционировало 12 муниципальных общеобразовательных учреждений, в которых на начало 2022/2023 учебного года обучалось 9 914 чел. (на начало 2021/2022 учебного года - 9 946 чел.).
На долгосрочную перспективу ожидается увеличение численности учащихся, которое к концу 2027 года составит более 10 000 человек. Рост количества учащихся связан с переездом в г. Биробиджан жителей из муниципальных районов области, значительная часть приезжих составляют многодетные семьи, имеющие в своем составе детей школьного возраста.
Планируется, что к концу 2022 г. среднесписочная численность работников, осуществляющих свою деятельность в муниципальных общеобразовательных учреждениях, составит 720,8 чел. В перспективе, при базовом варианте развития, численность работников к 2027 г. увеличится до 723 чел. При консервативном варианте численность работников в муниципальных общеобразовательных учреждениях фактически останется на уровне 2022 г.
Согласно оценке, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников общеобразовательных учреждений в 2022 г. составит 55 452 руб. На 2022 - 2027 гг. прогнозируется ежегодный рост заработной платы, которая в 2027 г. по базовому сценарию развития составит 59 973 руб., по консервативному сценарию - 57 133 руб.
Увеличение показателя обусловлено целенаправленным привлечением средств на повышение заработной платы, в том числе для выполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мерах по реализации государственной социальной политики" в части доведения средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до величины дохода от трудовой деятельности в регионе.
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр детского творчества" предоставляет обучающимся возможность получения дополнительного образования, всестороннего развития, формирует в процессе обучения познавательную активность, умение приобретать и творчески распоряжаться полученными знаниями; способствует развитию индивидуальных способностей и потребностей в самореализации и профессиональном самоопределении.
В 2022 г. в МАОУДО "Центр детского творчества" действует 285 кружков, секций, клубов по следующим направлениям: туристско-краеведческое, спортивное, культурологическое, социально-педагогическое, техническое творчество, художественное творчество.
Планируется, что количество работников, осуществляющих свою деятельность в МАОУДО "Центр детского творчества", в 2022 г. составит 89,6 чел. В период с 2022 по 2027 годы численность персонала по первому и второму вариантам прогноза составит 91 и 90 человек, соответственно.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников МАОУДО "Центр детского творчества" в 2022 г. составляет 41 828 руб
В 2022 - 2027 гг. прогнозируется ежегодное увеличение значения данного показателя и к концу 2027 г. заработная плата работников составит по базовому сценарию развития 46 867 руб., по консервативному сценарию - 46 600 руб. (рост составит 112,0% и 111,4% по первому и по второму варианту развития, соответственно).
Увеличение показателя обусловлено целенаправленным привлечением средств на повышение заработной платы, в том числе для выполнения Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" в части доведения оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования детей до величины дохода от трудовой деятельности в регионе.
2. Культура
Приоритетными направлениями развития сферы культуры является обеспечение потребности населения в организации досуга, создание условий для организации содержательного и разностороннего досуга жителей городского округа, обеспечение их качественными услугами муниципальных учреждений культуры, сохранение и развитие национальных культур, развитие и пропаганда самодеятельного художественного народного творчества, развитие библиотечного обслуживания населения городского округа.
Для обеспечения развития сферы культуры на территории городского округа действует 4 муниципальных учреждений культуры:
2 учреждения клубного типа: муниципальное бюджетное учреждение "Городской Дворец культуры" и муниципальное автономное учреждение "Центр культуры и досуга" (городской парк культуры и отдыха и кинотеатр "Родина");
профессиональный театр: муниципальное бюджетное учреждение "Театр кукол "Кудесник";
муниципальное бюджетное учреждение "Центральная городская библиотека и ее филиалы" (библиотечные филиалы N 1, 4, 5, 6, Центр детской и юношеской книги).
Кроме того, на территории городского округа осуществляют деятельность два учреждения дополнительного образования в сфере культуры (МБОУДО "Детская музыкальная школа", МБОУДО "Детская художественная школа").
Согласно оценке, в 2022 - 2023 учебном году количество учащихся, охваченных дополнительным образованием, составит 545 человек, в том числе детей от 5 до 18 лет и взрослых. Предполагается, что в период 2022 - 2027 гг. количество учащихся, охваченных дополнительным образованием, не изменится.
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), осуществляющих свою деятельность в муниципальных учреждениях дополнительного образования в сфере культуры, в 2022 г. составляет 47 человек.
Предполагается, что среднесписочная численность работников, осуществляющих свою деятельность в вышеуказанных муниципальных учреждениях культуры, в долгосрочный период по обоим вариантам развития будет составлять 56 человек ежегодно за счет заполнения вакансий.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников учреждений дополнительного образования в сфере культуры в 2022 г. оценивается в размере 31 917 руб. и к 2027 г. увеличится по обоим вариантам развития до 48 229 руб.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" в сфере культуры городского округа отмечается формирование информационного пространства знаний.
В связи с внедрением современных цифровых технологий и обеспечением доступа к электронным носителям, прослеживается тенденция роста, как посещаемости, так и книговыдачи пользователям библиотек.
Прогнозируется обновление фондов муниципальных библиотек городского округа на 0,3% ежегодно и к 2027 г. обновление библиотечных фондов составит 1,8%.
В рамках национального проекта "Культура" по итогам конкурсного отбора, победителями которого признаны МБУ "Центральная городская библиотека и ее филиалы" и филиал N 1 МБУ "ЦГБ и ее филиалы", на базе указанных библиотек в 2022 г. созданы две модельные библиотеки. На эти цели из федерального бюджета направлены средства в объеме 15,0 млн. руб.
В результате модернизации библиотеки смогут предоставить своим пользователям широкий спектр возможностей работы с информацией, от привычного чтения книг, которые находятся в фонде учреждения, до работы с широкими каталогами электронных библиотек.
В целях укрепления материально-технической базы учреждений культуры и дополнительного образования детей, на прогнозный период запланированы текущие (косметические) ремонты помещений муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования в сфере культуры, приобретение звукового и светового оборудования, музыкальных инструментов, сценической, офисной, библиотечной, школьной и другой мебели, пошив сценических костюмов, приобретение сценической обуви, комплектование библиотечного фонда.
3. Физическая культура и спорт
Основной целью развития сферы физической культуры и спорта городского округа в 2022 г. и последующих годах является создание условий для развития массовой физической культуры и спорта на территории городского округа.
В настоящее время спортивная инфраструктура городского округа состоит из 108 спортивных объектов, из них: 2 стадиона с трибунами более 3,5 тыс. мест каждый, 1 крытый каток с искусственным льдом, 45 плоскостных спортивных сооружений (из них 4 футбольных поля), 37 спортивных залов, легкоатлетический манеж, 3 плавательных бассейна, 1 физкультурно-оздоровительный комплекс открытого типа и иные объекты.
На территории городского округа осуществляет свою деятельность МБУ "Спортивная школа", обеспечивающее подготовку юных спортсменов и приобщение к массовой физической культуре детей и молодежи.
В составе МБУ "Спортивная школа" имеются четыре спортивных объекта: зал бокса, шахматный клуб, стадион "Дружба", физкультурно-оздоровительный комплекс открытого типа.
На базе данного учреждения под руководством квалифицированных тренеров проводятся тренировки, организуются и проводятся спортивные соревнования по различным видам спорта.
Количество работников (без внешних совместителей), осуществляющих деятельность в МБУ "Спортивная школа", в 2022 г. составляет 45 чел.
Планируется, что в прогнозном периоде количество работников МБУ "Спортивная школа" по обоим вариантам развития, останется на уровне 2022 г.
Согласно оценке, средняя номинальная начисленная заработная плата работников указанного муниципального учреждения физической культуры и спорта в 2022 г. составит 29 580 руб.
В последующие годы прогнозного периода среднемесячная заработная плата работников по обоим вариантам развития составит 33 949 руб.
Прогнозируется, что доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения городского округа в 2022 г. увеличится до 33,2%; в 2023 г. - до 36,2%; в 2024 г. - до 39,2%.
Ежегодно на территории городского округа проводятся спартакиады среди муниципальных дошкольных образовательных учреждений, муниципальных общеобразовательных учреждений, в которых участвуют воспитанники всех детских садов и учащиеся школ. В данных мероприятиях принимают участие свыше 2 100 детей дошкольного и школьного возрастов, а также подростков.
В летний период проводятся соревнования по мини-футболу для подростков, неорганизованных летними формами отдыха, в которых участвуют порядка 200 чел., проводятся соревнования по культивируемым видам спорта (футбол, волейбол, баскетбол, бокс, шахматы и др.), в которых участвуют свыше 1 000 чел. взрослого населения городского округа.
В первые три года прогнозного периода планируется проведение не менее 100 спортивно-массовых мероприятий ежегодно, количество участников предположительно составит 10 500 чел. чел. (3 500 чел. ежегодно).
Кроме того, для улучшения качества проведения городских спортивно-массовых мероприятий планируется приобрести не менее 30 единиц спортивного инвентаря.
На среднесрочную перспективу предполагается поощрить не менее 18
команд городского округа (6 команд ежегодно), показавших наилучшие спортивные результаты по итогам соответствующего года, планируется, что количество спортсменов, выполнивших массовые спортивные разряды, составит не менее 450 чел. (по 150 чел. ежегодно).
При этом, в целях обеспечения участия спортсменов городского округа, демонстрирующих высокие спортивные результаты и их тренеров в мероприятиях Всероссийского уровня по базовому олимпийскому виду спорта (боксу), муниципальной программой предусмотрены ассигнования в объеме 2 208,2 тыс. руб., кроме того для обеспечения участия спортсменов и их тренеров в соревнованиях различного уровня на оплату проезда спортивным командам МБУ "Спортивная школа", муниципальной программой предусмотрены ассигнования в объеме 299,0 тыс. руб., что вырабатывает мотивацию у детей и подростков к занятиям спортом, повышая тем самым количество спортсменов, выполнивших массовые спортивные разряды.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 30 ноября 2022 г. N 2450 "Об утверждении уточненного (скорректированного) прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области на долгосрочный период до 2027 года"
Вступает в силу с 30 ноября 2022 г.
Текст постановления опубликован в Сетевом издании "ЭСМИГ" (http://www.birmig.ru) 1 декабря 2022 г., в газете "МИГ" от 8 декабря 2022 г. N 51