Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 30 ноября 2022 года N 877
(приложение)
Региональная программа
"Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, Ленинградской области на 2023 - 2025 годы"
Паспорт
региональной программы "Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, Ленинградской области на 2023 - 2025 годы"
Наименование региональной программы |
"Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, Ленинградской области на 2023 - 2025 годы" |
Основания разработки региональной программы |
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"; Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"; Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы"; постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"; приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 875 "Об утверждении методики разработки и реализации региональной программы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (типовая программа субъекта Российской Федерации)"; приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 октября 2015 года N 723н "Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы"; приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 872н "Об утверждении Порядка, формы и сроков обмена сведениями между органами службы занятости и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы"; приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 июня 2017 года N 486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 года N 1839-р "Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года N 1506-р "Об утверждении Концепции создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов"; областной закон от 8 августа 2016 года N 76-оз "О Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года и признании утратившим силу областного закона "О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года"; постановление Правительства Ленинградской области от 22 декабря 2017 года N 606 "Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ленинградской области"; постановление Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года N 406 "О государственной программе Ленинградской области "Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Ленинградской области"; постановление Правительства Ленинградской области от 29 июля 2022 года N 536 "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ленинградской области, внесении изменения в постановление Правительства Ленинградской области от 22 декабря 2017 года N 606 и признании утратившими силу полностью или частично отдельных постановлений Правительства Ленинградской области"; постановление Правительства Ленинградской области от 7 марта 2013 года N 66 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ленинградской области" |
Ответственный исполнитель региональной программы |
комитет по социальной защите населения Ленинградской области |
Соисполнители региональной программы |
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области; комитет по труду и занятости населения Ленинградской области; комитет по культуре и туризму Ленинградской области; комитет по физической культуре и спорту Ленинградской области; Комитет по здравоохранению Ленинградской области |
Цель региональной программы |
Повышение уровня обеспеченности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными и абилитационными услугами, ранней помощью, а также уровня профессионального развития и занятости, включая содействие занятости инвалидов, в том числе детей-инвалидов, развитие сопровождаемого проживания инвалидов в Ленинградской области |
Задачи региональной программы |
1. Определение потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных и абилитационных услугах, услугах ранней помощи, получении услуг в рамках сопровождаемого проживания в Ленинградской области. 2. Формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости, включая сопровождаемое содействие занятости инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Ленинградской области. 3. Формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи, сопровождаемого проживания инвалидов в Ленинградской области. 4. Формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи, сопровождаемого проживания инвалидов в Ленинградской области |
Целевые показатели (индикаторы) региональной программы |
1. Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Ленинградской области, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые). 2. Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Ленинградской области, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети). 3. Доля реабилитационных организаций, подлежащих включению в систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, Ленинградской области, в общем числе реабилитационных организаций, расположенных на территории Ленинградской области. 4. Число инвалидов, получающих услуги в рамках сопровождаемого проживания. 5. Доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста Ленинградской области. 6. Доля детей целевой группы, получивших услуги ранней помощи, в общем числе детей Ленинградской области, нуждающихся в получении таких услуг. 7. Доля семей Ленинградской области, включенных в программы ранней помощи, удовлетворенных качеством услуг ранней помощи. 8. Доля специалистов Ленинградской области, обеспечивающих оказание реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий инвалидам, в том числе детям-инвалидам, прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в том числе по применению методик по реабилитации и абилитации инвалидов, в общей численности таких специалистов Ленинградской области. 9. Количество созданных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов. 10. Численность инвалидов и их наставников, расходы на оплату труда которых компенсированы работодателям. 11. Количество услуг по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов. 12. Количество человек, получивших профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, из числа незанятых инвалидов, включая инвалидов из числа безработных граждан. 13. Численность инвалидов, в том числе детей-инвалидов, получивших услуги специального транспортного обслуживания |
Срок реализации региональной программы |
2023 - 2025 годы |
Объемы и источники финансирования региональной программы |
Общий объем финансирования составляет 21534,89 тыс. рублей, из них: 2023 год - 0 тыс. рублей; 2024 год - 0 тыс. рублей; 2025 год - 21534,89 тыс. рублей. Объем средств федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минтруда России (прогноз), составляет 10552,10 тыс. рублей, из них: 2023 год - 0 тыс. рублей; 2024 год - 0 тыс. рублей; 2025 год - 10552,10 тыс. рублей. Объем средств областного бюджета Ленинградской области составляет 10982,79 тыс. рублей, из них: 2023 год - 0 тыс. рублей; 2024 год - 0 тыс. рублей; 2025 год - 10982,79 тыс. рублей. Объем средств из внебюджетных источников составляет 0 тыс. рублей, из них: 2023 год - 0 тыс. рублей; 2024 год - 0 тыс. рублей; 2025 год - 0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации региональной программы |
1. Увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Ленинградской области, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые), до 95% в 2025 году. 2. Увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Ленинградской области, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети), до 97% в 2025 году. 3. Увеличение доли реабилитационных организаций, подлежащих включению в систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, Ленинградской области, в общем числе реабилитационных организаций, расположенных на территории Ленинградской области, до 100% в 2025 году. 4. Увеличение числа инвалидов, получающих услуги в рамках сопровождаемого проживания, до 65 человек к 2025 году. 5. Увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста Ленинградской области до 43% к 2025 году. 6. Увеличение доли детей целевой группы, получивших услуги ранней помощи, в общем числе детей Ленинградской области, нуждающихся в получении таких услуг, до 99% к 2025 году. 7. Увеличение доли семей Ленинградской области, включенных в программы ранней помощи, удовлетворенных качеством услуг ранней помощи, до 99% к 2025 году. 8. Увеличение доли специалистов Ленинградской области, обеспечивающих оказание реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий инвалидам, в том числе детям-инвалидам, прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в том числе по применению методик по реабилитации и абилитации инвалидов, в общей численности таких специалистов Ленинградской области до 30% к 2025 году. 9. Сохранение количества созданных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов в количестве 50 к 2025 году. 10. Увеличение численности инвалидов и их наставников, расходы на оплату труда которых компенсированы работодателям, до 73 человек к 2025 году. 11. Сохранение количества услуг по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов в количестве 50 единиц к 2025 году. 12. Сохранение количества человек, получивших профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, из числа незанятых инвалидов, включая инвалидов из числа безработных граждан, в количестве 50 человек к 2025 году. 13. Увеличение численности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, получивших услуги специального транспортного обслуживания, до 3600 человек к 2025 году |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
По состоянию на 1 января 2022 года в Ленинградской области проживает 119365 инвалидов и 4233 ребенка-инвалида, что составляет 6,5% от общей численности населения области.
В целом в регионе отмечаются ежегодное уменьшение общей численности инвалидов старше 18 лет и незначительный рост инвалидизации среди детей-инвалидов.
Комплексная реабилитация и абилитация инвалидов, в том числе детей-инвалидов, должна охватывать медицинский, социальный аспекты, вопросы образования и трудоустройства, а также учитывать, что инвалиды представляют собой неоднородную группу лиц и потребности их различны. Реабилитация и абилитация должны начинаться как можно раньше и основываться на многопрофильной оценке нужд и сильных сторон инвалида (ребенка-инвалида) многопрофильной командой специалистов, способствовать вовлечению и включению инвалидов в местное сообщество, быть доступными для инвалидов и находиться как можно ближе к местам их непосредственного проживания.
Для реализации программ комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, необходимо как обучение специалистов и персонала, предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги, так и получение самими инвалидами и членами их семей информации об использовании ассистивных устройств и технологий, относящихся к организации процесса комплексной реабилитации и абилитации.
В то же время в целях профилактики инвалидности необходимо формировать систему комплексной реабилитации и абилитации с учетом мероприятий для людей, еще не оформивших статус инвалида, но имеющих ограничения жизнедеятельности вследствие заболевания, травмы, возраста, включая систему ранней помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, а также систему раннего вмешательства для детей, перенесших тяжелые состояния перинатального периода либо тяжелые травмы.
Основаниями для разработки региональной программы "Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, Ленинградской области на 2023 - 2025 годы" являются:
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442 "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 442-ФЗ"
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 875 "Об утверждении методики разработки и реализации региональной программы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (типовая программа субъекта Российской Федерации)";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 октября 2015 года N 723н "Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 872н "Об утверждении Порядка, формы и сроков обмена сведениями между органами службы занятости и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 июня 2017 года N 486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 года N 1839-р "Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года N 1506-р "Об утверждении Концепции создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года N 1507-р "Об утверждении Плана мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016 - 2020 годы";
областной закон от 8 августа 2016 года N 76-оз "О Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года и признании утратившим силу областного закона "О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года";
постановление Правительства Ленинградской области от 22 декабря 2017 года N 606 "Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ленинградской области";
постановление Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года N 406 "О государственной программе Ленинградской области "Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Ленинградской области";
постановление Правительства Ленинградской области от 29 июля 2022 года N 536 "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ленинградской области, внесении изменения в постановление Правительства Ленинградской области от 22 декабря 2017 года N 606 и признании утратившими силу полностью или частично отдельных постановлений Правительства Ленинградской области";
постановление Правительства Ленинградской области от 7 марта 2013 года N 66 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ленинградской области".
Основные направления реабилитации, абилитации инвалидов (детей-инвалидов) в Ленинградской области реализуются в учреждениях и организациях различной ведомственной принадлежности: в сфере социальной защиты населения, образования, занятости населения, культуры, физической культуры и спорта здравоохранения.
В сфере социальной защиты населения услуги предоставляют 97 организаций, включенных в Реестр поставщиков социальных услуг в Ленинградской области и составляющих систему социального обслуживания региона.
В целях обеспечения комплексности реабилитационного процесса поставщиками социальных услуг создаются все условия для проведения мероприятий по социальной реабилитации, а также для оказания социально-медицинских услуг, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала инвалидов, реабилитационных услуг методами физической культуры и спорта. Проводятся мероприятия по подбору и обучению пользованию техническими средствами реабилитации, восстановлению или приобретению социально-бытовых и трудовых навыков, реализации творческих и физических возможностей человека.
Согласно постановлениям Правительства Ленинградской области от 22 декабря 2017 года N 606 "Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ленинградской области" и от 29 июля 2022 года N 536 "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ленинградской области, внесении изменения в постановление Правительства Ленинградской области от 22 декабря 2017 года N 606 и признании утратившими силу полностью или частично отдельных постановлений Правительства Ленинградской области" социальные услуги предоставляются различными специалистами в сфере социального обслуживания, в том числе врачами, врачами-реабилитологами, инструкторами по труду, массажистами, специалистами ЛФК, психологами, дефектологами, логопедами, музыкальными работниками, культорганизаторами.
Деятельность организаций социального обслуживания Ленинградской области направлена на оказание квалифицированной социально-педагогической, социально-психологической, социально-бытовой, социально-медицинской помощи с целью обеспечения максимально полной и своевременной социальной адаптации инвалидов к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.
Кроме того, в организациях социального обслуживания Ленинградской области предоставляются следующие реабилитационные услуги:
обучение пользованию техническими средствами реабилитации и средствами ухода;
оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности;
социально-реабилитационные мероприятия в сфере социального обслуживания;
обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах.
В целях повышения качества жизни получателей социальных услуг в Ленинградской области реализуются технологии социального обслуживания, в том числе стационарозамещающие.
Наиболее масштабные из них:
"Домой без преград". В рамках данной технологии оказывается помощь в подъеме (спуске) в многоквартирных домах и учреждениях социальной сферы инвалидам, имеющим ограничение способности к передвижению;
"Заботливый сосед". Альтернатива социальному работнику, практика, позволяющая приблизить помощь для одиноких и одиноко проживающих пожилых граждан и инвалидов. Уникальность технологии заключается в том, что предоставление услуг дает возможность гражданам, проживающим в удаленных или труднодоступных населенных пунктах Ленинградской области получать необходимую помощь и уход на дому, а их соседям, оказывающим эту помощь, получать за это заработную плату;
"Школы здоровья". В "Школах здоровья" проводится обучение родственников пожилых людей и инвалидов уходу на дому за пожилыми людьми и инвалидами и оказанию первой помощи;
"Университет третьего возраста". В рамках данной технологии проводится работа с пожилыми людьми, включающая организацию просветительских и учебных курсов, творческих мастерских по различным программам: компьютерная грамотность, здоровье, правоведение, иностранные языки, социальный туризм, религиоведение, садоводство и огородничество, психологические знания и народное творчество.
В 2021 году в рамках реализации технологий услуги предоставлены более чем 17 тысячам жителям области - инвалидам, пожилым людям и детям-инвалидам.
В рамках реализация регионального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография", который реализуется за счет межведомственного взаимодействия комитета по социальной защите населения Ленинградской области и Комитета по здравоохранению Ленинградской области, продолжена работа мобильных бригад, осуществляющих доставку лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации для организации профилактических осмотров (диспансеризации). В 2021 году было доставлено в медицинские организации около 9000 человек.
С 2018 года в регионе за счет средств грантовой поддержки СО НКО обеспечивается предоставление услуг с использованием технологии "Тревожная кнопка" - предоставление услуг по оказанию экстренной помощи на дому для граждан пожилого возраста и инвалидов.
В рамках данной технологии для инвалидов по слуху предусмотрена услуга сурдоперевода (ежегодно эту услугу получают более 50 инвалидов по слуху), а с 2022 года работает служба поддержки "Линия помощи" для родственников граждан, имеющих ментальные нарушения.
В настоящее время услуги социального такси предоставляются гражданам в форме дополнительной меры социальной поддержки в виде специального транспортного обслуживания отдельных категорий граждан.
В 2021 году 3386 человек смогли посетить социально значимые объекты, получить услуги гемодиализа.
Отдельное направление - это интеграция в современное общество и адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Сегодня эта работа направлена на социализацию лиц с ментальными нарушениями, проживающих в психоневрологических интернатах (далее - ПНИ), и поиск альтернативных форм социального обслуживания лиц с ментальными нарушениями.
В Ленинградской области работает 8 государственных стационарных учреждений социального обслуживания психоневрологического профиля, в которых в настоящее время проживает более 2700 человек.
Важнейшим фактором для интеграции в общество является трудовая занятость данной категории, что способствует сохранению имеющихся функциональных возможностей и вовлечению в процесс взаимодействия с социумом.
В Ленинградской области созданы уникальные условия для реализации возможностей таких граждан в обучении, трудоустройстве и сопровождаемом проживании. Такой бесшовный механизм, опыт которого сегодня изучается другими регионами, стал возможным благодаря реализуемым программам, компетенциям и инфраструктуре МцСИТИ при качественном межведомственном взаимодействии отраслевых блоков по социальной защите, образованию и труду.
В 2021 году к реализации технологии социального обслуживания "Тренировочная квартира" приступили Ленинградское областное государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания "Волосовский ПНИ" и Ленинградское областное государственное стационарное бюджетное учреждение социального обслуживания "Кингисеппский ПНИ" (ежегодно до 8 инвалидов).
Данная технология позволяет получателям социальных услуг пройти подготовку к самостоятельной независимой жизни в быту и в социуме в целом, а также оказывает помощь в развитии и поддержке максимально возможной самостоятельности получателей услуги в организации их повседневной жизни.
В рамках реализации Комплексного плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию в Ленинградской области стационарозамещающих технологий социального обслуживания граждан, страдающих психическими расстройствами, на 2020 - 2024 годы получило активное развитие новое направление социального обслуживания - стационарозамещающие технологии для лиц с ментальными нарушениями.
Одним из направлений данной работы является реализация мероприятий, направленных на сохранение данной категории в домашних условиях, - это поддержка родственного ухода и поиск альтернативных форм социального обслуживания лиц с ментальными нарушениями.
На базе Ленинградского областного государственного стационарного бюджетного учреждения социального обслуживания "Кировский психоневрологический интернат" в 2021 году проходила апробацию технология социального обслуживания "Отделение дневного пребывания" ("детский сад для взрослых") для инвалидов с ментальными нарушениями.
Технология позволяет лицам, страдающим психическими расстройствами, получать социально-бытовые навыки самостоятельной жизни, проживая дома, не меняя привычный уклад жизни, а их родственникам - помощь в обеспечении ухода.
Одним из важных направлений работы комитета являлось и является предоставление социального обслуживания детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям).
На территории Ленинградской области социальные услуги детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), признанным нуждающимся в социальном обслуживании, оказывают 18 государственных организаций (отделений) социального обслуживания населения, и 1 негосударственная организация. В 2021 году социальные услуги предоставлены более 1,5 тыс. детей-инвалидов.
Социальные услуги предоставляются бесплатно детям-инвалидам в полустационарной, стационарной форме и на дому.
Региональное законодательство ежегодно актуализируется и совершенствуется в части предоставления социальных услуг детям-инвалидам.
В настоящее время срок реабилитации и форма социального обслуживания детей-инвалидов в организациях социального обслуживания Ленинградской области определяется комплексом обстоятельств, включающих степень тяжести заболевания ребенка-инвалида, подтвержденной медицинской справкой, выданной медицинской организацией, и местом проживания несовершеннолетнего.
В 2022 году в областное законодательство в сфере социального обслуживания с целью улучшения качества жизни детей-инвалидов внесены изменения в части расширения категории детей-инвалидов, получающих социальные услуги на дому.
Так, с апреля 2022 года на дому детям-инвалидам, имеющим 2 степень ограничения способности к самообслуживанию и способности к передвижению, предоставляются следующие социальные услуги: обеспечение кратковременного присмотра за детьми, социально педагогические услуги, социально-психологические услуги, социально-медицинские услуги и другие социальные услуги.
Ранее социальные услуги на дому оказывались только детям-инвалидам, имеющим 2 и (или) 3 степень ограничения способности к самообслуживанию и передвижению.
Дети-инвалиды при зачислении в государственные организации социального обслуживания Ленинградской области проходят медико-психолого-педагогическую диагностику, по итогам которой разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.
Для детей-инвалидов с множественными нарушениями здоровья, имеющих среднюю и выраженную степень умственной отсталости, функционирует Ленинградское областное государственное бюджетное учреждение "Ленинградский областной многопрофильный реабилитационный центр для детей-инвалидов" (далее - ЛОГБУ "ЛО МРЦ").
С целью организации предоставления образования несовершеннолетним, находящимся в ЛОГБУ "ЛО МРЦ", организованно обучение детей в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Ленинградской области "Приозерская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы". Потребность в дошкольном образовании обеспечивается специалистами ЛОГБУ "ЛО МРЦ" с учетом особенностей развития воспитанников и согласно медицинским показаниям. Основной и дополнительной образовательной деятельностью охвачены все несовершеннолетние.
В рамках проведения реабилитационной работы на базе ЛОГБУ "ЛО МРЦ" обустроены две квартиры для организации семейных форм проживания воспитанников и формирования эффективной модели организации жизнеустройства выпускников, позволяющей им социализироваться в современном обществе. В квартирах проживают дети-инвалиды, имеющие рекомендации к социализации, которые обучаются по программе дополнительного образования по социализации детей-инвалидов "Сможем жить самостоятельно", которая дает возможность ребятам отработать и закрепить социально-бытовые навыки, необходимые для самостоятельной жизни.
В рамках внедрения новых технологий социального обслуживания ЛОГБУ "ЛО МРЦ" реализует проект "РУКА в РУКЕ" по организации развивающего ухода за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, который в апреле 2022 года получил грантовую поддержку Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
С целью создания условий для повышения доступности и качества социальных услуг для детей-инвалидов осуществляется реализация технологий социального обслуживания:
1. Ранняя помощь детям в возрасте от 0 до 3 лет, направленная на профилактику детской инвалидности.
Данная технология в 2018 году получила грантовую поддержку Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2020 году вошла в Реестр лучших практик и размещена в информационной системе "Смартека" для дальнейшего тиражирования на всей территории Российской Федерации.
В течение 2021 года услуги получили 786 несовершеннолетних.
2. Передышка, направленная на предоставление родителям детей-инвалидов, имеющих 3 степень ограничения способности к самообслуживанию и способности к самостоятельному передвижению, возможности решения семейно-бытовых вопросов, получения санаторно-курортного лечения, отдыха на море в то время, как их ребенок находится под опекой квалифицированных специалистов организаций социального обслуживания
По состоянию на 30 сентября 2022 года Передышкой охвачено 17 детей-инвалидов.
Дополнительно поддержку семьям с детьми-инвалидами оказывают некоммерческие организации, получившие грантовую поддержку Губернатора Ленинградской области в рамках конкурсного отбора некоммерческих организаций:
дополнительный присмотр и уход за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми-инвалидами, находящимися на лечении и (или) реабилитации в учреждениях здравоохранения Ленинградской области. За 2021 год услуги получили 40 детей;
реабилитация детей-инвалидов на основе иппотерапии. За 2021 год услуги по иппотерапии получили 164 ребенка-инвалида;
организация и предоставление услуг, направленных на преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, образование новых социальных связей, получение социальных навыков, социальную интеграцию детей-инвалидов в среду здоровых сверстников. За 2021 год различными формами мероприятий охвачено более 800 человек;
организация и предоставление услуг, направленных на сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов. За 2021 год проведено 309 консультаций, помощь оказана более чем 300 семьям.
Таким образом, на территории Ленинградской области организована комплексная помощь семьям с детьми-инвалидами, в том числе с привлечением некоммерческих организаций.
Областным законом от 17 ноября 2017 года N 72-оз "Социальный кодекс Ленинградской области" предусматривается обеспечение инвалидов, в том числе детей-инвалидов, дополнительными техническими средствами реабилитации (далее - ДТСР), предусмотренными индивидуальной программой реабилитации и абилитации.
За 2021 год принято 26 положительных решений на выдачу 33 ДТСР и 30 положительных решений на предоставление компенсации части расходов на самостоятельное приобретение ДТСР.
В целях повышения качества жизни граждан пожилого возраста, инвалидов, а также семей с детьми-инвалидами комитетом по социальной защите населения Ленинградской области проводится работа по оснащению реабилитационных отделений и пунктов проката в комплексных центрах социального обслуживания населения Ленинградской области, подведомственных комитету, высокотехнологичным реабилитационным оборудованием.
В 2021 году пункты проката оснащены дополнительными техническими средствами для детей-инвалидов: вертикализаторами, партами, стульями ортопедическими, велосипедами трехколесными, многофункциональными креслами-колясками.
Начиная с 2021 года комитетом по социальной защите населения Ленинградской области активно ведется работа по созданию на базе Ленинградского областного государственного автономного учреждения "Сосновоборский комплексный центр социального обслуживания населения" в соответствии с приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 1 многопрофильного реабилитационного центра (далее - МРЦ) с предоставлением услуг в стационарной, полустационарной формах, включая "Отделение дневного пребывания" ("детский сад для взрослых") для инвалидов с ментальными нарушениями, а также на дому.
В 2022 году МРЦ планируется к включению в региональную систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов Ленинградской области.
В соответствии с концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, необходимым условиям для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования как одного из факторов динамичного экономического роста и социального развития общества, источника благополучия граждан и безопасности страны. Одновременно возможность получения качественного профессионального образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, основой социальной справедливости и политической стабильности в современном российском обществе. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования и право на образование гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
получение образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) является важнейшим фактором их успешной социализации и общественной жизни. Получение профессии - это важный вопрос и один из самых эффективных способов самореализации, поэтому профориентации указанной категории граждан является важнейшей задачей государственной политики.
Профориентация инвалидов и лиц с ОВЗ требует специальной разработки и имеет ряд своих особенностей, которые включают особые методы диагностики профессиональных склонностей, а также интересов человека и принятие во внимание конкретных ограничений по состоянию здоровья.
Одной из важных задач профориентации является формирование у инвалидов и лиц с ОВЗ профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям в условиях организации комплексной работы, проводимой в рамках единой организационной структуры.
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 июня 2017 года N 486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм" к компетенции системы образования относится мероприятия по психолого-педагогической реабилитации или абилитации, создание условий по организации обучения для инвалидов и детей-инвалидов.
В системе образования Ленинградской области реализуются мероприятия по психолого-педагогической реабилитации инвалидов (детей-инвалидов), которые включают создание условий по организации обучения инвалидов - реализацию адаптированной общеобразовательной программы, создание специальных педагогических условий, а также оказание психолого-педагогической помощи, в том числе психолого-педагогическое консультирование инвалида и членов его семьи, педагогическую коррекцию и психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с пунктом 4 статьи 79 Федерального Закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В регионе сохраняются вариативные формы образования детей с ОВЗ.
В образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, в 2021/2022 учебном году обучаются в том числе 14732 ребенка с ограниченными возможностями здоровья и 378 детей с инвалидностью. Дети с ОВЗ получают образовательные услуги в группах компенсирующего обучения, комбинированного обучения и в общеобразовательных группах.
Ежегодно увеличивается количество групп компенсирующей и комбинированной направленности, в том числе групп для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
В системе образования Ленинградской области реабилитация инвалидов и детей-инвалидов осуществляется в 24 специализированных общеобразовательных организациях для обучающихся с различными видами нарушений, в том числе для глухих и слабослышащих - 2, для слепых и слабовидящих - 1, для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 1, для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи - 1, для обучающихся с задержкой психического развития - 3, для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) - 16. Во всех отдельных образовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы, действуют психолого-медико-педагогические консилиумы, осуществляющие сопровождение детей на всех этапах образования.
Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов организовано инклюзивное обучение в муниципальных общеобразовательных организациях Ленинградской области совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии.
Психолого-педагогическая реабилитация осуществляется как специалистами образовательных организаций, в которых проходят обучение лица с ОВЗ и инвалидностью, так и специалистами центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям в рамках сетевого взаимодействия с образовательными организациями.
С 2017 года на базе государственного бюджетного учреждения дополнительного образования "Ленинградский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" функционирует структурное подразделение "Региональный ресурсный центр психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и других расстройств психического развития и социального взаимодействия".
Специалисты Центра осуществляют методическое сопровождение педагогов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра, и родителей детей.
На базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Ленинградской области "Мгинская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы для детей с нарушениями зрения" осуществляет работу региональный ресурсный центр по поддержки людей с комплексными нарушениями здоровья (одновременным нарушением зрения и слуха).
Обеспечена преемственность и непрерывность помощи, оказываемой детям-инвалидам и воспитывающим их семьям на разных возрастных этапах развития детей организациями системы образования Ленинградской области: служба ранней помощи - дошкольная организация - школьное обучение (организации, осуществляющие обучение по адаптированным образовательным программам) - профессиональное обучение/образование (высшие учебные заведения, учреждения среднего профессионального образования, в том числе государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области "Мультицентр социальной и трудовой интеграции" (далее - Мультицентр).
Также в процессе реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов в системе образования осуществляется реализация:
дополнительных образовательных программ, психолого-педагогического консультирования обучающихся, их родителей (законных представителей);
коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с обучающимися, логопедической помощи обучающимся;
помощи обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации, социально-трудовая занятость (в Мультицентре);
участие в конкурсах профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" и всероссийском сетевом конкурсе студенческих проектов с участием студентов с инвалидностью "Профессиональное завтра";
развитие адаптивной физической культуры и спорта в образовательных организациях и поддержка массовых физкультурно-спортивных мероприятий для инвалидов.
Сфера реализации мероприятий и услуг, направленных на повышение занятости граждан, нуждающихся в дополнительной поддержке, охватывает большой диапазон заданных приоритетных направлений в вопросах интеграции и трудоустройства инвалидов. Мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов имеют высокую социальную значимость.
По последним данным Пенсионного фонда Российской Федерации численность инвалидов трудоспособного возраста в Ленинградской области составляет 38549 человек, из которых только 12485 человек, или 32,4% инвалидов заняты трудовой деятельностью.
Сегодня уровень занятости инвалидов в Ленинградской области превышает общероссийский показатель: около 25% (25,53%). Наш регион находится в пятерке субъектов-лидеров по данному показателю.
Но, несмотря на некоторые позитивные изменения, положение с занятостью инвалидов продолжает оставаться сложным.
К основным проблемам развития рынка труда Ленинградской области относятся:
низкая конкурентоспособность инвалидов на рынке труда в связи с их недостаточной квалификацией и невысоким образовательным уровнем;
дисбаланс потребностей рынка труда и трудовых возможностей инвалидов, отраженных в индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА);
недостаточное количество специальных рабочих мест;
слабое развитие форм надомной занятости.
Для решения проблемы необходимо создание доступной среды, когда инвалиды смогут чувствовать себя на равных с другими участниками общественной жизни, с другой стороны - необходимы психологические, мотивационные и социальные основы формирования активной жизненной позиции инвалидов для включения их в рынок труда.
Одним из приоритетов политики службы занятости Ленинградской области является повышение эффективности использования трудовых ресурсов на основе создания условий для интеграции в трудовую деятельность инвалидов.
Одной из главных задач в этом направлении является реализация мер, направленных на повышение занятости граждан, нуждающихся в дополнительной поддержке, включая повышение трудовой мотивации инвалидов молодого возраста и стимулирование работодателей Ленинградской области на создание рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов.
Для решения задачи реализуется комплекс процессных мероприятий "Содействие трудоустройству инвалидов и граждан, нуждающихся в дополнительной поддержке", "Создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов с целью их интеграции в общество", в рамках которых предусмотрено:
1. Возмещение затрат на создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов с целью их интеграции в общество. При реализации мероприятия организуется сопровождаемое содействие занятости инвалидов, в том числе молодого возраста, с учетом рекомендуемых в индивидуальной программе реабилитации или абилитации показанных (противопоказанных) видов трудовой деятельности: формирование с учетом потребностей инвалида маршрута его передвижения до места работы и по территории организации, обеспечение доступности для инвалида необходимых служебных помещений и информации, определение мероприятий по оснащению (оборудованию) специального рабочего места, определение особенностей распорядка рабочего дня инвалида с учетом норм трудового законодательства, оказание помощи в прохождении профессионального обучения и получении дополнительного профессионального образования инвалидом, являющимся безработным, консультирование специалистов организации-работодателя, работающих с инвалидом, по вопросам оказания помощи в освоении им трудовых обязанностей, организация (при необходимости) наставничества. В рамках мероприятия предоставляются субсидии как юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, так и некоммерческим организациям (не являющимся государственными учреждениями).
2. Возмещение затрат на оплату труда трудоустроенных инвалидов, на доплаты за наставничество. Осуществляется компенсация расходов работодателей на выплату заработной платы трудоустроенного инвалида и доплату за наставничество сотруднику работодателя, на которого возлагаются обязанности по контролю за осуществлением инвалидом трудовой деятельности, оказанию помощи в исполнении функциональных обязанностей, а также в получении необходимых профессиональных навыков. При реализации мероприятия по согласованию с работодателем организуется ознакомление наставника с трудовыми обязанностями и условиями труда инвалида в целях оказания инвалиду помощи при осуществлении сопровождаемого содействия занятости. В рамках мероприятия предоставляются субсидии как юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, так и некоммерческим организациям (не являющимся государственными учреждениями).
Реализация таких полномочий в области содействия занятости населения, как профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых инвалидов, обратившихся в службу занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, организация сопровождения при содействии занятости инвалидов также решает поставленную задачу. Не менее 50 граждан с инвалидностью ежегодно проходят обучение и получают профессию, также количество граждан, воспользовавшихся услугой сопровождения при трудоустройстве, растет с каждым годом.
Одним из направлений комплексной реабилитации инвалидов является социально-культурная реабилитация, которая призвана помочь людям с ОВЗ достигнуть необходимый уровень культурной компетенции и реализации культурных интересов и запросов.
В Ленинградской области отсутствуют учреждения культуры, оказывающие услуги по реабилитации и абилитации инвалидов. При этом граждане с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность посещать и посещают культурные мероприятия и занятия в творческих студиях и иных культурно-досуговых формированиях на общих основаниях.
Вовлечение лиц с ОВЗ в различные виды художественного творчества улучшает их настроение и самочувствие, повышает самооценку, расширяет круг общения, а также является эффективным средством социальной адаптации.
Проведением социокультурной реабилитации занимается 321 учреждение Ленинградской области: проводятся выставки, спектакли, концерты, киносеансы, культурно-массовые и культурно-просветительские мероприятия, организуется работа клубных формирований, учреждений образования в сфере культуры, доступ к которым имеют все категории граждан, в том числе инвалиды.
В настоящее время наметилась тенденция к расширению доступа отдельных категорий инвалидов к проводимым мероприятиям.
Мероприятия по медицинской реабилитации осуществляются с соблюдением принципа этапности (I этап - осуществляется в острый период течения заболевания или травмы в отделениях реанимации и интенсивной терапии медицинских организаций по профилю основного заболевания, II этап - стационар реабилитационного отделения, III этап - дневной стационар, амбулаторное лечение или в условиях санатория). Медицинская реабилитация проводится с участием реабилитологов, психологов, специалистов лечебной физкультуры, логопедов, физиотерапевтов и др.
Правительство Ленинградской области совместно с АО "Норд Стрим 2 АГ" реализует в Ленинградской области социальный проект по созданию Детского реабилитационного центра на базе ГБУЗ ЛО "Кингисеппская МБ" (далее - Центр). Деятельность Центра будет направлена на оказание комплексной реабилитации детям инвалидам с ДЦП и другими двигательными нарушениями, проживающим в Кингисеппском районе Ленинградской области.
Первым этапом является создание мобильной реабилитационной бригады, которая будет обслуживать детей инвалидов Кингисеппского района и (потенциально) детей-инвалидов из близлежащих районов Ленинградской области.
Еще одним направлением в сфере реабилитации является физическая культура и спорт.
Развитие физической культуры и спорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на территории Ленинградской области реализуется в рамках государственной программы Ленинградской области "Развитие физической культуры и спорта в Ленинградской области".
На муниципальном уровне утверждены муниципальные программы, в рамках которых реализуются мероприятия по развитию физической культуры и спорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на территории муниципальных районов (городского округа) Ленинградской области.
По итогам реализации государственной программы Ленинградской области "Развитие физической культуры и спорта в Ленинградской области" в 2021 году доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, занимающихся адаптивной физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения составила 13,2% (16154 чел.).
По состоянию на 31 декабря 2021 года физкультурно-оздоровительная и спортивная работа с инвалидами всех возрастных групп в Ленинградской области проводились на базе 261 учреждения. Численность штатных работников в области адаптивной физической культуры и спорта, проводящих физкультурно-оздоровительную или спортивную работу, а также лечебную физическую культуру среди инвалидов в 2021 году составила 152 человека, из них 83 человека имеют высшее физкультурное образование, 29 человек работают в сельской местности.
В целях развития видов спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ленинградской области осуществляют деятельность следующие аккредитованные региональные общественные организации:
Ленинградская областная региональная общественная организация инвалидов "Спортивная Федерация спорта глухих";
Региональная общественная организация "Федерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями Ленинградской области";
Ленинградское областное региональное отделение Общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации "Федерация спорта слепых";
Общественная организация "Федерация футбола лиц с заболеванием церебральным параличом Ленинградской области".
Ежегодно на территории Ленинградской области в соответствии с календарным планом физкультурных и спортивных мероприятий Ленинградской области проводятся физкультурные и спортивные мероприятия среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе соревнования по спорту слепых, глухих, лиц с интеллектуальными нарушениями, футболу лиц с заболеванием ЦП, инвалидов с ПОДА, Областной фестиваль равных возможностей "Лето в Новополье", физкультурно-спортивный праздник Специальной Олимпиады "Спорт для всех!".
Реализация мероприятий программы во взаимодействии с региональными общественными организациями инвалидов позволит увеличить количество инвалидов, в том числе детей-инвалидов, получивших реабилитационные и абилитационные услуги, а также доступность для граждан в получении указанных услуг.
Реализация практических мер региональной программы будет способствовать:
совершенствованию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, ранней помощи, сопровождаемого проживания в Ленинградской области;
повышению уровня и качества жизни инвалидов, в том числе детей-инвалидов, и их семей;
снижению социальной зависимости инвалидов, в том числе детей-инвалидов, повышению их дневной занятости;
стимулированию социальной и профессиональной активности инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
2. Цели, задачи и целевые показатели (индикаторы) региональной программы
Цель региональной программы: повышение уровня обеспеченности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными и абилитационными услугами, ранней помощью, а также уровня профессионального развития и занятости, включая содействие занятости инвалидов, в том числе детей-инвалидов, развитие сопровождаемого проживания инвалидов в Ленинградской области.
Задачи региональной программы:
1. Определение потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных и абилитационных услугах, услугах ранней помощи, получении услуг в рамках сопровождаемого проживания в Ленинградской области.
Решение данной задачи позволит спланировать проведение мероприятий органов исполнительной власти Ленинградской области и организаций в целях совершенствования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, Ленинградской области.
2. Формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости, включая сопровождаемое содействие занятости инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Ленинградской области.
Решение данной задачи обеспечит проведение комплекса мероприятий в целях профессиональной ориентации и социально-профессиональной адаптации на рынке труда граждан с инвалидностью, будет способствовать развитию системы сопровождения инвалидов при трудоустройстве в рамках мероприятий по содействию занятости населения.
3. Формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи, сопровождаемого проживания инвалидов в Ленинградской области.
Решение данной задачи обеспечит создание правовой и методической основы сформированной в Ленинградской области системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи.
4. Формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи, сопровождаемого проживания инвалидов в Ленинградской области.
Решение данной задачи позволит увеличить объем оказываемых реабилитационных и абилитационных услуг, расширить их спектр, приблизить реабилитационные и абилитационные услуг к инвалидам, в том числе детям-инвалидам, внедрить современные эффективные методы технологии работы с инвалидами и, как следствие, повысить качество жизни данной категории граждан Ленинградской области.
Целевые показатели (индикаторы) региональной программы:
1. Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Ленинградской области, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые).
2. Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Ленинградской области, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети).
3. Доля реабилитационных организаций, подлежащих включению в систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, Ленинградской области, в общем числе реабилитационных организаций, расположенных на территории Ленинградской области.
4. Число инвалидов, получающих услуги в рамках сопровождаемого проживания.
5. Доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста Ленинградской области.
6. Доля детей целевой группы, получивших услуги ранней помощи, в общем числе детей Ленинградской области, нуждающихся в получении таких услуг.
7. Доля семей Ленинградской области, включенных в программы ранней помощи, удовлетворенных качеством услуг ранней помощи.
8. Доля специалистов Ленинградской области, обеспечивающих оказание реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий инвалидам, в том числе детям-инвалидам, прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в том числе по применению методик по реабилитации и абилитации инвалидов, в общей численности таких специалистов Ленинградской области.
9. Количество созданных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов.
10. Численность инвалидов и их наставников, расходы на оплату труда которых компенсированы работодателям.
11. Количество услуг по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов.
12. Количество человек, получивших профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, из числа незанятых инвалидов, включая инвалидов из числа безработных граждан.
13. Численность инвалидов, в том числе детей-инвалидов, получивших услуги специального транспортного обслуживания.
Сведения о целевых показателях (индикаторах) представлены в приложении 1 к региональной программе.
Сведения
о порядке сбора информации и методике расчета показателя (индикатора) региональной программы
Наименование целевого показателя (индикатора) |
Методика расчета целевого показателя (индикатора) |
Источник статистической информации |
Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и(или) абилитации, в общей численности инвалидов Ленинградской области, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые) |
В/А х 100 проц., где: А - общее количество инвалидов 18+ Ленинградской области, имеющих рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации, в отчетном году, чел.; В - количество инвалидов 18+ Ленинградской области, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и(или) абилитации, в отчетном году, чел. |
Государственные учреждения социального обслуживания Ленинградской области |
Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Ленинградской области, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети) |
В/А х 100 проц., где: А - общее количество детей-инвалидов Ленинградской области, имеющих рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации, в отчетном году, чел.; В - количество детей-инвалидов Ленинградской области, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и(или) абилитации, в отчетном году, чел. |
Государственные учреждения социального обслуживания Ленинградской области |
Доля реабилитационных организаций, подлежащих включению в систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, Ленинградской области, в общем числе реабилитационных организаций, расположенных на территории Ленинградской области |
В/А х 100 проц., где: А - общее количество реабилитационных организаций, расположенных на территории Ленинградской области, в отчетном году, чел.; В - количество реабилитационных организаций, подлежащих включению в систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, Ленинградской области, в отчетном году, чел. |
Комитет по социальной защите населения Ленинградской области; комитет общего и профессионального образования Ленинградской области; комитет по культуре и туризму Ленинградской области; комитет по физической культуре и спорту Ленинградской области; Комитет по здравоохранению Ленинградской области |
Численность инвалидов, получающих услуги в рамках сопровождаемого проживания |
Численность инвалидов, получающих услуги в рамках сопровождаемого проживания, в отчетном году, чел. |
Государственные учреждения социального обслуживания Ленинградской области |
Доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста Ленинградской области |
В/А х 100 проц., где: А - общая численность инвалидов трудоспособного возраста, проживающих на территории Ленинградской области, в отчетном году, чел.; В - численность занятых инвалидов трудоспособного возраста, проживающих на территории Ленинградской области, в отчетном году, чел. |
Комитет по труду и занятости населения Ленинградской области |
Доля детей целевой группы, получивших услуги ранней помощи, в общем числе детей Ленинградской области, нуждающихся в получении таких услуг |
А/В х 100 проц., где: А - число детей целевой группы, получивших услуги ранней помощи, в отчетном году, чел.; В - число детей Ленинградской области, нуждающихся в получении услуг ранней помощи, в отчетном году, чел.; |
Государственные учреждения социального обслуживания Ленинградской области |
Доля семей Ленинградской области, включенных в программы ранней помощи, удовлетворенных качеством услуг ранней помощи |
А/В х 100 проц., где: А - число семей Ленинградской области, включенных в программы ранней помощи, удовлетворенных качеством услуг ранней помощи, в отчетном году, ед.; В - число семей Ленинградской области, включенных в программы ранней помощи, в отчетном году, ед. |
Государственные учреждения социального обслуживания Ленинградской области |
Доля специалистов Ленинградской области, обеспечивающих оказание реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий инвалидам, в том числе детям-инвалидам, прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в том числе по применению методик по реабилитации и абилитации инвалидов, в общей численности таких специалистов Ленинградской области |
В/А х 100 проц., где: А - количество специалистов Ленинградской области, обеспечивающих оказание реабилитационных и(или) абилитационных мероприятий инвалидам, в том числе детям-инвалидам, прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в том числе по применению методик по реабилитации и абилитации инвалидов, чел.; В - общая численность специалистов Ленинградской области, обеспечивающих оказание реабилитационных и(или) абилитационных мероприятий инвалидам, в том числе детям-инвалидам, в отчетном году, чел |
Государственные учреждения социального обслуживания Ленинградской области |
Количество созданных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов |
Количество созданных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов в отчетном году, ед. |
Комитет по труду и занятости населения Ленинградской области |
Численность инвалидов и их наставников, расходы на оплату труда которых компенсированы работодателям |
Численность инвалидов и их наставников, расходы на оплату труда которых компенсированы работодателям, в отчетном году, чел. |
Комитет по труду и занятости населения Ленинградской области |
Количество услуг по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов |
Количество услуг по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов в отчетном году, ед. |
Комитет по труду и занятости населения Ленинградской области |
Количество человек, получивших профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, из числа незанятых инвалидов, включая инвалидов из числа безработных граждан |
Количество человек, получивших профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, из числа незанятых инвалидов, включая инвалидов из числа безработных граждан, в отчетном году, чел. |
Комитет по труду и занятости населения Ленинградской области |
Численность инвалидов, в том числе детей-инвалидов, получивших услуги специального транспортного обслуживания |
Численность инвалидов, в том числе детей-инвалидов, получивших услуги специального транспортного обслуживания, чел. |
Ленинградское областное государственное казенное учреждение "Центр социальной защиты населения" |
3. Срок реализации региональной программы
Региональная программа реализуется в 2023 - 2025 годах без деления на этапы.
4. Перечень программных мероприятий
Региональная программа предусматривает выполнение комплекса мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество, формирование равных возможностей во всех сферах жизни общества, а также развитие ранней помощи и сопровождаемого проживания инвалидов.
Система мероприятий, включенных в региональную программу, предусматривает реализацию следующих задач:
1. Определение потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных и абилитационных услугах, услугах ранней помощи, получении услуг в рамках сопровождаемого проживания в Ленинградской области:
подраздел 1.1 - мероприятия по определению потребности в реабилитационных и абилитационных услугах;
подраздел 1.2 - мероприятия по определению потребности в услугах ранней помощи;
подраздел 1.3 - мероприятия по определению потребности в получении услуг в рамках сопровождаемого проживания.
2. Формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости, включая сопровождаемое содействие занятости, инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Ленинградской области:
подраздел 2.1 - мероприятия по формированию условий для повышения уровня профессионального развития инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
подраздел 2.2 - мероприятия по формированию условий для повышения уровня занятости, включая сопровождаемое содействие занятости, инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
3. Формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи, сопровождаемого проживания инвалидов в Ленинградской области:
подраздел 3.1 - мероприятия по формированию и поддержанию в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов
подраздел 3.2 - мероприятия по формированию и поддержанию в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по организации ранней помощи;
подраздел 3.3 - мероприятия по формированию и поддержанию в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по организации сопровождаемого проживания инвалидов.
4. Формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи, сопровождаемого проживания инвалидов в Ленинградской области:
подраздел 4.1 - мероприятия по формированию условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
подраздел 4.2 - мероприятия по формированию условий для развития ранней помощи;
подраздел 4.3 - мероприятия по подготовке кадров системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, ранней помощи, а также сопровождаемого проживания инвалидов;
подраздел 4.4 - мероприятия по формированию условий для развития сопровождаемого проживания инвалидов.
Перечень программных мероприятий представлен в приложении 2 к региональной программе.
5. Ресурсное обеспечение региональной программы
Реализация мероприятий региональной программы осуществляется за счет средств областного бюджета Ленинградской области, субсидии из федерального бюджета областному бюджету Ленинградской области, носит прогнозный характер и подлежит ежегодному уточнению в установленном порядке.
Объем ресурсного обеспечения региональной программы представлен в приложении 3 к региональной программе.
6. Управление и контроль реализации региональной программы
Организация исполнения мероприятий, текущее управление, координацию работ соисполнителей региональной программы и контроль за ходом ее реализации (в том числе оценка достижения целевых показателей (индикаторов) государственной программы) осуществляет ответственный исполнитель региональной программы в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 7 марта 2013 года N 66.
Ответственный исполнитель и соисполнители региональной программы разрабатывают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации региональной программы.
Соисполнители региональной программы организуют исполнение мероприятий региональной программы, в установленные сроки представляют информацию об их исполнении ответственному исполнителю региональной программы, а также при необходимости выступают инициаторами корректировки программных мероприятий, источников и объемов их финансирования (с учетом результатов оценки эффективности региональной программы).
Организация исполнения мероприятий региональной программы ответственным исполнителем и соисполнителями осуществляется в соответствии с федеральными законами от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и от 18 июля 2011 года 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В случае экономии бюджетных ассигнований, образовавшейся в результате снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в рамках проведения конкурсных процедур на право заключения государственного контракта, денежные средства расходуются в размере не менее 10 процентов и не более 20 процентов на одно направление реабилитации и абилитации (социальная защита, труд, здравоохранение, образование, культура, физическая культура) инвалидов, в том числе детей-инвалидов, получателей услуг ранней помощи от общего объема сэкономленных средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Для оперативного контроля (мониторинга) исполнения региональной программы соисполнители региональной программы представляют информацию о выполнении мероприятий региональной программы ответственному исполнителю региональной программы в установленный им срок.
Ответственный исполнитель региональной программы ежеквартально представляет информацию о выполнении мероприятий региональной программы в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации:
информацию об исполнении мероприятий региональной программы с указанием сведений о выполнении мероприятий, включающих количественно-качественные показатели и описание выполнения, или о невыполнении мероприятий;
отчет об осуществлении расходов областного бюджета Ленинградской области (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета областному бюджету Ленинградской области на софинансирование расходов по реализации мероприятий, включенных в региональную программу.
Внесение изменений в перечень мероприятий, сроки реализации региональной программы, объемы бюджетных ассигнований в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию региональной программы осуществляется по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в порядке, установленном для разработки и реализации целевых программ в Ленинградской области.
7. Оценка эффективности реализации региональной программы
Региональная программа направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграции в общество, формирование равных возможностей во всех сферах жизни общества, а также на развитие ранней помощи.
Социальная эффективность региональной программы выражается в снижении социальной напряженности в обществе за счет:
повышения уровня и качества предоставляемых инвалидам, в том числе детям-инвалидам, реабилитационных и абилитационных услуг;
возвращения инвалидов к активной жизни за счет частичного или полного восстановления или компенсации способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, а также формирования у них новых способностей к бытовой общественной и профессиональной деятельности;
увеличения уровня информированности инвалидов, получателей услуг ранней помощи о реабилитационных и абилитационных услугах, а также услугах ранней помощи, формате их представления;
преодоления социальной изоляции и включенности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в жизнь общества, включая совместные с другими гражданами мероприятия (в том числе досуговые, культурные, спортивные);
информационных кампаний и акций средств массовой информации в освещении проблем инвалидов для граждан, не являющихся инвалидами.
Экономическая эффективность региональной программы обеспечивается путем рационального использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в результате перераспределения расходов.
Комплекс целевых показателей (индикаторов) региональной программы отражает результаты деятельности соисполнителей региональной программы.
Оценка эффективности реализации региональной программы осуществляется в целях достижения оптимального соотношения связанных с ее реализацией затрат и достигаемых в ходе реализации результатов.
Оценка эффективности реализации региональной программы будет осуществляться соисполнителями региональной программы в течение всего срока действия региональной программы путем использования целевых показателей (индикаторов) и планируемых результатов реализации региональной программы, а также с учетом объема ресурсов, направленных на реализацию региональной программы.
-----------------------------
1 От 23 апреля 2018 года N 275 "Об утверждении примерных положений о многопрофильных реабилитационных центрах для инвалидов и детей-инвалидов, а также примерных перечней оборудования, необходимого для предоставления услуг по социальной и профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов и детей инвалидов";
от 27 сентября 2017 года N 700 "О примерных штатных нормативах организаций, предоставляющих услуги по социальной и профессиональной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов".
-----------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.