В Ассоциации российских банков (АРБ) 23 ноября 2022 состоялась очередная конференция по теме: Регуляторные требования Банка России к кредитным организациям в период ограничительных мер: эффективность смягчения и его перспективы, проведенная совместно с Банком России, в рамках ежегодных встреч - конференций с банкирами по актуальным проблемам деятельности кредитных организаций.
В рамках конференции был обсужден широкий круг вопросов в области банковского регулирования, регулирования платежной системы, защиты прав потребителей, а также иные актуальные в текущей ситуации темы.
Помимо представителей Банка России на конференции выступили руководители кредитных организации, которые остановились на наиболее важных для деятельности банков темах, в том числе создающих, по их мнению, избыточную регуляторную нагрузку.
Одной их наиболее острых их обсужденных тем стала тема оптимизации отчетности, представляемой кредитными организациями в Банк России.
Данный вопрос кредитные организации много раз ставили перед регулятором, однако, значимых результатов в этой области, к сожалению, до настоящего времени не наблюдается, и кредитные организации, по прежнему, несут значительные финансовые затраты, связанные с формированием и представлением в Банк России отчетности.
В качестве инструмента решения проблемы Банком России неоднократно заявлялся переход на датацентричный подход к составлению кредитными организациями отчетности.
Однако датацентричный подход до настоящего времени не стал превалирующим, большинство форм отчетности, по-прежнему, представляются в Банк России в формацентричном виде.
По мнению кредитных организаций, не отвечает заявленным Банком России целям снижения регуляторной нагрузки на кредитные организации представленный в августе 2022 года на обсуждение для получения комментариев проект новой редакцией Указания Банка России от 8 октября 2018 года N 4927-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" (далее - Проект, действующая редакция Указания Банка России).
Проект содержит 146 форм отчетности против 128 форм отчетности в действующей редакции Указания Банка России от 08.10.2018 г. N 4927-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации".
Кроме того, проект вводит новую объемную форму отчетности, предусматривающую представление в Банк России сведений в разрезе кредитных договоров, дублирующую данные уже действующей формы отчетности 1. Причем проект данной формы основан на формацентричном подходе, что не соответствует заявленному Банком России переходу на датацентричный подход.
В ходе встречи кредитные организации также обратили внимание на дублирование состава раскрываемой ими информации перед широким кругом пользователей в отчетности, составляемой в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета (РСБУ) 2, и отчетности, составляемой по международным стандартам финансовой отчетности МСФО 3.
По мнению кредитных организаций, учитывая последовательную работу, проводимую Банком России по внедрению МСФО в российские правила бухгалтерского учета кредитных организаций и порядок раскрытия информаций, отчетность, раскрываемая кредитными организациями на индивидуальной основе в бухгалтерской (финансовой) отчетности по РСБУ и финансовой отчетности по МСФО, сблизилась и фактически дублирует друг друга.
Такая отчетность составляется кредитными организациями как за отчетный год, так и на промежуточные даты отчетного года, и подлежит аудированию, что создает серьезную регуляторную нагрузку на банки.
При этом у кредитных организаций отсутствует возможность не составлять и не раскрывать промежуточную финансовую отчетность по МСФО в случаях отсутствия существенных изменений в течение года в деятельности кредитной организации и ее учетной политике.
Принимая во внимание изложенное, кредитные организации предлагают Банку России рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон от 27.07.2010 г. N 208-ФЗ "О консолидированной отчетности", отменив обязанность кредитных организаций, не образующих группу, составлять финансовую отчетность по МСФО.
Кроме того, кредитные организации полагают целесообразным рассмотреть вопрос о внесении изменений в вышеназванный закон в целях предоставления кредитным организациям право не составлять консолидированную отчетность по банковской группе, в случае если участники банковской группы являются несущественными для ее деятельности, предоставив собственникам банка и ее менеджменту решать вопрос о необходимости составления консолидированной отчетности в этом случае.
Действующее регулирование не предоставляет кредитным организациям такой возможности, в связи с чем кредитные организации вынуждены составлять и аудировать консолидированную отчетность в случае, когда участники банковской группы являются несущественными (активы и капитал участников банковской группы в сумме составляют менее 1 - 5%) и показатели консолидированной отчетности фактически дублируют показатели индивидуальной отчетности головной организации банковской группы.
По мнению кредитных организаций, целесообразно также на уровне закона предоставить возможность кредитным организациям не составлять и не раскрывать промежуточную консолидированную отчетность в случае отсутствия в течение года изменений в составе банковской группы, ее деятельности и учетной политике.
Еще одной существенной нагрузкой для кредитных организаций является представление в Банк России на нерегулярной основе сведений по запросам Банка России в связи с проводимыми им обследованиями.
Кредитные организации отмечают значительное увеличение в последнее время количества таких нерегулярных запросов информации со стороны Банка России (до 2 запросов в календарный месяц).
В ходе таких обследований Банком России, как правило, запрашивается большой объем информации. В кредитные организации для заполнения направляются объемные таблицы, содержащие большое количество полей.
В отличие от регулярной отчетности, представляемой в Банк России, формирование которой автоматизировано, представление информации Банку России по обследованиям сопряжено с большим количеством ручной работы.
Для составления таких таблиц по обследованиям Банка России кредитные организации вынуждены отвлекать большое число специалистов, включая IT-специалистов.
Учитывая изложенное, кредитные организации просят Банк России учитывать нагрузку, которую оказывают на кредитные организации нерегулярные запросы информации, при планировании проводимых ими обследований.
Кредитные организации полагают, что оптимальным было бы использование для аналитической работы Банка России информации из регулярным форм отчетности.
По мнению кредитных организаций, существенное снижение нагрузки на кредитные организации при составлении и представлении в Банк России отчетности могло бы быть достигнуто за счет оптимизации процедуры составления уже действующих форм отчетности.
В целях достижения такой оптимизации кредитные организации предлагают следующее:
1. Использовать принцип существенности при формировании отчетности.
В целях реализации данного принципа кредитные организации предлагают отметить требование о предоставлении в Банк России форм отчетности с нулевыми значениями, а также установить в порядках составления форм отчетности порог существенности для включения в форму отчетности данных.
В настоящее время кредитные организации вынуждены отражать в формах отчетности данные независимо от их значимости. В результате в Банк России направляются формы, которые содержат несущественные данные в размерах 3 - 5 тыс. рублей.
Примером такой формы отчетности может служить форма отчетности 0409106 "Отчет по управлению операционным риском в кредитной организации".
Данная форма является весьма объемной и может содержать до 1000 полей. В форме подлежат отражению события операционного риска независимо от значимости для банка потерь от их реализации. В результате в форме указываются данные от 1 тыс. рублей.
По мнению кредитных организаций, было бы целесообразно разрешить кредитным организациям указывать в формах отчетности только существенные данные, установив для включения данных в формы отчетности порог существенности в зависимости, например, от размера финансового результата банка или его капитала.
Указанное позволит снизить нагрузку на кредитные организации при формировании форм отчетности без снижения их информативности для Банка России.
2. В целях снижения расходов кредитных организаций при составлении форм отчетности отказаться от требований по представлению в отчетности информации в форматах, требующих привлечения сторонних подрядчиков на платной основе.
Примером такой отчетности является отчетность по форме 0409310 "Сведения о предметах залога, принятых кредитными организациями в качестве обеспечения по ссудам".
В целях представления в ней информации об адресах местонахождения объекта залога порядком составления формы установлено требование об указании идентификационного кода адресного объекта GUID (Globally Unique Identifier) федеральной информационной адресной системы (ФИАС) формата государственного адресного реестра.
3. Проанализировать процедуры логического контроля отчетности, представляемой кредитными организациями в Банк России, на предмет их корректности и обоснованности, а также установить единый центр проведения такого контроля.
В настоящее время логический контроль отчетности проводится как на уровне территориального учреждения Банка России, на территории которого зарегистрирован банк, так и на уровне центрального аппарата Банка России, что накладывает дополнительную, существенную нагрузку на кредитные организации.
По мнению кредитных организаций, имеются случаи, когда установленный логический контроль является избыточным.
Например, в формах отчетности, в которых приводится среднеарифметический остаток по балансовому счету и остаток на дату составления отчета, при нулевом остатке на дату отчета от банка требуется представление пояснения о причинах ненулевого среднего значения, в том числе при наличии у Банка России информации о ненулевых оборотах в течение месяца по данному счету.
Подготовка таких пояснений существенно увеличивает трудозатраты кредитных организаций.
В связи с изложенным просим Вас рассмотреть предложения кредитных организаций по снижению регуляторной нагрузки на банки по формированию и представлению отчетности в Банк России.
По мнению АРБ, предложения кредитных организаций было бы целесообразно обсудить на заседании подгруппы 01 "Отчетность кредитных организаций" Рабочей группы по вопросам развития статистической работы в Банке России и оптимизации отчетности, Ассоциация российских банков выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Центральным банком Российской Федерации по вопросам регулирования деятельности кредитных организаций.
------------------------------
1Проект новой формы отчетности 0409112 "Отдельные показатели кредитного риска по кредитам, предоставленным юридическим лицам" в существенной степени дублирует данные формы отчетности 0409303 "Сведения о ссудах, предоставленных юридическим лицам".
2Указание Банка России от 27.11.2018 N 4983-У "О формах, порядке и сроках раскрытия кредитными организациями информации о своей деятельности".
3Указание Банка России от 2 марта 2015 г. N 3580-У "О представлении кредитными организациями финансовой отчетности".
------------------------------
Президент АРБ, |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 13 декабря 2022 г. N А-02/1Х-583 "О снижении регуляторной нагрузки"
Опубликование:
-