Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 30 мая 2002 г. N КА-А40/3386-02
Решением от 30.01.02, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.03.02 Арбитражного суда г. Москвы, признано недействительным требование Межрайонной инспекции МНС РФ N 38 по г. Москве N 419 от 19.10.01.
В кассационной жалобе истец - Квэрнер и энд Си Великобритания Лимитед просит изменить мотивировочные части судебных актов, исключив из них вывод о правомерности позиции ответчика о порядке внесения в бюджет НДС иностранными организациями.
Истец полагает, что организацией - плательщиком НДС по ст. 143 НК РФ является иностранное юр. Лицо, так как согласно ст. 144 НК иностранное юр. лицо вправе встать на налоговый учет по месту нахождения постоянного представительства. Истец также читает, что налогоплательщик - иностранное юридическое лицо может распределять общую сумму НДС по правилам ст. 175 НК РФ, т.е. вычитать из общей суммы НДС, рассчитанной Московским представительством иностранной фирмы суммы налога, приходящиеся на обособленные подразделения этой же фирмы в других регионах исходя из численности персонала и стоимости основных производственных фондов этих подразделений, а остаток налога уплачивать в г. Москве. При этом головной организацией Истец считает Московское представительство.
Свои доводы Истец мотивирует также фактической невозможностью определить НДС, причитающийся к уплате каждым из представительств, ссылаясь на принятую им учетную политику.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя, поддержавших доводы жалобы, представителей ответчика, возражавших против ее удовлетворения, кассационная инстанция не находит оснований для изменения решения и постановления суда.
Признавая недействительным оспариваемое требование, судебные инстанции указали, что оно не соответствует ни одному из перечисленных в п. 4 ст. 69 НК РФ условий: в нем не указаны основания взимания налога, размер задолженности, срок уплаты налога и т.д.
Кроме того, на момент выставления требования у истца не было недоимки.
Данные выводы подтверждены материалами дела. Кассационная инстанция согласна с выводом судебных инстанций о том, что истец неправильно распределял налог между отделениями, созданными на территории РФ.
Правила ст. 175 НК РФ не применяются.
Истец не учитывает, что "налогоплательщиком" и "лицом" в налоговых отношениях является "иностранная организация".
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ в понятие "иностранная организация" включаются иностранные юридические лица, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
Это означает, что не только иностранное юридическое лицо, но также и филиалы, и представительства в РФ являются одной и той же "иностранной организацией". Поэтому неверным является утверждение истца о том, что иностранное юридическое лицо - это одна организация, а ее представительство - другая организация.
Правовой статус филиалов и представительств иностранных юридических лиц в налоговых отношениях отличается от статуса представительств российских организаций тем, что каждое отделение иностранного юридического лица, находящееся в России должно рассматриваться не в качестве обособленного подразделения налогоплательщика, а в качестве самого налогоплательщика и в качестве "лица" (п. 2 ст. 11 НК РФ), реализующего товары, работы, услуги.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками являются организации, на которые Кодекс возлагает обязанность уплачивать налоги. Ст. 143 НК РФ возлагает такую обязанность на организации, в том числе иностранные. При этом иностранные организации встают на учет в качестве самостоятельных плательщиков НДС по месту нахождения своих постоянных представительств.
Поэтому истец неправильно указывает, что под организацией НК РФ может подразумевать либо иностранное юридическое лицо, либо его представительство, так как это одна "организация".
В силу закона НДС исчисляет и уплачивает иностранная организация, вставшая на налоговый учет (имеющая представительство).
На головной офис обязанность по исчислению налога и представлению декларации не возлагается, т.к. налоговое законодательство РФ не действует на территории другого государства.
Этот вывод подтверждается ст. 24, п. 3 ст. 166, п. 3 ст. 174 НК РФ, в которых говорится об обязанности налоговых агентов, состоящих на налоговом учете.
У истца нет обособленных подразделений на территории РФ, т.к. их может иметь только вся организация, а не ее отдельная часть - филиал или представительство.
Московское представительство не является головной организацией по отношению к другим отделениям, т.к. эти отделения не входят в состав представительства.
Таким образом, одно отделение иностранной организации не может нести обязанность по исчислению и уплате НДС за другие отделения и не может вычитать из общей суммы налога, налог, уплачиваемый по месту нахождения других отделений.
Следовательно, порядок уплаты НДС, предусмотренных ст. 175 НК РФ, к истцу не применяется.
Состоя на учете по месту нахождения постоянного представительства, иностранная организация отдельно выполняет обязанности налогоплательщика в каждом из мест своего нахождения и налогового учета в России.
Объект налога возникает в результате осуществляемой деятельности в связи с чем суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что каждое представительство обладает одинаковым статусом, и обязано подавать отдельную декларацию с суммой налога, исчисленной из облагаемых оборотов.
Довод истца о том, что выручка может быть получена одним отделением, а реализация осуществлена другим отделением, неверен, так как сумма налога, подлежащая уплате постоянным представительством иностранной фирмы определяется исходя из налоговой базы, исчисленной от объекта, возникающего в связи с деятельностью постоянного представительства (ст.ст. 52, 53, 54 НК РФ).
Представительство иностранной фирмы, предъявляя покупателю счет-фактуру (пп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ), указывает в ней свой ИНН и сумму налога. Этот документ дополнительно свидетельствует о том, какое из отделений истца осуществляет поставки товаров, выполняет работы, оказывает услуги.
Следует учитывать, что другие отделения истца, состоящие на учете в соответствующих территориальных налоговых органах, также несут обязанности по самостоятельному исчислению и уплате только того НДС, который у них образуется в результате их деятельности по реализации товаров (работ, услуг) в зависимости от применяемой учетной политики.
Порядок исчисления налога иностранной организацией, имеющей несколько российских представительств аналогичен порядку исчисления налога иностранной организацией, имеющей одно представительство. В обоих случаях налог исчисляется и уплачивается конкретным представительством за иностранную организацию.
Действующий порядок налогообложения по НДС не дискриминирует истца, норма ст. 307 НК РФ, устанавливающая порядок уплаты налога на прибыль, не может быть применена по аналогии, т.к. устанавливает особый порядок уплаты другого по сути налога, объектом которого является финансовый результат.
При таких данных оснований для удовлетворения жалобы не имеется, поэтому, руководствуясь ст.ст. 175-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 30.01.02 и постановление от 27.03.02 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу "Квэрнер И энд Си Великобритания Лимитед" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 мая 2002 г. N КА-А40/3386-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании