Письмо Министерства спорта РФ от 29 декабря 2021 г. N АМ-02-10/11381
В рамках реализации Федерального закона от 30.04.2021 N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - закон о гармонизации), ФГБУ "Федеральный центр подготовки спортивного резерва" разработаны проекты макета федерального стандарта спортивной подготовки (далее - макет ФССП) и макета примерной дополнительной образовательной программы спортивной подготовки (далее - макет примерной программы), учитывающие изменения внесенные законом о гармонизации. При этом структура макета ФССП и макета примерной программы сохранены в соответствии с действующими федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта.
На основании утвержденного макета ФССП и макета примерной программы Минспортом России будет проводиться работа по разработке и утверждению примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки по видам спорта (далее - примерная программа по виду спорта) в соответствии с которыми субъекты Российской Федерации будут разрабатывать дополнительные образовательные программы спортивной подготовки по видам спорта.
С учетом изложенного направляю макет ФССП и макет примерной программы для учета в работе и в случае возникновения дополнительных предложений, прошу направить их на электронный адрес kanukova@minsport.gov.ru.
Обращаю внимание на то, что регионами проводится постоянная работа по созданию оптимальных условий для развития вида спорта в первую очередь тех видов спорта, которые для региона являются базовыми и по ним наблюдается положительная динамика в подготовке членов спортивных сборных команд, в том числе спортивных сборных команд Российской Федерации, при этом тренеры, которые готовят данных спортсменов, зачастую имеют определенный опыт, который будет полезен для учета его при разработке примерной программы по виду спорта.
Приложение: на 36 л., в 1 экз.
|
А.А. Морозов |
утверждена
приказом Минспорта России
от "___" _________ 202_ г. N ___
Примерная дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта "название вида спорта"
1. Общие положения
1.1. Примерная дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта "название вида спорта" (далее - Примерная программа) разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, утвержденным приказом Министерства спорта Российской Федерации от N , а также в# федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта "название вида спорта" (при наличии) и предназначена для разработки дополнительных образовательных программ спортивной подготовки по виду спорта "название вида спорта".
1.2. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта "название вида спорта" должна иметь следующую структуру:
титульный лист (приложение N 1 к Примерной программе);
пояснительная записка;
теоретический раздел
практический раздел
иные требования и условия реализации Программы
2. Пояснительная записка
2.1. Название вида спорта (спортивных дисциплин), краткая характеристика вида спорта "название вида спорта", наименование входящих в него спортивных дисциплин и их отличительные особенности (при наличии) в соответствии с Всероссийским реестром видов спорта _____________ (наименование вида спорта)
Наименование спортивной дисциплины |
номер-код спортивной дисциплины |
... |
... |
|
|
Прописывается организацией, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки по виду спорта "название вида спорта" (далее - Организация), самостоятельно.
2.2. Цель, основные задачи и планируемые результаты реализации Примерной программы.
Целью реализации Примерной программы является достижение спортивных результатов на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебно-тренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки.
Достижение поставленной цели предусматривает решение основных задач:
оздоровительные;
образовательные;
спортивные.
Планируемые результаты освоения Примерной программы представляют собой систему ожидаемых результатов освоения всех компонентов учебно-тренировочного и соревновательного процессов, а также обеспечивают формирование личностных результатов: овладение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным нормативам, об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики перетренированности (недотренированности), перенапряжения; овладение знаниями и навыками инструкторской деятельности и судейской практики; умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха, соблюдать правила безопасности и содержать в порядке спортивный инвентарь, оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к учебно-тренировочным занятиям и спортивным соревнованиям; умение анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях, находить адекватные способы поведения и взаимодействия в соревновательный период; развитие понимания о здоровье, как о важнейшем условии саморазвития и самореализации человека, умение добросовестно выполнять задания тренера-преподавателя, осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений, умение организовывать места тренировочных занятий и обеспечивать их безопасность, ориентирование на определение будущей профессии, приобретение навыков по участию в соревнованиях различного уровня.
Цели, задачи и планируемые результаты дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта "название вида спорта" определяются Организацией самостоятельно в зависимости от реализуемых этапов спортивной подготовки в соответствии с Примерной программой.
3. "Теоретический раздел" примерной программы
3.1 Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам:
Этапы спортивной подготовки |
Срок реализации этапов спортивной подготовки |
Возраст зачисления |
Начальной подготовки |
до одного года обучения |
|
свыше одного года обучения |
|
|
Учебно-тренировочный (спортивной специализации) |
до трех лет обучения |
|
свыше трех лет обучения |
|
|
Совершенствования спортивного мастерства |
до одного года обучения |
|
свыше одного года обучения: |
|
|
Высшего спортивного мастерства |
до одного года обучения |
|
свыше одного года обучения |
|
На этап начальной подготовки зачисляются лица, которым в текущем году исполнилось (или) исполнится количество лет по году рождения, соответствующее возрасту зачисления, а также лица, старше зачисляемого возраста на этап начальной подготовки и учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) до трех лет. При этом, при комплектовании групп разница в возрасте зачисляемых лиц не должна быть более двух лет.
На этапы спортивной подготовки допускается зачисление лиц, прошедших спортивную подготовку в других организациях и (или) по другим видам спорта и выполнившие требования, необходимые для зачисления в учебно-тренировочные группы, согласно нормативам по физической подготовке, установленные Организацией для этой возрастной группы.
3.2. Наполняемость учебно-тренировочных групп на этапах спортивной подготовки
Этапы спортивной подготовки |
Количественный состав группы (человек) |
|
Начальной подготовки |
до одного года обучения |
|
свыше одного года обучения |
|
|
Учебно-тренировочный (спортивной специализации) |
до трех лет обучения |
|
свыше трех лет обучения |
|
|
Совершенствования спортивного мастерства |
до одного года обучения |
|
свыше одного года обучения: |
|
|
Высшего спортивного мастерства |
до одного года обучения |
|
свыше одного года обучения |
|
Наполняемость групп определяется Организацией на основании единовременной пропускной способности спортивного сооружения (объекта спорта), используемого при реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта "наименование вида спорта".
Здесь и далее по тексту нумерация приводится в соответствии с источником
3.2. Планируемый объем соревновательной деятельности по виду спорта
Виды соревнований |
Этапы и годы спортивной подготовки |
|||||
Этап начальной подготовки |
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) |
Этап совершенствования спортивного мастерства |
Этап высшего спортивного мастерства |
|||
До года |
Свыше года |
До трех лет |
Свыше трех лет |
|||
Контрольные |
|
|
|
|
|
|
Отборочные |
|
|
|
|
|
|
Основные |
|
|
|
|
|
|
В дополнительной образовательной программе спортивной подготовки Организацией указывается количество соревнований в соответствии с единым календарным планом межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и с учетом значений, утвержденных в государственном (муниципальном) задании.
Контрольные соревнования проводятся с целью определения уровня подготовленности обучающихся, оценивается уровень развития физических качеств, выявляются сильные и слабые стороны спортсмена. Контрольную функцию могут выполнять как официальные соревнования различного уровня, так и специально организованные Организацией.
Отборочные соревнования проводятся с целью отбора обучающихся и комплектования команд для выступления на основных спортивных соревнованиях.
Основные соревнования проводятся с целью достижения спортивных результатов и выполнений требований Единой всероссийской спортивной классификации.
3.3. Учебно-тренировочные нагрузки к объему учебно-тренировочного процесса
Этапный норматив |
Этапы и годы спортивной подготовки |
|||||
Этап начальной подготовки |
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной подготовки) |
Этап совершенствования спортивного мастерства |
Этап высшего спортивного мастерства |
|||
До года |
Свыше года |
До трех лет |
Свыше трех лет |
|||
Количество часов в неделю |
|
|
|
|
|
|
Общее количество часов в год |
|
|
|
|
|
|
3.4. Медицинские требования к обучающимся по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки
Для прохождения обучения по дополнительной образовательной программе спортивной подготовки допускаются лица, получившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний для занятий видом спорта "название вида спорта".
Организация ведет контроль за прохождением обучающимися медицинского обследования.
Обучающийся, не имеющий допуск к тренировочным занятиям, соревновательным мероприятиям не допускается.
4. "Практический раздел" Программы
4.1. Примерный годовой учебно-тренировочный план
Примерный годовой учебный план Организации (далее - учебный план) составляется и утверждается Организацией ежегодно на 52 недели (в часах), определяет общий объем учебно-тренировочной нагрузки по видам спортивной подготовки, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по этапам спортивной подготовки.
Учебный план определяет общую структуру планируемого учебно-тренировочного процесса в рамках деятельности Организации, совокупность отдельных относительно самостоятельных, но не обособленных в их закономерных связях видах спортивной подготовки, соотношении и последовательности их как органических звеньев единого процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки, оптимально вносящий свой вклад в реализацию общей цели реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки.
Этап высшего спортивного мастерства представлен одним учебно-тренировочным годом, но необходимо понимать, что данные параметры нагрузки не изменяются в течение всего периода обучения на данном этапе.
Учебный план заполняется Организацией в соответствии с приложением N 2 к Примерной программе.
4.2. Примерный календарный учебно-тренировочный график
Календарный учебно-тренировочный график (далее - учебно-тренировочный график) составляется на учебный год Организацией самостоятельно по каждому этапу спортивной подготовки согласно объему соревновательной деятельности, определенному в Примерной программе, включающий в себя перечень спортивных и учебно-тренировочных мероприятий, период прохождения аттестации в течение учебного года, медико-биологических мероприятий, восстановительных мероприятий по отдельным этапам, определяет календарный период проведения мероприятия.
При составлении учебно-тренировочного графика могут быть учтены различные принципы периодизации учебного года в Организации.
При составлении учебно-тренировочного графика Организацией учитываются особенности осуществления спортивной подготовки по виду спорта и (или) отдельным спортивным дисциплинам видов спорта.
4.3. Перечень учебно-тренировочных мероприятий
Учебно-тренировочные мероприятия проводятся Организацией для подготовки обучающихся к соревновательной деятельности, а также для контроля за уровнем физической подготовленности и период проведения учитываются в учебно-тренировочном графике.
Перечень учебно-тренировочных мероприятий представлен в приложении N 3.
4.4. Режим учебно-тренировочного процесса
Режим учебно-тренировочного процесса составляется Организацией для каждой учебно-тренировочной группы с учетом единовременной пропускной способности спортивного сооружения (объекта спорта) и включает в себя:
наименование вида спорта (спортивной дисциплины);
фамилия, имя, отчество тренера-преподавателя;
этап спортивной подготовки и год обучения;
дни недели;
количество часов в неделю;
место проведения учебно-тренировочных занятий;
количество обучающихся;
начало и окончание учебно-тренировочного занятия.
4.5. Рабочая программа тренера-преподавателя
Рабочая программа тренера-преподавателя составляется на каждый реализуемый этап спортивной подготовки на основании дополнительной образовательной программы спортивной подготовки Организации.
Рабочая программа тренера-преподавателя обеспечивает достижение планируемых результатов освоения дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта на этапах спортивной подготовки.
Функции рабочей программы тренера-преподавателя:
нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения тренером-преподавателем в полном объеме;
целеполагающая, то есть определяет ценности и задачи, ради достижения которых она введена на этапах спортивной подготовки по годам обучения;
содержательная, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к минимуму содержания);
процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия учебно-тренировочного процесса;
оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня освоения дополнительной образовательной программы спортивной подготовки обучающихся.
Структура рабочей программы тренера-преподавателя:
I. Титульный лист;
II. Пояснительная записка;
III. Нормативно-методические инструментарии тренировочного процесса;
IV. Прогнозируемый результат учебно-тренировочной деятельности отдельного этапа спортивной подготовки.
Содержание рабочей программы тренера-преподавателя:
I. Титульный лист (на бланке Организации):
1.1. Гриф согласования с руководителем Организации;
1.2. Название рабочей программы тренера-преподавателя, фамилия, имя, отчество тренера-преподавателя, реализуемый этап спортивной подготовки, год обучения, срок реализации (не более года);
II. Пояснительная записка:
2.1. Цель и задачи этапа спортивной подготовки;
2.2. Прогнозируемый результат учебно-тренировочной деятельности реализуемого этапа спортивной подготовки;
III. Нормативно-методические инструментарии тренировочного процесса:
3.1. Перспективный план спортивной подготовки (для этапов совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства);
3.2. Годовой план спортивной подготовки (для реализуемых этапов);
3.3. План по месяцам;
3.4. Индивидуальный план спортивной подготовки составляется для каждого спортсмена этапов совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства;
VI. Прогнозируемый результат учебно-тренировочной деятельности реализуемого этапа спортивной подготовки.
4.6. Примерный календарный план воспитательной работы
Примерный календарный план воспитательной работы составляется Организацией на учебный год с учетом учебного плана, учебно-тренировочного графика.
Основные задачи воспитательной работы:
формирование духовно-нравственных, морально-волевых и этических качеств;
воспитание лидерских качеств, ответственности и патриотизма;
всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
укрепление здоровья спортсменов;
привитие навыков здорового образа жизни;
формирование основ безопасного поведения при занятиях спортом;
развитие и совершенствование навыков саморегуляции и самоконтроля. Примерный календарный план воспитательной работы приведен в приложении N 4 к Примерной программе.
4.7. Примерный план антидопинговых мероприятий
Примерный план антидопинговых мероприятий составляется Организацией на учебный год с учетом учебного плана, учебно-тренировочного графика.
Включаются мероприятия, направленные на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним, а также мероприятия по научно-методическому обеспечению реализуются в рамках воспитательной работы тренера-преподавателя, включающей в том числе научную, творческую и исследовательскую работу, а также другую работу, предусмотренную трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом (методическую, подготовительную, организационную, диагностическую, работу по ведению мониторинга, работу, предусмотренную планами спортивных и иных мероприятий, проводимых с обучающимися спортсменами, участие в работе коллегиальных органов управления Организацией).
Среди мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним, выделяют беседы с обучающимися в условиях учебно-тренировочных занятий, беседы с родителями в рамках родительских собраний об определении понятия "допинг", последствиях допинга в спорте для здоровья спортсменов, об ответственности за нарушение антидопинговых правил, об особенностях процедуры проведения допинг-контроля.
Примерный план антидопинговых мероприятий приведен в приложении N 5 к Примерной программе.
4.8. Аттестационные формы контроля учебно-тренировочного процесса и оценочные материалы
Аттестация в спорте представляет собой систему контроля, включающую дифференцированный и объективный мониторинг результатов учебно-тренировочного процесса, соревновательной деятельности и уровня подготовленности обучающихся. Контрольные занятия обеспечивают текущий контроль, промежуточную и итоговую информацию об уровне и результатах освоения программного материала спортивной подготовки каждым отдельным обучающимся спортсменом, представленными выполнением нормативных и квалификационных требований по годам и этапам спортивной подготовки.
Оценочный материал представлен комплексами контрольных упражнений для оценки общей физической, специальной физической, технической, тактической подготовки лиц, проходящих в Организации спортивную подготовку по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки.
Обязательное контрольное тестирование включает:
- нормативы по общей физической подготовке, основанные на требованиях ФССП по "указать вид спорта";
- контроль выполнения квалификационных требований обучающимся соответствующего года учебно-тренировочного этапа (приложение N 6 к Примерной программе).
5. Иные требования и условия реализации Программы
5.1. Требования к технике безопасности в условиях учебно-тренировочных занятий
Учебно-тренировочные занятия, физкультурные и спортивные мероприятия разрешается проводить:
при условии наличия соответствующей квалификации тренерско-преподавательского состава, медицинского и иного персонала;
при наличии медицинского допуска у обучающихся к физкультурно-спортивным занятиям;
при соответствии спортивной экипировки санитарно-гигиеническим нормам, правилам соревнований и методике учебно-тренировочного процесса;
при соответствии мест проведения учебно-тренировочного процесса, соревнований, физкультурных и спортивных мероприятий санитарным нормам и условиям безопасности;
при условии готовности места проведения, инвентаря и оборудования к конкретному мероприятию;
при ознакомлении каждого обучающегося с правилами техники безопасности.
Примечание:
Требования по технике безопасности утверждаются локальным нормативным актом Организации.
5.2. Примерные требования к оборудованию и спортивному инвентарю, спортивной экипировке, необходимые для реализации Примерной программы
Примерные требования к оборудованию и спортивному инвентарю, спортивной экипировке, необходимые для реализации Программы устанавливаются в дополнительной образовательной программе спортивной подготовки с учетом приложения N 7 к Примерной программе.
5.3. Примерный перечень информационного обеспечения Программы
Информационное обеспечение деятельности Организации - многогранный процесс, направленный на решение профессиональных, организационных и воспитательных задач, формирование и структурирование информационного пространства Организации с использованием всей совокупности информационных ресурсов и информационных технологий в целях гармонизации спортивной и образовательной деятельности.
Приложение N 1
к Примерной программе
Титульный лист
На "Титульном листе" Программы указываются:
название Программы с указанием вида спорта (спортивной дисциплины) и этапов спортивной подготовки;
наименование организации, реализующей Программу;
гриф утверждения Программы;
срок реализации Программы;
год составления Программы.
Образец титульного листа
Полное (сокращенное) наименование организации или бланк организации
Утверждено
Руководитель учреждения
"___" _________ 202__ г.
______________
ПРИМЕРНАЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА (СПОРТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ)
по этапам спортивной подготовки ____________________
Срок реализации программы: ______ лет
Год составления
Приложение N 2
к Примерной программе
Примерный Годовой учебно-тренировочный план
Приложение N 3
к Примерной программе
Перечень учебно-тренировочных мероприятий
Приложение N 4
к Примерной программе
Примерный календарный план воспитательной работы
Направление работы |
Мероприятия |
Сроки проведения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение N 5
к Примерной программе
Образец плана антидопинговых мероприятий на этапе _________ спортивной подготовки
Приложение N 6
к Примерной программе
N |
Формы аттестации |
Оценочные материалы |
Примечание |
|
Контрольные тесты |
Протокол |
Форма, разработанная Учреждением и включающая тесты из Рабочей программы тренера-преподавателя |
|
Медико-биологические исследования |
Заключения |
Выдаются Заключения медицинским центром по всем видам исследования |
|
Собеседования |
Протокол Комиссии |
Проводится по итогам учебного года или полугодий |
|
Переводные нормативы |
Протокол |
Проводятся только для этапов НП и ТЭ до 2-х лет, не имеющих спортивных разрядов |
|
Просмотровые сборы |
Заключение тренера, Комиссии |
Проводятся при отборе детей на этап НП, а также одаренных и способных детей перешедших из других видов спорта или поздно ориентированных на занятия спортом |
|
Другие |
|
|
Приложение N 7
к Примерной программе
Оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для осуществления спортивной подготовки
Таблица N 1
Таблица N 2
Обеспечение спортивной экипировкой
Таблица N 3
N |
Наименование спортивной экипировки |
Единица измерения |
Количество изделий |
Общий перечень для всех этапов (при наличии)
| |||
1. |
|
штук |
|
2. |
|
штук |
|
3. |
|
штук |
|
УТВЕРЖДЕН
приказом Минспорта России
от "___" _________ 2021 г. N ___
Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта "название вида спорта"
Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта "название вида спорта" (далее - ФССП) разработан в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных стандартов спортивной подготовки, утвержденным приказом Министерства спорта Российской Федерации от N , и определяет совокупность минимальных требований к спортивной подготовке по виду спорта "название вида спорта"
I. Требования к структуре и содержанию примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, в том числе к их теоретическим и практическим разделам применительно к каждому этапу спортивной подготовки, включая сроки реализации таких этапов и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам
1. Примерная дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта "название вида спорта" (далее - Программа) должна иметь следующую структуру и содержание:
1.1. Общие положения, включающие в себя
название Программы с указанием вида спорта (спортивной дисциплины);
структуру дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта "название вида спорта"
1.2. "пояснительная записка"
В "Пояснительной записке" Программы указываются:
название вида спорта (спортивных дисциплин), краткая характеристика вида спорта "название вида спорта", наименование входящих в него спортивных дисциплин и их отличительные особенности (при наличии);
цель и основные задачи, соответствующие этапам спортивной подготовки и планируемые результаты реализации Примерной программы;
1.3. "Теоретический раздел" Программы:
В "Теоретический раздел" Программы входит:
1.3.1. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам:
Начальной подготовки:
до одного года обучения возраст зачисления устанавливается за два года до наступления возраста присвоения спортивного разряда согласно требованиям Единой всероссийской спортивной классификации по виду спорта;
свыше одного года возраст перевода устанавливается за один год до наступления возраста присвоения спортивного разряда согласно требованиям Единой всероссийской спортивной классификации по виду спорта.
Учебно-тренировочный этап до трех и свыше трех лет:
возрастные границы зачисления устанавливаются в соответствии с возрастом присвоения спортивных разрядов согласно требованиям Единой всероссийской спортивной классификации по виду спорта.
Совершенствования спортивного мастерства до одного и свыше одного года:
возрастные границы зачисления спортсменов устанавливаются согласно требованиям Единой всероссийской спортивной классификации по виду спорта.
Высшего спортивного мастерства:
возрастные границы зачисления спортсменов устанавливаются согласно требованиям Единой всероссийской спортивной классификации по виду спорта.
1.3.2. Наполняемость учебно-тренировочных групп на этапах спортивной подготовки.
1.3.3. Планируемый объем соревновательной деятельности устанавливается в Программе по типу соревнований: контрольные, отборочные, основные, с учетом особенностей видов спорта, с задачами спортивной подготовки на различных этапах и состоянием тренированности обучающегося по дополнительной образовательной программе спортивной подготовки (далее - обучающийся).
1.3.4. Объем учебно-тренировочных занятий устанавливается в Программе в соответствии с возрастом и уровнем спортивной квалификации обучающихся и выражается в годовом объеме часов по отдельным этапам спортивной подготовки и не должен превышать:
начальной подготовки до года обучения - 312 часов;
начальной подготовки свыше года обучения - 416 часов;
учебно-тренировочный этап до трех лет - 728 часов;
учебно-тренировочный этап свыше трех лет - 936 часов;
совершенствования спортивного мастерства до одного года обучения - 1248 часов;
совершенствования спортивного мастерства свыше одного года обучения - 1456 часов;
высшего спортивного мастерства - 1664 часов.
1.3.5. Медицинские требования к обучающимся.
1.4. "Практический раздел Программы":
Формами "Практического раздела Программы" являются:
1.4.1. Примерный годовой учебно-тренировочный план по отдельным этапам;
1.4.2. Примерный календарный учебно-тренировочный график, включающий в себя перечень спортивных и учебно-тренировочных мероприятий, период прохождения аттестации в течение учебного года, медико-биологических мероприятий, восстановительных мероприятий по отдельным этапам;
перечень учебно-тренировочных мероприятий устанавливается в Программе.
1.4.3. Режим учебно-тренировочного процесса, включающий в себя количество часов в неделю, установленных для данной учебно-тренировочной группы, место проведения учебно-тренировочного занятия, количество обучающих, спортивную дисциплину.
Для каждого этапа спортивной подготовки и года обучения устанавливается начало и окончание учебно-тренировочного процесса.
1.4.4. Рабочая Программа тренера-преподавателя, которая составляется тренером-преподавателем на основании дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по реализуемым этапам спортивной подготовки;
1.4.5. Примерный календарный план воспитательных мероприятий;
1.4.6. Примерный план антидопинговых мероприятий;
1.4.7. Аттестационные форма# контроля учебно-тренировочного процесса и оценочные материалы.
1.5. Материально-техническое и кадровое обеспечения реализации Программы и иные требования, и условия ее реализации.
1.5.1. Материально-техническое и кадровое обеспечение Программы:
наличие материально-технической базы;
наличие информационного обеспечения Программы;
наличие и требования к кадровому обеспечению Программы;
1.5.2. Иные требования и условия реализации Программы:
требования к технике безопасности в условиях учебно-тренировочных занятий;
примерные требования к оборудованию и спортивному инвентарю, спортивной экипировке, необходимые для реализации Программы;
примерный перечень информационного обеспечения Программы.
II. Нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы с учетом возраста, пола лиц, проходящих спортивную подготовку, особенностей вида спорта "название вида спорта" (спортивных дисциплин), уровень спортивной квалификации таких лиц (спортивные разряды и спортивные звания)
2. Нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы обучающихся на этапах спортивной подготовки, уровень спортивной квалификации таких лиц (спортивные разряды и спортивные звания) учитывают их возраст, пол, а также особенности вида спорта "название вида спорта" и включают:
2.1. Нормативы физической подготовки этапа начальной подготовки до одного года и свыше одного года обучения по виду спорта "название вида спорта" (приложение N 1 к ФССП).
2.2. Уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) на этапах спортивной подготовки по виду спорта "название вида спорта" (приложение N 2 к ФССП).
III. Требования к участию лиц, проходящих спортивную подготовку, и лиц, ее осуществляющих, в спортивных соревнованиях, предусмотренных в соответствии с реализуемой дополнительной образовательной программой спортивной подготовки по виду спорта "название вида спорта"
3.1. Требования к участию в спортивных соревнованиях лиц обучающихся:
соответствие возраста, пола и уровня спортивной квалификации обучающихся, положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях, согласно Единой всероссийской спортивной классификации, и правилам вида спорта "название вида спорта";
наличие соответствующего медицинского заключения о допуске к участию в спортивных соревнованиях;
соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями.
3.2. Организация, реализующая дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, направляет обучающегося на спортивные соревнования на основании утвержденного плана физкультурных и спортивных мероприятий, формируемом, в том числе в соответствии с Единым календарным планом межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, и соответствующих положений (регламентов) об официальных спортивных соревнованиях.
IV. Требования к результатам прохождения спортивной подготовки применительно к этапам спортивной подготовки
4. Результатом прохождения спортивной подготовки является:
4.1. На этапе начальной подготовки:
формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
укрепление здоровья обучающегося;
привитие навыков здорового образа жизни;
формирование духовно-нравственных, морально-волевых и этических качеств;
всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
формирование основ безопасного поведения при занятиях спортом;
повышение уровня общей физической и специальной физической подготовленности;
освоение основ техники по виду спорта "название вида спорта";
общие представления об антидопинговых правилах;
выполнение необходимых требований для дальнейшего прохождения спортивной подготовки на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации).
4.2. На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
формирование устойчивого интереса и спортивной мотивации к занятиям видом спорта "название вида спорта";
повышение уровня общей физической и специальной физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности;
воспитание духовно-нравственных, морально-волевых и этических качеств обучающегося;
ознакомление с правилами безопасности при занятиях видом спорта "название вида спорта";
формирование физических качеств с учетом возраста и уровня влияния физических качеств на результативность;
соблюдение режима учебно-тренировочных занятий и периодов отдыха, режима восстановления и питания;
овладение навыками саморегуляции и самоконтроля;
овладение навыками учета тренировочных нагрузок и ведения дневника самонаблюдения, в том числе с применением цифровых технологий;
приобретение опыта регулярного участия в официальных спортивных соревнованиях на первом и втором годах учебно-тренировочного этапа (этапа спортивной специализации);
достижение стабильности результатов участия в официальных спортивных соревнованиях на третьем-пятом годах учебно-тренировочного этапа (этапа спортивной специализации);
овладение основами теоретических знаний о виде спорта "название вида спорта";
знание антидопинговых правил;
укрепление и сохранение здоровья;
выполнение необходимых требований для дальнейшего прохождения спортивной подготовки на этапе совершенствования спортивного мастерства.
4.3. На этапе совершенствования спортивного мастерства:
формирование мотивации на повышение спортивного мастерства и достижение высоких спортивных результатов;
развитие духовно-нравственных качеств и этических качеств обучающегося, воспитание лидерских качеств, ответственности и патриотизма;
развитие и совершенствование навыков саморегуляции и самоконтроля;
повышение уровня общей физической и специальной физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности;
повышение уровня функциональных возможностей организма;
формирование навыка профессионального подхода к соблюдению режима учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания, а также к соблюдению периодов отдыха и ведению дневника самонаблюдения, в том числе с использованием цифровых технологий, а также требований мер безопасности;
приобретение знаний и навыков оказания первой доврачебной помощи;
выполнение плана индивидуальной подготовки;
стабильность демонстрации высоких спортивных результатов в официальных спортивных соревнованиях;
достижение (подтверждение) уровня спортивной квалификации (спортивного разряда), соответствующего требованиям ФССП по виду спорта "название вида спорта" на данном этапе подготовки (устанавливается в зависимости от вида спорта);
приобретение опыта спортивного судьи по виду спорта "название вида спорта";
знание антидопинговых правил;
выполнение необходимых требований для дальнейшего прохождения спортивной подготовки на этапе высшего спортивного мастерства.
4.4. На этапе высшего спортивного мастерства:
сохранение мотивации на совершенствование спортивного мастерства и достижение высоких спортивных результатов;
развитие и совершенствование лидерских качеств, воспитание ответственности и патриотизма;
совершенствование уровня общей физической и специальной физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности;
повышение уровня функциональных возможностей организма;
совершенствование навыков саморегуляции и самоконтроля;
закрепление навыка профессионального подхода к соблюдению режима учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания, а также к соблюдению периодов отдыха и ведению дневника самонаблюдения, в том числе с использованием цифровых технологий, а также требований мер безопасности;
выполнение плана индивидуальной подготовки;
достижение результатов уровня спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации и спортивных сборных команд Российской Федерации;
подтверждение уровня спортивной классификации (спортивного разряда, спортивного звания), соответствующего требованиям ФССП по виду спорта "название вида спорта" на данном этапе подготовки (указать на каких годах подготовки, в зависимости от специфики вида спорта);
повышение стабильности демонстрации высоких спортивных результатов во всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях.
V. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам вида спорта "название вида спорта"
5.1. Особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта "название вида спорта" определяются в Программе и учитываются в том числе при составлении плана физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также при планировании спортивных результатов.
5.2. Порядок и сроки формирования учебно-тренировочных групп на каждом этапе спортивной подготовки, с учетом особенностей вида спорта "название вида спорта" и его спортивных дисциплин, определяются организациями, реализующими дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, самостоятельно.
5.3. Возраст лиц, зачисляющихся на этапы спортивной подготовки, определяется с учетом особенностей вида спорта "название вида спорта" и его спортивных дисциплин по количеству лет по году рождения. Лицо, зачисляющееся на этап спортивной подготовки, должно достичь установленного возраста в календарный год зачисления на соответствующий этап спортивной подготовки.
5.4. При комплектовании учебно-тренировочных групп по виду спорта "название вида спорта" и его спортивным дисциплинам на этапах начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе первого и второго года обучения, разница в возрасте обучающихся не должна превышать более двух лет.
VI. Требования к кадровым и материально-техническим условиям реализации этапов спортивной подготовки и иным условиям
9. Организации, реализующие дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, должны обеспечить соблюдение требований к кадровым и материально-техническим условиям реализации этапов спортивной подготовки и иным условиям, установленным ФССП.
10. Требования к кадровому составу организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки:
10.1. Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку, должен соответствовать требованиям, установленным профессиональным стандартом "Тренер", утвержденным приказом Минтруда России от 28.03.2019 N 191н (зарегистрирован Минюстом России 25.04.2019, регистрационный N 54519), профессиональным стандартом "Тренер-преподаватель", утвержденным приказом Минтруда России от 28.03.2019 N 592н (зарегистрирован Минюстом России 25.01.2021, регистрационный N 62203), профессиональным стандартом "Инструктор-методист", утвержденный приказом Минтруда России от 08.09.2014 N 630н (зарегистрирован Минюстом России 26.09.2014, регистрационный N 34135)*, профессиональным стандартом "Специалист по обслуживанию и ремонту спортивного инвентаря и оборудования", утвержденным приказом Минтруда России от 28.03.2019 N 192н (зарегистрирован Минюстом России 23.04.2019, регистрационный N 54475) или Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта", утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 N 916н (зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011, регистрационный N 22054).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо приказа Минтруда России от 28.03.2019 N 592н имеется в виду приказ Минтруда России от 24.12.2020 N 952н
10.2. Для проведения учебно-тренировочных занятий на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, кроме основного тренера, допускается привлечение тренера (тренеров) по видам спортивной подготовки, спортивным дисциплинам вида спорта "наименование вида спорта" с учетом специфики вида спорта "название вида спорта", а также привлечение иных специалистов организаций, осуществляющих спортивную подготовку (при условии их одновременной работы с лицами, проходящими спортивную подготовку).
10.3. Допускается одновременное проведение тренировочных занятий с обучающимися на этапах спортивной подготовки, если:
объединенная группа состоит из лиц, проходящих спортивную подготовку на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) с первого по третий год обучения;
объединенная группа состоит из лиц, проходящих спортивную подготовку на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) четвертого и пятого года обучения;
объединенная группа состоит из лиц, проходящих спортивную подготовку на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.
При объединении обучающихся на этапах спортивной подготовки в одну группу не должна быть превышена единовременная пропускная способность спортивного сооружения.
11. Требования материально-техническим условиям реализации этапов спортивной подготовки и иным условиям предусматривают (в том числе на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, существенным условием которых является право пользования соответствующей материально-технической базой и (или) объектом инфраструктуры):
наличие бассейна;
наличие тренировочного спортивного зала;
наличие тренажерного зала;
наличие раздевалок, душевых;
наличие медицинского пункта, оборудованного в соответствии с приказом Минздрава России от 23.10.2020 N 1144н "Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)" и форм медицинских заключений о допуске к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях" (зарегистрирован Минюстом России 03.12.2020, регистрационный N 61238);
обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для осуществления спортивной подготовки (приложение N 3 к ФССП);
обеспечение спортивной экипировкой (приложение N 4 к ФССП);
обеспечение проездом к месту проведения спортивных мероприятий и обратно лиц, проходящих обучение по дополнительной образовательной программе спортивной подготовки;
обеспечение питанием и проживанием лиц, проходящих обучение по дополнительной образовательной программе спортивной подготовки, в период проведения спортивных мероприятий;
медицинское обеспечение лиц, проходящих обучение по дополнительной образовательной программе спортивной подготовки, в том числе организацию систематического медицинского контроля.
12. К иным условиям реализации Программы относятся трудоемкость Программы (объемы времени на ее реализацию) с обеспечением непрерывности учебно-тренировочного процесса, а также порядок и сроки формирования учебно-тренировочных групп.
12.1. Программа рассчитывается на 52 недели в год.
Учебно-тренировочный процесс в организации, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, должен вестись в соответствии с учебно-тренировочным планом (включая четыре-шесть недель летнего периода самостоятельной подготовки по индивидуальным планам спортивной подготовки и (или) летнего спортивно-оздоровительного лагеря для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного процесса) и осуществляется в следующих формах:
учебно-тренировочные занятия, в том числе с использованием дистанционных технологий, применением инструкторской практики;
учебно-тренировочные мероприятия;
самостоятельная подготовка по индивидуальным планам, в том числе с использованием дистанционных технологий;
спортивные соревнования;
судейская практика;
контрольные мероприятия;
медико-биологические исследования;
восстановительные мероприятия.
Самостоятельная подготовка составляет не более 10% от общего количества часов, предусмотренных учебно-тренировочным планом организации.
12.2. В примерном календарном учебно-тренировочном графике указываются периоды (циклы спортивной подготовки) в соответствии с требованиями к объему соревновательной деятельности и учебно-тренировочным мероприятиям на этапах спортивной подготовки по виду спорта "название вида спорта".
12.3. Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия при реализации Программы устанавливается в часах и не должна превышать:
на этапе начальной подготовки - двух часов;
на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) - трех часов;
на этапе совершенствования спортивного мастерства - четырех часов;
на этапе высшего спортивного мастерства - четырех часов.
При проведении более одного учебно-тренировочного занятия в один день суммарная продолжительность занятий не должна составлять более восьми часов.
В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические, практические, восстановительные, медико-биологические мероприятия, медицинское обследование и инструкторская практика.
12.4. Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки осуществляется только на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.
______________________________
* с изменениями, внесенными приказом Минтруда России от 12.12.2016 N 727н (зарегистрирован Минюстом России 13.01.2017, регистрационный N 45230).
Приложение N 1
к федеральному стандарту спортивной
подготовки по виду спорта "название
вида спорта", утвержденному
приказом Минспорта России
от "___" _________ 2021 г. N ___
Нормативы физической подготовки этапа начальной подготовки до одного года и свыше одного года обучения по виду спорта "название вида спорта"
N |
Упражнения |
Единица измерения |
Норматив первого года обучения |
Норматив второго года обучения |
||
мальчики |
девочки |
мальчики |
девочки |
|||
Нормативы общей физической подготовки
| ||||||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
Приложение N 2
к федеральному стандарту спортивной
подготовки по виду спорта "название
вида спорта", утвержденному
приказом Минспорта России
от "___" _________ 2021 г. N ___
Уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) на этапах спортивной подготовки по виду спорта "название вида спорта"
Этап спортивной подготовки |
Период обучения на этапах спортивной подготовки |
Уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) |
Учебно-тренировочный |
До трех лет |
1, 2, 3, юношеские спортивные разряды |
Свыше трех лет |
1, 2, 3 спортивные разряды |
|
Совершенствования спортивного мастерства |
До одного года |
Спортивный разряд "Кандидат в мастера спорта" |
Свыше одного года |
Подтверждение норматива спортивного разряда "Кандидат в мастера спорта" (ежегодно) |
|
Высшего спортивного мастерства |
Без ограничений |
Выполнение нормативов Единой всероссийской спортивной классификации для присвоения спортивного звания "Мастер спорта России" Подтверждение спортивного норматива "Мастер спорта России" (ежегодно) |
Приложение N 3
к федеральному стандарту спортивной
подготовки по виду спорта
"название вида спорта", утвержденному
приказом Минспорта России
от "___" _________ 2021 г. N ___
Оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для осуществления спортивной подготовки
Таблица N 1
Таблица N 2
Приложение N 4
к федеральному стандарту спортивной
подготовки по виду спорта "название
вида спорта", утвержденному
приказом Минспорта России
от "___" _________ 2021 г. N ___
Обеспечение спортивной экипировкой
Таблица N 1
N |
Наименование спортивной экипировки |
Единица измерения |
Количество изделий |
Общий перечень для всех этапов (при наличии)
| |||
1. |
|
штук |
|
2. |
|
штук |
|
3. |
|
штук |
|
Таблица N 2
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства спорта РФ от 29 декабря 2021 г. N АМ-02-10/11381
Опубликование:
-