Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Рекомендациям аудиторским
организациям, индивидуальным
аудиторам, аудиторам по проведению
аудита годовой бухгалтерской
отчетности организаций за 2022 год
Вопросы осуществления аудиторских процедур при проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности кредитных и некредитных финансовых организаций 21
Кредитные организации
1. Формирование "ненадлежащих" доходов посредством фондирования самой кредитной организацией источников ее капитала.
2. Корректность отражения операций по получению субсидий от застройщика в рамках ипотечного кредитования физических лиц при покупке жилья у застройщика.
3. Корректность применения нормативных актов Банка России, вступивших в силу в 2022 г. и оказавших влияние на расчет резервов на возможные потери по ссудам и расчет обязательных нормативов Банка России 22, а также решений Совета директоров Банка России и информационных писем Банка России, принятых в целях стабилизации функционирования банковского сектора в условиях санкционного давления.
4. Корректность определения справедливой стоимости ценных бумаг в соответствии с МСФО (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости" в условиях, когда рынок по финансовому инструменту перестает отвечать критериям активного рынка.
5. Влияние произведенных (планируемых) выплат дивидендов и бонусов менеджменту на финансовую устойчивость кредитной организации в краткосрочной и среднесрочной перспективах, в том числе без учета введенных Банком России регуляторных послаблений (в частности, с учетом рекомендаций Банка России, изложенных в информационном письме Банка России от 15 июня 2022 г. N ИН-03-23/84 "О выплате дивидендов и нефиксированной части оплаты труда").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного информационного письма следует читать как "ИН-03-23/83"
6. Следование рекомендациям Банка России по вопросам деятельности службы внутреннего аудита, службы внутреннего контроля, службы управления рисками, изложенным в информационном письме Банка России от 29 марта 2022 г. N ИН-03-23/44 "Об отдельных вопросах деятельности службы внутреннего аудита, службы внутреннего контроля, службы управления рисками в кредитной организации".
7. Корректность расчета нормативов достаточности собственных средств (капитала) с учетом правомерности применяемых надбавок к коэффициентам риска по отдельным видам активов, определенным в зависимости от значений показателя долговой нагрузки, а также расчета полной стоимости кредита/займа в соответствии с установленными требованиями.
8. Полнота раскрытия операций со связанными сторонами.
9. Правомерность отнесения задолженности по договорам аренды к "финансовой аренде" или "операционной аренде" в соответствии с МСФО (IFRS) 16 "Аренда", а также правомерность отражения на счетах бухгалтерского учёта операций, связанных с арендой имущества.
10. Корректность примененных методик и моделей оценки ожидаемых кредитных убытков в соответствии с требованиями МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" с учетом принимаемых рисков в текущей геополитической ситуации.
11. Адекватность оценок кредитного риска и полнота сформированных резервов, выявление существенных расхождений величины пруденциальных резервов на возможные потери и оценочных резервов в соответствии с МСФО (IFRS) 9, анализ причин и обоснованности таких расхождений.
Небанковские кредитные организации
1. Корректность расчета количественных показателей при раскрытии информации о факторах, которые способствовали изменению оценочного резерва под кредитные убытки, а также представление в финансовой отчетности по МСФО информации об изменении оценочного резерва под кредитные убытки, раскрываемой в соответствии с МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации".
2. Порядок признания финансовых инструментов, подлежащих взаимозачету и подпадающих под действие обеспеченного правовой защитой генерального соглашения о взаимозачете, а также полнота раскрытия информации о взаимозачете финансовых инструментов в соответствии с требованиями пунктов 13А-13F МСФО (IFRS) 7 23.
3. Корректность отражения в финансовой отчетности движения между уровнями иерархии справедливой стоимости финансовых инструментов, а также подхода к определению справедливой стоимости финансовых активов и финансовых обязательств, по которым недоступны релевантные наблюдаемые исходные данные (исходные данные Уровня 3); полнота раскрытия информации о справедливой стоимости финансовых инструментов и соответствие раскрытой информации требованиям, изложенным в пункте 90 МСФО (IFRS) 13.
4. Корректность расчета небанковской кредитной организацией - центральным контрагентом, обязательных нормативов, определяемых в соответствии с Инструкцией Банка России от 14 ноября 2016 г. N 175-И "О банковских операциях небанковских кредитных организаций - центральных контрагентов, об обязательных нормативах небанковских кредитных организаций - центральных контрагентов и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением".
5. Раскрытие информации о воздействии реформы базовой процентной ставки на финансовые инструменты и стратегию управления рисками в соответствии с пунктами 24I-24J МСФО (IFRS) 7, включая оценку корректности расчета количественной информации по финансовым инструментам, по которым на конец отчетного периода переход к альтернативной базовой ставке еще предстоит осуществить (с учетом действующих ограничений на раскрытие отчетности и информации, введенных решениями Совета директоров Банка России).
Некредитные финансовые организации, бюро кредитных историй, кредитные рейтинговые агентства
1. Достоверность раскрытия информации о сроках погашения дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерской отчетности.
2. Соблюдение требований МСФО (IFRS) 9, МСФО (IAS) 39, Положения Банка России N 612-П (в зависимости от принятой учетной политики) при классификации финансовых активов и финансовых обязательств, корректность и достоверность отражения справедливой и амортизированной стоимости финансовых активов с учетом порядка отражения на счетах бухгалтерского учета вложений в ценные бумаги, оцениваемых по справедливой стоимости, регламентированного Указанием Банка России N 6073-У, иных финансовых активов и финансовых обязательств, оцениваемых по справедливой стоимости в соответствии с порядком, установленным Указанием Банка России N 6086-У.
3. Классификация и оценка финансовых инструментов в целях составления бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО (IFRS) 9 и МСФО (IAS) 39, соблюдение условий, установленных этими МСФО, для случаев реклассификации и реализации ценных бумаг, оцениваемых по амортизированной стоимости.
4. Адекватность раскрытия активов по уровням иерархии справедливой стоимости в соответствии с требованиями МСФО (IFRS) 13, адекватность применяемых моделей оценки активов, относящихся ко 2 и 3 Уровням.
5. Соответствие отложенных налоговых обязательств и активов требованиям Положения Банка России от 4 сентября 2015 г. N 490-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов некредитными финансовыми организациями".
6. Существенные изменения в учетной политике, их причины и порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности.
7. Операции со связанными сторонами в целях получения достоверной информации об отсутствии риска недобросовестных действий, в том числе операции на нерыночных условиях.
8. Организация системы соблюдения требований Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
9. Корректность создания резерва под обесценение по финансовым активам.
10. Соблюдение принципов дисконтирования при оценке долгосрочных финансовых активов.
Субъекты страхового дела
1. Оценка риска непрерывности деятельности в связи со вступлением в силу Положения Банка России от 16 ноября 2021 г. N 781-П "О требованиях к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков" (далее - Положение N 781-П) как с учетом, так и без учета регуляторных послаблений, в том числе оценку прогноза по размеру нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств страховой организации.
2. Наличие утвержденной методики определения стоимости активов и обязательств в соответствии с пунктом 1.5 Положения Банка России от 10 января 2020 г. N 710-П "Об отдельных требованиях к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков" (далее - Положение N 710-П), Положением N 781-П.
3. Корректность расчета нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств в соответствии с требованиями Положения N 710-П, в том числе расчета рыночных и кредитных рисков.
4. Соответствие показателей отчетности требованиям Указания Банка России от 3 февраля 2021 г. N 5724-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности страховщиков".
5. Соответствие регуляторной оценки страховых резервов требованиям Положений Банка России от 16 ноября 2016 г. N 557-П "О правилах формирования страховых резервов по страхованию жизни" и N 558-П "О правилах формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни", в том числе в части проверки резерва незаработанной премии по договорам с ретроактивным периодом, по договорам со значительным количеством аддендумов, оценки качества данных, используемых для построения треугольников развития убытков при расчете резерва произошедших, но не заявленных убытков.
6. Использование в соответствии с Положением Банка России от 28 декабря 2015 г. N 526-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета "Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования" результатов актуарного оценивания, а также сами результаты такого оценивания, в частности, результаты оценки обязательств страховщика, отраженные в актуарном заключении, их сопоставимость с данными, отраженными в отчетности.
7. Способ оценки ожидаемых кредитных убытков по дебиторской задолженности по договорам страхования и перестрахования, оцениваемых в соответствии с МСФО (IFRS) 9, достаточность сформированных резервов под обесценение, если учетной политикой закреплен учет финансовых инструментов согласно МСФО (IAS) 39.
8. Достоверность отраженной на балансе стоимости недвижимого имущества в соответствии с Положением Банка России N 492-П, в том числе соблюдение Положения N 710-П в части требований к оценщику и регулярности проведения оценки объектов недвижимого имущества.
9. Полнота и корректность величины оценочных обязательств, в том числе оценочного обязательства по прямому возмещению убытков.
10. Достаточность сформированных оценочных доначислений страховых премий, аквизиционных расходов, а также соответствие учетной политики требованиям отраслевых стандартов бухгалтерского учета в части доначислений доходов и расходов.
11. Адекватность применяемой методологии тестирования на обесценение в отношении вложений в дочерние и ассоциированные предприятия, дебиторской задолженности по суброгации и регрессным требованиям, полнота и обоснованность признания убытков от обесценения.
12. Наличие обременения на активы страховщиков.
13. Корректность определения размера вознаграждения за заключение договора страхования (сострахования) и размера отчисления от страховой брутто-премии в фонды компенсационных выплат (не более законодательно установленного) в целях расчета дополнительной части резерва незаработанной премии; соблюдение требований к размеру предельной ставки вознаграждения по заключению договоров ОСАГО (10%); наличие признаков отражения в учете скрытого комиссионного вознаграждения; количество агентов, занятых при заключении одного договора страхования.
14. Полнота, своевременность, правомерность отражения комиссионного вознаграждения за заключение договоров страхования.
15. Корректность отражения прав требований к акционерному обществу "Национальный расчетный депозитарий" по ценным бумагам, срок погашения тела и (или) купона которых наступил, но денежные средства не поступили на расчетный счет, в том числе корректность и достаточность формирования резервов под обесценение таких прав требований.
16. Полнота, своевременность и порядок признания премии по договорам ОСАГО, принятым и переданным в перестрахование в рамках созданного перестраховочного пула.
17. Отражение договоров страхования, классифицированных как инвестиционные и сервисные, в том числе корректность формирования соответствующих обязательств и признания выручки.
18. Корректность отражения активов и обязательств (долей перестраховщика в страховых резервах и резервах убытков, задолженности по оплате страховых премий, комиссий, иных прав требования) по договорам входящего и исходящего перестрахования, которые не могут быть исполнены из-за действия односторонних мер ограничительного характера в части наличия признаков обесценения активов (необходимости формирования резерва под обесценение).
19. Корректность отражения активов и обязательств по дисконтированной стоимости (определение прогнозируемого срока исполнения и ставки дисконтирования) согласно учетной политики.
20. Обоснованность (наличие внутренних документов) и корректность применения мер поддержки, предусмотренных информационным письмом Банка России от 25 февраля 2022 г. N ИН-018-53/16 "Об особенностях исполнения требований нормативных актов Банка России", Указанием Банка России N 6073-У, решением Совета директоров Банка России о временных требованиях к деятельности страховых организаций, обществ взаимного страхования и негосударственных пенсионных фондов от 14 апреля 2022 г. (в случае принятия страховыми организациями соответствующего решения).
21. Готовность субъекта к вступлению в силу Положения N 781-П, в том числе соответствие положения о формировании страховых резервов требованиям пункта 5.8 Положения N 781-П, корректность распределения во внутренних документах денежных потоков и прав требований между страховыми резервами, обязательствами и активами в соответствии с требованиями Положения N 781-П.
22. Соответствие качества активов и обязательств требованиям Положения N 710-П.
Операторы инвестиционных платформ, операторы финансовых платформ, операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, субъекты рынка микрофинансирования
1. Соблюдение оператором инвестиционной платформы, в том числе совмещающим свою деятельность с видами деятельности финансовых организаций, предусмотренными частью 2 статьи 10 Федерального закона "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требований о проведении операций инвестирования исключительно в безналичной форме с использованием номинального счета, открытого оператору инвестиционной платформы, бенефициарами по которому являются инвесторы, соблюдение требований к операциям по номинальному счету.
2. Полнота и достоверность раскрытия информации оператором инвестиционной платформы, в том числе соблюдение требований к содержанию и раскрытию годового отчета о результатах деятельности по организации привлечения инвестиций.
3. Корректность отражения оператором инвестиционной платформы, совмещающим свою деятельность с деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, доходов и расходов, полученных непосредственно в результате деятельности оператора инвестиционной платформы, на отдельных счетах бухгалтерского учета по учету доходов и расходов с указанием специальных символов отчета о финансовых результатах, выделяющих доходы и расходы по деятельности оператора инвестиционной платформы из доходов и расходов по иным видам деятельности.
4. Соблюдение оператором финансовой платформы, в том числе совмещающим свою деятельность с иными видами деятельности финансовых организаций с учетом ограничений, установленных частью 2 статьи 8 Федерального закона "О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы", требований к операциям по специальному счету, открытому этому оператору, бенефициарами по которому являются потребители финансовых услуг, соблюдение требований к раскрытию информации.
5. Корректность отражения оператором финансовой платформы, совмещающим свою деятельность с деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли, доходов и расходов, полученных непосредственно в результате деятельности оператора финансовой платформы, на отдельных счетах бухгалтерского учета по учету доходов и расходов с указанием специальных символов отчета о финансовых результатах, выделяющих доходы и расходы по деятельности оператора финансовой платформы из доходов и расходов по иным видам деятельности.
6. Соблюдение оператором информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, в том числе совмещающим свою деятельность с деятельностью кредитной организации или некредитной финансовой организации, требований к операциям по номинальному счету, бенефициаром по которому являются лица, выпускающие цифровые финансовые активы, в том числе эмитенты акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов, обладатели цифровых финансовых активов, лица, имеющие намерение приобрести цифровые финансовые активы, номинальные держатели цифровых финансовых активов, а также соблюдение требований к раскрытию информации.
7. Соответствие учетной политики, внутренних методик (оценки активов, формирования резервов) ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, разработанных субъектами рынка микрофинансирования, тематическим нормативным актам Банка России.
8. Соблюдение микрофинансовой организацией порядка проведения и оформления кассовых операций, в том числе в случаях передоверия третьим лицам совершения отдельных операций от имени микрофинансовой организации.
9. Отражение микрофинансовой организацией в учетной политике порядка формирования резервов под обесценение, корректность их расчета и обоснованность восстановления с учетом наличия практики формирования резервов под обесценение по аналогии с резервом на возможные потери по займам.
------------------------------
1 Настоящий документ подготовлен по результатам обобщения практики применения законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности и бухгалтерском учете (в том числе практики осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций Казначейством России), не является нормативным правовым актом и имеет исключительно информационный характер.
2 Настоящий раздел Рекомендаций подготовлен с использованием материалов, предоставленных Казначейством России и Росфинмониторингом.
3 https://www.ifac.org/system/files/publications/files/Conforming-Amendments_QM-Projects_Russian_Secure.pdf
4 https://www.ifac.org/system/files/publications/files/ISQM-1_Final-Pronouncement_Russian_Secure.pdf
5 Подлежат применению с 15 декабря 2022 г. Помимо этих документов МСА с 15 декабря 2022 г. при проведении прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих аудиту услуг должен применяться МСК 2 "Проверки качества выполнения заданий", принятый МФБ (https://www.ifac.org/system/files/publications/files/ISQM-2_Final-Pronouncement_Russian_Secure.pdf).
6Предисловие к сборнику международных стандартов управления качеством, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг (в редакции документа "Согласующиеся поправки в МСА и связанные материалы, возникшие в связи с реализацией проекта по управлению качеством").
7 Здесь и далее - официальный Интернет-сайт Минфина России www.minfin.gov.ru.
8 Первая оценка системы управления качеством должна быть выполнена в течение одного года начиная с 15 декабря 2022 г.
9 См. Информационные сообщения ИС-аудит-47, ИС-аудит-56. Здесь и далее - Информационные сообщения "Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии" и "Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии" размещены на сайте Минфина России в разделах соответственно "Аудиторская деятельность-Общая информация" и "Бухгалтерский учет и отчетность-Бухгалтерский учет-Информационные материалы".
10 См. Информационное сообщение ИС-аудит-42.
11 См. Информационное сообщение ИС-аудит-48.
12 Материалы для настоящего подраздела предоставлены Банком России.
13 См. Перечень иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 430-р.
14 С учетом, среди прочего, решений Совета директоров Банка России о нераскрытии (возможности нераскрытия) организациями отдельной информации на общедоступных информационных ресурсах (от 18 марта 2022 г. "Об определении перечня информации кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, а также организаций, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке, подлежащей раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации или нормативными актами Банка России, которую кредитные организации, некредитные финансовые организации, а также организации, оказывающие профессиональные услуги на финансовом рынке, вправе не раскрывать, и перечня информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации или нормативными актами Банка России, которую Банк России вправе не раскрывать на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", от 14 апреля 2022 г. "О перечне информации кредитных организаций (головных кредитных организаций банковских групп), которую они временно не должны раскрывать", от 16 сентября 2022 г. "О продлении ограничений на раскрытие информации кредитными организациями (головными кредитными организациями банковских групп)".
15 Информационные письма Банка России размещены на официальном Интернет-сайте Банка России www.cbr.ru (далее - сайт Банка России).
16 См. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и аудиторам при проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2016 г. ("Отчетный год для преобразованной организации").
17 См. Информационное сообщение ИС-аудит-53.
18 См. Информационное сообщение ИС-учет-41.
19 Исходя из Федерального закона "О бухгалтерском учете", субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета могут быть саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета.
20 Материалы для настоящего раздела Рекомендаций предоставлены Банком России.
21 Материалы для настоящего приложения предоставлены Банком России.
22Указание Банка России от 28 февраля 2022 г. N 6075-У "О внесении изменений в пункт 2.4 Положения Банка России от 3 декабря 2015 года N 511-П "О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска"; Указание Банка России от 15 февраля 2022 г. N 6068-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 28 июня 2017 года N 590-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности"; Инструкция Банка России от 8 ноября 2021 г. N 207-И "О допустимых сочетаниях банковских операций расчетных небанковских кредитных организаций, об обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и об осуществлении Банком России надзора за их соблюдением".
23 Имея в виду, что небанковские кредитные организации-центральные контрагенты проводят взаимозачет некоторых операций, заключаемых в рамках осуществления функций центрального контрагента.
<< Назад |
||
Содержание Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.