г. Краснодар |
|
07 июля 2014 г. |
Дело N А32-12625/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мазуровой Н.С., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от истца - закрытого акционерного общества "Тандер" (ОГРН 1022301598549) - Данилова А.С. (доверенность от 08.10.2013), в отсутствие представителей ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок им. П.Р. Поповича", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Тандер" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2013 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-12625/2012, установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Тандер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (в лице филиала по Краснодарскому краю, далее - кадастровая палата), в котором просило:
- установить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0136042:625, площадью 1 537 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства и эксплуатации продовольственного рынка, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Красных Партизан, 111/1 (далее - земельный участок), в размере 15 829 402 рублей,
- обязать кадастровую палату в течение пяти рабочих дней с даты вступления в законную силу решения суда внести рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0136042:625 в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастр) в качестве новой кадастровой стоимости.
Определением от 13.07.2012 судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок им. П.Р. Поповича" (далее - предприятие, т. 2, л. д. 51 - 53).
Решением от 23.08.2012, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 26.11.2012, в удовлетворении требований отказано. Суды пришли к выводу о том, что заявитель не доказал недостоверность кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:43:0136042:625 на момент ее определения, представленный обществом отчет от 05.04.2012 N 315-12/19 о такой недостоверности также не свидетельствует. В силу действующей редакции пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Действующее законодательство не содержит норм, возлагающих на орган кадастрового учета обязанность по осуществлению непрерывного мониторинга изменения рыночной стоимости каждого из земельных участков и внесению соответствующих изменений в кадастр при каждом изменении показателей рыночной стоимости объектов недвижимости. В настоящий момент действует правовая презумпция, согласно которой внесенные в кадастр сведения о стоимости земельного участка предполагаются актуальными до проведения следующей государственной кадастровой оценки земель. В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности, Закон N 135-ФЗ) в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость. Действующее законодательство не содержит норм, в силу которых лица, использующие земельные участки, могли бы по своему усмотрению (не оспаривая результаты проведенной государственной кадастровой оценки земель) требовать от органа кадастрового учета внесения в кадастр сведений об уточненной рыночной стоимости участков посредством предоставления соответствующих отчетов независимых оценщиков, составленных на иные даты, нежели на дату проведения государственной кадастровой оценки земель. Допущение иного свидетельствовало бы о нарушении императивных предписаний законодательства в области проведения государственной кадастровой оценки земель и ведения кадастра.
Постановлением от 06.03.2013 суд кассационной инстанции решение от 23.08.2012 и апелляционное постановление от 26.11.2012 отменил, дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа исходил из того, что возникший спор не связан с оспариванием результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, полученных в порядке, установленном нормативными правовыми актами, с использованием методов массовой оценки. По смыслу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в кадастр с момента вступления в силу судебного акта. Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендованной для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Статьей 17.1 Закона N 135-ФЗ предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика. В материалы дела истец представил экспертное заключение отчета N 315-12/19 об оценке рыночной стоимости земельного участка. Однако названные документы не получили надлежащей судебной оценки. Указание суда апелляционной инстанции на необходимость учета правил пункта 2 статьи 24.19 Закона N 135-ФЗ в данном случае неприменимо, поскольку истец не оспаривает кадастровую стоимость земельного участка на дату ее определения, а просит внести в кадастр с даты вступления в законную силу решения суда его рыночную стоимость, что соответствует положениям пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса в толковании, сформулированном в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11. В то же время, названный суд справедливо указал, что рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (статья 24.19 Закона N 135-ФЗ, в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ). При новом рассмотрении суду предложено дать оценку доводам истца о несоответствии внесенной в кадастр кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, после чего, правильно применив нормы материального и процессуального права, разрешить требование общества.
Решением от 29.11.2013, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 26.02.2014, в удовлетворении требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что кадастровая стоимость спорного участка в размере 44 049 451 рубля 69 копеек определена на 01.01.2011 и утверждена приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756. По заданию общества оценочной компанией подготовлен отчет от 05.04.2012 N 315-12/19, согласно которому рыночная стоимость участка по состоянию на 30.03.2012 составляет 15 829 402 рубля. В кадастр в отношении объектов недвижимого имущества подлежат включению сведения именно о кадастровой стоимости данных объектов, определение кадастровой стоимости земельных участков является нормативно установленной (формализованной) процедурой. Внесенные в кадастр сведения о стоимости земельных участков предполагаются актуальными до осуществления следующей государственной кадастровой оценки земель. В качестве кадастровой стоимости земельного участка в кадастр подлежат внесению сведения о его рыночной стоимости на ту дату, по состоянию на которую определялась кадастровая стоимость земель соответствующей административной территории (муниципального округа). Сопоставимыми, сравнимыми результаты кадастровой и рыночной оценок земельных участков будут только тогда, когда каждая из этих стоимостей будет определена на одну и ту же дату. Однако исковые требования общества направлены на отражение в кадастре сведений о рыночной стоимости земельного участка, определенной независимым оценщиком на текущую дату. Действующее законодательство не наделяет лиц, использующих земельные участки, правом по собственному усмотрению, в отсутствие возражений против утвержденных результатов государственной кадастровой оценки таких участков, требовать внесения в кадастр сведений об их уточненной рыночной стоимости, определенной независимыми оценщиками на иные, нежели проведение государственной кадастровой оценки земель, даты.
В кассационной жалобе общество просит решение от 29.11.2013 и апелляционное постановление от 26.02.2014 отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, суды ошибочно сослались на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, поскольку правоотношения, являющиеся основанием указанного разбирательства, отличаются от составляющих основание настоящего дела. Истец не оспаривает кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0136042:625, которая на момент ее расчета была определена достаточно точно и соответствовала рыночной стоимости участка. Возможность установления кадастровой стоимости земельного участка путем определения ее рыночной стоимости прямо закреплена в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса. Императивные нормы, запрещающие применять иные, помимо оспаривания кадастровой стоимости земельного участка, способы защиты права на справедливое налогообложение, законодательством Российской Федерации не предусмотрены. В условиях повышения законодателем регулярности определения кадастровой стоимости земельных участков норма пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса способствует сохранению баланса интересов казны и правообладателей земельных участков. Суды ошибочно применили статью 24.19 Закона об оценочной деятельности, так как настоящий иск направлен не на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 01.01.2011, а на установление его новой рыночной стоимости на текущую дату. Вывод суда апелляционной инстанции о том, что положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса имеют своей целью исправление возможных неточностей, технических ошибок, допускаемых при определении кадастровой стоимости участков, ошибочен, необоснованно сужает сферу их применения. По мнению подателя жалобы, смысл названной нормы состоит именно в возможности установления кадастровой стоимости земельного участка путем определения ее рыночной стоимости на текущую дату.
Письменные отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав в открытом судебном заседании представителя истца, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:43:0136042:625 (т. 1, л. д. 93).
Согласно кадастровому паспорту от 25.01.2012 кадастровая стоимость данного участка составляет 44 049 451 рубль 69 копеек (т. 1, л. д. 100 - 101).
Суды установили, кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2011 с использованием значения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края".
Общество представило в материалы дела отчет от 05.04.2012 N 315-12/19, подготовленный оценочной компанией обществом с ограниченной ответственностью "Аврора", согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 30.03.2012 равна 15 829 402 рублям (т. 1, л. д. 102 - 188).
Экспертным заключением саморегулируемой организации оценщиков "Некоммерческое партнерство "Межрегиональный союз оценщиков" от 09.04.2012 N 12/09-12, в рамках проведенной нормативно-методической экспертизы, подтверждено соответствие отчета N 315-12/19 об оценке рыночной стоимости спорного участка требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и положениям других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (т. 1, л. д. 189 - 209).
05.05.2012 общество обратилось в орган кадастрового учета с заявлением о внесении рыночной стоимости земельного участка в размере 15 829 402 рублей в кадастр в качестве его новой кадастровой стоимости (т. 2, л. д. 3 - 4).
Письмом от 22.05.2012 кадастровой палатой заявителю рекомендовано обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - комиссия, т. 2, л. д. 5 - 6).
11.05.2012 общество обратилось в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением, в котором просило установить рыночную стоимость земельного участка в размере 15 829 402 рублей и внести ее в кадастр в качестве новой кадастровой стоимости (т. 2, л. д. 10 - 11).
Комиссия, сославшись на отсутствие отчёта об оценке рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимости (01.01.2011), 21.05.2012 возвратила обществу заявление с приложенными к нему документами без рассмотрения (т. 2, л. д. 12 - 13).
Указывая, что порядок приведения кадастровой стоимости в соответствие с рыночной, в случае ее определения, законодателем не урегулирован, и возможность изменить кадастровую стоимость участка, приравняв ее к рыночной, установленной путем независимой оценки, вне рамок предусмотренной статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности процедуры, отсутствует, общество обратилось с настоящим иском в арбитражный суд. При этом истец сослался на правовой подход, сформулированный в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
В силу статьи 65 Земельного кодекса кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, определяемой в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1 статьи 66 Земельного кодекса).
В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в кадастр, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности.
Поскольку установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, рыночная стоимость, которая подлежит внесению в кадастр в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки, и не может быть определена на произвольную дату.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости). Соответствующая правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11.
То обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
По правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции пришли к выводу о том, что сопоставимыми, сравнимыми результаты кадастровой и рыночной оценок земельных участков будут только тогда, когда каждая из этих стоимостей будет определена на одну и ту же дату. Требования общества направлены на отражение в кадастре сведений о рыночной стоимости земельного участка, определенной независимым оценщиком на текущую дату (по выбору истца), однако такая возможность из норм законодательства Российской Федерации не следует. Размер рыночной стоимости спорного участка по состоянию на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края (01.01.2011), и несоответствие ему внесенной в кадастр кадастровой стоимости земельного участка истцом не доказаны.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод жалобы о том, что суды ошибочно сослались на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, несостоятелен, поскольку противоречит содержанию последнего, в котором сформулирована правовая позиция, подлежащая применению судами при решении вопроса о надлежащей дате, на которую истцу следует доказать рыночную стоимость объекта недвижимости при заявлении требования о ее внесении в качестве кадастровой.
Приведенные в жалобе аргументы о том, что реализация нормы пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса не является способом оспаривания кадастровой стоимости земельного участка, закрепленным в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, и не может быть ограничена лишь исправлением возможных неточностей, технических ошибок, допускаемых при определении кадастровой стоимости участков, смысл названной нормы состоит именно в возможности установления кадастровой стоимости земельного участка путем определения ее рыночной стоимости на текущую дату (по выбору истца), судом кассационной инстанции не принимаются. В постановлениях от 28.06.2011 N 913/11 и от 25.06.2013 N 10761/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сформулировал правовой подход к разрешению споров об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, основанный на том, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером). В связи с этим, рыночная стоимость, которая подлежит внесению в кадастр в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Предусмотренная пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса возможность установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, в случаях определения таковой, явно указывает на обусловленность внесения в кадастр рыночной стоимости участка установлением (первоначальным) его кадастровой стоимости. При таких обстоятельствах определение рыночной стоимости земельных участков для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами (пункт 5 статьи 65, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса), не может происходить без учета порядка и срока установления кадастровой стоимости, по принципу на один период действия кадастровой стоимости - не ограниченное число рыночных стоимостей.
Оснований для отмены решения от 29.11.2013 и апелляционного постановления от 26.02.2014 по доводам жалобы не имеется, поскольку они не опровергают правильности сделанных судами выводов и сводятся к несогласию с ними. Судебные инстанции верно применили нормы материального права, представленные сторонами доказательства всесторонне исследовали и дали им надлежащую правовую оценку, изложенные в обжалуемых актах выводы соответствуют обстоятельствам дела. На наличие в деле не исследованных судами доказательств в жалобе не указано.
Нарушения, предусмотренные частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса для отмены судебных актов, не установлены.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы относятся на заявителя, оснований для их перераспределения между сторонами по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014 по делу N А32-12625/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Мазурова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.