Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
УТВЕРЖДЕНА
приказом
Министерства финансов
Республики Коми
от 22 декабря 2022 г. N 324
(приложение N 1)
Методика
проведения мониторинга и составления рейтинга муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Республики Коми по уровню открытости бюджетных данных
I. Основные положения
1. Методика проведения мониторинга и составления рейтинга муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов, Республики Коми по уровню открытости бюджетных данных (далее соответственно - Методика, мониторинг, рейтинг, муниципальные образования) определяет организацию проведения Министерством финансов Республики Коми (далее - Министерство) мониторинга и составления рейтинга муниципальных образований по уровню открытости бюджетных данных.
2. Мониторинг не преследует в качестве своей основной цели анализ соблюдения муниципальными образованиями требований бюджетного законодательства, но в то же время не противоречит этим требованиям.
3. Методика имеет две основные цели. Во-первых, это инструмент для проведения мониторинга и составления рейтинга. Результаты позволяют увидеть в разрезе муниципальных образований, какая информация и в каком объеме предоставляется для общества на каждом этапе бюджетного процесса, насколько она актуальна, доступна и востребована, а также насколько активно общественность участвует в обсуждении бюджетных вопросов. Благодаря возможности оценки и сравнения деятельности муниципальных образований Республики Коми создается стимул для органов местного самоуправления Республики Коми к повышению уровня открытости бюджетных данных. Во-вторых, Методика разработана на основе норм передовой международной практики. При желании органы местного самоуправления Республики Коми могут применять требования Методики на практике, тем самым повышая качество управления общественными финансами.
4. Мониторинг проводится Министерством с 1 ноября отчетного года по 28 февраля года, следующего за отчетным годом. Сведения, необходимые для проведения мониторинга, предоставляются муниципальными образованиями в Министерство не позднее 31 декабря отчетного года. Публикация рейтинга осуществляется в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет), с одновременным направлением указанной информации в муниципальные образования не позднее 28 февраля года, следующего за отчетным годом.
5. Под сайтами (порталами) муниципальных образований, предназначенными для размещения бюджетных данных, в целях проведения мониторинга и составления рейтинга понимаются:
а) специализированный сайт (портал) администрации муниципального образования предназначенный для размещения бюджетных данных;
б) сайт (портал) финансового органа администрации муниципального образования;
в) раздел для размещения бюджетных данных на официальном сайте (портале) администрации муниципального образования в случае отсутствия сайта (портала) финансового органа администрации муниципального образования и специализированного сайта (портала) администрации муниципального образования, предназначенного для размещения бюджетных данных.
II. Основные принципы обеспечения открытости бюджетных данных
1. Доступность для общества. Бюджетные данные считаются общедоступными, если их можно гарантированно найти и ознакомиться с их содержанием в заранее известное время и потратив заранее известные (небольшие) ресурсы. В качестве канала раскрытия информации рассматривается сеть Интернет - самый простой и экономичный способ сделать документы общедоступными. Ее использование в качестве канала раскрытия информации органами местного самоуправления Республики Коми предусмотрено статьей 7 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
2. Единство представления бюджетной информации. Бюджетные данные должны быть представлены консолидировано, желательно, на одном сайте (портале). В случае публикации бюджетных данных обособленно, должен быть найден способ сообщить о месте их публикации с основного сайта (портала), где публикуются бюджетные данные.
3. Полнота (целостность). Общедоступные бюджетные данные должны давать всестороннюю картину бюджетной деятельности муниципального сектора. В составе бюджетных данных муниципального района должны публиковаться сведения о консолидированном бюджете муниципального района. Органам местного самоуправления Республики Коми следует продемонстрировать в бюджете и в отчете о его исполнении четкие связи между поставленными задачами, бюджетными затратами и достигнутыми результатами.
4. Регулярность и своевременность. Бюджетные данные должны публиковаться регулярно и своевременно на каждом из этапов бюджетного процесса в течение финансового года в соответствии с установленными для соответствующего этапа сроками. Если документ опубликован слишком поздно, он теряет свою актуальность и не может считаться общедоступным в установленные сроки.
5. Качество. Бюджетные данные должны быть достоверными, актуальными, сопоставимыми, без внутренних противоречий и противоречий между различными периодами. Существенные пересмотры в бюджетной статистике за прошлые периоды должны разъясняться. Для численных данных в обязательном порядке должны указываться единицы измерения.
6. Ориентация на потребителя. Общедоступные бюджетные данные должны быть понятны и удобны для использования потребителям (пользователям информации) с различным уровнем компетенций, включая законодателей, государственных и муниципальных служащих и граждан.
7. Публичность. Все граждане должны иметь возможность выносить и выражать свои суждения по вопросам муниципальных бюджетов, в индивидуальном порядке или коллективно, от имени организаций гражданского общества.
8. Конкретность. Описания и цифры, относящиеся к статьям бюджета, не должны быть слишком общими, так как это не позволит дать пользователям информации четкое представление о намерениях органов местного самоуправления Республики Коми. Описание каждой статьи бюджета должно обеспечивать ясное представление о планируемых расходах. Для представления бюджетных данных следует использовать бюджетную классификацию Российской Федерации.
III. Организация проведения мониторинга и составление рейтинга
1. Министерство проводит мониторинг по вопросам, указанным в Анкете для составления рейтинга муниципальных образований по уровню открытости бюджетных данных (далее - Анкета), являющейся приложением 1 к настоящей Методике, в любой из дней срока проведения мониторинга, установленного пунктом 4 раздела I Методики.
2. Администрация муниципального образования вправе направить в срок, указанный в пункте 4 раздела I Методики, в Министерство официальное письмо по адресу электронной почты metbud@minfin.rkomi.ru, с указанием сведений о месте публикации бюджетных данных (далее - сведения), которые используются для проведения мониторинга, а также сведений, имеющих отношение к составлению рейтинга. Сведения направляются по всем вопросам Анкеты или по отдельным вопросам Анкеты.
3. Министерство проводит мониторинг и оценивает открытость бюджетных данных в соответствии с баллами, указанными в Анкете, составляет рейтинг и осуществляет его публикацию на официальном сайте Министерства в сети Интернет в срок, указанный в пункте 4 раздела I Методики.
4. В целях устранения возможных разногласий и согласования рейтинга Министерством направляется письмо в адрес администраций муниципальных образований с указанием ссылки на опубликованный рейтинг на официальном сайте Министерства в сети Интернет.
5. В случае выявления неточностей в рейтинге администрации муниципальных образований в течение пяти рабочих дней со дня опубликования рейтинга на официальном сайте Министерства в сети Интернет или в срок, указанный в письме Министерства, направляют в Министерство по адресу электронной почты metbud@minfin.rkomi.ru предложения с пояснениями по его корректировке.
6. Министерство рассматривает представленные администрациями муниципальных образований предложения по корректировке рейтинга. При отсутствии разногласий со стороны Министерства к предложениям администраций муниципальных образований, Министерство вносит соответствующие поправки в рейтинг. По результатам рассмотрения предложений Министерством направляется письмо в администрации муниципальных образований.
7. Предложения по корректировке рейтинга, поступившие в Министерство после срока, установленного пунктом 5 настоящего раздела, не рассматриваются.
8. Рейтинг считается согласованным по умолчанию в случае непредставления администрациями муниципальных образований предложений по его корректировке.
9. На основе проведения мониторинга в соответствии с Анкетой и с учетом поступивших предложений от администраций муниципальных образований по корректировке рейтинга Министерство формирует итоговую версию рейтинга и осуществляет ее публикацию на официальном сайте Министерства в сети Интернет.
10. Администрации муниципальных образований, занявшие первые три места в рейтинге, награждаются дипломами Министерства за обеспечение высокого уровня открытости бюджетных данных в отчетном году.
IV. Условия проведения мониторинга
1. Источники данных для составления рейтинга по вопросам Анкеты
Источниками данных для составления рейтинга по вопросам Анкеты являются:
а) документы и материалы, опубликованные в открытом доступе на специализированных сайтах (порталах) администраций муниципальных образований в сети Интернет или доступные с этих сайтов (порталов) по ссылкам;
б) правовые акты муниципальных образований, опубликованные в открытом доступе на специализированных сайтах (порталах) администраций муниципальных образований в сети Интернет, или доступные на этих сайтах (порталах) по ссылкам;
в) статистические отчеты "Мониторинг размещения сведений на Официальном сайте по учреждениям субъектов и муниципальных образований Российской Федерации", формируемые в открытом доступе на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях в сети Интернет по ссылке https://bus.gov.ru/;
г) страницы органов местного самоуправления Республики Коми в социальных сетях;
д) отчетная информация Управления Федерального казначейства по Республике Коми;
е) сведения и дополнительные материалы, направленные администрациями муниципальных образований в адрес Министерства.
2. Требования к публикации документов и материалов пакетом документов
К публикуемым документам и материалам, взаимосвязанным между собой, предъявляются дополнительные требования об их публикации пакетом документов. Под пакетом документов понимается публикация сведений комплексно, в одном разделе сайта (портала) муниципального образования, предназначенного для размещения бюджетных данных. Допускается обеспечение доступа к взаимосвязанным документам по ссылке из раздела, где опубликован основной документ.
3. Требования к структурированию документов и материалов
К публикуемым документам, в состав которых входит большое количество приложений, предъявляются дополнительные требования в части оформления. Такие документы рекомендуется публиковать в структурированном виде, с указанием полных или кратких наименований всех составляющих. Наименование должно характеризовать содержание соответствующего документа. Под структурированным видом понимаются следующие варианты:
а) наличие содержания к документу с возможностью перехода по ссылке к соответствующему приложению или наличие вкладок с указанием кратких наименований приложений внутри документа;
б) публикация текстовой части и каждого приложения отдельными файлами.
4. Применение понижающего коэффициента за используемый формат данных (К1)
Предпочтительным форматом для публикации численных данных является формат excel, который позволяет извлекать и использовать данные для анализа быстрее и с минимальным количеством ошибок. Предпочтительным форматом для публикации текста являются форматы word или rtf, которые позволяют использовать функции поиска и копирования. В случаях, когда важно показать, что документ является официальным, то есть подписан уполномоченным лицом, рекомендуется использовать графические форматы (pdf, tiff, DjVu и др.).
Понижающий коэффициент за используемый формат (К1) данных применяется в следующих случаях:
а) использования для публикации документов и материалов только графического формата (за исключением отдельных вопросов, указанных в Анкете, где допускается или рекомендуется использование графического формата);
б) отсутствия возможности поворота страниц, опубликованных в графическом формате, при их неправильной ориентации публикации;
в) необходимости отдельного открытия каждой страницы многостраничных документов (3 и более страниц);
г) использования для публикации документов и материалов графического формата без подписи уполномоченного лица (по вопросам Анкеты, в рамках которых рекомендуется использование бюджетных данных в графическом формате).
Понижающий коэффициент также применяется в отношении формата данных в случаях затрудненного просмотра документа или его использования для анализа данных.
Вопросы, в отношении которых применяется понижающий коэффициент за используемый формат данных, указаны в Анкете.
5. Применение понижающего коэффициента за затрудненный поиск (К2)
Применение понижающего коэффициента за затрудненный поиск (К2) обусловлено тем, что граждане должны иметь возможность найти бюджетные данные и ознакомиться с их содержанием, затратив на это ограниченное (как правило, небольшое) количество времени. При этом следует иметь в виду, что граждане могут не располагать сведениями о существовании нескольких сайтов (порталов) и/или организационных структур, которые имеют непосредственное отношение к бюджетным данным.
Под затрудненным поиском понимаются следующие случаи, когда:
а) поиск документа необходимо произвести свыше пяти переходов ("кликов") с основной страницы сайта (портала), включая раскрытие архивов. В случае поиска документа, включая раскрытие архива, необходимо произвести двойной "клик" на одно и тоже место сайта (портала), архива или файла, то в целях проведения мониторинга и составления рейтинга засчитывается один переход ("клик");
б) документ невозможно найти через функцию поиска или такая функция не предусмотрена (для документов и материалов, опубликованных в разделах "Новости", базах данных и т.п.);
в) документ опубликован в разделе, наименование которого не соответствует содержанию документа;
г) наименование ссылки на документ не соответствует наименованию и (или) содержанию документа;
д) документы и материалы по одной теме (пакеты документов) различного состава (содержания) опубликованы на разных сайтах (порталах) и (или) в разных разделах сайта (портала).
Понижающий коэффициент может быть применен также в случаях, когда требуются значительные усилия для поиска документа.
6. Применение понижающего коэффициента за несоблюдение сроков обеспечения доступа к бюджетным данным (К3)
Применение понижающего коэффициента за несоблюдение сроков обеспечения доступа к бюджетным данным (К3) обусловлено тем, что бюджетные данные должны быть доступны в период, когда они актуальны. Данная позиция согласуется с принципом регулярности и своевременности публикации бюджетных данных на каждом из этапов бюджетного процесса в течение финансового года. В случае, если дату опубликования документа установить не удалось применяется понижающий коэффициент за несоблюдение сроков обеспечения доступа к бюджетным данным (К3).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.