Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Министерства финансов
Республики Адыгея
от 29.12.2022 N 150-А
Учетная политика
для целей бюджетного учета Министерства финансов Республики Адыгея
1. Общие положения
1.1. Настоящая Учетная политика для целей бюджетного учета Министерства финансов Республики Адыгея (далее - Учетная политика) разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов и Методическими рекомендациями по применению этих федеральных стандартов, доведенными письмами Министерства финансов Российской Федерации, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н), приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 162н), приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Инструкция 191н), приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 года N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления", приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 апреля 2021 года N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению" (далее - Приказ N 61н), иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы организации и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета.
1.2. Ведение бюджетного учета осуществляется отделом консолидированной отчетности Управления бюджетного учета и отчетности исполнения бюджетов (далее - отдел консолидированной отчетности).
1.3. Организацию учетной работы и распределение ее объема осуществляет начальник Управления бюджетного учета и отчетности исполнения бюджетов (главный бухгалтер).
1.4. Форма ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности определяется как автоматизированная, с применением компьютерной программы для ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности.
1.5. Кассовые операции ведутся в кассе работником, назначаемым приказом Министра финансов Республики Адыгея из числа сотрудников отдела консолидированной отчетности.
1.6. В целях принятия коллегиальных решений создаются постоянные комиссии, осуществляющие свою деятельность в соответствии с "Положением о профильной комиссии":
комиссия по поступлению и выбытию активов (Приложение N 7 к Учетной политике);
инвентаризационная комиссия (Приложение N 10 к Учетной политике);
Персональный состав комиссий, ответственные должностные лица определяются отдельными приказами.
1.7. Внутренний контроль в Министерстве осуществляется согласно Положению о внутреннем контроле (Приложение N 6 к Учетной политике).
1.8. В Министерстве устанавливаются следующие правила документооборота:
1.8.1. Для оформления фактов хозяйственной жизни используются формы первичных (сводных) учетных документов, утвержденные Приказом N 61н, а также утвержденные правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, с учетом особенностей, установленных настоящей Учетной политикой.
1.8.2. Право подписи первичных учетных документов предоставляется должностным лицам согласно приложению N 2 к Учетной политике.
1.8.3. Для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, применяются регистры бюджетного учета по формам, утвержденным Приказом N 61н.
1.8.4. Первичные учетные документы оформляются на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
Заполнение учетных документов на бумажных носителях осуществляется смешанным способом.
1.8.5. С использованием телекоммуникационных каналов связи осуществляется:
электронный документооборот с территориальным органом Федерального казначейства;
передача отчетности по налогам и иным обязательным платежам в инспекцию Федеральной налоговой службы РФ;
передача отчетности по страховым взносам и сведениям персонифицированного учета в Пенсионный фонд РФ;
передача статистической отчетности в Федеральную службу государственной статистики.
Электронные документы, предоставляемые (получаемые) в рамках указанного обмена информацией, подписываются усиленной квалифицированной подписью.
1.8.6. Порядок и сроки передачи первичных учетных документов для отражения в бюджетном учете устанавливаются в соответствии с Графиком документооборота (Приложение N 5 к Учетной политике).
1.8.7. Электронные первичные учетные документы (сводные электронные первичные учетные документы) и электронные регистры бухгалтерского учета (далее - электронный первичный учетный документ, электронный регистр, при совместном упоминании - электронные документы), составляются в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью (далее - ЭЦП) либо, в случаях, предусмотренных настоящей учетной политикой, простой электронной подписью (далее - простая ЭП, при совместном упоминании - электронные подписи).
В электронном документе, предусматривающем его подписание членами Комиссии, формируется лист голосования, являющийся неотъемлемой частью указанного документа, в соответствии с приложением к Методическим указаниям по формированию и применению унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, утвержденным Приказом 61н.
Лист голосования подписывается членами комиссии простой ЭП, председателем комиссии - ЭЦП.
Заполнение регистров бюджетного учета на бумажных носителях осуществляется смешанным способом.
1.8.8. Периодичность формирования регистров устанавливается следующая:
журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003) формируется ежегодно;
кассовая книга (ф. 0504514) формируется ежегодно;
инвентарная карточка учета нефинансовых активов (ф. 0509215) оформляется при принятии объекта к учету, по мере внесения изменений (данных о переоценке, модернизации, реконструкции, консервации, капитальном ремонте, другой информации) и при выбытии. При отсутствии указанных фактов хозяйственной жизни формируется ежегодно со сведениями о начисленной амортизации;
инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов (ф. 0509216) оформляется при принятии объектов к учету, по мере внесения изменений и при выбытии;
опись инвентарных карточек по учету нефинансовых активов (ф. 0504033) формируется в последний день года без включения информации об инвентарных объектах, выбывших до начала установленного периода;
инвентарный список нефинансовых активов (ф. 0504034) формируется в последний день года.
книга учета бланков строгой отчетности (ф. 0504045) (при наличии бланков строгой отчетности) формируется ежеквартально;
Журналы учета (ф. 0504064, ф. 0504071 и иные) формируются ежемесячно;
другие регистры, не указанные выше, заполняются по мере необходимости, но не реже 1 раза в год.
Правила включения учетных данных в регистр учета "Журналы операций", а также нумерация "Журналов операций" осуществляются согласно Приложению N 3 к Учетной политике.
1.8.9. Бюджетная (финансовая) отчетность, составленная автоматизированным способом, распечатывается на бумажных носителях в день ее представления.
Формирование регистров бюджетного учета, на основании которых сформирована бюджетная (финансовая) отчетность, осуществляется не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным;
1.8.10. Хранение (подшивка) первичных документов, учетных регистров и бухгалтерской отчетности осуществляется согласно приложению N 4 к Учетной
По-видимому, в предыдущем абзаце пропущено последнее слово - "политике."
1.9. Договор возмездного оказания услуг или подряда следует считать долгосрочным договором, если:
договорной срок исполнения обязательств превышает 12 месяцев;
договорной срок исполнения обязательств составляет менее 12 месяцев, но даты начала и окончания исполнения относятся к разным финансовым (календарным) годам.
1.10. Обеспечение достоверности данных бюджетного учета и годовой бюджетной отчетности достигается путем инвентаризации активов и обязательств.
Инвентаризации проводятся согласно Положению об инвентаризации (Приложение N 10 к Учетной политике).
В отношении нефинансовых активов проведение инвентаризационных процедур в целях подтверждения достоверности показателей годовой отчетности не могут быть начаты ранее 1 октября.
Оценка соответствия объектов учета понятию "Актив" проводится при годовой инвентаризации, проводимой в целях составления годовой отчетности.
1.11. Контроль первичных документов и регистров бюджетного учета проводится в соответствии с "Положением о внутреннем контроле" (Приложение N 6 к Учетной политике).
1.12. Критерий существенности учетных данных и показателей бюджетной отчетности определяется исходя из того, что пропуск или искажение информации может повлиять на экономические решения Министерства (пользователей информации). Уровень существенности устанавливается в размере 10% от валюты баланса, строки или раздела бюджетной (финансовой) отчетности.
1.13. Порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты приведен в Приложении N 9 к Учетной политике. При этом устанавливаются следующие особенности признания событий после отчетной даты:
1.13.1. Событие после отчетной даты признается существенным в соответствии с критерием, определенным в относительном значении в размере 10% от валюты баланса, строки или раздела бюджетной (финансовой) отчетности;
1.13.2. Предельная дата для события, подтверждающего условия хозяйственной деятельности, определяется:
для квартальной отчетности как 4 рабочих дня до установленной даты представления отчетности;
для годовой отчетности как 20 января года, следующего за отчетным.
1.14. В текстовой части Пояснительной записки информация об условных обязательствах и условных активах раскрывается посредством перечисления с указанием краткого описания и оценки влияния на финансовые показатели случаев, признанных существенными начальником Управления бюджетного учета и отчетности исполнения бюджетов (главным бухгалтером).
1.15. Устанавливается следующая методика расчета величины чистых активов: в показатели активов включаются остаточная стоимость нефинансовых активов, которыми Министерство вправе распоряжаться самостоятельно, остаточная стоимость прав пользования активами, дебиторская задолженность, за исключением дебиторской задолженности, относящейся к доходам будущих периодов и начисленной в корреспонденции со счетом 0 401 40 000. В показатели обязательств включаются показатели кредиторской задолженности учреждения без учета расчетов по средствам во временном распоряжении, а также обязательств, принятых в корреспонденции со счетом 0 401 40 000.
1.16. Бюджетный учет ведется с применением Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, Плана счетов бюджетного учета и разработанного на их основе Рабочего плана счетов.
Состав забалансовых счетов определяется счетами, установленными Инструкцией N 157н.
Рабочий план счетов определен в приложении N 1 к Учетной политике.
2. Особенности ведения аналитического учета
Организация дополнительного аналитического учета формируется по следующим правилам.
2.1. Устанавливаются следующие особенности формирования аналитических кодов в номерах счетов (1 - 17 разряды):
2.1.1. В 5 - 17 разрядах счета 0 101 00 000, а также в 5 - 17 разрядах корреспондирующих с ним счетов 0 401 20 25Х, 0 401 20 28Х, 0 304 04 000 указываются составные части кодов бюджетной классификации согласно кодам, по которым получено (приобретено) имущество;
2.1.2. В 5 - 17 разрядах счета 0 102 00 000, а также в 5 - 17 разрядах корреспондирующих с ним счетов 0 401 20 25Х, 0 401 20 28Х, 0 304 04 000 указываются составные части кодов бюджетной классификации согласно кодам, по которым получено (приобретено) имущество;
2.1.3. В 5 - 17 разрядах счета 0 103 00 000, а также в 5 - 17 разрядах корреспондирующих с ним счетов 0 401 20 25Х, 0 401 20 28Х, 0 304 04 000 указываются составные части кодов бюджетной классификации согласно кодам, по которым получено (приобретено) имущество;
2.1.4. В 5 - 17 разрядах счета 0 104 00 000, а также в 5 - 17 разрядах корреспондирующих с ним счетов 0 401 20 25Х, 0 401 20 271, 0 401 20 28Х, 0 304 04 000 указываются составные части кодов бюджетной классификации согласно кодам, по которым получено (приобретено) имущество;
2.1.5. В 5 - 17 разрядах счета 0 105 00 000, а также в 5 - 17 разрядах корреспондирующих с ним счетов 0 401 20 24Х, 0 401 20 25Х, 0 401 20 272, 0 304 04 000 (за исключением хозяйственных операций по централизованному снабжению) указываются составные части кодов бюджетной классификации согласно кодам, по которым получено (приобретено) имущество;
2.1.6. В 5 - 17 разрядах счета 0 108 00 000, а также в 5 - 17 разрядах корреспондирующих с ним счетов 0 401 20 24Х, 0 401 20 25Х, 0 401 20 28Х, 0 304 04 000 указываются составные части кодов бюджетной классификации согласно кодам, по которым получено (приобретено) имущество;
2.1.7. В 5 - 17 разрядах счета 0 111 00 000 указываются составные части кодов бюджетной классификации согласно кодам, по которым получено имущество;
2.1.8. В 5 - 17 разрядах счета 0 114 00 000, а также в 5 - 17 разрядах корреспондирующих с ним счетов 0 401 20 25Х, 0 401 20 28Х, 0 304 04 000 указываются 5 - 17 разряды счетов учета нефинансовых активов, в отношении которых начислен убыток от обесценения.
2.1.9. В 5 - 17 разрядах счета 0 201 35 000, а также в 5 - 17 разрядах корреспондирующих с ним счетов 0 401 20 24Х, 0 401 20 25Х, 0 304 04 000 указываются составные части кодов бюджетной классификации согласно кодам, по которым получено (приобретено) имущество;
2.1.10. В 1 - 17 разрядах счета 0 204 00 000, а также в 1-17 разрядах корреспондирующих с ним счетов 0 401 20 24Х, 0 401 20 25Х 0 401 20 24Х или 0 401 20 25Х указываются составные части кодов бюджетной классификации согласно целевому назначению выделенных средств;
2.1.11. В 15 - 17 разрядах счета 0 401 60 000, а также в 5-14 разрядах корреспондирующего с ним счета 0 401 20 2ХХ указываются составные части кодов бюджетной классификации согласно целевому назначению соответствующих обязательств;
2.1.12. В 15 - 17 разрядах счета 0 201 00 000 (за исключением счета 0 201 35 000) указывается код 510 (по дебету счета), код 610 (по кредиту счета).
2.1.13. В 15 - 17 разрядах счета 0 209 81 000 указываются нули.
2.1.14. В 1 - 17 разрядах счетов 0 304 06 000, 0 304 66 000, 0 304 76 000, 0 304 86 000, 0 304 96 000 указываются нули;
2.2. При безвозмездном получении имущества, в том числе от организаций бюджетной сферы, поступившие нефинансовые активы отражаются с указанием в 1 - 4 разрядах счетов аналитического учета кодов раздела и подраздела классификации расходов исходя из функций (услуг), в которых они подлежат использованию.
При отражении в бюджетном (бухгалтерском) учете безвозмездных неденежных поступлений и передач нефинансовых и финансовых активов, за исключением денежных средств и их эквивалентов, а также обязательств между организациями бюджетной сферы в 15 - 17 разрядах номеров соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 401 10 190 "Доходы от безвозмездных неденежных поступлений в сектор государственного управления" (0 401 10 191, 0 401 10 195), 0 401 20 000 "Расходы текущего финансового года" (0 401 20 241, 0 401 20 251, 0 401 20 254, 0 401 20 281), 0 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты", отражаются при поступлении нефинансовых и финансовых активов, за исключением денежных средств и их эквивалентов, а также и обязательств соответствующие аналитические группы подвида доходов 190 "Безвозмездные неденежные поступления" (191 - 199), при выбытии - соответствующие коды вида расходов 800 "Иные бюджетные ассигнования" (801 - 809).
При отражении в бюджетном (бухгалтерском) учете безвозмездных неденежных поступлений и передач нефинансовых и финансовых активов, за исключением денежных средств и их эквивалентов, а также обязательств между организациями бюджетной сферы в 15 - 17 разрядах номеров соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 401 10 190 "Доходы от безвозмездных неденежных поступлений в сектор государственного управления" (0 401 10 191, 0 401 10 195), 0 401 20 000 "Расходы текущего финансового года" (0 401 20 241, 0 401 20 251, 0 401 20 254, 0 401 20 281), 0 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты", отражаются при поступлении нефинансовых и финансовых активов, за исключением денежных средств и их эквивалентов, а также и обязательств соответствующие аналитические группы подвида доходов 190 "Безвозмездные неденежные поступления" (191 - 199), при выбытии - соответствующие коды вида расходов 800 "Иные бюджетные ассигнования" (801 - 809).
2.3. Аналитический учет расчетов по оплате труда ведется в "Журнале операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям" в разрезе сотрудников.
3. Учет нефинансовых активов
3.1. Выдача и использование доверенностей на получение товарно-материальных ценностей осуществляются в соответствии с Положением о Порядке выдачи и использовании доверенностей на получение товарно-материальных ценностей (Приложение N 11 к Учетной политике). Данным положением также определяется перечень должностных лиц, имеющих право:
подписи доверенностей;
получения доверенностей.
3.2. В Министерстве устанавливаются следующие правила определения справедливой стоимости объектов бюджетного учета (нефинансовых активов и арендных платежей):
3.2.1 Справедливая стоимость определяется Комиссией по поступлению и выбытию активов методом рыночных цен.
3.2.2. Справедливая стоимость рассчитывается на основании следующих данных (по выбору Комиссии):
сведениях о ценах на аналогичные или схожие активы, полученные в письменной форме от организаций изготовителей, балансодержателей;
сведениях об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики;
экспертных заключений (при условии документального подтверждения квалификации экспертов) о стоимости аналогичных или схожих объектов;
данных, полученных в сети Интернет (данных с официальных сайтов производителей аналогичных или схожих объектов и т.п.);
данных объявлений о продаже (сдаче в аренду) аналогичных или схожих объектов в СМИ, в сети Интернет и т.д.
3.2.3. При определении справедливой стоимости бывших в эксплуатации объектов могут использоваться данные о цене на новые аналогичные или схожие объекты с применением поправочных коэффициентов в зависимости от состояния оцениваемого имущества.
3.2.4. При определении справедливой стоимости объектов недвижимости по решению Комиссии может проводиться оценка с привлечением профессиональных оценщиков согласно Федеральному закону от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
3.2.5. Расчет справедливой стоимости подтверждается Протоколом заседания Комиссии или иным документом.
3.3. Начисление задолженности по недостаче нефинансовых активов отражается в составе финансового результата (доходы от операций с активами) по справедливой стоимости на день обнаружения ущерба.
3.4. При частичной ликвидации (разукомплектации) объекта нефинансовых активов расчет стоимости ликвидируемых (выделяемых) частей осуществляется исходя из стоимости частей, указанных в Инвентарной карточке объекта. Если стоимость ликвидируемых (выделяемых) частей неизвестна, то:
для недвижимости она определяется пропорционально размеру площади выделяемой части (частей) в площади всего объекта;
для движимого имущества определяется справедливая стоимость всего объекта, справедливая стоимость ликвидируемых (выделяемых) частей. Затем определяется доля (процент) каждой из ликвидируемых (выделяемых) частей от справедливой стоимости объекта. Рассчитанный процент умножается на балансовую стоимость объекта.
3.5. В случае поступления объектов нефинансовых активов от организаций бюджетной сферы, с которыми производится сверка взаимных расчетов для (свода) консолидации бюджетной (финансовой) отчетности, полученные объекты нефинансовых активов первоначально принимаются к учету в составе тех же групп и видов имущества, что и у передающей стороны. Впоследствии, если Комиссией по поступлению и выбытию активов на основании действующего законодательства и положений настоящей Учетной политики будет принято решение об иной классификации полученного имущества, то порядок учета может быть изменен.
3.6. По нефинансовым активам, полученным безвозмездно от бюджетных (автономных) учреждений, Комиссией по поступлению и выбытию активов проверяется их соответствие критериям учета по группам и видам имущества на основании действующего законодательства и положений настоящей Учетной политики в момент постановки на балансовый учет. При выявленном несоответствии профильной Комиссией принимаются решения:
если по указанным основаниям полученные основные средства классифицируются как материальные запасы, они должны быть учтены в качестве материальных запасов сразу же при принятии к балансовому учету на основании документов, подтверждающих поступление объекта;
если полученные материальные запасы классифицируются как основные средства, они должны быть учтены в качестве основных средств сразу же при принятии к балансовому учету;
если передающей организацией бюджетной сферы указан некорректный аналитический счет по передаваемому объекту нефинансовых активов, этот объект должен быть учтен на корректном аналитическом счете сразу же при принятии к балансовому учету.
3.7. По нефинансовым активам (основным средствам, нематериальным активам), полученным безвозмездно от организаций бюджетной сферы, Комиссия по поступлению и выбытию активов проверяет соответствие ранее начисленной амортизации и оставшегося срока использования нефинансового актива. Если по оценке Комиссии выявлен тот факт, что указанный оставшийся срок полезного использования нефинансового актива не соответствует нормам законодательства или срок полезного использования истек, то решением Комиссии устанавливается ожидаемый срок использования нефинансового актива с учетом его фактического состояния. При этом дальнейшее начисление амортизации осуществляется исходя из этого установленного срока.
3.8. По нефинансовым активам, полученным безвозмездно (за исключением получения от организаций бюджетной сферы), Комиссия по поступлению и выбытию активов устанавливает срок полезного использования:
с учетом информации о сроке фактической эксплуатации передаваемого нефинансового актива, предоставленной контрагентом;
с учетом ожидаемого срока использования нефинансового актива в Министерстве и выявленного физического износа объекта.
Начисление амортизации осуществляется исходя из определенной Комиссией справедливой стоимости нефинансового актива и установленного срока полезного использования.
3.9. Лица, ответственные за сохранность нефинансовых активов и их использование по назначению (ответственные лица), определяются приказами Министра финансов Республики Адыгея и должностными регламентами.
4. Учет основных средств
4.1. Порядок принятия объектов основных средств к учету:
4.1.1. При принятии к учету объектов основных средств Комиссией по поступлению и выбытию активов проверяется наличие сопроводительных документов и технической документации, а также проводится инвентаризация приспособлений, принадлежностей, составных частей основного средства в соответствии с данными указанных документов.
4.1.2. Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период нахождения в Министерстве. Изменение порядка формирования инвентарных номеров в организации не является основанием для присвоения основным средствам, принятым к учету в прошлые годы, инвентарных номеров в соответствии с новым порядком. При получении основных средств, эксплуатировавшихся в иных организациях, инвентарные номера, присвоенные прежними балансодержателями, не сохраняются. Инвентарные номера выбывших с балансового учета инвентарных объектов основных средств вновь принятым к учету объектам не присваиваются.
4.1.3. Инвентарный номер основного средства состоит из 18 знаков и представляет собой порядковый номер основного средства в рамках Министерства, перед порядковым номером проставляется необходимое количество нулей для получения установленного общего количества знаков;
4.1.4. Наименование основного средства в документах, оформляемых в организации, приводится на русском языке. Основные средства, подлежащие государственной регистрации (в том числе объекты недвижимости), отражаются в учете в соответствии с наименованиями, указанными в соответствующих регистрационных документах. Объекты вычислительной техники, оргтехники, бытовой техники, приборы, инструменты, производственное оборудование отражаются в учете по следующим правилам:
наименование объекта в учете состоит из наименования вида объекта и наименования марки (модели);
наименование вида объекта указывается полностью без сокращений на русском языке в соответствии с документами производителя (в соответствии с техническим паспортом);
наименование марки (модели) указывается в соответствии с документами производителя (в соответствии с техническим паспортом) на соответствующем языке;
в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0509215) (далее - Инвентарная карточка (ф. 0509215) отражается полный состав объекта, серийный (заводской) номер объекта и всех его частей, имеющих индивидуальные заводские (серийные) номера.
Инвентарная карточка (ф. 0509215) подписывается ответственным исполнителем, сформировавшим указанную Инвентарную карточку (ф. 0509215) на дату формирования Инвентарной карточки (ф. 0509215) по требованию и (или) на дату закрытия Инвентарной карточки (ф. 0509215), простой ЭП.
Инвентарная карточка группового учета (ф. 0509216) подписывается ответственным исполнителем, сформировавшим указанную Инвентарную карточку группового учета (ф. 0509216) на дату формирования Инвентарной карточки группового учета (ф. 0509216) по требованию и (или) на дату закрытия Инвентарной карточки группового учета (ф. 0509216), простой ЭП.
4.1.5. Техническая документация на оргтехнику, вычислительную технику, и иные объекты основных средств подлежит хранению.
Обязательному хранению в составе технической документации также подлежат документы (лицензии), подтверждающие наличие неисключительных (пользовательских, лицензионных) прав на программное обеспечение, установленное на объекты основных средств.
По объектам основных средств, для которых производителем и (или) поставщиком предусмотрен гарантийный срок эксплуатации, подлежат сохранению гарантийные талоны, которые хранятся вместе с технической документацией. В Инвентарной карточке отражается срок действия гарантии производителя (поставщика). В случае осуществления ремонта в Инвентарной карточке отражается срок гарантии на ремонт.
4.2. Порядок учета при проведении ремонта, обслуживания, реконструкции, модернизации, дооборудования, монтажа объектов основных средств:
4.2.1. В качестве ремонта квалифицируются работы, направленные на восстановление пользовательских характеристик основных средств, - устранение неисправностей (восстановление работоспособности) объектов. В результате ремонта технические характеристики объекта основных средств могут быть улучшены.
Под обслуживанием основных средств понимаются работы, направленные на поддержание пользовательских характеристик основных средств на изначально предусмотренном уровне (срок полезного использования, мощность, качество применения, количество и площадь объектов, пропускная способность и тому подобное).
Затраты на ремонт и обслуживание не увеличивают балансовую стоимость основных средств, а списываются на текущие расходы, если иное не установлено пп. 4.2.2 - 4.2.3 настоящей Учетной политики.
4.2.2. Устанавливается следующий порядок отражения существенных затрат на ремонт основных средств и регулярные осмотры на наличие дефектов, если они являются обязательным условием эксплуатации объектов:
существенной признается стоимость, составляющая более 50% от первоначальной (балансовой) стоимости всего объекта;
существенные затраты увеличивают первоначальную (балансовую) стоимость ремонтируемых/осматриваемых объектов. Одновременно первоначальная стоимость уменьшается на затраты по ранее проведенным ремонтам и осмотрам.
Норма применяется к группе основных средств: машины и оборудование.
При отсутствии документального подтверждения стоимости предыдущего ремонта стоимость ремонтируемого объекта не уменьшается. Информация о проведенном осмотре и регламентном ремонте отражается в Инвентарной карточке объекта.
4.2.3. Устанавливается следующий порядок отражения существенных затрат по замене отдельных составных частей объекта основных средств, являющегося комплексом конструктивно-сочлененных предметов, в том числе в ходе капитального ремонта:
существенной признается стоимость составной части, составляющая более 50% от справедливой стоимости всего объекта;
стоимость устанавливаемой новой составной части включается в стоимость объекта, одновременно его стоимость уменьшается на стоимость выбывающих составных частей, которая относится на текущие расходы.
Порядок применяется к группе основных средств машины и оборудование.
В случае, когда надежно определить стоимость заменяемого объекта (части) не представляется возможным, стоимость ремонтируемого объекта не уменьшается. Информация о замене составных частей отражается в Инвентарной карточке объекта.
В случае, когда надежно определить стоимость заменяемого объекта (части) не представляется возможным, стоимость ремонтируемого объекта не уменьшается. Информация о замене составных частей отражается в Инвентарной карточке объекта.
4.2.4. В качестве монтажных работ квалифицируются работы в рамках отдельной сделки, в ходе которых осуществляется соединение частей объекта друг с другом и (или) присоединение объекта к фундаменту (основанию, опоре).
Стоимость монтажных работ учитывается:
при формировании первоначальной стоимости объекта основных средств;
при формировании себестоимости продукции, работ, услуг (списывается на текущие расходы), если монтажные работы осуществляются в отношении объекта основных средств, первоначальная стоимость которого уже сформирована.
4.2.5. Затраты на модернизацию, дооборудование, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, объектов основных средств относятся на увеличение балансовой стоимости этих основных средств после окончания предусмотренных договором (сметой) объемов работ, если по результатам проведенных работ улучшились (повысились) первоначально принятые нормативные показатели функционирования объектов основных средств.
Пригодные для дальнейшего использования узлы (детали), замененные в ходе модернизации, дооборудования, реконструкции или ремонта объектов основных средств, подлежат оприходованию и включению в состав материальных запасов по справедливой стоимости.
4.2.6. Устанавливается следующее документальное оформление работ по ремонту (в т.ч. капитальному), обслуживанию, модернизации, дооборудованию объекта основного средства (кроме объекта недвижимого имущества):
все виды указанных работ производятся по распоряжению руководителя на основании служебной записки материально-ответственного лица;
целесообразность капитального ремонта оборудования подтверждается данными технического паспорта (иной технической документации), а также Графиком капитального ремонта, составляемым должностным лицом, ответственным за безопасность эксплуатации оборудования.
Служебная записка на ремонт, дооборудование, модернизацию объекта основных средств должна содержать следующую информацию:
наименование соответствующего объекта основного средства и его инвентарный номер;
обоснование необходимости проведения работ (неисправность, необходимость замены расходных материалов или улучшения характеристик функционирования и т.п.);
объем планируемых работ и предложения по организации их проведения (приобретение запасных частей (узлов) и устранение неисправности собственными силами, привлечение сторонней организации и т.д.);
сведения о проведении аналогичных работ в отношении объекта (дата, объем и стоимость работ).
4.3. Разукомплектация (частичная ликвидация) или объединение объектов основных средств:
4.3.1. Разукомплектация (частичная ликвидация) объектов основных средств оформляется Актом о разукомплектации (частичной ликвидации) основного средства.
4.3.2. При объединении в один объект нескольких инвентарных объектов, ранее учитываемых на счете 0 101 00 000 "Основные средства", стоимость вновь образованного инвентарного объекта определяется путем суммирования балансовых стоимостей и сумм начисленной амортизации. Бухгалтерские записи отражаются с применением счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами". Если объединяемые объекты имеют разный оставшийся срок полезного использования, то Комиссия по поступлению и выбытию активов должна указать срок полезного использования для вновь образованного инвентарного объекта.
4.4. Порядок списания пришедших в негодность основных средств:
4.4.1. При списании основного средства в гарантийный период по решению Комиссии по поступлению и выбытию активов предпринимаются меры по возврату денежных средств или его замене в порядке, установленном законодательством РФ. Указанное правило не распространяется на имущество, списываемое вследствие его утраты помимо воли Министерства.
4.4.2. При списании основного средства, когда срок гарантийного периода уже истек, Комиссией по поступлению и выбытию активов устанавливается и документально подтверждается:
непригодность основного средства для дальнейшего использования;
нецелесообразность (неэффективность) восстановления (ремонта, модернизации, реконструкции) объекта.
4.4.3. Факт непригодности основного средства для дальнейшего использования подтверждается:
если причиной списания является неисправность или физический износ - путем указания внешних признаков неисправности объекта, а также наименований и заводских маркировок вышедших из строя узлов, деталей и составных частей;
если причиной списания является моральный износ - путем указания технических характеристик, делающих дальнейшую эксплуатацию невозможной или экономически неэффективной.
Документы, устанавливающие факт непригодности:
заключение сотрудника (сотрудников), имеющего (имеющих) документально подтвержденную квалификацию для проведения технической экспертизы по соответствующему типу основного средства;
заключение организации (физического лица), имеющей (имеющего) документально подтвержденную квалификацию для проведения технической экспертизы по соответствующему типу основного средства.
4.4.4. Факт нецелесообразности (неэффективности) восстановления основного средства устанавливается Комиссией на основании:
сметы на проведение работ по восстановлению основного средства с указанием гарантии работоспособности основного средства и сроков исполнения восстановления. Смета может быть составлена как сотрудником, функциональными обязанностями которого определено выполнение таких работ, так и сторонними специалистами, имеющими документально подтвержденную квалификацию для проведения соответствующих работ;
документов, подтверждающих оценочную стоимость новых аналогичных объектов (с учетом гарантийных обязательств).
4.4.5. Ликвидация объектов основных средств осуществляется с привлечением специализированных организаций согласно заключенным в соответствии с действующим законодательством договорам.
4.4.6. Узлы (детали, составные части), поступающие в организацию в результате ликвидации основных средств, принимаются к учету в составе материальных запасов по справедливой стоимости, если они:
пригодны к использованию в Министерстве;
могут быть реализованы;
4.4.7. Устанавливается следующее документальное оформление списания основных средств:
решение Комиссии о выводе основного средства из эксплуатации оформляется Актом о списании имущества (ф. 0504104, ф. 0504105) с приложением документов, устанавливающих факт непригодности основного средства или факт нецелесообразности его восстановления;
до реализации мероприятий, предусмотренных Актом о списании имущества (согласование, демонтаж, утилизация, уничтожение), выведенные из эксплуатации основные средства учитываются на забалансовом счете 02.3 "Основные средства, не признанные активом";
По факту ликвидации с привлечением специализированной организации составляется Акт об утилизации (уничтожении) материальных ценностей (ф. 0510435).
Ликвидация объекта осуществляется с привлечением специализированной организации. Факт ликвидации подтверждается "Отчетом" соответствующей организации с указанием исполненных мероприятий: сдачи металлолома, утилизации бытовых отходов и т.п.
4.5. Особенности учета приспособлений и принадлежностей к основным средствам:
4.5.1. Объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями. Приспособления и принадлежности приобретаются как материальные запасы. С момента включения в состав соответствующего основного средства приспособления и принадлежности как самостоятельные объекты в учете не отражаются. При наличии в документах поставщика информации о стоимости приспособлений (принадлежностей) она отражается в Инвентарной карточке - в дальнейшем такая информация может использоваться в целях отражения в учете операций по модернизации, разукомплектации (частичной ликвидации) и т.п.
4.5.2. Приспособления и принадлежности, закрепленные за объектом основных средств, учитываются в соответствующей Инвентарной карточке. При наличии возможности на каждое приспособление (принадлежность) наносится инвентарный номер соответствующего основного средства.
4.5.3. Если принадлежности приобретаются для комплектации нового основного средства, их стоимость учитывается при формировании первоначальной стоимости соответствующего основного средства.
4.5.4. Балансовая стоимость основного средства увеличивается в результате дооборудования (модернизации) и закрепления за этим объектом новой принадлежности, которой ранее не было в составе этого основного средства, на основании решения профильной комиссии.
4.5.5. В случае замены закрепленной за объектом основных средств принадлежности, которая пришла в негодность, на новую стоимость этой принадлежности списывается на себестоимость (финансовый результат). Исключение составляют исправные принадлежности существенной стоимости, определяемой согласно настоящей Учетной политике. Факт замены принадлежности отражается в Инвентарной карточке.
4.5.6. При выводе исправной принадлежности существенной стоимости из состава объекта основных средств принадлежность принимается к учету в составе материальных запасов по справедливой стоимости.
Балансовая стоимость объекта основных средств уменьшается путем отражения в учете разукомплектации. Амортизация при этом уменьшается пропорционально доле балансовой стоимости принадлежности в первоначальной стоимости основного средства. Факт выбытия принадлежности отражается в Инвентарной карточке.
4.5.7. Обмен принадлежностей одинакового функционального назначения между двумя объектами основных средств, также имеющими одинаковое функциональное назначение, не отражается в балансовом учете. Изменение состава принадлежностей обоих объектов основных средств отражается в Инвентарной карточке.
4.6. Особенности учета персональных компьютеров и иной вычислительной техники:
В Министерстве определен следующий порядок учета компьютерной вычислительной техники и периферийных устройств к ней:
4.6.1. Оборудование для автоматизированного рабочего места (АРМ) учитывается как самостоятельные объекты, а именно:
ноутбук;
моноблок с клавиатурой и манипулятором "мышь";
системный блок, включая аппаратное обеспечение, монитор, клавиатура, манипулятор "мышь";
принтер;
многофункциональное устройство;
сканер;
копир;
источник бесперебойного питания;
внешний модуль Wi-Fi.
Иные компоненты персонального компьютера могут классифицироваться как:
самостоятельные объекты основных средств (наушники, колонки, web-камера, твердый накопитель, внешний модем, репитер, разветвитель USB, картридер, флеш-карта);
составные части персонального компьютера (наушники, колонки, web-камера, твердый накопитель, внешний модем, репитер, разветвитель USB, картридер, флеш-карта).
Так же, некоторые компоненты могут числиться как самостоятельные инвентарные объекты структурной части основного средства - персонального компьютера, имеющие срок полезного использования, существенно отличающийся от срока полезного использования персонального компьютера в целом.
Соответствующее решение принимается Комиссией по поступлению и выбытию активов.
При включении в состав персонального компьютера перечень всех компонентов приводится в Инвентарной карточке.
4.6.2. Предустановленное лицензионное программное обеспечение (неисключительные права), стоимость которого спецификацией договора не определена, учитывается в составе персонального компьютера.
4.7. Организация учета основных средств:
4.7.1. Учет введенных в эксплуатацию объектов стоимостью до 10 000 рублей включительно осуществляется на забалансовом счете 21 "Основные средства в эксплуатации" по балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта.
4.7.2. Начисление амортизации по основным средствам осуществляется ежемесячно и отражается последним днем календарного месяца, за который она начисляется.
4.7.3. Под консервацией понимается прекращение эксплуатации объекта на срок более трех месяцев с возможностью возобновления использования.
Перевод объектов основных средств на консервацию осуществляется на основании приказа Министра финансов Республики Адыгея, которым устанавливается конкретный срок консервации и проводимые мероприятия.
К приказу прилагается обоснование экономической целесообразности консервации.
После осуществления предусмотренных приказом мероприятий Комиссия по поступлению и выбытию активов оформляет Акт о консервации (расконсервации) объекта основных средств (ф. 0510433), утверждаемый Министром финансов Республики Адыгея. В Акте о консервации (расконсервации) объекта основных средств (ф. 0510433) указываются наименование, инвентарный номер объекта, его первоначальная (балансовая) стоимость, сумма начисленной амортизации, а также сведения о причинах консервации и сроке консервации.
Информация о консервации (расконсервации) объекта основных средств вносится в Инвентарную карточку объекта (без отражения по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 101 00 000 "Основные средства").
5. Амортизация
5.1. Начисление амортизации объектов основных средств осуществляется линейным методом.
5.2. На структурную часть объекта основных средств, для которой Комиссия по поступлению и выбытию активов установила срок полезного использования, отличающийся от срока использования остальных частей объекта, амортизация начисляется отдельно. Стоимость этой части Комиссия определяет в соответствующем протоколе.
Если срок полезного использования и метод начисления амортизации структурной части объекта основных средств - единицы учета - совпадают со сроком полезного использования и методом начисления амортизации иных частей, составляющих совместно со структурной частью объекта основных средств единый объект имущества, при определении суммы амортизации такой части они объединяются.
5.3. По результатам достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации объекта основных средств комиссией Министерства принимаются решения:
1) о пересмотре срока полезного использования объекта в связи с изменением первоначально принятых нормативных показателей его функционирования;
2) об отсутствии оснований для пересмотра срока полезного использования объекта.
Если после модернизации (достройки, дооборудования, реконструкции) объекта срок его полезного использования не изменяется, то начисление амортизации в целях бюджетного учета при линейном способе производится исходя из остаточной стоимости, увеличенной на затраты по модернизации (достройке, дооборудованию, реконструкции), и оставшегося срока полезного использования.
Если стоимость основного средства в результате дооборудования (модернизации, замены частей) увеличилась и превысила 100 тыс. руб. (в том числе по основным средствам с амортизацией, начисленной в размере 100%), то на остаточную стоимость амортизация начисляется выбранным способом исходя из оставшегося срока полезного использования начиная с месяца, в котором увеличилась стоимость основного средства. Если срок полезного использования истек и не пересматривается, то амортизация на основное средство доначисляется единовременно до 100%.
Если несколько основных средств стоимостью не более 100 тыс. руб., по которым амортизация была начислена в размере 100%, объединяются в одно, то перерасчет амортизации не производится и составляет 100%.
В случае разукомплектации основного средства его выбытие и принятие к учету новых объектов основных средств отражается в учете одновременно и не приводит к изменению общей стоимости основных средств и ранее начисленной амортизации. При этом ранее начисленная амортизация распределяется между принятыми к учету в результате разукомплектации объектами основных средств пропорционально их балансовой стоимости.
Далее производятся следующие действия с полученными от разукомплектации основными средствами: независимо от новой стоимости объекты продолжают учитываться на балансе, и при наличии остаточной стоимости амортизация продолжает начисляться ранее выбранным способом исходя из оставшегося срока полезного использования.
В случае частичной ликвидации основного средства стоимостью свыше 100 тыс. руб. с остаточной стоимостью амортизация на него продолжает начисляться ранее выбранным способом независимо от его стоимости.
При частичной ликвидации основного средства с остаточной стоимостью амортизация по выбывающей части рассчитывается пропорционально стоимости выбывающей части относительно стоимости всего инвентарного объекта.
5.4. Основные средства, переданные в личное пользование сотрудникам, списываются с балансового учета и учитываются на забалансовом счете 27.01 "Основные средства, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)".
Выбытие имущества с забалансового счета 27.01 в связи с его возвратом (передачей) должностными лицами оформляется Накладной на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0510450).
6. Учет материальных запасов
6.1. Группировка материальных запасов по сходным характеристикам осуществлена следующим образом:
прочие материальные запасы.
6.2. Единицей бюджетного учета материальных запасов является номенклатурный номер;
6.3. Метод оценки материальных запасов при их выбытии (отпуске) - по средней стоимости.
6.4. Материальные запасы, переданные в личное пользование сотрудникам, списываются с балансового учета и учитываются на забалансовом счете 27.02 "Материальные запасы, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)".
Выбытие имущества с забалансового счета 27.02 в связи с его возвратом (передачей) должностными лицами оформляется Накладной на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0510450).
7. Особенности учета прав пользования активами
7.1. Объекты операционной аренды, полученные в безвозмездное пользование, учитываются с указанием в 1 - 4 разрядах счета 1 111 4Х 000 того раздела/подраздела расходов, по которому будет осуществляться содержание объекта.
7.2. Если стоимость операционной аренды по договору существенно ниже справедливой, объекты учета аренды отражаются по справедливой стоимости. Существенным признается отклонение 20 процентов.
8. Учет денежных средств
8.1. Операции по уточнению КБК на лицевом счете отражаются в бюджетном учете с применением обратной бухгалтерской записи.
8.2. В Министерстве ведется одна Кассовая книга (ф. 0504514) автоматизированным способом. Поступление и выбытие наличных денежных средств в валюте Российской Федерации, а также денежных документов отражаются на отдельных листах Кассовой книги по каждому виду валюты, а также по денежным документам. Оформление отдельных листов Кассовой книги осуществляется последовательно согласно датам совершения операций.
8.3. В Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов отдельно регистрируются приходные и расходные кассовые ордера, оформляющие операции:
с денежными средствами;
с денежными документами (ордера с записью "Фондовый").
8.4. Непрерывный внутренний контроль за исполнением кассовых операций осуществляется путем проведения обязательной инвентаризации кассы в случае ежегодной инвентаризации, и внезапных инвентаризаций кассы.
8.5. Внезапная инвентаризация кассы проводится в соответствии с приказом Министра финансов Республики Адыгея.
Состав комиссии для проведения инвентаризации кассы утверждается приказом.
8.6. Списание недостач наличных денежных средств (денежных документов), выявленных при проведении инвентаризации кассы, а также исправление ошибок в части применения вида финансового обеспечения и аналитического кода выплаты (поступления), допущенных при осуществлении операций с наличными деньгами, отражаются в учете на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).
9. Учет расчетов с подотчетными лицами
9.1. Отражение в учете операций по расходам, произведенным подотчетным лицом, допустимо только в объеме расходов, утвержденных Министром финансов Республики Адыгея согласно авансовому отчету.
Дата авансового отчета не может быть ранее самой поздней даты, указанной в прилагаемых к отчету документах о произведенных расходах.
Нумерация авансовых отчетов сквозная по всем источникам финансового обеспечения;
Утверждение руководителем авансовых отчетов в части сумм несанкционированных перерасходов по закупкам, произведенным подотчетным лицом, допустимо только в пределах свободных лимитов бюджетных обязательств (прав на принятие обязательств) на год, в котором планируется погашение кредиторской задолженности перед подотчетным лицом.
9.2. Расчеты по выданным под отчет сотрудникам Министерства денежным средствам, а также расчеты по выплате подотчетным лицам перерасходов (в том числе и в тех случаях, когда денежные средства под отчет не выдавались) подлежат учету на счете 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами".
По своевременно не возвращенным и не удержанным из заработной платы (денежного содержания) суммам задолженности подотчетных лиц (в том числе уволенных сотрудников) в установленном порядке ведется претензионная работа, а задолженность подлежит учету на счете 0 209 30 000.
9.3. На счете 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами" подлежат отражению только расчеты с сотрудниками Министерства. Расчеты с физическими лицами, отношения с которыми оформлены в рамках гражданско-правовых договоров, осуществляются на основании таких договоров и учитываются на счетах 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам".
10. Учет расчетов с различными дебиторами и кредиторами
10.1. Учет расчетов с физическими лицами (в том числе с сотрудниками Министерства) в рамках заключенных с ними гражданско-правовых договоров осуществляется с использованием счетов бюджетного учета 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам".
Для учета переплат в части сумм, подлежащих с согласия работников (уведомленных о перерасчетах) удержанию из будущих начислений, применяется счет 0 206 11 000. К примеру, при переносе части отпуска в связи с болезнью во время отпуска; неотработанными днями отпуска, предоставленного авансом; другими аналогичными ситуациями. При этом отражается корректировка ранее внесенного начисления (части начисления) методом "Красное сторно". Затем на сумму корректировки вносится бухгалтерская запись по дебету счета 0 302 11 000 и кредиту счета 0 206 11 000 методом "Красное сторно".
10.2. Аналитический учет по счету 0 205 00 000 "Расчеты по доходам" ведется по видам доходов (поступлений) в разрезе плательщиков.
10.3. Доходы, полученные в результате осуществления некассовых операций, отражаются обособленно с использованием дополнительных аналитических счетов, открываемых к счетам 0 205 00 000 "Расчеты по доходам", 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами", 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам".
10.4. Расчеты по суммам предварительных оплат, подлежащим возмещению контрагентами в случае расторжения договоров (контрактов), в том числе по решению суда, а также по суммам задолженности уволенных подотчетных лиц, своевременно не возвращенным и не удержанным из зарплаты, задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении сотрудника, иным суммам излишне произведенных выплат учитываются на счете 0 209 30 000 в момент возникновения требований к их плательщикам (начала претензионной работы).
10.5. В бюджетном учете и отчетности возврат на лицевой счет получателя бюджетных средств дебиторской задолженности прошлых лет отражается в разрезе тех кодов (составных частей кодов) классификации расходов бюджетов, в разрезе которых отражались соответствующие выплаты по расходам в прошлые отчетные периоды. При отсутствии в текущем отчетном периоде указанных кодов (составных частей кодов) суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет по расходам отражаются по тем кодам, которые могут быть применены в целях отражения указанных расходов согласно действующему порядку применения кодов классификации расходов бюджетов.
11. Учет доходов и расходов
11.1. Формирование раздельного учета по видам доходов (расходов) на счетах финансового результата текущего финансового года, в том числе для целей налогового (управленческого) учета осуществляется путем формирования показателей по различным аналитическим счетам бюджетного учета, предусмотренным Рабочим планом счетов.
11.2. Устанавливаются следующие особенности признания в бухгалтерском учете некоторых доходов на счете 0 401 10 000 "Доходы текущего финансового года":
11.2.1. Доходы от операционной аренды признаются в учете равномерно (ежемесячно) на протяжении срока пользования объектом.
11.2.2. Доходы в виде неучтенных объектов нефинансовых активов, выявленных в результате инвентаризации, отражаются на дату утверждения итогов инвентаризации.
11.2.3. Доходы от возмещения ущерба отражаются на дату выявления недостач, хищений имущества в соответствии с результатами проведенной инвентаризации.
11.2.4. Доходы от сумм принудительного изъятия (суммы штрафов, пеней, неустоек, предъявляемых контрагентам за нарушение условий договоров), доходы в возмещение ущерба признаются Министерством в качестве доходов текущего финансового года на дату признания претензии (требования) плательщиком (виновным лицом) в случае досудебного урегулирования или на дату вступления в силу решения суда.
12. Резервы предстоящих расходов
12.1. Формирование и отражение в бюджетном учете резервов предстоящих расходов производится по следующим правилам:
Устанавливаются следующие единицы бюджетного учета по каждому виду резерва:
для резерва по гарантийному ремонту по договору на гарантийное обслуживание;
для резерва предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время (компенсаций за неиспользованный отпуск) по всем работникам.
12.2. Признание резервов осуществляется в оценочном значении. Метод расчета суммовых величин каждого резерва определяется соответствующими федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов и Методическими рекомендациями, доведенными письмами Минфина России, к ним. А в случае их отсутствия устанавливается Порядком формирования и использования резервов предстоящих расходов (Приложение N 8 к Учетной политике).
13. Санкционирование расходов
13.1. Учет бюджетных и денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие:
N |
Документ, на основании которого возникает бюджетное обязательство |
Документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства 1 |
1. |
Государственный контракт (договор) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о котором подлежат включению в определенный законодательством о контрактной системе Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестр контрактов, заключенных заказчиками |
Акт выполненных работ |
Акт об оказании услуг | ||
Акт приема-передачи | ||
Государственный контракт (в случае осуществления авансовых платежей в соответствии с условиями контракта, внесения арендной платы) | ||
Справка-расчет или иной документ, являющийся основанием для оплаты неустойки | ||
Счет | ||
Счет-фактура | ||
Товарная накладная (унифицированная форма N ТОРГ-12) (ф. 0330212) | ||
Универсальный передаточный документ | ||
Документ о приемке товаров, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, в том числе в электронной форме (включая документ о приемке в ЕИС) | ||
2. |
Государственный контракт (договор) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о котором не подлежат включению в реестры контрактов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, международный договор (соглашение) |
Акт выполненных работ |
Акт об оказании услуг | ||
Акт приема-передачи | ||
Договор (в случае осуществления авансовых платежей в соответствии с условиями договора, внесения арендной платы по договору) | ||
Справка-расчет или иной документ, являющийся основанием для оплаты неустойки | ||
Счет | ||
Товарная накладная (унифицированная форма N ТОРГ-12) (ф. 0330212) | ||
Универсальный передаточный документ | ||
3. |
Соглашение о предоставлении из бюджетов межбюджетных трансфертов |
График перечисления межбюджетного трансферта, предусмотренный соглашением о предоставлении межбюджетного трансферта |
Заявка о перечислении межбюджетного трансферта в соответствии с порядком (правилами) предоставления указанного межбюджетного трансферта | ||
Платежный документ, необходимый для оплаты денежных обязательств, и документ, подтверждающий возникновение денежных обязательств получателя средств бюджета, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты | ||
4. |
Нормативный правовой акт, предусматривающий предоставление межбюджетного трансферта, если порядком (правилами) предоставления указанного межбюджетного трансферта не предусмотрено заключение соглашения о предоставлении межбюджетного трансферта |
Заявка о перечислении межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации по форме, установленной в соответствии с порядком (правилами) предоставления указанного межбюджетного трансферта |
Платежный документ, необходимый для оплаты денежных обязательств, и документ, подтверждающий возникновение денежных обязательств получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты | ||
5. |
Приказ об утверждении Штатного расписания с расчетом годового фонда оплаты труда |
Расчет денежного содержания и расчет среднедневного заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях |
Расчетная ведомость (ф. 0504402) | ||
6. |
Исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ) |
Бухгалтерская справка (ф. 0504833) |
Исполнительный документ | ||
7. |
Решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов |
Бухгалтерская справка (ф. 0504833) |
Решение налогового органа | ||
Справка-расчет | ||
8. |
Документ, не определенный выше, в соответствии с которым возникает бюджетное обязательство: - закон, иной нормативный правовой акт, в соответствии с которыми возникают публичные нормативные обязательства (публичные обязательства), обязательства перед иностранными государствами, международными организациям, обязательства по уплате взносов, по предоставлению безвозмездных перечислений субъектам международного права, а также обязательства по уплате платежей в бюджет (не требующие заключения договора); - договор, расчет по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется наличными деньгами, если получателем средств бюджета в органы казначейства не направлены информация и документы по указанному договору для их включения в реестр контрактов; - договор на оказание услуг, выполнение работ, заключенный получателем средств бюджета с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем |
Отчет о расходах подотчетного лица (ф. 0504520) |
Авансовый отчет (ф. 0504505) | ||
Акт выполненных работ | ||
Акт приема-передачи | ||
Акт об оказании услуг | ||
Договор на оказание услуг, выполнение работ, заключенный получателем средств федерального бюджета с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем | ||
Решение о командировании | ||
Заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема | ||
Заявление на выдачу денежных средств под отчет | ||
Заявление физического лица | ||
Квитанция | ||
Приказ о направлении в командировку, с прилагаемым расчетом командировочных сумм | ||
Служебная записка | ||
Справка-расчет | ||
Счет | ||
Счет-фактура | ||
Товарная накладная (унифицированная форма N ТОРГ-12) (ф. 0330212) | ||
Универсальный передаточный документ |
------------------------------
1Указанный в документе, на основании которого возникло бюджетное обязательство
------------------------------
13.2. Аналитический учет обязательств ведется в разрезе:
поставщиков (продавцов), подрядчиков, исполнителей, иных кредиторов, в отношении которых принимаются обязательства;
контрактов (договоров).
13.3. Учет принимаемых обязательств осуществляется на основании следующих документов:
Обязательства, отражаемые на счете 0 502 07 000 "Принимаемые обязательства" |
Документы-основания для отражения операций |
Осуществление закупок с использованием конкурентных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) | |
Обязательства, возникающие при объявлении о начале конкурентной процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (кредит счета 0 502 07 000) |
Извещение о проведении конкурса, торгов, запроса котировок, запроса предложений. |
Приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) | |
Обязательства, возникающие при заключении контракта по результатам проведения конкурентной процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (дебет счета 0 502 07 000) |
Государственный контракт, договор |
Обязательства, возникающие в случае отказа победителя конкурентной процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта либо в случаях, когда конкурентная процедура признана несостоявшейся (кредит счета 0 502 07 00 методом "Красное сторно") |
Протокол комиссии по осуществлению закупок |
13.4. Аналитический учет принимаемых обязательств ведется в разрезе:
поставщиков (продавцов), подрядчиков, исполнителей, иных кредиторов), в отношении которых принимаются обязательства;
контрактов (договоров).
13.5. Учет плановых назначений (лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований, финансового обеспечения) по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета (средств Министерства) осуществляется на счетах санкционирования в разрезе кодов бюджетной классификации (в том числе в разрезе кодов КОСГУ) согласно той детализации доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета (средств Министерства) по кодам бюджетной классификации (в том числе по кодам КОСГУ), которая предусмотрена при доведении (утверждении) плановых назначений (лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований, финансового обеспечения).
13.6. Показатели (кредитовые остатки), сформированные на конец отчетного финансового года по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 502 99 000 "Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)", формируют показатели по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 502 99 000 "Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)" на начало года, следующего за отчетным.
14. Учет на забалансовых счетах
14.1. Если иное не предусмотрено положениями пп. 332 - 394 Инструкции N 157н и настоящей Учетной политикой, имущество, учитываемое на забалансовых счетах, отражается:
по остаточной стоимости объекта учета;
в условной оценке 1 объект, 1 рубль - при нулевой остаточной стоимости или при отсутствии стоимостных оценок.
14.2. Все материальные ценности, а также иные активы и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах, инвентаризируются в порядке и в сроки, установленные для объектов, учитываемых на балансе.
14.3. В целях формирования бюджетной отчетности аналитический учет на забалансовых счетах 17 и 18 ведется:
в разрезе кодов (составных частей кодов) классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов, кодов КОСГУ (в части забалансовых счетов, открытых к счетам 1 201 21 000, 1 201 34 000, 1 210 03 000);
в разрезе кодов КОСГУ (в части забалансовых счетов, открытых к счетам 3 201 11 000);
14.4. Учет полученного в безвозмездное пользование недвижимого имущества осуществляется на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование".
14.5. Материальные ценности, приобретаемые в целях вручения (награждения), дарения, в том числе ценные подарки, сувениры, учитываются на счете 07 "Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры" до момента вручения по стоимости приобретения
При передаче имущества Министерства оформляется акт приема-передачи объектов, полученных в личное пользование (ф. 0510434).
Передача имущества Министерства в личное пользование работникам отражается в Карточке учета имущества в личном пользовании (ф. 0509097).
Для отражения движения объектов учета, учитываемых на соответствующем забалансовом счете ведется Журнал операций по забалансовому счету (ф. 0509213) (далее - Журнал операций (ф. 0509213). Журнал операций (ф. 0509213) подписывается ответственным исполнителем простой ЭП, главным бухгалтером (иным уполномоченным им лицом) ЭЦП.
15. Порядок передачи документов бюджетного учета при смене руководителя Министерства или главного бухгалтера
При смене руководителя или главного бухгалтера передача дел производится на основании приказа Министра финансов Республики Адыгея, которым устанавливаются:
сроки передачи дел;
лицо, ответственное за сдачу дел;
лицо, ответственное за прием дел;
другие лица, участвующие в процессе приема-передачи дел (члены специальной комиссии);
необходимость проведения инвентаризации финансовых активов;
дата, на которую должны быть завершены учетные процессы.
Передача дел оформляется Актом. В Акте в том числе указываются:
опись переданных документов, их количество и места хранения;
выявленные в ходе передачи дел основные нарушения и неточности в оформлении первичных учетных документов и регистров учета;
соответствие документов данным бюджетной и налоговой отчетности;
список отсутствующих документов;
общая характеристика бюджетного учета и организации внутреннего контроля;
факт передачи печати, штампов, ключей от сейфа и бухгалтерии, ключей от системы "Клиент-Банк", сертификатов и т.п.;
дата, на которую осуществлена прием-передача дел.
Акт заверяется подписями лиц, ответственных за сдачу и прием дел, а также подписями других лиц, участвующих в процессе приема-передачи дел.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.