Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 8
к модели РСОКО
2.4. Система мониторинга качества дошкольного образования
1. Цель - сбор, обработка и анализ актуальной, полной и достоверной информации о состоянии системы дошкольного образования с последующим обоснованием рекомендаций для принятия управленческих решений по совершенствованию качества дошкольного образования.
1.1. Организация взаимодействия всех субъектов мониторинга качества дошкольного образования (далее - МКДО) для осуществления всех мониторинговых процедур на всех этапах проведения МКДО;
1.2. Разработка единого механизма сбора, обработки, хранения и распространения мониторинговой информации на разных уровнях управления качеством образования, в соответствии с представленными в программе показателями и индикаторами по основным критериям оценки системы дошкольного образования;
1.3. Развитие различных форм оценки системы дошкольного образования с точки зрения ее направленности на позитивную социализацию и индивидуализацию обучающихся, обеспечение доступности и вариативности дошкольного образования;
1.4. развитие механизмов управления качеством дошкольного образования, повышение заинтересованности всех участников образовательных отношений в совершенствовании образовательной деятельности и улучшении результатов в региональной системе дошкольного образования.
2. Показатели, методы сбора информации.
Система мониторинга качества дошкольного образования осуществляется в соответствии с разработанными критериями и заложенными в них показателями (индикаторами).
- по повышению качества образовательных программ дошкольного образования;
- по повышению качества содержания образовательной деятельности в ДОО (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);
- по повышению качества образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия)
- по взаимодействию с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворённость семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье);
- по обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу;
- по повышению качества управления в дошкольных образовательных организациях.
Система мониторинга качества дошкольного образования предусматривает сбор информации на каждом уровне системы дошкольного образования: региональном, муниципальном и ДОО. Методы сборы информации определяются особенностями каждого из уровней.
В ДОО могут быть использованы:
- структурированное наблюдение за реализацией образовательной деятельности в группе ДОО с использованием оценочных шкал;
- экспертная оценка образовательных условий ДОО;
- анкетирование родителей/законных представителей воспитанников ДОО;
- самоанализ продуктов управленческой и педагогической деятельности (управленческих документов, образовательных и рабочих программ).
- описание методов сбора и обработки информации о качестве образования отражается в ВСОКО, разработанной и реализуемой ДОО.
На муниципальном уровне могут быть использованы:
- изучение открытых источников информации о деятельности ДОО (официальные сайты ДОО);
- изучение информации о ДОО, полученной по запросу муниципалитета.
- описание методов сбора и обработки информации о качестве образования отражается в программе мониторинга оценки качества дошкольного образования, разработанной и реализуемой в каждом муниципалитете.
На региональном уровне методом сбора информации является анализ документации, представленной муниципальными образованиями Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Муниципальные образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры изучают информацию, предоставленную ДОО. Каждый показатель оценивают, используя информацию из раздела "Критерии и показатели оценки качества дошкольного образования". По результатам анализа информации, предоставленной всеми ДОО, заполняют сводную таблицу, в которой отражена обобщенная информация о результатах оценки качества дошкольного образования в муниципалитете, указывая ссылки на источники получения подтверждающей информации (документы различного уровня, акты, публичные доклады, аналитические справки и другие материалы).
3. Мониторинг.
Проведение мониторинга качества дошкольного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре организуется в следующем порядке:
1. Мониторинг качества дошкольного образования организуется региональным координатором.
2. Региональный мониторинг проводится ежегодно.
3. Порядок проведения мониторинга включает:
- установление сроков мониторинга;
- формирование списка экспертов;
- обучение экспертов региональным координатором;
- проведения оценочной процедуры (работа эксперта и обработка заполненных экспертных карт региональным оператором);
- проведение итогового совещания с муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования;
- разработку адресных дополнительных профессиональных программ (программы наставников/тьюторов, программа стажировки, программа курсов повышения квалификации/переподготовки) и доведения информации о них до руководителей муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования.
4. Мониторинг проводится экспертной группой. Координацию деятельности экспертной группы осуществляет региональный координатор. Региональный координатор и экспертная группа назначаются приказом директора Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
5. Система регионального мониторинга качества дошкольного образования состоит из трех взаимосвязанных процессов, представляющих собой следующий алгоритм действий:
- заполнение экспертом Экспертной карты мониторинга качества дошкольного образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- оценка деятельности региональной системы дошкольного образования;
- подготовка сводного аналитического отчета по системе дошкольного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра.
4. Анализ результатов мониторинга.
По итогам мониторинга качества дошкольного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра составляется аналитический отчет, который должен включать следующие разделы:
1. Общая информация о мониторинге качества дошкольного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра.
2. Результаты мониторинга качества дошкольного образования по отдельным показателям:
2.1. качество образовательных программ дошкольного образования;
2.2. качество содержания образовательной деятельности в ДОО (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);
2.3. качество образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия);
2.4. качество взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворённость семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье);
2.6. обеспечение здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу;
2.7. повышение качества управления в ДОО.
3. Обобщенные результаты мониторинга качества дошкольного образования.
4. Динамика качества дошкольного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
5. Зоны риска в области качества дошкольного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
5. Адресные рекомендации.
Адресные рекомендации по результатам анализа мониторинга качества дошкольного образования формируются на основе рекомендаций, включенных в аналитический отчет, которые могут быть даны:
1. отдельным муниципальным образованиям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
2. организациям, осуществляющим повышение квалификации работников образования.
Содержание адресных рекомендаций может быть связано с использованием успешных практик в системе дошкольного образования, совершенствованием качества дошкольного образования, устранением выявленных дефицитов, развитием профессиональных компетентностей и др.
6. Меры, мероприятия по результатам мониторинга.
Результаты мониторинга являются основой для планирования и реализации мер и мероприятий, направленных на повышение качества региональной системы дошкольного образования. Цели и содержание мер и мероприятий могут обеспечивать повышение качества дошкольного образования по одному или нескольким взаимосвязанным показателям, которые являются актуальными для всей системы образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, или могут относиться к деятельности ДОО отдельных муниципалитетов.
Нормативной основой проведения мер и мероприятий являются управленческие документы. В каждом из документов должны быть отражены основания для принимаемых мер и/или планируемых мероприятий (информация, полученная по результатам мониторинга оценки качества дошкольного образования), сведения о сроках, об ответственных за проведение и об участниках. Факт проведения мероприятий также должен быть зафиксирован управленческим документом (подписанный протокол проведения мероприятия с указанием информации о сроках, формах и участниках мероприятия).
7. Принятие управленческих решений.
Управленческое решение оформляется в виде нормативно-правового акта, который содержит сведения о принимаемых управленческих решениях (в том числе о поощрении), сведения о сроках реализации управленческих решений, об ответственных и об участниках. По результатам проведения мер и мероприятий осуществляется анализ их эффективности, результаты которого оформляются в отчетном документе. Отчетный документ должен содержать:
- сведения о сроках проведения анализа эффективности
мер/мероприятий;
- результаты проведения мер/мероприятий;
- сведения о динамике показателей качества дошкольного образования;
- описание проблемы, которая ляжет в основу обоснования цели при выстраивании нового управленческого цикла.
8. Анализ эффективности принятых мер.
Завершающим звеном управленческого цикла является анализ эффективности принятых мер, результаты которого оформляются в отчетном документе. Отчетный документ должен содержать:
- сведения о сроках проведения анализа эффективности мер/мероприятий;
- результаты проведения мер/мероприятий;
- сведения о динамике показателей качества дошкольного образования;
- описание проблемы, которая ляжет в основу обоснования цели при выстраивании нового управленческого цикла.
Результаты анализа выявляют эффективность принятых управленческих решений и комплекса мер, направленных на совершенствование системы мониторинга качества дошкольного образования, и предполагают сохранение имеющейся системы мониторинга качества, либо внесения в нее необходимых изменений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.