Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к модели РСОКО
2. Механизмы управления качеством образовательной деятельности
2.1. Система мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций
1. Цели.
1.1. Формирование профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций.
Квалификационные характеристики должностей работников образования утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования". Единый квалификационный справочник используется при приеме на работу, разработке должностных инструкций руководителей образовательных организаций.
Профессиональные компетенции обеспечивают способность руководителя успешно осуществлять свою деятельность на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
Современный руководитель образовательной организации должен обладать достаточным уровнем профессиональных компетенций, в том числе знать особенности образовательной и финансово-экономической деятельности образовательной организации. Руководитель образовательной организации должен иметь правовые компетенции, благодаря которым он выстраивает свою профессиональную деятельность в соответствии с законодательством.
Важными являются компетенции управления, которые отражают способность работать с информацией, управлять информационными потоками, процессами обучения и развития в организации, принимать эффективные стратегические и тактические управленческие решения.
Формирование необходимых для руководителя профессиональных компетенций может осуществляться различными путями, в том числе через самоанализ своей управленческой деятельности, самообразование руководителя, наставничество, а также путем освоения дополнительных профессиональных программ и иных образовательных программ.
1.2. Обеспечение качества управленческой деятельности руководителей образовательных организаций.
Качество управления образовательной организацией проявляется через способность образовательной организации удовлетворить установленные или предполагаемые потребности участников образовательных отношений, соответствовать требованиям к организации образовательной деятельности и обеспечить определенный уровень функционирования и развития образовательной организации.
1.3. Обеспечение качества подготовки обучающихся.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Для достижения качества образования деятельность образовательной организации должна поддерживать на должном уровне следующие направления: систему управления, наличие высококвалифицированных педагогических кадров, соответствующий благоприятный психологический климат и определенные взаимоотношения внутри воспитательной системы и образовательного процесса и с внешним окружением и др.
1.4. Обеспечение образовательной организации квалифицированными кадрами.
Обеспечение образовательных организаций региона квалифицированными кадрами осуществляется через повышение качества подготовки педагогических кадров, повышение социального статуса педагогов, стимулирование педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию, формирование персонифицированной системы повышения квалификации и переподготовки педагогов, развитие механизмов привлечения на работу в образовательные организации лучших выпускников ОО ВО и талантливых специалистов.
1.5. Обеспечение потребности в резерве управленческих кадров.
Основной задачей создания кадрового резерва является привлечение квалифицированных, успешных, имеющих высокий потенциал педагогов, способных занять руководящие должности в образовательных организациях региона.
2. Показатели, методы сбора информации.
2.1. Оценка эффективности деятельности руководителей образовательных организаций осуществляется по следующим направлениям:
- соответствие деятельности образовательной организации требованиям законодательства;
- информационная открытость образовательной организации;
- качество организации образовательного процесса;
- качество образовательной, воспитательной и социокультурной деятельности обучающихся;
- качество образовательных результатов;
- инновационная деятельность;
- обеспечение условий безопасности и условий охраны труда;
- результаты участия в федеральных и региональных программах, проектах;
- индивидуальные достижения руководителя.
2.2. Сбор информации.
В качестве методов сбора информации выступают:
- анализ результатов диагностических процедур профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций;
- качественный анализ профессиональных достижений на основе портфолио руководителя;
- анализ образовательных результатов обучающихся данной образовательной организации по итогам оценочных процедур;
- анализ условий осуществления образовательной деятельности (включая результаты независимой экспертизы и опросов участников образовательных отношений);
- информативно-целевой анализ документов (включая официальные сайты образовательных организаций).
Все исследования проводятся в соответствии с разработанными критериями и показателями в режиме мониторинга.
3. Мониторинг.
Оценка и анализ показателей эффективности руководителей образовательных организаций осуществляется на основании:
- анкетирования руководителей образовательных организаций;
- мониторинга результатов аттестации руководителей и педагогических работников;
- мониторинга индивидуальных достижений руководителей образовательных организаций;
- мониторинга участия руководителей в федеральных и региональных программах, проектах;
- данных о результатах независимой оценки качества образования;
- мониторинга результатов образовательной деятельности (средние региональные показатели качества образования);
- данных аналитических справок об участии образовательных организаций в федеральных и региональных программах, проектах;
- данных аналитических справок об индивидуальных достижениях руководителей образовательных организаций.
4. Анализ, адресные рекомендации.
По результатам проведения мониторинговых исследований организации, определенные Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в установленные сроки разрабатывают:
- аналитические материалы по эффективности деятельности руководителей образовательных организаций;
- программу наставничества руководителей;
- программу реализации дополнительных профессиональных программ, в том числе стажировок на базе инновационных образовательных организаций, региональных государственных опорных школ, для руководителей образовательных организаций;
- методические рекомендации для органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по проведению собеседования с руководителями при аттестации, назначении на должность, отборе кадрового резерва руководителей образовательных организаций;
- методические материалы по управлению образовательной организацией для руководителей образовательных организаций с низкой эффективностью.
5. Меры, управленческие решения.
На основе проведенного анализа разрабатываются адресные практические рекомендации по повышению результативности деятельности руководителей образовательных организаций, принимаются соответствующие меры и управленческие решения. Проектирование и реализация комплекса мер по эффективности руководителей образовательных организаций осуществляются через:
- разработку руководителем образовательной организации плана мероприятий по повышению эффективности управленческой деятельности с транслированием продуктивных (инновационных) моделей управления;
- реализацию программы наставничества руководителей образовательных организаций;
- проведение профессиональных конкурсов для руководителей образовательных организаций;
- организацию сетевого взаимодействия для руководителей образовательных организаций;
- реализацию адресных дополнительных профессиональных программ, в том числе стажировок на базе инновационных образовательных организаций, региональных государственных опорных школ;
- консультационно-методическое сопровождение руководителей образовательных организаций с низкой эффективностью;
- разработку и направление в органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, методических рекомендаций для собеседования с руководителями образовательных организаций при аттестации, назначении на должность, отборе кадрового резерва руководителей образовательных организаций.
6. Анализ эффективности принятых мер.
Анализ и оценка эффективности принятых мер осуществляются путем подготовки:
- отчета о выполнении плана мероприятий по повышению эффективности управленческой деятельности руководителя с транслированием продуктивных (инновационных) моделей управления;
- аналитической справки по эффективности реализации дополнительных профессиональных программ и программ наставничества руководителей, консультационно-методического сопровождения;
- аналитической справки по результатам деятельности руководителя и образовательной организации в целом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.