Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к модели РСОКО
1.4. Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся
1. Цели
1.1. Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- развитие способностей к планированию своей деятельности, постановке целей, определению приоритетов, совершению осознанного выбора в определенных ситуациях;
- оказание помощи в развитии личности обучающегося, в том числе построении индивидуальной образовательной траектории и дальнейшего профессионального маршрута;
- формирование у обучающегося способностей по самореализации и самосовершенствованию в условиях рынка труда региона.
1.2. Взаимодействие образовательных организаций с учреждениями/предприятиями.
В результате взаимодействия у обучающихся формируются представления о профессиях и специальностях, востребованных для эффективного социально-экономического развития региона, и позитивное отношение к ним.
1.3. Проведение ранней профориентации обучающихся.
Ранняя профориентация необходима для формирования у обучающихся добросовестного отношения к труду, понимания роли труда в жизни человека и общества, развития интереса к миру профессий, в том числе включения в деятельность, связанную с направлением дальнейшего обучения.
1.4. Проведение профориентации обучающихся с ОВЗ.
На основании принципов инклюзивного образования важно сформировать у обучающихся с ОВЗ способности по адаптации в обществе и, как следствие, способности по самореализации и самосовершенствованию в условиях рынка труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
1.5. Формирование у обучающихся потребности к приобретению или выбору будущей профессии.
Данная цель реализуется через привитие обучающимся интереса к определенной профессии, формирование и корректировку учебной мотивации как компонента структуры учебного процесса. Процесс осуществления выбора профессии должен способствовать формированию у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению.
1.6. Проведение диагностики способностей и компетенций обучающихся, необходимых для продолжения образования и выбора профессии.
Диагностика у обучающихся должна быть направлена на выявление интересов и способностей к различным сферам деятельности, прогнозировать успешность профессионального развития личности. Результаты диагностики необходимы для проведения профессионального подбора - предоставления обучающемуся рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим и физиологическим особенностям.
1.7. Осуществление психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи обучающимся в их профессиональной ориентации.
Психолого-педагогическая поддержка обеспечивает свободное и гармоничное развитие личности обучающегося в современном обществе на всех этапах ее становления и самореализации, а также предупреждение развития негативных тенденций в психологии обучающихся, преодоление трудностей личностного роста, коррекцию отклоняющегося поведения, устранение конфликтных ситуаций во взаимоотношениях обучающихся.
Психолого-педагогическая поддержка необходима для проектирования и реализации образовательно-профессионального маршрута каждого обучающегося через систему ПОО и ОО ВО региона.
1.8. Обеспечение информированности обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности.
Обеспечение информированности обучающихся необходимо для предоставления достаточной информации о востребованности профессий и специальностей на рынке труда региона, возможностях и условиях получения профессионального образования.
1.9. Содействие в поступлении обучающихся в ПОО и ОО ВО.
Содействие в поступлении обучающихся в ПОО и ОО ВО способствует удовлетворению потребностей выпускников общеобразовательных организаций в информации о будущем учебном заведении, будущей профессии, возможном трудоустройстве, о возможностях карьерного роста, а также способствует адаптации обучающихся на будущем месте получения знаний по выбранной профессии.
1.10. Удовлетворение потребности в кадрах на основе анализа рынка труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Удовлетворение потребности в кадрах необходимо для рационального распределения трудовых ресурсов региона, успешной профессионально-трудовой адаптации обучающихся, обеспечения предприятий молодыми специалистами по актуальным вакансиям на рынке труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
1.11. Развитие конкурсного движения профориентационной направленности.
Конкурсное движение способствует:
- обеспечению трансляции обучающимися своих способностей в выбранной предметной области и демонстрации уровня освоения компетенций;
- формированию у участников конкурсов способностей строить свою образовательную и карьерную траекторию, осознанно выбирать профессиональный путь.
Организатором региональной системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся является Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутский государственный университет" (далее - СурГУ). СурГУ разработана Концепция системы профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций и организаций профессионального образования, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Концепция), в которой определены цели, задачи, принципы, направления и методы профориентационной деятельности с учетом современных приоритетов и стратегических ориентиров государственной и региональной политики.
2. Показатели, методы сбора информации.
2.1. Региональные показатели оценки системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся представлены в Концепции.
2.2. Основными методами сбора информации при проведении мониторинга региональных показателей являются:
анализ нормативных правовых актов, информации (федерального и регионального законодательства, статистических данных регионального уровня и уровня муниципальных органов исполнительной власти региона, документации образовательных организаций региона), изучение положительного опыта профориентационной работы иных регионов;
опрос (анкетирование и интервьюирование субъектов профориентации, работа с отдельными группами обучающихся).
3. Мониторинг.
В целях оценки состояния региональной системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся проводятся мониторинги региональных показателей по следующим направлениям:
сопровождение профессионального самоопределения обучающихся;
взаимодействие с учреждениями/предприятиями;
проведение ранней профориентации обучающихся;
проведение профориентации обучающихся с ОВЗ;
выявление предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации;
взаимодействие с ПОО и ОО ВО;
учет выявленных потребностей рынка труда региона.
4. Анализ, адресные рекомендации.
По результатам проведения мониторингов изучена динамика изменений в работе образовательных организаций, на основании результатов мониторингов в установленные сроки осуществлено:
- подготовка аналитических справок;
- разработка адресных рекомендаций для образовательных организаций по проведению профориентационных мероприятий;
- разработка и утверждение плана ежегодных профориентационных мероприятий.
5. Меры, управленческие решения.
5.1. На основании проведенного анализа результатов мониторингов региональных показателей СурГУ:
- готовит предложения по корректировке ежегодного плана профориентационных мероприятий для дальнейшего утверждения изменений в плане Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- готовит для образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предложения по корректировке планов профориентационных мероприятий, адресные рекомендации для совершенствования системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся;
- готовит материалы для утверждения Департаментом образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обновленного перечня специальностей и количества бюджетных мест для поступления на востребованные специальности в ПОО Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
5.2. Информация размещается в общедоступных Интернет-источниках и доводится до будущих абитуриентов (обучающихся школ) в ходе проведения профориентационных мероприятий (дни открытых дверей, городские и региональные Дни старшеклассников, всероссийская акция "Неделя без турникетов", ярмарки вакансий и других мероприятий).
6. Анализ эффективности принятых мер.
6.1. На основании отчетов по реализации планов мероприятий по организации профориентационной работы с обучающимися образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, формируемых СурГУ и образовательными организациями за отчетный учебный год, проводится анализ эффективности мер и управленческих решений, направленных на повышение качества работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся, путем подготовки:
- аналитических справок;
- рекомендаций по совершенствованию принятых мер;
- рекомендаций по совершенствованию системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в регионе.
6.2. Для реализации целей и задач профориентации в рамках проведения анализа эффективности принятых мер в регионе формируется механизм в виде системы нормативных правовых, организационно-распорядительных и программно-методических документов регионального, муниципального и школьного уровней, фиксирующих принятые управленческие решения по реализации профориентационных мероприятий.
6.3. Информация доводится до сведения органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций и иных субъектов профориентационной деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.