Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 9 декабря 2022 г. N 3а-531/2022
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре - помощнике судьи Гребневе П.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Зорькиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПЭСТ" к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 25 мая 2022 года N 52-4/тэ-2022 "О признании утратившими силу отдельных постановлений Государственного комитета Республик Татарстан по тарифам",
установил:
постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее также Госкомитет, тарифный орган) от 13 июля 2021 года N 111-14/тэ "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "ПЭСТ", на 2020-2022 годы и признании утратившими силу отдельных постановлений Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам" установлены долгосрочные тарифы на передачу тепловой энергии для потребителей указанной организации в Зеленодольском муниципальном районе Республики Татарстан с календарной разбивкой согласно приложению 1 к этому постановлению.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Имеется в виду постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 13 июля 2021 г. N 111-14/тэ-2021
Данное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 29 июля 2021 года за N 7830, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 29 июля 2021 года.
Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2021 года N 688-131/тэ-2021, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 20 декабря 2021 года за N 8715, опубликованным на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 20 декабря 2021 года, в Приложение 1 к постановлению от 13 июля 2021 года N 111-14/тэ внесены изменения, оно изложено в новой редакции, данный документ дополнен Приложением 2.
Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 25 мая 2022 года N 52-4/тэ-2022 "О признании утратившими силу отдельных постановлений Государственного комитета Республик Татарстан по тарифам" постановления от 13 июля 2021 года N 111-14/тэ, от 17 декабря 2021 года N 688-131/тэ-2021 признаны утратившими силу с 1 сентября 2022 года.
Данное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 16 июня 2022 года за N 9198, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 17 июня 2022 года.
ООО "ПЭСТ" обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующими постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 25 мая 2022 года N 52-4/тэ-2022.
По мнению административного истца, оспариваемое постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам противоречат Федеральному закону от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Основам ценообразования и Правилам регулирования в сфере теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 1075 от 22 октября 2012 года "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Правилам организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 года N 808.
Кроме того, административный истец полагает, что соответствует всем критериям для отнесения его как владельца тепловых сетей к теплосетевым организациям. Поэтому административный ответчик не вправе был отменять ранее установленный тариф с 1 сентября 2022 года.
В судебном заседании представители ООО "ПЭСТ" Халикова С.М., Сагунов М.Ф. административный иск поддержали.
Представители Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Царева Н.В., Биккинина Ч.А., Халиуллина Л.Д. административный иск не признали.
Представитель ООО "Осиновская теплоснабжающая компания" Гайнуллин Р.Ф. с административным иском не согласился.
Министерство юстиции Республики Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание его представитель не явился, сведений об уважительности причин неявки не имеется. На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Выслушав представителей административного истца, органа, принявшего оспариваемый нормативный акт, заинтересованного лица, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, оценив нормативные правовые акты на их соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций устанавливает Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), которыми определены основные принципы и методы определения цен (тарифов) на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ, а также порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
На основании пункта 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ государственному регулированию в сфере теплоснабжения подлежат тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Пунктом 1 части 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения отнесено установление тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Полномочия по установлению тарифов в сфере теплоснабжения органом исполнительной власти Республики Татарстан - Кабинетом Министров Республики Татарстан - предоставлены Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам как органу исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченному в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, что закреплено в пункте 4.2.1 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 468 от 15 июня 2010 года.
Таким образом, оспариваемое постановление принято Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам ООО "ПЭСТ" о соответствии всем критериям для отнесения его как владельца тепловых сетей к теплосетевым организациям и, как следствие, неправомерной отмене Госкомитетом ранее установленного тарифа на передачу тепловой энергии с 1 сентября 2022 года, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ одним из методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Частью 2 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ установлено, что срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не предусмотрено федеральными законами и решениями Правительства Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "ПЭСТ", владея тепловыми сетями и являясь организацией, оказывающей услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям, 29 апреля 2022 года обратилось в орган регулирования - Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам с заявлением об открытии дела по установлению долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения на 2023-2027 годы, приложив пакет обосновывающих материалов. ООО "ПЭСТ" просило установить тарифы с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).
Госкомитет на основании представленных ООО "ПЭСТ" документов пришел к выводу о несоответствии данной организации критериям отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей, используемых для оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в системе теплоснабжения поселка Осиново Зеленодольского района.
По результатам рассмотрения заявления на заседании Правления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам 25 мая 2022 года административным ответчиком принято оспариваемое постановление от 25 мая 2022 года N 52-4/тэ-2022.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей) и соответствующая утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям.
Правительством Российской Федерации 25 ноября 2021 года принято постановление N 2033, которым внесены изменения в акты Правительства Российской Федерации, в том числе в части определения критериев отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям.
Этим же постановлением установлено, что указанные критерии, предусмотренные Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2021 года N 808, (далее - Правила организации теплоснабжения) применяются с 1 сентября 2022 года (пункт 2), а до 31 августа 2022 года собственники или иные законные владельцы тепловых сетей, в отношении которых в установленном порядке утверждены цены (тарифы) на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, признаются теплосетевыми организациями (пункт 3).
Пунктом 56(1) Правил организации теплоснабжения предусмотрено, что отнесение собственников или иных законных владельцев тепловых сетей и (или) водопроводных сетей, используемых для оказания услуг по транспортировке горячей воды в открытых системах теплоснабжения, к теплосетевым организациям осуществляется при их соответствии одному из критериев, указанных в пункте 56(2) данных Правил, либо на дату подачи заявления об установлении цен (тарифов) совокупности критериев, одним из которых является наличие организованной деятельности аварийно-диспетчерской службы, в том числе путем заключения договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, на срок не менее расчетного периода регулирования (подпункт "в").
В соответствии с подпунктом "в" пункта 56(2) Правил организации теплоснабжения теплосетевыми организациями признаются юридические лица или индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками или иным законными владельцами тепловых сетей, посредством которых в системе теплоснабжения обеспечивается передача более 50 процентов присоединенных тепловых нагрузок для указанной системы теплоснабжения.
Из материалов дела следует, что согласно актуализированной схеме теплоснабжения Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района, утвержденной постановлением Исполнительного комитета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района от 23 ноября 2020 года N 179, в Осиновском сельском поселении существуют три системы централизованного теплоснабжения (СТЦ).
На основании представленных ООО "ПЭСТ" при подаче тарифной заявки документов установлено, что данной организацией эксплуатируются принадлежащие ей на праве собственности тепловые сети, расположенные в Осиновском сельском поселении в первой системе централизованного теплоснабжения (СТЦ1), и составляющие 100 процентов тепловых сетей, посредством которых в данной системе теплоснабжения обеспечивается передача присоединенных тепловых нагрузок для указанной системы теплоснабжения.
Следовательно, ООО "ПЭСТ" соответствует критерию отнесения юридического лица, являющегося собственником или иным законным владельцем тепловых сетей, к теплосетевым организациям, предусмотренному подпунктом "в" пункта 56(2) Правил организации теплоснабжения, что является основанием для признания административного истца теплосетевой организацией в указанной выше системе теплоснабжения, а потому с 1 сентября 2022 года в отношении данного Общества не могли быть отменены цены (тарифы) на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Суд не может согласиться с доводами административного ответчика о том, что системы СТЦ1 и СТЦ2 технологически связаны между собой, поскольку имеют единый источник тепловой энергии, а потому образуют одну общую систему теплоснабжения, так как согласно актуализированной схеме теплоснабжения Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района, утвержденной постановлением Исполнительного комитета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района от 23 ноября 2020 года N 179, все системы теплоснабжения (СТЦ1, СТЦ2, СТЦ3) самостоятельны. Данный документ не оспорен, является действующим, поэтому не мог не применяться Госкомитетом при принятии оспариваемого нормативного правового акта.
Орган регулирования установил, что на дату подачи соответствующего заявления на новый долгосрочный период регулирования (2023-2027 годы) у административного истца имелся договор на оказание, помимо прочих, услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию со сроком выполнения работ только с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года, из чего сделал вывод о несоответствии ООО "ПЭСТ" на дату подачи заявления об установлении цен (тарифов) совокупности критериев, предусмотренных пунктом 56(1) Правил организации теплоснабжения, одним из которых является наличие организованной деятельности аварийно-диспетчерской службы, в том числе путем заключения договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, на срок не менее расчетного периода регулирования (подпункт "в"). Указанное явилось основание для принятия оспариваемого постановления от 25 мая 2022 года N 52-4/тэ-2022.
Однако, в период до 31 декабря 2022 года, то есть до окончания расчетного периода регулирования, на который распространяет действие постановление Госкомитета от 13 июля 2021 года N 111-14/тэ с изменениями, внесенными в него постановлением от 17 декабря 2021 года N 688-131/тэ-2021, административный истец организовал деятельность аварийно-диспетчерской службы путем заключения договора от 31 января 2022 года N 1/22-ТО на оказание услуг с ООО "ТехСервисТепло", на выполнение, в том числе, работ по аварийно-диспетчерскому обслуживанию тепловых сетей ООО "ПЭСТ" в Осиновском сельском поселении. Следовательно, до 31 декабря 2022 года административный истец соответствовал критерию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 56(1) Правил организации теплоснабжения, поэтому правовых оснований для отмены установленного для него тарифа не имелось.
При этом суд отмечает, что 24 мая 2022 года между ООО "ПЭСТ" и ООО "ТехСервисТепло" заключено дополнительное соглашение N 1 к договору от 31 января 2022 года N 1/22-ТО, предусматривающее продление срока действия договора до 31 января 2023 года.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление Госкомитета от 25 мая 2022 года N 52-4/тэ-2022 не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает права и законные интересы административного истца.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт, а также признанные им утратившими силу постановления имеют ограниченный срок действия (на 2020-2022 годы), признание его недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поэтому суд полагает необходимым признать его недействующими со дня принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ПЭСТ" удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 25 мая 2022 года N 52-4/тэ-2022 "О признании утратившими силу отдельных постановлений Государственного комитета Республик Татарстан по тарифам".
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 9 декабря 2022 г. N 3а-531/2022
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 18 апреля 2023 г.
Кассационным определением СК по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 4 июля 2023 г. N 8а-12076/2023[88а-14246/2023] Апелляционное определение СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 апреля 2023 г. N 66а-465/2023 и настоящее решение оставлены без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 апреля 2023 г. N 66а-465/2023 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения