Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Яценко В.Н., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Шенцовой Оксаны Владимировны (ИНН 263101016768, ОГРН 305264818600010) - Даниловой О.А. (доверенность от 12.08.2010), от заинтересованного лица - государственного учреждения - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 6 (ИНН 2634003750, ОГРН 1022601948665) - Кабаевой О.В. (доверенность от 29.07.2010), рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 6 на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.04.2011 (судья Еремилова Ю.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2011 (судьи Афанасьева Л.В., Семенов М.У., Цигельников И.А.) по делу N А63-673/2011, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Шенцова О.В. (далее - предприниматель, страхователь) обратился в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Ставропольскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 6 (далее - учреждение, фонд социального страхования) со следующими требованиями: признать незаконным решение учреждения от 12.08.2010 N 1703 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения частично за 133 календарных дня в сумме 97 408 рублей 45 копеек; обязать фонд социального страхования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем доплаты предпринимателю пособия по беременности и родам в сумме 97 408 рублей 45 копеек.
Решением суда от 29.04.2011, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19.07.2011, заявленные требования удовлетворены в части. Суд признал недействительным решение учреждения от 12.08.2010 N 1703 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части отказа в выплате пособия по беременности и родам предпринимателю в сумме 91 581 рубля 24 копеек и обязал фонд социального страхования устранить нарушение прав и законных интересов предпринимателя путем выплаты пособия по беременности и родам в сумме 91 581 рубля 24 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что размер пособия по беременности и родам, подлежащего выплате предпринимателю должно было быть определено исходя из полученных доходов с учетом установленного пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 25.11.2008 N 216-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (далее - Закон N 216-ФЗ) максимального размера данного пособия.
В кассационной жалобе фонд социального страхования просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе предпринимателю в удовлетворении заявленных им требований. Податель жалобы указывает, что страховой случай наступил 25.12.2009, т. е. до истечения шестимесячного срока уплаты страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ) женщине, имеющей стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Учреждение правомерно произвело расчет пособия из минимальной оплаты труда.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 15.07.2009 предприниматель зарегистрирован в фонде социального страхования в качестве страхователя, добровольно вступившего в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Страховые взносы по договору добровольного страхования предпринимателем за 2009 год оплачены платежными поручениями от 30.09.2009, 31.12.2009, за 2010 год -11.05.2010.
В связи с беременностью и родами предпринимателю выданы листок нетрудоспособности ВЧ 4901871 с 25.12.2009 по 31.05.2010.
Предприниматель 06.06.2010 обратился в фонд социального страхования с заявлением о возмещении расходов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 170 579 рублей 53 копеек (на оплату пособия по беременности и родам в сумме 159 178 рублей 60 копеек; единовременного пособия при рождении ребенка в сумме 10 988 рублей 85 копеек; пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности в сумме 412 рублей 08 копеек).
Фонд социального страхования решением от 12.08.2010 N 1703 выделил средства на возмещение расходов в сумме 30 536 рублей 74 копеек, произведенных страхователем на выплату социального обеспечения и отказал предпринимателю в оплате пособия по беременности и родам в сумме 140 042 рублей 79 копеек.
Страхователь, не согласившись с решением учреждения, обратился в арбитражный суд.
В силу части 4 статьи 2, части 3 статьи 3 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (далее - Закон N 190-ФЗ) (в редакции, действовавшей в спорный период) индивидуальные предприниматели вправе добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляя за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации по тарифу в размере 3,5 процента налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данные лица приобретают право на получение пособия по обязательному социальному страхованию при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в течение шести месяцев.
Согласно части 4 статьи 3 Закона N 190-ФЗ порядок уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с основаниями, установленными этим Законом, определяется Правительством Российской Федерации.
Пунктом 14 Правил добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2003 N 144, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что выплата пособий по обязательному социальному страхованию индивидуальным предпринимателям начинает осуществляться при условии уплаты ими в течение шести месяцев страховых взносов в Фонд.
В пункте 3 разъяснения "О некоторых вопросах обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, указанных в Федеральном законе "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан"", утвержденного совместным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 18.04.2003 N 20/43, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 19.05.2003 N 4569, отмечено, что индивидуальным предпринимателям, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособия, в том числе по беременности и родам, выплачиваются при наступлении документально подтвержденных страховых случаев в период уплаты страховых взносов в Фонд, но не ранее истечения шести месяцев их уплаты.
Из анализа названных норм следует, что право на получение пособия по беременности и родам у предпринимателя, добровольно вступившего в отношения по обязательному социальному страхованию, возникает после уплаты страховых взносов за шесть месяцев. При этом пособие по беременности и родам подлежит выплате за период временной нетрудоспособности также начиная с момента истечения шестимесячного срока уплаты страховых взносов.
Суд первой и апелляционной инстанции установил, что больничный лист страхователю выдан 25.12.2009, до приобретения шестимесячного страхового стажа. Между тем предприниматель не прекращал деятельность в декабре 2009 года, взносы уплатил полностью, пособием не пользовался. Страховой стаж - шесть месяцев наступил 01.01.2010, право на выплату пособия возникло по истечении шести месяцев с 01.01.2010.
Пособие по беременности и родам за период отпуска, приходящийся на 2009 год, должно быть исчислено в соответствии с Законом N 255-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2010, а именно: из заработка за расчетный период, состоящего из выплат, на которые начислялся единый социальный налог в части, зачисляемой в фонд социального страхования.
С 1 января 2010 года законодатель ввел новый порядок формирования средств на обязательное социальное страхование и осуществил переход от уплаты страхователями единого социального налога (глава 24 Налогового кодекса Российской Федерации) к страховым взносам (Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования").
Учитывая, что индивидуальные предприниматели осуществляют предпринимательскую деятельность на свой риск, как это следует из положения статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, а следовательно, их доход не является постоянным и гарантированным, для них как для лиц, добровольно вступивших в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, установлен особый порядок исчисления страховых взносов - исходя из стоимости страхового года, определенной с учетом минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года (части 2 и 3 статьи 4.5 Закона N 255-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 8 Закона N 216-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать в 2009 году 25 390 рублей.
Судебные инстанции сделали правильный вывод, что поскольку изменение в законодательстве вступило в силу с 01.01.2010, его действие не распространяется на 2009 год, поскольку страховые взносы за 2009 год предприниматель уплатил в размере, установленном Законом N 255-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2010, то размер пособия должен быть определен исходя из полученных доходов с учетом установленного пунктом 2 статьи 8 Закона N 216-ФЗ максимального размера этого пособия.
Фонд социального страхования обязан был руководствоваться законодательством, действующим на момент наступления страхового случая в части расчета пособия.
В рассматриваемом деле обязательное социальное страхование как часть государственной системы социальной защиты населения не выполнило свою функцию страхования предпринимателя от изменения ее материального и социального положения и не приняло создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения предпринимателя вследствие беременности и родов.
Суд первой и апелляционной инстанций установил, что размер чистого дохода, полученного предпринимателем за период с июля по декабрь 2009 года, составляет 209 950 рублей 49 копеек. Средний дневной заработок (доход) составил 1141 рублей 04 копейки (209 950 рублей 49 копеек /184 дня). Максимальное среднедневное ограничение заработка (дохода) в 2009 году установлено законом в размере 832,459 рублей. Размер пособия по беременности и родам предпринимателя составил 110 717 рублей 05 копеек. (133 дня * 832,459 рублей).
Правильность арифметического расчета стороны не оспаривают.
Судебные инстанции установили, что по оспариваемому решению фонда социального страхования предпринимателю перечислено 19 135 рублей 81 копейка.
Следовательно, решение учреждения от 12.08.2010 N 1703 в части отказа в выделении предпринимателю средств на выплату пособия по беременности и родам в размере 91 581 рубля 24 копеек (110 717 рублей 05 копеек - 19 135 рублей 81 копейка) является неправомерным.
Довод кассационной жалобы о том, что в связи с новой редакцией Закона N 255-ФЗ следовало применить минимальный размер оплаты труда, установленный на день наступления страхового случая, был предметом рассмотрения судебных инстанций по существу и ему дана надлежащая правовая оценка.
Согласно пункту 15 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"", Закон N 255-ФЗ применяется при назначении, исчислении и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим после дня вступления в силу Закона N 213-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые судебные инстанции оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что противоречит требованиям статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судебными инстанциями правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения суда и постановления апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.04.2011 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2011 по делу N А63-673/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Яценко |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции сделали правильный вывод, что поскольку изменение в законодательстве вступило в силу с 01.01.2010, его действие не распространяется на 2009 год, поскольку страховые взносы за 2009 год предприниматель уплатил в размере, установленном Законом N 255-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2010, то размер пособия должен быть определен исходя из полученных доходов с учетом установленного пунктом 2 статьи 8 Закона N 216-ФЗ максимального размера этого пособия.
...
Довод кассационной жалобы о том, что в связи с новой редакцией Закона N 255-ФЗ следовало применить минимальный размер оплаты труда, установленный на день наступления страхового случая, был предметом рассмотрения судебных инстанций по существу и ему дана надлежащая правовая оценка.
Согласно пункту 15 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"", Закон N 255-ФЗ применяется при назначении, исчислении и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим после дня вступления в силу Закона N 213-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 октября 2011 г. N Ф08-6429/11 по делу N А63-673/2011