В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан".
Законопроектом предусматривается осуществление выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации гражданам, работающим по трудовым договорам в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, уплачивающих единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог, в части суммы указанного пособия, не превышающей одного минимального размера оплаты труда.
Выплату пособий по временной нетрудоспособности в части суммы сверх минимального размеры оплаты труда предлагается производить либо за счет средств работодателя, либо за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации при уплате работодателями взносов в этот Фонд на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности по тарифу в размере 3,0 процента от облагаемой базы, определяемой в соответствии с главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации.
В настоящее время в соответствии с главами 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, отменена уплата единого социального налога и их отчисления в Фонд социального страхования Российской Федерации от вышеуказанных налогов не увязаны с заработной платой и численностью работников, хотя расходы Фонда на выплату пособий, прежде всего по временной нетрудоспособности, непосредственно связаны с этими показателями.
При существующем механизме поступления в Фонд социального страхования Российской Федерации от организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, не позволяют обеспечить в полном объеме выплату пособий по обязательному социальному страхованию занятым у них работникам.
Предлагаемый в законопроекте порядок финансирования выплаты пособий по временной нетрудоспособности в целом позволит обеспечить сбалансированность доходов и расходов Фонда социального страхования Российской Федерации по данной категории страхователей.
Законопроектом также предусматривается возможность добровольного вступления в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности для адвокатов, индивидуальных предпринимателей, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, для которых на эти цели устанавливается тариф взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 3,5 процента от облагаемой базы, определяемой в соответствии с главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации.
Это связано с тем, что с введением единого социального налога адвокаты, индивидуальные предприниматели, главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств пособиями по временной нетрудоспособности, беременности и родам и другими видами пособий, выплачиваемых за счет средств обязательного социального страхования, не обеспечиваются, поскольку не уплачивают этот налог в части, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Предусматриваемое законопроектом обеспечение указанных категорий граждан по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством соответствует положениям Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" (статьи 1 и 9), согласно которым обязательное социальное страхование распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой при условии уплаты ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что законопроектом (пункт 1 статьи 2) предлагается переложить часть расходов по выплате пособий по временной нетрудоспособности в части суммы, превышающей минимальный размер оплаты труда, на работодателей, применяющих специальные налоговые режимы, однако каких-либо компенсаций им (например, отнесение этих выплат на расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу), не предусматривается. Это ведет к нарушению прав работодателей, поскольку фактически речь идет об отчуждении части их имущества, что противоречит части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, потребуется внести некоторые изменения в Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования", предусматривающий, в частности, что обязанность по выплате страхового обеспечения возлагается на страховщиков.
В законопроекте отсутствует специальная норма о вступлении федерального закона в силу и в него следует внести некоторые уточнения редакционного характера.
Учитывая вышеизложенное, Правительство Российской Федерации поддерживает проект федерального закона "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" при условии его доработки с учетом имеющихся замечаний и предложений ко второму чтению.
Заместитель Председателя |
В. Матвиенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 10 ноября 2002 г. N 6431п-П12 "Заключение на проект федерального закона N 238929-3 "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан", вносимый депутатами Государственной Думы А.К.Исаевым, Л.И.Яркиным, А.В.Селивановым, В.В.Рязанским"
Текст письма официально опубликован не был