Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Калашниковой М.Г., в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Кузнецова Игоря Борисовича (ИНН 616202217088, ОГРНИП 310619410500025) и заинтересованного лица - Управления Пенсионного фонда в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону (ИНН 6111011993, ОГРН 1026100956056), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания (уведомление N 26019 и заявление предпринимателя Кузнецова Игоря Борисовича о рассмотрении дела в его отсутствие), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кузнецова Игоря Борисовича на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.09.2011 (судья Еремин Ф.Ф.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2011 (судьи Смотрова Н.Н., Сулименко О.А., Филимонова С.С.) по делу N А53-10200/2011, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Кузнецов Игорь Борисович (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону (далее - управление) о признании незаконными требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 17.03.2011 N 07106040061938 и постановления от 28.06.2011 N 07106040061938 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика взносов - организации (индивидуального предпринимателя); о признании факта осуществления предпринимательской деятельности без соответствующей регистрации в период с ноября 2005 года по март 2010 года; обязании управления произвести возврат уплаченных страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии по старости, удержанных незаконно с 15.11.2005 по 2010 год включительно (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 23.09.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.11.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что согласно нормам Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, с 01.01.2010 обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд на обязательное пенсионное страхование и взносы в фонды обязательного медицинского страхования в порядке и в сроки, установленные в Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". В части отказа в удовлетворении требования о возврате уплаченных страховых взносов с 15.11.2005 года по 2010 год включительно, решение мотивировано тем, что Кузнецов И.Б. не является участником правоотношений по перечислению в спорном периоде взносов на страховую часть трудовой пенсии по старости, поскольку удержание и перечисление страховых взносов осуществлялось не предпринимателем, а юридическими лицами в качестве страховых агентов, с которыми им были заключены трудовые договоры.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы указывает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, основаны на позиции управления. По мнению предпринимателя, суд первой инстанции рассмотрел дело, не разрешив вопрос о том, является ли лицо подавшее заявление индивидуальным предпринимателем и подлежит ли это заявление рассмотрению в арбитражном суде, поскольку оспариваемые требование и постановление вынесены в отношении физического лица - Кузнецова Игоря Борисовича. По мнению подателя жалобы имеются сомнения в объективности и беспристрастности состава судей, рассмотревшего дело N А53-10200/2011 в апелляционной инстанции, ввиду того, что судья Сулименко О.А. принимала также участие в рассмотрении дела N А53-15431/2011 по заявлению предпринимателя о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства и признании незаконным бездействия службы судебных приставов-исполнителей, где предпринимателем заявлялось о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Суды не проверили соблюдение управлением срока вынесения решения о взыскании, установленного частью 5 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, предприниматель Кузнецов Игорь Борисович зарегистрирован в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя. Предприниматель является военным пенсионером и получает государственное пенсионное обеспечение за выслугу лет (копия удостоверения от 27.08.2004 N 25).
Управление выставило предпринимателю требование от 17.03.2011 N 07106040061938 об уплате в срок до 05.04.2011 недоимки по страховым взносам и пени на сумму 8 704 рубля 15 копеек за 2010 год. Поскольку требование оставлено без исполнения, управление вынесло постановление от 28.06.2011 N 07106040061938 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества предпринимателя.
Предприниматель, не согласившись с данным постановлением, обратился в арбитражный суд.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N167-ФЗ) предприниматель, является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
С 01 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Закон N 212-ФЗ не содержит исключений в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для такой категории лиц, как пенсионеры - военнослужащие.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 28 Закона N 167-ФЗ страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 указанного закона, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ.
Стоимость страхового года определена частью 2 статьи 13 Закона N 212-ФЗ как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 указанного Закона, увеличенное в 12 раз.
На основании части 1 статьи 57 Закона N 212-ФЗ в 2010 году для всех плательщиков страховых взносов, за исключением плательщиков страховых взносов, указанных в части 2 рассматриваемой статьи, применяется тариф страховых взносов в Пенсионный фонд в размере 20%, в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 2,9%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1,1%, в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в размере 2%.
Согласно статье 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно и уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Рассмотрев вопрос об обязанности индивидуальных предпринимателей, являющихся военными пенсионерами, уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, в определении от 24.05.2005 N 223-О указал, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Закона N 167-ФЗ в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при том, что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статье 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (части 1) и 55 (части 3) Конституции Российской Федерации.
В то же время согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", введенным Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, суды сделали обоснованный вывод о том, что законодатель установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов.
Обстоятельства, указанные в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 N 223-О, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в настоящее время устранены.
До 01 января 2010 года порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулировался Правилами уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 N 582 в дополнение и развитие Закона N 167-ФЗ. В соответствии с пунктом 3 указанных Правил фиксированный платеж не уплачивался страхователями, являющимися получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Данные Правила действовали до конца 2009 года и утратили силу с 01.01.2010 в связи с принятием Закона N 212-ФЗ и Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", установившими новое регулирование правоотношений, связанных с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе установив правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов.
Следовательно, предприниматель, являющийся военным пенсионером, с 01.01.2010 обязан уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в порядке и сроки, установленные Законом N 212-ФЗ.
Довод предпринимателя о том, что суды не проверили соблюдение управлением срока вынесения решения о взыскании, установленного частью 5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ отклоняется. Управление не выносило решение о взыскании в порядке статьи 19 Закона N 212-ФЗ, постановление вынесено о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов в порядке статьи 20 Закона N 212-ФЗ, согласно части 3 которой постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов. Срок исполнения требования управления об уплате недоимки по страховым взносам и пени установлен до 05.04.2011, постановление вынесено 28.06.2011, то есть в пределах установленного годичного срока.
Материалами дела подтверждено, что при подаче заявления предприниматель приложил копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 15.04.2010. Доказательства того, что предприниматель исключен из ЕГРИП, в связи с прекращением предпринимательской деятельности, в материалы дела не представлены.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя о признании факта осуществления им предпринимательской деятельности без соответствующей регистрации в период с ноября 2005 года по март 2010 года, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что данное требование не относится к категории дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, отнесенных к подведомственности арбитражного суда и рассматриваемых в порядке главы 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В части требования об обязании управления произвести возврат уплаченных страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии по старости, уплаченных 15.11.2005 по 2010 год включительно, судебные инстанции, установив, что предприниматель не являлся участником правоотношений по уплате указанных страховых взносов, поскольку удержание и перечисление страховых взносов осуществлялось юридическими лицами в качестве страховых агентов, с которыми у предпринимателя были заключены трудовые договоры, сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения этого требования.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, исследованных судом первой и апелляционной инстанций, не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах и, в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены судебными инстанциями правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.09.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2011 по делу N А53-10200/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.