Информационная и правовая составляющие безопасности
предпринимательской деятельности
1. Информационная составляющая безопасности бизнеса
В соответствии с Федеральным законом от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (далее - Закон N 24-ФЗ) под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Статья 21 Закона N 24-ФЗ определяет, что защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.
Режим защиты информации устанавливается:
1) в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, - уполномоченными органами на основании Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне";
2) в отношении конфиденциальной документированной информации - собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании Закона N 24-ФЗ;
3) в отношении персональных данных - Законом N 24-ФЗ.
Органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, подлежащих защите, а также органы и организации, разрабатывающие и применяющие информационные системы и информационные технологии для формирования и использования информационных ресурсов с ограниченным доступом, в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации.
Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а также обеспечение организационных мер защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах, осуществляются органами государственной власти.
Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая является собственностью государства, создают специальные службы, обеспечивающие защиту информации.
Собственник информационных ресурсов (или уполномоченные им лица) имеет право контролировать выполнение требований по защите информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения этих требований.
Собственник или владелец документированной информации вправе обращаться в органы государственной власти для оценки правильности выполнения норм и требований по защите его информации в информационных системах.
Продолжающиеся процессы криминализации российского бизнеса заставляют предпринимателей задумываться не только о правовых условиях заключаемых сделок, но также и о комплексе информационных данных о юридических лицах - фирмах, с которыми эти сделки заключаются, и о физических лицах, - владельцах данных фирм.
С началом экономических преобразований в Российской Федерации предприниматели столкнулись при заключении сделок с множеством специфических способов мошенничества в различных отраслях финансово-хозяйственной деятельности.
Для избежания финансовых и материальных потерь они вынуждены принимать меры предосторожности. При этом риск оказаться обманутым намного уменьшается, если не работать с фирмами:
1) зарегистрированными по утерянному, похищенному паспорту или паспорту умершего человека. Осуществляя сделки с такой фирмой, предприниматель рискует никогда не найти ее фактического местонахождения, а также ее хозяев и учредителей;
2) имеющими задолженность перед государственным бюджетом;
3) проверяемыми правоохранительными органами на предмет допущенных нарушений налогового законодательства;
4) во главе которых находятся руководители, имеющие криминальное прошлое;
5) не уплачивающими налоги в бюджет (но при этом являющимися налогоплательщиками).
Информационную составляющую безопасности предприятия можно определить как состояние защищенности собственной коммерческой и служебной информации при одновременной информированности о возможных внешних и внутренних источниках безопасности предприятия.
В то же время одним из недостатков современного состояния информационной безопасности бизнеса является то, что официальным путем (пусть даже за определенную плату) предпринимателю достаточно сложно получить необходимую информацию о своих партнерах и клиентах.
Такая информация либо является закрытой, либо порядок ее предоставления не регулируется ни одним нормативно-правовым актом.
Во многих западных странах такая информация (кредитная история фирмы, ее чистота перед налоговыми и иными контролирующими органами, информация об учредителях и высших менеджерах, уставные документы) предоставляется без каких-либо ограничений по соответствующему запросу. При этом никто не считает это разглашением секретной информации.
В нашей же стране нет четких критериев отнесения информации к служебной или защищаемой специальными грифами ("ДСП", "секретно", "совершенно секретно", "особой важности" и т.д.).
В настоящее время информация, распространяемая на рынке, подразделяется на информацию, подготовленную "пиратским" способом (на дисках), и на информацию, накапливаемую и хранящуюся в базах данных государственных органов.
"Пиратская" информация появляется на рынке в основном в результате нелегального копирования баз данных государственных правоохранительных и контролирующих органов.
В основном такая информация содержится в следующих базах данных:
- база данных ГАИ - ГИБДД;
- база данных прописки и регистрации граждан;
- база данных приватизированного и муниципального жилья, а также нежилых помещений;
- телефонная база;
- база данных таможенных органов, ОВИР и др.
Секретная и служебная информация уже давно стала товаром, торговля которым приобрела достаточно большие масштабы. Практически о любом из предпринимателей можно получить информацию о месте прописке, телефоне, находящихся в собственности жилье, автомобиле, предприятиях. Причем заказать такую информацию может как партнер по бизнесу, так и сосед по лестничной площадке, не говоря уже о криминальных структурах. Кроме того, существует целый ряд баз, содержащих данные о сотрудниках МВД России, ФСБ России, ФСНП России, ГТК России и иных государственных структур исполнительной власти.
А за популярными в настоящее время базами ГАИ - ГИБДД, МГТС, БТИ необязательно ехать на Митинский радиорынок или заказывать через Интернет - они продаются на уличных развалах, торгующих компьютерными программами и играми. Их цена не превышает 200 руб. за один диск.
Торговцы информацией со стажем уже имеют свою постоянную клиентуру из представителей служб безопасности коммерческих структур, частных охранных и детективных агентств, юридических и риэлторских фирм, посредников, сотрудников правоохранительных органов, которым иногда бывает проще получить интересующую информацию именно таким способом.
Нелегальные производители уже начали путаться в версиях и актуальности информационных баз. В такой ситуации, по нашему мнению, весьма целесообразным было бы в целях обеспечения безопасности бизнеса на государственном уровне организовать платное получение открытой информации из баз-источников, а не с нелегальных копий. Таким образом, достоверность информации гарантировалась бы государством, которое на законных основаниях получало бы за это денежные средства.
В соответствии со ст.23 Конституции Российской Федерации гражданам гарантируется неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны. В перечне сведений конфиденциального характера, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера", конфиденциальной названа информация персонального характера. Однако не совсем понятно, какая же конкретно информация может считаться персональной? Законопроекты "О персональной информации" и "О коммерческой информации" дорабатываются уже в течение более шести лет, однако об окончании данной работы говорить еще рано.
В настоящее время в соответствии с действующим законодательством привлечь к ответственности торговца базами данных сложно еще и потому, что формально юридического собственника таких баз нет, закон "О служебной тайне" еще не принят. Это при том, что ни коммерческой, ни государственной тайны эти базы не содержат.
Привлечь же торговца к уголовной ответственности согласно ст.137 УК РФ за нарушение неприкосновенности частной жизни достаточно сложно.
Более того, вопрос о самой правомерности нынешней формальной закрытости большей части баз данных с ограниченным доступом является дискуссионным.
Согласно Закону N 24-ФЗ федеральные органы власти должны формировать открытые государственные информационные ресурсы, обеспечивая доступ к ним граждан.
Ведь если информационный ресурс не содержит информации с грифом и создан на деньги налогоплательщиков, вполне логично, что его содержание может быть доступно всем заинтересованным в такой информации лицам.
Действительно, с правовой точки зрения, прекратить торговлю конфиденциальной информацией в настоящее время достаточно сложно. Как правило, уличные торговцы служебной и секретной информацией привлекаются к ответственности за нарушение правил торговли. Чаще всего дело заканчивается изъятием баз данных сотрудниками правоохранительных органов для дальнейшего использования этих баз в своей служебной деятельности.
Для проведения масштабной операции по пресечению незаконной торговли базами данных необходимо проводить тщательно спланированные оперативно-розыскные мероприятия, отрабатывая как продавцов и покупателей, так и лиц, допустивших утечку служебной информации.
В то же время нельзя забывать, что в ст.5 Закона РФ "О государственной тайне" определен перечень сведений, составляющий государственную тайну, а именно:
1) сведения в военной области:
о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;
о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;
о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;
о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;
о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;
о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;
2) сведения в области экономики, науки и техники:
о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;
об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;
об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;
о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;
об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также об объемах других стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством РФ);
3) сведения в области внешней политики и экономики:
о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:
о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;
о методах и средствах защиты секретной информации;
об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;
о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;
о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.
Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения вышеуказанных сведений.
Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей вышеуказанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".
Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством РФ.
Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности утверждены постановлением Правительства РФ от 04.09.1995 N 870.
Использование вышеперечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.
2. Правовая составляющая безопасности бизнеса
Одной из существенных гарантий безопасности бизнеса является определение (подтверждение) правоспособности партнера по бизнесу.
С нашей точки зрения, правоспособность юридического лица может быть подтверждена с помощью установления фактов:
- государственной регистрации;
- постановки на налоговый учет;
- соответствия ИНН и кода ОКПО;
- соблюдения условий лицензирования.
Государственная регистрация. В соответствии со ст.51 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
С 1 июля 2002 года государственная регистрация юридических лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон N 129-ФЗ).
С 1 июля 2002 года согласно постановлению Правительства РФ от 17.05.2002 N 319, принятому во исполнение Закона N 129-ФЗ, на МНС России возлагаются функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
Как отмечают официальные лица, Правительство РФ приняло данное решение прежде всего в интересах юридических лиц с целью сокращения административных барьеров и реализации принципа "одного окна".
Благодаря переходу на заявительный принцип существенно упрощается сама процедура государственной регистрации юридических лиц, и в результате возникает возможность объединения двух направлений деятельности исполнительной власти: государственной регистрации юридических лиц и их постановки на учет в налоговых органах.
Кроме того, реализация принципа "одного окна" будет способствовать взаимодействию регистрирующего органа с государственными органами, осуществляющими в связи с выполнением своих функциональных обязанностей учет юридических лиц. В этих целях Законом N 129-ФЗ устанавливается, что регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ.
С 1 июля 2002 года во всех территориальных налоговых органах Российской Федерации осуществляется государственная регистрация юридических лиц при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении изменений в учредительные документы, внесении изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
При этом в целях выявления "мертвых" предприятий п.3 ст.26 главы IX "Переходные и заключительные положения" Закона N 129-ФЗ представитель юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу данного Закона, обязан в течение шести месяцев представить в регистрирующий орган соответствующие сведения, на основании которых в Единый государственный реестр юридических лиц будет внесена запись и выдано свидетельство, подтверждающее факт внесения записи в Единый государственный реестр.
Непредставление юридическим лицом до 1 января 2003 года в регистрирующий орган сведений является основанием для принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица.
Постановка на налоговый учет. В соответствии со ст.83 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
МНС России вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, в том числе иностранных организаций.
Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога.
Заявление о постановке на учет организации или физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган соответственно по месту нахождения или по месту жительства в течение десяти дней после их государственной регистрации.
Заявление о постановке на учет частных нотариусов, частных детективов, частных охранников подается в налоговый орган по месту их жительства в течение десяти дней после выдачи им лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется их деятельность.
Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица.
В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.
Налоговые органы обязаны на основе имеющихся данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, учет и регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним, самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать меры к постановке на учет налогоплательщиков в налоговых органах.
Об изменениях в уставных и других учредительных документах организаций, в том числе связанных с образованием новых филиалов и представительств, изменением места нахождения, а также о разрешении заниматься лицензируемыми видами деятельности организации обязаны уведомлять налоговый орган, в котором они состоят на учете, в десятидневный срок с момента регистрации изменений в учредительных документах. Об изменении места жительства индивидуальные предприниматели обязаны уведомлять налоговый орган, в котором они состоят на учете, в десятидневный срок с момента такого изменения.
Если состоящий на учете налогоплательщик сменил место своего нахождения или место жительства, то его снятие с учета производится налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете, в течение пяти дней после подачи налогоплательщиком заявления об изменении места своего нахождения или места жительства. Налогоплательщик обязан заявить в налоговый орган об изменении места своего нахождения или места жительства в десятидневный срок с момента такого изменения.
В случае ликвидации или реорганизации организации, принятия организацией решения о закрытии своего филиала или иного обособленного подразделения, прекращения деятельности через постоянное представительство, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение четырнадцати дней со дня подачи такого заявления.
Соответствие ИНН и ОКПО. Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
Налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых ему уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой ИНН в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения ИНН определяются МНС России.
На основе данных учета МНС России ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Правительством РФ. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено НК РФ.
Организации - налоговые агенты, не учтенные в качестве налогоплательщиков, встают на учет в налоговых органах по месту своего нахождения в порядке, предусмотренном НК РФ для организаций-налогоплательщиков.
Кроме ИНН, юридическим лицам в соответствии с Положением о ведении Общероссийского классификатора предприятий и организаций, утвержденного Госстандартом России, Госкомстатом России и Минэкономразвития России, присваивается код ОКПО, который также является строго индивидуальным для каждого юридического лица.
Проверка соответствия ИНН и кода ОКПО помогает выявить фальшивые и подставные фирмы.
Соблюдение условий лицензирования. В ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
Постановлением Правительства РФ от 11.02.2002 N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлен перечень федеральных органов исполнительной власти, занимающихся лицензированием отдельных видов деятельности.
При осуществлении с контрагентами видов деятельности, подлежащих лицензированию, необходимо проверить наличие лицензии, ее подлинность и срок действия. Нарушение условий лицензирования может повлечь квалификацию действий виновного согласно ст.171 УК РФ (незаконное предпринимательство), а также обращение в доход государства всех денежных средств и товаров, полученных от осуществления преступной деятельности.
3. Понятие, способы и признаки мошенничества
Мошенничество - это хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Под хищением понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.
В соответствии со ст.159 УК РФ за совершение данного преступления может наступить ответственность в виде штрафа в размере от 200 до 700 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 7 месяцев, либо в виде обязательных работ на срок от 180 до 240 часов, либо в виде исправительных работ на срок от 1 года до 2 лет, либо в виде ареста на срок от 4 до 6 месяцев, либо в виде лишения свободы на срок до 3 лет.
Мошенничество является формой хищения, поэтому ему присущи все признаки этого понятия. При мошенничестве способом завладения чужим имуществом является обман или злоупотребление доверием. При совершении данного преступления потерпевшая сторона сама передает имущество преступнику, полагая, что последний имеет право на его получение. При этом именно обман или злоупотребление доверием побуждает собственника или иного законного владельца передать преступнику имущество или имущественное право.
Обман при мошенничестве выражается в ложном утверждении того, что заведомо не соответствует действительности, то есть, например, того, что данное лицо обладает полномочиями представителя правоохранительных или контролирующих органов.
Обман - это сознательное искажение истины или умолчание об истине.
Специалисты подразделяют обман на активный и пассивный.
Активный обман - это преднамеренное введение в заблуждение собственника или иного законного владельца имущества посредством сообщения ложных сведений, представления подложных документов и иных действий, создающих у названного лица ошибочное представление об основаниях перехода имущества во владение виновного и порождающих у него иллюзию законности передачи имущества.
Пассивный обман - это умолчание о юридически значимых фактических обстоятельствах, сообщить которые виновный был обязан, в результате чего лицо, передающее имущество, заблуждается относительно наличия законных оснований для передачи имущества виновному*(1).
Мошенничество часто совершается с использованием подложных документов. Использование подложных документов является одной из форм обмана и, как отмечают специалисты, дополнительной квалификации не требует. Изготовление поддельного документа является приготовлением к хищению. Если не удалось использовать документ, подделанный в целях хищения, ответственность наступает за приготовление к мошенничеству и подделку документа по совокупности. При оконченном хищении содеянное квалифицируется по совокупности подделки и мошенничества (ст.327 и 159 УК РФ).
Если мошенничество совершено группой лиц по предварительному сговору, или неоднократно, или лицом с использованием своего служебного положения, или сопровождалось причинением значительного ущерба гражданину, то к виновному может быть применено наказание в виде штрафа в размере от 700 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до 1 года либо лишением свободы на срок от 2 до 6 лет со штрафом в размере до 50 МРОТ оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 месяца либо без такового.
Еще одним квалифицированным видом данного преступления является совершение мошенничества организованной группой или в крупном размере, или лицом, ранее два или более раза судимым за хищение либо вымогательство. В этом случае наступает ответственность в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой.
Отметим, что крупным размером признается стоимость имущества, в 500 раз превышающая МРОТ, установленный законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления.
Приведем достаточно характерные для сегодняшней криминогенной обстановки примеры мошенничества.
Пример 1.
Двадцатипятилетняя жительница Подмосковья Т. обратилась в две фирмы, занимающиеся оптовой торговлей продуктами питания. В одной из них она изъявила желание купить крупную партию товара по выгодной цене, а второй фирме предлагала купить тот же товар, но значительно дешевле рыночной стоимости. Когда фирма-продавец доставляла товар на склад фирмы-покупателя, гражданка Т. сообщала сопровождавшему товары, что пойдет за деньгами. А затем, пока шла разгрузка, получала в офисе фирмы-покупателя деньги за прибывший груз и скрывалась. В настоящее время следствию известно о двух подобных сделках. Общая прибыль мошенницы от них составила более 543 тыс. руб. Однако имеются основания полагать, что это далеко не все эпизоды ее преступной деятельности. Задержанной предъявлено обвинение по статье "мошенничество".
Пример 2.
Фирма "Золотые холмы" находила себе клиентов через объявления в газетах. Представители этой фирмы предлагали оптовым покупателям различные товары и продукты питания по низким ценам, которые они получали от производителей. В каждом случае с клиентом заключался договор. Потом менеджеры фирмы получали деньги под поставку продуктов, а продавцам обещали рассчитаться за товар. Но обещанного товара клиенты так и не получали - о них словно забывали; когда же покупатели и поставщики начинали требовать возврата своих денег, перед ними извинялись и предлагали зайти в другой день, оправдываясь тем, что началась внеплановая налоговая проверка, идет инкассация, отсутствуют деньги в кассе или товар на складе.
Так, один из покупателей, который оплатил поставку окорочков едва ли не на 1 млн руб., вынужден был ездить в офис фирмы "Золотые холмы" в надежде их вернуть в течение пяти месяцев. В каждом случае мошенники не отказывались платить, но заявляли, что денег у них нет, и предлагали получить десятую часть с подписанием бумаг о полном возврате суммы или обращаться в суд. Поскольку активов у фирмы "Золотые холмы" не существовало, ее руководство не боялось судебных разбирательств.
Как выяснили оперативники, реально руководил этой фирмой заместитель генерального директора. Главой же фирмы номинально считалась сначала его бывшая жена, но за пару недель до проверки на это место был назначен спившийся шестидесятилетний бомж. По-видимому, фирма "Золотые холмы" после года существования готовилась к ликвидации, и фирме нужен был вицпредседатель.
Пример 3.
Сотрудники УБЭП ГУВД Московской области задержали мошенника, жертвами которого стали предприниматели подмосковных рынков. Сорокашестилетний москвич, сотрудник юридической консультации, обещал за вознаграждение оформить необходимые разрешения на право торговли на территории рынков. Он убеждал своих жертв, что для торговли необходимо получить в различных государственных инстанциях отдельные согласования. После этого он заключал с ними договор на оказание услуг в размере 3 тыс. руб. на каждое торговое место. По данным оперативников, мошенник успел заключить более 100 договоров на сумму более 200 тыс. руб. По данным фактам возбуждено уголовное дело по ст.159 "Мошенничество" УК РФ.
Пример 4.
Мошенники под видом торгово-посреднической фирмы "Фартуна-Фуд" обманывали оптовых покупателей. Забирая предоплату за продукты питания, аферисты по разным причинам отказывались отгружать товар коммерсантам.
Мошенники широко рекламировали свою деятельность на страницах торговых каталогов и справочников, предлагая оптовикам сахар, масло и бакалейные изделия по ценам ниже, чем у конкурентов. Желающих купить по демпинговым ценам ходовой товар было предостаточно. В договорах купли-продажи значились десятки и сотни килограммов продаваемого товара. Жулики забирали предоплату, а товар отдавать не спешили. У ворот складских помещений, которые аферисты арендовали в заброшенной воинской части, постоянно толпились обманутые клиенты. Изобретательные мошенники просили их подождать, ссылаясь на то, что товар по ошибке отгружен другим покупателям или отсутствуют кладовщики. Самым настойчивым обманщики предлагали забрать заказанную продукцию по рыночным ценам.
По самым скромным подсчетам, от действий мошенников пострадали пятеро бизнесменов, каждый из которых уплатил за несуществующий товар от 200 до 400 тыс. руб.
Лжепроверяющие. Как показывает практика, объектами лжепроверяющих, представляющихся сотрудниками милиции, налоговой полиции, налоговой инспекции, в основном оказываются фирмы и предприниматели, которым есть что скрывать от проверяющих. Расчет мошенников прост: первый испуг, желание прекратить проверку и готовность за это немедленно заплатить.
Нарушая законодательство, налогоплательщики сами подчас создают благоприятную среду для различного рода злоупотреблений и коррупционных проявлений в среде проверяющих, а также способствуют появлению мошенников.
По каждому факту вымогательства необходимо обращаться в соответствующие подразделения, занимающиеся борьбой с коррупцией в рядах контролирующих и правоохранительных органов.
Для начала необходимо знать, что проверяющие практически никогда не ходят поодиночке: обычно, два-три человека. Перед началом мероприятия проверяющие обязаны предъявить свои служебные удостоверения. Не кто-то один, а именно все. В противном случае следует выяснить, что граждане, не относящиеся к правоохранительным и контролирующим органам, делают в месте проведения проверки. Необходимо обратить внимание на срок действия удостоверения. Фамилии и должности проверяющих лучше пытаться не запомнить, а записать.
Пример 5.
Около 11 часов вечера на склад ООО "Кварта" явились двое молодых людей. Показав сторожу красные книжицы, они заявили, что являются сотрудниками налоговой полиции и должны осмотреть помещение на предмет выявления и изъятия неучтенной алкогольной продукции. Не обращая внимания на возражения сторожа о том, что все документы находятся в сейфе, проверяющие забрали два ящика водки, ящик шампанского и две коробки вина, сказав, что все оформят завтра.
В результате своевременного сообщения в правоохранительные органы данные лица были задержаны. Красные корочки задержанных на поверку оказались членскими билетами одной из российских партий.
Что должно было сразу насторожить сторожа?
1. Лжепроверяющие не предъявили предписания на проведение проверки.
2. Данные лица начали проверку предприятия с дневным режимом работы в нерабочее (вечернее) время.
3. Лжепроверяющие лишь показали цвет обложек своих так называемых удостоверений.
4. Лжепроверяющие без достаточных оснований изъяли часть продукции, не составив протокола изъятия.
Вместе с удостоверением проверяющие должны предъявить постановление (предписание или иной документ, в зависимости от обстоятельств, а также формы документа, принятой в том или ином правоохранительном и контролирующем органе) за подписью руководителя территориального органа, уполномочивающее указанных в списке сотрудников на проведение проверки.
В решении о проведении налоговой проверки в обязательном порядке должны указываться лица, которым поручено осуществление проверки, поэтому проверяемому лицу следует удостовериться в том, что с проверкой прибыли именно те сотрудники налогового органа, которые вправе проводить проверку. Были случаи, когда должностным лицам, представившим свои служебные удостоверения, но не поименованным в решении о проведении проверки, в доступе на территорию и в помещения налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) было отказано.
После предъявления вышеуказанных документов если у проверяемого остались сомнения в полномочиях проверяющих, необходимо позвонить по телефону дежурному (данный телефон должен быть также указан в предписании) по данному подразделению или органу и узнать у него полномочия пришедших.
Еще один совет: не следует экономить на профессионалах - бухгалтерах, юристах, аудиторах, экспертах, иных специалистах. Так, в гости к руководителю одного из предприятий зачастили сотрудники экологической милиции. После десятой проверки руководитель предприятия пригласил на работу эколога. Некоторое время спустя он уже спокойно принимал проверяющих, а вскоре те и вовсе оставили предприятие в покое.
Пример 6.
В обязанности налогового инспектора А. Рощина входило консультирование и оказание помощи индивидуальным предпринимателям в расчете сумм налога. Однако при исполнении данных обязанностей А. Рощин вводил предпринимателей в заблуждение, предлагая на месте уплатить необходимую сумму единого налога на вмененный доход. А. Рощин обещал, что дальше он сам внесет данную сумму в кассу налоговой инспекции. Налогоплательщики соглашались, так как это предложение исходило непосредственно от инспектора. Однако, оформляя документы об уплате данного налога, А. Рощин вносил в них ложные сведения. В свидетельство предпринимателя вносилась реальная сумма налога, а в копию, остающуюся в инспекции, - заниженная.
Иногда А. Рощин подделывал подпись начальника инспекции на свидетельствах. После проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий А. Рощин был задержан и осужден за злоупотребление должностными полномочиями, служебный подлог, вымогательство взятки, подделку документов.
Необходимо также запомнить, что ни одно силовое подразделение (ОМОН, СОБР, физическая защита ФСНП России, специальные подразделения ФСБ России) не имеет права самостоятельно проводить проверки: они лишь обеспечивают безопасность проверяющих при проведении мероприятия.
В то же время не стоит сопротивляться и противодействовать проверяющим. Кроме того, законодательство предусматривает административную ответственность за противодействие проверяющим (до 100 МРОТ).
Решительность проверяющих иногда объясняется опасением, что во время препирательств могут быть уничтожены важнейшие доказательства правонарушений, что не раз было на практике.
Если в ходе проверки, с точки зрения проверяемого, были нарушены его права и законные интересы, то он должен обратиться:
- к начальнику органа, который проводил проверку;
- в вышестоящий орган проверяющего;
- в Прокуратуру;
- в суд.
Если руководитель организации привлечен к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, то это никак не отражается на порядке привлечения самой организации к ответственности за совершение налоговых правонарушений (то есть не освобождает субъекта правонарушения от налоговой ответственности).
Нельзя забывать, что основанием для проведения мероприятий органами налоговой полиции является также и информация о коррупции в налоговых органах (п.3 ст.2 Закона РФ от 24.06.1993 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции"). Так, если соответствующим подразделением органа налоговой полиции получены сведения, что при проведении проверки налоговым органом его должностное лицо получило взятку за сокрытие выявленных фактов нарушения налогового законодательства, обнаруженных в проверяемой организации, то данное обстоятельство станет причиной проверки данной организации органами налоговой полиции.
Приглашать юриста или аудитора необходимо не тогда, когда отношения руководителей организации с проверяющими обострены или испорчены, а значительно раньше, в начале проверки. Никто не может помешать руководителю организации прийти в налоговый орган или в налоговую полицию для дачи объяснений со своим адвокатом или юристом.
Для правильной квалификации налоговых преступлений весьма важным является наличие необходимых условий, при которых лицо может быть привлечено к ответственности согласно ст.199 УК РФ.
Такими условиями являются:
- наличие субъекта преступления - вменяемого физического лица, достигшего к моменту совершения налогового преступления шестнадцатилетнего возраста;
- наличие в действиях лица признаков состава преступления и самого состава преступления;
- наличие в действиях лица умысла на совершение уголовно наказуемого деяния - уклонения от уплаты налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
- определенный размер не уплаченных в бюджеты государства налогов (согласно части 1 ст.199 УК РФ - более 1000 МРОТ, согласно части 2 ст.199 УК РФ- более 5000 МРОТ).
При попытках "урегулировать" трения с контролирующими и правоохранительными органами путем предложения их должностным лицам денежных средств, имущества или иных выгод имущественного характера необходимо помнить, что за такие действия наступает уголовная ответственность не только для взяткополучателя (ст.290 УК РФ - получение взятки), но также и для лица, которое такую взятку предлагает (ст.291 УК РФ - дача взятки).
Безопасность предпринимательского договора. Как правило, каждое предприятие имеет свои разработанные типовые договоры, которые и предлагает для подписи контрагентам.
Именно в их шаблонности и правовой непроработанности и кроется главная опасность.
Низкая требовательность к составлению договоров объясняется также и тем, что многие финансово-хозяйственные операции в целях уклонения от уплаты налогов проводятся без отражения в бухгалтерской отчетности. Таким образом, получается, что раз сделка в документации не отражается, а сопровождающие ее документы уничтожаются, то и договорам необходимого внимания уделять не следует.
Вполне понятно, что предприятию, осуществляющему большое количество сделок в день, достаточно сложно индивидуально подходить к каждому клиенту. Раз интересы бизнеса диктуют необходимость экономии своего времени и времени клиента путем разработки образцов типовых договоров, то необходимо со всей ответственностью подойти к их разработке.
Типовые договоры должны составляться специалистом с учетом особенностей направления деятельности предприятия, вида и ассортимента реализуемой продукции или предоставляемых услуг, конъюнктуры рынка, географического положения, криминогенной обстановки, складывающейся в регионе и в данной сфере финансово-хозяйственной деятельности.
Если условия сделки отличаются от заложенных в типовом договоре, то необходимо составлять отдельный договор, тщательно прописывая в нем все особенности сделки.
Рассмотрим, к чему приводит непроработанность типового договора.
Пример 7.
Крупная фирма приобретает конкретную партию товара у более мелкой фирмы на основании договора поставки, который умещается на одной странице, что уже само по себе настораживает.
После вступительной части стороны договариваются о предмете договора и сроке его действия. Очевидно, для простоты и экономии бумаги стороны решили, что ассортимент товара и цена на него указываются не в приложении к договору, а в счетах продавца. Учитывая, что сделка является разовой, ассортимент и цены вполне могли бы быть указаны в приложении к договору.
Стороны договариваются о сроке действия договора: на пять лет с момента подписания.
Можно догадаться, к чему это привело. Представители крупной фирмы получили счета продавца с указанием цен и ассортимента товара, обсудили условия сделки и перевели деньги на счет продавца. Отметим, что в договоре сроки поставки оговорены не были. Через неделю, когда товар поставлен не был, менеджеры покупателя позвонили продавцу, однако последний заявил, что товар на подходе и волноваться нечего. Еще через пять дней ожидания покупатель потребовал у продавца возврата денежных средств. После трехдневной заминки (что характерно, в четверг вечером) продавец по факсимильной связи прислал в офис покупателя копию платежки об обратном переводе денег.
В следующую среду денег на счету покупателя все еще не было, а иногородний продавец перестал выходить на связь. Позже удалось выяснить, что денежные средства были на второй день после получения переведены продавцом на счета обналичивающих фирм.
После обращения покупателя в правоохранительные органы и проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий местонахождение продавца было установлено. Однако при снятии с него объяснений последний сослался на содержание договора (отсутствие конкретных сроков поставки и пятилетний срок его действия).
Основной аргумент так называемого продавца состоял в том, что он всего лишь не выполнял условия договора, поэтому ответственность за его, по сути, преступные действия должна была наступать в соответствии не с уголовным, а с гражданско-правовым законодательством. При этом он представил счета с ценами и ассортиментом, в несколько раз отличавшимися от тех, которые первоначально были переданы покупателю.
Можно догадаться, что покупателю было предложено обратиться в арбитражный суд. Однако и это не имело смысла из-за того, что договор, регулировавший условия совершения сделки, фактически не имел содержательной части и только ухудшал положение потерпевшей компании.
Как видим, все законные способы возвращения фактически похищенных в результате мошеннических действий денежных средств были исчерпаны.
Анализ некоторых ошибок, допущенных при заключении сделок, позволяет сделать следующие выводы:
1) следует избегать сделок с фирмами, предлагающими товары по явно демпинговым ценам;
2) необходимо обращать особое внимание на условия и особенности заключаемых договоров;
3) следует избегать осуществления оплаты товара наличными незнакомым или малознакомым партнерам;
4) нельзя оплачивать товар до его отпуска и отгрузки.
И.Н. Соловьев,
ФСНП России, к.ю.н.
"Налоговый вестник", N 10, 11, октябрь, ноябрь 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Уголовное право / Под ред. Б.В. Здравомыслова. - М.: Юридическая литература, 1995.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1