Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Алексеева Р.А. и Садовникова А.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Энемское" (ИНН 0106011940, ОГРН 1040100629910), заинтересованных лиц: администрации муниципального образования "Энемское городское поселение" (ИНН 0107009052, ОГРН 1050100647101), администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" (ИНН 0106011588, ОГРН 1030100630779), третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, общества с ограниченной ответственностью "Грация", муниципального унитарного предприятия "Чистый поселок", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Энемское" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 17.02.2012 (судья Кочура Ф.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2012 (судьи Мисник Н.Н., Ломидзе О.Г., Малыхина М.Н.) по делу N А01-1408/2011, установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Энемское" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к администрации муниципального образования "Энемское городское поселение" (далее - администрация поселения), администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" (далее - администрация района) о признании незаконными отказов главы администрации поселения, изложенных в письмах от 23.08.2011 N 1187 и от 08.11.2011 N 1526, в выдаче заявителю выписки из реестра муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, и возложении обязанности на главу администрации поселения выдать предприятию выписки из реестра муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, а именно: административное здание, строение N 1 (литера А) общей площадью 617,2 кв. м, хозяйственная постройка, строение N 10 (литера Л) общей площадью 28,3 кв. м, хозяйственная постройка, строение N 9 (литеры К, К1, К2) общей площадью 214 кв. м, диспетчерская, строение N 7 (литера З) общей площадью 33,3 кв. м, сушилка, строение N 11 (литера М) общей площадью 23,2 кв. м, проходная, строение N 5 (литера Е) общей площадью 38,8 кв. м, служебная постройка, строение N 6 (литера Ж) общей площадью 24,4 кв. м, гараж, строение N 4 (литеры Д, Д1, д2, Д3, д) общей площадью 560,8 кв. м, служебная постройка, строение N 8 (литера И) общей площадью 24,8 кв. м, гараж, строение N 2 (литера Б) общей площадью 172 кв. м, гараж строение N 3 (литера В) общей площадью 66,1 кв. м, уборная, сооружение N 14 общей площадью 5,8 кв. м, забор бетонный, сооружение N 12 протяженностью 0,18215 км, эстакада, сооружение N 24 протяженностью 0,0169 км, известковая яма, сооружение N 15 объемом 15 куб. м (далее - помещения), переданного изначально предприятию как "Здание конторы: склады и мастерская", общей площадью 5600 кв. м (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования; т. 3, л. д. 37, 38).
Требования мотивированы тем, что помещения переданы предприятию как один объект недвижимости, что препятствует регистрации права собственности на каждое строение отдельно.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Грация", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, МУП "Чистый поселок".
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 17.02.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2012, в иске отказано. Суды пришли к выводу, что право хозяйственного ведения предприятия на помещения не возникло.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить решение от 17.02.2012 и постановление от 23.04.2012, принять новый судебный акт. По мнению заявителя, суды не учли, что право хозяйственного ведения предприятия возникло на основании договора, обозначение 15 объектов одним названием препятствует регистрации права на каждый объект. Администрация поселения неправомерно отказывается выдать выписки из реестра муниципального имущества на помещения. Действующим законодательством не предусмотрена регистрация договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения. Суд первой инстанции, сделав вывод об отсутствии у предприятия права на помещения, вышел за пределы заявленных требований.
Администрация поселения и ООО "Грация" представили отзывы на кассационную жалобу, в которых просят судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что предприятие создано на основании постановления главы администрации района от 29.06.2004 N 524 (т. 1, л. д. 38), государственная регистрация как юридического лица произведена 07.07.2004 (т. 1, л. д. 29). Как установлено Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 03.10.2011 по делу N А01-1172/2010 и подтверждается материалами настоящего дела, распоряжением администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" от 07.07.2004 "О комиссии по передаче имущества МУП ЖКХ "Тахтамукайское" на балансы МУПов: ЖКХ "Октябрьское", ЖКХ "Энемское", ЖКХ "Яблоновское", ЖКХ "Афипсипское"" создана комиссия по передаче имущества вновь созданным МУПам.
Предприятию по акту приема-передачи от 12.07.2004 на праве хозяйственного ведения переданы основные и оборотные средства согласно приложению N 1 (т. 1, л. д. 40 - 42). Основанием передачи имущества указано постановление администрации района от 29.06.2004 N 524.
Распоряжением администрации района от 04.07.2007 N 158 "О создании комиссии по передаче имущества МУП ЖКХ "Энемское" комиссии предписано обеспечить передачу имущества между материально-ответственными лицами с оформлением акта приема-передачи. Основанием создания комиссии по передаче имущества указано кадровое изменение в руководстве предприятия, комиссии предписано обеспечить передачу имущества между материально-ответственными лицами с оформлением акта приема-передачи.
Распоряжением администрации района от 07.07.2004 N 316 в соответствии с актом приема-передачи от 12.07.2004, часть муниципального имущества с баланса МУР ЖКХ "Тахтамукайское" передана предприятию.
В соответствии с названным актом и приложением к нему предприятию передано недвижимое имущество в состав которого вошло в том числе недвижимое имущество: "здание конторы, склады, мастерская, общей площадью 5600 м п. Энем", балансовой стоимостью 794 тыс. рублей, остаточной стоимостью 461 805 рублей 77 копеек (т. 1, л. д. 41).
Согласно приложению N 1 (акт приема-передачи от 07.07.2007) к договору от 07.07.2007 о закреплении имущества за предприятием на праве хозяйственного ведения предприятию переданы повторно основные средства, в состав которых вошло в том числе недвижимое имущество: "здание конторы, склады, мастерская, общей площадью 5600 м, п. Энем, инв. N 1" балансовой стоимостью 794 тыс. рублей, остаточной стоимостью 385 307 рублей 54 копейки (т. 1, л. д. 49).
7 июля 2007 года администрация и предприятие подписали договор о закреплении имущества за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения и акт приема-передачи имущества. В пункте 1.1 названного договора основанием закрепления за предприятием имущества на праве хозяйственного ведения указаны распоряжение от 04.07.2007 N 158 и акт приема-передачи от 07.07.2007.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А01-1172/2010 в признании указанного договора недействительной сделкой по основанию ее мнимости отказано.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 07.04.2008 по делу N А01-Б-483/08-3 предприятие признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура конкурсного производства.
4 августа 2011 года предприятие, ссылаясь на распоряжение администрации района от 07.07.2004 N 316 (т. 1, л. д. 39), акт приема передачи имущества от 12.07.2004 (т. 1, л. д. 40 - 42), а также договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием от 07.07.2007, заключенный администрацией района и предприятием (т. 1, л. д. 43 - 46), акт приема-передачи имущества от 07.07.2007 (т. 1, л. д. 47 - 52), обратилось в администрацию поселения с просьбой внести изменения в приложение N 1 к акту приема-передачи от 12.07.2004 и в приложение N 1 к акту приема-передачи от 07.07.2007 в части состава переданного имущества и предоставить предприятию с учетом изменений выписку из реестра муниципального имущества "Энемское городское поселение", переданного заявителю и находящемуся у последнего, по его мнению, на праве хозяйственного ведения (т. 1, л. д. 23).
В письмах от 23.08.2011 N 1187 (т. 1, л. д. 74) и от 08.11.2011 N 1526 (т. 2, л. д. 74), администрация поселения отказала заявителю в предоставлении названных выписок и внесении изменений в акты приема-передачи имущества, указав при этом, что право хозяйственного ведения у предприятия не возникло.
ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" предоставило справку о том, что под указанным имуществом в этом реестре муниципального имущества имеются в виду 11 из 15 перечисленных заявителем объектов, расположенных по адресу: Республика Адыгея, п. Энем, ул. Чкалова, д. 22. (т. 1, л. д. 22).
25 декабря 2008 года на основании распоряжения Кабинета Министров Республики Адыгея от 27.09.2008 N 354-р "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности МО "Тахтамукайский район", между муниципальным образованием "Тахтамукайский район" и вновь образованными поселениями в его составе" администрации поселения передано муниципальное имущество, в том числе и имущественный комплекс предприятия. В перечне имущества, указанного в приложении N 1 к решению Тахтамукайского районного Совета народных депутатов от 15.07.2008 N 836 и подлежащего передаче в муниципальное образование "Энемское городское поселение" указаны "здание конторы, склады, мастерская п. Энем, ул. Чкалова, 22, инвентарный N 1".
Согласно идентификационной справке от 10.10.2011 N 01-6-39-09 администрации района под указанным имуществом имеются в виду 14 из 15 объектов, перечисленных заявителем, за исключением сушилки общей площадью 23,2 кв. м (т. 1, л. д. 146).
Предприятие, считая, что у него возникло право хозяйственного ведения на помещения, администрация поселения препятствует регистрации права предприятия на них, обратилось в суд с заявлением.
Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативный правовой акт может быть признан недействительным только при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов предпринимателя.
Возникновение права на имущество, подлежащее государственной регистрации, связано с моментом такой регистрации (пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Право хозяйственного ведения на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации на основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно содержащемуся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснению следует, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
У предприятия не возникло право хозяйственного ведения на спорное имущество в связи с неосуществлением его государственной регистрации.
В соответствии с часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Суды, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, в частности, постановление главы администрации района от 29.06.2004 N 524 (т. 1, л. д. 38), акт приема-передачи от 12.07.2004 и приложение N 1 (т. 1, л. д. 40 - 42), распоряжение администрации района от 07.07.2004 N 316 (т. 1, л. д. 39), акт приема-передачи от 07.07.2007 (т. 1, л. д. 47 - 52), пришли к законному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявления, так как у заявителя отсутствует право на помещения, непредставление администрацией поселения документов, необходимых, по мнению заявителя, для регистрации права предприятия на помещения, не нарушает права последнего, что в силу статей 4, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исключает возможность удовлетворения заявления.
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводов судов, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 17.02.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2012 по делу N А01-1408/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" предоставило справку о том, что под указанным имуществом в этом реестре муниципального имущества имеются в виду 11 из 15 перечисленных заявителем объектов, расположенных по адресу: Республика Адыгея, п. Энем, ... . ... .
25 декабря 2008 года на основании распоряжения Кабинета Министров Республики Адыгея от 27.09.2008 N 354-р "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности МО "Тахтамукайский район", между муниципальным образованием "Тахтамукайский район" и вновь образованными поселениями в его составе" администрации поселения передано муниципальное имущество, в том числе и имущественный комплекс предприятия. В перечне имущества, указанного в приложении N 1 к решению Тахтамукайского районного Совета народных депутатов от 15.07.2008 N 836 и подлежащего передаче в муниципальное образование "Энемское городское поселение" указаны "здание конторы, склады, мастерская п. Энем, ул. Чкалова, 22, инвентарный N 1".
...
Возникновение права на имущество, подлежащее государственной регистрации, связано с моментом такой регистрации (пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Право хозяйственного ведения на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации на основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно содержащемуся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснению следует, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 июля 2012 г. N Ф08-3208/12 по делу N А01-1408/2011