Заключение Счетной палаты Российской Федерации от 24 мая 2012 г. N ЗКМ-35/12-02
о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2011 год в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет"
(утв. Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 12 мая 2012 г. N 21К (854)))
(ректор Санкт-Петербургского государственного университета Н.М. Кропачев)
Общие положения.
Заключение Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона от 13 декабря 2009 г. N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (далее - Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов") и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2011 год в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет" (далее - Заключение Счетной палаты по СПбГУ) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (с изменениями) и СФК 203 "Последующий контроль исполнения федерального бюджета".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "13 декабря 2010 г."
Заключение Счетной палаты по СПбГУ подготовлено на основании одного контрольного мероприятия, проведенного Счетной палатой в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет" (далее - СПбГУ или Университет). По результатам контрольного мероприятия составлен акт, который подписан проверяемой стороной без замечаний.
Бюджетная отчетность СПбГУ (далее - бюджетная отчетность) за 2011 год представлена в Счетную палату 28 марта 2011 года, что соответствует сроку представления годовой бюджетной отчетности, установленному статьей 264.9 Бюджетного кодекса Российской Федерации (с изменениями).
Бюджетная отчетность составлена в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, и соответствует структуре и бюджетной классификации, которые применялись при утверждении Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
В своей деятельности СПбГУ руководствовался Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 10 июня 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и иными нормативными правовыми актами.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона Российской Федерации N 3266-1 следует читать как "10 июля 1992 г."
Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" определены особенности правового положения СПбГУ как уникального научно-образовательного комплекса, включающего в себя структурные подразделения без прав юридического лица и юридические лица, как старейшего высшего учебного заведения страны, имеющего огромное значение для развития российского общества.
СПбГУ является федеральным государственным бюджетным учреждением. Учредителем СПбГУ от имени Российской Федерации выступает Правительство Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента РСФСР от 18 декабря 1991 г. N 294 "Об особо ценных объектах национального наследия России" СПбГУ отнесен к особо ценным объектам национального наследия.
В 2011 году деятельность Университета осуществлялась в соответствии с Уставом СПбГУ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1241.
СПбГУ является федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования, осуществляющим образовательную и научно-исследовательскую и иную деятельность в сфере высшего, послевузовского, дополнительного профессионального образования, образовательных программ основного и среднего (полного) общего образования.
Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 1452 "О ректоре федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет" ректором СПбГУ сроком на пять лет назначен Н.М. Кропачев.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" состав научно-образовательного комплекса определяется Уставом СПбГУ.
Основными структурными учебно-научными подразделениями Университета являются факультеты, состоящие из кафедр, организуемых по отраслям знаний. В состав факультета могут входить научно-исследовательские институты, образовательные и научно-исследовательские центры, лаборатории, отделы, другие учебные, учебно-научные, научные, вспомогательные подразделения факультета. Факультеты объединяют научно-педагогических работников, учебно-вспомогательный, учебно-производственный, административный персонал и работников других категорий, различные категории обучающихся с целью организации и осуществления учебного процесса, организации и проведения фундаментальных, прикладных научных и учебно-методических исследований, подготовки научных трудов и создания других результатов интеллектуальной деятельности.
По состоянию на начало 2011 года бюджетными полномочиями получателей бюджетных средств наделены 23 подразделения СПбГУ (18 факультетов, академическая гимназия, медицинский центр, Петродворцовый учебно-научный комплекс, учебно-оздоровительная база "Горизонт" СПбГУ (г. Туапсе), ректорат СПбГУ), которым были открыты лицевые счета получателей бюджетных средств в территориальных органах Федерального казначейства.
В связи с переходом Университета с 1 января 2012 года на финансирование путем предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) согласно Федеральному закону от 25 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", для 22 подразделений СПбГУ с 1 января 2012 года отменены бюджетные полномочия получателей бюджетных средств путем исключения из Сводного реестра и закрытия лицевых счетов получателей бюджетных средств, открытых в территориальных отделениях Федерального казначейства.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "30 ноября 2011 г."
СПбГУ имеет свое представительство в Автономной Республике Крым.
В проверяемый период Университет имел следующие лицензии:
- на право ведения образовательной деятельности от 15 июня 2010 г. N 0001 (срок действия до 1 июля 2011 года). Указанная лицензия продлевала действие лицензии от 25 марта 2005 г. N 4480 со сроком ее действия до 25 июня 2010 года. В настоящее время действует лицензия на право ведения образовательной деятельности от 28 апреля 2011 г. N 1202, выданная бессрочно.
Свидетельство о государственной аккредитации от 15 октября 2009 г. N 0003 со сроком действия до 15 октября 2014 года удостоверяет государственный аккредитационный статус СПбГУ: тип образовательного учреждения - высшее учебное заведение, вид образовательного учреждения - университет. СПбГУ аттестован по 126 основным и 6 дополнительным образовательным программам;
- на осуществление медицинской деятельности от 21 августа 2008 г. N ФС78-01-001439 и от 17 декабря 2009 г. N ФС78-01-001690;
- на телематические услуги связи от 5 июля 2011 г. N 88813; услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, от 5 июля 2011 г. N 88814; услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, от 5 июля 2011 г. N 88815;
- на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов от 20 ноября 2009 г. N ВП-19-002096(С);
- на геодезическую деятельность от 8 декабря 2008 г. N СЗГ-02452Г; картографическую деятельность от 8 декабря 2008 г. N СЗГ-02453К.
1. Доходы, расходы и источники финансирования дефицита федерального бюджета, установленные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", прогнозом поступлений доходов в федеральный бюджет и бюджетной росписью по СПбГУ, и их исполнение по бюджетной отчетности и результатам проведенной Счетной палатой проверки.
Доходы федерального бюджета.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (приложение 6) и приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (с изменениями) (приложение 6) за Университетом суммы поступлений доходов в федеральный бюджет и коды бюджетной классификации Российской Федерации по доходам в федеральный бюджет в соответствии с указанными приложениями не установлены.
Расходы федерального бюджета.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (первоначальная редакция) Университету (глава 385) были предусмотрены ассигнования (приложение 8) в общей сумме 5 392 317,7 тыс. рублей, в том числе по:
Рз 01 "Общегосударственные вопросы" - 545 242,3 тыс. рублей (Пр 0110 "Фундаментальные исследования" - 545 242,3 тыс. рублей),
Рз 07 "Образование" - 4 847 075,4 тыс. рублей (Пр 0706 "Высшее и послевузовское профессиональное образование" - 4 792 361,3 тыс. рублей; Пр 0708 "Прикладные научные исследования в области образования" - 54 714,1 тыс. рублей).
Доведенная до Университета сводная бюджетная роспись федерального бюджета на 2011 финансовый год по состоянию на 1 января 2011 года по главе 385 соответствовала показателям Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (первоначальная редакция) и составляла 5 392 317,7 тыс. рублей, что соответствует статье 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (в редакции Федеральных законов от 1 июня 2011 г. N 105-ФЗ и от 6 ноября 2011 г. N 302-ФЗ) (окончательная редакция) приложениями 8, 8.1, 8.2 "Ведомственная структура расходов федерального бюджета" расходы установлены в общей сумме 6 274 967,9 тыс. рублей (увеличение на 882 650,2 тыс. рублей).
Бюджетная роспись на 2011 год по состоянию на 1 января 2012 года по СПбГУ образовалась в общей сумме 9 224 636,4 тыс. рублей. Отклонение от показателей Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (окончательная редакция) составляет (+) 2 949 668,5 тыс. рублей и образовалось в результате исполнения бюджета за 2011 год. Изменения сводной бюджетной росписи по 2011 году в размере (+) 2 949 668,5 тыс. рублей без отражения в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (окончательная редакция) соответствуют положению пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Изменения в бюджетную роспись федерального бюджета на 2011 год по СПБГУ были внесены по следующим кодам:
012, 013 - изменения, вносимые в связи с принятием федеральных законов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, в общем объеме (+) 882 650,2 тыс. рублей;
030 - изменения, вносимые в связи с изменением состава или полномочий (функций) главных распорядителей (подведомственных им казенных учреждений), в объеме (+) 92 487,0 тыс. рублей;
082 - изменения, связанные с резервированием средств в составе утвержденных законом бюджетных ассигнований, в объеме (+) 20 000,0 тыс. рублей;
083 - изменения, вносимые в связи с перераспределением бюджетных ассигнований по основаниям, установленным законом, в объеме (+) 2 837 181,5 тыс. рублей.
Составление и представление в Минфин России бюджетной росписи по расходам федерального бюджета, внесение изменений в утвержденную бюджетную роспись осуществлялись своевременно. Содержание и объемы предлагаемых изменений, указанных в обращениях СПбГУ, соответствовали основаниям для внесения изменений в сводную бюджетную роспись.
Нарушений ограничений по внесению изменений в показатели сводной бюджетной росписи за счет экономии бюджетных средств при условии, что увеличение бюджетных ассигнований, предусмотренных СПбГУ как главному распорядителю бюджетных средств по соответствующему виду расходов, не может превышать 10 %, не установлено.
В 2011 году СПбГУ как главный распорядитель средств федерального бюджета был профинансирован (с учетом внесенных изменений) по подразделу 0110 "Фундаментальные исследования" в объеме 550 691,6 тыс. рублей; по подразделу 0706 "Высшее и послевузовское профессиональное образование" в объеме 8 618 674,7 тыс. рублей, по подразделу 0708 "Прикладные научные исследования в области образования" в объеме 55 270,1 тыс. рублей.
Приказом по СПбГУ от 8 февраля 2010 г. N 240/1 (с изменениями, внесенными приказом от 30 декабря 2010 г. N 3207/1) утвержден порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет получателей бюджетных средств, входящих в состав СПбГУ. Указанный порядок устанавливал последовательность составления, утверждения бюджетных смет, а также их ведения и внесения изменений.
СПбГУ осуществлял распределение лимитов бюджетных обязательств по структурным подразделениям - получателям бюджетных средств в разрезе разделов, подразделов, целевых статей, видов расходов и кодов классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) на текущий финансовый год.
Изменение бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств осуществлялось с присвоением кодов видов изменений, установленных Минфином России. Изменение осуществлялось на основании письменных обращений структурных подразделений с предоставлением расчетов и распоряжений по СПбГУ.
На основании утвержденных изменений вносились изменения в сметы и лимиты бюджетных обязательств структурных подразделений. Доведение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования до своих подведомственных организаций СПбГУ осуществлял расходными расписаниями через органы Федерального казначейства. Кроме того, осуществлялось доведение лимитов бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию за счет средств, полученных от арендной платы.
В 2011 году нормативных публичных обязательств, определенных в части 1 статьи 7 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и в приложении N 6 к Порядку составления и ведения сводных бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденному приказом Минфина России от 17 декабря 2008 г. N 143н, Университет не имел.
Кроме объемов бюджетного финансирования предусмотренного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" СПбГУ в 2011 году имел дополнительный источник бюджетного финансирования за счет средств, поступающих от сдачи в аренду федерального имущества.
В 2011 году доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление СПбГУ, в размере 40 101,0 тыс. рублей направлены на содержание и развитие его материально-технической базы сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов федерального бюджета.
Объем кассовых расходов за отчетный период без учета расходов, произведенных за счет источника дополнительного бюджетного финансирования от сдачи в аренду имущества, составляет 9 043 135,7 тыс. рублей, или 98,02 % от объема уточненных плановых назначений на год.
Объем кассовых расходов за 2011 год с учетом расходов, произведенных за счет источника дополнительного бюджетного финансирования от сдачи в аренду имущества, составляет 9 083 236,7 тыс. рублей, или 98,03 % от уточненных плановых назначений на 2011 год.
В отчетный период СПбГУ являлся одним из исполнителей Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы и Федеральной адресной инвестиционной программы (далее - ФАИП).
В рамках ФАИП на 2011 год (с учетом изменений) Университету были предусмотрены лимиты государственных капитальных вложений по подразделу 0706 "Высшее и послевузовское профессиональное образование" в общем объеме 1 119 000,0 тыс. рублей, в том числе:
- по ЦСР 1008900 "Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы" по объектам "Реконструкция Дворца графов Бобринских (г. Санкт-Петербург)" - 35 000,0 тыс. рублей и "Строительство 1-го этапа 2-ой очереди комплекса зданий естественных факультетов СПбГУ" - 84 000,0 тыс. рублей;
- по ЦСР 1020205 "Строительство и реконструкция объектов для размещения Высшей школы менеджмента федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет" по объекту "Реконструкция комплекса дворцово-паркового ансамбля "Михайловская дача" и строительство объектов для размещения бизнес-школы Высшей школы менеджмента (г. Санкт-Петербург)" - 1 000 000,0 тыс. рублей (непрограммная часть).
Выделенные на реализацию ФАИП средства федерального бюджета освоены в полном объеме.
В 2011 году участником приоритетных национальных проектов СПбГУ не являлся, решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации средства из резервных фондов Университету не выделялись.
Источники финансирования дефицита федерального бюджета.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" СПбГУ включен в перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, при этом показатели по источникам финансирования дефицита федерального бюджета СПбГУ на 2011 год указанным Федеральным законом и сводной бюджетной росписью не устанавливались.
Годовая бюджетная отчетность СПбГУ за 2011 год составлялась в соответствии с приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
Выборочной проверкой установлено, что данные аналитического учета соответствуют данным бухгалтерского отчета СПБГУ за 2011 год.
2. Результаты проверки и анализа организации исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
Результаты проверки и анализа организации исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет по доходам, закрепленным за СПбГУ как главным администратором доходов федерального бюджета.
Кассовый план по доходам федерального бюджета Минфином России до СПБГУ не доводился.
На лицевом счете администратора доходов бюджета 04721003850, открытом СПбГУ в УФК по г. Санкт-Петербургу, в 2011 году осуществлялось ведение учета доходов, связанных с хозяйственной деятельностью учреждения как получателя бюджетных средств и не носящих постоянный характер.
В соответствии с формой N 503127 "Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора, администратора доходов бюджета" на 1 января 2012 года (раздел 1 "Доходы бюджета") доходы федерального бюджета исполнены через финансовые органы в сумме 28 359,5 тыс. рублей по следующим кодам:
113 0301001 0000 130 - прочие доходы от оказания платных услуг получателями бюджетных средств федерального бюджета и компенсации затрат федерального бюджета - в сумме 10 137,5 тыс. рублей (195,4 тыс. рублей - возврат дебиторской задолженности 2010 года по уплате заработной платы; 124,4 тыс. рублей - возврат дебиторской задолженности 2010 года по уплате стипендии; 443,9 тыс. рублей - возврат дебиторской задолженности прошлых лет по хозяйственным договорам на поставку продуктов питания для обучающихся в академической гимназии СПбГУ; 931,0 тыс. рублей - возврат дебиторской задолженности прошлых лет по акту Росфиннадзора по договору с ООО "СЭТЛ СИТИ"; 8 442,8 тыс. рублей - возврат сумм дебиторской задолженности прошлых лет по единому социальному налогу и страховым взносам);
116 9001001 0000 140 - прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет, - в сумме 18 222,0 тыс. рублей (возврат в доход бюджета средств, поступивших по исполнительным листам в возмещение ущерба, причиненного СПбГУ).
Результаты проверки исполнения сводной бюджетной росписи по расходам федерального бюджета за 2011 год СПбГУ как главным распорядителем.
Составление и представление СПбГУ в Минфин России бюджетной росписи по расходам федерального бюджета производились своевременно.
Внесение изменений в утвержденную бюджетную роспись производилось в соответствии с обоснованиями и объемами, указанными в обращениях СПбГУ. Содержание и объемы в докладных записках департаментов Минфина России соответствуют основаниям для внесения изменений в сводную бюджетную роспись.
Изменение лимитов бюджетных обязательств в случае осуществления блокировки расходов федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Счетной палатой и Росфиннадзором, в 2011 году не производилось.
Доведение Минфином России, Федеральным казначейством сводной бюджетной росписи по расходам до СПбГУ производилось в соответствии со статьей 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В 2011 году изменения в сводную бюджетную роспись федерального бюджета по СПбГУ в связи с оплатой судебных листов не вносились. Указанные расчеты производились за счет средств от приносящей доход деятельности.
Доведение Федеральным казначейством казначейскими уведомлениями объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств до СПбГУ, утверждение и доведение Университетом уведомлений о бюджетных ассигнованиях до подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств производились своевременно и в соответствии с Порядком доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня, утвержденным приказом Минфина России от 30 сентября 2008 г. N 104н.
Объемы бюджетных обязательств, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования доводились Федеральным казначейством казначейскими уведомлениями своевременно и в полном объеме. В соответствии с Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденным приказом Минфина России от 17 декабря 2008 г. N 143н, СПбГУ как главным распорядителем бюджетных средств в установленном порядке на основании доведенных показателей сводной бюджетной росписи в 2010 году направлялись подведомственным получателям средств федерального бюджета уведомления об объемах бюджетных ассигнований. Доведение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов до подведомственных получателей СПбГУ осуществлялось расходными расписаниями через органы Федерального казначейства в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минфина России от 30 сентября 2008 г. N 104н.
Результаты проверки исполнения сводной бюджетной росписи по источникам финансирования дефицита федерального бюджета за 2011 год СПбГУ как главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Бюджетное задание СПбГУ как администратору источников финансирования внутреннего дефицита федерального бюджета Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" сводной бюджетной росписью и уточненной бюджетной росписью не установлено.
3. Анализ подготовки СПбГУ нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", и выполнения статей указанного Федерального закона.
В течение года СПбГУ подготавливались и утверждались ведомственные акты, обеспечивающие реализацию Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", в том числе по администрированию доходов федерального бюджета, исполнению расходной части федерального бюджета и составлению смет.
Нарушений норм, требований и положений текстовых статей Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" в процессе его исполнения не установлено.
4. Результаты оценки качества управления государственными финансами СПбГУ как главным администратором средств федерального бюджета.
С учетом внесенных Минфином России изменений в сводную бюджетную роспись расходов по СПбГУ объем расходов на 1 января 2012 года составил 9 224 636,4 тыс. рублей, или 171,1 % к утвержденным Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" объемам.
Отношение суммы положительных изменений сводной бюджетной росписи (3 832 318,7 тыс. рублей) к кассовым расходам (9 043 135,7 тыс. рублей) составило 42,4 %.
Объем кассовых расходов за отчетный период без учета расходов, произведенных за счет источника дополнительного бюджетного финансирования от сдачи в аренду имущества, составляет 9 043 135,7 тыс. рублей, или 98,02 % от объема уточненных плановых назначений на год.
Отношение неиспользованных лимитов бюджетных обязательств по средствам федерального бюджета без учета аренды (181 500,7 тыс. рублей) к кассовым расходам (9 043 135,7 тыс. рублей) - 2 %.
Кассовые расходы по кварталам 2011 года сложились неравномерно, основной объем кассового исполнения осуществлялся СПбГУ в IV квартале 2011 года. Отношение объема расходов, произведенных в IV квартале 2011 года (с учетом аренды 6 025 981,5 тыс. рублей), к годовым кассовым расходам (9 083 236,7 тыс. рублей) - 66,3 %.
Оценка качества управления дебиторской и кредиторской задолженностью.
На 1 января 2012 года дебиторская задолженность в целом по СПбГУ составила (-) 29 362,4 тыс. рублей. По сравнению с 2010 годом сумма дебиторской задолженности в целом увеличилась на 137 298,36 тыс. рублей и распределилась следующим образом.
тыс. рублей
N счета бюджетного учета |
Задолженность на 01.01.2011 |
В т.ч. просроченная |
Задолженность на 01.01.2012 |
В т.ч. просроченная |
Изменение (2-4) |
Изменение (3-5) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Дебиторская задолженность, всего | ||||||
ВСЕГО в том числе: |
(-) 29 362,83 |
|
(+) 107 935,53 |
|
(+) 137 298,36 |
- |
"Расчеты с дебиторами по доходам" (0.205.00.000) |
(-) 252 349,4 |
|
(-) 184 198,0 |
|
(-) 68 154,4 |
- |
"Расчеты по выданным авансам" (0.206.00.000) |
221 248,06 |
|
291 113,1 |
|
(-) 69 865,04 |
|
"Расчеты с подотчетными лицами" (0.208.00.000) |
682,71 |
|
(-) 25,03 |
|
(+) 707,74 |
|
"Расчеты по недостачам" (020900000) |
1 055,8 |
|
1 045,46 |
|
(+) 10,34 |
- |
За счет сметы расходов бюджетного финансирования | ||||||
ВСЕГО в том числе: |
48 847,2 |
|
162 032,13 |
|
(-) 113 184,93 |
|
"Расчеты с дебиторами по доходам" (020500000) |
14 527,7 |
|
11 911,8 |
|
(+) 2 615,9 |
- |
"Расчеты по выданным авансам" (020600000) |
33 666,36 |
32 088,2 |
149 320,3 |
10 283,5 |
(-) 115 653,94 |
(+) 21 804,7 |
"Расчеты с подотчетными лицами" (020800000) |
288,41 |
5,0 |
429,47 |
5,0 |
(-) 141,06 |
- |
"Расчеты по недостачам" (020900000) |
364,73 |
364,73 |
370,56 |
344,06 |
(-) 5,83 |
(-) 20,67 |
За счет средств от приносящей доход деятельности | ||||||
ВСЕГО в том числе: |
(-) 78 209,6 |
|
(-) 54 096,6 |
|
(-) 24 113,0 |
|
"Расчеты с дебиторами по доходам" (020500000) |
(-) 266 877,1 |
|
(-) 196 109,8 |
|
(-) 70 767,3 |
|
"Расчеты по выданным авансам" (020600000) |
187 581,7 |
|
141 792,8 |
|
(+) 45 788,9 |
|
"Расчеты с подотчетными лицами" (020800000) |
394,3 |
|
(-) 454,5 |
|
(+) 848,8 |
|
"Расчеты по недостачам" (020900000) |
691,5 |
|
674,9 |
|
(+) 16,6 |
|
Приведенные в таблице данные показывают, что в 2011 году в целом по СПбГУ дебиторская задолженность, относящаяся к бюджетной деятельности, увеличилась на 113 184,93 тыс. рублей. Так, в 2011 году по сравнению с 2010 годом дебиторская задолженность по расчетам с дебиторами по доходам (счет 020500000) снизилась на 2 615,9 тыс. рублей, или на 14,3 %, и составила на 1 января 2012 года 11 911,8 тыс. рублей. По расчетам по выданным авансам (020600000) - увеличилась на 115 653,94 тыс. рублей.
По данным бухгалтерского учета, за организациями - арендаторами нежилых помещений по состоянию на 1 января 2012 года числится дебиторская задолженность в общей сумме 11 925,5 тыс. рублей. Выборочной проверкой установлено, что у отдельных организаций-арендаторов дебиторская задолженность возникла в 2005 - 2010 годах и не взыскана до настоящего времени. Так, в 2005 году образовалась задолженность в сумме 718,8 тыс. рублей, в 2006 году - в сумме 353,6 тыс. рублей, 2007 году - 74,9 тыс. рублей, в 2008 году - 1 519,6 тыс. рублей, в 2009 году - 5 335,6 тыс. рублей, в 2010 году - 1 878,4 тыс. рублей.
Задолженность подотчетных лиц (счет 020800000) снизилась с 682,71 тыс. рублей на 1 января 2011 года до (-) 25,03 тыс. рублей на 1 января 2012 года (+ 707,74 тыс. рублей).
Задолженность по расчетам по выданным авансам по средствам федерального бюджета (счет 120600000) в 2011 году увеличилась на 115 653,94 тыс. рублей и на 1 января 2012 года составила 149 320,3 тыс. рублей. На общую сумму 77 679,8 тыс. рублей выплачены авансы поставщикам коммунальных услуг. Авансы по работам, услугам по содержанию имущества составляют 54 400,0 тыс. рублей. Выплаченные авансы по прочим работам и услугам составляют 7 364,8 тыс. рублей.
Просроченная дебиторская задолженность по выданным авансам по средствам федерального бюджета, образовавшаяся в период с 2001 по 2009 год, составляет 10 283,5 тыс. рублей, в настоящее время ведутся работы по восстановлению бухгалтерского учета прошлых лет и снижению просроченной дебиторской задолженности.
В 2011 году по состоянию на 1 октября 2011 года произведена инвентаризация расчетов по дебиторской задолженности, акты сверки взаимных расчетов направлены всем контрагентам (100 %). Основная сумма задолженности образовалась в период с 2001 по 2008 год. В период 2010 - 2011 годов проводилась работа по восстановлению учета, документов, проведению сверки взаиморасчетов с контрагентами, снижению дебиторской задолженности.
Задолженность по расчетам по недостачам на 1 января 2011 года по бюджетной деятельности составила 1 055,8,2 тыс. рублей. Из общей суммы задолженности по недостачам в следственных органах находятся дела на общую сумму 193,0 тыс. рублей, или 4 % от общей суммы установленных недостач и хищений.
На 1 января 2012 года кредиторская задолженность по принятым обязательствам СПбГУ, относящимся к бюджетной деятельности, за 2011 год увеличилась на 146 534,0 тыс. рублей (с 13 242,5 тыс. рублей до 159 776,5 тыс. рублей). Задолженность образовалась по оплате коммунальных услуг, предоставленных в декабре 2011 года на сумму 5 145,7 тыс. рублей; поставок оборудования и материальных ценностей по программе развития на сумму 106 223,4 тыс. рублей (поставки декабря, срок оплаты не наступил); приобретения неисключительных прав на программное обеспечение; услуг по предоставлению доступа к электронным ресурсам; прочих работ и услуг на сумму 47 965,9 тыс. рублей.
На начало 2011 года сумма неисполненных исполнительных документов, которая подлежала взысканию в 2011 году, составила 80,3 тыс. рублей. В 2011 году из УФК по г. Санкт-Петербургу в адрес СПбГУ поступили судебные решения на взыскание средств по денежным обязательствам в сумме 760,7 тыс. рублей. С лицевого счета СПбГУ перечислено за счет внебюджетных средств по исполнительным документам в 2011 году всего 321,9 тыс. рублей. Исполнительные листы на общую сумму 73,3 тыс. рублей не прошли регистрацию в УФК по г. Санкт-Петербургу, поэтому исполнению в 2011 году не подлежали. На 1 января 2012 года не исполнен 1 исполнительный документ.
5. Анализ наличия, состояния и эффективности внутреннего финансового контроля, осуществляемого СПбГУ.
Контрольно-ревизионное управление СПбГУ (далее - КРУ СПбГУ) является самостоятельным структурным подразделением Университета и входит в состав ректората СПбГУ. С момента создания до 19 октября 2010 года КРУ СПбГУ функционально и организационно находилось в подчинении проректора по правовым вопросам СПбГУ, с 19 октября 2010 года - начальника юридического управления.
Должностные лица КРУ СПбГУ, осуществляющие внутренний контроль, с начала их деятельности в Университете, не являлись должностными лицами объектов финансового контроля Университета.
Штатная численность КРУ СПбГУ согласно штатному расписанию на 2011 год составляет 5 единиц. Отношение штатной численности КРУ СПбГУ к штатной численности сотрудников центрального аппарата - 0,55 %.
На начало и конец 2011 года фактическая численность сотрудников КРУ СПбГУ составляла 4 человека. В 2011 году расходы на заработную плату работников КРУ СПбГУ за счет средств федерального бюджета составили 2 612,6 тыс. рублей.
КРУ СПбГУ проводит проверки, как плановые в соответствии с утвержденными в установленном порядке планами, так и внеплановые - по поручению ректора, первого проректора по экономике, начальника юридического управления. Проведение проверок осуществляется на основании распоряжений начальника юридического управления, в состав комиссии по проверке включаются штатные сотрудники КРУ СПбГУ, юридического управления и иных структурных подразделений ректората.
В течение 2011 года КРУ СПбГУ было проведено 7 проверок, в том числе 2 внеплановые. По результатам проверок составлялся акт (справка), в котором указывались выявленные нарушения и замечания. По окончании проверок подразделениями составляются планы мероприятий, направленные на устранение выявленных нарушений и недостатков, с целью недопущения их в дальнейшем. Изданные по результатам проверок приказы доводятся для сведения и использования в работе до проректоров и руководителей иных структурных подразделений СПбГУ.
6. Анализ доходов, расходов и источников финансирования дефицита по приносящей доход деятельности по СПбГУ и средств, поступающих во временное распоряжение федеральных бюджетных учреждений.
Приносящую доход деятельность СПбГУ в 2011 году осуществлял на основании генерального разрешения N 385065 главного распорядителя средств федерального бюджета на осуществление приносящей доход деятельности, выданного Министерством финансов Российской Федерации 12 января 2010 года, и дополнения к генеральному разрешению от 23 сентября 2011 г. N 38506502, оформленного в связи с утверждением постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1241 нового Устава СПбГУ.
Источники формирования и направления использования средств от приносящей доход деятельности соответствуют Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", Федеральному закону от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Уставу СПбГУ, послужившим основанием для выдачи СПбГУ генерального разрешения на осуществление приносящей доход деятельности.
В сводном реестре участников бюджетного процесса для СПбГУ с декабря 2009 года установлены бюджетные полномочия получателя, осуществляющего операции со средствами во временном распоряжении.
В учреждениях Банка России и кредитных организациях для учета операций со средствами в валюте Российской Федерации, полученными от приносящей доход деятельности, СПбГУ счетов не имеет, за исключением валютных счетов.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. N 88н "О Порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности", приказом Минфина России от 30 декабря 2009 г. N 150н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", приказом СПбГУ от 31 декабря 2010 г. N 3242/1 "О предоставлении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности на 2011 год" утвержден порядок составления смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности.
На 1 января 2012 года сумма полученных доходов составила 2 766 800,7 тыс. рублей, или 98,05 % от утвержденных сметных назначений (2 821 834,7 тыс. рублей), в том числе:
- по коду 385 302 0101001 0000 130 "Доходы от оказания услуг федеральными учреждениями" доходы составили 2 310 219,6 тыс. рублей, или 102,94 % от утвержденных сметных назначений;
- по коду 385 302 0204101 0000 440 "Доходы от реализации активов, осуществляемой федеральными учреждениями (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу)" полученные доходы составили 5 617,2 тыс. рублей, или 35,74 %;
- по коду 385 303 0301001 0000 180 "Гранты, премии, добровольные пожертвования федеральным государственным учреждениям" исполнение составило 442 497,4 тыс. рублей, или 113,92 %;
- по коду 385 303 9901001 0000 180 "Прочие безвозмездные поступления федеральным учреждениям" поступления составили 27 189,6 тыс. рублей, или 15,67 %.
Расходы средств от приносящей доход деятельности на 2011 год утверждены сметой в сумме 3 062 222,8 тыс. рублей, что составляет 92,15 % от запланированной суммы доходных поступлений.
Кассовое исполнение расходов за 2011 год составляет 2 713 973,96 тыс. рублей, или 88,6 % от утвержденного сметой объема.
Доходы и расходы, полученные СПбГУ в 2011 году от приносящей доход деятельности соответствовали источникам формирования и направлениям использования средств, указанным в генеральном разрешении и смете доходов и расходов СПбГУ.
В целом по СПбГУ в общей сумме запланированных расходов средства федерального бюджета в 2011 году составили 9 265 636,4 тыс. рублей, или 75,2 %, средства от приносящей доход деятельности - 3 062 222,8 тыс. рублей, или 24,8 %.
В общей сумме произведенных расходов за 2011 год бюджетные средства составили 9 083 236,7 тыс. рублей, или 76,9 %, средства от приносящей доход деятельности - 2 713 973,9 тыс. рублей, или 23,1 %. В 2010 году процент исполнения по бюджетным средствам составил 65,1 %, по приносящей доход деятельности - 34,9 %. Изменение процентного соотношения связано в первую очередь с существенным увеличением бюджетных ассигнований в 2011 году.
По сравнению с 2010 годом полученные доходы по приносящей доход деятельности увеличились на 131 442,4 тыс. рублей, или на 5 %.
На 1 января 2012 года сумма денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение, составила 119 343,8 тыс. рублей. По сравнению с 2010 годом указанная сумма средств увеличилась на 87 770,4 тыс. рублей, или на 234 %.
Выборочной проверкой установлено, что данные бюджетной отчетности за 2011 год в части отражения средств от приносящей доход деятельности и средств, поступающих во временное распоряжение, соответствуют данным бухгалтерского учета СПбГУ.
Для учета операций по приносящей доход деятельности на лицевом счете СПбГУ предоставлял в орган Федерального казначейства смету доходов и расходов на текущий финансовый год. Утвержденная смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности в течение финансового года уточнялась в установленном порядке.
Проверка показала, что на лицевом счете по учету средств по приносящей доход деятельности отражаются: остаток средств на начало текущего финансового года; суммы, поступившие в течение финансового года в соответствии с классификацией доходов бюджета Российской Федерации, в том числе суммы без права расходования; кассовые расходы, произведенные за счет средств от приносящей доход деятельности в течение текущего финансового года; восстановление кассовых расходов; остаток средств по приносящей доход деятельности на отчетную дату.
Заключение и оплата договоров в СПБГУ, исполнение которых осуществляется за счет средств, получаемых от приносящей доход деятельности, производятся в пределах утвержденных смет доходов и расходов.
Средства, полученные от приносящей доход деятельности, на создание других организаций и покупку ценных бумаг не направлялись.
7. Эффективность и результативность использования средств федерального бюджета и федеральной собственности по СПбГУ.
Основными задачами деятельности СПбГУ являются удовлетворение потребностей личности и общества в интеллектуальном, культурном, нравственном и духовном развитии; подготовка высококвалифицированных специалистов соответствующих уровней и ступеней, владеющих навыками самостоятельной исследовательской деятельности, по различным специальностям и направлениям подготовки; подготовка, переподготовка и повышение квалификации научно-педагогических кадров; организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований по широкому спектру наук и опытно-конструкторских работ; сохранение, развитие и преумножение нравственных и культурных традиций СПбГУ, воспитание молодежи в духе этих традиций, повышение роли гуманитарного направления в процессе образования; участие в организации и осуществлении непрерывного образования.
Показатели деятельности Университета в 2011 году по сравнению с 2010 годом приведены в нижеследующей таблице:
N |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2010 год |
2011 год |
1. |
Количество студентов (всего) |
чел. |
27741 |
25884 |
2. |
Количество бакалавров очной формы обучения |
чел. |
9867 |
10970 |
3. |
Количество магистров очной формы обучения |
чел. |
3834 |
3922 |
4. |
Количество специалистов очной формы обучения |
чел. |
8084 |
6171 |
5. |
Количество аспирантов очной формы обучения, обучающихся в университете |
чел. |
1744 |
1687 |
6. |
Количество докторантов, обучающихся в университете |
чел. |
163 |
158 |
7. |
Количество иностранных обучающихся из стран СНГ |
чел. |
263 |
286 |
8. |
Количество иностранных обучающихся (без учета стран СНГ) |
чел. |
753 |
683 |
9. |
Количество выпускников, окончивших вуз в отчетном году и трудоустроенных по окончании обучения по специальности |
чел. |
681 |
614 |
10. |
Выпущено специалистов (всего) |
чел. |
6748 |
6642 |
в том числе бакалавров |
чел. |
2063 |
1928 |
|
в том числе специалистов |
чел. |
3571 |
3300 |
|
в том числе магистров |
чел. |
1114 |
1414 |
|
11. |
Количество выпускников очной формы обучения, окончивших вуз (без учета продолживших обучение в университете) |
чел. |
2768 |
2803 |
12. |
Количество научно-педагогических работников |
чел. |
4792 |
4947 |
13. |
Количество человек, принятых в очную аспирантуру и докторантуру из сторонних организаций |
чел. |
116 |
82 |
14. |
Численность прошедших переподготовку (свыше 500 часов) и повышение квалификации (от 72 до 500 часов) из числа сотрудников вуза в российских и международных вузах и научных центрах (всего) |
чел. |
485 |
498 |
15. |
Количество статей в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями (Web of Science, Scopus) |
ед. |
3865 |
3876 |
16. |
Количество очных аспирантов и докторантов, "защитившихся" в срок или в течение календарного года после окончания аспирантуры (докторантуры) |
чел. |
132 |
115 |
17. |
Количество основных образовательных программ, реализуемых на основе образовательных стандартов, установленных вузом |
ед. |
28 |
206 |
18. |
Общее количество основных образовательных программ |
ед. |
554 |
732 |
19 |
Выпуск очной аспирантуры и докторантуры |
чел. |
489 |
420 |
20. |
Количество поставленных на бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности |
ед. |
53 |
67 |
21. |
Общее количество научно-педагогических работников, имеющих ученую степень доктора наук или кандидата наук и проработавших в отчетном году не менее 3 месяцев |
чел. |
3408 |
3394 |
22. |
Численность научно-педагогических работников, имеющих ученую степень кандидата наук, в возрасте до 30 лет |
чел. |
230 |
173 |
23. |
Общее количество аспирантов и научно-педагогических работников, прошедших в отчетном году стажировки в ведущих мировых научных и университетских центрах (с получением соответствующего документа) |
чел. |
175 |
280 |
24. |
Средний возраст профессорско-преподавательского состава |
лет |
49,5 |
49,8 |
25. |
Среднемесячная заработная плата основного персонала вуза по виду экономической деятельности "образование" |
руб. |
37540 |
44190 |
26. |
Количество направлений (специальностей) подготовки |
ед. |
462 |
487 |
27. |
Количество самостоятельно разработанных образовательных стандартов |
ед. |
20 |
23 |
Эффективность и результативность использования федеральной собственности.
Общая площадь земельных участков, принадлежащих СПбГУ на праве постоянного (бессрочного) пользования, составляет 526,0195 га.
Площадь земельных участков в 2011 году увеличилась за счет передачи 5 земельных участков общей площадью 1,6482 га в собственность Российской Федерации и в постоянное (бессрочное) пользование СПбГУ в соответствии с распоряжениями Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге (далее - ТУ ФАУГИ в городе Санкт-Петербурге) от 6 августа 2010 г. N 636-р, а также за счет передачи земельного участка площадью 0,5409 га в соответствии с распоряжением ТУ ФАУГИ в городе Санкт-Петербурге от 23 ноября 2011 г. N 796-р.
Кроме того в 2011 году проведены межевание и постановка на кадастровый учет 4 земельных участков общей площадью 98,6576 га, расположенных на территории г. Петродворец.
Оформлены свидетельства о государственной регистрации права на земельные участки общей площадью 196,893 га. В процессе оформления 34 земельных участка общей площадью 329,1265 га. 2 земельных участка площадью 2,4108 га находятся у СПбГУ на праве аренды.
Всего за СПбГУ закреплено на праве оперативного управления 335 объектов недвижимого имущества (зданий, сооружений, помещений) общей площадью 793 201,7 кв. м.
Количество объектов, переданных в оперативное управление СПбГУ в 2011 году, увеличилось в связи с изданием распоряжений ТУ ФАУГИ в городе Санкт-Петербурге от 23 ноября 2011 г. N 796-р (1 здание площадью 10 524,9 кв. млн. рублей) и от 23 декабря 2011 г. N 865-р (11 зданий общей площадью 57684,2 кв. м).
На момент проверки имеются свидетельства о государственной регистрации права на 224 здания (сооружения, помещения) общей площадью 673 429,6 кв. м (85 %).
В нарушение статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на 111 объектов недвижимости общей площадью 119 772,1 кв. м (15 %) правоустанавливающие документы не оформлены.
Университету предоставлены 15 объектов недвижимости, находящихся в собственности г. Санкт-Петербурга: 2 объекта общей площадью 182 кв. м предоставлены в аренду, а 13 зданий (помещений) общей площадью 31 292,6 кв. м - в безвозмездное пользование. Кроме того, на основании договоров аренды (субаренды), заключенных с юридическими лицами, СПбГУ пользуется 11 объектами недвижимости (помещениями, частью помещений).
Из общего числа объектов недвижимости, находящихся в оперативном управлении Университета, 71 объект - памятники истории и культуры (федерального или регионального значения, а также выявленные объекты культурного наследия). На период проведения проверки только по 39 памятникам охранные обязательства или оформлены, или находятся на стадии оформления. По 32 объектам культурного наследия охранные обязательства не оформлены, что является нарушением статьи 48 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В течение 2011 года СПбГУ было заключено 47 договоров аренды в отношении нежилых помещений в зданиях, переданных в пользование СПбГУ. Общая площадь переданных в аренду помещений составила 8 968,75 кв. м (1,13 % общей площади зданий, используемых СПбГУ на праве оперативного управления (793 201,7 кв. м). Из них 2 843,1 кв. м (31,7 %) занимали объекты с назначением использования - осуществление общественного питания, 2 915,8 кв. м (32,5 %) - арендаторы, осуществляющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, участвующие в обеспечении учебно-научной деятельности СПбГУ.
В течение 2011 года СПбГУ расторгнуто 6 договоров аренды нежилых помещений общей площадью 2 655,8 кв. м. что составляет 29,6 % от общей площади сданных в аренду помещений.
Приказом проректора по правовым вопросам от 30 сентября 2008 г. N 1325/1 "Об утверждении документации по проведению конкурсов на право заключения договоров аренды" утверждена форма типового договора аренды.
В договорах аренды ежемесячная арендная плата установлена в российской валюте (рубли), внесение арендной платы производится не позднее 10 числа каждого месяца в объеме месячных начислений арендной платы (пункт 3.2 типового договора аренды). В соответствии с пунктом 3.3 типового договора аренды при нарушении арендатором сроков внесения арендной платы арендатор оплачивает Университету пени в размере 0,7 % от суммы просроченного платежа.
Согласно пункту 2.2.2 типового договора аренды арендатор одновременно с подписанием договора аренды заключает с арендодателем договор на оплату коммунальных, эксплуатационных и административно-хозяйственных услуг, в соответствии с которым арендатор возмещает соответствующие расходы СПбГУ.
Пунктом 2.2.14 типового договора аренды помещений в зданиях СПбГУ предусмотрено, что арендатор не имеет права сдавать помещения в субаренду. Выборочной проверкой установлено, что арендаторами договоры субаренды не заключались.
На начало 2012 года в балансе СПбГУ затраты на капитальные вложения учтены в общей сумме 6 005 049,0 тыс. рублей (незавершенное строительство). В нарушение статьи 8 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" в затратах на капитальные вложения учтены текущие затраты в общей сумме 41 135,7 тыс. рублей (расходы 2006 - 2008 годов на текущий ремонт зданий, находящихся в оперативном управлении СПбГУ).
8. Анализ выполнения СПбГУ как главным администратором средств федерального бюджета Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и отраслевых стратегий.
Программа развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет" до 2020 года (далее - Программа) одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2010 г. N 1696-р.
Программа основывается на Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, позитивном опыте ведущих университетов мира и учитывает уникальные особенности и потенциал старейшего вуза России.
Программа направлена на обеспечение лидерства Университета в образовательной и научной областях.
Стратегической целью Программы является вхождение Университета в мировую элиту классических университетов и комплексное исследовательское и образовательное обеспечение государственной политики инновационного развития Российской Федерации.
Программой выделяются следующие приоритетные направления: нанотехнологии и материаловедение; биомедицина и здоровье человека; информационные системы и технологии; экология и рациональное природопользование; управленческие кадры и технологии.
Задачи Программы определяют механизмы реализации приоритетных направлений посредством системного развития ключевых ресурсов Университета, в том числе:
- образовательных программ (разработка и внедрение системы контроля качества образования; разработка новых механизмов управления образовательными программами; актуализация существующих и разработка новых образовательных программ; интернационализация образовательных программ);
- научных исследований, экспертной и инновационной деятельности (создание системы планирования и поддержки научной и инновационной деятельности; разработка и реализация подходов к актуализации тематики исследований в фундаментальной и прикладной науке; развитие инновационной деятельности; расширение внутрироссийской и международной кооперации в научной деятельности; развитие университетского экспертного сообщества; расширение экспертной и консалтинговой деятельности);
- инфраструктурного комплекса (создание ресурсных центров в области нанотехнологии и материаловедения; в области информационных систем; в области биомедицины и здоровья человека; в области экологии и рационального природопользования; создание университетской медицинской клиники);
- систем управления (развитие системы управления; создание системы подготовки управленческих кадров; создание научных основ современных управленческих технологий; расширение взаимодействия с государственными и корпоративными партнерами; создание информационной системы для доступа к интеллектуальным и информационным ресурсам СПбГУ).
Целевые индикаторы Программы включают в себя 29 позиций.
Реализация в 2011 году задач и мероприятий Программы развития СПбГУ отражена в докладе о ходе реализации Программы.
N |
Наименование целевого индикатора |
Ед. изм. |
План 2011 |
Факт 2011 |
% выполнения |
I. Системное развитие образовательных программ | |||||
1 |
Доля студентов, принятых на обучение по программам бакалавриата и подготовки специалистов, в общей численности обучающихся по программам высшего и послевузовского профессионального образования |
% |
72 |
63 |
180 % |
Отличие от значения индикатора предыдущего года |
- 5 |
- 9 |
|||
2 |
Доля студентов, принятых на обучение по программам магистратуры, в общей численности обучающихся по программам высшего и послевузовского профессионального образования |
% |
20 |
27 |
135 % |
3 |
Доля аспирантов, принятых на обучение по программам аспирантуры, в общей численности обучающихся по программам высшего и послевузовского профессионального образования |
% |
8 |
10 |
125 % |
4 |
Доля выпускников бакалавриата других вузов в общей численности принятых в магистратуру СПбГУ |
% |
12 |
19 |
158 % |
II. Системное развитие научных исследований, экспертной и инновационной деятельности | |||||
5 |
Общая численность научно-педагогических работников |
тыс. чел. |
4,9 |
4,9 |
100 % |
6 |
Доля научно-педагогических работников, публикующих статьи в журналах, входящих в наукометрические базы Web of Science, Scopus и Российского индекса научного цитирования, в общей численности научно-педагогических работников |
% |
16 |
30 |
187 % |
7 |
Доля научно-педагогических работников, ведущих научную работу в рамках финансирования по федеральным целевым научно-техническим программам, грантам российских и зарубежных фондов, в общей численности научно-педагогических работников |
% |
55 |
55,5 |
101 % |
8 |
Доля научно-педагогических работников, имеющих ученые степени, в общей численности научно-педагогических работников |
% |
75 |
68,8 |
91,7 % |
9 |
Доля кандидатов наук моложе 35 лет в общей численности научно-педагогических работников, имеющих ученую степень кандидата наук |
% |
23 |
20,9 |
90,9 % |
10 |
Доля докторов наук моложе 40 лет в общей численности научно-педагогических работников, имеющих ученую степень доктора наук |
% |
3 |
2,5 |
83,3 % |
11 |
Доля научных публикаций на иностранных языках в общем количестве научных публикаций научно-педагогических работников |
% |
28 |
42 |
150 % |
12 |
Количество объектов интеллектуальной собственности, правообладателем которых является СПбГУ |
ед. |
90 |
122 |
135 % |
13 |
Количество поданных заявок на защиту объектов интеллектуальной собственности |
ед. |
35 |
37 |
105 % |
14 |
Доля доходов, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских разработок и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в общем объеме доходов |
% |
13 |
14 |
107 % |
15 |
Количество хозяйственных обществ, обеспечивающих практическое применение результатов интеллектуальной деятельности |
ед. |
3 |
3 |
100 % |
16 |
Доля доходов от реализации объектов интеллектуальной собственности в общем объеме средств от приносящей доход деятельности |
% |
0,5 |
0,55 |
100 % |
17 |
Количество научных публикаций научно-педагогических работников |
тыс. ед. |
5,8 |
7,179 |
123 % |
III. Системное развитие инфраструктурного комплекса для обеспечения образовательной, научно-исследовательской, экспертной и информационной деятельности | |||||
18 |
Доля стоимости оборудования, модернизированного в течение последних 5 лет, в общей стоимости оборудования |
% |
7 |
27 |
385 % |
19 |
Доля студентов магистратуры, прошедших практику на модернизированном в течение последних 5 лет научном оборудовании, в общей численности студентов магистратуры |
% |
4 |
20,5 |
512 % |
20 |
Доля аспирантов, выполнивших научную работу на модернизированном в течение последних 5 лет научном оборудовании, в общей численности аспирантов |
% |
4 |
9 |
225 % |
IV. Развитие систем управления университетским комплексом и механизмов взаимодействия с российскими и международными партнерами | |||||
21 |
Доля иностранных обучающихся в общей численности обучающихся |
% |
3 |
3,49 |
116 % |
22 |
Доля сотрудников сторонних организаций в общей численности лиц, принимающих участие в научных исследованиях СПбГУ |
% |
4 |
16,7 |
417 % |
23 |
Количество научных публикаций научно-педагогических работников в журналах списка Web of Science |
тыс. ед. |
1,25 |
1,2856 |
102 % |
24 |
Общая численность научно-педагогических работников, участвовавших в научных конференциях |
тыс. чел. |
2,3 |
2,951 |
128 % |
25 |
Количество программ дополнительного профессионального образования |
ед. |
250 |
477 |
190 % |
26 |
Общая численность слушателей программ дополнительного профессионального образования |
тыс. чел. |
2,6 |
6,2 |
238 % |
27 |
Количество образовательных программ на иностранных языках |
ед. |
10 |
15 |
150 % |
28 |
Количество образовательных программ, получивших международную аккредитацию |
ед. |
3 |
4 |
125 % |
29 |
Численность научно-педагогических работников других вузов, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации в СПбГУ |
тыс. чел. |
0,5 |
0,5 |
100 % |
Доклад СПбГУ о ходе реализации программы развития в 2011 году был направлен в Национальный фонд подготовки кадров и в Министерство образования и науки Российской Федерации.
9. Анализ подготовки и реализации нормативных правовых актов, необходимых для выполнения Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) вступил в силу с 1 января 2011 года, за исключением положений, для которых статьей 30 Федерального закона N 83-ФЗ установлены иные сроки вступления их в силу.
Ранее был принят Федеральный закон от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" (далее - Федеральный закон N 259-ФЗ), согласно пункту 2 статьи 6 которого Устав СПбГУ подлежал приведению в соответствие с Федеральным законом N 259-ФЗ в течение одного года после назначения Президентом Российской Федерации ректора СПбГУ.
Устав СПбГУ был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1241.
При этом подпунктом 3 "в" пункта 1 статьи 31 Федерального закона N 83-ФЗ федеральным государственным органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей бюджетных учреждений, было предписано "обеспечить до 1 июня 2011 года внесение изменений в уставы федеральных бюджетных и казенных учреждений". Вместе с тем, так как Устав СПбГУ был принят конференцией научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся СПбГУ 15 июня 2010 года и утвержден до вступления в силу Федерального закона N 83-ФЗ, в Уставе СПбГУ не были учтены изменения, внесенные в законодательство Федеральным законом N 83-ФЗ.
Во исполнение Федерального закона N 83-ФЗ Правительство Российской Федерации приняло постановление от 26 июля 2010 г. N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения", пунктом 1 которого был утверждено Положение об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения.
Одновременно пунктом 2 указанного постановления было предписано федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения, не позднее 1 декабря 2010 года разработать и утвердить нормативные правовые акты, вытекающие из Федерального закона N 83-ФЗ.
Однако в связи с применением на практике данной нормы в отношении СПбГУ (как и МГУ имени М.В. Ломоносова) возникли определенные затруднения в силу следующего.
Согласно пункту 3 Устава СПбГУ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1241, учредителем СПбГУ от имени Российской Федерации выступает Правительство Российской Федерации, следовательно, применение нормативных правовых актов Минобрнауки России в отношении СПбГУ невозможно, так как перечисленные выше приказы распространяются только на федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Минобрнауки России.
Таким образом, в настоящее время порядок осуществления полномочий учредителя в отношении подведомственных Правительству Российской Федерации федеральных государственных учреждений не определен. Не определен также и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функций учредителя в отношении указанных федеральных государственных учреждений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения" не передаются функции какому-либо органу исполнительной власти (Росимуществу или Минобрнауки России) в отношении подведомственных Правительству Российской Федерации федеральных государственных учреждений, а также не предоставляются Росимуществу полномочия по разработке и принятию нормативных правовых актов, перечисленных в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 537.
СПбГУ в соответствии с поручениями Минобрнауки России в декабре 2010 года направил в Минобрнауки России проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка осуществления полномочий учредителя федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" и федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет", в том числе порядок осуществления полномочий учредителя юридических лиц, входящих в научно-образовательные комплексы федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" и федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет".
По информации Университета, в настоящее время вопрос о разработке проекта указанного постановления Правительства Российской Федерации в Минобрнауки России снят с контроля.
Таким образом, с учетом вышеперечисленного на настоящий момент нормативные правовые акты, которые в соответствии с Федеральным законом N 83-ФЗ подлежали принятию до 1 января 2011 года, не могут быть приняты, за исключением Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 537.
В соответствии с Федеральным законом N 83-ФЗ конференцией научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся СПбГУ 29 апреля 2011 года были приняты изменения в Устав СПбГУ, которые внесены в Аппарат Правительства Российской Федерации и находятся в стадии рассмотрения.
Кроме того, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 31 Федерального закона N 83-ФЗ федеральным государственным органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей бюджетных учреждений, предписано "утвердить в целях расчета субсидий подведомственным бюджетным учреждениям по представлению соответствующих бюджетных учреждений перечни недвижимого имущества, закрепленного за ними учредителем или приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества" и "обеспечить принятие решений об отнесении движимого имущества федеральных бюджетных учреждений к особо ценному движимому имуществу".
В настоящее время соответствующие перечни недвижимого и особо ценного движимого имущества СПбГУ подготовлены и находятся в стадии утверждения.
10. Анализ выполнения предложений Счетной палаты, содержащихся в представлениях и информационных письмах, направленных по результатам проверок бюджетной отчетности за предшествующий финансовый год в СПбГУ.
В ходе контрольного мероприятия по проверке исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2010 год в СПбГУ установлено, что в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 477 "О совершенствовании учета федерального имущества" СПбГУ не зарегистрированы права на 151 объект недвижимости (здания, сооружения, помещения) общей площадью 139,4 тыс. кв. м (19,9 %).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления следует читать как "447"
По результатам контрольного мероприятия, проведенного в 2012 году, установлено, что до настоящего времени не оформлены правоустанавливающие документы на 111 объектов недвижимости общей площадью 119,8 кв. м (15 %).
11. Выводы.
СПбГУ является федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования. Учредителем СПбГУ от имени Российской Федерации выступает Правительство Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента РСФСР от 18 декабря 1991 г. N 294 "Об особо ценных объектах национального наследия России" СПбГУ отнесен к особо ценным объектам национального наследия.
В 2011 году деятельность Университета осуществлялась в соответствии с Уставом СПбГУ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1241.
По состоянию 1 января 2011 года бюджетными полномочиями получателей бюджетных средств были наделены 23 подразделения СПбГУ. В связи с переходом Университета с 1 января 2012 года на финансирование путем предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) согласно Федеральному закону от 25 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", для 22 подразделений СПбГУ с 1 января 2012 года отменены бюджетные полномочия получателей бюджетных средств путем исключения из Сводного реестра и закрытия лицевых счетов получателей бюджетных средств, открытых в территориальных отделениях Федерального казначейства.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "30 ноября 2011 г."
Показатели поступлений федерального бюджета для СПбГУ не устанавливались. Доходы федерального бюджета по СПбГУ составили 28 359,5 тыс. рублей.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (окончательная редакция) расходы установлены в общей сумме 6 274 967,9 тыс. рублей.
Бюджетная роспись на 2011 год по состоянию на 1 января 2012 года по СПбГУ образовалась в общей сумме 9 224 636,4 тыс. рублей. Отклонение от показателей Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" составляет (+) 2 949 668,5 тыс. рублей и образовалось в результате исполнения бюджета за 2011 год, что соответствует положению пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Объем кассовых расходов за отчетный период без учета расходов, произведенных за счет источника дополнительного бюджетного финансирования от сдачи в аренду имущества, составляет 9 043 135,7 тыс. рублей, или 98,02 % от объема уточненных плановых назначений на год; с учетом расходов, произведенных за счет источника дополнительного бюджетного финансирования от сдачи в аренду имущества, - 9 083 236,7 тыс. рублей, или 98,03 % от уточненных плановых назначений на 2011 год.
В отчетный период СПбГУ являлся одним из исполнителей Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы и ФАИП.
В рамках ФАИП на 2011 год (с учетом изменений) Университету были предусмотрены лимиты государственных капитальных вложений по подразделу 0706 "Высшее и послевузовское профессиональное образование" в общем объеме 1 119 000,0 тыс. рублей по 3 объектам. Выделенные на реализацию ФАИП средства федерального бюджета освоены в полном объеме.
За 2011 год сумма полученных доходов от приносящей доход деятельности составила 2 766 800,7 тыс. рублей, или 98,05 % утвержденных сметных назначений (2 821 834,7 тыс. рублей).
За СПбГУ закреплено на праве оперативного управления 335 объектов недвижимого имущества (зданий, сооружений, помещений) общей площадью 793 201,7 кв. м. На момент проверки имеются свидетельства о государственной регистрации права на 224 здания (сооружения, помещения) общей площадью 673 429,6 кв. м (85 %).
В нарушение пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" на 111 объектов недвижимости общей площадью 119 772,1 кв. м (15 %) правоустанавливающие документы не оформлены.
Из общего числа объектов недвижимости, находящихся в оперативном управлении Университета, 71 объект - памятники истории и культуры (федерального или регионального значения, а также выявленные объекты культурного наследия). На период проведения проверки только по 39 памятникам охранные обязательства или оформлены, или находятся на стадии оформления. По 32 объектам культурного наследия охранные обязательства не оформлены, что является нарушением статьи 48 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
На начало 2012 года в балансе СПбГУ затраты на капитальные вложения учтены в общей сумме 6 005 049,0 тыс. рублей (незавершенное строительство). В нарушение статьи 8 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" в затратах на капитальные вложения учтены текущие затраты в общей сумме 41 135,7 тыс. рублей (расходы 2006 - 2008 годов на текущий ремонт зданий, находящихся в оперативном управлении СПбГУ).
12. Предложения.
1. Учесть результаты проверки в Заключении Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2011 год.
2. Направить информационное письмо Счетной палаты Российской Федерации ректору Санкт-Петербургского государственного университета Н.М. Кропачеву.
3. Направить заключение о результатах проверки в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Аудитор |
С.А. Агапцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Счетной палаты РФ от 24 мая 2012 г. N ЗКМ-35/12-02 о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2011 год в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет" (утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 12 мая 2012 г. N 21К (854)))
Опубликование:
-