(Руководитель Федеральной службы по труду и занятости В.Л. Вуколов)
1. Общие положения.
1.1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации по Федеральной службе по труду и занятости (далее - Роструд) по результатам внешней проверки исполнения Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (с изменениями) (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ) и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2012 год (далее - Заключение) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (с изменениями) и стандартом финансового контроля СФК 203 "Последующий контроль исполнения федерального бюджета".
Заключение подготовлено на основании контрольного мероприятия, проведенного Счетной палатой Российской Федерации (далее - Счетная палата), акт проверяемой стороной подписан без замечаний.
1.2. Бюджетная отчетность главного администратора средств федерального бюджета об исполнении федерального бюджета за 2012 год (далее - бюджетная отчетность) представлена Рострудом в Счетную палату 29 марта 2013 года, что соответствует сроку представления годовой бюджетной отчетности, установленному статьей 264.9 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
Бюджетная отчетность составлена в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н и соответствует структуре и бюджетной классификации, которые применялись при утверждении Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ. Организация бюджетного учета осуществляется в соответствии с Единым планом счетов для органов государственной власти (государственных органов) и Инструкций по его применению, утвержденным приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н.
1.3. Роструд образован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".
Положение о Федеральной службе по труду и занятости утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324.
Роструд находится в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России).
По состоянию на 1 января 2012 года и на 1 января 2013 года в организационную структуру Роструда входило 82 территориальных органа по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в субъектах Российской Федерации (государственные инспекции труда) (далее - ГИТ, территориальные органы Роструда).
Роструд не имел подведомственных государственных учреждений и организаций, а также не являлся их учредителем.
2. Доходы, расходы и источники финансирования дефицита федерального бюджета, установленные Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ, прогнозом поступлений доходов в федеральный бюджет и бюджетной росписью по Роструду, и их исполнение по бюджетной отчетности Роструда и результатам проведенной Счетной палатой проверки.
2.1. Доходы федерального бюджета, администрируемые главным администратором, администратором доходов бюджета.
2.1.1. В соответствии с приложением 4 (Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета) к Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ Роструд является главным администратором доходов федерального бюджета по коду бюджетной классификации 150 1 16 19000 01 0000 140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение трудового законодательства".
Приказом Роструда от 20 декабря 2012 г. N 273 "Об осуществлении Федеральной службой по труду и занятости полномочий главного администратора доходов федерального бюджета" определены иные доходы федерального бюджета, администрирование которых может осуществляться главным администратором доходов по следующим кодам бюджетной классификации:
150 1 11 02012 01 6000 120 "Доходы по остаткам средств на счетах федерального бюджета и от их размещения, кроме средств Резервного фонда Российской Федерации и Фонда национального благосостояния";
150 1 13 02991 01 6000 130 "Прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета" в части возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в результате финансово-хозяйственной деятельности; возврата компенсаций в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий; возврата средств на проведение ремонта жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца; возврата компенсаций членам семей погибших военнослужащих; возврата компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью гражданина в связи с исполнением обязанностей военной службы по призыву, а также членам семьи в случае смерти (гибели) инвалида вследствие военной травмы либо в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей вследствие военной травмы; возврата ежемесячного пособия детям военнослужащих погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы; возврата пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта; возврата единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты;
150 1 16 23011 01 6000 140 "Доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев по обязательному страхованию гражданской ответственности, когда выгодоприобретателями выступают получатели средств федерального бюджета";
150 1 16 90010 01 6000 140 "Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет";
150 1 17 05010 01 7000 180 "Прочие неналоговые доходы федерального бюджета";
150 2 18 01010 01 0000 151 "Доходы федерального бюджета от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов субъектов Российской Федерации" в части возврата остатков субвенций на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы по осуществлению этих полномочий и субсидий прошлых лет на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъекта Российской Федерации.
2.1.2. Изменения в прогноз поступлений доходов в федеральный бюджет в 2012 году по доходам, закрепленным за Рострудом, вносились по фактическому исполнению.
2.1.3. Минфином России доведен Роструду уточненный прогноз поступлений доходов в федеральный бюджет на 2012 год в сумме 3 601 278,0 тыс. рублей, доходы федерального бюджета составили 3 697 192,4 тыс. рублей или 102,7 % к уточненному прогнозу, в том числе:
по коду 150 1 11 02012 01 6000 120 "Доходы по остаткам средств на счетах федерального бюджета и от их размещения, кроме средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния" - 0,9 тыс. рублей. В связи с непостоянным характером поступлений доходов и малым объемом доходы по данному коду не прогнозируются;
по коду 150 1 13 02991 01 6000 130 "Прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета" - 2 751,9 тыс. рублей (121,0 % к уточненному прогнозу);
по коду 150 1 16 19000 01 6000 140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение трудового законодательства - 526 462,6 тыс. рублей (111,1 %);
по коду 150 1 16 23011 01 6000 140 "Доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев по обязательному страхованию гражданской ответственности, когда выгодоприобретателями выступают получатели средств федерального бюджета" - 26,9 тыс. рублей (99,6 %);
по коду 150 1 16 90010 01 6000 140 "Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет" - 69,0 тыс. рублей (121,1 %);
по коду 150 1 17 05010 01 7000 180 "Прочие неналоговые доходы федерального бюджета" - (минус) 1,1 тыс. рублей в связи с уточнением ГИТ в Томской области доходов 2011 года;
по коду 150 2 18 01010 01 0000 151 "Доходы федерального бюджета от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов субъектов Российской Федерации" - 3 167 882,2 тыс. рублей (101,4 процента).
В 2012 году Рострудом проведена 135 591 проверка по вопросам соблюдения трудового законодательства или на 13,0 % меньше, чем в 2011 году (155 866 проверок). Из общего количества проверок в плановом порядке проведено 34 959 проверок или 25,6 %, остальные проверки (74,4 %) проводились во внеплановом порядке, которые были обусловлены необходимостью рассмотрения жалоб, заявлений и других обращений граждан, осуществления необходимых надзорно-контрольных мероприятий в связи с причинением вреда жизни и здоровью граждан. Таким образом, работа ГИТ сводилась в 2012 году в основном не к предупреждению нарушений, а к рассмотрению уже свершившихся.
В 2012 году проведено 59 412 проверок по охране труда, или на 14,5 % меньше по сравнению с 2011 годом (69 516 проверок).
За 2012 год выявлено 679 146 нарушений законодательства о труде и охране труда (за 2011 год - 846 242 нарушения). За допущенные нарушения законодательства о труде и охране труда наложено 99 379 административных штрафов на граждан, должностных и юридических лиц (в 2011 году - 109 568) на общую сумму 569 225 тыс. рублей. Средняя сумма наложенного штрафа составила 5,7 тыс. рублей (в 2011 году - 5,37 тыс. рублей).
В 2012 году госинспекторами труда в субъектах Российской Федерации расследовано 13 687 несчастных случаев (в 2011 году - 14 421), из них: групповых - 599 случаев (653), тяжелых - 6 875 (7 554), несчастных случаев со смертельным исходом - 5 211 (4 928).
В 2012 году в федеральный бюджет поступили денежные взыскания (штрафы) за нарушение трудового законодательства в общей сумме 526 462,6 тыс. рублей (в том числе от территориальных органов Роструда - 525 869,0 тыс. рублей), или 111,1 от утвержденного показателя.
Остаток дебиторской задолженности по начисленным штрафам по состоянию на 1 января 2012 года составлял 188 660,8 тыс. рублей, начислено доходов - 593 461,3 тыс. рублей, поступило в федеральный бюджет - 525 869,0 тыс. рублей, отменены по решению судебных органов наложенные штрафные санкции в сумме 4 317,6 тыс. рублей, списано с бюджетного учета, как невозможное к взысканию - 26 731,7 тыс. рублей, отнесено на забалансовый счет для наблюдения возможности взыскания - 19 651,1 тыс. рублей. По состоянию на 31 декабря 2012 года не перечисленная дебиторская задолженность по начисленным штрафам составила 205 552,7 тыс. рублей.
Из проведенного анализа деятельности государственных инспекций труда следует, что Рострудом не в полной мере выполнено постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1249 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" в части принятия мер по обеспечению поступления налогов, сборов и других обязательных платежей, а также сокращению задолженности по их уплате. Дебиторская задолженность по начисленным штрафам на 31 декабря 2012 года составила 205 552,7 тыс. рублей и по сравнению с 2011 годом увеличилась на 16 981,9 тыс. рублей. Причинами образования указанной дебиторской задолженности являлось банкротство предприятий, уклонение от их уплаты и т.п.
Сумма исполнения доходов федерального бюджета за 2012 год, отраженная в отчетности Роструда и сформированная по данным его территориальных органов, соответствует данным Федерального казначейства, и корреспондирует с данными аналитического учета.
Нарушений установленного норматива при зачислении полученных доходов в федеральных бюджет не выявлено.
2.1.4. Неиспользованным резервом поступлений в федеральный бюджет в 2012 году, как и в 2011 году, являлась не перечисленная дебиторская задолженность по начисленным штрафам в части доходов федерального бюджета, составившая на 31 декабря 2012 года - 205 552,7 тыс. рублей. По сравнению с 2011 годов увеличение составило 16 891,9 тыс. рублей или 9,0 процентов.
2.1.5. Бюджетная отчетность по доходам Рострудом составлена согласно Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н. Составление отчетности соответствовало требованиям действующего законодательства. Сроки представления и состав бюджетной отчетности за 2012 год, установленные законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдены.
2.2. Расходы федерального бюджета по главному распорядителю средств федерального бюджета.
2.2.1. Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ (с изменениями) бюджетные ассигнования утверждены Роструду в сумме 60 498 465,6 тыс. рублей по следующим разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации:
01 "Общегосударственные вопросы" - 724,2 тыс. рублей, в том числе:
0108 "Международные отношения и международное сотрудничество" - 724,2 тыс. рублей;
04 "Национальная экономика" - 2 495 758,5 тыс. рублей, в том числе:
0401 "Общеэкономические вопросы" - 2 469 358,5 тыс. рублей;
0410 "Связь и информатика" - 26 400,0 тыс. рублей;
10 "Социальная политика" - 56 501 982,9 тыс. рублей, в том числе:
1003 "Социальное обеспечение населения" - 56 501 730,9 тыс. рублей;
1005 "Прикладные научные исследования в области социальной политики" - 3 502,0 тыс. рублей;
1006 "Другие вопросы в области социальной политики" - (-) 3 250,0 тыс. рублей;
14 "Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" - 1 500 000,0 тыс. рублей, в том числе:
1403 "Прочие межбюджетные трансферты общего характера" - 1 500 000,0 тыс. рублей.
2.2.2. Анализ изменений, внесенных в Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ федеральными законами от 5 июня 2012 г. N 48-ФЗ и от 3 декабря 2012 г. N 247-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" показал, что расходы Роструда уменьшены на общую сумму 927 361,7 тыс. рублей или на 1,5 % от первоначально утвержденного в бюджете показателя, в том числе:
увеличены по подразделу 0108 "Международные отношения и международное сотрудничество" на сумму 38,3 тыс. рублей, или на 5,6 % и по подразделу 0401 "Общеэкономические вопросы" на сумму 115 950,0 тыс. рублей или на 4,9 % от первоначально утвержденного в бюджете показателя;
уменьшены по подразделу 1003 "Социальное обеспечение населения" на 1 038 802,0 тыс. рублей или на 1,8 %, по подразделу 1005 "Прикладные научные исследования в области социальной политики" на 1 298,0 тыс. рублей или на 27,0 % и по подразделу 1006 "Другие вопросы в области социальной политики" на 3 250,0 тыс. рублей.
2.2.3. В течение 2012 года в сводную бюджетную роспись расходов федерального бюджета по Роструду (далее - сводная бюджетная роспись) в соответствии с приказом Минфина России N 159н внесено 13 изменений на общую сумму 13 159 651,2 тыс. рублей, которые отражены в справках об изменении сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств, оформленных в установленном порядке. Сумма внесенных отрицательных изменений составила 1 044 946,9 тыс. рублей, положительных изменений - 14 204 597,6 тыс. рублей. В 2012 году произведено 10 положительных изменений сводной бюджетной росписи.
Письменные предложения Роструда об изменении сводной бюджетной росписи расходов федерального бюджета представлялись в Минфин России своевременно. Справки об изменениях сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств оформлялись по следующим кодам видов изменений:
(код 011) - в связи с принятием Федерального закона от 5 июня 2012 г. N 48-ФЗ увеличены расходы на общую сумму 110 038,3 тыс. рублей, в том числе: увеличены расходы по подразделу 0108 "Международные отношения и международное сотрудничество" на сумму 38,3 тыс. рублей и по подразделу 0401 "Общеэкономические вопросы" на общую сумму 110 000,0 тыс. рублей;
(код 012) - в связи с принятием Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 247-ФЗ уменьшены расходы на общую сумму 1 037 400,0 тыс. рублей, в том числе: уменьшены по подразделу 1003 "Социальное обеспечение населения" на сумму 1 038 802,0 тыс. рублей, по подразделу 1005 "Прикладные научные исследования в области социальной политики" на сумму 1 298,0 тыс. рублей и по подразделу 1006 "Другие вопросы в области социальной политики" на сумму 3 250,0 тыс. рублей и увеличены по подразделу 0401 "Общеэкономические вопросы" на сумму 5 950,0 тыс. рублей;
(код 018) - в связи с распределением бюджетных ассигнований, зарезервированных на уплату налога на имущество организаций и земельного налога увеличены расходы по подразделу 0401 "Общеэкономические вопросы" на сумму 884,5 тыс. рублей;
(код 030) - в связи с изменением состава или полномочий (функций) главных распорядителей:
в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2012 г. N 865-р "Об исполнении Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636":
увеличены бюджетные ассигнования по подразделу 0401 "Общеэкономические вопросы" на общую сумму 7 653,4 тыс. рублей на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда, иные выплаты персоналу в связи с передачей функций Роструду от Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и Федерального медико-биологического агентства;
увеличены бюджетные ассигнования по подразделу 1006 "Другие вопросы в области социальной политики" в связи с передачей функций от Федерального медико-биологического агентства на сумму 4 250,0 тыс. рублей на реализацию мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства;
увеличены бюджетные ассигнования в связи с передачей функций и полномочий от Федерального медико-биологического агентства по разделу 1000 "Социальная политика" на общую сумму 4 067 110,5 тыс. рублей, в том числе:
- предусмотренные Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 128-ФЗ "О пособиях детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях)" на осуществление ежемесячных выплат пособий по подразделу 1003 "Социальное обеспечение населения" на сумму 79 200,0 тыс. рублей;
- в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1051 "О порядке предоставления пособий на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации" на осуществление выплат пособий на проведение летнего оздоровительного отдыха детей по подразделу 1003 "Социальное обеспечение населения" на сумму 22 760,8 тыс. рублей;
- предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" на обеспечение проведения ремонта индивидуальных домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца на сумму 108 223,6 тыс. рублей, на компенсацию членам семей погибших военнослужащих на сумму 1 516 926,1 тыс. рублей, на компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с исполнением обязанностей военной службы по призыву по подразделу 1003 "Социальное обеспечение населения" на сумму 2 340 000,0 тыс. рублей.
увеличены бюджетные ассигнования в связи с передачей функций и полномочий от Минздравсоцразвития России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2012 г. N 23-р "Об утверждении государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих на 2012 год" в целях финансового обеспечения государственных контрактов на профессиональное обучение федеральных гражданских служащих по подразделу 0705 "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации" в сумме 4 195,8 тыс. рублей.
(код 082) - в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1657 "Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов" увеличены бюджетные ассигнования по подразделу 0401 "Общеэкономические вопросы" на сумму 2 918,7 тыс. рублей на выплату федеральным государственным гражданским служащим компенсаций в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы.
(код 083) - в связи с перераспределением бюджетных ассигнований на основании пункта 33 части 2 статьи 24 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2012 г. N 1542-р увеличены бюджетные ассигнования (передано от Минфина России) по подразделу 1003 "Социальное обеспечение населения" на сумму 10 000 000,0 тыс. рублей в целях оказания дополнительной социальной поддержки граждан, а именно компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью граждан в связи с исполнением ими обязанностей военной службы по призыву.
Таким образом, общие показатели сводной бюджетной росписи расходов федерального бюджета после внесения всех изменений увеличены на общую сумму 13 159 651,2 тыс. рублей и составили 74 585 478,5 тыс. рублей, в том числе по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации:
0108 "Международные отношения и международное сотрудничество" - 724,2 тыс. рублей;
0401 "Общеэкономические вопросы" - 2 480 815,1 тыс. рублей;
0410 "Связь и информатика" - 26 400,0 тыс. рублей;
0705 "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации" - 4 195,8 тыс. рублей;
1003 "Социальное обеспечение населения" - 70 568 841,4 тыс. рублей;
1005 "Прикладные научные исследования в области социальной политики" - 3 502,0 тыс. рублей;
1006 "Другие вопросы в области социальной политики" - 1 000,0 тыс. рублей;
1403 "Прочие межбюджетные трансферты общего характера" - 1 500 000,0 тыс. рублей.
2.2.4. Показатели сводной бюджетной росписи (74 585 478,5 тыс. рублей), по сравнению с законодательно утвержденными показателями (60 498 465,6 тыс. рублей), больше на сумму 14 087 012,9 тыс. рублей, в связи с тем, что Минфином России на основании пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации без внесения изменений в Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ на основании справок Минфина России об изменении сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств произведены изменения сводной бюджетной росписи, в том числе по:
подразделу 0401 "Общеэкономические вопросы" увеличены средства на общую сумму на 11 456,6 тыс. рублей на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда, иные выплаты персоналу в связи с передачей функций Роструду от Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и Федерального медико-биологического агентства;
подразделу 0705 "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации" увеличены средства на сумму 4 195,8 тыс. рублей на реализацию государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих (переданы от Минздравсоцразвития России);
подразделу 1003 "Социальное обеспечение населения" увеличены средства на сумму 14 067 110,5 тыс. рублей в связи с передачей функций и полномочий от Федерального медико-биологического агентства на общую сумму 4 067 110,5 тыс. рублей и от Минфина России на сумму 10 000 000,0 тыс. рублей в целях оказания дополнительной социальной поддержки граждан, а именно компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью граждан в связи с исполнением ими обязанностей военной службы по призыву;
подразделу 1006 "Другие вопросы в области социальной политики" увеличены средства на сумму 4 250,0 тыс. рублей в связи с передачей функций от Федерального медико-биологического агентства по реализации мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.
2.2.5. Доведение Роструду бюджетных данных Федеральным казначейством осуществлялось казначейскими уведомлениями в установленные сроки в соответствии с Порядком доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня, утвержденным приказом Минфина России от 30 сентября 2008 г. N 104н. Роструд осуществлял распределение бюджетных ассигнований между находящимися в его ведении получателями средств федерального бюджета, установленным порядком в соответствии с уточненными бюджетными сметами.
2.2.6. Бюджетная отчетность составлена Рострудом в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, и представлена в срок, установленный приказом Федерального казначейства от 12 ноября 2012 г. N 17н.
2.2.7. В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ и приложением N 6 к Порядку составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета, утвержденному приказом Минфина России от 23 ноября 2011 г. N 159н, на Роструд в 2012 году были возложены следующие публичные нормативные обязательства:
компенсация в возмещении вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (расходы произведены в сумме 9 531 411,0 тыс. рублей, или 96,4 % утвержденных бюджетных назначений);
компенсация в возмещении вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (расходы произведены в сумме 91 731,1 тыс. рублей, или 98,1 % утвержденных бюджетных назначений);
ежемесячное пособие детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, объявленными умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях) (расходы произведены в сумме 53 888,9 тыс. рублей, или 68,0 % утвержденных бюджетных назначений);
пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций (расходы произведены в сумме 17 019,5 тыс. рублей, или 74,8 % утвержденных бюджетных назначений).
В целом в 2012 году бюджетные назначения на исполнение публичных нормативных обязательств утверждены Роструду в сумме 10 078 786,7 тыс. рублей, расходы произведены в сумме 9 694 050,5 тыс. рублей, или 96,2 % от утвержденных бюджетных назначений.
2.2.8. Анализ исполнения расходов федерального бюджета по кодам классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) характеризуется следующими данными: заработная плата - 1 027 140,5 тыс. рублей (КОСГУ 211) или 100 % к сводной бюджетной росписи на 2012 год; прочие выплаты - 14 257,0 тыс. рублей (КОСГУ 212) или 92,6 %; начисления на выплаты по оплате труда - 297 796,1 тыс. рублей (КОСГУ 213) или 96,1 %; оказанные услуги (связь, транспорт, коммунальные, арендная плата за пользование имуществом) - 916 218,9 тыс. рублей (КОСГУ 221 - 226) или 91,2 %; безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям - 2 931,0 тыс. рублей (КОСГУ 241) или 100,0 %; перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации - 46 441 731,6 тыс. рублей (КОСГУ 251) или 100,0 %; перечисления международным организациям - 685,0 тыс. рублей (КОСГУ 253) или 94,6 %; пособия по социальной помощи населению - 24 065 776,6 тыс. рублей (КОСГУ 262) или 94,7 %; прочие расходы - 15 883,3 тыс. рублей (КОСГУ 290) или 92,9 %; увеличение стоимости основных средств, нематериальных и материальных активов - 206 964,6 тыс. рублей (КОСГУ 310, 320 и 340) или 99,2 процента.
2.2.9. Неисполненные назначения на 1 января 2012 года составили по бюджетным ассигнованиям 709 397,8 тыс. рублей и по лимитам бюджетных обязательств (далее - ЛБО) - 74 480,6 тыс. рублей, в том числе по:
подразделу 0108 "Международные отношения и международное сотрудничество" ЦС 0309800 "Взносы в международные организации" - 39,2 тыс. рублей (без учета положительной курсовой разницы в сумме 0,7 тыс. рублей) по ассигнованиям и по ЛБО (5,4 % от ассигнований и ЛБО) в связи с изменением курсов иностранных валют;
подразделу 0401 "Общеэкономические вопросы" - 211 552,0 тыс. рублей по ассигнованиям и по ЛБО (8,5 % от ассигнований и ЛБО), в том числе по:
ЦС 0010400 "Центральный аппарат" - 127 756,7 тыс. рублей (без учета отрицательной курсовой разницы в сумме 23,9 тыс. рублей) (37,7 % от ассигнований и от ЛБО) в связи с тем, что заработная плата ряда сотрудников превысила предельную величину базы для начисления страховых взносов, отменой ряда служебных командировок, а также экономии средств, сложившейся в результате проведения конкурсных процедур;
ЦС 0011500 "Территориальные органы" - 82 136,8 тыс. рублей (3,9 % от ассигнований и от ЛБО) в связи с тем, что заработная плата ряда сотрудников превысила предельную величину базы для начисления страховых взносов, отменой ряда служебных командировок;
ЦС 5051002 "Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" - 502,7 тыс. рублей (7,0 % ассигнований и от ЛБО). Низкий кассовый расход объясняется тем, что большинство государственных гражданских служащих территориальных органов Роструда, имеющих право на льготы, использовали отпуск непосредственно в субъектах;
ЦС 5100101 "Компенсация за счет средств федерального бюджета расходов, связанных с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в том числе в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы" - 371,9 тыс. рублей (85,5 % от ассигнований и от ЛБО) в связи с экономией средств на переезд граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу (далее - АГС), при переводе из одной организации в другую и направлением граждан для прохождения АГС в федеральные округа по месту их жительства;
ЦС 5100102 "Реализация комплекса мероприятий по организации альтернативной гражданской службы" - 783,9 тыс. рублей (19,5 % от ассигнований и от ЛБО) за счет экономии по результатам проведения конкурсных процедур;
по подразделу 0410 "Связь и информатика" ЦС 3300212 "Прочие мероприятия в области информационно-коммуникационных технологий и связи" - 694,0 тыс. рублей (2,6 % от ассигнований и от ЛБО) за счет экономии по результатам дополнительных конкурсных процедур;
подразделу 0705 "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации" ЦС 4280100 "Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих" - 582,3 тыс. рублей (13,9 % от ассигнований и ЛБО) за счет экономии по итогам проведения конкурсных процедур;
подразделу 1003 "Социальное обеспечение населения" - 1 382 215,4 тыс. рублей (2,0 % от ассигнований) и 997 478,3 тыс. рублей по ЛБО (ЛБО по нормативным публичным обязательствам не доводились), в том числе по:
ЦС 5050105 "Компенсация в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий" - 351 941,7 тыс. рублей (3,6 % от ассигнований) в связи с уменьшением получателей ежемесячной денежной компенсации;
ЦС 5050705 "Компенсация в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий" - 1 742,9 тыс. рублей (1,9 % от ассигнований) связи с уменьшением получателей ежемесячной денежной компенсации;
ЦС 5142206 "Компенсация членам семей погибших военнослужащих" - 228 422,4 тыс. рублей (15,1 % от ассигнований и ЛБО) - планирование расходов на 2012 год осуществлялось ФМБА (глава 383);
ЦС 5142207 "Компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с исполнением обязанностей военной службы по призыву" - 769 055,8 тыс. рублей (5,5 % от ассигнований и ЛБО) - планирование расходов на 2012 год осуществлялось ФМБА (глава 383);
ЦС 5143701 "Ежемесячное пособие детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях)" - 25 311,1 тыс. рублей (32,0 % от ассигнований и ЛБО) - планирование расходов на 2012 год осуществлялось ФМБА (глава 383);
ЦС 5143901 "Пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций" - 5 741,3 тыс. рублей (25,2 % от ассигнований и ЛБО) - планирование расходов на 2012 год осуществлялось ФМБА (глава 383);
подразделу 1005 "Прикладные научные исследования в области социальной политики" ЦС 0816900 "Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам" - 11,0 тыс. рублей (0,3 % от ассигнований и ЛБО) за счет экономии бюджетных средств по результатам проведения конкурсных процедур;
по подразделу 1006 "Другие вопросы в области социальной политики", целевой статье расходов 1328000 "Специальные мероприятия" - 1 000,0 тыс. рублей (100,0 % от ассигнований и ЛБО). Причиной неиспользованных бюджетных ассигнований явилось отсутствие заявок на данные расходы.
2.2.10. Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ Роструду на выполнение непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы на 2012 год (далее - ФАИП) предусматривались средства в объеме 28 072,9 тыс. рублей, что соответствовало показателям сводной бюджетной росписи расходов федерального бюджета.
В соответствии с ФАИП Роструду определены пообъектные затраты на строительство административных зданий для территориальных органов Роструда: в Кемеровской области (г. Кемерово) - 14 036,5 тыс. рублей; в Новосибирской области (г. Новосибирск) - 14 036,4 тыс. рублей. Строительство указанных объектов является переходящим с 2009 года. Завершение строительства объектов и ввод их в эксплуатацию запланировано на 2013 год.
Исполнение мероприятий, предусмотренных непрограммными инвестициями к реализации в 2012 году, составило 28 204,9 тыс. рублей, или 100 % от утвержденных бюджетных назначений.
Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ на реализацию мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в части предоставления субсидий на приобретение жилья федеральным государственным гражданским служащим в рамках ФЦП "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, предусматривались средства в сумме 6 593,2 тыс. рублей, что соответствовало объемам доведенных бюджетных ассигнований.
Расходы составили 6 593,2 тыс. рублей, или 100 % от утвержденных бюджетных назначений. Случаев расходования средств федерального бюджета на ФЦП "Жилище" на 2011 - 2015 годы сверх утвержденных бюджетных ассигнований не установлено.
2.2.11. - 2.2.13. Средства Инвестиционного фонда, Федерального дорожного фонда, резервных фондов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также средства федерального бюджета на реализацию приоритетных национальных проектов в 2012 году Роструду не предусматривались и не использовались.
2.3. Источники финансирования дефицита федерального бюджета, администрируемые главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Согласно приложению 5 к Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ Роструд являлся администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета. Источником внутреннего финансирования дефицита бюджета являлась отрицательная курсовая разница в сумме 23,2 тыс. рублей, образовавшаяся вследствие изменения курса рубля к иностранной валюте, при операциях, связанных с осуществлением взносов в международные организации и расходов по оплате загранкомандировок должностных лиц.
В соответствии с отчетом об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности (ф. N 0503137) по разделу 3 "Источники финансирования дефицитов" источники внутреннего и внешнего финансирования дефицита отсутствовали. Изменение остатка средств в 2012 году равно нулю.
2.4. Оценка качества ведения учета и составления отчетности главным администратором средств федерального бюджета.
Реализация государственной учетной политики в центральном аппарате Роструда в проверяемом периоде осуществлялась в соответствии с приказом Роструда от 31 декабря 2010 г. N 525. Ведение учета осуществлялось в соответствии с требованиями ведения бюджетного учета. Составление отчетности соответствовало требованиям действующего законодательства. Сроки представления и состав бюджетной отчетности за 2012 год, установленные законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдены.
3. Результаты проверки и анализа организации исполнения Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ.
3.1. Результаты проверки и анализа организации исполнения Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ и прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет по доходам, закрепленным за главным администратором доходов федерального бюджета.
3.1.1. Роструд приказом от 20 декабря 2012 г. N 272 "Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета" утвердил Перечень территориальных органов (в количестве 82), являющихся администраторами доходов федерального бюджета.
3.1.2. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1249 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" Роструд своевременно представлял в Минфин России прогноз поступлений доходов в 2012 году с поквартальным и помесячным распределением, а также аналитические материалы по исполнению доходов федерального бюджета.
3.1.3. Нормативные правовые акты по осуществлению и наделению территориальных органов полномочиями администратора доходов федерального бюджета Рострудом утверждались и доводились до территориальных органов своевременно.
3.2. Результаты проверки исполнения сводной бюджетной росписи по расходам федерального бюджета за 2012 год.
3.2.1. В соответствии со статьей 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденным приказом Минфина России от 23 ноября 2011 г. N 159н, приказ Роструда от 24 декабря 2008 г. N 275 утвержден Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств. На 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов руководителем Роструда утверждена бюджетная роспись 30 декабря 2011 года в сумме 61 425 827,3 тыс. рублей в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств.
В течение 2012 года в сводную бюджетную роспись расходов федерального бюджета по Роструду в соответствии с приказом Минфина России N 159н внесено 13 изменений (в сторону уменьшения и увеличения) на общую сумму (+) 13 159 651,3 тыс. рублей, которые отражены в справках об изменении сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств, оформленных в установленном порядке. Сумма внесенных отрицательных изменений составила 1 044 946,9 тыс. рублей, положительных изменений - 14 204 597,6 тыс. рублей. В 2012 году произведено 10 положительных изменений сводной бюджетной росписи.
Рострудом письменные предложения об изменении сводной бюджетной росписи с приложением соответствующих справок в Минфин России представлялись своевременно.
3.2.2. В 2012 году изменения утвержденной бюджетной росписи в случае образования экономии средств федерального бюджета не производились.
3.2.3. Блокировка расходов федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Счетной палатой и Росфиннадзором, в 2012 году не осуществлялась.
3.2.4. Доведение показателей сводной бюджетной росписи по расходам Роструду осуществлялось в соответствии с приказом Минфина России от 23 ноября 2011 г. N 159н. Доведенные объемы бюджетных ассигнований в сумме 74 585 478,5 тыс. рублей соответствовали показателям сводной бюджетной росписи. В 2012 году расходы составили 72 989 384,5 тыс. рублей или 97,9 % от утвержденных бюджетных ассигнований, неисполненные назначения на 1 января 2013 - 1 596 094,0 тыс. рублей.
3.2.5. В 2012 году перераспределены лимиты бюджетных обязательств в связи с направлением средств на оплату исполнительных актов судебных органов в соответствии с Бюджетным кодексом на общую сумму 86,2 тыс. рублей по подразделу 0401 "Общеэкономические вопросы" ЦСР 0010400 "Центральный аппарат" и ЦСР 0011500 "Территориальные органы" с вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд" и 121 "Фонд оплаты труда и начисления на выплаты по оплате труда" на вид расходов 831 "Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов) либо должностных лиц этих органов, а также в результате деятельности казенных учреждений".
3.2.6. В соответствии со статьей 166.1 Бюджетного кодекса Федеральным казначейством доведены Роструду бюджетные ассигнования в сумме 74 585 478,5 тыс. рублей и ЛБО в сумме 64 506 691,0 тыс. рублей тыс. рублей (86,5 % доведенных бюджетных ассигнований), что на 10 078 787,5 тыс. рублей меньше утвержденного объема бюджетных ассигнований и связано в тем, что ЛБО по расходам на исполнение публичных нормативных обязательств в сумме 10 078 787,5 тыс. рублей в соответствии с пунктом 5.2 приказа Минфина России от 17 декабря 2008 г. N 143н не утверждались.
3.2.7. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса приказом Роструда от 23 декабря 2011 г. N 300 сформирован перечень подведомственных ему получателей бюджетных средств. По состоянию на 1 января 2012 года и на 1 января 2013 года в ведении Роструда находилось 82 территориальных органа.
Получателям бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств утверждались своевременно и доводились расходными расписаниями в соответствии с приказом Минфина России от 30 сентября 2008 г. N 104н через Федеральное казначейство.
3.3. Отклонения показателей бюджетной отчетности по результатам проверки Счетной палаты от показателей отчета об исполнении федерального бюджета за 2012 год по Роструду отсутствуют.
4. Анализ подготовки Рострудом нормативных правовых актов, необходимых для реализации и выполнения статей Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ.
4.1. Подготовка проектов нормативных правовых актов (на основании поручений Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N ВП-ШЗ-7298 и от 10 июля 2012 г. N ИШ-П13-3900) необходимых для реализации Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1249 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" Рострудом не осуществлялась.
4.2. Анализом выполнения Рострудом норм и положений Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ установлено следующее:
в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ приказом Роструда от 14 декабря 2011 г. N 299 территориальные органы Роструда наделены полномочиями администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, закреплены источники доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и возложены полномочия главных администраторов доходов по закрепленным за ними источникам доходов местных бюджетов. В 2012 году Роструду по коду 150 1 16 19000 01 6000 140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение трудового законодательства" поступило 526 462,6 тыс. рублей (111,1 % от планового показателя). При этом территориальными органами Роструда администрирована сумма 525 869,0 тыс. рублей, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданное полномочие Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, - 593,6 тыс. рублей;
в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 21 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ Сберегательный банк Российской Федерации являлся агентом Правительства Российской Федерации по осуществлению выплат компенсаций в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и выплат отдельной категории военнослужащих и членам их семей. В соответствии с заключенным дополнительным соглашением от 27 декабря 2011 г. N 2 к договору от 11 января 2011 г. N 38990033 (4-юр) между Рострудом и Сберегательным банком Российской Федерации размер вознаграждения за выполнение функций агента Правительства Российской Федерации по осуществлению вышеуказанных выплат установлен в размере 0,5 процента.
в соответствии с частью 5 статьи 24 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ остатки субсидии на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации и субвенции на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы по осуществлению этих полномочий, оставшиеся в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, не использованные по состоянию на 1 января 2012 года были перечислены на лицевой счет Роструда с кодом 04 в сумме 3 055 324,2 тыс. рублей в течение первых 15 рабочих дней 2012 года.
4.3. Текстовые статьи Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ Рострудом исполнены в полном объеме.
5. Результаты оценки качества управления государственными финансами Рострудом.
5.1. Оценка качества администрирования доходов федерального бюджета Рострудом.
Приказы Роструда от 20 декабря 2012 г. N 273 "Об осуществлении Федеральной службой по труду и занятости полномочий главного администратора доходов федерального бюджета", от 20 декабря 2012 г. N 274 "О порядке осуществления территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов" и от 20 декабря 2012 г. N 272 "Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета" согласованы с Минфином России 20 декабря 2012 года в установленном порядке.
Изменения в прогноз поступлений доходов в федеральный бюджет вносились 2 раза по фактическому исполнению.
В 2012 год возвраты (возмещения) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) штрафов Рострудом не осуществлялись.
Отношение фактических полученных доходов в сумме 3 697 192,4 тыс. рублей к прогнозным показателям в сумме 3 601 278,0 тыс. рублей составило 102,7 процента.
Установленный прогноз поступления доходов в части взыскания штрафов за нарушение трудового законодательства в сумме 474 000,0 тыс. рублей выполнен на 111,1 % (526 462,6 тыс. рублей), а по сравнению с 2011 годом фактически полученные доходы снизились на 2,9 процента.
5.2. Оценка качества планирования и исполнения расходов федерального бюджета.
В сводную бюджетную роспись внесено 10 положительных изменений на сумму 14 204 597,6 тыс. рублей или 107,9 % к общей сумме изменений. Изменений в сводную бюджетную роспись за счет экономии бюджетных средств в 2011 году не производилось.
Объем распределенных ЛБО в 2012 году составил 64 504 549,7 тыс. рублей, или 99,99 % от доведенных ЛБО (64 506 691,0 тыс. рублей), объем нераспределенных ЛБО 2 141,3 тыс. рублей или 0,01 процента.
Объем неисполненных ЛБО на 1 января 2013 года составил 1 211 356,9 тыс. рублей, его соотношение к кассовым расходам (72 989 384,5 тыс. рублей) - 1,7 процента.
Соотношение кассовых расходов с показателями, утвержденными Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ (60 498 465,6 тыс. рублей), составило 120,6 % и сводной бюджетной росписи с учетом изменений (74 585 478,5 тыс. рублей) - 97,9 процента.
Кассовые расходы составили в 1 квартале 2012 года 25 116 486,7 тыс. рублей (34,4 % от общего объема), во II квартале - 15 167 867,4 тыс. рублей (20,7 %), в III квартале - 24 783 025,7 тыс. рублей (34,0 %), в IV квартале - 7 922 004,7 тыс. рублей (10,9 %). Соотношение исполненных расходов IV квартала к расходам I квартала составило 31,5 %, II квартала - 52,2 %, III квартала - 32,0 процента. Соотношение кассовых расходов IV квартала к среднему объему расходов I - III квартала составило 36,5 процента. Соотношение объема расходов, произведенных в IV квартале 2012 года, к годовым кассовым расходам 10,9 процента.
5.3. Оценка качества управления дебиторской и кредиторской задолженностью.
Дебиторская задолженность по средствам федерального бюджета на 1 января 2013 года составила 5 397 889,9 тыс. рублей (нереальная к взысканию задолженность - 16 814,4 рубля, просроченная задолженность - 428,4 рубля) или 7,4 % к объему кассовых расходов, кредиторская задолженность - 1 819,7 тыс. рублей или 0,0002 % процента.
Дебиторская задолженность на 1 января 2013 года увеличилась на 64,4 % по сравнению с показателями на начало года (3 282 500,6 тыс. рублей). Основной причиной увеличения дебиторской задолженности является увеличение остатков неиспользованных средств, перечисленных бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, а также субсидий, выделенных из федерального бюджета в рамках реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Кредиторская задолженность на 1 января 2013 года увеличилась в 3,0 раза по сравнению с показателями на начало года (602,1 тыс. рублей), что объясняется снижением дебетового остатка расчетов по страховым взносам на обязательное социальное страхование и в связи с материнством (своевременное возмещение производственных расходов Фонду социального страхования Российской Федерации).
5.4. Оценка качества исполнения судебных актов, оценка количества неисполненных судебных актов на начало и конец 2012 года.
В 2011 году общая сумма, подлежащая взысканию с Роструда по решениям судебных органов, составила 854 542,9 тыс. рублей. В проверяемом периоде Рострудом исполнено 1 764 решения судебных органов на общую сумму 854 542,9 тыс. рублей. На 1 января 2012 года не исполнено 1 судебное решение на сумму 174,0 тыс. рублей, поступившее в конце декабря 2011 года. На 1 января 2013 года исполнены все поступившие в 2012 году в Роструд исполнительные документы.
6. Анализ наличия, состояния и эффективности внутреннего государственного финансового контроля, осуществляемого Рострудом.
В Роструде осуществление ведомственного финансового контроля за деятельностью территориальных органов (получателей бюджетных средств) возложено на Управление планирования, взаимодействия с регионами и контроля, в состав которого входил отдел ведомственного контроля (далее - Отдел) штатной численностью 5 человек (фактическая численность - 3 сотрудника).
В соответствии с Положением об Отделе, утвержденного начальником Управления планирования, взаимодействия с регионами и контроля, 3 июля 2009 года, субъектами контрольно-ревизионных мероприятий, проводимых Отделом, являются структурные подразделения Роструда и его территориальные органы.
Инструкция о порядке проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости в субъектах Российской Федерации утверждена приказом Роструда от 9 апреля 2010 г. N 108. Приказом Роструда от 24 июня 2008 г. N 118, в соответствии со статьей 270.1 Бюджетного кодекса, утверждено Положение о внутреннем финансовом аудите Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов.
Планом контрольно-ревизионных мероприятий Федеральной службы по труду и занятости в субъектах Российской Федерации на 2012 год, утвержденным руководителем Роструда 5 декабря 2011 года, предусматривалось проведение Отделом проверки финансово-хозяйственной деятельности 12 государственных инспекций труда.
В 2012 году Отделом проведено 12 ревизий финансово-хозяйственной деятельности государственных инспекций труда. Контролем охвачено 17,1 % территориальных органов, подведомственных Роструду (в 2011 году - 15,8 %). Периодичность проверок Отделом одного территориального органа составляет не чаще одного раза в 6 лет. Расходы на оплату труда сотрудников Отдела в 2011 году составили 1 669,7 тыс. рублей.
В результате проведенных ревизий при объеме проверенных средств в размере 412 710,6 тыс. рублей, выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 1 609,1 тыс. рублей, в том числе: нарушения требований федеральных законов от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" - 967,7 тыс. рублей; нецелевое использование бюджетных средств - 121,0 тыс. рублей; нарушение учета и отчетности - 264,5 тыс. рублей, прочие нарушения - 255,9 тыс. рублей.
Роструд в 2012 году в соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" осуществлял полномочия по надзору и контролю за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области содействия занятости населения.
В соответствии с графиком надзорно-контрольных проверок в субъектах Российской Федерации на 2012 год, утвержденному приказом Роструда от 28 декабря 2011 г. N 317, проведены 23 надзорно-контрольных проверки осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и осуществления государственных гарантий в области занятости населения в части социальной поддержки безработных граждан. Проведены проверки 21 органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, и 147 государственных учреждений - центров занятости населения.
По результатам проведенных проверок за 2012 год Рострудом было составлено 105 актов о результатах проведения проверок, подготовлено и вручено 230 предписаний.
Необходимо отметить, что Роструд не наделен правом применения к нарушителям бюджетного законодательства мер воздействия, установленных статьей 282 Бюджетного кодекса, а также правом применения мер воздействия в виде выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений по результатам проверок расходования средств (субвенций на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения и субсидий на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда). Нормативно срок исполнения предписаний Роструда не установлен.
В 2012 году Роструд осуществлял государственный финансовый контроль во взаимодействии со Счетной палатой, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, органами прокуратуры, федеральными органами исполнительной власти.
7. Анализ доходов, расходов и источников финансирования дефицита по приносящей доход деятельности по Роструду и средств, поступающих во временное распоряжение федеральных бюджетных учреждений.
В связи с тем, что в ведомственном подчинении Роструда в проверяемом периоде федеральных казенных (бюджетных) учреждений не имелось, средства от приносящей доход деятельности, а также средства, поступающие во временное распоряжение, отсутствовали.
Лицевые счета для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, и средствами, поступающими во временное распоряжение и не отраженными на счетах в территориальных органах Федерального казначейства, центральному аппарату Роструда и его территориальным органам не открывались.
Также, в связи с отсутствием числовых значений показателей, в бюджетную отчетность Роструда за 2012 год не включены сведения о кассовом исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности (ф. 0503182).
8. Эффективность и результативность использования средств федерального бюджета и федеральной собственности по Роструду.
8.1. - 8.3. Исполнение расходов федерального бюджета в проверяемом периоде находилось на достаточно высоком уровне и составило 72 989 384, тыс. рублей или 97,9 % от утвержденных бюджетных ассигнований. Все положительные изменения в сводную бюджетную роспись внесены по объективным причинам. Неисполненные назначения на 1 января 2013 года составили 1 596 094,0 тыс. рублей.
Основной причиной образования остатка неиспользованных средств федерального бюджета явилось сокращение среднегодовой численности безработных граждан, состоящих на регистрационном учете, которая составила в 2012 году 1 146,2 тыс. человек или на 19,9 % меньше среднегодовой численности безработных граждан в 2011 году (1 430,5 тыс. человек), что повлекло за собой уменьшение потребности в средствах федерального бюджета на осуществление социальных выплат безработным гражданам.
В 2012 году расходы на реализацию государственной политики в области содействия занятости населения, включая расходы на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, составили 46 441 731,6 тыс. рублей или 100,0 % от утвержденных бюджетных ассигнований. Расходы на исполнение публичных нормативных обязательств составили 9 694 050,5 тыс. рублей, или 96,2 процента.
Государственное задание, предусмотренное Положением о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671, Роструду на 2012 год не определено.
Роструд не имел подведомственных государственных учреждений и организаций, а также не являлся их учредителем.
В 2012 году Роструд не входил в перечень исполнителей приоритетных национальных проектов и федеральных целевых программ.
8.4. В соответствии с распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 26 января 2005 г. N 46-р за Рострудом на праве оперативного управления (Биржевая пл., д. 1) закреплены помещения общей площадью 2 644,6 кв. метра.
По состоянию на 1 января 2013 года общая площадь помещений, занимаемых территориальными органами Роструда, составила площадью 54 351,4 кв. м (268 объектов недвижимости), из них: в оперативном управлении - 30 080,4 кв. м (71 объект), в безвозмездном пользовании - 8 271,6 кв. м (62 объекта) и в аренде - 15 999,8 кв. метра (135 объектов).
В центральном аппарате Роструда в проверяемом периоде объекты учета, не прошедшие регистрацию в реестре федерального имущества, отсутствовали. Не завершена работа по оформлению права оперативного управления на 6 объектов недвижимого имущества, занимаемых территориальными органами Роструда, общей площадью 1 716,7 кв. м и стоимостью 30 860,3 тыс. рублей.
По состоянию на 1 января 2013 года право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками предоставлено 24 ГИТ, которым передано 28 земельных участков общей площадью 2,72 га, из них ГИТ в Краснодарском крае, Кемеровской и Новосибирской областях предоставлены земельные участки для строительства административных зданий. В проверяемом периоде строительство на земельном участке общей площадью 949,0 кв. м. предоставленном для строительства административного здания ГИТ в Краснодарском крае, не велось, в связи с отсутствием финансирования из федерального бюджета.
В 2012 году федеральное имущество Рострудом в аренду не сдавалось, его приватизация не планировалась и не проводилась.
9. Анализ реализации стратегических целей и приоритетов Российской Федерации, определенных программными документами органов государственной власти Российской Федерации.
9.1. В целях выполнения Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р, приказом Минздравсоцразвития России и Роструда от 15 июля 2011 г. N 157 утвержден ведомственный план Роструда по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 - 2013 годы (далее - Ведомственный план).
В соответствии с Ведомственным планом в течение 2012 года Рострудом реализованы мероприятия по приоритетным направлениям государственной политики и обеспечению целевого финансирования.
В 2012 году внесены предложения по изменению лимитов бюджетных обязательств в целях повышения эффективности использования бюджетных средств на общую сумму 24 394,1 тыс. рублей, проведена оптимизация структуры расходных обязательств, в том числе за счет их отмены с перераспределением бюджетных ассигнований на исполнение других обязательств на общую сумму 1 547 400 тыс. рублей. Экономия бюджетных ассигнований в рамках осуществление контроля за выполнением плановых показателей по государственным закупкам, эффективностью размещения заказов и своевременным исполнением контрактных обязательств составила 5 015,5 тыс. рублей.
9.2. Цели и задачи Роструда определены в соответствии с посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, и основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и отраслевым стратегиям, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р.
Период 2009 - 2012 годов - первый этап реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, стратегическими целями Роструда на этот период являются:
1. Обеспечение права граждан на труд.
2. Обеспечение права граждан на защиту от безработицы.
Достижение первой цели должно быть обеспечено посредством решения следующих задач:
- снижение количества нарушений трудового законодательства;
- снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- повышение уровня информированности о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Достижение второй цели обеспечивается посредством решения задач:
- повышение уровня доступности, полноты и качества предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения;
- повышение эффективности расходования средств на осуществление переданных полномочий в области содействия занятости населения.
Анализ показателей деятельности Роструда приведен в п.п. 8.1. - 8.3. Заключения.
10. Анализ подготовки и реализации нормативных правовых актов, необходимых для выполнения Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
В проверяемом периоде Роструд не осуществлял подготовку и реализацию нормативных правовых актов, необходимых для выполнения Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Роструд не имел подведомственных государственных учреждений и организаций, а также не являлся их учредителем.
11. Анализ выполнения целей и задач, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 594, Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ.
В проверяемом периоде Роструд не осуществлял подготовку и реализацию нормативных правовых актов, необходимых для реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. Бюджетные ассигнования на реализации указанных указов в 2012 году Роструду не предусматривались.
12. Анализ выполнения предложений Счетной палаты, содержащихся в представлениях и информационных письмах, направленных Роструду по результатам проверок бюджетной отчетности за 2012 год.
По результатам контрольного мероприятия "Аудит эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации в 2011 - 2012 годах" Роструду в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 14 декабря 2012 г. N 55К (888) направлено представление Счетной палаты от 18 декабря 2012 г. N ПР 14-288/14-04 с предложениями по принятию мер по усилению контроля за:
- расходованием субсидий из федерального бюджета, выделенных на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации;
- соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий из федерального бюджета и соглашений о реализации дополнительных мероприятий.
В целях усиления контроля за расходованием субсидий из федерального бюджета, выделенных на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий и соглашений о реализации дополнительных мероприятий Федеральной службой по труду и занятости утвержден приказ от 9 января 2013 г. N 3 "О мероприятиях по устранению недостатков, выявленных Счетной палатой Российской Федерации в ходе контрольного мероприятия "Аудит эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации в 2011 - 2012 годах".
Указанным приказом Роструда в 2013 году предусматривается:
- усиление контроля за исполнением субъектами Российской Федерации условий соглашений между Федеральной службой по труду и занятости и высшими исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации о реализации дополнительных мероприятий;
- проведение анализа кассовых расходов средств, предусмотренных на реализацию дополнительных мероприятий;
- проведение селекторных совещаний по обсуждению проблем реализации дополнительных мероприятий.
13. Выводы.
1. Законодательные и нормативные правовые акты позволяли Роструду осуществлять функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулированию коллективных трудовых споров.
2. Администрирование и исполнение доходов отвечало требованиям действующего законодательства и нормативным правовым актам. Доходы федерального бюджета составили 3 697 192,4 тыс. рублей, или 102,7 % от утвержденного показателя. Исполнение доходов в части поступивших штрафов за нарушение трудового законодательства составило 526 462,6 тыс. рублей, или 111,1 процента.
3. Рострудом не в полной мере выполнено постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1249 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" в части принятия мер по обеспечению поступления налогов, сборов и других обязательных платежей, а также сокращению задолженности по их уплате. Дебиторская задолженность по начисленным штрафам на 31 декабря 2012 года составила 205 552,7 тыс. рублей и по сравнению с 2011 годом увеличилась на 16 981,9 тыс. рублей или на 9,0 процентов. Причинами образования указанной дебиторской задолженности являлось банкротство предприятий, а также уклонение от их уплаты.
4. Исполнение расходов федерального бюджета в проверяемом периоде находилось на достаточно высоком уровне и составило 72 989 384, тыс. рублей или 97,9 % от утвержденных бюджетных ассигнований. Все положительные изменения в сводную бюджетную роспись внесены по объективным причинам. Неисполненные назначения на 1 января 2013 года составили 1 596 094,0 тыс. рублей.
Основной причиной образования остатка неиспользованных средств федерального бюджета явилось сокращение среднегодовой численности безработных граждан, состоящих на регистрационном учете, которая составила в 2012 году 1 146,2 тыс. человек или, на 19,9 % меньше среднегодовой численности безработных граждан в 2011 году (1 430,5 тыс. человек), что повлекло за собой уменьшение потребности в средствах федерального бюджета на осуществление социальных выплат безработным гражданам.
Фактов расходования средств федерального бюджета сверх утвержденных показателей сводной бюджетной росписи и бюджетных ассигнований не установлено.
5. В 2012 году расходы на реализацию государственной политики в области содействия занятости населения, включая расходы на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, составили 46 441 731,6 тыс. рублей, или 100,0 % от утвержденных бюджетных ассигнований. Расходы на исполнение публичных нормативных обязательств составили 9 694 050,5 тыс. рублей, или 96,2 процента.
6. Ведомственный финансовый контроль Рострудом организован, однако его действенность, в связи с периодичностью проверки одного территориального органа один раз в 6 лет, недостаточна.
7. Рострудом устранены нарушения и недостатки, выявленные Счетной палатой Российской Федерации, по результатам проверок бюджетной отчетности за 2012 год.
14. Предложения.
1. Направить информационное письмо в Федеральную службу по труду и занятости.
2. Направить заключение о результатах внешней проверки в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитет Совета Федерации по социальной политике, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов.
Аудитор |
В.С. Катренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Счетной палаты РФ от 24 мая 2013 г. N ЗКМ-14/14-04 о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2012 год в Федеральной службе по труду и занятости (утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 24 мая 2013 г. N 24К (915)))
Опубликование:
-