(Руководитель Федерального агентства по туризму А.В. Радьков)
Общие положения.
1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации по Федеральному агентству по туризму (далее - Ростуризм, Агентство) (код 174 ведомственной структуры расходов федерального бюджета) по результатам внешней проверки исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год (далее - заключение Счетной палаты) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (с изменениями) и стандартом финансового контроля СФК 203 "Последующий контроль исполнения федерального бюджета".
Заключение Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) по Ростуризму как главному администратору средств федерального бюджета подготовлено на основании одного контрольного мероприятия, проведенного в Ростуризме. По результатам контрольного мероприятия, проведенного Счетной палатой, составлен один акт, который подписан без замечаний проверяемой стороны.
2. Ростуризмом бюджетная отчетность об исполнении федерального бюджета за 2011 год (далее - бюджетная отчетность) представлена в Счетную палату в печатном виде 27 марта 2012 года, что соответствует сроку представления годовой бюджетной отчетности, установленному статьей 264.9 Бюджетного кодекса Российской Федерации (с изменениями).
Бюджетная отчетность составлена в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н и соответствует структуре и бюджетной классификации, которые применялись при утверждении Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (далее - Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ). Организация бюджетного учета осуществляется в соответствии с Единым планом счетов для органов государственной власти (государственных органов) и Инструкцией по его применению, утвержденным приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н.
3. Агентство образовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 1453 "О федеральном агентстве по туризму и федеральном агентстве по физической культуре и спорту".
Руководство деятельностью Ростуризма с мая 2008 года осуществляет Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 411 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам туризма").
Ростуризм руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, нормативными актами Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Положением о Федеральном агентстве по туризму, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 901 (далее - Положение о Ростуризме), иными нормативно-правовыми актами.
Ростуризм является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма и в соответствии с Положением о Ростуризме осуществляет следующие полномочия в сфере туризма: управляет государственным имуществом; осуществляет реализацию приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации; формирует и осуществляет ведение единого федерального реестра туроператоров; способствует защите прав и законных интересов туристов, обеспечению их безопасности в Российской Федерации и за ее пределами, созданию благоприятных условий для развития туристской индустрии, в том числе путем реализации программ и проектов в области государственно-частного партнерства; содействует субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в развитии туризма на соответствующих территориях, в том числе путем разработки и реализации региональных программ развития туризма; содействует продвижению туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках, реализации мероприятий в области подготовки кадров и развития научных исследований в сфере туризма, реализации мероприятий в области информационного обеспечения и статистики туризма; взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в сфере туризма; по поручению Правительства Российской Федерации, Минспорттуризма России осуществляет представление интересов Российской Федерации в международных организациях.
В соответствии с пунктом 7 Положения о Ростуризме Агентство не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности функции по контролю и надзору в сфере туристской деятельности, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Согласно реестру распорядителей и получателей средств федерального бюджета, ведение которого осуществляет Минфин России, Ростуризм, являясь главным распорядителем и получателем средств федерального бюджета, в проверяемый период подведомственных учреждений, организаций, агентств, служб, государственных унитарных предприятий, иных получателей бюджетных средств, территориальных органов не имел.
1. Доходы, расходы и источники финансирования дефицита федерального бюджета, установленные Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ, прогнозом поступлений доходов в федеральный бюджет и бюджетной росписью по Ростуризму, и их исполнение по бюджетной отчетности и результатам проведенных Счетной палатой проверок.
1.1. Доходы федерального бюджета, администрируемые Ростуризмом.
В соответствии с приложением 6 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 190н (с изменениями и дополнениями) Ростуризм (глава 174) является главным администратором доходов бюджета. Доходами Ростуризма в 2011 году являлись проценты, начисленные ОАО "Банк ВТБ" на остатки средств в иностранной валюте (доллары США), которые находились на специальном валютном счете Ростуризма в ОАО "Банк ВТБ". После уплаты Агентством ежегодного взноса Российской Федерации как члена Всемирной туристской организации (далее - ВТО) в общий фонд ВТО сумма начисленных процентов составила 0,3 тыс. рублей, которые были полностью перечислены в доход федерального бюджета.
Прогноз поступлений доходов Минфином России не утверждался.
Поступление доходов, администрируемых Ростуризмом в 2011 году, отражено в отчете по форме 0503127 "Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета" (далее - форма 0503127). Согласно отчету Ростуризм в 2011 году перечислил в доход федерального бюджета через органы Федерального казначейства по КБК 17411102012010000120 "Доходы по остаткам средств на счетах федерального бюджета и от их размещения, кроме средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния" 0,3 тыс. рублей. Сводный отчет об исполнении федерального бюджета за 2011 год в Федеральное казначейство был направлен Ростуризмом 11 марта 2011 года (письмо N 710/ЕП).
1.2 Расходы федерального бюджета по главному распорядителю средств федерального бюджета.
Первоначальная бюджетная роспись, предусматривающая бюджетные ассигнования Ростуризму на 2011 год в сумме 423 892,5 тыс. рублей, соответствовала показателям Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ.
В отчетный период Ростуризму были увеличены бюджетные ассигнования всего на сумму 161 551,2 тыс. рублей, в том числе:
- в соответствии с Федеральным законом от 1 июня 2011 г. N 105-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов" на сумму 314,6 тыс. рублей по разделу "Международные отношения и международное сотрудничество";
- на реализацию государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных служащих Ростуризма в количестве 15 человек, в сумме 113,4 тыс. рублей (в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2011 г. N 242-р);
- на реализацию мероприятий, предусмотренных ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" в сумме 158 400,0 тыс. рублей (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. N 644);
- в связи с председательством Российской Федерации в Организации Черноморского экономического сотрудничества - 2 723,2 тыс. рублей (в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2011 г. N 644).
В соответствии с внесенными в отчетный период изменениями, согласно сводной бюджетной росписи на 1 января 2012 года бюджетные ассигнования Ростуризму составили 585 443,7 тыс. рублей.
Исполнено согласно отчету Ростуризма и результатам проверки Счетной палаты 560 989,3 тыс. рублей, или 95,82 % от годовых бюджетных ассигнований.
Анализ структуры расходов федерального бюджета по Ростуризму в разрезе разделов и подразделов классификации расходов бюджетов, установленной Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ показал следующее.
По РзПР 0108 "Международные отношения и международное сотрудничество", ЦСР 0309800 "Взносы в международные организации", ВР 011 "Выполнение международных обязательств", КОСГУ 253 "Перечисления международным организациям" сумма 7 665,1 тыс. рублей была израсходована Ростуризмом на уплату ежегодного взноса России в общий фонд ВТО. Исполнение составило 7 509,39 тыс. рублей (кассовый расход с учетом сложившейся отрицательной курсовой разницы). Остаток лимитов бюджетных обязательств в связи с выполнением обязательств по уплате взноса в ВТО составил 155,7 тыс. рублей.
По РзПР 0411 "Национальная экономика" "Прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта", ЦСР 0816900 "Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам", ВР 012 "Выполнение функций государственными органами", КОСГУ 226 "Прочие услуги" были направлены бюджетные средства в сумме 31 000,0 тыс. рублей на проведение в рамках деятельности Ростуризма научно-исследовательских работ. Ростуризмом в 2011 году произведена оплата по заключенным 21 государственным контрактам на общую сумму 31 000,0 тыс. рублей.
Условиями государственных контрактов, заключаемых Ростуризмом с исполнителями научно-исследовательских работ (далее - НИР), к обязательствам исполнителя отнесена регистрация результатов НИР во ВНТИЦ ("Всероссийский научно-технический информационный центр" Федерального агентства по науке и инновациям Министерства образования и науки Российской Федерации).
При выборочной проверке отчетов по НИР установлено нарушение отдельными исполнителями НИР положений о государственной регистрации и учете открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, утвержденных приказом Министерства науки и технологий Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. N 125.
Сумма контрактов, оплаченная Ростуризмом по статье РзПР 0411 "Национальная экономика" "Прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта", по которым выборочно установлены нарушения исполнителями, составила в 2011 году 6 800,0 тыс. рублей.
Для применения исполнителем льготы, предусмотренной пп. 16 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (операции, не подлежащие налогообложению), необходимо подтверждение компетентных органов, а также государственная регистрация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР). В случае отсутствия государственной регистрации выполняемых для Ростуризма НИРов Ростуризм не имеет достаточных оснований для отнесения выполняемых работ к НИР. Кроме того, недостаточная организация контроля за соблюдением исполнителями контрактных обязательств на выполнение НИР и НИОКР может приводить к неэффективному расходованию бюджетных средств, а также к использованию бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств (ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
По РзПР 0412 "Национальная экономика" "Другие вопросы в области национальной экономики" Ростуризму доведены средства федерального бюджета в сумме 377 908,2 тыс. рублей. Кассовое исполнение составило 353 609,5 тыс. рублей, в том числе:
- ЦСР 0010400 "Центральный аппарат", ВР 012 "Выполнение функций государственными органами", КОСГУ 226 "Прочие услуги" - 100 601,2 тыс. рублей. Кассовое исполнение составило 98 310,8 тыс. рублей. В соответствии с данными формы N 0503127 "Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора доходов бюджета" на 1 января 2012 года фактическое исполнение расходов на оплату труда и начислениям на выплаты по оплате труда соответствуют установленным лимитам бюджетных обязательств. Неисполненные назначения по начислениям на оплату труда составляют 2 290,4 тыс. рублей (КОСГУ 213 "Начисления на оплату труда").
- ЦСР 0019500 "Уплата налога на имущество организаций и земельного налога", ВР 012 "Выполнение функций государственными органами", КОСГУ 226 "Прочие услуги" - 450,2 тыс. рублей. В соответствии с данными балансовой формы N 0503127 "Отчет об исполнении бюджета Главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора доходов бюджета" на 1 января 2012 года фактическое исполнение по РзПР 0412 "Национальная экономика" "Другие вопросы в области национальной экономики" ЦСР 0019500 "Уплата налога на имущество организаций и земельного налога", ВР 012 "Выполнение функций государственными органами", КОСГУ 226 "Прочие услуги" составило 151,52 тыс. рублей, или 33,6 %. Неисполненных назначений по уплате налога на имущество - 298,47 тыс. рублей.
- ЦСР 1006200 "ФЦП "Развитие государственной статистики в 2007 - 2011 годах", ВР 015 "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы", КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги" на сумму 2 300,0 тыс. рублей. Кассовое исполнение - 2 300,0 тыс. рублей.
- ЦСР 1009800 "ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", ВР 012 "Выполнение функций государственными органами", КОСГУ 226 "Прочие услуги" на сумму 158 400,0 тыс. рублей. Кассовое исполнение - 136 690,15 тыс. рублей. Неисполненных бюджетных назначений - 21 709,85 тыс. рублей.
- ЦСР 4889700 "Мероприятия в области здравоохранения, спорта и физической культуры, туризма", ВР 012 "Выполнение функций государственными органами", выделено из федерального бюджета 116 157,0 тыс. рублей. Кассовое исполнение составило 116 157,0 тыс. рублей.
По РзПР 0502 "ЖКХ. Коммунальное хозяйство" ЦСР 1004800 "ФЦП "Юг России (2008 - 2013 годы)", ВР 020 "Софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (объектов капитального строительства собственности муниципальных образований), КОСГУ 226 "Прочие услуги" Агентству было выделено 40 000,0 тыс. рублей. Кассовое исполнение - 40 000,0 тыс. рублей.
По РзПР 0705 "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации", ЦСР 4280100 "Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих", ВР 012 "Выполнение функций государственными органами", КОСГУ 226 "Прочие услуги" сумма 113,4 тыс. рублей Ростуризмом была израсходована по целевому назначению - на профессиональную переподготовку и обучение сотрудников Ростуризма в 2011 году.
По РзПР 1003 "Социальное обеспечение. Социальная политика" ЦСР 1008851 "Мероприятия по обеспечению жильем федеральных государственных гражданских служащих" ВР 005 "Социальные выплаты" Ростуризму выделено 5 317,0 тыс. рублей. Кассовое исполнение - 5 317,0 тыс. рублей.
По РзПР 1403 "Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации муниципальных образований. Прочие межбюджетные трансферты" ЦСР 1004800 "ФЦП "Юг России (2008 - 2013 годы)" ВР 020 "Софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (объектов капитального строительства собственности муниципальных образований), КОСГУ 226 "Прочие услуги" Агентству было выделено 123 440,0 тыс. рублей. Кассовое исполнение - 123 440,0 тыс. рублей.
Таким образом, неисполненных назначений по бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств по Ростуризму за 2011 год всего 24 454,4 тыс. рублей, в том числе: 21 709,85 тыс. рублей - по ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма (2011 - 2018 годы)"; 2 294,4 тыс. рублей - по начислениям на оплату труда; 298,47 тыс. рублей - неисполненные назначения по уплате налога на имущество; 155,7 тыс. рублей - остаток лимитов бюджетных обязательств в связи с выполнением обязательств по уплате взноса в ВТО (кассовый расход с учетом сложившейся отрицательной курсовой разницы составил 7 509,39 тыс. рублей при бюджетных назначениях 7 665,1 тыс. рублей).
Изменения в сводную бюджетную роспись вносились в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации справками об изменении сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств на 2011 год, согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 17 декабря 2008 г. N 143н. Отчет об исполнении бюджета по разделу 2 "Расходы бюджета" был заверен в территориальном органе Федерального казначейства (УФК по г. Москве) 20 января 2012 года. Отклонений по результатам проведенной проверки показателей отчета Ростуризма об исполнении федерального бюджета за 2011 год не имеется.
Общая сумма лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Ростуризма в 2011 году, соответствует по объему и структуре бюджетным ассигнованиям, утвержденным сводной бюджетной росписью на 2011 год.
Порядок и сроки доведения до Ростуризма бюджетных данных соблюдались.
Выборочной проверкой полноты и достоверности отражения в бюджетной отчетности Ростуризма показателей исполнения федерального бюджета за 2011 год по расходам нарушений не установлено. Результаты проверки Счетной палаты соответствуют показателям бюджетной отчетности Ростуризма.
Ростуризм публичных нормативных обязательств в 2011 году не имел.
В проверяемый период Ростуризмом осуществлялись расходы по четырем федеральным целевым программам. Анализ исполнения бюджетных ассигнований и реализации мероприятий, предусмотренных данными федеральными целевыми программами, государственным заказчиком по которым является Ростуризм, показал следующее.
1. В соответствии с перечнем мероприятий ФЦП "Юг России (2008 - 2013 годы)" (далее - ФЦП "Юг России") по разделу "Развитие туристско-рекреационного комплекса", отнесенных к ведению Ростуризма, в 2011 году осуществлялось строительство четырех объектов инженерной и обеспечивающей инфраструктур к создаваемым туристическим комплексам в двух субъектах Российской Федерации:
в республике Дагестан - строительство инженерной и обеспечивающей инфраструктур к санаторно-курортным комплексам "Новокаякент" и "Немецкая деревня "Порт-Петровск";
в Карачаево-Черкесской Республике (далее - КЧР) - строительство инженерных сетей (энергоснабжения и водоснабжения) к туристическому комплексу "Теберда-Домбай".
В 2011 году Ростуризмом заключено два соглашения с субъектами Российской Федерации о предоставлении субсидий из федерального бюджета на общую сумму 163 440,0 тыс. рублей (100 % от годовых бюджетных назначений), в том числе:
- с Правительством Республики Дагестан от 31 марта 2011 г. N 100-11-03-31-02 о предоставлении субсидии из федерального бюджета в размере 123 440,0 тыс. рублей;
- с Правительством КЧР от 31 марта 2011 г. N 100-11-03-31-01 о предоставлении субсидии в размере 40 000,0 тыс. рублей.
Кассовые расходы государственного заказчика из федерального бюджета на реализацию ФЦП "Юг России" в 2011 году составили 163 440,0 тыс. рублей.
Объем софинансирования в 2011 году за счет средств субъектов Российской Федерации запланирован и предусмотрен ФЦП "Юг России" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. N 1093) и вышеуказанными соглашениями в сумме 24 300,0 тыс. рублей (с Правительством Республики Дагестан - 7 900,0 тыс. рублей; с Правительством КЧР - 16 400,0 тыс. рублей).
Фактически за счет средств субъектов в 2011 году привлечено софинансирование в объеме 12 900,0 тыс. рублей, или 53,09 % от обязательств, предусмотренных соглашениями. При этом обязательства Республики Дагестан по софинансированию выполнены. Обязательства КЧР по заключенным соглашениям не выполнены: за период 2011 года профинансировано из средств бюджета КЧР 30,49 % от принятых на себя обязательств по соглашению, или 5 000,0 тыс. рублей из 16 400,0 тыс. рублей. Срок сдачи объектов в КЧР - декабрь 2012 года.
Ростуризмом получено письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР от 30 марта 2012 г. N 738 с просьбой считать, что КЧР соблюдены условия Программы по осуществлению финансирования средств республиканского бюджета, а также в годовом отчете "Сведения о выполнении расходных обязательств КЧР по реализации мероприятий республиканской целевой программы "Юг России (2009 - 2013 годы)", финансируемых с участием средств федерального бюджета, выделенных на реализацию Программы", в связи со следующими обстоятельствами.
Постановлением Правительства КЧР от 29 декабря 2011 г. N 516 внесены изменения в постановление Правительства КЧР от 18 апреля 2011 г. N 89 "О перечне строек и объектов для республиканских государственных нужд на 2011 год, финансируемых за счет бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности КЧР, предусмотренных в республиканском бюджете на 2011 год" в целях приведения перечня строек и объектов в соответствие с изменениями, внесенными в Закон КЧР "О республиканском бюджете КЧР на 2011 год" 22 декабря 2011 года.
В результате объем финансирования республиканской целевой программы "Юг России (2009 - 2013 годы)" сократился в 2011 году в 11,2 раза - с 307 296,0 тыс. рублей до 27 372,46 тыс. рублей. А в части финансирования объектов, администрируемых Ростуризмом как государственным заказчиком программы ФЦП "Юг России", финансирование из республиканского бюджета сокращено с 16 400,0 тыс. рублей до 5 000,0 тыс. рублей.
Согласно среднему уровню финансирования объектов туристско-рекреационного комплекса, администрируемых Ростуризмом, за счет средств субъекта Российской Федерации, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. N 948 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Юг России (2008 - 2013)" по КЧР, обязательства субъекта выполнены полностью. Однако, Ростуризмом и КЧР не были внесены изменения в соглашение об уменьшении софинансирования обязательств субъекта.
Кассовое исполнение за 2011 год по всем объектам ФЦП "Юг России", администрируемым Ростуризмом, составило 100 %, или 176 340,0 тыс. рублей. В том числе из федерального бюджета 163 440,0 тыс. рублей (100 % от установленных назначений), средств бюджетов субъектов 12 900,0 тыс. рублей (100 %, или 53,09 %, исходя из первоначально установленных обязательств).
Анализ исполнения обязательств сторон при реализации условий заключенных Ростуризмом с субъектами Российской Федерации соглашений и при проведении мероприятий на объектах, строящихся в регионах в соответствии с ФЦП "Юг России", показал следующее.
Не сданы в срок администрируемые Ростуризмом объекты, строящиеся в Дагестане и предполагаемые к сдаче в декабре 2011 года:
- инженерная инфраструктура санаторно-курортного комплекса (далее - СКК) "Новокаякент" (Каякентский р-н Республики Дагестан, строительство автодороги, газопровода, объектов водоснабжения, канализации и очистных сооружений, а также ЛЭП 10 кВ);
- инженерная инфраструктура СКК "Немецкая деревня "Порт-Петровск" (с. Улубиево Карабудахкентского р-на Республики Дагестан, работы по реконструкции автодороги, строительству газопровода, водопровода, очистных сооружений, берегоукрепительных работ).
Дальнейшее финансирование указанных объектов из средств федерального бюджета не предусмотрено программой ФЦП "Юг России".
При этом кассовое исполнение за период с начала финансирования объектов (2008 год) и по состоянию на 1 января 2012 года составило 100 % от бюджетных назначений:
по СКК "Новокаякент" - 268 460,0 тыс. рублей, в том числе федеральный бюджет - 213 560,0 тыс. рублей, бюджет субъекта - 54 900,0 тыс. рублей;
по СКК "Немецкая деревня "Порт-Петровск" - 155 755,0 тыс. рублей, в том числе федеральный бюджет - 129 555,0 тыс. рублей, бюджет субъекта - 26 200,0 тыс. рублей.
Необходимо отметить, что в период реализации мероприятий ФЦП "Юг России" субъектом предоставлялась отчетность, итоги которой Ростуризмом как государственным заказчиком предоставлялись Минрегиону России как координатору ФЦП "Юг России", а также Минэкономразвития России. Согласно предоставляемой отчетности, по состоянию на 1 января 2012 года техническая готовность всего комплекса сетей и сооружений СКК "Немецкая деревня "Порт-Петровск" составляла 95,4 %, техническая готовность СКК "Новокаякент" - 97,3 %.
Как установлено, данные показатели технической готовности объектов завышены и не отражают реальной ситуации при строительстве объектов. Так, по информации Правительства Республики Дагестан, для окончания работ по созданию инженерной инфраструктуры на инвестиционных площадках в Каякентском и Карабудахкентском районах требуемая для достройки сумма в 1,57 раз больше, чем уже профинансированы эти объекты в соответствии с условиями ФЦП "Юг России".
Нарушение порядка представления, в частности, статистической информации, представление недостоверной статистической информации влечет ответственность, установленную статьей 13.19 КоАП РФ, а также статьей 3 Закона Российской Федерации от 13 мая 1992 г. N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности".
2. В соответствии со сводной бюджетной росписью бюджетные ассигнования Ростуризму для реализации мероприятий ФЦП "Жилище на 2011 - 2015 годы" утверждены в сумме 5 317,1 тыс. рублей. Выплаты по субсидиям, распределенным в 2011 году, составили 5 317,1 тыс. рублей. Обязательства Ростуризма по указанной целевой программе выполнены полностью. Во исполнение п. 7.1 раздела 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" Ростуризмом 19 января 2012 года направлена отчетность о ходе выполнения данной федеральной целевой программы за 2011 год государственному заказчику-координатору - Минрегиону России (N 120/ЕП). Также направлена соответствующая отчетность в Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Росстата (от 30 января 2012 г. N 232/ЕП).
3. В рамках исполнения мероприятий ФЦП "Развитие государственной статистики России в 2007 - 2011 годах" Ростуризмом были заключены три государственных контракта на выполнение научно-исследовательских работ на общую сумму 2 300,0 тыс. рублей (100 % бюджетных назначений). Кассовое исполнение составило 2 300,0 тыс. рублей.
4. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. N 644 дополнительно были предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий, предусмотренных ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" (далее - ФЦП "Развитие внутреннего туризма" или Программа) в сумме 158 400,0 тыс. рублей по Рз 04 "Национальная экономика", ПР 12 "Другие вопросы в области национальной экономики", ЦСР 1009800 "ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", ВР 012 "Выполнение функции государственными органами" (7,92 % от общей суммы ассигнований из федерального бюджета на эту федеральную целевую программу в 2011 году).
Государственными заказчиками Программы определены Минспорттуризм России, Минрегион России, Ростуризм. Государственным заказчиком - координатором Программы является Минспорттуризм России.
С целью выполнения поставленных Программой задач первоначально лимиты бюджетных обязательств были доведены государственному заказчику - координатору Программы Минспорттуризму России в размере 2 000 000,0 тыс. рублей, затем были откорректированы, в результате внесены изменения в сводную бюджетную роспись, в частности, в отношении Ростуризма:
- передача бюджетных ассигнований от главного распорядителя средств федерального бюджета Минспорттуризма России (777) главному распорядителю средств федерального бюджета Ростуризму (174) по разделу 04 "Национальная экономика" без изменения ПР 12 "Другие вопросы в области национальной экономики", ВР 012 "Выполнение функций государственными органами" и КОСГУ "Прочие работы, услуги" в сумме 158 400,0 тыс. рублей;
Таким образом, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. N 644 и доведенными лимитами бюджетных обязательств объем финансирования Ростуризма за счет федерального бюджета в 2011 году составил 158 400,00 тыс. рублей по Рз 04 "Национальная экономика", ПР 12 "Другие вопросы в области национальной экономики", ЦСР 1009800 "ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", ВР 012 "Выполнение функции государственными органами", КОСГУ 226.
Ростуризмом размещение государственного заказа путем проведения торгов осуществлено на основании Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (с учетом изменений) "О размещении заказов по поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" на сумму 158 400,00 тыс. рублей, что составляет 100 % размещения государственного заказа.
В результате проведенных торгов заключено 10 государственных контрактов на общую сумму 134 679,65 тыс. рублей, экономия бюджетных средств составила 23 720,35 тыс. рублей.
Из общей суммы заключенных контрактов 41,9 % - сумма контрактов, заключенных Ростуризмом с компанией ООО "Негус Экспо Интернешнл" на оказание услуг по организации и проведению в ряде регионов мероприятий в рамках реализации ФЦП "Развитие внутреннего туризма". По результатам выполнения государственных контрактов, заключенных Ростуризмом с ООО "Негус Экспо Интернешнл", проведены следующие мероприятия:
в Республике Саха (Якутия) - Международная конференция по развитию событийного туризма;
в Костромской области - Межрегиональный туристский форум "История России в малых городах";
в Алтайском крае г. Белокуриха - Международная конференция по формированию туристского продукта курортных территорий;
в Вологодской области - Международная конференция "Туристские бренды - генератор развития территорий";
в Краснодарском крае г. Сочи - Международная конференция "Повышение качества и безопасности услуг объектов туриндустрии, как условие успешного продвижения туристского продукта";
в Астраханской области - Международная конференция по развитию туризма в Прикаспийском регионе;
в Республике Башкортостан - Всероссийский форум по вопросам социального туризма.
Софинансирование субъектами указанных мероприятий, согласно отчетности Ростуризма, представленной координатору Программы, составило 5 271,3 тыс. рублей, или 4,1 % от 128 200,0 тыс. рублей, запланированных Программой по задачам, администрируемым Ростуризмом в 2011 году. Софинансирование этих мероприятий из внебюджетных источников составило 0,2 тыс. рублей, или 36 % от запланированных Программой денежных средств (55 700,0 тыс. рублей).
Как отмечалось ранее, по результатам проведения Ростуризмом торгов получена экономия бюджетных средств в размере 23 720,35 тыс. рублей. Ростуризмом дополнительно размещено 5 запросов котировок и заключено 5 государственных контрактов на общую сумму 2 010,50 тыс. рублей. После проведения всех конкурсных процедур экономия бюджетных средств составила 21 709,85 тыс. рублей и заключено 15 контрактных обязательств на общую сумму 136 690,15 тыс. рублей.
Таким образом, Программой запланировано средств федерального бюджета на сумму 158 400,00 тыс. рублей, фактически исполнено 136 690,15 тыс. рублей (86,29 %).
Согласно отчетам, представленным в соответствии с государственными контрактами, заключенными для реализации мероприятий ФЦП "Развитие внутреннего туризма", все запланированные мероприятия выполнены, оплата произведена в соответствии с условиями государственных контрактов.
Средства федерального бюджета на реализацию приоритетных национальных проектов и из резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в 2011 году Ростуризму не выделялись.
1.3. Источники финансирования дефицита федерального бюджета, администрируемые главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Сводной бюджетной росписью бюджетные ассигнования по источникам финансирования дефицита федерального бюджета на текущий финансовый год и на плановый период в разрезе кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов Ростуризму (код главы 174) не устанавливались.
Согласно бюджетной отчетности Ростуризма за 2011 год в разделе 3 "Источники финансирования дефицита бюджета" в составе источников внутреннего финансирования бюджета (строка 520) по КБК 17401060300010005171 "Курсовая разница по прочим средствам федерального бюджета" была отражена курсовая разница в сумме (-) 10,56 тыс. рублей, что соответствует результатам проверки Счетной палаты по вопросу отражения источников финансирования дефицита федерального бюджета за 2011 год в отчетности Ростуризма.
1.4. Оценка качества ведения учета и составления отчетности главным администратором средств федерального бюджета.
В соответствии со статьей 264.9 Бюджетного кодекса Российской Федерации Ростуризм направил годовую бюджетную отчетность в Счетную палату для внешней проверки (письмо от 22 марта 2011 г. N 835/ЕП).
Учет и отчетность Ростуризмом осуществляется в соответствии с требованиями законодательства и действующих в проверяемом периоде нормативных правовых актов в области ведения, учета и составления бюджетной отчетности главным администратором средств федерального бюджета.
Ростуризмом 11 марта 2012 года (N 710/ЕП) в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства был направлен сводный отчет об исполнении федерального бюджета за 2011 год в соответствии с требованиями к участникам документооборота бюджетной отчетности в Федеральное казначейство с использованием СЭД ФК. Электронные файлы, содержащие данные по бюджетной отчетности, были сформированы в соответствии с требованиями к форматам и способам передачи в электронном виде бюджетной отчетности, подписанные электронно-цифровой подписью руководителя и главного бухгалтера.
Письмом Федерального казначейства от 30 марта 2012 года подтверждено получение данных годового отчета Агентства в срок и с соблюдением всех контрольных соотношений.
2. Результаты проверки и анализа организации исполнения Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ.
2.1. Результаты проверки и анализа организации исполнения Федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период и прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет по доходам, закрепленным за главным администратором доходов федерального бюджета.
Согласно Федеральному закону от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ и в соответствии с приказом Ростуризма от 31 декабря 2010 г. N 361 "О закреплении за Федеральным агентством по туризму полномочий по осуществлению функций администратора доходов федерального бюджета по главе 174 "Федеральное агентство по туризму" в 2011 году" Ростуризм является администратором доходов по КБК 11102012010000120 "Доходы по остаткам средств на счетах федерального бюджета и от их размещения, кроме средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния".
Администраторов доходов федерального бюджета, подведомственных Ростуризму как главному администратору доходов федерального бюджета, в 2011 году не имелось.
Проверкой организации ведения учета доходов, администрируемых Ростуризмом, правильности обработки учетной информации и полноты отражения доходов федерального бюджета в учетных регистрах и бюджетной отчетности Ростуризма за 2011 год нарушений не выявлено.
2.2. Результаты проверки исполнения сводной бюджетной росписи по расходам федерального бюджета за отчетный финансовый год главным распорядителем.
Бюджетная роспись по расходам средств федерального бюджета составлялась и представлялась Агентством в установленные приказом Минфина России от 17 декабря 2008 г. N 143н "Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета)" сроки (показатели по состоянию на 1 января, 1 апреля, 1 июля, 1 октября 2011 года).
Внесение изменений в утвержденную бюджетную роспись на 2011 год осуществлялось по представлению Ростуризма согласно Порядку составления и ведения сводной бюджетной росписи и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденному приказом Минфина России от 17 декабря 2008 г. N 143н.
Изменения, внесенные в 2011 году в утвержденную бюджетную роспись, обоснованы и своевременны в части соответствия содержания и объемов предлагаемых изменений, указанных в обращениях Ростуризма в курирующие департаменты Минфина России.
Изменения лимитов бюджетных обязательств в связи с осуществлением блокировки расходов федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Счетной палатой и Росфиннадзором в 2011 году, не вносились в связи с отсутствием указанных фактов.
Изменений лимитов бюджетных обязательств в связи с направлением средств на оплату исполнительных актов судебных органов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в 2010 году по Ростуризму не осуществлялось.
Доведение Федеральным казначейством казначейскими уведомлениями объемов бюджетных обязательств, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования до Ростуризма осуществлялось с учетом положений приказа Минфина России от 30 сентября 2008 г. N 104н "О Порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня". Объемы доведенных до Ростуризма лимитов бюджетных обязательств соответствуют общему объему лимитов. Ростуризм в расходовании средств, направленных на публичные нормативные обязательства, не принимал участия.
Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ, сводной бюджетной росписью на 2011 год (с учетом изменений) показатели источников финансирования дефицита федерального бюджета Ростуризму не установлены.
2.3. Результаты проверки исполнения сводной бюджетной росписи по источникам финансирования дефицита федерального бюджета за отчетный финансовый год главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ и сводной бюджетной росписью плановые показатели по источникам внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета Ростуризму не устанавливались.
Сложившаяся при конвертации денежных средств в иностранной валюте в 2011 году курсовая разница в сумме 10,56 тыс. рублей отражена Ростуризмом в Отчете об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503127) в разделе 3 "Источники финансирования дефицита бюджетов" по КБК источников финансирования дефицитов бюджетов 17401060300010005171 "Курсовая разница" в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н. Указанная сумма в полном объеме перечислена в федеральный бюджет.
Фактов неправильного расчета рублевого эквивалента в части операций, проведенных по источникам финансирования дефицита федерального бюджета в иностранной валюте, не установлено.
3. Анализ подготовки Ростуризмом нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ, и выполнения статей Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ.
Ростуризм не был включен в график подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ (поручения Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N ВП-П13-7209 и от 25 июля 2011 г. N КА-П13-5222), постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 1171 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (с изменениями).
В течение года подготавливались и утверждались ведомственные акты, обеспечивающие реализацию Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ, в том числе по администрированию доходов федерального бюджета, исполнению расходной части федерального бюджета.
Нарушений при выполнении Ростуризмом норм и положений, а также текстовых статей, регулирующих исполнение Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ Счетной палатой не установлено.
4. Результаты оценки качества управления государственными финансами Ростуризмом.
В отчетном периоде в связи с исполнением федерального бюджета в сводную бюджетную роспись было внесено 11 изменений (из них 8 - изменения, не приводящие к изменению показателей сводной росписи).
Количество положительных изменений сводной бюджетной росписи составило 4 единицы на общую сумму 161 551,2 тыс. рублей. Изменения в результате образовавшейся экономии Ростуризмом не вносились.
Объем неисполненных лимитов бюджетных обязательств (24 454,4 тыс. рублей) в соотношении с кассовыми расходами (560 989,3 тыс. рублей) в 2011 году составил 4,36 %.
Соотношение кассовых расходов (560 989,3 тыс. рублей) с законодательно установленными показателями (424 207,1 тыс. рублей) составило 132,24 %.
Соотношение кассовых расходов (560 989,3 тыс. рублей) и сводной бюджетной росписи с учетом внесенных изменений (585 443,7 тыс. рублей) составило 95,82 %.
В текущем периоде дебиторская и кредиторская задолженности носили текущий характер, просроченной задолженности не имелось.
Дебиторская задолженность с 13 191,65 тыс. рублей по состоянию на 1 января 2011 года уменьшилась до 762,87 тыс. рублей по состоянию на 1 января 2012 года.
Объем кредиторский задолженности с (-) 386,2 тыс. рублей по состоянию на 1 января 2011 года снизился до (-) 173,7 тыс. рублей в связи с произведенными Ростуризмом взаиморасчетами по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации.
Отношение объема дебиторской (762,87 тыс. рублей) задолженности к кассовым расходам (560 989,3 тыс. рублей) по состоянию на 1 января 2012 года составило 0,14 %. На начало 2011 года это соотношение составляло 2,96 процента (13 191,6 тыс. рублей дебиторской задолженности к кассовым расходам в сумме 445 046,17 тыс. рублей).
Отношение объема кредиторской задолженности (-) 173,7 тыс. рублей к кассовым расходам на 1 января 2012 года (560 989,3 тыс. рублей) составило (-) 0,03 процента. На начало 2011 года - (-) 0,09 процента: (-) 386,2 тыс. рублей и 445 046,17 тыс. рублей, соответственно.
Соотношение объема кассовых расходов IV квартала 2011 года к годовым расходам составило 37,5 % (I квартал - 50 167,8 тыс. рублей, II квартал - 169 135,27 тыс. рублей, III квартал - 131 446,13 тыс. рублей, IV квартал - 210 240,09 тыс. рублей).
В проверяемый период Ростуризмом судебные акты не исполнялись ввиду отсутствия таковых.
5. Анализ наличия, состояния и эффективности внутреннего государственного финансового контроля, осуществляемого Ростуризмом.
Внутренний финансовый контроль использования средств федерального бюджета в Ростуризме осуществляется в рамках должностных регламентов сотрудников Ростуризма, в том числе сотрудников отдела финансирования и бухгалтерского учета, отдела кадров и делопроизводства, правового управления, общего отдела. Затраты на проведение каждого контрольного мероприятия Агентство не производило.
Отдельного подразделения для осуществления внутреннего финансового контроля в 2011 году Ростуризм не имел, его штатная численность не утверждалась, расходы на его содержание не планировались и не осуществлялись.
В целях осуществления внутреннего финансового контроля в Ростуризме созданы три комиссии: комиссия по проведению инвентаризации основных средств и материальных ценностей; комиссия по проведению инвентаризации денежных средств; комиссия по списанию материальных ценностей.
6. Анализ доходов, расходов и источников финансирования дефицита по приносящей доход деятельности по Ростуризму и средств, поступающих во временное распоряжение федеральных казенных (бюджетных) учреждений.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по туризму, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 901, Ростуризм является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма.
Ростуризм в 2011 году приносящую доход деятельность не осуществлял.
7. Эффективность и результативность использования средств федерального бюджета и федеральной собственности по Ростуризму.
Приказом Ростуризма от 15 февраля 2011 г. N 26 "Об основных показателях деятельности Федерального агентства по туризму" утверждены показатели деятельности Агентства на 2011 год.
В соответствии с данными формы 0503162 "Сведения о результатах деятельности" Ростуризмом в 2011 году объем изданной рекламно-информационной продукции составил 66,0 тыс. экземпляров, что не соответствует плановым показателям, установленным на 2011 год (100,0 тыс. экземпляров). При установленном плановом показателе "Количество туристских выставок", которые организовал (принял участие) Ростуризм, в том числе зарубежных: 18 единиц стоимостью 23 460,8 тыс. рублей, Ростуризмом было организовано (принято участие) в 19 туристских выставках стоимостью (23 460,8 тыс. рублей).
Согласно отчетности Ростуризма по выполнению ФЦП "Юг России" по итогам 2011 года достигнуто выполнение целевого индикатора, отнесенного к сфере ведения Ростуризма, - "количество отдыхающих". Запланированный показатель "количество отдыхающих" на 2011 год по республикам юга России составлял 1 194,5 тыс. человек. Фактически за 2011 год туристско-рекреационные комплексы данных республик посетили 1 274,3 тыс. человек, или 106,7 % к запланированному. Годовые плановые показатели по этой позиции выполнены всеми субъектами Российской Федерации, включенными в ФЦП "Юг России".
В целях выполнения ФЦП "Развитие государственной статистики в 2007 - 2011 годах" проведен анализ международной практики использования вспомогательного счета туризма и существующих форм статистического наблюдения Российской Федерации, кроме того сформулированы предложения по формированию вспомогательного счета туризма и его внедрению в систему национальных счетов Российской Федерации, также исполнителями разработаны методические рекомендации по оценке вклада сферы туризма в валовый региональный продукт (далее - ВРП) Российской Федерации, результаты экспериментальных расчетов по оценке вклада сферы туризма в ВРП Российской Федерации, предложения по совершенствованию статистического обеспечения расчета вклада туризма в ВРП Российской Федерации, иные вопросы, определенные техническими заданиями к заключаемым в рамках ФЦП "Развитие государственной статистики в 2007 - 2011 годах" контрактам.
Документы, предоставленные гражданскими служащими в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения", подтверждают использование бюджетных средств в рамках ФЦП "Жилище на 2011 - 2015 годы" по целевому назначению.
Зданий, помещений, находящихся на праве оперативного управления, Ростуризм не имеет. Ростуризм занимает помещение площадью 1748,6 кв. м в здании, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, д. 47 в соответствии с договором от 29 декабря 2010 г. N 329-П/2 с ФГУ "Производственно-техническое объединение" Управления делами Президента Российской Федерации на безвозмездное пользование нежилым помещением. Сдачу федерального имущества в субаренду, а также осуществления взносов в уставный капитал коммерческих организаций федеральным имуществом в 2011 году Ростуризм не производил.
Ростуризм в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" в течение 2011 года своевременно составлял и направлял в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по г. Москве сведения о движимом имуществе, первоначальная стоимость которого превышает 200,0 тыс. рублей (с 22 февраля 2011 года - 500,0 тыс. рублей согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2011 г. N 47) для учета в реестре федерального имущества.
По данным бухгалтерского баланса Ростуризма по состоянию на 1 января 2012 года балансовая стоимость основных средств на конец отчетного периода составила 33 527,0 тыс. рублей, сумма начисленной амортизации составила 27 491,0 тыс. рублей, остаточная стоимость основных средств составила 6 036,2 тыс. рублей. Доля амортизации основных средств в балансовой стоимости основных средств по состоянию на 1 января 2012 года составила 82 процента.
8. Анализ реализации стратегических целей и приоритетов Российской Федерации, определенных программными документами органов государственной власти Российской Федерации.
В целях реализации пункта 31 Плана мероприятий по реализации в 2011 году Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р, Ростуризмом была продолжена работа по повышению эффективности бюджетных расходов.
Основные направления исполнения Ростуризмом Плана повышения эффективности бюджетных расходов и итоги работы за 2011 год выглядели следующим образом.
Для оптимизации расходных обязательств Российской Федерации обеспечен анализ их оснований на предмет соответствия целям деятельности, функциям и полномочиям; осуществлялся ежеквартальный мониторинг уровней софинансирования мероприятий ФЦП "Юг России" из бюджета субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
За счет внедрения программно-целевых методов государственного управления кассовое исполнение федерального бюджета по состоянию на 19 октября 2011 года по межбюджетным трансфертам соответствует 100 %.
В части повышения качества и эффективности исполнения государственных функций разработан Административный регламент по исполнению государственной функции "Формирование и ведение Единого федерального реестра туроператоров", который утвержден приказом Минспорттуризма России от 26 сентября 2011 г. N 1117 и зарегистрирован в Минюсте России 30 сентября 2011 года за N 21959.
В целях повышения эффективности управления государственным имуществом Ростуризмом проведена инвентаризации нефинансовых активов с последующим анализом и списанием с баланса морально устаревших или непригодных для эксплуатации основных средств.
Для повышения качества и эффективности оказания государственных услуг (выполнения работ), а также в целях совершенствования работы в области информатизации разработана и утверждена приказом Ростуризма от 5 марта 2010 г. N 50 Концепция информатизации Ростуризма, которая определяет стратегию информатизации Ростуризма на 2010 - 2015 годы. В рамках ее реализации проведен мониторинг использования информационных технологий в деятельности Ростуризма. Разработаны и утверждены план информатизации Ростуризма на 2011 год, план перехода на оказание государственных услуг в электронном виде.
По оптимизации численности и совершенствовании системы материального стимулирования федеральных государственных служащих проведено плановое сокращение штатной численности Ростуризма на 4 человека, в фонд отплаты труда направлена экономия в сумме 1 105,8 тыс. рублей.
Оптимизация государственных закупок осуществляется по принципу планирования с учетом задач, поставленных в Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.
9. Анализ подготовки и реализации нормативных правовых актов, необходимых для выполнения Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
В проверяемом периоде у Ростуризма подведомственных организаций и учреждений не имелось.
10. Анализ выполнения предложений Счетной палаты, содержащихся в представлениях и информационных письмах, направленных по результатам проверок бюджетной отчетности за предшествующий финансовый год.
С целью устранения замечаний, отмеченных Счетной палатой по результатам контрольного мероприятия за предшествующий финансовый год, ВрИО руководителя Ростуризма А.В. Радьковым в Ростуризме проведено совещание (протокол от 3 июня 2011 года), по итогам которого должностным лицам Ростуризма поручалось, в частности, провести работу по урегулированию расчетной дисциплины с налоговыми органами и государственными внебюджетными фондами, а также усилить контроль в части финансирования объектов капитального строительства из бюджетов субъектов Российской Федерации, а также своевременностью ввода в строй строящихся объектов.
Как установлено, в проверяемый период Ростуризмом проводилась работа по зачету (уточнению) платежей в бюджеты бюджетной системы. При этом сверка взаиморасчетов с налоговыми органами была произведена только в ноябре 2011 года (акт сверки с ИФНС N 8 N 10205), по результатам которой получены извещения от 22 декабря 2011 г. N 6882 и N 6883 о принятом налоговым органом решении о возврате на общую сумму 338,7 тыс. рублей, а также о зачете задолженности по транспортному налогу с организаций в сумме 1,6 тыс. рублей. Зачет задолженности произведен Ростуризмом в бюджетном учете за счет переплаты по налогу на имущество, что отражено по состоянию на 1 января 2012 года в составе дебиторской задолженности в сумме 266,04 тыс. рублей.
По актам камеральных проверок, проведенных ФСС 16 декабря 2011 года, принято решение возместить Ростуризму превышение страховых взносов за период 2009 - 2011 годов в размере 943,45 тыс. рублей, в том числе: за 2009 год - в сумме 155,35 тыс. рублей, за 2010 год - в сумме 252,05 тыс. рублей, за 2011 год - в сумме 536,04 тыс. рублей. Указанные денежные средства, перечисленные филиалом N 21 ГУ-МРО ФСС РФ 21 декабря 2011 года по п/п N 652 и N 654 поступили на л/с 03731001740 Ростуризма в УФК по г. Москве и по состоянию на 1 января 2012 года перечислены в бюджет.
Вместе с этим, по состоянию на 1 января 2012 года кредиторская задолженность составила (-) 173,7 тыс. рублей, в том числе: ФСС - 62,23 тыс. рублей (в связи с превышением начислений по больничным листам над страховыми взносами); ПФР - 105,36 тыс. рублей, ФФОМС - 0,69 тыс. рублей, ТФОМС - 0,81 тыс. рублей, ПФН - 1,9 тыс. рублей, ПФС - 2,65 тыс. рублей, налог на имущество организаций - 0,019 тыс. рублей.
Возврат страховых взносов Ростуризму (ПФ (страховая часть) в сумме 2,65 тыс. рублей и ПФ (накопительная часть) в сумме 1,9 тыс. рублей) произведен согласно решению ПФ от 27 декабря 2011 г. N 5427 только в марте 2012 года. Однако, денежные средства перечислены на ошибочные реквизиты, о чем Ростуризм сообщил в УФК по г. Москве своим письмом от 19 марта 2012 г. N 802/ЕЛ. На момент проведения контрольного мероприятия ответ Ростуризмом не получен.
Также по итогам проведенной Счетной палатой в 2011 году проверки было установлено несоответствие данных форм статистической отчетности N С-2 "Сведения о количестве строек и объектов, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу" и N КС-3 "Стоимость выполненных строительно-монтажных работ (затрат)" (информационное письмо Счетной палаты в Министерство регионального развития Российской Федерации от 30 мая 2011 г. N 12-222/12-04). В связи с этим Ростуризмом внесено предложение в повестку дня очередного заседания межведомственной рабочей группы по вопросу совершенствования статистики в сфере туризма для выработки единой позиции по заполнению субъектами Российской Федерации форм N С-2 и КС-3 в рамках ФЦП "Юг России".
Однако, согласно предоставляемой отчетности субъектов Российской Федерации по итогам 2011 года, единой позиции по заполнению форм N С-2 и КС-3 в рамках ФЦП "Юг России" не выработано.
Так, в соответствии с полученной Ростуризмом формой КС-3 от Республики Дагестан объем выполненных работ за весь период строительства по объектам, находящимся в ведении Ростуризма, составил 356 357,2 тыс. рублей, в том числе: СКК "Новокаякент" - 216 385,3 тыс. рублей, СКК "Немецкая деревня "Порт-Петровск" - 139 981,9 тыс. рублей.
При этом, как отмечалось выше, общая сумма финансирования данных объектов за весь период строительства (с 2008 года) составила 424 215,0 тыс. рублей, в том числе: СКК "Новокаякент" - 268 460,0 тыс. рублей, СКК "Немецкая деревня "Порт-Петровск" - 155 755,0 тыс. рублей.
В ходе проверки установлено, что Республикой Дагестан в форме КС-3 отражены только те средства, которые использованы на строительно-монтажные работы. Средства, направленные на оплату проектно-изыскательских работ, технического надзора, иные средства в данной форме не отражены, несмотря на то, что КС-3 предусматривает предоставление соответствующей информации. В частности, КЧР включает и стоимость оборудования, и стоимость проектных работ, и содержание заказчика-застройщика в отчетность по форме КС-3.
Разница в отчетных формах Республики Дагестан КС-3 и предоставляемых формах отчетности по исполнению мероприятий ФЦП "Юг России" (кассовое исполнение) составила по состоянию на 1 января 2012 года 67 857,8 млн. рублей.
11. Выводы.
С учетом внесенных изменений сумма расходов бюджетных средств, утвержденная федеральными законами Ростуризму, составила 424 207,1 тыс. рублей. С учетом внесенных в 2011 году изменений, согласно сводной бюджетной росписи, расходы Ростуризма составили 585 443,7 тыс. рублей, лимиты бюджетных обязательств - 585 443,7 тыс. рублей. Исполнено, согласно отчету Ростуризма и результатам проверки Счетной палаты, 560 989,3 тыс. рублей, или 95,82 % от годовых бюджетных назначений.
Неисполненных назначений по бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств по Ростуризму за 2011 год всего 24 454,4 тыс. рублей, в том числе: 21 709,85 тыс. рублей - по ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма (2011 - 2018 годы)"; 2 294,4 тыс. рублей - по начислениям на оплату труда; 298,47 тыс. рублей - неисполненные назначения по уплате налога на имущество; 155,7 тыс. рублей - остаток лимитов бюджетных обязательств в связи с выполнением обязательств по уплате взноса в ВТО (кассовый расход с учетом сложившейся отрицательной курсовой разницы составил 7 509,39 тыс. рублей при бюджетных назначениях 7 665,1 тыс. рублей).
Проверкой установлены следующие нарушения:
1. В связи с отсутствием со стороны Ростуризма должного контроля за ходом реализации ФЦП "Юг России", в частности, анализа информации, получаемой от субъектов в части фактически освоенных средств федерального бюджета, обобщенная информация, направляемая Ростуризмом (государственным заказчиком) координатору-заказчику - Министерству регионального развития Российской Федерации, не отражает реального состояния реализации ФЦП "Юг России".
2. Недостаточная организация контроля Ростуризма за соблюдением исполнителями контрактных обязательств на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ может приводить к неэффективному расходованию бюджетных средств, а также к использованию бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств. Сумма контрактов, по которым установлены нарушения исполнителями положений о государственной регистрации и учете открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, утвержденных приказом Министерства науки и технологий Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. N 125, составила 6 800,0 тыс. рублей.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
11. Предложения.
1. Учесть результаты проверки в Заключении Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2011 год.
2. Направить информационные письма в Министерство регионального развития Российской Федерации и Федеральное агентство по туризму.
3. Направить заключение о результатах проверки в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Аудитор |
С.А. Агапцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Счетной палаты РФ от 23 мая 2012 г. N ЗКМ-28/12-04 о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2011 год в Федеральном агентстве по туризму (утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 12 мая 2012 г. N 21К/5 (854)))
Опубликование:
-