(руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования А.Г. Сидоров)
1. Общие положения.
1.1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации по Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по результатам внешней проверки исполнения федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчетности за 2016 год (далее - заключение Счетной палаты по Росприроднадзору) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 203 "Последующий контроль за исполнением федерального бюджета".
Заключение Счетной палаты по Росприроднадзору подготовлено на основании 2 контрольных мероприятий, проведенных в Росприроднадзоре и его территориальном органе. По результатам контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой Российской Федерации (далее - Счетная палата), составлено 2 акта, которые подписаны без замечаний.
1.2. Бюджетная отчетность Росприроднадзора за 2016 год (далее - бюджетная отчетность) представлена 31 марта 2017 года в Счетную палату, что соответствует сроку представления годовой бюджетной отчетности, установленному статьей 264 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Бюджетная отчетность составлена в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, и соответствует структуре и бюджетной классификации, которые применялись при утверждении Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год". Организация бюджетного учета осуществляется в соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов) и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н.
1.3. Регулирование функций Росприроднадзора осуществлялось Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее - Федеральный закон N 359-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год", Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400.
В соответствии с утвержденной приказом Минприроды России от 22 июня 2015 г. N 265 Схемой размещения территориальных органов на 1 января 2016 года в систему Росприроднадзора входило 82 территориальных органа (9 департаментов по федеральным округам, 71 управление по субъектам Российской Федерации, 2 межрегиональных морских управления) и центральный аппарат.
Приказом Минприроды России от 6 октября 2016 г. N 519 утверждена новая Схема размещения территориальных органов Росприроднадзора, согласно которой количество территориальных органов увеличилось до 84. Созданы Балтийско-Арктическое морское и Байкальское управления межрегионального уровня.
Приказом Росприроднадзора от 30 апреля 2013 г. N 239 утвержден перечень подведомственных федеральных бюджетных учреждений в составе 16 единиц.
2. Результаты проверки и анализа выполнения Росприроднадзором бюджетных полномочий, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
2.1. В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995 в отчетном году Росприроднадзором приняты нормативные акты, утверждающие перечень администраторов доходов, подведомственных главному администратору доходов (приказы от 29 февраля 2016 г. N 107 и N 109, от 30 августа 2016 г. N 591), которые были доведены до его территориальных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в электронном виде.
С помощью единой информационно-аналитической системы сбора и свода отчетности Росприроднадзор 22 декабря 2015 г. представил в Минфин России прогноз поступления доходов федерального бюджета на сумму 949,1 млн. рублей с поквартальным и помесячным распределением.
В течение 2016 года Росприроднадзором в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - ИС "Электронный бюджет") представлялись в Минфин России уточненные прогнозы и оценка поступлений доходов федерального бюджета на 2016 год в следующих объемах: 04.03.2016 - 1 669,3 млн. рублей; 22.04.2016 - 2 208,4 млн. рублей; 24.05.2016 - 2 498,3 млн. рублей; 29.08.2016 - 2 300,9 млн. рублей; 19.09.2016 - 2 383,6 млн. рублей; 05.10.2016 - 2 383,0 млн. рублей; 10.11.2016 - 2 432,3 млн. рублей.
Распределение прогнозных объемов доходов федерального бюджета и прогноз кассовых поступлений по доходам федерального бюджета на 2016 год в соответствии с Порядком составления и ведения кассового плана в текущем финансовом году, утвержденным приказом Минфина России от 9 декабря 2013 г. N 117н (далее - Порядок N 117н), представлены в Федеральное казначейство 22 декабря 2015 года.
Прогноз кассовых поступлений по доходам федерального бюджета на текущий финансовый год и пояснительная записка к нему формировались ежеквартально на первое число месяца следующего за отчетным и были представлены Росприроднадзором 6 апреля, 19 июля, 7 октября 2016 года.
Приказом Росприроднадзора от 23 октября 2015 г. N 849 утвержден порядок формирования справки о перечислении поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, администрируемых службой и ее территориальными органами, определены срок, формы представления отчетов (сводных отчетов) по начисленным и поступившим суммам администрируемых доходов.
2.2. Выполнение бюджетных полномочий администратора доходов федерального бюджета осуществляется в соответствии с приказами Росприроднадзора от 11 февраля 2013 г. N 65, от 20 мая 2013 г. N 258 и 259, от 29 февраля 2016 г. N 109 и от 30 августа 2016 г. N 591, согласно которым контроль за поступлением доходов в федеральный бюджет осуществляется Росприроднадзором в процессе текущего взаимодействия с Федеральным казначейством по уточнению невыясненных платежей в бюджет, возврату ошибочно уплаченных государственных пошлин, консультированию и разъяснению вопросов по администрированию доходов.
Работа по возврату пошлин, штрафов, а также зачета (уточнения) платежей в бюджет в отчетном году осуществлялась Росприроднадзором в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 18 декабря 2013 г. N 125н, приказами службы от 17 февраля 2015 г. N 132 и от 23 октября 2015 г. N 849, а также Налоговым кодексом Российской Федерации, которым определен порядок рассмотрения заявлений плательщиков о возврате сумм излишне уплаченных денежных платежей (штрафов) и (или) пошлин.
В отчетном году принято 44 решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в федеральный бюджет на сумму 3,6 млн. рублей.
В центральный аппарат Росприроднадзора в течение 2016 года из органов Федерального казначейства поступило 2 184 заявления об уточнении вида и принадлежности платежа, сумма зачета составила 8,3 млн. рублей.
По состоянию на 1 января 2017 года невыясненные поступления отсутствуют.
2.3. В соответствии с пунктом 5.8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400, Росприроднадзор осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание и реализацию возложенных на службу функций и полномочий.
Перечень получателей бюджетных средств ведется Росприроднадзором согласно Порядку формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, утвержденному приказом Минфина России от 23 декабря 2014 г. N 163н, посредством ИС "Электронный бюджет".
Реестр расходных обязательств ведется Росприроднадзором в ИС "Электронный бюджет" с использованием электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в соответствии с Правилами ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2014 г. N 621.
Планирование расходов федерального бюджета осуществлялось Росприроднадзором в рамках предельных объемов бюджетных ассигнований на 2016 - 2018 годы, доведенных Минприроды России на реализацию государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы: в 2016 году - 3 995,6 млн. рублей, в 2017 и 2018 году - 3 100,8 млн. рублей.
В соответствии с пунктом 5 Методических указаний по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, направленных письмом Минфина России от 9 июля 2015 г. N 16-01-08/38621, Росприроднадзор своевременно представил плановый реестр расходных обязательств и возвратное распределение бюджетных ассигнований по кодам классификации расходов бюджетов на 2016 - 2018 годы в виде электронного документа в ИС "Электронный бюджет".
Уточненные обоснования бюджетных ассигнований, соответствующие Федеральному закону N 359-ФЗ, представлены Росприроднадзором в Минфин России 4 декабря 2015 года.
Показатели сводной бюджетной росписи на 2016 год доведены Росприроднадзору посредством ИС "Электронный бюджет" в объеме 4 377,6 млн. рублей.
Казначейским уведомлением от 25 декабря 2015 г. N 048/001 службе доведены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на 2016 год в объеме - 4 377,6 млн. рублей.
30 декабря 2015 года Росприроднадзором утверждена бюджетная роспись на общую сумму 4 377,6 млн. рублей, в том числе центральному аппарату - 1 961,2 млн. рублей и территориальным органам - 2 416,4 млн. рублей, а также лимиты бюджетных обязательств на 2016 год на общую сумму 4 377,6 млн. рублей, в том числе центральному аппарату - 1 875,9 млн. рублей, территориальным органам - 2 326,9 млн. рублей и нераспределенный остаток лимитов бюджетных обязательств - 174,9 млн. рублей в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 25 декабря 2015 г. N ДМ-П13-8741дсп.
Лимиты бюджетных обязательств на 2016 год доведены до территориальных органов расходными расписаниями от 31 декабря 2015 года через Федеральное казначейство по направлению 06 05 "Другие вопросы в области охраны окружающей среды".
Ведение бюджетной росписи и изменение лимитов бюджетных обязательств осуществлялось путем внесения изменений в показатели бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств в ИС "Электронный бюджет".
В течение 2016 года в лимиты бюджетных обязательств было внесено 73 изменения на сумму (по модулю) 699,9 млн. рублей, из них 37 отрицательных изменений на сумму 203,9 млн. рублей и 36 положительных изменений на сумму 496,0 млн. рублей.
30 декабря 2016 года утверждена уточненная бюджетная роспись на сумму 4 669,8 млн. рублей: по центральному аппарату - 1 624,7 млн. рублей; по территориальным органам - 3 045,2 млн. рублей и лимиты бюджетных обязательств на аналогичные суммы.
Бюджетные назначения по данным отчета об исполнении бюджета (форма 0503127), утверждены в объеме 4 669,8 млн. рублей. Лимиты бюджетных обязательств доведены в объеме 4 669,8 млн. рублей, исполнение составило 4 654,0 млн. рублей или 99,7 процентов.
Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет центрального аппарата и территориальных органов Росприроднадзора утвержден приказом от 25 марта 2015 г. N 249.
Государственные задания подведомственным учреждениям утверждены приказом Росприроднадзора от 25 января 2016 г. N 24 или на 12 рабочий день после утверждения лимитов бюджетных обязательств.
Сводная годовая бюджетная отчетность за 2016 год представлена по согласованию с Федеральным казначейством 31 марта 2017 года с нарушением установленного приказом Казначейства России от 22 ноября 2016 г. N 28н срока ее предоставления (17.03.2017) на 12 календарных дней.
Иные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, в отчетном году Росприроднадзором не исполнялись.
2.4. В соответствии со Сводным реестром участников бюджетного процесса в Росприроднадзоре отсутствуют распорядители бюджетных средств.
2.5. В соответствии с пунктом 6 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, утвержденных приказом Росприроднадзора от 25 марта 2015 г. N 249 Управлением экономики и финансов 31 декабря 2015 года составлена бюджетная смета центрального аппарата службы в объеме 1 875,9 млн. рублей.
В течение отчетного года Росприроднадзором внесено 33 изменения в бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств центрального аппарата Росприроднадзора. Анализ представленных материалов показал, что изменения в бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств сопровождались внесением изменений в бюджетную смету с последующим ее утверждением.
Итоговая бюджетная смета утверждена 30 декабря 2016 г. в объеме 1 624,7 млн. рублей.
Ведение бюджетного учета осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и соответствующими приказами Минфина России.
Проверка показала, что в силу пункта 4.3 Учетной политики центрального аппарата Росприроднадзора первичные учетные документы, принимаемые к учету, формируются по унифицированным формам первичных документов, установленным приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. N 173н, тогда как указанный приказ утратил силу 18 июня 2015 года в связи с изданием приказа Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н.
Вместе с тем выборочной проверкой форм оправдательных документов проводимых хозяйственных операций, которые принимались к учету, нарушений не установлено.
Проверка показала наличие противоречий между положениями Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ) и Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) при использовании средств федерального бюджета в рамках предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы.
В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Федерального закона N 174-ФЗ оплата труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы производится на договорной (контрактной) основе в порядке, утвержденном приказом Минприроды России от 23 сентября 2013 г. N 404.
Срок начала государственной экологической экспертизы в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона N 174-ФЗ устанавливается не позднее чем через пятнадцать дней, а в отношении объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, не позднее чем через три дня после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов.
При этом заключение гражданско-правовых договоров, предметом которых являются поставка товара, выполнение работ, оказание услуг, регулируется Федеральным законом N 44-ФЗ, согласно положениям статей 21, 49 и 54 которого с момента обращения до начала работ должно пройти не менее 40 дней (внесение изменения в план-график закупок (10 дней), размещение извещения и определение подрядчика (20 дней), заключение контракта (10 дней).
Таким образом, соблюдение положений Федерального закона N 174-ФЗ влечет нарушение требований Федерального закона N 44-ФЗ.
2.6. Согласно приложению 6 к Федеральному закону N 359-ФЗ Росприроднадзор отнесен к главным администраторам источников финансирования дефицита федерального бюджета без утвержденных бюджетных назначений. Планирование поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита федерального бюджета не осуществлялось.
В отчетном году Росприроднадзор и его территориальные органы не выполняли полномочия администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.
3. Результаты проверки и анализа исполнения Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ и бюджетной отчетности за 2016 год в Росприроднадзоре.
3.1. Структура доходов федерального бюджета, внесенных изменений в прогноз поступления доходов на 2016 год, а также выполнение Росприроднадзором прогнозных показателей поступления доходов представлены в таблице.
(тыс. рублей)
КБК |
Наименование доходов |
Федеральный закон о федеральном бюджете на 2016 год |
Федеральный закон о федеральном бюджете с изменениями |
Кассовое исполнение за 2016 год |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
048 |
РОСПРИРОДНАДЗОР |
949 122,0 |
2 432 464,3 |
2 866 692,8 |
117,9 |
1 00 |
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
949 122,0 |
2 432 328,7 |
2 866 557,3 |
117,9 |
1 08 |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА |
307 151,0 |
620 507,9 |
802 356,5 |
129,3 |
1 11 |
ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА |
|
2 247,5 |
3 242,3 |
144,3 |
1 12 |
ПЛАТЕЖИ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ |
410 171,0 |
1 308 610,1 |
1 463 942,8 |
111,9 |
1 12 01000 01 0000 120 |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду |
310 171,0 |
1 013 860,1 |
1 107 297,1 |
109,2 |
1 12 01010 01 6000 120 |
Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами |
53 391,0 |
142 047,0 |
138 323,5 |
97,4 |
1 12 01020 01 6000 120 |
Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами |
|
2 988,9 |
3 644,8 |
121,9 |
1 12 01030 01 6000 120 |
Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты |
58 991,0 |
177 616,0 |
205 282,8 |
115,6 |
1 12 01040 01 6000 120 |
Плата за размещение отходов производства и потребления |
176 203,0 |
567 367,0 |
631 479,5 |
111,3 |
1 12 01050 01 6000 120 |
Плата за иные виды негативного воздействия на окружающую среду |
|
93,2 |
75,5 |
81,0 |
1 12 01070 01 6000 120 |
Плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа |
21 586,0 |
123 748,0 |
128 491,0 |
103,8 |
1 12 08010 01 6000 120 |
Экологический сбор |
|
0,2 |
0,0 |
0,0 |
1 12 09000 01 6000 120 |
Доходы, полученные от продажи права на заключение охотхозяйственных соглашений |
100 000,0 |
294 750,0 |
356 645,7 |
121,0 |
1 13 |
ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ (РАБОТ) И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА |
|
4 195,5 |
5 025,1 |
119,8 |
1 14 |
ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ |
|
249,5 |
325,6 |
130,5 |
1 15 |
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ |
185 900,0 |
292 528,0 |
327 172,6 |
111,8 |
1 16 |
ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА |
45 900,0 |
203 990,2 |
263 931,7 |
129,4 |
2 18 |
ДОХОДЫ ОТ ВОЗВРАТА ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ |
|
135,6 |
135,5 |
100,0 |
Начальный прогноз поступления доходов в федеральный бюджет был утвержден в объеме 949,1 млн. рублей. Изменениями в Федеральный закон N 359-ФЗ, внесенными Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. N 397-ФЗ, прогноз поступления доходов уточнен до 2 432,5 млн. рублей, что частично объясняется установлением Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ обязанности природопользователей по внесению авансовых платежей в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.
Кроме того, в два раза (с 307,2 до 620,5 млн. рублей) увеличен прогноз поступления доходов от уплаты государственных пошлин, который рассчитывался методом прямого счета, основанном на использовании средних годовых объемов обращений за выдачей разрешений (лицензий) за 3 предшествующих года и размеров государственных пошлин, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Прогноз поступления доходов от уплаты административных платежей и сборов, включающих плату за проведение государственной экологической экспертизы, также устанавливался исходя из средних размеров сбора и среднего количества проведенных экспертиз за 3 предыдущих года.
Изменениями в Федеральный закон N 359-ФЗ на 2016 год прогноз по данному виду доходов увеличен на 57,3 % с 185,9 до 292,5 млн. рублей. При этом кассовое исполнение составило 327,2 млн. рублей или 111,8 % от утвержденных бюджетных назначений.
Следует отметить, что алгоритм расчета прогнозов по отмеченным видам доходов соответствует Общим требованиям к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574 (далее - общие требования).
Существенное расхождение показателей прогнозных, уточненных и фактических поступлений доходов отмечается в части поступлений от штрафов, санкций, возмещения ущерба (45,9, 204,0 и 263,9 млн. рублей соответственно).
Данные виды доходов носят нерегулярный характер и определялись с использованием метода усреднения фактических объемов поступлений за предыдущие периоды. При этом алгоритм расчета прогнозирования штрафов не в полной мере соответствует абзацам третьему - пятому подпункта "г" пункта 7 общих требований, в соответствии с которыми расчет прогнозных показателей объема поступлений доходов от штрафов, санкций, возмещения ущерба определяется на основании количества правонарушений по видам и размерам платежей за каждый вид правонарушений.
По остальным показателям прогноз поступления доходов не устанавливался.
Кассовое исполнение доходов федерального бюджета составило 2 866,7 млн. рублей или 117,9 % от уточненного прогноза поступлений доходов.
Методика прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, администрирование которых осуществляет Росприроднадзор, утверждена приказом от 29 сентября 2016 г. N 636.
Начисление и учет доходов, администрируемых Росприроднадзором, осуществляется в соответствии с требованиями приказов Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению", от 28 декабря 2010 г. N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", от 1 июля 2013 г. N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", а также приказа Росприроднадзора от 23 октября 2015 г. N 849 "Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
Во исполнение предписания Счетной палаты от 1 февраля 2017 г. N ПП 01-13/09-04 приказом Росприроднадзора от 13 февраля 2017 г. N 76 методика приведена в соответствие с Общими требованиями к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574.
В ходе проверки установлено соответствие нормативов отчислений государственных пошлин и неналоговых доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации нормативам отчислений, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом N 359-ФЗ.
Анализ информации о видах и объемах доходов, поступивших в федеральный бюджет, показал, что в 2014 - 2016 годах прогноз поступлений доходов не устанавливался по 7 видам доходов, по 6 из которых в 2016 году наблюдаются фактические поступления.
3.1.1. Сохраняется возможность обращения природопользователей за возвратом уплаченных в 2015 и 2016 годах средств в счет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными источниками.
В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" с 1 января 2015 года взимание указанной платы не предусмотрено.
Вместе с тем в 2015 году в доход федерального бюджета поступление указанной платы по коду классификации 1 12 01020 01 6000 120 составило 59,0 млн. рублей. В отношении указанных доходов Росприроднадзор письмом от 3 августа 2015 г. N АА-06-01-36/13498 определил процедуру возврата и оформления ее как ошибочно произведенного природопользователями платежа.
В отчетном году Росприроднадзором осуществлен возврат указанных платежей на сумму 5,5 из 59,0 млн. рублей.
С учетом исполнения в 2016 году доходов от платы за выбросы загрязняющих веществ передвижными источниками в объеме 3,6 млн. рублей, в настоящее время сохраняется возможность возврата 57,2 млн. рублей из средств федерального бюджета.
3.2. Анализ структуры расходов по главе 048 показал, что более 99 % составляют расходы по разделу 06 "Охрана окружающей среды", около 0,6 % приходится на расходы по разделу 10 "Социальная политика" и менее 0,1 % по разделу 07 "Образование".
Объем бюджетных ассигнований на 2016 год в соответствии с Федеральным законом N 359-ФЗ составил 4 377,6 млн. рублей, а с учетом внесенных изменений 4 228,1 млн. рублей.
Показатели сводной бюджетной росписи на 2016 год доведены Росприроднадзору в объеме 4 377,6 млн. рублей. Всего в отчетном году в лимиты бюджетных обязательств внесено 73 изменения на сумму (по модулю) 699,9 млн. рублей, из которых 37 отрицательных изменений на сумму 203,9 млн. рублей и 36 положительных изменений на сумму 496,1 млн. рублей. Итоговые показатели сводной бюджетной росписи по главе 048 составили 4 669,8 млн. рублей.
Проверка показала обоснованность изменений в сводную бюджетную роспись. Так, уменьшение на 10 % бюджетных ассигнований осуществлено на основании поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 25 декабря 2015 г. N ДМ-П13-8741дсп, а увеличение согласно распоряжениям Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2016 г. N 303-р и от 22 марта 2016 г. N 482-р, а также во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2016 г. N 347-7 и от 6 декабря 2014 г. N 1331.
Кассовое исполнение показателей федерального бюджета в отчетном году составило 4 653 966,4 тыс. рублей или 99,7 процента от лимитов бюджетных обязательств.
Проверкой достоверности бюджетной отчетности Росприроднадзора установлено, что она соответствует данным регистров бухгалтерского учета. Операции, проводимые Росприроднадзором, оформлены первичными документами, регистрами, журналами операций, содержат обязательные реквизиты и показатели. Активы и обязательства отражены в бухгалтерской отчетности правильно, полно, достоверно. Бюджетная отчетность Росприроднадзора достоверна.
Кассовое исполнение Федерального закона N 359-ФЗ представлено в таблице.
(млн. рублей)
Наименование показателя |
Код классификации |
Утвержденные |
Исполненные |
||||
Рз ПР |
СБР |
касса |
% |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
ВСЕГО по главе 048 |
|
|
|
4 228,1 |
4 669,8 |
4 654,0 |
99,7 |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ |
06 00 |
|
|
4 200,4 |
4 641,3 |
4 625,5 |
99,7 |
Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания |
06 03 |
|
|
1 262,4 |
1 262,4 |
1 262,4 |
100 |
Госпрограмма "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы |
06 03 |
12 |
|
1 262,4 |
1 262,4 |
1 262,4 |
100 |
Подпрограмма "Регулирование качества окружающей среды" |
06 03 |
12 1 |
|
1 262,4 |
1 262,4 |
1 262,4 |
100 |
Основное мероприятие "Организация и проведение комплексного государственного экологического надзора, разрешительной и лицензионной деятельности в части ограничения негативного техногенного воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы" |
06 03 |
12 1 03 |
|
1 262,4 |
1 262,4 |
1 262,4 |
100 |
Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд) |
06 03 |
12 1 03 9000 |
200 |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
100 |
Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям) |
06 03 |
12 1 03 9000 |
600 |
1 260,6 |
1 260,6 |
1 260,6 |
100 |
Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды |
06 04 |
|
|
9,8 |
10,2 |
10,2 |
100 |
Госпрограмма "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы |
06 04 |
12 |
|
9,8 |
10,2 |
10,2 |
100 |
Подпрограмма "Регулирование качества окружающей среды" |
06 04 |
12 1 |
|
9,8 |
10,2 |
10,2 |
100 |
Основное мероприятие "Организация и проведение комплексного государственного экологического надзора, разрешительной и лицензионной деятельности в части ограничения негативного техногенного воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы" |
06 04 |
12 1 03 |
|
9,8 |
10,2 |
10,2 |
100 |
Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям) |
06 04 |
12 1 03 9000 |
600 |
9,8 |
10,2 |
10,2 |
100 |
Другие вопросы в области охраны окружающей среды |
06 05 |
|
|
2 928,3 |
3 368,7 |
3 352,8 |
99,5 |
Госпрограмма "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы |
06 05 |
12 |
|
2 928,2 |
3 368,7 |
3 352,8 |
99,5 |
Подпрограмма "Регулирование качества окружающей среды" |
06 05 |
12 1 |
|
2 928,2 |
3 325,1 |
3 314,5 |
99,7 |
Основное мероприятие "Организация и проведение комплексного государственного экологического надзора, разрешительной и лицензионной деятельности в части ограничения негативного техногенного воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы" |
06 05 |
12 1 03 |
|
2 884,6 |
3 325,1 |
3 314,5 |
99,7 |
Субвенции бюджетам Республики Крым и города Севастополя на осуществление части переданных полномочий Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды (Межбюджетные трансферты) |
06 05 |
12 1 03 5486 |
500 |
4,4 |
4,4 |
3,9 |
89,8 |
Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами) |
06 05 |
12 1 03 9000 |
100 |
2 096,3 |
2 520,3 |
2 514,3 |
99,8 |
Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд) |
06 05 |
12 1 03 9000 |
200 |
759,9 |
770,9 |
767,8 |
99,6 |
Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Социальное обеспечение и иные выплаты населению) |
06 05 |
12 1 03 9000 |
300 |
|
0,6 |
0,6 |
100 |
Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Иные бюджетные ассигнования) |
06 05 |
12 1 03 9000 |
800 |
24,0 |
28,9 |
27,8 |
96,2 |
Федеральная целевая программа "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы" |
06 05 |
12 6 |
|
43,7 |
43,7 |
38,4 |
87,9 |
Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд) |
06 05 |
12 6 00 9000 |
200 |
43,7 |
43,7 |
38,4 |
87,9 |
ОБРАЗОВАНИЕ |
07 |
|
|
|
0,9 |
0,9 |
99,8 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
07 05 |
|
|
|
0,9 |
0,9 |
99,8 |
Государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы |
07 05 |
12 |
|
|
0,9 |
0,9 |
99,8 |
Подпрограмма "Регулирование качества окружающей среды" |
07 05 |
12 1 |
|
|
0,9 |
0,9 |
99,8 |
Основное мероприятие "Организация и проведение комплексного государственного экологического надзора, разрешительной и лицензионной деятельности в части ограничения негативного техногенного воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы" |
07 05 |
12 1 03 |
|
|
0,9 |
0,9 |
99,8 |
Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих |
07 05 |
12 1 03 9204 |
|
|
0,9 |
0,9 |
99,8 |
Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд) |
07 05 |
12 1 03 9000 |
200 |
|
0,9 |
0,9 |
99,8 |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
10 |
|
|
27,6 |
27,6 |
27,6 |
100 |
Социальное обеспечение населения |
10 03 |
|
|
27,6 |
27,6 |
27,6 |
100 |
Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" |
10 03 |
05 |
|
27,6 |
27,6 |
27,6 |
100 |
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы |
10 03 |
05 4 |
|
27,6 |
27,6 |
27,6 |
100 |
Подпрограмма "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы |
10 03 |
05 4 05 |
|
27,6 |
27,6 |
27,6 |
100 |
Мероприятия по обеспечению жильем федеральных государственных гражданских служащих (Социальное обеспечение и иные выплаты населению) |
10 03 |
05 4 05 3589 |
300 |
27,6 |
27,6 |
27,6 |
100 |
Структура кассовых расходов по главе 048 соответствует доведенным лимитам бюджетных обязательств и кодам классификации операций сектора государственного управления, представленным далее.
(млн. рублей)
Код операций сектора государственного управления |
Лимиты бюджетных обязательств |
Исполнение федерального бюджета |
|||
код |
Наименование |
сумма |
% |
сумма |
% |
Расходы бюджета - всего |
4 669,8 |
100 |
4 654,0 |
99,7 |
|
211 |
Заработная плата |
1 875,3 |
40,2 |
1 874,7 |
100 |
212 |
Прочие выплаты |
57,2 |
1,2 |
56,2 |
98,2 |
213 |
Начисления на выплаты по оплате труда |
551,3 |
11,8 |
547,9 |
99,4 |
221 |
Услуги связи |
46,8 |
1,0 |
46,0 |
98,2 |
222 |
Транспортные услуги |
35,8 |
0,8 |
35,4 |
98,9 |
223 |
Коммунальные услуги |
46,3 |
1,0 |
45,6 |
98,4 |
224 |
Арендная плата за пользование имуществом |
10,2 |
0,2 |
10,2 |
100 |
225 |
Работы, услуги по содержанию имущества |
56,5 |
1,2 |
56,4 |
99,8 |
226 |
Прочие работы, услуги |
524,5 |
11,2 |
522,8 |
99,7 |
241 |
Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям |
1 270,8 |
27,2 |
1 270,8 |
100 |
251 |
Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации |
4,4 |
0,1 |
3,9 |
89,8 |
262 |
Пособия по социальной помощи населению |
28,2 |
0,6 |
28,2 |
100 |
290 |
Прочие расходы |
29,4 |
0,6 |
28,3 |
96,2 |
310 |
Увеличение стоимости основных средств |
63,0 |
1,4 |
57,7 |
91,5 |
340 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
70,3 |
1,5 |
70,0 |
99,6 |
Анализ исполнения федерального бюджета показал, что большую часть расходов (около 80 %) составляют заработная плата (КОСГУ 211) - 40,2 % от общего объема лимитов бюджетных обязательств и начисления на выплаты по оплате труда (КОСГУ 213) - 11,8 %, а также безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям (КОСГУ 241) - 27,2 процентов.
По итогам 2016 года Росприроднадзором не исполнены бюджетные ассигнования в объеме 15 878,0 тыс. рублей или 0,3 % от предусмотренных сводной бюджетной росписью.
Наиболее высокое неисполнение сложилось по расходам на выплаты персоналу - 5,9 млн. рублей, вследствие освобождения 1 компенсационных выплат государственным служащим при увольнении от обложения страховыми взносами (3,4 млн. рублей), изменения плана служебных командировок (1,8 млн. рублей), а также экономии 2 в связи с наличием вакантных должностей, превышающих 10 процентов предельной численности служащих.
------------------------------
1часть 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июня 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "27 июля 2004 г."
2пункт 37(1) постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. N 1456
------------------------------
Неисполнение бюджетных назначений по расходам на закупку товаров, работ, услуг составило 3,1 млн. рублей и объясняется экономией по итогам проведения конкурентных процедур, а также остатками бюджетных назначений на оплату заключенных контрактов. Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства согласованы неисполненные лимиты бюджетных обязательств, в пределах которых могут быть увеличены бюджетные ассигнования текущего финансового года, в сумме 2,1 млн. рублей.
По причине перерасчетов по налогу на имущество, земельному налогу, а также из-за списания имущества не исполнено 1,1 млн. рублей на уплату налогов и сборов.
Кассовые выплаты по расходам федерального бюджета в сравнении с предельными объемами финансирования представлены на диаграмме (помесячно).
Анализ и оценка результатов закупок товаров, работ, услуг показали соблюдение в целом принципов открытости информации, обеспечения конкуренции и эффективности их осуществления.
В проверяемый период центральным аппаратом проведено 40 закупок конкурентным способом на сумму 91,8 млн. рублей, по результатам которых получена экономия на сумму 15,7 млн. рублей или 17,0 процентов.
3.2.1. Вместе с тем установлен ряд нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
3.2.1.1. В нарушение частей 3 и 4 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ при заключении государственного контракта с единственным поставщиком на оказание услуг по охране помещения кассы на сумму 0,5 млн. рублей Росприроднадзором не обоснованы целесообразность использования указанного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и начальная цена контракта.
3.2.1.2. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ в конкурсной документации на оказание услуг по техническому сопровождению, поддержке и обеспечению бесперебойного функционирования специализированного программного обеспечения, организации обмена данными, сетевой инфраструктуры Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и официального сайта Росприроднадзора в 2016 году не установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1457.
3.2.2. Кроме того, при исполнении Федерального закона N 359-ФЗ по расходам установлены следующие нарушения и недостатки.
3.2.2.1. Исполнение расходов на оплату труда государственных гражданских служащих, а также классификация должностей гражданской службы ряда территориальных органов Росприроднадзора межрегионального уровня осуществляются с нарушением законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации.
В служебных контрактах, заключенных Росприроднадзором с руководителями Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора, Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея установлены должностные оклады ниже уровня, установленного Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (далее - Указ N 763).
В результате оплата труда руководителей трех вышеуказанных территориальных управлений Росприроднадзора в 2016 году была занижена (расчетно) на 23,1 тыс. рублей.
Кроме того, Росприроднадзором согласовывались штатные расписания его территориальных органов, утверждаемые приказами руководителей управлений Росприроднадзора, в которых размер должностных окладов по отдельным должностям не соответствует размеру должностных окладов, установленных Указом N 763.
В результате оплата труда гражданских служащих 6 управлений Росприроднадзора межрегионального уровня по ряду должностей была занижена.
3.2.2.2. План информатизации Росприроднадзора на 2016 год утвержден на 99 дней позже срока, установленного Графиком подготовки и утверждения федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации планов информатизации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 3 июля 2015 г. N 238.
При этом за период с начала отчетного года до утверждения плана информатизации только центральным аппаратом Росприроднадзора заключено 5 государственных контрактов на сумму 14,9 млн. рублей.
В нарушение пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, Росприроднадзором допущено расходование средств федерального бюджета в сумме 31 366,6 тыс. рублей без согласованного плана информатизации.
3.3. Согласно бюджетной отчетности Росприроднадзора (форма 0503127) исполнение по источникам финансирования дефицита бюджета через финансовые органы составило 1 787,3 млн. рублей.
Источниками финансирования дефицита бюджета является увеличение счетов расчетов по дебетовому остатку счета 1 210 02, которое составило (-) 2 866,7 млн. рублей и уменьшение счетов расчетов по кредитовому остатку счета 1 304 05 - 4 654,0 млн. рублей.
3.4. Объемы дебиторской задолженности по средствам федерального бюджета по состоянию на 1 января отчетного финансового года и 1 января следующего за отчетным финансовым годом представлены в таблице.
(млн. рублей)
|
Сумма на |
|
01.01.2016 |
01.01.2017 |
|
Дебиторская задолженность |
9 429,6 |
13 171,4 |
Расчеты по доходам (020500), в том числе: |
9 389,9 |
13 016,2 |
Государственная пошлина |
0,0 |
0,0 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
7 589,6 |
4 122,5 |
Доходы от оказания платных услуг (работ) |
0,6 |
0,1 |
Доходы от продажи активов |
0,02 |
0,0 |
Административные платежи и сборы |
0,3 |
0,5 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
1 799,3 |
8 893,6 |
Расчеты по выданным авансам (020600) |
31,2 |
141,7 |
Расчеты с подотчетными лицами (020800) |
1,7 |
2,3 |
Расчеты по ущербу и иным доходам (020900), в том числе: |
2,3 |
1,5 |
Доходы от оказания платных услуг (работ) |
0,8 |
0,8 |
Доходы от продажи активов |
1,1 |
0,4 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
0,2 |
0,2 |
Прочие неналоговые доходы бюджета |
0,2 |
0,0 |
Расчеты по платежам в бюджеты (030300) |
4,6 |
9,2 |
Долгосрочная дебиторская задолженность |
501,5 |
1 271,7 |
Просроченная дебиторская задолженность |
726,3 |
2 661,4 |
Анализ общих объемов дебиторской задолженности Росприроднадзора показал ее увеличение в отчетном году на 3 741,8 млн. рублей или на 40 процентов.
Совокупное увеличение дебиторской задолженности объясняется ее увеличением по доходам от штрафов, санкций, возмещения ущерба почти в пять раз с 1 799,3 млн. рублей до 8 893,6 млн. рублей, с одновременным сокращением ее объемов от уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду на 3 467,1 млн. рублей или на 46 процентов.
Причинами образования наибольших объемов дебиторской задолженности является предъявление территориальными органами Росприроднадзора исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований. Росприроднадзором проводится разъяснительная и претензионная работа по взысканию указанной задолженности, вследствие чего достигнуто сокращение ее объемов по плате за негативное воздействие на окружающую среду с 7 589,6 до 4 122,5 млн. рублей.
Увеличение дебиторской задолженности по счету 020600 "Расчеты по выданным авансам" произошло по причине образования остатков целевой субсидии, предоставленной на создание реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в объеме 138,9 млн. рублей.
Авансовых платежей по государственным контрактам в размере, превышающем 30 % общей цены контракта, не осуществлялось.
Просроченная дебиторская задолженность по расчетам по выданным авансам в сумме 0,07 млн. рублей сложилась по авансам на оплату коммунальных услуг и услуг связи, из которой 0,06 млн. рублей образована менее 1 месяца назад и 0,01 млн. рублей свыше 3-х лет.
3.5. Объемы кредиторской задолженности по средствам федерального бюджета представлены в таблице.
(млн. рублей)
|
01.01.2016 |
01.01.2017 |
Кредиторская задолженность |
4 801,9 |
15 762,2 |
Расчеты по принятым обязательствам (030200) |
141,0 |
7,1 |
Расчеты по платежам в бюджеты (030300) |
56,9 |
6,1 |
Прочие расчеты с кредиторами (030400) |
0,3 |
0,5 |
Расчеты с подотчетными лицами (020800) |
0,2 |
0,2 |
Расчеты по доходам (020500) |
4 603,5 |
15 748,4 |
Долгосрочная кредиторская задолженность |
20,4 |
17,4 |
Просроченная кредиторская задолженность |
8,3 |
1,0 |
Значительное увеличение кредиторской задолженности по счету 020500 обусловлено необходимостью 3 внесения квартальных авансовых платежей в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год, тогда как отчетным периодом в отношении ее внесения в силу части 2 статьи 16.4 Федерального закона от 7 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" признается календарный год. Данная задолженность зачтена в счет исчисленных объемов платы за негативное воздействие на окружающую среду в текущем году.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "10 января 2002 г."
------------------------------
3Подпункт "а" пункта 5 части 2 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
------------------------------
Одновременно отмечается сокращение кредиторской задолженности по счетам 030200 и 030300, сложившейся по оплате услуг независимых экспертов, осуществляющих проведение государственной экологической экспертизы.
Субъектом бюджетного планирования (Минприроды России) увеличены бюджетные ассигнования Росприроднадзору на погашение ежегодной кредиторской задолженности на сумму 200,0 млн. рублей. Оставшиеся объемы задолженности носят текущий характер.
4. Результаты проверки и анализа исполнения бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства (приобретение объектов недвижимого имущества), оценка объемов и объектов незавершенного строительства.
4.1. Бюджетные ассигнования на реализацию бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства Росприроднадзору в отчетном году не утверждались.
4.2. По состоянию на 1 января 2016 года по данным форм 0503190 и 0503790 "Сведения об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества" на балансе Росприроднадзора и находящихся в его ведении ФГБУ находилось 4 объекта незавершенного строительства на сумму 25,8 млн. рублей. В 2016 году гараж Управления Росприроднадзора по Владимирской области с объемом вложений в сумме 2,4 млн. рублей принят в эксплуатацию и поставлен на баланс. Кроме того, вложения в нефинансовые активы Управления Росприроднадзора по Саратовской области в сумме 6,8 млн. рублей в результате уточнения переведены со счета 1 106 30 на счет 1 106 10. На 1 января 2017 года на балансе Росприроднадзора и находящихся в его ведении ФГБУ находится 4 объекта с объемом вложений в недвижимое имущество на сумму 30,2 млн. рублей.
Объекты незавершенного строительства переданы Росприроднадзору в процессе образования службы в 2004 году. В течение 2016 года Росприроднадзором принимались меры по сокращению объемов незавершенного строительства (получение временных реестровых номеров, обращение в органы прокуратуры о нарушении имущественных интересов Российской Федерации, взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче на баланс доли объекта).
5. Результаты проверки и анализа результативности использования средств федерального бюджета, выделенных в виде субсидий на финансовое обеспечение государственных заданий и субсидий на иные цели.
В ведении Росприроднадзора находится 16 ФГБУ, из которых в отчетном году все получали субсидии на финансовое обеспечение государственного задания и одному учреждению предоставлена субсидия на иные цели.
Государственное задание подведомственным ФГБУ утверждено в установленные сроки (приказ от 25 января 2016 г. N 24).
В 2016 году Росприроднадзором предоставлены субсидии подведомственным бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в объеме 733,4 млн. рублей по разделу 06 "Охрана окружающей среды". Перераспределения и изменения объемов бюджетных ассигнований, выделенных на субсидии на выполнение государственного задания и субсидии на иные цели в отчетном году не осуществлялось.
По данным отчетов бюджетных учреждений о выполнении государственных заданий все государственные задания выполнены в полном объеме.
Анализ стоимости однотипных видов государственных работ показал их некоторое расхождение как по затратам, непосредственно связанным с выполнением работ, так и по затратам на общехозяйственные нужды. Динамическая стоимость объясняется разницей количества процедур по выполнению работы (например, количество отборов проб либо замеров) и географической отдаленностью места выполнения работы.
Согласно форме 0503779 на конец отчетного года наблюдаются остатки денежных средств подведомственных учреждений на счетах в финансовых органах:
9,9 млн. рублей по коду "4" - субсидии на выполнение государственного задания, что менее 1,4 % в общем объеме субсидии;
138,8 млн. рублей по коду "5" - субсидии на иные цели (25,8 % от общего объема);
221,6 млн. рублей по коду "2" - собственные доходы учреждений или 11,1 % в общем объеме полученных учреждениями доходов от платной деятельности.
Возникновение остатков субсидии на финансовое обеспечение государственного задания обусловлено поздним предоставлением контрагентами первичных документов на оплату аренды помещений в отчетном году, оплату труда, страховых взносов на оплату труда и уплату налогов.
Проверкой планов финансово-хозяйственной деятельности ФГБУ нарушений не установлено.
В нарушение пунктов 3.4 и 3.5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Минфина России от 21 июля 2011 г. N 86н, ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу" в отчетном году не обеспечена открытость и доступность информации, определенной пунктом 3.3 статьи 32 указанного закона.
В отчетном году Росприроднадзором представлена субсидия на иные цели в объеме 537,4 млн. рублей для:
приобретения программного обеспечения единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров;
приобретения программно-технического обеспечения ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
поставки программно-аппаратных комплексов для создания этих систем.
Объем неиспользованной субсидии на иные цели по состоянию на 31 декабря 2016 г. составил 138,8 млн. рублей, из которых экономия по торгам в объеме 0,06 млн. рублей возвращена в доход федерального бюджета. По остаткам субсидии на иные цели в объеме 65,0 млн. рублей на создание программно-аппаратного комплекса ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и 73,8 млн. рублей на выполнение работ по разработке программно-технического обеспечения ведения государственного реестра указанных объектов по согласованию с Минфином России подтверждена потребность в направлении субсидии на указанные цели в текущем году.
Создание указанных систем и закрепление за Росприроднадзором полномочий по их созданию и ведению предусмотрено соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1520 "О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров" и от 23 июня 2016 г. N 572 "Об утверждении правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду".
Цель предоставления указанных субсидий соответствует Правилам предоставления Федеральной службой по надзору в сфере природопользования из федерального бюджета подведомственным федеральным государственным бюджетным учреждениям субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденным приказом Росприроднадзора от 31 мая 2016 г. N 294, экономические и финансовые расчеты (обоснования) объемов субсидии имеются.
6. Анализ реализации в отчетном финансовом году полномочий участника государственных программ Российской Федерации, анализ исполнения (хода реализации) в отчетном финансовом году государственных программ Российской Федерации, подпрограмм и федеральных целевых программ.
Росприроднадзор принимает участие в реализации подпрограммы "Регулирование качества окружающей среды" государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы (далее - ГП 12), ответственным исполнителем которой является Минприроды России. Кроме того, в рамках ГП 12 Росприроднадзор является одним из государственных заказчиков ФЦП "Охрана озера Байкал".
Информация для подготовки годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности ГП 12 направлена в Минприроды России в установленные сроки (письмо от 10 февраля 2017 г. N ОД-06-01-28/2524), а уточненная информация с нарушением сроков, установленных пунктом 31 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 (письмо от 7 апреля 2017 г. N ВС-06-01-28/7249).
В 2016 году Росприроднадзором реализованы все предусмотренные мероприятия, из 21 показателя, ответственным исполнителем которых является Росприроднадзор, не достигнуто установленное значение 2 показателей.
Недостижение показателя выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта по отношению к 2007 году ожидается по причине ежегодного роста автотранспортного парка.
Показатель доли выданных разрешений на воспроизводство объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в общем количестве выданных разрешений не достигнут в связи с низким уровнем подачи заявок на воспроизводство объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
Значения 5 показателей достигнуты с превышением плановых прогнозов.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию ФЦП "Охрана озера Байкал" на отчетный год предусмотрен в размере 43,65 млн. рублей на приобретение оборудования для проведения контрольно-надзорной деятельности.
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета по ФЦП "Охрана озера Байкал" составило 38,4 млн. рублей, что объясняется задержкой поставки катера Урал 830, лимиты бюджетных обязательств отчетного года согласованы МОУ ФК на оплату его поставки в объеме 5,2 млн. рублей в текущем году.
6.1. В рамках реализации ФЦП "Охрана озера Байкал" Росприроднадзором осуществлена закупка беспилотного летательного комплекса самолетного типа на сумму 1,8 млн. рублей в рамках реализации мероприятия N 36 "Приобретение оборудования для проведения контрольно-надзорной деятельности" ФЦП "Охрана озера Байкал" для осуществления предусмотренной ФЦП "Охрана озера Байкал" контрольно-надзорной деятельности.
Проверка показала, что в нарушение условий контракта указанный летательный комплекс поставлен в центральный аппарат Росприроднадзора и числится на его балансе, вследствие чего на цели, предусмотренные при его приобретении, не используется, что свидетельствует о неэффективном использовании имущества.
6.2. В рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" Росприроднадзору в отчетном году предусмотрено 27,6 млн. рублей на предоставление федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилых помещений. Проверкой установлено, что право на получение этой субсидии реализовано 7 федеральными государственными гражданскими служащими.
7. Результаты проверки и анализа бюджетных полномочий в части предоставления межбюджетных трансфертов.
Федеральным законом N 359-ФЗ Росприроднадзору утверждены субвенции бюджетам Республики Крым и города Севастополя на осуществление части переданных полномочий Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды в объеме 4,8 млн. рублей (по 2,4 млн. рублей), размер которых определен в соответствии с Методикой распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и города Севастополя на осуществление части переданных полномочий Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2015 г. N 23. С учетом сокращения федерального бюджета на 10 % в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 25 декабря 2015 г. N ДМ-П13-8741дсп объемы субвенций составили по 2,2 млн. рублей.
Полномочия Росприроднадзора как получателя средств федерального бюджета по перечислению в бюджеты Республики Крым и города Севастополя указанных субвенций приказом от 29 февраля 2016 г. N 111 переданы территориальным органам Федерального казначейства по Республике Крым и городу Севастополю. Остаток субвенции на 1 января 2017 года составил менее 0,5 млн. рублей.
8. Анализ подготовки главным администратором средств федерального бюджета нормативных правовых актов, необходимых для реализации федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год, и выполнения статей федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год.
Росприроднадзор не принимал участие в подготовке необходимых для реализации Федерального закона N 359-ФЗ нормативных правовых актов.
Бюджетные ассигнования на реализацию полномочий по проведению экологической экспертизы, предусмотренные частью 10 статьи 6 Федерального закона N 359-ФЗ в объеме до 185,9 млн. рублей, исполнены Росприроднадзором в полном объеме.
9. Анализ результатов проверки качества финансового менеджмента, осуществляемого главным администратором средств федерального бюджета, в соответствии с приказом Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 34н "Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета".
Согласно Положению об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главным администратором средств федерального бюджета, утвержденному приказом Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 34н, Росприроднадзор ежеквартально направлял в Минфин России сведения и таблицы по мониторингу качества финансового менеджмента.
План по повышению эффективности бюджетных расходов в Росприроднадзоре отсутствует.
Информация об оценке качества управления Росприроднадзором государственными финансами в 2016 году представлена в таблице.
Итоговая оценка |
Оценки по группам показателей качества финансового управления государственными финансами |
||||||||
Среднесрочное финансовое планирование |
Исполнение бюджета по доходам |
Исполнение бюджета по расходам |
Уровень дебиторской и кредиторской задолженности |
ФАИП, незавершенное строительство |
Учет и отчетность |
Внутренний финансовый аудит |
Уровень объема финансовых нарушений, выявленных по результатам внешнего государственного финансового контроля |
Выполнение государственных заданий |
|
51 |
6 |
3 |
15 |
4 |
6 |
11 |
0 |
2 |
4 |
10. Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета.
Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществлялся Росприроднадзором в 2016 году с нарушением предусмотренного частью 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка, установленного Правительством Российской Федерации.
10.1. В нарушение пункта 42 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (далее - Правила N 193) План проведения проверок деятельности подведомственных Росприроднадзору федеральных государственных бюджетных учреждений центральным аппаратом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в 2016 году в рамках внутреннего финансового аудита (далее - План проведения проверок) утвержден приказом Росприроднадзора от 31 мая 2016 г. N 296, то есть после начала очередного финансового года.
10.2. В нарушение пункта 30 Правил N 193 в План проведения проверок включены подведомственные федеральные бюджетные учреждения, которые не относятся к объектам внутреннего финансового аудита.
10.3. В нарушение пункта 55 Правил N 193 и пункта 4.11 приказа Росприроднадзора от 4 августа 2016 г. N 434 субъектом внутреннего финансового аудита не составлялся годовой отчет о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.
11. Результаты проверки и анализа эффективности и результативности использования федеральной собственности главным администратором средств федерального бюджета.
За территориальными органами и подведомственными бюджетными учреждениями Росприроднадзора на правах владения, пользования и распоряжения федеральным имуществом закреплено 627 объектов недвижимого имущества и 134 земельных участка.
В нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" в реестре федерального имущества не учтено 104 объекта недвижимого имущества (16,5 % от общего количества объектов) и 20 земельных участков (14,9 % от их общего числа).
12. Анализ реализации положений посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определяющих бюджетную политику (требования к бюджетной политике) в Российской Федерации.
Росприроднадзор не принимал участие в реализации положений послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определяющих бюджетную политику.
13. Анализ эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных на реализацию указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, в ходе исполнения в отчетном году федерального закона о федеральном бюджете и выполнения целей и задач, определенных указами.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в отчетном году Росприроднадзору на 0,4 млн. рублей увеличены бюджетные ассигнования на повышение оплаты труда научных сотрудников ФГБУ "Государственный научно-исследовательский институт промышленной экологии", которые использованы в полном объеме. Целевые показатели Росприроднадзору не установлены.
14. Анализ выполнения предложений Счетной палаты, содержащихся в представлениях и информационных письмах, направленных федеральным органам государственной власти по результатам внешней проверки бюджетной отчетности.
В связи с невыполнением Росприроднадзором пунктов 1 - 3 представления Счетной палаты Российской Федерации от 25 ноября 2016 г. N ПР 09-332/09-04, направленного по результатам контрольного мероприятия "Проверка обоснованности прогноза доходов (включая проверку расчетов прогноза поступлений по видам доходов), обоснованности и эффективности расходов проекта федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, нормативной и методической базы по их формированию", предполагающего приведение методики прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, администрирование которых осуществляет Росприроднадзор, к общим требованиям к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574, а также установление порядка определения нормативных затрат на выполнение работ в адрес Росприроднадзора направлено предписание от 1 февраля 2017 г. N ПП 01-13/09-04.
Анализ представленных Росприроднадзором ответов о принятых мерах по устранению выявленных нарушений показал, что предписание Счетной палаты исполнено в полном объеме.
15. Выводы.
1. Фактическое исполнение доходов федерального бюджета за 2016 год составило 2 866,7 млн. рублей, или 302 % от первоначального прогноза (949,1 млн. рублей) и 117,8 % от уточненного прогноза (2 432,5 млн. рублей), что связано с установлением Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ обязанности по внесению авансовых платежей в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.
2. По итогам 2016 года исполнение Росприроднадзором федерального бюджета по расходам составило 4 654,0 млн. рублей или 99,7 % от объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью (4 669,8 млн. рублей).
Анализ структуры расходов показал, что большую часть расходов (около 80 %) составляют: заработная плата (КОСГУ 211) и начисления на выплаты по оплате труда (КОСГУ 213), а также безвозмездные перечисления государственным организациям (КОСГУ 241).
3. Анализ дебиторской задолженности Росприроднадзора показал увеличение ее объемов в отчетном году на 3 741,8 млн. рублей или на 40 %, что связано с ростом объемов доходов от штрафов, санкций, возмещения ущерба с 1 799,3 до 8 893,6 млн. рублей с одновременным сокращением объемов доходов от уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду на 3 467,1 млн. рублей или на 46 процентов.
4. Значительное увеличение кредиторской задолженности (с 4 801,9 млн. рублей до 15 762,2 млн. рублей) обусловлено установлением Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ обязанности природопользователей по внесению квартальных авансовых платежей в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год, тогда как отчетным периодом признается календарный год.
Одновременно отмечается сокращение кредиторской задолженности, сложившейся по оплате услуг независимых экспертов, принимающих участие в проведении государственной экологической экспертизы (со 197,9 млн. рублей до 13,2 млн. рублей).
5. Проверкой установлена достоверность бюджетной отчетности Росприроднадзора.
6. В части, касающейся проведения экологической экспертизы, следует отметить существенное противоречие между Федеральным законом N 44-ФЗ и Федеральным законом N 174-ФЗ, вследствие чего соблюдение положений одного влечет нарушение требований другого.
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона N 174-ФЗ срок начала государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через пятнадцать дней (в отношении объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 Федерального закона N 174-ФЗ, не позднее чем через три дня) после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов.
При этом заключение гражданско-правовых договоров, предметом которых являются поставка товара, выполнение работ, оказание услуг, регулируется Федеральным законом N 44-ФЗ, согласно положениям которого с момента обращения до начала работ должно пройти не менее 40 дней (внесение изменения в план-график закупок (10 дней), размещение извещения и определение подрядчика (20 дней), заключение контракта (10 дней)).
7. Проверка показала, что согласно пункту 4.3 Учетной политики центрального аппарата Росприроднадзора первичные учетные документы, принимаемые к учету, формируются по унифицированным формам первичных документов, установленным приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. N 173н, который утратил силу 18 июня 2015 года в связи с изданием приказа Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н.
8. Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществлялся Росприроднадзором в 2016 году с нарушением предусмотренного частью 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193.
9. Должностные оклады гражданских служащих 6 управлений Росприроднадзора межрегионального уровня по ряду должностей были установлены на уровне ниже предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".
10. В рамках реализации в отчетном году мероприятия N 36 "Приобретение оборудования для проведения контрольно-надзорной деятельности" ФЦП "Охрана озера Байкал" Росприроднадзором осуществлена закупка беспилотного летательного комплекса самолетного типа на сумму 1,8 млн. рублей, который в нарушение условий государственного контракта поставлен не на Байкальскую природную территорию, а в центральный аппарат Росприроднадзора и учтен на его балансе, вследствие чего для осуществления предусмотренной ФЦП "Охрана озера Байкал" контрольно-надзорной деятельности не используется.
11. Проверкой установлены нарушения требований:
части 4 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ в части отсутствия обоснования цены контракта на оказание услуг по охране помещения кассы Росприроднадзора, заключаемого с единственным поставщиком;
части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ в части утверждения конкурсной документации без установления запрета на выполнение работ, оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики;
пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, в части расходования средств федерального бюджета в сумме 31,4 млн. рублей без согласованного плана информатизации;
постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества". Информация в реестр федерального имущества не представлена.
16. Предложения.
1. Направить Заключение Счетной палаты о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Направить представление Счетной палаты Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Счетной палаты РФ от 23 мая 2017 г. N ЗКМ-10/09-04 о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчетности за 2016 год в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 12 мая 2017 г. N 26К (1171), п. 8))
Опубликование:
-