(Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования С.Г. Радионова)
1. Общие положения.
1.1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации по Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по результатам внешней проверки исполнения федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2018 год подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 203 "Последующий контроль за исполнением федерального бюджета".
Настоящее заключение подготовлено на основании 2 контрольных мероприятий, проведенных в Росприроднадзоре и Управлении Росприроднадзора по Самарской области. По результатам контрольного мероприятия, проведенного Счетной палатой Российской Федерации (далее - Счетная палата), составлены 2 акта, один из которых подписан с возражениями.
1.2. Бюджетная отчетность Росприроднадзора за 2018 год (далее - бюджетная отчетность) представлена 29 марта 2019 года в Счетную палату, что соответствует сроку представления годовой бюджетной отчетности, установленному статьей 264.9 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Бюджетная отчетность составлена в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н (далее - Инструкция N 191н), и соответствует бюджетной классификации, которая применялась при утверждении Федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов". Организация бюджетного учета осуществляется в соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов) и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н). Вместе с тем проверка показала нарушения Инструкций N 157н и N 191н при ведении бюджетного учета и составлении бюджетной отчетности.
1.3. Регулирование функций Росприроднадзора осуществлялось Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (далее - Федеральный закон N 362-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496 "О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета", Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400.
Приказом Минприроды России от 19 декабря 2018 г. N 676 утверждена Схема размещения территориальных органов Росприроднадзора, согласно которой количество территориальных органов службы составляет 79 единиц.
Приказом Росприроднадзора от 30 апреля 2013 г. N 239 утвержден перечень подведомственных федеральных бюджетных учреждений в составе 16 единиц.
2. Результаты проверки и анализа выполнения Росприроднадзором бюджетных полномочий, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
2.1. В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995 в 2018 году Росприроднадзором вносились изменения в нормативные акты, утверждающие перечень администраторов доходов, подведомственных главному администратору доходов (приказы от 29 февраля 2016 г. N 107 и N 109), которые доведены до территориальных органов службы и органов государственной власти субъектов Российской Федерации путем рассылки в электронном виде.
Формирование, представление и обоснование прогноза поступления доходов осуществлялось посредством информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".
Методика прогнозирования доходов федерального бюджета утверждена приказом Росприроднадзора от 27 июня 2017 г. N 309, которая не соответствует Общим требованиям к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574 (далее - Общие требования).
В соответствии с замечаниями Счетной палаты Российской Федерации службой подготовлен проект приказа о ее приведении в соответствие с Общими требованиями, который направлен в Минфин России письмом от 5 апреля 2019 г. N РН-06-02-29/9482.
Администрирование доходов осуществлялось в порядке, установленном Минфином России, а также в соответствии с Методическими рекомендациями по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными приказом Росприроднадзора от 19 апреля 2017 г. N 188.
2.2. Выполнение Росприроднадзором бюджетных полномочий администратора доходов федерального бюджета осуществлялось ненадлежащим образом.
2.2.1. В нарушение пункта 14 Правил взимания экологического сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 1073, в течение 2018 года службой не обеспечен контроль за правильностью исчисления сумм экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения, что повлекло увеличение кредиторской задолженности по уплате экологического сбора с 382,8 до 822,1 млн. рублей. Иными словами центральным аппаратом службы не проводились начисления по суммам платежей, поступившим в счет уплаты экологического сбора. При этом средства в объеме поступившего в федеральный бюджет экологического сбора в соответствии с пунктом 10 статьи 24.5 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" расходуются на софинансирование мероприятий региональных программ в области обращения с отходами.
2.2.2. В нарушение пункта 3 Инструкции N 157н, согласно которому бухгалтерский учет ведется методом начисления, а результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций, а также пункта 167 Инструкции N 191н в сведениях по дебиторской задолженности на конец отчетного периода не нашли отражения:
- сумма вреда, причиненного недрам ООО "Арктическая горная компания" в сумме 954,3 млн. рублей по исковому заявлению от 10 апреля 2018 г. б/н,
- а также сумма ущерба, нанесенного водным объектам при сбросе сточных вод в Магнитогорское водохранилище на реке Урал и в Сухую речку ПАО "Магнитогорский металлургический комбинат" в объеме 3 220,8 млн. рублей.
Исчисление отмеченных сумм вреда (ущерба) без их отражения в бюджетном учете повлекло искажение сведений по дебиторской задолженности (форма 0503169), а также валюты баланса (форма 0503130) бюджетной отчетности Росприроднадзора.
2.2.3. В регистрах бюджетного учета неверно отражались коды классификации доходов, по которым предоставлялись государственные услуги, и суммы государственных пошлин, что привело к искажению сведений по дебиторской задолженности сводной бюджетной отчетности Росприроднадзора за 2018 год.
1) Дебиторская задолженность ООО "Инвестиционная группа С.А.И.К." в сумме 165,0 тыс. рублей образовалась в бюджетном учете вследствие неверного начисления при реализации государственной услуги по выдаче разрешения на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции суммы государственной пошлины в сумме 325,0 тыс. рублей, тогда как в соответствии с подпунктом 78 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачивается в сумме 160,0 тыс. рублей.
2) Дебиторская задолженность ГМЗ "Петергоф" в размере 3,5 тыс. рублей, образовалась по причине отражения реализации государственных услуг по выдаче разрешений на вывоз с территории Российской Федерации, а также на ввоз на территорию Российской Федерации видов животных и растений, их частей или деривативов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (далее - разрешение СИТЕС), как реализации услуг по совершению действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации.
3) Дебиторская задолженность в размере 35,0 тыс. рублей образовалась в бюджетном учете Росприроднадзора вследствие неправильного отражения реализации государственных услуг по выдаче 8 разрешений СИТЕС Макаренко Т.Д. (одной услуги на сумму 3,5 тыс. рублей), ООО "Соболек" (одной услуги на 3,5 тыс. рублей) и ООО "Утгард" (восьми услуг на 28,0 тыс. рублей) как услуг по выдаче разрешений на ввоз на территорию Российской Федерации ядовитых веществ.
4) При обращении за государственными услугами по выдаче разрешений на добычу объектов животного мира Кузищиным К.В. и Федутиным И.Д. государственные пошлины в сумме 4,0 тыс. рублей оплачены по неверному коду бюджетной классификации доходов, а реализация государственных услуг отражена по правильному коду.
С целью устранения искажений бюджетной отчетности на общую сумму 4 175,3 млн. рублей Росприроднадзором направлено письмо в Федеральное казначейство с просьбой разрешить корректировку бюджетной отчетности.
2.2.4. В нарушение пункта 167 Инструкции N 191н в сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности Управления Росприроднадзора по Самарской области не отражалась информация о долгосрочной дебиторской задолженности, что приводило к искажению бюджетной отчетности за 2018 год. Указанное нарушение устранено в ходе проведения контрольного мероприятия.
2.2.5. Кроме того, в сведениях по дебиторской задолженности на конец отчетного периода отражена дебиторская задолженность в размере 140,0 тыс. рублей, что указывает на выдачу разрешений с нарушением пункта 26 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 30 июня 2015 г. N 297.
2.3. В соответствии с пунктом 5.8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400, Росприроднадзор осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание и реализацию возложенных на службу функций и полномочий.
Перечень получателей бюджетных средств ведется Росприроднадзором в соответствии с приказом Минфина России от 23 декабря 2014 г. N 163н "О порядке формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса" посредством государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".
Реестр расходных обязательств ведется Росприроднадзором в информационной системе "Электронный бюджет" с использованием документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в соответствии с Правилами ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2014 г. N 621.
Планирование расходов федерального бюджета осуществлялось Росприроднадзором в рамках предельных объемов бюджетных ассигнований на 2018 - 2020 годы, доведенных Минприроды России на реализацию государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы: в 2018 году - 4 041,3 млн. рублей, в 2019 году - 4 052,6 млн. рублей и 2020 году - 4 160,8 млн. рублей.
Показатели сводной бюджетной росписи на 2018 год доведены в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" в сумме 4 144,3 млн. рублей.
Казначейским уведомлением от 11 декабря 2017 г. N 048/001 службе доведены бюджетные ассигнования на 2018 год в объеме 4 144,3 млн. рублей, на 2019 год - 4 060,8 млн. рублей и на 2020 год - 4 169,3 млн. рублей.
Составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств осуществлялось службой посредством информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".
Бюджетные назначения, согласно данным годового финансового отчета (баланса) Росприроднадзора (форма по ОКУД 0503127) на 2018 год утверждены в объеме 4 525,9 млн. рублей.
Следует отметить, что лимиты бюджетных обязательств доведены Росприроднадзору в объеме 4 479,4 млн. рублей, то есть на 46,5 млн. рублей меньше, чем утверждено бюджетных ассигнований сводной бюджетной росписью на 2018 год (с учетом изменений), что связано с отсутствием положительного заключения Минкомсвязи России в отношении ряда мероприятий по информатизации. В соответствии с Федеральным законом N 362-ФЗ и сводной бюджетной росписью на 2018 год по данному направлению расходов было предусмотрено 172,7 млн. рублей, а доведено лимитов бюджетных обязательств в объеме 126,3 млн. рублей, что свидетельствует о ненадлежащем планировании мероприятий по созданию, развитию, использованию информационных систем и (или) компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в деятельности Росприроднадзора.
Согласно данным информационной системы "Бюджетное планирование" в 2018 году Росприроднадзором утверждено 183 справки об изменении бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств.
Кассовые расходы Росприроднадзора в 2018 году составили 4 364,6 млн. рублей, или 96,4 % к показателям уточненной сводной бюджетной росписи, или 97,4 % лимитов бюджетных обязательств.
Сводная годовая бюджетная отчетность представлена в установленный срок. При этом по замечаниям Счетной палаты бюджетная отчетность уточнялась в части отражения на забалансовом счете 29 "Представление субсидии на приобретение жилья" формы 0503130 предоставленных федеральным государственным гражданским служащим единовременных субсидий на приобретение жилых помещений в сумме 28,8 млн. рублей.
Иные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, в отчетном году Росприроднадзором не исполнялись.
2.4. В соответствии со Сводным реестром участников бюджетного процесса в Росприроднадзоре отсутствуют распорядители бюджетных средств.
2.5. Ведение бюджетных смет службой осуществлялось в соответствии с общими требованиями Минфина России к их составлению, утверждению и ведению и приказами Росприроднадзора от 23 марта 2017 г. N 155 "Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет центрального аппарата и территориальных органов Росприроднадзора" и 19 ноября 2018 г. N 478 "Об утверждении Порядка составления, утверждения, ведения и исполнения бюджетных смет центрального аппарата и территориальных органов Росприроднадзора" в системе "Электронный бюджет".
Вместе с тем, в нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет центрального аппарата и территориальных органов Росприроднадзора, утвержденного приказом Росприроднадзора от 23 марта 2017 г. N 155, и положений Бюджетного кодекса Российской Федерации центральным аппаратом службы утверждены изменения бюджетной сметы на 54 рабочих дня позже крайнего регламентированного срока, то есть с нарушением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет.
Так, казначейским уведомлением от 23 мая 2018 г. N 048/042 (форма по КФД 05311721) Росприроднадзору доведены обновленные объемы бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, в том числе уменьшены (со знаком "минус") на 401,2 тыс. рублей лимиты бюджетных обязательств на 2018 год по коду бюджетной классификации 048 0605 121039 92047 244 (закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в части реализации государственных полномочий по проведению государственной экологической экспертизы), однако изменения бюджетной сметы службой осуществлены только 22 августа 2018 г. путем утверждения документа - Изменение N 1-52-048/00100048/0009 показателей бюджетной сметы на 2018 финансовый год (на плановый период 2019 и 2020 годов) от 22 августа 2018 г. (форма по ОКУД 0501013).
2.6. Согласно приложению 7 к Федеральному закону N 362-ФЗ Росприроднадзор отнесен к главным администраторам источников финансирования дефицита федерального бюджета без утвержденных бюджетных назначений. Планирование поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита федерального бюджета не осуществлялось.
В отчетном году Росприроднадзор и его территориальные органы не выполняли полномочия администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.
3. Результаты проверки и анализа исполнения Федерального закона от 5 декабря 2017 г. N 362-ФЗ и бюджетной отчетности за 2018 год в Росприроднадзоре.
3.1. Структура доходов федерального бюджета и выполнение Росприроднадзором прогнозных показателей поступления доходов представлены в таблице.
(тыс. рублей)
Код дохода Наименование |
Утверждено |
Исполнено |
+/- |
048 РОСПРИРОДНАДЗОР |
4 756,5 |
5 152,9 |
396,3 |
в том числе: |
|
|
|
1 08 Государственные пошлины: |
735,3 |
773,0 |
37,7 |
за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации, зачисляемые в федеральный бюджет |
28,7 |
28,3 |
-0,4 |
за выдачу разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов |
3,6 |
2,7 |
-0,8 |
за выдачу разрешения на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции |
4,0 |
4,3 |
0,3 |
за выдачу разрешения на ввоз на территорию Российской Федерации ядовитых веществ |
14,6 |
16,6 |
2,0 |
за предоставление разрешения на добычу объектов животного мира, а также за выдачу дубликата указанного разрешения |
547,9 |
581,2 |
33,3 |
за выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников |
50,8 |
45,0 |
-5,8 |
за выдачу разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду |
8,5 |
9,6 |
1,1 |
за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение |
20,5 |
22,7 |
2,2 |
за выдачу разрешений на вывоз (на ввоз) видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения |
56,7 |
62,6 |
5,9 |
1 11 Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов |
3,3 |
3,3 |
0,0 |
1 12 01 Плата за негативное воздействие на окружающую среду: |
545,0 |
651,9 |
106,9 |
за выбросы загрязняющих веществ стационарными объектами |
83,5 |
93,5 |
10,0 |
за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты |
102,7 |
131,4 |
28,7 |
за размещение отходов производства и потребления |
326,0 |
393,1 |
67,1 |
за размещение твердых коммунальных отходов |
15,4 |
13,6 |
-1,8 |
за выбросы загрязняющих веществ при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа |
17,4 |
20,3 |
2,9 |
1 12 08 Экологический сбор |
2 560,1 |
2 588,6 |
28,5 |
1 12 09 Доходы, полученные от продажи (предоставления) права на заключение охотхозяйственных соглашений |
360,7 |
434,1 |
73,3 |
1 13 Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсация затрат государства |
10,4 |
14,9 |
4,5 |
1 14 Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
0,03 |
0,06 |
0,03 |
1 15 Административные платежи и сборы |
292,5 |
293,3 |
0,8 |
1 16 Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
248,4 |
365,6 |
117,2 |
2 18 Безвозмездные поступления |
0,6 |
27,9 |
27,3 |
Прогноз поступления доходов в федеральный бюджет на 2018 год утвержден в объеме 4 756,5 млн. рублей. Кассовое исполнение доходов составило 5 152,9 млн. рублей или 108,3 % от уточненного прогноза поступлений доходов.
Наибольшую долю в структуре администрируемых Росприроднадзором доходов составляют поступления от экологического сбора (50,2 %).
Необходимо отметить, что поступление доходов от уплаты экологического сбора прогнозировалось в объеме 1 277,1 млн. рублей и не учитывало введение нормативов утилизации для 15 групп товаров, а также увеличение нормативов утилизации в отношении 17 групп товаров. По замечаниям Счетной палаты прогноз поступления доходов от уплаты экологического сбора на 2018 год был пересмотрен до 2 278,9 млн. рублей (на 1 001,8 млн. рублей), который по итогам отчетного периода был перевыполнен на 13,6 процента.
Расхождение прогнозных и фактических поступлений доходов от штрафов, санкций, возмещения ущерба объясняется нерегулярным характером начислений.
Нормативы отчислений администрируемых доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации соответствуют нормативам отчислений, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом N 362-ФЗ.
Вместе с тем бюджетная отчетность Росприроднадзора по доходам недостоверна, что связано с наличием искажений сведений по дебиторской задолженности, а также строк и валюты баланса.
3.2. Анализ структуры расходов по главе 048 показал, что более 99,2 % составляют расходы по разделу 06 "Охрана окружающей среды", около 0,7 % приходится на расходы по разделу 10 "Социальная политика" и менее 0,1 % по разделу 07 "Образование".
Объем бюджетных ассигнований на 2018 год в соответствии с Федеральным законом N 362-ФЗ составил 4 144,3 млн. рублей, а с учетом изменений 4 525,9 млн. рублей.
Показатели сводной бюджетной росписи на 2018 год доведены Росприроднадзору в объеме 4 479,4 млн. рублей, т.е. на 46,5 млн. рублей меньше, чем утверждено бюджетных ассигнований сводной бюджетной росписью на 2018 год (с учетом изменений), что, как отмечалось, связано с отсутствием положительного заключения Минкомсвязи России на ряд мероприятий по информатизации.
Кассовое исполнение показателей федерального бюджета в отчетном году составило 4 364,6 млн. рублей или 97,4 процента от лимитов бюджетных обязательств.
Проверкой установлена достоверность бюджетной и бухгалтерской отчетности Росприроднадзора по расходам.
Кассовое исполнение Федерального закона N 362-ФЗ представлено в таблице.
(млн. рублей)
Направление расходов |
Утвержденные |
Исполненные |
||
СБР |
ЛБО |
касса |
% |
|
ВСЕГО по главе 048 |
4 525,9 |
4 479,4 |
4 364,6 |
97,4 |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ |
4 494,6 |
4 448,1 |
4 333,3 |
97,4 |
Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания |
1 031,4 |
1 031,4 |
1 031,4 |
100 |
Госпрограмма "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы |
1 031,4 |
1 031,4 |
1 031,4 |
100 |
Подпрограмма "Регулирование качества окружающей среды" |
1 031,4 |
1 031,4 |
1 031,4 |
100 |
Основное мероприятие "Организация и проведение комплексного государственного экологического надзора, разрешительной и лицензионной деятельности в части ограничения негативного техногенного воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы" |
1 031,4 |
1 031,4 |
1 031,4 |
100 |
Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд) |
1,9 |
1,9 |
1,8 |
98,9 |
Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям) |
1 029,6 |
1 029,6 |
1 029,6 |
100 |
Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды |
22,8 |
22,8 |
22,8 |
100 |
Госпрограмма "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы |
22,8 |
22,8 |
22,8 |
100 |
Подпрограмма "Регулирование качества окружающей среды" |
22,8 |
22,8 |
22,8 |
100 |
Основное мероприятие "Организация и проведение комплексного государственного экологического надзора, разрешительной и лицензионной деятельности в части ограничения негативного техногенного воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы" |
22,8 |
22,8 |
22,8 |
100 |
Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям) |
22,8 |
22,8 |
22,8 |
100 |
Другие вопросы в области охраны окружающей среды |
3 440,3 |
3 393,8 |
3 279,1 |
96,6 |
Госпрограмма "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы |
3 440,3 |
3 393,8 |
3 279,1 |
96,6 |
Подпрограмма "Регулирование качества окружающей среды" |
3 440,3 |
3 393,8 |
3 279,1 |
96,6 |
Основное мероприятие "Организация и проведение комплексного государственного экологического надзора, разрешительной и лицензионной деятельности в части ограничения негативного техногенного воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы" |
3 440,3 |
3 393,8 |
3 279,1 |
96,6 |
Субвенции бюджетам Республики Крым и города Севастополя на осуществление части переданных полномочий Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды (Межбюджетные трансферты) |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
99,4 |
Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами) |
2 650,2 |
2 650,2 |
2 635,3 |
99,4 |
Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд) |
756,2 |
709,7 |
612,8 |
86,3 |
Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Социальное обеспечение и иные выплаты населению) |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
100 |
Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Иные бюджетные ассигнования) |
27,6 |
27,6 |
24,7 |
89,6 |
ОБРАЗОВАНИЕ |
2,5 |
2,5 |
2,4 |
98,3 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
2,5 |
2,5 |
2,4 |
98,3 |
Государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы |
2,5 |
2,5 |
2,4 |
98,3 |
Подпрограмма "Регулирование качества окружающей среды" |
2,5 |
2,5 |
2,4 |
98,3 |
Основное мероприятие "Организация и проведение комплексного государственного экологического надзора, разрешительной и лицензионной деятельности в части ограничения негативного техногенного воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы" |
2,5 |
2,5 |
2,4 |
98,3 |
Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих |
2,5 |
2,5 |
2,4 |
98,3 |
Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд) |
2,5 |
2,5 |
2,4 |
98,3 |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
28,8 |
28,8 |
28,8 |
100 |
Социальное обеспечение населения |
28,8 |
28,8 |
28,8 |
100 |
Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" |
28,8 |
28,8 |
28,8 |
100 |
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы |
28,8 |
28,8 |
28,8 |
100 |
Подпрограмма "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы |
28,8 |
28,8 |
28,8 |
100 |
Мероприятия по обеспечению жильем федеральных государственных гражданских служащих (Социальное обеспечение и иные выплаты населению) |
28,8 |
28,8 |
28,8 |
100 |
Анализ исполнения федерального бюджета показал, что большую часть расходов (60,4 %) составляют расходы на выплаты персоналу.
По итогам 2018 года Росприроднадзором не исполнены бюджетные ассигнования в объеме 161,3 млн. рублей (3,6 %) от предусмотренных сводной бюджетной росписью или 114,8 млн. рублей (2,6 %) от доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Наиболее высокое неисполнение сложилось по расходам на закупку услуг экспертов - 58,2 млн. рублей, вследствие экономии расходов на проведении экологической экспертизы, которая носит заявительный характер.
Также неисполнение сложилось по расходам на закупку товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий - в объеме 56,5 млн. рублей из-за ненадлежащей доработки плана информатизации с учетом замечаний и предложений и позднего получения положительных заключений Минкомсвязи России по ряду мероприятий, включенных в план информатизации.
Расходы на закупки товаров, работ, услуг для нужд Росприроднадзора составляют 426,3 млн. рублей или 9,8 % в общем объеме расходов.
В 2018 году центральным аппаратом Росприроднадзора осуществлено 24 процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе конкурентным способом 17 закупок, из которых 1 открытый конкурс и 16 электронных аукционов.
Анализ и оценка результатов закупок товаров, работ, услуг в целом показали соблюдение принципов открытости информации и обеспечения конкуренции.
В то же время следует отметить, что 8 закупок осуществлено по цене, сниженной по результатам торгов на 38,0 % - 67,7 %, что свидетельствует о неэффективном обосновании начальной (максимальной) цены контракта. При этом 4 государственных контракта были заключены по начальной (максимальной) цене контракта.
3.2.1. Вместе с тем установлен ряд нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
3.2.1.1. В нарушение пункта 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с которым в случае признания открытого конкурса несостоявшимся закупка у единственного поставщика осуществляется при согласовании заключения контракта с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, в срок не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком такого согласования, Росприроднадзором заключен государственный контракт от 8 июня 2018 г. N 0173100007418000006_45646 с ООО "Системы документооборота - Регион" на оказание услуг по поддержке системы электронного документооборота в отсутствие согласования с ФАС России.
3.2.1.2. В нарушение пунктов 2 и 3 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10 декабря 2018 г. N 0173100007418000018, в соответствии с которым отклонена 1 (одна) из 2 (двух) поданных заявок, не содержит сведений о положениях документации об электронном аукционе, которым не соответствует отклоненная заявка, положений этой заявки, которые не соответствуют установленным требованиям.
3.2.1.3. В нарушение части 8 статьи 30 и части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, согласно которым срок оплаты заказчиком выполненной работы (ее результатов), отдельных этапов исполнения контракта, заключаемого с субъектом малого предпринимательства, не может превышать 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, оплата в рамках двух государственных контрактов с ООО "Адиком", относящемуся к субъектам малого предпринимательства, на оказание услуг по поддержке и развитию информационно-технологических систем в центральном аппарате и территориальных органах Росприроднадзора осуществлялась с нарушением установленных сроков от 2 до 4 месяцев.
3.2.1.4. Кроме того установлены многочисленные факты:
- несвоевременного размещения извещений об осуществлении закупок,
- отсутствия в документациях о закупке ограничений и условий допуска товаров,
- установления необоснованных ограничений к участникам закупок,
- несоответствия проектов контрактов положениям документаций о закупках,
- нарушения сроков направления информации о заключении контракта, информации об исполнении контрактов, в том числе информации об оплате контрактов, документов о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
3.2.2. В нарушение абзаца "в" пункта 21 Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. N 813, в соответствии с которыми расходы по проезду гражданских служащих, замещающих главные должности гражданской службы, к месту командирования и обратно воздушным транспортом возмещаются по тарифу экономического класса, согласно авансовым отчетам от 21 августа 2019 г. N 000000185 и N 000000186 проезд к месту командировки в г. Новосибирск начальникам структурных подразделений Росприроднадзора оплачен по тарифу бизнес-класса.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" должность начальника управления федеральной службы относится к главной группе должностей категории "руководители".
3.3. Согласно отчету Росприроднадзора об исполнении бюджета по форме 0503127 объем доходов составил 5 152 856,1 тыс. рублей, расходов - 4 364 586,8 тыс. рублей. Таким образом, в разделе 3 "Источники финансирования дефицита бюджета" формы 0503127 объем источников финансирования дефицита бюджета составил 788 269,4 тыс. рублей.
3.4. Объемы дебиторской задолженности по средствам федерального бюджета по состоянию на 1 января отчетного финансового года и 1 января следующего за отчетным финансовым годом представлены в таблице.
(млн. рублей)
|
Сумма на |
|
01.01.2018 |
01.01.2019 |
|
Дебиторская задолженность |
18 375,8 |
23 281,8 |
18 326,9 |
23 177,2 |
|
49,0 |
104,7 |
|
Долгосрочная дебиторская задолженность |
1 682,4 |
8 689,6 |
Просроченная дебиторская задолженность |
3 639,5 |
6 209,5 |
Анализ общих объемов дебиторской задолженности Росприроднадзора показал ее увеличение в отчетном году на 4 906,0 млн. рублей или на 26,7 процентов.
Совокупное увеличение дебиторской задолженности образовалось за счет роста сумм по доходам от штрафов, санкций, возмещения ущерба с 14 737,8 до 18 616,6 млн. рублей.
Необходимо отметить, что в бюджетной отчетности Росприроднадзора не отражены исчисленные в отчетном году суммы вреда, причиненного окружающей среде, в размере 4 175,1 млн. рублей, которые привели к искажению формы 0503169 и валюты баланса (форма 0503130) сводной бюджетной отчетности за 2018 год.
Причинами образования наибольших объемов дебиторской задолженности является предъявление территориальными органами Росприроднадзора исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
4. Результаты проверки и анализа исполнения бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства (приобретение объектов недвижимого имущества), оценка объемов и объектов незавершенного строительства.
4.1. Бюджетные ассигнования на реализацию бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства Росприроднадзору в отчетном году не утверждались.
4.2. По состоянию на начало и конец 2018 года на балансе Росприроднадзора находилось 9 объектов незавершенного строительства с объемом вложений в недвижимое имущество на сумму 29,2 млн. рублей.
Кроме того, в Сведениях о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства бюджетного (автономного) учреждения по состоянию на начало и конец отчетного периода у ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу" числится 1 объект с объемом капиталовложений 4,5 млн. рублей.
Объекты незавершенного строительства переданы Росприроднадзору в процессе образования службы в 2004 году.
План мероприятий Росприроднадзора по снижению объемов и количества объектов незавершенного строительства в установленный срок не утвержден, так как объекты незавершенного строительства, находящиеся на бюджетном учете территориальных органов и учреждения Росприроднадзора, не могут быть включены в данный план в связи с отсутствием государственной регистрации права собственности и других вещных прав на объекты незавершенного строительства в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Росприроднадзор направил обращения в Минэкономразвития России и Минфин России с просьбой дать разъяснения о возможности списания объектов незавершенного строительства с бюджетного учета письмами от 18 марта 2019 г. N ВС-06-04-29/7599 и от 25 марта 2019 г. N РН-06-04-29/8284 соответственно. Работа по сокращению объемов незавершенного строительства ведется на постоянной основе.
5. Результаты проверки и анализа результативности использования средств федерального бюджета, выделенных в виде субсидий на финансовое обеспечение государственных заданий и субсидий на иные цели.
В ведении Росприроднадзора находится 16 федеральных бюджетных учреждений, которые в отчетном году получали субсидии на финансовое обеспечение государственного задания. Субсидия на иные цели предоставлена четырем учреждениям.
Государственное задание подведомственным федеральным бюджетным учреждениям утверждено в установленные сроки (приказ от 27 декабря 2017 г. N 606).
В 2018 году Росприроднадзором предоставлены субсидии бюджетным учреждениям в объеме 889,1 млн. рублей по разделу 06 "Охрана окружающей среды".
По данным отчетов бюджетных учреждений государственное задание выполнено в полном объеме.
Согласно форме 0503779 на конец отчетного года отмечаются остатки денежных средств подведомственных учреждений на счетах в финансовых органах:
- по коду "4" - субсидии на выполнение государственного задания, остаток средств на конец года составил - 0,5 млн. рублей;
- по коду "5" - субсидии на иные цели - 88,0 млн. рублей;
- по коду "2" - собственные доходы учреждений - 299,9 млн. рублей.
Остаток денежных средств по приносящей доход деятельности в объеме 299,9 млн. рублей, использование которого находится в компетенции учреждений, направлен на обеспечение деятельности учреждений в январе текущего года, включая выплату заработной платы за декабрь 2018 года, уплату налогов на прибыль и на добавленную стоимость, а также страховых взносов, иное обеспечение деятельности.
В 2018 году Росприроднадзором были представлены целевые субсидии в объеме 128,2 млн. рублей.
Субсидии на иные цели предоставлены ФГБУ "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия" на реализацию мероприятий в области информационных технологий, включая внедрение современных информационных систем в федеральных бюджетных учреждениях, покупку объектов особо ценного движимого имущества в части оборудования (ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу"), а также ФГБУ "Арктиктехмордирекция" и "Балтиктехмордирекция" на капитальный ремонт объектов недвижимого имущества.
Цели предоставления субсидий соответствуют пункту 2 Правил предоставления Федеральной службой по надзору в сфере природопользования из федерального бюджета подведомственным федеральным государственным бюджетным учреждениям субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденных приказом от 31 мая 2016 г. N 294.
Экономические и финансовые расчеты (обоснования) требующихся объемов субсидии подтверждены актами обследования объекта и дефектными ведомостями.
Объем неиспользованной субсидии на иные цели на 31 декабря 2018 года составил 88,0 млн. рублей, из которых 77,1 млн. рублей разрешены к использованию в текущем году, остаток в сумме 10,9 млн. рублей подлежит возврату.
Экономия ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО" и ФГБУ "Арктиктехмордирекция" по итогам торгов в объеме 1,9 млн. рублей и 0,5 млн. рублей соответственно была согласована на приобретение лабораторного оборудования и капитальный ремонт плавсредства.
6. Анализ реализации в отчетном финансовом году полномочий участника государственных программ Российской Федерации, анализ исполнения (хода реализации) в отчетном финансовом году государственных программ Российской Федерации, подпрограмм и федеральных целевых программ.
Росприроднадзором осуществлялось финансирование расходов в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326 (далее - ГП 12), подпрограммы 1 "Регулирование качества окружающей среды", основных мероприятий 1.3 "Организация и проведение комплексного государственного экологического надзора, разрешительной и лицензионной деятельности в части ограничения негативного техногенного воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы" и П.2 "Реализация отдельных мероприятий приоритетного проекта "Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги", а также государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, в части обеспечения жильем федеральных государственных гражданских служащих.
6.1. Росприроднадзор принимает участие в реализации подпрограммы ГП-12 "Регулирование качества окружающей среды". Кроме того, в рамках ГП 12 служба является одним из государственных заказчиков федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы". Ответственным исполнителем ГП 12 является Минприроды России.
В 2018 году Росприроднадзором реализованы все предусмотренные мероприятия ГП 12, из 6 показателей, ответственным за достижение которых является Росприроднадзор, не достигнуто установленное значение 1 показателя, характеризующего долю устраненных нарушений из числа выявленных нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, что объясняется тем, что срок исполнения некоторых предписаний выходит за рамки отчетного периода.
Информация для подготовки годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности ГП 12 в отчетном году представлена Росприроднадзором с использованием автоматизированной информационной системы "Государственные программы", о чем в Минприроды России сообщено письмом от 7 февраля 2019 г. N РН-04-03-28/3793.
Мероприятия, предусмотренные Планом реализации ГП 12 на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, в отчетном году реализованы.
6.2. Служба участвует в реализации подпрограммы 1 "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 322 (ГП 28).
В плане реализации ГП 28 на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов службе мероприятия и финансирование в отчетном году не предусматривались.
6.3. В рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710, в части обеспечения жильем федеральных государственных гражданских служащих (субсидии на приобретение жилья) Росприроднадзору в отчетном году предусмотрено 28,8 млн. рублей на предоставление федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилых помещений. Проверка показала, что право на получение субсидии реализовано 12 федеральными государственными гражданскими служащими.
7. Результаты проверки и анализа бюджетных полномочий в части предоставления межбюджетных трансфертов.
В рамках Соглашений между Росприроднадзором и органами исполнительной власти города Севастополя и Республики Крым, утвержденных распоряжениями Правительства Российской Федерации от 17 октября 2014 г. N 2063-р и N 2064-р, а также дополнительных соглашений к ним (распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 августа 2015 г. N 1510-р и N 1511-р и от 17 февраля 2017 г. N 278-р) Росприроднадзор предусмотрел субвенции бюджетам Республики Крым и города Севастополя в сумме 4,3 млн. рублей (по 2,14 млн. рублей).
Остаток указанных субвенций на 1 января 2019 года в размере 0,03 млн. рублей образовался в связи с экономией в результате проведения закупок.
При этом в нарушение пункта 12 Правил расходования и учета средств, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и г. Севастополя в виде субвенций на осуществление части полномочий Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1160 (далее - Правила N 1160), Росприроднадзором в 2018 году не осуществлялся надлежащий контроль за использованием указанной субвенции.
Так, согласно пункту 6 Правил N 1160 органы исполнительной власти Республики Крым и города Севастополя должны ежеквартально предоставлять в Росприроднадзор отчет о расходах своих бюджетов в части использования субвенции.
Однако своевременность представления отчета о расходах бюджета г. Севастополя подтверждается только за 9 месяцев 2018 года.
Кроме того, приказами Росприроднадзора от 28 ноября 2014 г. N 780 и 781 утверждены формы отчетов о результатах осуществления г. Севастополем и Республикой Крым соответственно переданных полномочий Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды. Предоставление указанных отчетов в службу должно осуществляться не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Вместе с тем соответствующий отчет представлен в Росприроднадзор только органом исполнительной власти г. Севастополя.
Кроме того, соглашения о предоставлении субвенций от 19 декабря 2018 г. N 048-16-2018-002 и от 22 мая 2018 г. N 048-16-2018-001 (дополнительные соглашения от 12 октября 2018 г. N 048-16-2018-001/1 и от 5 февраля 2019 г. N 048-16-2018-001/2), с уполномоченными органами государственной власти Республики Крым и города Севастополя соответственно заключены заместителем руководителя службы на основании доверенностей, которые не предусматривают полномочий на осуществление указанных действий, что содержит признаки недействительности заключенных соглашений.
8. Анализ подготовки главным администратором средств федерального бюджета нормативных правовых актов, необходимых для реализации федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год, и выполнения статей федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год.
Росприроднадзор не принимал участие в подготовке необходимых для реализации Федерального закона N 362-ФЗ нормативных правовых актов.
Бюджетные ассигнования на реализацию полномочий по проведению экологической экспертизы, предусмотренные частью 15 статьи 6 Федерального закона N 362-ФЗ в объеме до 292,5 млн. рублей, не исполнены Росприроднадзором в размере 58,2 млн. рублей от объема доведенных лимитов (246,5 млн. рублей) в связи со снижением количества заказчиков и уменьшением средней стоимости экспертизы.
9. Анализ результатов проверки качества финансового менеджмента, осуществляемого главным администратором средств федерального бюджета, в соответствии с приказом Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 34н "Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета".
Информация об оценке качества управления Росприроднадзором государственными финансами в 2018 году представлена в таблице.
Итоговая оценка |
Оценки по группам показателей качества финансового управления государственными финансами |
||||||||
Среднесрочное финансовое планирование |
Исполнение бюджета по доходам |
Исполнение бюджета по расходам |
Уровень дебиторской и кредиторской задолженности |
ФАИП, незавершенное строительство |
Учет и отчетность |
Внутренний финансовый аудит |
Уровень объема финансовых нарушений, выявленных по результатам внешнего государственного финансового контроля |
Выполнение государственных заданий |
|
40,5 |
5 |
5,5 |
12 |
4 |
- |
9 |
1 |
0 |
4 |
В 2018 году итоговая оценка качества финансового управления государственными финансами улучшилась и увеличилась на 4,5 балла.
10. Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета.
В отчетном 2018 году субъектом внутреннего финансового аудита проведено четыре проверки территориальных органов Росприроднадзора - получателей бюджетных средств в рамках внутреннего финансового аудита:
Управление Росприроднадзора по Тамбовской области;
Управление Росприроднадзора по Иркутской области;
Управление Росприроднадзора по Республике Коми;
Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу.
План проверок на 2018 год выполнен на 100 %.
По результатам проверок территориальных органов Росприроднадзора выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации в части отсутствия в территориальных органах внутреннего финансового контроля, допущения искажения бюджетной отчетности, нарушений ведения бюджетного учета и неточности отражения хозяйственных операций на счетах бюджетного учета, нарушения получателями бюджетных средств исполнения бюджета по расходам, несоблюдения сроков постановки на учет в территориальных органах Федерального казначейства бюджетных обязательств при осуществлении закупок, неэффективного и нецелевого использования бюджетных средств.
Также выявлены факты по недостоверному отражению в бюджетном учете дебиторской задолженности по начисленным штрафам и плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также факты отсутствия работы на должном уровне по истребованию этой задолженности, ее инвентаризации и списанию задолженности, нереальной к взысканию, в том числе в связи с истечением сроков исковой давности или банкротства предприятий-должников.
По результатам проведения проверок территориальными органами в отношении лиц, допустивших нарушения и недостатки, приняты меры в виде применения дисциплинарных взысканий в отношении должностных лиц.
В структуру Росприроднадзора входит 79 территориальных органов, являющихся администраторами бюджетных средств, включая 8 Департаментов по федеральным округам, 3 морских управления, Байкальское межрегиональное управление, 6 межрегиональных управлений и 61 управление по субъектам Российской Федерации.
Таким образом, охват аудиторскими проверками в отчетном году составил лишь 5 %.
11. Результаты проверки и анализа эффективности и результативности использования федеральной собственности главным администратором средств федерального бюджета.
В оперативном управлении территориальных органов Росприроднадзора находится 387 объектов недвижимого имущества (здания, помещения, сооружения) общей площадью 101 741 кв. м. В оперативном управлении подведомственных бюджетных учреждений находятся 234 объекта недвижимого имущества (здания, помещения, сооружения) общей площадью 55 711,4 кв. м.
За территориальными органами закреплено 96 земельных участков общей площадью 166 029 кв. м. За подведомственными Росприроднадзору бюджетными учреждениями закреплено 46 земельных участков площадью 61 044 кв. м.
12. Анализ реализации положений посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определяющих бюджетную политику (требования к бюджетной политике) в Российской Федерации.
Положения посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определяющих бюджетную политику в 2018 году, не относятся к компетенции Росприроднадзора.
13. Анализ эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных на реализацию указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, в ходе исполнения в отчетном году федерального закона о федеральном бюджете и выполнения целей и задач, определенных указами.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в отчетном году Росприроднадзору на повышение оплаты труда работников федеральных государственных учреждений в сфере науки (ФГБУ "Государственный научно-исследовательский институт промышленной экологии") изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 января 2018 г. N 62-р, увеличен объем финансирования на 2,5 млн. рублей.
Кроме того, в целях достижения показателя, установленного подпунктом "в" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 (далее - Указ N 601) приказом Росприроднадзора от 11 октября 2016 г. N 662 утвержден План мероприятий по достижению значения показателя "Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме к 2018 году - не менее 70 процентов".
Согласно данным сводного отчета за 1 квартал 2018 года из 412 граждан, подавших заявления на получение государственных услуг, в электронной форме заявление подали только 10 граждан (2,4 %), за 2 квартал 2018 года 2 гражданина из 120 обратившихся за государственными услугами (1,7 %), за 3 квартал 2018 г. 42 гражданина из 462 обратившихся за государственными услугами (9,1 %).
За 4 квартал 2018 г. сведения Росприроднадзором не предоставлялись в связи с письмом Минкомсвязи России от 8 ноября 2018 г. N МП-П13-070-26205 о снятии с контроля подпункта "в" пункта 1 Указа N 601, согласно которому представление отчетов о достижении показателя и реализации ведомственных планов по достижению показателя далее не требуется.
При этом в соответствии с данными формы статистического наблюдения 1-ГУ количество заявлений о предоставлении государственных услуг в 2018 году от физических лиц - 41, все поданы непосредственно в Росприроднадзор.
Сведения о достижении значения показателя, установленного подпунктом "а" пункта 1 Указа N 601, и ведомственные планы мероприятий по достижению значений указанного показателя в Росприроднадзоре отсутствуют.
14. Анализ выполнения предложений Счетной палаты, содержащихся в представлениях и информационных письмах, направленных федеральным органам государственной власти по результатам внешней проверки бюджетной отчетности.
Проверка показала, что предложения Счетной палаты в отчетном году выполнены Росприроднадзором в установленный срок.
15. Выводы.
1. Фактическое исполнение доходов федерального бюджета за 2018 год составило 5 152,9 млн. рублей, или 108,3 % от прогноза поступления доходов (4 756,5 млн. рублей), вследствие нерегулярного характера доходов от штрафов, санкций, возмещения ущерба.
2. По итогам 2018 года исполнение Росприроднадзором федерального бюджета по расходам составило 4 364,6 млн. рублей или 96,4 % от объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью (4 525,9 млн. рублей). Основную часть расходов (60,4 %) составляют расходы на выплаты персоналу. Наибольшее неисполнение расходов (58,2 млн. рублей) сложилось по расходам на закупку услуг экспертов, привлекаемых для проведения государственной экологической экспертизы, которая носит заявительный характер, и по расходам на закупку товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий (56,5 млн. рублей) из-за ненадлежащего планирования мероприятий по информатизации и позднего получения положительных заключений Минкомсвязи России.
3. Бюджетная отчетность Росприроднадзора недостоверна по доходам. По фактам искажения бюджетной отчетности на 4 175,3 млн. рублей в Федеральное казначейство направлено обращение с просьбой о корректировке бюджетной отчетности.
3.1. В нарушение пункта 3 Инструкции N 157н, согласно которому бухгалтерский учет ведется методом начисления, а результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций, а также пункта 167 Инструкции N 191н в сведениях по дебиторской задолженности на конец отчетного периода не нашли отражения:
- сумма вреда, причиненного недрам ООО "Арктическая горная компания" в сумме 954,3 млн. рублей по исковому заявлению от 10 апреля 2018 г. б/н,
- а также сумма ущерба, нанесенного водным объектам при сбросе сточных вод в Магнитогорское водохранилище на реке Урал и в Сухую речку ПАО "Магнитогорский металлургический комбинат" в объеме 3 220,8 млн. рублей.
Исчисление отмеченных сумм вреда (ущерба) без их отражения в бюджетном учете повлекло искажение сведений по дебиторской задолженности (форма 0503169), а также валюты баланса (форма 0503130) бюджетной отчетности Росприроднадзора.
3.2. В нарушение пункта 167 Инструкции N 191н Росприроднадзором на счете 0 20523 000 "Расчеты по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами" в форме 0503169 отражен показатель дебиторской задолженности в размере, превышающем данные инвентаризации на сумму 12 562,9 тыс. рублей.
4.2. В регистрах бюджетного учета неверно отражались коды классификации доходов, по которым предоставлялись государственные услуги, и суммы государственных пошлин, что привело к искажению сведений по дебиторской задолженности сводной бюджетной отчетности Росприроднадзора за 2018 год.
4.2.1. Дебиторская задолженность ООО "Инвестиционная группа С.А.И.К." в сумме 165,0 тыс. рублей образовалась в бюджетном учете вследствие неверного начисления при реализации государственной услуги по выдаче разрешения на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции суммы государственной пошлины в сумме 325,0 тыс. рублей, тогда как в соответствии с подпунктом 78 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачивается в сумме 160,0 тыс. рублей.
4.2.2. Дебиторская задолженность ГМЗ "Петергоф" в размере 3,5 тыс. рублей образовалась по причине отражения реализации государственных услуг по выдаче разрешений на вывоз с территории Российской Федерации, а также на ввоз на территорию Российской Федерации видов животных и растений, их частей или деривативов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (далее - разрешение СИТЕС), как реализации услуг по совершению действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации.
4.2.3. Дебиторская задолженность в размере 35,0 тыс. рублей образовалась в бюджетном учете Росприроднадзора вследствие неправильного отражения реализации государственных услуг по выдаче 8 разрешений СИТЕС Макаренко Т.Д. (одной услуги на сумму 3,5 тыс. рублей), ООО "Соболек" (одной услуги на 3,5 тыс. рублей) и ООО "Утгард" (восьми услуг на 28,0 тыс. рублей) как услуг по выдаче разрешений на ввоз на территорию Российской Федерации ядовитых веществ.
4.2.4. При обращении за государственными услугами по выдаче разрешений на добычу объектов животного мира Кузищиным К.В. и Федутиным И.Д. государственные пошлины в сумме 4,0 тыс. рублей оплачены по неверному коду бюджетной классификации доходов, а реализация государственных услуг отражена по правильному, что привело к образованию необоснованной дебиторской задолженности.
5. Проверка показала ненадлежащее исполнение Росприроднадзором полномочий, установленных статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
5.1. В нарушение пункта 14 Правил взимания экологического сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 1073, в течение 2018 года службой не обеспечен контроль за правильностью исчисления сумм экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения, что повлекло увеличение кредиторской задолженности по уплате экологического сбора с 382,8 до 822,1 млн. рублей и свидетельствует о низком качестве администрирования экологического сбора.
5.2. В сведениях по дебиторской задолженности на конец 2018 года отражена дебиторская задолженность в размере 140,0 тыс. рублей, что указывает на выдачу разрешений с нарушением пункта 26 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 30 июня 2015 г. N 297.
6. В нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет центрального аппарата и территориальных органов Росприроднадзора, утвержденного приказом Росприроднадзора от 23 марта 2017 г. N 155, и положений Бюджетного кодекса Российской Федерации центральным аппаратом службы изменения бюджетной сметы в части уменьшения на 401,2 тыс. рублей лимитов бюджетных обязательств на 2018 год утверждены вместо 6 июня 2018 г. только 22 августа 2018 г. (на 54 рабочих дня позже крайнего регламентированного срока), то есть с нарушением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет.
7. Государственные задания, доведенные до подведомственных бюджетных учреждений, выполнены в полном объеме.
8. Анализ дебиторской задолженности Росприроднадзора показал увеличение ее объемов в отчетном году на 4 906,0 млн. рублей (до 23 281,8 млн. рублей) или на 26,7 процентов, что связано с увеличением исчисляемых сумм принудительного изъятия (рост по доходам от штрафов, санкций, возмещения ущерба с 14 737,8 до 18 616,6 млн. рублей).
Необходимо отметить, что в бюджетной отчетности Росприроднадзора не отражены исчисленные в отчетном году суммы вреда, причиненного окружающей среде, в размере 4 175,1 млн. рублей, которые привели к искажению формы 0503169 и валюты баланса (форма 0503130) сводной бюджетной отчетности за 2018 год.
9. В ходе проверки выявлены нарушения Росприроднадзором положений Закона о контрактной системе, в том числе:
9.1. В нарушение пункта 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым в случае признания открытого конкурса несостоявшимся закупка у единственного поставщика осуществляется при согласовании заключения контракта с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, в срок не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком такого согласования, Росприроднадзором заключен государственный контракт от 8 июня 2018 г. N 0173100007418000006_45646 с ООО "Системы документооборота - Регион" на оказание услуг по поддержке системы электронного документооборота в отсутствие согласования с ФАС России.
9.2. В нарушение пунктов 2 и 3 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10 декабря 2018 г. N 0173100007418000018, в соответствии с которым отклонена 1 (одна) из 2 (двух) поданных заявок, не содержит сведений о положениях документации об электронном аукционе, которым не соответствует отклоненная заявка, а также положений этой заявки, которые не соответствуют установленным документацией требованиям.
9.3. В нарушение части 8 статьи 30 и части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, согласно которым срок оплаты заказчиком выполненной работы, отдельных этапов исполнения контракта, заключаемого с субъектом малого предпринимательства, не может превышать 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, оплата в рамках двух государственных контрактов с ООО "Адиком", относящемуся к субъектам малого предпринимательства, на оказание услуг по поддержке и развитию информационно-технологических систем в центральном аппарате и территориальных органах Росприроднадзора осуществлялась с нарушением установленных сроков от 2 до 4 месяцев.
9.4. Кроме того установлены многочисленные факты:
- несвоевременного размещения извещений об осуществлении закупок,
- отсутствия в документациях о закупке ограничений и условий допуска товаров,
- установления необоснованных ограничений к участникам закупок,
- несоответствия проектов контрактов положениям документаций о закупках,
- нарушения сроков направления информации о заключении контракта, информации об исполнении контрактов, в том числе информации об оплате контрактов, документов о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
16. Предложения.
1. Направить Заключение Счетной палаты о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2018 год в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Направить представление Счетной палаты Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
3. Направить информационные письма в Федеральную антимонопольную службу, Федеральное казначейство и Министерство финансов Российской Федерации.
Аудитор |
А.А. Каульбарс |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Счетной палаты РФ от 30 мая 2019 г. N ЗКМ-76/09-04 о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и бюджетной отчетности за 2018 год в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 16 мая 2019 г. N 22К (1318)))
Опубликование:
-