1. Общие положения
1.1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации по Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору по результатам внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2011 год (далее - заключение Счетной палаты по Ростехнадзору) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (с изменениями) и стандартом финансового контроля СФК 203 "Последующий контроль исполнения федерального бюджета".
Заключение Счетной палаты по Ростехнадзору подготовлено на основании одного контрольного мероприятия. По результатам контрольного мероприятия, проведенного Счетной палатой Российской Федерации (далее - Счетная палата), составлен 1 акт, который подписан с замечаниями проверяемой стороны, на замечания даны соответствующие заключения Счетной палаты.
1.2. Бюджетная отчетность Ростехнадзора об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год (далее - бюджетная отчетность) представлена в Счетную палату 19 марта 2011 года, что соответствует сроку представления годовой бюджетной отчетности, установленному статьей 264 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации (с изменениями).
Бюджетная отчетность составлена в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, и соответствует структуре и бюджетной классификации, которые применялись при утверждении Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
Организация бюджетного учета осуществляется в соответствии с требованиями приказа Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению", приказа Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и инструкции по его применению", приказа Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению".
1.3. Согласно Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 717, Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления следует читать как "401"
Ростехнадзор является:
органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;
уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности);
органом государственного горного надзора;
органом федерального государственного энергетического надзора;
органом федерального государственного строительного надзора;
регулирующим органом в соответствии с Конвенцией о ядерной безопасности и Объединенной конвенцией о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, а также компетентным органом Российской Федерации в соответствии с Поправкой к Конвенции о физической защите ядерного материала.
Руководство деятельностью Ростехнадзора осуществляет Правительство Российской Федерации.
Ростехнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (36) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В ведении Ростехнадзора находятся также федеральные государственные учреждения (7 с филиальной сетью) и одно федеральное государственное унитарное предприятие.
Ростехнадзор в структуре управления средствами федерального бюджета имеет три уровня:
первый уровень - Ростехнадзор (главный распорядитель бюджетных средств);
второй уровень - 5 распорядителей бюджетных средств (Южно-Сибирское управление Ростехнадзора, ФБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу" (далее - ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО"), ФБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу" (далее - ФБУ "ЦЛАТИ по СФО" и ФБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу" (далее - ФБУ "ЦЛАТИ по ПФО", ФБУ "Государственный научно-исследовательский институт промышленной экологии" (далее - ФБУ "ГосНИИПЭ");
- третий уровень - 83 получателя бюджетных средств (центральный аппарат, 36 территориальных органов, 7 подведомственных учреждений с 39 филиалами).
2. Доходы, расходы и источники финансирования дефицита федерального бюджета, установленные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", прогнозом поступлений доходов в федеральный бюджет и бюджетной росписью по Ростехнадзору как главному администратору средств федерального бюджета, и их исполнение по бюджетной отчетности Ростехнадзора как главного администратора средств федерального бюджета и результатам проведенных Счетной палатой проверок
2.1. Доходы федерального бюджета, администрируемые Ростехнадзором как главным администратором (администратором) доходов федерального бюджета.
На 2011 год Ростехнадзору установлен прогнозный план поступления доходов в федеральный бюджет в сумме 221,6 млн рублей. В доход федерального бюджета фактически поступило 294,0 млн рублей, или 132,6% от прогнозного плана.
Выполнение Ростехнадзором показателей, учтенных в прогнозе поступлений доходов в федеральный бюджет по кодам бюджетной классификации, приведены в таблице.
(млн рублей)
Наименование налогов и иных обязательных платежей |
Прогнозные показатели Минфина России |
Фактическое поступление |
|
Доходы бюджета всего |
|
221,6 |
294,0 |
498 1 08 07081 01 0000 110 |
Государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации, зачисляемая в федеральный бюджет |
60,00 |
61,72 |
498 1 08 07200 01 0000 110 |
Прочие государственные пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий |
13,0 |
13,7 |
498 1 13 03010 010000 130 |
Прочие доходы от оказания платных услуг получателями средств федерального бюджета (возврат дебиторской задолженности) и компенсации затрат федерального бюджета |
9,0 |
11,6 |
498 1 16 01000 01 0000 140 |
Денежные взыскания (штрафы) за нарушения обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушений требований нормативных документов по обеспечению единства измерений |
35,0 |
36,8 |
498 1 16 11000 01 0000 140 |
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации об использовании атомной энергии |
4,5 |
6,9 |
498 1 16 23010 01 0000 140 |
Доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями по договорам страхования выступают получатели средств федерального бюджета |
0,0 |
0,0 |
498 1 16 90010 01 0000 140 |
Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет |
100,0 |
163,0 |
498 1 17 05010 01 0000 180 |
Прочие неналоговые доходы федерального бюджета |
0,0 |
0,1 |
В структуре доходов наибольший удельный вес приходится на прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет (55,5%); государственную пошлину за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации, которая составила 21,0 процент. Доля остальных платежей в общей сумме поступивших доходов незначительна.
2.2. Расходы федерального бюджета по главному распорядителю средств федерального бюджета.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (в редакции Федеральных законов от 1 июня 2011 г. N 105-ФЗ и от 6 ноября 2011 г. N 302-ФЗ) Ростехнадзору предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 6 441,5 млн рублей, в том числе: по разделу 04 "Национальная экономика" - 5 648,9 млн рублей, по разделу 06 "Охрана окружающей среды" - 707,5 млн рублей, по разделу 07 "Образование" - 9,2 млн рублей, по разделу 10 "Социальная политика", подразделу 03 "Социальное обеспечение населения" - 75,8 млн рублей. Структура расходов федерального бюджета по Ростехнадзору в разрезе разделов - подразделов (далее - Рз-ПР) представлена в таблице.
(млн рублей)
Наименование раздела, подраздела |
Код раздела, подраздела |
Утверждено федеральным законом |
Утверждено бюджетной росписью |
Лимиты бюджетных обязательств |
Кассовое исполнение |
Всего по Ростехнадзору |
|
6 441,5 |
5 939,1 |
5 938,6 |
5 890,8 |
Национальная экономика |
0400 |
5 648,9 |
5 743,3 |
5 742,8 |
5 695,4 |
Общеэкономические вопросы |
0401 |
5 471,6 |
5 555,9 |
5 555,4 |
5 508,1 |
Прикладные научные исследования в области национальной экономики |
0411 |
177,3 |
180,3 |
180,3 |
180,3 |
Другие вопросы в области национальной экономики |
0412 |
0,0 |
7,0 |
7,0 |
7,0 |
Охрана окружающей среды |
0600 |
707,5 |
103,1 |
103,1 |
102,6 |
Сбор, удаление отходов и очистка сточных вод |
0602 |
6,5 |
6,5 |
6,5 |
6,5 |
Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания |
0603 |
688,5 |
84,1 |
84,1 |
84,0 |
Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды |
0604 |
12,5 |
12,5 |
12,5 |
12,2 |
Образование |
0700 |
9,2 |
16,9 |
16,9 |
16,9 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
0705 |
4,1 |
11,8 |
11,8 |
11,7 |
Другие вопросы в области образования |
0709 |
5,1 |
5,1 |
5,1 |
5,1 |
Социальная политика |
1000 |
75,8 |
75,8 |
75,8 |
75,8 |
Социальное обеспечение населения |
1003 |
75,8 |
75,8 |
75,8 |
75 842,7 |
В структуре расходов федерального бюджета по Ростехнадзору как главному распорядителю средств федерального бюджета основной удельный вес занимают расходы по Рз-Пр 0401 - 93,5 процента.
Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ Ростехнадзору были предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 6 434,2 млн рублей. В течение 2011 года бюджетные ассигнования были увеличены на 7,3 млн рублей в связи с принятием Федерального закона от 1 июня 2011 г. N 105-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
С учетом указанных изменений Ростехнадзору предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 6 441,5 млн рублей.
Данные об изменениях бюджетной росписи Ростехнадзора представлены в таблице.
(млн рублей)
Наименование Рз-Пр |
Коды |
Утвержденная бюджетная роспись |
Уточненная бюджетная роспись |
Отклонения |
|
Всего по Ростехнадзору |
|
|
6 434,2 |
5 939,1 |
-495,1 |
Национальная экономика |
04 |
00 |
5 645,4 |
5 743,3 |
+97,9 |
Общеэкономические вопросы |
04 |
01 |
5 469,1 |
5 555,9 |
+86,8 |
Прикладные научные исследования в области национальной экономики |
04 |
11 |
176,3 |
180,3 |
+4,0 |
Другие вопросы в области национальной экономики |
04 |
12 |
0,0 |
7,0 |
+7,0 |
Охрана окружающей среды |
06 |
00 |
703,8 |
103,1 |
-600,7 |
Сбор, удаление отходов и очистка сточных вод |
06 |
02 |
6,5 |
6,5 |
0,0 |
Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания |
06 |
03 |
684,9 |
84,1 |
-600,8 |
Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды |
06 |
04 |
12,4 |
12,5 |
+0,1 |
Образование |
07 |
00 |
9,2 |
16,9 |
+7,7 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
07 |
05 |
4,1 |
11,8 |
+7,6 |
Другие вопросы в области образования |
07 |
09 |
5,0 |
5,1 |
+0,1 |
Общий объем изменений, внесенных в бюджетную роспись, составил (-) 495,1 млн рублей, при этом по Рз-Пр 1003 изменения не вносились, по Рз-Пр 0401 объем бюджетных ассигнований увеличен на 86,8 млн рублей, по Рз-Пр 0411 - на 4,0 млн рублей, по Рз-Пр 0412 - на 7 млн рублей, по Рз-Пр 0604 - на 0,1 млн рублей, по Рз-Пр - на 7,6 млн рублей, по Рз-Пр 0709 - на 0,1 млн рублей. Объем бюджетных ассигнований уменьшен на 600,8 млн рублей по РзПр 0603.
Изменения в бюджетную роспись вносились по следующим кодам изменений (приказ Минфина России от 17 декабря 2008 г. N 143н):
011, 013 - изменения, вносимые в связи с принятием федеральных законов о внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов";
030 - изменения, вносимые в связи с изменением состава или полномочий (функций) главных распорядителей (подведомственных им бюджетных учреждений);
082 - изменения, связанные с резервированием средств в составе утвержденных законом бюджетных ассигнований;
083 - изменения, вносимые в связи с перераспределением бюджетных ассигнований по основаниям, установленным законом;
100 - изменения, вносимые в случае увеличения бюджетных ассигнований по отдельным разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов федерального бюджета за счет экономии по использованию бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг;
101 - изменения, вносимые в случае принятия Правительством Российской Федерации решений о дополнительном финансовом обеспечении мероприятий по модернизации экономики за счет 50 процентов экономии по использованию в 2011 году бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг с перераспределением указанной экономии между главными распорядителями средств федерального бюджета и (или) увеличением бюджетных ассигнований по соответствующим видам расходов классификации расходов бюджетов более чем на 10 процентов.
По разделу (далее - Рз) 04 "Национальная экономика", подразделу (далее - Пр) 01 "Общеэкономические вопросы" были внесены изменения по следующим основаниям (кодам видов изменений): 011 - 2,5 млн рублей, 030 - 67,8 млн рублей, 082 - 23,2 млн рублей, 101 - (-) 6,6 млн рублей.
По Рз 04, Пр 11 "Прикладные научные исследования в области национальной экономики" изменения внесены по следующим кодам видов изменений: 011 - 1,1 млн рублей, 083 - 3,0 млн рублей.
По Рз 04, Пр 12 "Другие вопросы в области национальной экономики" изменение внесено по коду вида изменений 083 - 7,0 млн рублей.
По Рз 06, Пр 03 "Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания" изменения внесены по следующим кодам видов изменений: 011 - 3,6 млн рублей, 030 - (-) 604,4 млн рублей.
По Рз 06, Пр 04 "Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды" изменение внесено по коду вида изменений 011 - 0,05 млн рублей.
По Рз 07 "Образование", Пр 05 "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации" изменение внесено по коду вида изменений 030 - 7,6 млн рублей.
По Рз 07 "Образование", Пр 09 "Другие вопросы в области образования" изменение внесено по коду вида дохода 011 - 0,08 млн рублей.
В 2011 году имелись отклонения сводной бюджетной росписи с учетом изменений от законодательно утвержденных показателей по Ростехнадзору как главному распорядителю средств федерального бюджета.
(млн рублей)
Код Рз-Пр |
Утверждено Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ |
Уточненная бюджетная роспись на 2011 год |
Изменения |
498 - всего |
6 441,5 |
5 939,1 |
-502,4 |
04 01 |
5 471,6 |
5 555,9 |
+84,3 |
04 11 |
177,3 |
180,3 |
+3,0 |
04 12 |
0,0 |
7,0 |
+7,0 |
06 03 |
688,5 |
84,1 |
-604,4 |
07 05 |
4,1 |
11,8 |
+7,7 |
Общий объем отклонений сводной бюджетной росписи от показателей, утвержденных Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", составил (-) 502,4 млн рублей:
по Рз-Пр 0401 - 84,3 млн рублей (дополнительное финансирование на выплату заработной платы на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 1641-р, постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583);
по Рз-Пр 0411 - 3,0 млн рублей;
по Рз-Пр 0412 - 7,0 млн рублей (в связи с реализацией мероприятий ФЦП "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 555);
по Рз-Пр 0603 - (-) 604,4 млн рублей (на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 г. N 1627-р о передаче Росприроднадзору бюджетных ассигнований на содержание федеральных государственных учреждений: "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия", "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу", "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу", "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Дальневосточному федеральному округу", "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу");
по Рз-Пр 0705 - 7,7 млн рублей на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих на 2011 год в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2011 г. N 242-р.
В соответствии с приказом Минфина России от 30 сентября 2008 г. N 104н "О порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня" бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводились до Ростехнадзора Минфином России казначейскими уведомлениями.
Показатели кодов бюджетной классификации по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита федерального бюджета, отраженные в бюджетной отчетности, соответствуют Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 190н.
Бюджетная отчетность Ростехнадзора за 2011 год составлена на основании годовых отчетов центрального аппарата Ростехнадзора, подведомственных ему территориальных органов и бюджетных учреждений с филиалами, получающих финансирование из федерального бюджета и являющихся администраторами поступлений доходов в федеральный бюджет.
При проверке обоснованности, достоверности и полноты отражения в разделе 1 "Нефинансовые активы", в разделе 2 "Финансовые активы", в разделе 3 "Обязательства" остатков по стоимости нефинансовых активов в годовой бюджетной отчетности центрального аппарата Ростехнадзора как получателя средств федерального бюджета расхождений с показателями бухгалтерского учета не установлено.
Ростехнадзор не включен в роспись исполнения публичных нормативных обязательств на 2011 год.
Исполнение расходов федерального бюджета по кодам классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) приведено в таблице.
Наименование показателя |
Исполнено в 2010 году |
Исполнено в 2011 году |
Уровень исполнения в % (гр.4 / гр. 3 * 100) |
|
Расходы |
200 |
5 669,4 |
5 566,3 |
98,18 |
Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда |
210 |
4 256,9 |
4 114,5 |
96,65 |
Заработная плата |
211 |
3 407,1 |
3 090,2 |
90,70 |
Прочие выплаты |
212 |
40,1 |
28,0 |
69,85 |
Начисления на выплаты по оплате труда |
213 |
809,7 |
996,3 |
123,05 |
Оплата работ, услуг |
220 |
1 336,9 |
1 278,0 |
95,60 |
Услуги связи |
221 |
100,6 |
100,6 |
100,05 |
Транспортные услуги |
222 |
126,1 |
123,5 |
98,00 |
Коммунальные услуги |
223 |
108,8 |
108,4 |
99,66 |
Арендная плата за пользование имуществом |
224 |
215,2 |
144,3 |
67,05 |
Работы, услуги по содержанию имущества |
225 |
211,3 |
206,8 |
97,85 |
Прочие работы, услуги |
226 |
574,9 |
594,3 |
103,38 |
Безвозмездные перечисления организациям |
240 |
|
33,8 |
|
Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям |
241 |
|
33,8 |
|
Социальное обеспечение |
260 |
5,9 |
75,8 |
1 292,93 |
Пособия по социальной помощи населению |
262 |
5,9 |
75,8 |
1 292,93 |
Прочие расходы |
290 |
69,7 |
64,1 |
91,95 |
Поступление нефинансовых активов |
300 |
386,5 |
318,0 |
82,28 |
Увеличение стоимости основных средств |
310 |
243,4 |
169,4 |
69,58 |
Увеличение стоимости нематериальных активов |
320 |
11,0 |
19,5 |
177,65 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
340 |
132,1 |
129,1 |
97,75 |
Поступление финансовых активов |
500 |
5,5 |
6,5 |
117,91 |
Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале |
530 |
5,5 |
6,5 |
117,91 |
Итого: |
|
6 061,3 |
5 890,9 |
97,19 |
Исполнение федерального бюджета за 2011 год составило 5 890,9 млн рублей (99,2% по отношению к доведенным лимитам бюджетных обязательств).
Общий объем неисполненных бюджетных назначений составил 48,3 млн рублей, лимитов бюджетных обязательств - 47,8 млн рублей, основными причинами которых являются:
применение в октябре-декабре 2011 года регрессивной ставки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
неполное возмещение командировочных расходов (в части оплаты суточных, проезда и проживания) в связи с изменением плана командировок и территориальной удаленностью отделов.
Данные причины относятся ко всем разделам, подразделам и целевым статьям расходов бюджетной классификации в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств.
Объемы выделенных и использованных Ростехнадзором в 2011 году средств федерального бюджета на реализацию ФЦП и непрограммной части ФАИП представлены в таблице.
(млн рублей)
Наименование мероприятия |
ЛБО |
Исполнено |
Экономия и уменьшение ЛБО |
|
ФЦП "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года" |
04 11 1007300 015 |
25,5 |
25,5 |
0,002 |
ФЦП "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года" |
04 12 1009500 013 |
7,0 |
7,0 |
- |
04 11 1009500 015 |
3,0 |
3,0 |
||
ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы |
10 03 1008851 005 |
75,8 |
75,8 |
- |
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы | ||||
Взнос в уставный капитал ОАО "Полигон", г.Томск |
06 02 1020600 370 |
6,5 |
6,5 |
- |
В рамках непрограммной части ФАИП приобретено нежилое помещение для нужд Приволжского управления Ростехнадзора |
04 01 1020201003 |
6,0 |
6,0 |
1,0 |
Итого |
|
168,8 |
167,8 |
1,0 |
Ростехнадзор не принимает участие в реализации приоритетных национальных проектов.
2.3. Источники финансирования дефицита федерального бюджета, администрируемые Ростехнадзором как главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Согласно приложению N 7 к Федеральному закону от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", Ростехнадзор является главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" Ростехнадзору не были установлены объемы по источникам внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета. Источником внутреннего финансирования дефицита бюджета в Ростехнадзоре является курсовая разница.
3. Результаты проверки и анализа организации исполнения Федерального закона от 13 декабря 2010 г. "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"
3.1. Результаты проверки и анализа организации исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет по доходам, закрепленным за Ростехнадзором как главным администратором доходов федерального бюджета.
Приложением N 6 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" за Ростехнадзором закреплены в качестве источников доходов штрафы за нарушения законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, исключительной экономической зоне, а также за нарушение водного законодательства, которые он не администрирует с октября 2010 года в связи с передачей Росприроднадзору полномочий в области ограничения негативного техногенного воздействия.
Несмотря на то, что Ростехнадзор с октября 2010 года не осуществлял полномочия по взиманию штрафов за нарушения законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, исключительной экономической зоне, за нарушение водного, земельного законодательства, а также законодательства о недрах и об особо охраняемых природных территориях, указанные источники доходов закреплены за ним приложением N 6 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 190н.
Кроме того, Правилами осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995 (в редакции от 6 октября 2011 г.), за Ростехнадзором в качестве источников доходов закреплены не администрируемые им с октября 2010 года штрафы за нарушения законодательства о недрах, об особо охраняемых природных территориях, земельного законодательства, за нарушение водного законодательства, установленные на водных объектах, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, городских округов, муниципальных районов и поселений.
Указанные виды штрафов Ростехнаднадзором в 2011 году не взимались ввиду отсутствия контрольно-надзорных полномочий в данной сфере деятельности.
В нарушение статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Ростехнадзором как главным администратором доходов федерального бюджета не приняты достаточные меры по закреплению за ним источников доходов, соответствующих действующим полномочиям Ростехнадзора.
В 2011 году Ростехнадзор и его территориальные органы фактически администрировали КБК 1 16 01000 01 0000 140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений" и КБК 1 16 90010 01 0000 140 "Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, администрирование которых может осуществляться главными администраторами доходов федерального бюджета в пределах их компетенции".
Отсутствие в 2011 году в классификации доходов бюджетов КБК по администрированию денежных взысканий (штрафов) за нарушения законодательства о промышленной безопасности и электроэнергетике, обеспечивающих зачисление налагаемых Ростехнадзором штрафов по нормативу 100% в федеральный бюджет, привело к тому, что в 2011 году территориальные органы Ростехнадзора администрировали одни и те же виды штрафов по различным КБК и зачисляли их как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Так, проверка бюджетной отчетности за 2011 год показала, что по ряду территориальных органов Ростехнадзора (например, Енисейское управление) наложенные штрафы зачислялись на КБК 1 16 01000 01 0000 140 и поступали в федеральный бюджет, другие территориальные органы на данный КБК штрафы не зачисляли. Штрафы по КБК 1 16 90000 00 0000 140 зачислялись территориальными управлениями как в федеральный бюджет (Дальневосточное управление Ростехнадзора), так и в бюджеты муниципальных образований.
Ростехнадзором как главным администратором доходов федерального бюджета в 2011 году не направлялись в Минфин России предложения по закреплению за Ростехнадзором КБК по администрированию штрафов за нарушения в области электроэнергетики и промышленной безопасности в соответствии с компетенцией Ростехнадзора, тем самым не использовались полномочия, предусмотренные статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Ростехнадзор наделил центральный аппарат, территориальные органы и подведомственные учреждения полномочиями администраторов доходов приказами от 14 января 2011 г., то есть на 29 дней позже сроков, установленных пунктом 2 Правил осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В нарушение статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и подпункта 72 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации центральный аппарат Ростехнадзора и его территориальные органы в 2011 году не осуществляли взимание государственной пошлины за выдачу работнику организации, осуществляющей эксплуатацию опасных производственных объектов, аттестата в области промышленной безопасности.
Учитывая, что в 2011 году аттестационными комиссиями Ростехнадзора оформлено 450 тысяч удостоверений об аттестации в области промышленной безопасности, потери федерального бюджета составили 360,0 млн рублей (расчетно).
В нарушение статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации территориальные органы Ростехнадзора в период выполнения функций главного администратора (администратора) платы за негативное воздействие на окружающую среду не приняли своевременные меры по ее взысканию, в результате чего дебиторская задолженность плательщиков в объеме 99,8 млн рублей списана за забалансовые счета без предъявления требований по ее взысканию в судебном порядке, что повлекло потери доходов бюджетной системы в объеме 99,8 млн рублей, из них потери доходов федерального бюджета - 20,0 млн рублей.
В нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 717, предусматривающего передачу функций в сфере негативного воздействия на окружающую среду органам Росприроднадзора, с октября 2010 года Ростехнадзором не передана в полном объеме дебиторская задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду на баланс Росприроднадзора. По состоянию на 1 января 2012 года у 18 территориальных органов Ростехнадзора числится дебиторская задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в общем объеме 1 779,5 млн рублей.
3.2. Результаты проверки исполнения сводной бюджетной росписи по расходам федерального бюджета за отчетный финансовый год Ростехнадзором как главным распорядителем средств федерального бюджета.
В Минфин России бюджетная роспись по расходам федерального бюджета Ростехнадзором как главным распорядителем средств федерального бюджета представлялась своевременно. Предложения по изменению утвержденной бюджетной росписи, вносившиеся Ростехнадзором, были обоснованными.
Объемы доведенных бюджетных ассигнований соответствуют показателям сводной бюджетной росписи.
Федеральное казначейство доводило объемы бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемы финансирования до Ростехнадзора как главного распорядителя средств федерального бюджета казначейскими уведомлениями. Объемы доведенных лимитов бюджетных обязательств соответствовали общему объему лимитов.
Согласно пункту 15 постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 1171 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" главные распорядители средств федерального бюджета в целях дополнительного финансового обеспечения мероприятий по модернизации экономики за счет 50-процентной экономии по использованию в 2011 году бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг, в том числе при увеличении бюджетных ассигнований по соответствующим видам расходов классификации расходов бюджетов более чем на 10%, представляют в Правительство Российской Федерации согласованный с Минфином России и Минэкономразвития России проект решения Правительства Российской Федерации с обоснованием направления бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий по модернизации экономики, а также с прогнозами социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений.
В соответствии с указанным постановлением Ростехнадзор за счет 50-процентной экономии по использованию бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг ФБУ ЦЛАТИ произвел перераспределение и возврат в федеральный бюджет 6,6 млн рублей на финансирование мероприятий по модернизации экономики.
3.3. Результаты проверки исполнения сводной бюджетной росписи по источникам финансирования дефицита федерального бюджета за 2011 год Ростехнадзором как главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета.
При увеличении остатков средств по стр. 710 (код 49801050201010000510) на 4,7 млн рублей и уменьшении остатков средств по стр. 720 (код 49801050201010000610) на 4,7 млн рублей изменений остатков средств по стр. 700 (код 04800000000000000000) не имеется. Указанные показатели отражены в отчете об исполнении бюджета главного распорядителя, получателя средств федерального бюджета (форма 0503127, раздел 3).
4. Анализ подготовки Ростехнадзором как главным администратором средств федерального бюджета нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", и выполнения статей Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"
4.1. Анализ своевременности подготовки Ростехнадзором как главным администратором средств федерального бюджета и принятия нормативных правовых актов, предусмотренных графиком подготовки актов, необходимых для реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
Ростехнадзор не входит в перечень ответственных исполнителей по подготовке нормативных правовых актов, предусмотренных графиком подготовки актов, необходимых для реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
4.2. Анализ выполнения норм и положений Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
В ходе исполнения федерального бюджета на 2011 год Ростехнадзором исполнялись нормы и положения текстовых статей 4-8 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
5. Результаты оценки качества управления государственными финансами Ростехнадзором как главным администратором средств федерального бюджета
5.1. Оценка качества администрирования доходов федерального бюджета Ростехнадзором как главным администратором доходов федерального бюджета.
Ростехнадзором разработаны и утверждены нормативные правовые акты в области администрирования доходов (группа I, высокое качество управления финансами).
Приказами Ростехнадзора от 14 января 2010 г. N 9, 11 и 12 полномочиями администратора доходов федерального бюджета наделен центральный аппарат Ростехнадзора, территориальные органы и подведомственные ему учреждения. Приказом Ростехнадзора от 30 июня 2011 г. N 349 утвержден Порядок отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору начислений и поступлений денежных взысканий (штрафов) при осуществлении бюджетных полномочий главных администраторов, администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (группа I, высокое качество управления финансами).
Методические рекомендации по расчету закрепленных за администратором доходов федерального бюджета доходных источников в отчетном финансовом году отсутствуют (группа V, неудовлетворительное качество управления финансами).
Изменения в прогноз поступления доходов в федеральный бюджет не вносились (группа I, высокое качество управления финансами).
Возвратов (возмещений) из федерального бюджета излишне уплаченных платежей в отчетном периоде Ростехнадзором не производилось (группа I, высокое качество управления).
Значение критерия "Отношение поступлений доходов, в том числе неналоговых в федеральный бюджет к прогнозным показателям, установленным кассовым планом исполнения федерального бюджета в отчетном финансовом году" составило 1,3 (группа IV, удовлетворительное качество управления финансами).
5.2. Оценка качества планирования и исполнения расходов федерального бюджета.
Значение критерия "Объем положительных внесенных изменений сводной бюджетной росписи в общей сумме кассовых расходов" составило 0,2% (группа I, высокое качество управления).
Значение критерия "Объем внесенных изменений в сводную бюджетную роспись, связанных с образованием экономии, в общей сумме положительных изменений в сводную бюджетную роспись" составило 0,2% (группа II, хорошее качество управления финансами).
Численное значение критерия "Объем неисполненных лимитов бюджетных обязательств и их соотношение с кассовыми расходами" равно 0,8%, что относится к I группе, характеризующей уровень качества деятельности Ростехнадзора по управлению государственными финансами (высокое качество управления финансами).
Численное значение критерия "Отношение кассовых расходов к показателям, утвержденным Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" равно 91,0%, что относится к II группе, характеризующей уровень качества деятельности Ростехнадзора по управлению государственными финансами (хорошее качество управления финансами).
Численное значение критерия "Отношение кассового исполнения расходов федерального бюджета за 2011 год к уточненной бюджетной росписи на 2011 год" равно 99,0%, что относится к II группе, характеризующей уровень качества деятельности Ростехнадзора по управлению государственными финансами (хорошее качество управления финансами).
Численное значение критерия "Равномерность расходов" равно 32,1%, что относится к III группе, характеризующей удовлетворительное качество деятельности Ростехнадзора по управлению государственными финансами.
5.3. Оценка качества управления дебиторской и кредиторской задолженностью.
Отношение дебиторской задолженности (включая дебиторскую задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду) по средствам федерального бюджета на 1 января 2012 года к кассовым расходам составило 31,0%, что относится к IV группе (удовлетворительное качество управления).
Отношение кредиторской задолженности по средствам федерального бюджета на 1 января 2012 года к кассовым расходам составило 0,03%, что относится к I группе (высокое качество управления).
Объем дебиторской задолженности по средствам федерального бюджета на конец 2011 года уменьшился к объему дебиторской задолженности на начало 2011 года в 2,4 раза.
По состоянию на 1 января 2011 года дебиторская задолженность по счету 120500000 "Расчеты по доходам" за счет средств федерального бюджета составила 4 284,7 млн рублей, из нее 4 321,5 млн рублей составила дебиторская задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду (счет 120502000 "Расчеты с плательщиками по доходам от собственности"). За 2011 год объем данной задолженности снижен и на 1 января 2012 года составлял 1 779,5 млн рублей.
Кредиторская задолженность по платежам в бюджеты (счет 0303000000) по состоянию на 1 января 2012 года составила 24,8 млн рублей.
Просроченная кредиторская задолженность по расчетам по платежам в бюджеты у территориальных органов и подведомственных учреждений Ростехнадзора возникла вследствие реорганизационных мероприятий, а также в связи с прекращением территориальными органами осуществления приносящей доход деятельности в части организации и проведения государственной экологической экспертизы.
5.4. Оценка качества исполнения судебных актов, оценка количества неисполненных судебных актов на начало и конец финансового года.
По состоянию на 1 января 2011 года задолженность Ростехнадзора по неисполненным судебным решениям составляла 313,5 тыс. рублей (три иска за счет средств федерального бюджета, 1 иск - за счет внебюджетных средств).
По состоянию на 1 января 2012 года задолженность по неисполненным судебным решениям Ростехнадзора составила 30,0 тыс. рублей (1 иск за счет средств федерального бюджета поступил в конце года, исполнен 12 января 2012 года).
Значение критерия "Исполнение судебных решений по денежным обязательствам главного распорядителя средств федерального бюджета" составило 9, что относится к I группе (высокое качество управления).
6. Анализ наличия, состояния и эффективности внутреннего государственного финансового контроля, осуществляемого Ростехнадзором как главным администратором средств федерального бюджета
С 7 октября 2010 года в финансовом управлении Ростехнадзора функционирует контрольно-ревизионный отдел (I группа - высокое качество управления). Его деятельность регламентирована положением о контрольно-ревизионном отделе. Отдел находится в непосредственном подчинении начальника финансового управления Ростехнадзора - главного бухгалтера.
Штатная численность отдела составляет 11 единиц, фактическая - 2 человека. Соотношение штатной численности подразделения внутреннего контроля к предельной штатной численности сотрудников центрального аппарата составляет 1,4 процента.
В 2011 году контрольно-ревизионным отделом с участием работников финансовых служб территориальных подразделений Ростехнадзора проведено 13 проверок финансово-хозяйственной деятельности территориальных и подведомственных органов (три проверки подведомственных Ростехнадзору учреждений: ФБУ "ЦЛАТИ по ПФО", ФБУ "ЦЛАТИ по СФО", ФБУ "ГосНИИПЭ" и 10 проверок территориальных органов).
Неукомплектованнность контрольно-ревизионного отдела Ростехнадзора, привлечение для проведения проверок работников территориальных органов, а также характер выявляемых нарушений свидетельствует о недостаточно эффективном осуществлении Ростехнадзором ведомственного финансового контроля, проведение которого предусмотрено статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
7. Анализ доходов, расходов и источников финансирования дефицита по приносящей доход деятельности по Ростехнадзору как главному распорядителю средств федерального бюджета и средств, поступающих во временное распоряжение федеральных бюджетных учреждений
7.1. Анализ обоснованности наличия Генерального разрешения главного распорядителя средств федерального бюджета на осуществление приносящей доход деятельности подведомственными ему учреждениям.
В соответствии с приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. N 88н "О Порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными по приносящей доход деятельности" (далее - Порядок) Федеральным казначейством 12 августа 2009 года Ростехнадзору выдано Генеральное разрешение N 498049 на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в территориальных органах Федерального казначейства (с дополнениями к нему от 22 сентября 2009 г. N 498049/01, от 13 мая 2010 г. N 498049/02, от 20 июля 2010 г. N 498049/03, от 30 марта 2011 г. N 49804904, от 25 августа 2011 г. N 49804905).
Источники формирования доходов от предпринимательской деятельности, включенные в Генеральное разрешение, по каждому виду предпринимательской деятельности соответствуют законодательным и нормативным актам, на основании которых оно выдано. Получение и расходование подведомственными Ростехнадзору организациями средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности осуществлялось в соответствии с направлениями, определенными Генеральным разрешением.
7.2. Анализ соответствия фактических доходов и произведенных расходов по приносящей доход деятельности источникам формирования и направлениям использования средств, указанным в Генеральном разрешении и сметах доходов и расходов учреждений.
Получение подведомственными Ростехнадзору организациями средств от приносящей доход деятельности и их расходование осуществлялось на основании утвержденных смет доходов и расходов в пределах остатков средств на их лицевых счетах.
Согласно отчету Ростехнадзора об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности (форма N 0503137), доходы утверждены в размере 1 910,8 млн рублей. Кассовое исполнение составило 1 500,4 млн рублей, или 78,5% к утвержденной смете. Наибольший удельный вес в структуре доходов приходится на доходы от оказания услуг федеральными учреждениями - 78,1% (1 492,3 млн рублей).
Исполнение сметы расходов составило 72,4% к утвержденным сметным показателям (1 531,7 млн рублей).
Не исполнены назначения на сумму 583,4 млн рублей (27,6% к сметным назначениям).
В структуре расходов наибольший объем приходится на заработную плату с начислениями (КОСГУ 211 и 213) - 65 процентов. Расходы на прочие работы, услуги (КОСГУ 226) составили 14,9%, на увеличение стоимости основных средств (КОСГУ 310) - 4,7%, увеличение стоимости материальных затрат (КОСГУ 340) - 4,1 процента. Таким образом, в 2011 году основной объем средств был направлен на выплату заработной платы. Расходы на увеличение материальной базы федеральных бюджетных учреждений Ростехнадзора незначительны.
Расходование средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в 2011 году, приведено в таблице.
(млн рублей)
Наименование показателя |
Код расхода по ЭКР |
Предусмотрено сметой |
Исполнено |
в процентах |
|
к смете |
к итогу |
||||
Заработная плата |
211 |
1 014 058,0 |
781 109,3 |
77,0 |
51,0 |
Прочие выплаты |
212 |
9 257,5 |
5 929,7 |
64,1 |
0,4 |
Начисления на выплаты по оплате труда |
213 |
281 213,1 |
215 105,1 |
76,5 |
14,0 |
Услуги связи |
221 |
24 857,4 |
16 933,4 |
68,1 |
1,1 |
Транспортные услуги |
222 |
11 577,5 |
7 791,0 |
67,3 |
0,5 |
Коммунальные услуги |
223 |
22 701,1 |
11 731,3 |
13,5 |
0,8 |
Арендная плата за пользование имуществом |
224 |
86 908,6 |
71 885,1 |
82,7 |
4,7 |
Работы, услуги по содержанию имущества |
225 |
74 902,6 |
48 099,9 |
64,2 |
3,2 |
Прочие работы, услуги |
226 |
356 233,3 |
228 268,6 |
64,1 |
14,9 |
Прочие расходы |
290 |
23 740,7 |
9 794,8 |
41,3 |
0,6 |
Увеличение стоимости основных средств |
310 |
128 282,7 |
72 340,5 |
56,4 |
4,7 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
340 |
81 433,3 |
62 741,1 |
77,0 |
4,1 |
Итого |
|
2 115 165,8 |
1 531 729,8 |
72,4 |
100 |
7.3. Анализ соотношения поступлений по приносящей доход деятельности с поступлениями по федеральному бюджету (бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью с учетом изменений), а также выбытий по приносящей доход деятельности с выбытиями по федеральному бюджету (кассовыми расходами).
Полученные Ростехнадзором в 2011 году доходы по приносящей доход деятельности в размере 1 500,4 млн рублей в 5,1 раза превышают поступления по бюджетной деятельности (293,9 млн рублей). Значительное превышение доходов по предпринимательской деятельности подведомственных Ростехнадзору ФБУ над объемами их финансирования за счет средств федерального бюджета свидетельствует о коммерциализации бюджетных структур.
В 2011 году по приносящей доход деятельности произведены расходы в размере 1 531,7 млн рублей, что составляет 26% от расходов по бюджетной деятельности (5 890,8 млн рублей).
В 2011 году подведомственными Ростехнадзору бюджетными учреждениями получены средства от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности в объеме 1 499,2 млн рублей. Причем сумма полученных доходов в несколько раз превышает их финансирование за счет средств федерального бюджета, что свидетельствует о коммерциализации бюджетных учреждений.
7.4. Анализ достоверности отчетности по приносящей доход деятельности и средствам, поступающим во временное распоряжение федеральных бюджетных учреждений.
Сводный отчет по форме 0503137 составлен на основании представленных подведомственными организациями отчетов. Показатели форм 0503130, 0503137 и 0503178 корреспондируют между собой.
7.5. Перечень лицевых счетов, открытых по состоянию на начало года, следующего за отчетным, федеральным бюджетным учреждениям в учреждениях Банка России и кредитных организациях для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, и средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных бюджетных учреждений, в валюте Российской Федерации и не отраженными на счетах органов Федерального казначейства (с указанием объемов движения средств на указанных счетах).
В нарушение статьи 22 Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" ФБУ "НТЦ "Энергобезопасность" и ФБУ "Государственный научно-исследовательский институт промышленной экологии" проводили операции со средствами по приносящей доход деятельности на счетах, открытых в кредитных организациях. Общий объем средств, не отраженных на счетах территориальных органов Федерального казначейства, составил 14,0 млн рублей.
8. Эффективность и результативность использования средств федерального бюджета и федеральной собственности по Ростехнадзору как главному администратору средств федерального бюджета
8.1. Анализ результатов использования бюджетных средств Ростехнадзором как главным администратором средств федерального бюджета.
Основные показатели деятельности Ростехнадзора за 2011 год не имеют резких отклонений от прогнозных. Анализ фактических показателей свидетельствует, что в 2011 году снизился уровень учетных событий (выявленных нарушений требований законодательства, с учетом произошедших инцидентов, аварий и нарушений в работе) на поднадзорных Службе объектах на 14,4 процента.
Показатель "Уровень применения санкций", включающий в себя штрафные санкции, предупреждения, административное приостановление деятельности, передачу материалов в правоохранительные органы, возрос в 1,2 раза.
Показатель "Процент выявленных нарушений лицензионных требований и условий" за 2011 год по отношению к 2010 году практически не изменился.
Также практически не изменился и показатель "Уровень аварийности объектов".
8.2. Анализ выполнения Ростехнадзором как главным распорядителем средств федерального бюджета показателей Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" в части показателей планового периода.
Приложением N 11 к Федеральному закону от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ Ростехнадзору предусмотрены бюджетные ассигнования на плановый период: 2012 год - в объеме 6 410,7 млн рублей, 2013 год - 6 100,3 млн рублей.
Приложением N 6 к Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ объем бюджетных ассигнований на 2012 год установлен в размере 6 016,6 млн рублей.
8.3. Анализ достижения показателей результативности, установленных в паспортах федеральных целевых программ. Анализ достижения показателей, установленных в ведомственных целевых программах.
Ростехнадзор в 2011 году являлся государственным заказчиком: ФЦП "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2007 г. N 444ДСП (заказчик-координатор - Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом"); "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 972 (заказчик-координатор - МЧС России); "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 555 (заказчик-координатор - МЧС России); "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050.
Объемы выделенных и использованных Ростехнадзором в 2011 году средств федерального бюджета на реализацию ФЦП представлены в таблице.
(млн рублей)
Наименование ФЦП |
Рз, ПР, ЦСР, ВР |
ЛБО |
Кассовое исполнение |
ФЦП "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на плановый период до 2015 года", НИОКР |
04 11 1007100 015 |
43,9 |
43,9 |
ФЦП "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года", НИОКР |
04 11 1007300 015 |
25,5 |
25,5 |
ФЦП "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года" |
04 12 1009500 013 |
7,0 |
7,0 |
04 11 1009500 015 |
3,0 |
3,0 |
|
ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы |
10 03 1008851 005 |
75,8 |
75,8 |
Итого |
|
155,2 |
155,2 |
В выполнении ведомственных целевых программ Ростехнадзор участия не принимал.
8.4. Анализ выполнения государственных заданий и результатов использования средств федерального бюджета по Ростехнадзору как главному распорядителю средств федерального бюджета.
В ходе исполнения федерального бюджета в 2011 году Ростехнадзором допущены нарушения финансовой дисциплины: по сравнению с 2010 годом их количество, состав и объемы свидетельствует о ненадлежащем исполнении федерального бюджета. Общая сумма нарушений составила 2 574,4 млн рублей.
С нарушением установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, предусматривающего необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств, Ростехнадзором использованы средства федерального бюджета в объеме 321,1 млн рублей.
В нарушение статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671, Ростехнадзор осуществлял планирование работ, выполняемых подведомственными бюджетными учреждениями в рамках государственных заданий, на низком уровне.
В отсутствие контроля Ростехнадзора за выполнением государственных заданий подведомственные ему ФБУ "ЦЛАТИ по СФО" и ФБУ "ЦЛАТИ по ПФО" самостоятельно изменяли утвержденные показатели государственных заданий и объемы финансирования работ, перераспределяя их между различными работами. В результате количество фактически произведенных работ и фактические нормативы стоимости выполненной единицы работы отличались от плановых показателей, значительно их превышая. Указанное свидетельствует о неэффективном использовании средств федерального бюджета в объеме 208,6 млн рублей, направленных на выполнение государственных заданий.
В нарушение пунктов 9 и 10 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671, предусматривающего финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением в виде предоставленной им из федерального бюджета субсидии, финансирование государственного задания Ростехнадзором осуществлялось на основании сметных назначений.
Вследствие отсутствия калькуляции работ и расчетов плановой сметной стоимости научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ расходование средств федерального бюджета на их выполнение в рамках федеральных целевых программ и непрограммных НИОКР осуществлялось произвольно, без обоснования финансовых затрат на оплату труда с начислениями, материальные затраты, накладные и иные расходы, что свидетельствует о нарушении предусмотренного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципа эффективного использования бюджетных средств при расходовании их в объеме 82,6 млн рублей, в том числе: по ФЦП "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" - в объеме 43,9 млн рублей, ФЦП "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года" - в объеме 23,2 млн рублей, НИОКР в рамках государственных контрактов - в объеме 15,5 млн рублей.
Финансирование по государственному контракту N 140-ГК/2011 от 24 октября 2011 г., заключенному с ФБУ "Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности" на выполнение работы по разработке технических заданий на разработку руководств в области минимизации радиационных последствий при ликвидации аварий на АЭС и обоснование их структуры по ФЦП "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года" в объеме 7,0 млн рублей осуществлено с нарушением принципа эффективного расходования бюджетных средств вследствие многократного завышения стоимости работ. Сметно-финансовым расчетом себестоимости НИР, включающим затраты на оплату труда, материальные затраты, накладные и иные расходы, установлено, что затраты на выполнение НИР не должны превышать 1,0 млн рублей.
Предоставление субсидий на приобретение жилых помещений гражданским служащим центрального аппарата Ростехнадзора в объеме 22,5 млн рублей осуществлялось без учета жилой площади, находящейся в собственности и на праве социального найма у членов семьи гражданского служащего, то есть с нарушением подпункта "б" пункта 2 Правил предоставления федеральным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63, и статей 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть неэффективно.
Средства федерального бюджета в объеме 0,4 млн рублей, выплаченные на основании решения суда заместителю руководителя Ростехнадзора Д.С. Тукнову в порядке компенсации за время вынужденного прогула в связи с незаконным увольнением, использованы с нарушением принципа эффективности использования бюджетных средств.
Анализ финансирования подведомственных Ростехнадзору федеральных бюджетных учреждений свидетельствует о неравномерном распределении средств федерального бюджета Ростехнадзором между ними.
В 2011 году Ростехнадзор перечислил ФБУ "Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности" (далее - "НТЦ ЯРБ") (помимо средств федерального бюджета, доведенных до учреждения на основании бюджетной сметы) 54,1 млн рублей, или 55,5% от общего объема средств, по факту исполнения 16 государственных контрактов по результатам 16 конкурсных процедур, в 13 из которых учреждение являлось единственным участником конкурса. Данный объем средств федерального бюджета отражен в бюджетной отчетности ФБУ "НТЦ ЯРБ" в качестве доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В 2011 году расходы ФБУ "НТЦ ЯРБ" по приносящей доход деятельности в 3,7 раза превышали расходы, произведенные за счет средств федерального бюджета, при этом 82,3% внебюджетных средств направлялось на заработную плату работников учреждения.
Размер среднемесячной заработной платы директора ФБУ "НТЦ ЯРБ", рассчитанный в 3-х кратном отношении к средней заработной плате работников, относящихся к основному персоналу учреждения, в 2011 году составил 415,3 тыс. рублей. При этом по сравнению с 2010 годом средняя заработная плата директора ФБУ возросла на 15,9%, или на 66,0 тыс. рублей.
Указанное свидетельствует о финансировании ФБУ "НТЦ ЯРБ" за счет дополнительных бюджетных средств, отражающихся в его бюджетной отчетности как внебюджетные источники.
В результате отсутствия контроля со стороны Ростехнадзора его территориальными органами в 2011 году допускались нарушения при использовании федеральной собственности.
В нарушение статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации территориальные органы Ростехнадзора неэффективно использовали федеральную собственность, закрепленную за ними на праве оперативного управления, в результате чего излишне занимаемая площадь по структурным подразделениям Ростехнадзора на сентябрь 2011 года составляла 33,3 тыс. кв. метров. В 2011 году не были приняты меры по передаче неиспользуемых земельных участков площадью 9,6 тыс. кв. метров и нежилых помещений площадью 4,7 тыс. кв. метров территориальным органам Росимущества.
В нарушение Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447, территориальные органы Ростехнадзора не приняли достаточных мер по регистрации объектов имущества в федеральном реестре, ведение которого осуществляется органами Росимущества, в результате чего по состоянию на 31 декабря 2011 года не зарегистрировано 87 объектов недвижимого имущества.
В течение финансового года в бюджетные сметы центрального аппарата Ростехнадзора, территориальных органов и бюджетных учреждений вносились изменения более 20 раз, что свидетельствует о низком уровне планирования расходов и нарушении требований статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2005 г. N 284 "О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения" Ростехнадзор не осуществлял ведение базы данных результатов научно-технической деятельности и не направлял в Минобрнауки России необходимые сведения для ведения единого реестра результатов научно-технической деятельности.
В нарушение статей 1262 и 1296 Гражданского кодекса Российской Федерации Ростехнадзором не приняты меры по регистрации исключительных прав Российской Федерации на информационные системы, созданные за счет средств федерального бюджета, в Роспатенте.
8.5. Анализ состояния учета федерального имущества, закрепленного за федеральными органами исполнительной власти на праве оперативного управления и своевременности передачи необходимых сведений об имуществе в территориальные органы Росимущества для учета в реестре федерального имущества.
В нарушение Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447, территориальные органы Ростехнадзора не приняли достаточных мер по регистрации объектов имущества в федеральном реестре, ведение которого осуществляется органами Росимущества, в результате чего по состоянию на 31 декабря 2011 года не зарегистрированы 87 объектов недвижимого имущества.
9. Анализ реализации стратегических целей и приоритетов Российской Федерации, определенных программными документами органов государственной власти Российской Федерации
В соответствии с совместным приказом от 23 декабря 2010 г. Минфина России N 182 и Минэкономразвития N 674 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов" приказом Ростехнадзора утверждены Отраслевой (ведомственный) план повышения эффективности бюджетных расходов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов и График реализации отраслевого (ведомственного) плана повышения эффективности бюджетных расходов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
Приказом Ростехнадзора от 5 марта 2011 г. N 109 утвержден порядок разработки программ реализации приоритетных направлений по обеспечению деятельности центрального аппарата и территориальных органов Ростехнадзора.
Приказом Ростехнадзора от 1 декабря 2011 г. N 682 утвержден План реализации приоритетных направлений по обеспечению деятельности центрального аппарата и территориальных органов Ростехнадзора.
В целях экономии бюджетных ассигнований и увеличения объема закупок в течение 2011 года произведено увеличение доли государственного заказа, размещаемого путем проведения открытых аукционов в электронной форме в соответствии с разработанным и утвержденным планом закупок на 2011 год.
Приказом Ростехнадзора от 6 июля 2011 г. N 361 разработано и утверждено Положение о проведении Ростехнадзором контрольно-ревизионных мероприятий финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов и подведомственных учреждений.
Приказом Ростехнадзора от 14 января 2011 г. N 5 утвержден план проведения комплексных проверок территориальных органов и подведомственных учреждений Ростехнадзора на 2011 год.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
Ростехнадзор руководствуется положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности.
10. Анализ подготовки и реализации нормативных правовых актов, необходимых для выполнения Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"
Приказом Ростехнадзора от 28 октября 2010 г. N 1021 подведомственные государственные учреждения Ростехнадзора переведены в статус бюджетных.
Приказами Ростехнадзора от 29 ноября 2011 г. N 664, 665 все ФБУ переведены на субсидиарное финансирование с 1 января 2012 года.
11. Анализ выполнения предложений Счетной палаты, содержащихся в представлениях и информационных письмах, направленных федеральным органам государственной власти по результатам проверок бюджетной отчетности за финансовый год в Ростехнадзоре как главном администраторе средств федерального бюджета
В 2011 году Ростехнадзором не устранены в полном объеме нарушения законодательства, выявленные по результатам проверки исполнения Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" и отмеченные в представлении Счетной палаты.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "2 декабря 2009 г."
Так, ФБУ "НТЦ "Энергобезопасность" и ФБУ "Государственный научно-исследовательский институт промышленной экологии" в 2011 году продолжали проводить операции со средствами по приносящей доход деятельности на счетах, открытых в кредитных организациях. В 2011 году Ростехнадзором не были приняты меры по обоснованию расходов на НИОКР.
12. Выводы
12.1. Бюджетная отчетность Ростехнадзора об исполнении федерального бюджета за 2011 год является достоверной и соответствует результатам проведенного контрольного мероприятия.
12.2. Бюджетные ассигнования, предусмотренные Ростехнадзору уточненной бюджетной росписью в 2011 году, составили 5 939,1 млн рублей, лимиты бюджетных обязательств составили 5 938,6 млн рублей, кассовое исполнение - 5 890,8 млн рублей, или 99,2% к утвержденным лимитам бюджетных обязательств, неисполненные назначения составили 47,8 млн рублей, или 0,8% от лимитов бюджетных обязательств.
12.3. В ходе исполнения Ростехнадзором федерального бюджета за 2011 год были допущены факты неэффективного использования средств федерального бюджета, потери доходов бюджетной системы, а также иные финансовые нарушения на общую сумму 2 574,4 млн рублей, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении Ростехнадзором функций главного администратора доходов и главного распорядителя средств федерального бюджета. Если в 2010 году Ростехнадзором не допускалось неэффективное расходование средств федерального бюджета, то в 2011 году его объем оценивается в 321,1 млн рублей. В результате ненадлежащего исполнения Ростехнадзором функций главного администратора доходов потери доходов бюджетной системы составили 459,8 млн рублей.
13. Предложения
13.1. Направить представление Счетной палаты Российской Федерации Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
13.2. Заключение Счетной палаты Российской Федерации о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2011 год в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору направить в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Аудитор |
М.В. Одинцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Счетной палаты РФ от 30 мая 2012 г. N ЗКМ-70/10-03 "О результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2011 год в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Н.Г. Кутьин)" (утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 18 мая 2012 г. N 22К (855), п. 47))
Опубликование:
издание Счетной палаты Российской Федерации (Москва, 2012 г.)