Институт коммерческой тайны
в современном российском праве
Информация - один из важнейших товаров на рынке, в том числе и на международном. Статья 2 Закона "Об информации, информатизации и защите информации" определяет ее как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления*(1).
Коммерческая тайна как вид информации сравнительно недавно нашла свое отражение в нормах отечественного права.
В разные эпохи создавались специальные правовые нормы, защищавшие интересы производителей или целых государств от возможной утечки секретов. Например, в Древнем Риме предусматривалось наказание в виде штрафа (равного удвоенной величине причиненных убытков) за принуждение чужих рабов к выдаче тайн их хозяина. Уже в античном мире родилась идея вести торговые книги, тайна которых была разновидностью коммерческой тайны. Промышленники, торговцы и банкиры обязаны были вести такие книги, отражавшие их деятельность и материальное положение. Ведение записей гарантировало защиту тайны на законном основании, эти записи были доступны только для целей правосудия или по фискальным соображениям.
В мировой практике законодательного регулирования коммерчески ценной информации употреблялись различные термины, обозначавшие суть этого понятия и использовавшие ключевое слово "тайна". Под промысловой тайной понимались индивидуальные особенности производства и купечески организованного предприятия, включавшие в себя сведения, составлявшие промышленную, фабричную или торговую тайну. Производственной тайной считалось привнесение чего-либо нового в процесс создания благ; фабричной - не только предмет патента (который первыми ввели Англия, Франция и Германия), но и любая особенность производства, именуемая в наше время "ноу-хау"; торговую тайну составляли специфические знания индивидуального характера, например, знание мест выгодной закупки товаров, списки покупателей и иное.
В законах Российской империи содержались нормы, предусматривавшие охрану фабричного секрета, торговой тайны и тайны кредитных установлений.
Налаженная в правовом отношении система защиты производственной и коммерческой тайны в царской России и обеспечивавшие ее законы были отменены в ноябре 1917 г. в связи с принятием Декрета о рабочем контроле. В СССР отношение к коммерческой тайне на государственном уровне длительное время было негативным и основывалось на представлении о ней как капиталистическом инструменте, используемом для утаивания части прибыли от налогообложения и для совершения иных правонарушений.
Впервые о коммерческой тайне и праве на ее защиту в новом отечественном законодательстве было упомянуто в ст.33 Закона СССР "О предприятиях в СССР" и в ст.28 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Вопросы защиты коммерческой тайны нашли отражение в ст.10 и 15 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В мае 1991 г. были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, в ст.151 которых устанавливался порядок правовой охраны секретов производства.
В действующем Гражданском кодексе РФ коммерческой тайне посвящена ст.139. Кодекс определяет коммерческую тайну как информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, информацию, к которой нет свободного доступа на законном основании и по отношению к которой обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности. Заметим, что процитированные положения ГК полностью соответствует положениям международного права о коммерческой тайне, в частности Парижской Конвенции по охране промышленной собственности и ст.39 Соглашения по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (TRIPS), принятого Всемирной торговой организацией в 1995 г. Соглашение определяет критерии отнесения информации к коммерческой тайне. В этой части нормы ГК РФ и TRIPS полностью совпадают.
В американском праве под коммерческой тайной понимается информация, "включающая формулы, образцы, состав, компиляции, программы, приспособления, методологию, технику или технологию, которая: представляет самостоятельную экономическую стоимость вследствие своей уникальности и за счет невозможности ее получения законным путем другими лицами, которые могут получить экономический эквивалент от ее использования или раскрытия; является объектом действий, которые обоснованы при обстоятельствах, требующих сохранения ее в тайне"*(2).
Таким образом, к признакам коммерческой тайны относится, во-первых, то, что ее предметом являются сведения, связанные с коммерческой и хозяйственной деятельностью предприятия: производственная и технологическая информация, информация об управлении, финансах и другая информация о деятельности предприятия. Это могут быть документы о коммерческих переговорах и методах ценообразования, связанные с маркетинговыми исследованиями рынка, сведения об организации труда и подборе работников, об условиях хранения документов. Во-вторых, информация, относящаяся к коммерческой тайне, - собственность организации, она не содержит сведений, являющихся собственностью государства и не принадлежит другим предприятиям и организациям. В-третьих, она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности третьим лицам. Под третьими лицами в этом случае понимаются те, для которых данные сведения представляют коммерческий интерес. В-четвертых, коммерческая тайна представляет собой информацию ограниченного доступа (она не может быть свободно получена любым заинтересованным лицом). В-пятых, обладатель информации принимает меры к защите ее конфиденциальности.
На практике под коммерческой тайной нередко подразумевают любую информацию, в распространении которой ее обладатель не заинтересован. Но с точки зрения законодательства под коммерческой тайной понимаются только те сведения, что обладают указанными выше признаками и соответствующим образом оформлены как коммерческая тайна. Конкретный перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем или собственником организации. При составлении такого перечня необходимо учитывать нормы постановления Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35*(3), в котором приведен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. В частности, к ним относятся:
учредительные документы (решение о создании организации или договор учредителей) и устав;
документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);
сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему;
документы о платежеспособности;
сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;
документы об уплате налогов и обязательных платежей;
сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также иных нарушениях законодательства и размерах причиненного при этом ущерба;
сведения об участии должностных лиц предприятия в организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Действие названного постановления не распространяется на сведения, относимые к коммерческой тайне в соответствии с международными договорами. Кроме того, при определении объектов, составляющих коммерческую тайну для конкретного предприятия, необходимо руководствоваться "Перечнем сведений конфиденциального характера", утвержденным Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г .N 188*(4).
Согласно этому документу к сведениям конфиденциального характера относятся "сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна)" (п.5), а также "сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них" (п.6).
Действующее законодательство не определяет предметный характер информации, составляющей коммерческую тайну. Она может быть технической, экономической, организационной, управленческой. Главное, чтобы информация имела коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. Практически для конкретного предприятия закрытой может быть признана любая информация, за исключением сведений, включенных в приведенный выше перечень, установленный Правительством РФ.
Обладателями права на коммерческую тайну могут быть как физические, так и юридические лица. Однако, исходя из того, что коммерческой тайной в соответствии с действующим законодательством признаются лишь сведения, касающиеся предпринимательской деятельности, субъектами права на коммерческую тайну являются лица, занимающиеся такой деятельностью.
В литературе и законодательстве наряду с термином "коммерческая тайна" используется и ряд других - такие, как "секреты производства", "ноу-хау", "торговые секреты", "конфиденциальная информация". Коммерческую тайну часто отождествляют с конфиденциальной информацией. Однако в соответствии с Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" термин "конфиденциальная информация" является родовым по отношению к термину "коммерческая тайна" и помимо последней включает в себя другие виды информации ограниченного доступа (служебная и личная тайны и т.п.). Широкое распространение получило понятие "ноу-хау", дословно означающее "знать, как" (сокращенно от "знать, как делать"). Впервые этот термин был применен в американской судебной практике в 1916 г. и стал использоваться в правовой литературе большинства стран.
Однако необходимо учитывать следующее. Все упомянутые термины применяются для обозначения ценной конфиденциальной информации, которую правообладатель сохраняет для себя, для собственного пользования, не разглашая ее третьим лицам, а термин "ноу-хау" обычно используют, когда речь идет о передаче секрета другой стороне по договору. Законодательство США относит к "деловым секретам" информацию, имеющую производственное значение, тогда как в Японии к ним причисляют и информацию в области организации продаж, оказания услуг и т.п.
Спорным остается вопрос об отнесении коммерческой тайны к объектам интеллектуальной собственности. На сей счет нет единого мнения. Одни авторы (А.А. Антопольский*(5), Г. Отнюкова*(6) полагают, что коммерческая тайна не является объектом интеллектуальной собственности. Они аргументируют свою позицию тем, что, во-первых, интеллектуальная собственность индивидуальна и принадлежит одному лицу, а у коммерческой тайны может быть несколько правообладателей, во-вторых, ГК рассматривает информацию и результаты интеллектуальной деятельности как разные объекты гражданских прав. Последний аргумент малоубедителен, так как информация является новым объектом гражданских прав и ее место в системе других объектов гражданских прав еще не определено достаточно четко, не отработаны механизмы правового регулирования этого объекта.
Другие исследователи (например, А.П.Сергеев*(7)), напротив, считают коммерческую тайну объектом интеллектуальной собственности. Думается, такая позиция более убедительна и последовательна. Действительно, объект интеллектуальной собственности представляет собой нематериальное благо. Коммерческая тайна, как и всякая информация, по своей сути нематериальна, хотя ее хранение и распространение осуществляется с помощью материальных носителей. Сбор, переработка, хранение и распространение информации (коммерческой тайны) осуществляются с помощью интеллектуальных усилий человека. Информация - сложный объект, в котором в разных пропорциях присутствуют результаты работы и творчества. По этому параметру она также отвечает признакам объекта интеллектуальной собственности. И, наконец, информация может быть объектом, на который за кем-либо закрепляется исключительное право, при условии, что она не известна третьим лицам.
Однако как объект интеллектуальной собственности коммерческая тайна обладает рядом особенностей. Ее отличает неограниченность срока охраны. Право на коммерческую тайну действует до тех пор, пока сведения, ее содержащие, находятся в тайне, т.е. сохраняется фактическая монополия обладателя на информацию.
Коммерческая тайна - один из самых универсальных объектов интеллектуальной собственности. Под это понятие могут подпадать самые разнообразные сведения и знания. Например, коммерческой тайной может быть изобретение, на которое работодатель, умышленно сохраняющий его в тайне, принял решение не подавать заявку. Это может быть и элемент изобретения, сознательно не включенный в описание при подаче заявки. В качестве коммерческой тайны не возбраняется охранять стратегию фирмы при продвижении товара на рынок и оригинальное решение вопросов управления персоналом.
Вопрос об отнесении коммерческой тайны к объектам интеллектуальной собственности имеет большое практическое значение. Интересно в этом смысле судебное дело по иску ТОО "Редакция газеты "Прямой контакт"" к Госналогинспекции по г.Саранску*(8).
Поводом для обращения в суд послужило признание налоговой инспекцией необоснованным включение в уставный капитал ТОО на значительную сумму интеллектуальной собственности в форме коммерческой информации. Участники ТОО квалифицировали эту информацию как "коммерческие условия на опубликование рекламных объявлений, методики начисления комиссионных доходов, поступающих на расчетный счет товарищества от рекламных услуг, реализуемых с участием посредников, и коммерческие условия для рекламодателей". Арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал, а суд апелляционной инстанции их удовлетворил. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ своим Постановлением от 24 декабря 1996 г. N 3225/96 отменил решение апелляционной инстанции. Свою позицию суд основывал на таких аргументах: условия договоров, оцененные как коммерческая информация, "не содержат каких-либо новаций в области экономической эффективности использования технических, технологических, коммерческих и других знаний"; "право пользования переданной в уставный фонд коммерческой информацией не оформлено... лицензионным договором"; "в материалах дела нет каких-либо доказательств экономической эффективности использования коммерческой информации". Хотя решение дела по существу было верным, так как данная информация не обладает признаком коммерческой ценности и является общедоступной, а следовательно, коммерческой тайной не может быть признана, аргументацию Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ все же нельзя принять без оговорок. Признание сведений коммерческой тайной не зависит от их новизны и экономической эффективности.
Значимость института коммерческой тайны для гражданского оборота вызвала в 1999 г. попытку принять федеральный закон "О коммерческой тайне". Законопроект прошел голосование в обеих палатах Федерального Собрания, однако не был поддержан Президентом РФ*(9).
Отдельные положения законопроекта противоречат ГК и некоторым другим нормативным актам. В частности, в ст.2 понятие "коммерческая тайна" изложено иначе, чем в ГК РФ.
Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, согласно ст.3 проекта, не является исчерпывающим. Ограничения могут устанавливаться федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами. Думается, возможность ограничения круга сведений, которые могут составлять коммерческую тайну, другими нормативными актами, кроме федеральных законов, негативно скажется на правовой регламентации этого института.
Поскольку обладатель коммерческой тайны заинтересован в конфиденциальности составляющих ее сведений на протяжении длительного времени, противоречащим природе данного института является положение ст.10 законопроекта, предусматривающее обязательство работника не разглашать коммерческую тайну в течение двух лет после увольнения, если иной срок не установлен трудовым договором (контрактом).
Прошло уже три года, а закон о коммерческой тайне не принят. Необходимость в нем очевидна. Она определяется развитием предпринимательства, появлением конкуренции на рынке отдельных видов товаров и услуг, приведением российского законодательства в соответствие с нормами международного права. Прежде всего следует вывести на законодательный уровень определение перечня сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, распространить на нее действие института интеллектуальной собственности, разработать и закрепить четкий механизм охраны.
Е.В. Ильиных,
Аспирантка
Алтайского государственного университета
"Законодательство и экономика", N 11, ноябрь 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"// СЗ РФ. - 1995. N 8. - Ст.609.
*(2) Шиверский А.А. Защита информации: проблемы теории и практики. М.: Юристъ, 1996. - С.21.
*(3) Собрание постановлений Правительства РСФСР. - 1992. - 1- N 2.
*(4) СЗ РФ. - 1997. - 10. - N Ст.1127.
*(5) Антопольский А.А.Информационные ресурсы как объект имущественных прав.- НТИ. СЕР.1 Организация и методика информационной работы. - 1997. - 1. N - С.22.
*(6) Отнюкова Г. Коммерческая тайна. - Закон, 1998. - 2. - N С.57-58.
*(7) А.П. Сергеев. Право интеллектуальной собственности в РФ. - М.: Проспект, 1999. - С.675.
*(8) Вестник ВАС РФ. - 1997. - N 5.
*(9) Постановление ГД ФС РФ от 2 апреля 1999 г. 3829 N-II ГД "О создании специальной комиссии в связи с отклонением Президентом Российской Федерации Федерального закона "О коммерческой тайне". СЗ РФ. - 1999. 16. N Ст.1939.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Институт коммерческой тайны в современном российском праве
Автор
Е.В. Ильиных - Аспирантка Алтайского государственного университета
"Законодательство и экономика", 2002, N 11