О государственной регистрации юридических лиц
В соответствии со ст.51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в реестр.
С 1 июля 2002 г. введен в действие Федеральный закон от 8.08.01 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии со ст.1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц - это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - государственный реестр) сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с указанным Законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.02 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц" установлено, что органом исполнительной власти, ведущим с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, является МНС России. Таким образом, с 1 июля 2002 г. функции по регистрации юридических лиц переданы налоговым органам.
Согласно ст.3 Закона N 129-ФЗ за государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Таким законом является Закон Российской Федерации от 9.12.91 г. N 2005-1 "О государственной пошлине", в соответствии с которым за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, государственная пошлина взимается в размере 2000 руб.
В соответствии со ст.8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Если документы направляются по почте, то на конверте рекомендуется сделать пометку "Регистрация".
Уполномоченным лицом могут быть следующие физические лица:
руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица, приведен в ст.12 Закона N 129-ФЗ, в соответствии с которой в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
Перечень документов, представляемых при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, предусмотрен ст.14 Закона N 129-ФЗ, согласно с которой в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
в) решение о реорганизации юридического лица;
г) договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных федеральными законами;
д) передаточный акт или разделительный баланс;
е) документ об уплате государственной пошлины.
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре, приведен в ст.17 Закона N 129-ФЗ, в соответствии с которой в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, определен ст.21 Закона N 129-ФЗ, согласно которой для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины.
При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляются:
а) определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства;
б) документ об уплате государственной пошлины.
Формы документов и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.02 г. N 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению" (далее - постановление N 439).
В соответствии со ст.11 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом записи в государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.
Принципы ведения государственного реестра, его содержание, предоставление сведений, содержащихся в государственном реестре, а также условия их получения регламентируются ст.4, 5, 6, 7 Закона N 129-ФЗ. Так, согласно п.1 ст.4 этого Закона в Российской Федерации ведется государственный реестр, содержащий сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующие документы.
Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.02 г. N 438 (с изменениями и дополнениями от 13.11.02 г.) "О Едином государственном реестре юридических лиц". В частности, Правила устанавливают:
порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц, в том числе состав документов, включаемых в регистрационное дело, состав сведений, включаемых в записи государственного реестра, способы представления лицензирующим органом сведений о лицензиях, полученных юридическим лицом, состав используемых классификаторов и справочников;
порядок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений, в том числе форму, порядок и срок предоставления этих сведений, а также размер платы за их предоставление, случаи и порядок бесплатного предоставления сведений, перечень государственных органов, в которые в обязательном порядке представляются сведения о государственной регистрации, и состав этих сведений, порядок и сроки предоставления юридическому лицу сведений о нем.
Государственный реестр является федеральным информационным ресурсом и ведется МНС России и его территориальными органами в соответствии с указанными Правилами. Согласно п.20 Правил содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются по запросу, составленному в произвольной форме с указанием необходимых сведений в виде:
выписки из государственного реестра;
копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле юридического лица;
справки об отсутствии запрашиваемой информации. Справка выдается при отсутствии в государственном реестре сведений о юридическом лице либо при невозможности определить конкретное юридическое лицо.
Следует принимать во внимание, что указанная в п.20 Правил информация предоставляется по запросу бесплатно только:
а) органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также иным лицам, определенным федеральными законами, - в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
б) юридическому лицу о нем - один раз в год в одном экземпляре в виде выписки из государственного реестра.
Указанная в п.20 Правил информация предоставляется по запросу за плату при условии представления одновременно с запросом копии платежного документа:
а) юридическому лицу о нем - при повторном обращении в течение одного календарного года в виде выписки из государственного реестра либо при обращении в регистрирующий орган за повторной выдачей документа, подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр;
б) гражданам и организациям - сведения о конкретном юридическом лице при обращении за информацией о нем, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков.
Размер платы за предоставление информации составляет два установленных законом минимальных размера оплаты труда за каждый указанный в п.20 Правил документ. Размер платы за срочное предоставление сведений составляет четыре минимальных размера оплаты труда за каждый указанный документ.
В соответствии с приказом МНС России от 13.08.02 г. N БГ-3-09/431 "Об обеспечении подготовки к публикации и издания сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц", зарегистрированным в Минюсте России 13.09.02 г. N 3795, сведения из государственного реестра, предназначенные для публикации, могут издаваться в виде отдельных брошюр либо печататься в изданиях органов региональной и местной печати на основании соглашений об информационном взаимодействии, а также должны размещаться на стендах в территориальных органах МНС России. Кроме того, данным приказом установлено, что представление для публикации сведений, внесенных в государственный реестр за определенный период, осуществляется в следующие сроки:
МНС России (орган, предоставляющий информацию для публикации) в отношении сведений по Российской Федерации в целом - не реже 1 раза в полугодие;
управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации (органы, предоставляющие информацию для публикации) в отношении сведений по соответствующему субъекту Российской Федерации - не реже 1 раза в квартал;
управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации и нижестоящими налоговыми органами (регистрирующие органы) в отношении сведений, внесенных ими в государственный реестр, - не реже 1 раза в месяц.
Указанным приказом МНС России также установлено, что для обеспечения открытости и общедоступности сведений, содержащихся в государственном реестре, они подлежат размещению на сайтах управлений МНС России по субъектам Российской Федерации в сети Интернет. Указанные сведения должны обновляться не реже 1 раза в месяц на основании данных о государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в государственный реестр на подведомственной территории.
В соответствии с пп.4 и 5 постановления N 439 документами, подтверждающими факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, являются Свидетельство о государственной регистрации юридического лица по форме N Р51001, Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц по форме N Р50003 и Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г., по форме N Р57001.
Свидетельства оформляются на бланках, изготовленных по единому образцу, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, т.е. МНС России. Следует иметь в виду, что территориальные органы МНС России осуществляют постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения вновь созданного юридического лица на основании сведений о государственной регистрации юридического лица.
Приказом МНС России от 9.08.02 г. N БГ-3-09/426 утвержден Порядок постановки на учет в налоговом органе созданных или вновь возникших при реорганизации юридических лиц, прошедших государственную регистрацию, в соответствии с которым налоговый орган, осуществивший государственную регистрацию юридического лица при его создании, осуществляет постановку юридического лица на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика. Так, на основании заявления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации, копии Свидетельства о государственной регистрации юридического лица, заверенной налоговым органом, осуществившим государственную регистрацию юридического лица, выписки из государственного реестра и сведений, содержащихся в регистрационном деле юридического лица, в течение пяти дней со дня государственной регистрации осуществляется постановка юридического лица на учет в качестве налогоплательщика с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и соответствующего кода причины постановки на учет (КПП) и в тот же срок выдается (направляется по почте с уведомлением о вручении) Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе может быть выдано (направлено) налогоплательщику-организации и одновременно со Свидетельством о государственной регистрации юридического лица (не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации).
Правила постановки на учет вновь возникшего в результате реорганизации юридического лица установлены п.2 указанного Порядка, постановки на учет юридических лиц, в отношении которых установлен специальный порядок государственной регистрации, - п.3 Порядка.
Следует отметить, что в соответствии с п.6 постановления N 439 формы документов, используемые при государственной регистрации юридических лиц, в отношении которых федеральными законами установлен специальный порядок, разрабатываются и утверждаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Так, приказом Минюста России от 12.07.02 г. N 199 утверждены формы документов, применяемых при государственной регистрации торгово-промышленной палаты и общественного объединения (в том числе политической партии, профсоюза и национально-культурной автономии), а также религиозной организации в качестве юридического лица.
Статьей 23 Закона N 129-ФЗ определены случаи отказа в государственной регистрации, допускаемого только по двум основаниям:
а) непредставление определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов;
б) представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Отказ в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов и отказ в государственной регистрации юридического лица в случае представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган направляются юридическому лицу по форме, утвержденной постановлением N 439. Основные требования к содержанию такого решения содержатся в пп.2, 3, 4 и 5 ст.23 Закона N 129-ФЗ. Так, решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные п.1 (п.п."а" и "б") ст.23 Закона N 129-ФЗ.
Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее срока, установленного ст.8 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации, а именно не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Это решение направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.
Статьей 24 Закона N 129-ФЗ предусмотрена ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации юридических лиц. Например, за необоснованный, т.е. не соответствующий основаниям, указанным в ст.23 Закона N 129-ФЗ, отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного Законом N 129-ФЗ, а также за отказ в представлении или за несвоевременное представление сведений, содержащихся в государственном реестре, должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Согласно пп.1 и 2 ст.14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда; незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, лицам, заинтересованным в получении такой информации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда.
Кроме того, регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине.
Вместе с тем налогоплательщикам следует иметь в виду, что в соответствии со ст.25 Закона N 129-ФЗ заявители и (или) юридические лица за свои неправомерные действия также несут ответственность. В частности, за непредставление, или несвоевременное представление, или представление необходимых для включения в государственный реестр недостоверных сведений заявители и (или) юридические лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В соответствии с пп.3 и 4 ст.14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредоставление, или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 минимальных размеров оплаты труда.
Предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет.
Кроме того, на основании п.2 ст.25 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
Налогоплательщикам особое внимание необходимо обратить на положения ст.26 Закона N 129-ФЗ относительно обязанности представлять сведения в регистрирующий орган. В соответствии с п.3 этой статьи уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу Закона N 129-ФЗ (т.е. зарегистрированного до 1 июля 2002 г.), обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу данного Закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные п.п."а"-"д", "л" п.1 ст.5 настоящего Закона.
Учитывая, что Закон N 129-ФЗ введен в действие с 1 июля 2002 г., шестимесячный срок, установленный п.3 ст.26, истекает 31 декабря 2002 г. До окончания установленного шестимесячного срока уполномоченное лицо юридического лица должно представить в регистрирующий орган следующие сведения:
а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. Если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в государственном реестре указывается также наименование юридического лица на этих языках;
б) организационно-правовая форма;
в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
д) сведения об учредителях юридического лица;
л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
В соответствии с абзацем вторым п.3 ст.26 Закона N 129-ФЗ невыполнение указанного требования, т.е. непредставление в установленный этим Законом шестимесячный срок указанных сведений является основанием для принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа.
Таким образом, Законом N 129-ФЗ налоговым органам предоставлено право предъявлять требования о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным Законом. Такое право предоставлено налоговым органам и ст.31 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Кроме того, согласно ст.19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда.
В. Воробьева,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 50, декабрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71