Налоговый учет для индивидуальных предпринимателей
Совместным приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29.08.2002 N 3756) утвержден Порядок доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей.
Необходимость его появления обусловлена тем, что расходы индивидуальных предпринимателей учитываются по правилам главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, в соответствии с которой внесены изменения в формирование расходов предпринимательской деятельности, в том числе в порядок начисления амортизации. В данной статье рассмотрен порядок учета доходов и расходов для индивидуальных предпринимателей, который распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года, и приведены особенности заполнения Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций.
Категория налогоплательщиков, на которую распространяется
Порядок учета
Согласно п.2 ст.54 НК РФ индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основании данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России и МНС России. Напомним, что речь идет об индивидуальных предпринимателях, уплачивающих налог на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ. На индивидуальных предпринимателей, которые работают по патенту, новый порядок не распространяется. Новый Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок учета) не коснется и плательщиков единого налога на вмененный доход и единого сельскохозяйственного налога.
Физические лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, ведут учет доходов и расходов в соответствии с приказом Минфина России от 22.02.96 N 18 "О форме Книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности".
Индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход и единого сельскохозяйственного налога, ведут учет по форме, установленной нормативными (правовыми) актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций
Индивидуальные предприниматели обязаны вести учет доходов и расходов и хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций (далее - Книга учета), которая является основным учетным документом. В Книге учета отражается имущественное положение индивидуального предпринимателя, а также результаты предпринимательской деятельности за налоговый период.
Операции о полученных доходах и произведенных расходах отражаются в Книге учета в момент их совершения на основании первичных документов позиционным способом. Индивидуальным предпринимателям, осуществляющим реализацию товара (работ, услуг) с применением контрольно-кассовых машин и ведущим Книгу кассира-операциониста, разрешено заполнять Книгу учета по окончании рабочего дня.
Индивидуальные предприниматели должны вести учет полученных доходов и фактически произведенных расходов в одной Книге учета раздельно по каждому из видов осуществляемой предпринимательской деятельности. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие несколько видов деятельности, не вправе вести несколько Книг учета.
Как и прежде, форма Книги учета не обязательная, а примерная. Она допускает корректировку в соответствии со спецификой деятельности предпринимателя. Порядком учета установлено, что по согласованию с налоговым органом налогоплательщик вправе разработать свою форму, оставив в ней показатели, необходимые для исчисления налоговой базы и (или) включив в нее иные показатели, связанные со спецификой осуществляемой им деятельности. Это очень важно для индивидуальных предпринимателей, у которых незначительный объем реализации товаров (работ, услуг) либо деятельность которых имеет особую специфику (например, частная нотариальная деятельность). Приведенная примерная форма Книги учета разработана прежде всего для предпринимателей, занимающихся деятельностью, связанной с производственным процессом. В частности, это касается первого раздела "Учет доходов и расходов".
Индивидуальный предприниматель, принимающий решение об изменении формы Книги учета, должен помнить, что учет в ней товарно-материальных ценностей (имущества) и их реализации осуществляется как в количественном, так и стоимостном выражении по каждому виду товаров (работ, услуг). Иной порядок для целей налогового учета не предусмотрен.
Как и прежде, индивидуальные предприниматели вправе вести Книгу учета на бумажных носителях и в электронном виде. Предприниматели, которые предполагают вести Книгу учета на бумажном носителе, обязаны пронумеровать, прошнуровать ее и заверить подписью должностного лица налогового органа до начала ведения. Предприниматели, которые будут вести Книгу учета в электронном виде, обязаны вывести ее на бумажные носители информации и представить в налоговые органы для заверения и скрепления печатью лишь по окончании налогового периода. В настоящее время эта норма полностью не отработана и вызывает определенную критику. С одной стороны, предприниматели, ведущие Книгу учета в бумажном виде, находятся в неравном положении по сравнению с предпринимателями, ведущими Книгу учета в электронном виде. Книгу учета необходимо заверить в налоговом органе в соответствии с установленным порядком, с тем чтобы предотвратить возможность корректировки величины полученного дохода и произведенных расходов до желаемого размера в течение налогового периода. Если заверять Книгу учета по окончании отчетного (налогового) периода, достигнуть данной цели невозможно. Ведь в любой момент до сдачи Книги учета в налоговые органы ее можно распечатать "начисто". С другой стороны, если убрать эту норму (так было в период действия инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35 "По применению Закона Российской федерации "О подоходном налоге с физических лиц""), индивидуальные предприниматели XXI века будут лишены возможности вести учет в электронном виде.
Утвержденный Порядок учета не ограничивает индивидуальных предпринимателей в использовании электронных программ, таких как "1С: Предприятие", "БЭСТ" и др., в части ведения учета доходов и расходов либо ведения складского учета для автоматического списания товара со склада с одновременным распечатыванием счетов-фактур. Поскольку Книга учета является первичным документом налогового учета, использование каких-либо программ не освобождает от обязанности по ее ведению.
Новая Книга учета открывается записями суммы остатков товарно-материальных ценностей в количественном и стоимостном выражении на начало налогового периода по каждому виду товаров (работ, услуг), основных средств и нематериальных активов. Следует напомнить, что Порядок учета распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года. В связи с этим у предпринимателей возникает вопрос: использовать до конца года старую Книгу учета или вести Книгу учета по новой форме? Поскольку форма Книги учета примерная, а не обязательная, предприниматель вправе использовать до конца года форму, в которой учет ведется с начала отчетного (налогового) периода. При этом в ней следует произвести небольшую корректировку путем дополнения таблиц, необходимых для учета тех или иных элементов.
Форма Книги учета существенно отличается от той, которая предлагалась в Порядке учета в прежней редакции*(1). Новая Книга учета состоит из шести разделов.
Первый раздел "Учет доходов и расходов" полностью переработан и состоит из семи аналитических таблиц. Таблицы предназначены для учета приобретенного и израсходованного сырья, выработанных и израсходованных полуфабрикатов, приобретенного и израсходованного вспомогательного сырья и материалов, иных материальных расходов, количественно-суммового учета израсходованных материальных ресурсов на выпущенную готовую продукцию и учета доходов и расходов по видам товаров (работ, услуг). Они позволяют отражать указанные показатели предпринимателям, осуществляющим деятельность по операциям, облагаемым и не облагаемым НДС.
Четыре остальных раздела разработаны для удобства предпринимателя. Три из них предназначены для расчета амортизации по основным средствам, нематериальным активам и для продолжения амортизации по малоценным и быстроизнашивающимся предметам. Пятый раздел Книги учета разработан для тех предпринимателей, у которых работают работники по найму. В этом разделе указываются начисленные и выплаченные работникам доходы и удержанная сумма налога на доходы физических лиц.
В последнем, шестом разделе определяется налоговая база по налогу на доходы физических лиц. Кроме того, в нем приведены две таблицы для позиционного отражения прочих расходов и расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, но связанных с получением доходов в следующих налоговых периодах, то есть расходов будущих налоговых периодов.
"Первичка" у предпринимателя
С введением Порядка учета на индивидуальных предпринимателей распространяется требование об обязательном использовании первичных документов. Это объясняется тем, что основанием для отражения хозяйственных операций, связанных с получением дохода (произведением расхода) в процессе осуществления предпринимательской деятельности, является не договор, а первичные учетные документы, которые отражают факт совершения зафиксированной в них хозяйственной операции. При этом первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Госкомстатом России по согласованию с Минфином России и Минэкономразвития России. В настоящее время специальные формы первичных документов, предусмотренные в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утверждены постановлениями Госкомстата России от 30.10.97 N 71а "Унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве"*(2) и от 06.04.2001 N 26 "Унифицированные формы первичной учетной документации по учету и оплате труда".
В соответствии с Порядком учета при оформлении любой хозяйственной операции по приобретению товара к накладной на отпуск товара или к другому документу, в котором фиксируется отпуск товаров (товарному чеку, счету-фактуре, договору, торгово-закупочному акту), должен прилагаться документ, подтверждающий оплату товара (работы, услуги). Это значит, что для обоснования величины полученных доходов и произведенных расходов предпринимателю необходимо иметь оба документа: документ, подтверждающий движение товарно-материальных ценностей (работ, услуг), и платежный документ, подтверждающий факт оплаты товаров (работ, услуг). При этом приводится закрытый перечень подтверждающих документов, как-то: кассовый чек, квитанция к приходному кассовому ордеру, платежное поручение с отметкой банка об исполнении или документ строгой отчетности, свидетельствующий о фактически произведенных расходах. Необходимо соблюдать требование, чтобы все первичные учетные документы (за исключением кассового чека), подтверждающие расходы, были подписаны индивидуальным предпринимателем. В противном случае любая невнимательность при подготовке первичных документов будет служить основанием для отказа в принятии на расходы тех или иных затрат к учету при исчислении налоговой базы по налогу на доходы.
При приобретении товара у физических лиц составляется закупочный акт - документ, подтверждающий расходы. Он оформляется в соответствии с предъявляемыми требованиями и содержит фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес места жительства, ИНН (если таковой имеется), сумму, уплаченную за купленный товар и личные подписи указанных лиц.
В соответствии с п.1 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин (ККМ) допускаются в организациях отдельных категорий согласно перечню*(3). Кроме того, п.4 названного Положения определено, что выдаваемые покупателям (клиентам) счета, квитанции, товарные чеки и другие документы не освобождают организации от применения ККМ.
Таким образом, суммы произведенных расходов, указанные в накладных, товарных чеках на приобретение товарно-материальных ценностей в отсутствие документов, подтверждающих их фактическую оплату, не могут уменьшать налогооблагаемую базу для исчисления налога на доходы физических лиц. Такие суммы будут исключены налоговыми органами из состава расходов индивидуальных предпринимателей, в связи с чем увеличится налогооблагаемый доход.
Первичные учетные документы составляются в момент совершения хозяйственных операций, а если это не представляется возможным -непосредственно по окончании операции. Следует позаботиться, чтобы в платежном документе всегда была ссылка на номер договора или номер накладной, а в накладной - ссылка на номер договора. Это позволит избежать лишних разбирательств и даст возможность однозначно утверждать, по какому отгрузочному документу произведена оплата.
Свод обязательных правил Порядка учета доходов и расходов
Анализ положений Порядка учета доходов и расходов позволяет установить свод правил определения полученных доходов и произведенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Доходы и расходы в Книге учета отражаются кассовым методом, то есть после фактического получения дохода и совершения расхода, что подтверждается платежными документами.
Отражение дохода в Книге учета производится после его фактического получения (речь идет о денежной форме расчета), то есть в день его выплаты либо после перечисления на счет налогоплательщика, открытый для осуществления предпринимательской деятельности в банке, либо по поручению налогоплательщика на счета третьих лиц. При этом в доход включаются все поступления от реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, а также стоимость имущества, полученного безвозмездно. Оценка стоимости имущества производится в соответствии со ст.211 НК РФ, то есть в порядке, аналогичном предусмотренному в ст.40 НК РФ. В состав доходов также включаются авансы полученные.
Доходы, полученные индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности, отражаются в Книге учета без уменьшения их на предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации налоговые вычеты.
Кроме того, в состав доходов от осуществления предпринимательской деятельности предусмотрено включать суммы, полученные в результате реализации используемого в предпринимательской деятельности имущества. Суммы, полученные в результате реализации имущества (основных средств, ценных бумаг и т.п.), включаются в доход того отчетного (налогового) периода, в котором этот доход фактически получен. При этом по такому имуществу предприниматель не имеет права на уменьшение налоговой базы по налогу на доходы на суммы имущественных вычетов. Уменьшение не производится на фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные с приобретением имущества, и на установленные в ст.220 НК РФ размеры имущественных вычетов. Суммы, полученные от реализации основных средств и нематериальных активов, индивидуальный предприниматель вправе уменьшить на сумму остаточной стоимости реализованного имущества. Такой подход объясняется тем, что в процессе осуществления предпринимательской деятельности стоимость амортизируемого имущества постепенно переносилась на уменьшение налоговой базы по налогу на доходы физических лиц. Поэтому и предлагается уменьшить сумму, полученную от реализации имущества, на размер не списанных за время использования расходов.
Списание расходов производится только в части реализованных товаров (работ, услуг). Стоимость приобретенных и оплаченных материальных ресурсов включается в расходы того отчетного (налогового) периода, в котором фактически были получены доходы от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг. Это означает, что в целях налогообложения не вся стоимость приобретенных и оплаченных материальных ресурсов относится на расходы, а только часть, которая приходится на долю продукции (товаров, работ, услуг), от реализации которой в отчетном (налоговом) периоде получен доход. Если приобретенные материальные расходы не оплачены, они не могут уменьшать налоговую базу по налогу на доходы физических лиц*(4).
Расходы по материальным ресурсам, не использованным полностью при изготовлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) в отчетном (налоговом) периоде, а также использованным на изготовление товаров (выполнение работ, оказание услуг), не реализованных в отчетном налоговом периоде, либо приобретенным впрок, учитываются в последующих отчетных налоговых периодах при получении доходов в части их реализации.
Особый порядок учета расходов установлен для видов деятельности, спецификой которых является сезонный характер работ. Например, данный порядок касается сельскохозяйственной деятельности, в процессе ведения которой затраты производятся в одном отчетном (налоговом) периоде, а получение дохода происходит в следующих отчетных (налоговых) периодах. В таких случаях фактически произведенные расходы следует отражать в учете как расходы будущих периодов и включать в состав затрат того отчетного (налогового) периода, в котором будут получены доходы от реализации продукции (товаров, работ, услуг).
Расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов от предпринимательской деятельности, подразделяются:
- на материальные расходы;
- расходы на оплату труда;
- амортизационные отчисления;
- прочие расходы.
Материальные расходы
В 2002 году в составе материальных расходов учитываются затраты:
- на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в предпринимательской деятельности;
- на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов и другого имущества, не являющегося амортизируемым;
- на приобретение комплектующих изделий и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика;
- на приобретение топлива, воды и энергии всех видов (электрической, тепловой и др.), расходуемых на технологические цели, отопление зданий. Эти расходы принимаются в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на доходы физических лиц, если предприниматель использует в своей деятельности обособленное помещение, принадлежащее ему на праве личной собственности в пределах норм, установленных органами жилищно-коммунального хозяйства;
- на приобретение работ и услуг, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, связанными с осуществлением предпринимательской деятельности.
Основанием для учета стоимости материальных расходов в составе затрат, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, служит перечень необходимого потребления количества материалов (полуфабрикатов, комплектующих изделий), расходуемых на каждом этапе изготовления продукции (работ, услуг), выпускаемой в строгом соответствии с технологическим процессом. Кроме того, их приобретение должно подтверждаться платежными документами, свидетельствующими о факте приобретения и оплаты.
Стоимость оплаченных материальных расходов включается в затраты того отчетного (налогового) периода, в котором была фактически реализована продукция (товары, работы, услуги) и получен доход от ее реализации. В связи с этим следует вести количественный и стоимостной учет материальных расходов, используемых на единицу выпускаемой продукции (товаров, работ, услуг).
При списании материальных расходов необходимо обратить внимание на следующее: при использовании материалов, на которые в соответствии с нормативными актами установлены нормы расхода, следует учитывать установленные нормы. Прежде всего это касается расходов по тепловой, электрической энергии и водоснабжению, для которых нормы расхода установлены органами жилищно-коммунального хозяйства, а также расходов на ГСМ.
Особый порядок учета предусмотрен в случае, если предприниматель приобретает у поставщика товарно-материальные ценности в возвратной таре и стоимость такой тары включена в цену этих ценностей. Тогда из общей суммы расходов на приобретение ценностей исключается стоимость возвратной тары по цене ее возможного использования или реализации. Это значит, что первоначально в Книге учета предприниматель обязан отразить стоимость ценностей вместе со стоимостью тары. Если тара реализована, ее стоимость (стоимость реализации возвратной тары) исключается из общей стоимости приобретенных ценностей. Соответственно предприниматель в Книге учета обязан сделать дополнительную запись о реализации возвратной тары и скорректировать (уменьшить) стоимость ранее приобретенных материальных ценностей. В то же время стоимость невозвратной тары и упаковки, принятых от поставщика с товарно-материальными ценностями, включается в сумму расходов на их приобретение. Отнесение тары к возвратной или невозвратной определяется условиями договора (контракта) на приобретение товарно-материальных ценностей.
Пример 1
Индивидуальный предприниматель, занимающийся производством и изготовлением сыра, приобрел у организации (завода по производству молочных продуктов) кефир в бутылках. Согласно платежным документам стоимость возвратной тары (бутылок) включена в цену кефира и составляет 990 руб. Впоследствии предприниматель реализовал бутылки за 198 руб.
В Книге учета произведены следующие записи:
- согласно платежным документам, а также накладной отражена общая стоимость приобретенного сырья для производства сыра в размере 990 руб.;
- на основании приходно-кассового ордера, полученного в связи с реализацией возвратной тары, произведена запись о ее реализации в сумме 198 руб.
Таким образом, сумма расходов по приобретению кефира корректируется и составит всего 792 руб. (990 руб. - 198 руб.). Необходимо сделать соответствующую пометку, чтобы не завысить сумму произведенных расходов.
Сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов.
Возвратные отходы - это остатки сырья (материалов), полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и соответственно используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.
К возвратным отходам не относятся остатки товарно-материальных ценностей, направляемые (передаваемые) в качестве полноценного сырья (материалов) для изготовления других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.
Возвратные отходы оцениваются следующим образом:
1) по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если они могут быть использованы для основного или вспомогательного производства, но с повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции);
2) по цене реализации, если они реализуются на сторону.
Учет налога на добавленную стоимость
Стоимость материальных расходов (включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредникам, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с их приобретением) определяется исходя из цен приобретения, указанных в платежных документах, без учета суммы НДС, за исключением операций, не облагаемых НДС, и налогов, включаемых в расходы в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Сумма НДС по материальным расходам, приобретенным для осуществления предпринимательской деятельности по операциям, не облагаемым НДС, учитывается в соответствии с порядком, изложенным в п.2 ст.170 НК РФ. Иными словами, сумма НДС учитывается в составе стоимости материальных расходов.
Напомним, что к числу операций, не облагаемых НДС, относятся операции, которые не являются объектами налогообложения согласно п.2 ст.146 НК РФ и (или) освобождены от налогообложения в соответствии со ст.149 НК РФ, работы и услуги, местом реализации которых не является территория Российской Федерации (п.1 ст.148 НК РФ). Кроме того, ст.145 НК РФ предусмотрены случаи, когда индивидуальные предприниматели освобождаются от исполнения обязанностей плательщика НДС.
Если предприниматель имеет право на вычет НДС по уплаченным поставщикам материальным расходам, стоимость материалов учитывается без НДС, а сумма НДС уменьшает сумму НДС, начисленную от реализации продукции (работ, услуг).
Сумма НДС по товарно-материальным ценностям (работам, услугам), приобретенным для осуществления предпринимательской деятельности по операциям, облагаемым и не облагаемым НДС, учитывается в стоимости товаров (работ, услуг) либо принимается к вычету в соответствии с п.4 ст.170 НК РФ. Это означает, что если покупатель частично использует приобретенные товары (работы, услуги), операции по реализации которых подлежат налогообложению, а частично - освобождены от него, суммы НДС, предъявленные продавцом, принимаются к вычету либо учитываются в стоимости товаров в той пропорции, в которой они используются для изготовления и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению или освобождаются от него.
Пропорция представляет собой соотношение стоимости отгруженных товаров, реализация которых облагается НДС, и общей стоимости товаров, отгруженных за налоговый период.
Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в п.4 ст.170 НК РФ. Изменения коснулись порядка учета входного НДС для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих облагаемые и не облагаемые НДС операции и вступили в силу с 1 июля 2002 года. Однако их действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.
Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ, стоимость отгруженных ценностей с НДС, операции по реализации которых подлежат налогообложению либо освобождены от него, следует делить на общую стоимость отгруженных товаров за налоговый период, а не на объем дохода от их реализации, как было прежде. Ранее указанная пропорция определялась исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежали налогообложению либо освобождались от него, в общем объеме выручки от реализации товаров за отчетный (налоговый) период.
Кроме того, произошли изменения в ведении раздельного учета индивидуальными предпринимателями, осуществляющими облагаемые и не облагаемые НДС операции. Если раздельный учет не организован, сумма входного НДС не принимается к вычету и не включается в стоимость материалов, а уплачивается за счет средств, оставшихся после уплаты налога на доходы физических лиц.
Расходы на оплату труда
Источниками выплат на оплату труда работников либо вознаграждений физическим лицам, с которыми индивидуальный предприниматель заключил договоры гражданско-правового характера, являются денежные средства, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, связанной с реализацией продукции (выполнением работ, оказанием услуг).
Расходы, связанные с оплатой труда работников за фактически выполненную работу в соответствии с принятой системой оплаты труда, включаются в затраты, если они выплачиваются в рамках трудовых либо гражданско-правовых отношений, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исключение составляют расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых работникам, помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров. При этом в расходы включаются начисления (выплаты) как в денежной, так и (или) в натуральной формах.
К расходам по оплате труда, в частности, относятся:
- суммы начисленной и фактически выплаченной заработной платы;
- начисленные и фактически выплаченные суммы стимулирующего и компенсационного характера (например, денежные компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника);
- стоимость товаров (работ, услуг), предоставляемых в порядке натуральной оплаты труда;
- суммы вознаграждений по заключенным договорам гражданско-правового характера (например, по договору подряда или договору на оказание услуг), предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским договорам;
- другие виды начислений (выплат), произведенных в пользу работника в соответствии с трудовым договором.
Расходы на оплату труда учитываются в составе расходов только в том случае, если они начислены и выплачены работнику, с которым заключен договор. При этом выплата вознаграждений по договорам подряда или договорам на оказание услуг производится на основании акта выполненных работ (наличие обязательно), сметы на выполнение работ и платежных документов.
Расчет начисленных (выплаченных) в виде оплаты труда работникам доходов и удержанных с них налогов производится в таблице 5 раздела V Книги учета.
Расходы на оплату труда имеют некоторую особенность: включение их в состав расходов предпринимателя возможно только в том случае, если они начислены и выплачены работникам, с которыми заключены трудовые либо гражданско-правовые договоры. Эта особенность не применима к самому работодателю (предпринимателю), поскольку, осуществляя предпринимательскую деятельность, он не вступает в трудовые отношения, регулируемые Трудовым кодексом РФ.
Таким образом, расходы предпринимателя на любые виды вознаграждений, предоставляемых работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.
Согласно ст.270 НК РФ налоговую базу по налогу на доходы не уменьшают расходы предпринимателя:
1) в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений.
Премии стимулирующего характера могут быть учтены в составе расходов предпринимателей только в том случае, если они предусмотрены трудовым договором и выплачиваются в соответствии с указанными условиями, обусловленными, как правило, достижением отдельными работниками или коллективом определенных результатов;
2) в виде сумм материальной помощи работникам (в том числе для первоначального взноса на приобретение и (или) строительство жилья, на полное или частичное погашение кредита, предоставленного на приобретение и (или) строительство жилья, беспроцентных или льготных ссуд на улучшение жилищных условий, обзаведение домашним хозяйством и иные социальные потребности);
3) на оплату дополнительно предоставляемых (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей;
4) в виде надбавок к пенсиям, единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда, компенсационных начислений в связи с повышением цен, производимых сверх размеров индексации доходов по решениям Правительства Российской Федерации, компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно;
5) на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами;
6) на оплату ценовых разниц при реализации по льготным ценам (тарифам) ниже рыночных цен товаров (работ, услуг) работникам;
7) на оплату путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещение культурно-зрелищных или физкультурно-спортивных мероприятий, подписки, не относящейся к подписке на нормативную литературу и на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников;
8) в виде сумм выплаченных подъемных, сверх норм, установленных законодательством Российской Федерации;
9) на оплату суточных, сверх норм таких расходов, установленных Правительством Российской Федерации;
10) на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых кампаний, в том числе рекламных.
Следует иметь в виду, что выплачиваемые в течение налогового периода суммы не соотносятся с фактом реализации выпускаемой продукции (работ, услуг), как это было установлено для материальных расходов. То есть они полностью относятся на расходы в случае их выплаты и при этом не соотносятся с фактическим объемом реализованной продукции (работ, услуг)*(5).
Амортизационные отчисления
К амортизируемому имуществу относится имущество, одновременно отвечающее следующим условиям:
1) имущество должно находиться на праве собственности;
2) непосредственно использоваться для осуществления предпринимательской деятельности;
3) срок полезного использования должен быть более 12 месяцев;
4) первоначальная стоимость - более 10 тыс. руб.;
5) стоимость такого имущества погашается путем начисления амортизации.
Имущество, не отвечающее критериям амортизируемого (например, взятое в аренду) в соответствии с приведенным определением, а также не связанное с осуществлением предпринимательской деятельности, не является основным средством для целей исчисления налога на доходы физических лиц. Такое имущество относится к личному имуществу физического лица.
Виды имущества, не подлежащего амортизации, перечислены в ст.256 НК РФ.
Основные средства
Согласно п.24 Порядка учета в 2002 году к основным средствам относится часть имущества, используемого в качестве средств труда для изготовления и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Документами, подтверждающими приобретение предпринимателем основных средств, служат платежные документы, свидетельствующие о приобретении основных средств, а также иные документы, в том числе договоры купли-продажи, накладные и счета.
Первоначальная стоимость амортизируемого основного средства, приобретенного для осуществления предпринимательской деятельности по операциям, облагаемым НДС, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением суммы НДС и сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
У предпринимателей, являющихся плательщиками НДС, сумма уплаченного поставщикам основных средств НДС при определении величины первоначальной стоимости основного средства не учитывается, так как подлежит вычету при расчетах с бюджетом по НДС.
Если индивидуальный предприниматель является плательщиком НДС, но при этом не имеет достаточных оснований для его возмещения (например, счет-фактура оформлен с нарушениями установленного порядка либо отсутствует вовсе), сумма НДС, уплаченная продавцу, не подлежит возмещению при расчетах с бюджетом по НДС и не учитывается в стоимости приобретенного имущества.
Суммы НДС, уплаченные поставщикам основных средств, непосредственно используемых в процессе осуществления предпринимательской деятельности по операциям, не облагаемым НДС, учитываются в соответствии с порядком, изложенным в п.2 ст.170 НК РФ.
Если предприниматель является плательщиком НДС, но выпускает льготируемую продукцию, уплаченные им поставщикам суммы НДС по приобретенным для производства такой продукции (работ, услуг) основным средствам не подлежат возмещению из бюджета, а учитываются в составе стоимости основных средств и списываются через амортизацию.
При приобретении в 2002 году основных средств с налогом с продаж его сумма включается в первоначальную стоимость амортизируемых основных средств, то есть сохраняется такой же порядок, который действовал в 2001 году, когда сумма налога с продаж (таможенных пошлин) учитывалась в сумме фактических затрат при приобретении основных средств.
Поскольку в первоначальную стоимость включаются суммы налога с продаж, с 1 января 2002 года такие суммы увеличивают первоначальную стоимость амортизируемых основных средств для целей налогообложения.
Пример 2
В 2002 году предприниматель приобрел учебное оборудование. При этом расчет с продавцом-организацией производился наличными денежными средствами. Согласно выставленному счету стоимость оборудования составила 15 600 руб., НДС - 2600 руб., налог с продаж - 780 руб. (15 600 руб. х 5% : 100%).
Первоначальная стоимость приобретенного основного средства у предпринимателя, являющегося плательщиком НДС, - 13 789 руб. (15 600 руб. - 2600 руб. + 780 руб.). Уплаченный налог с продаж в размере 780 руб. увеличивает стоимость учебного оборудования.
Стоимость объектов основных средств, созданных самим индивидуальным предпринимателем для целей осуществления предпринимательской деятельности, определяется как сумма фактических расходов на их создание (в том числе материальных расходов, расходов на услуги сторонних организаций).
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных по договору мены, признается рыночная стоимость обмениваемого имущества.
Первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и технического перевооружения.
У индивидуальных предпринимателей довольно часто возникает необходимость в замене отдельных элементов основных средств. Цель такой процедуры - качественное изменение их характеристик. Например, модернизация компьютера предполагает увеличение объема памяти, поскольку связана с улучшением первоначальных показателей, в частности мощности объекта основных средств. При этом расходы на модернизацию амортизируемого основного средства увеличивают его первоначальную стоимость.
Учет основных средств, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности, в 2002 году ведется в разделе II "Расчет амортизации основных средств" Книги учета. Индивидуальными предпринимателями используются следующие первичные документы: акт приемки-передачи объектов основных средств (форма N ОС-1), необходимый организациям для принятия объектов основных средств к учету (служит свидетельством о вводе основных средств в эксплуатацию и является основанием для начала начисления амортизации по данному объекту); акт на списание основных средств (форма N ОС-4); акт на списание автотранспортных средств (форма N ОС-4а); инвентарная карточка по учету основных средств (форма N ОС-6).
Единицей учета основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно-сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Нематериальные активы
Нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные индивидуальным предпринимателем результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), непосредственно используемые в процессе осуществления предпринимательской деятельности при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) в течение длительного времени (свыше 12 месяцев).
Для признания нематериального актива необходимо, чтобы он приносил индивидуальному предпринимателю экономические выгоды (доход). Кроме того, необходимо наличие должным образом оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у индивидуального предпринимателя на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).
К нематериальным активам, в частности, относятся:
1) исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
2) исключительное право автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ, базы данных;
3) исключительное право автора или иного правообладателя на использование топологии интегральных микросхем;
4) исключительное право на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров и фирменное наименование;
5) исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;
6) владение "ноу-хау", секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта.
Как и прежде, нематериальные активы могут быть приобретены по договорам, заключенным в соответствии с патентным законом, с авторским и лицензионным договором на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, товарных знаков.
Не учитываются в составе нематериальных активов иные (другие) права, приобретенные в результате заключения договоров купли-продажи или иных договоров, предметом которых не является объект исключительных прав. Исключительное право подтверждается соответствующим охранным документом (свидетельством, патентом).
К нематериальным активам не относятся:
1) не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
2) интеллектуальные и деловые качества работников, их квалификация и способность к труду.
Определение первоначальной стоимости амортизируемых нематериальных активов, приобретенных для осуществления предпринимательской деятельности, аналогично определению первоначальной стоимости основных средств. Учет нематериальных активов, а также расчет их амортизации ведется в таблице 4-1 раздела IV Книги учета.
Стоимость нематериальных активов, созданных*(6) самим индивидуальным предпринимателем для целей осуществления предпринимательской деятельности, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в том числе материальных расходов, расходов на услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств), за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Срок полезного использования объекта нематериальных активов определяется исходя из срока действия патента, свидетельства и из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами.
По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта нематериальных активов, нормы амортизации устанавливаются в расчете на 10 лет (но не более срока деятельности индивидуального предпринимателя).
Порядок расчета амортизации
Основные средства и (или) нематериальные активы включаются в состав амортизируемого имущества*(7) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором они были приняты в использование. Это значит, что если имущество было принято в использование 20 апреля 2002 года, предприниматель вправе начислять амортизацию по данному объекту начиная с 1 мая 2002 года. Если же имущество не используется, то амортизация не начисляется.
Пример 3
В апреле 2002 года частный нотариус приобрел ксерокс по цене 12 000 руб. Подтверждением тому служат платежные документы, а также накладная на передачу материальных ценностей. Однако нотариус начал использовать ксерокс только в августе 2002 года (в этом же месяце ксерокс был поставлен на учет в разделе II Книги учета).
Амортизацию по ксероксу частный нотариус вправе начислять с сентября. Учитывая, что до конца года ксерокс непрерывно работал, амортизацию следует начислить за четыре месяца (сентябрь - декабрь включительно).
Начисление амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения их стоимости или списания с учета, а также с момента прекращения предпринимательской деятельности. Например, если стоимость имущества полностью самортизирована (перенесена на уменьшение налоговой базы по налогу на доходы) в апреле 2002 года, начисление амортизации в отношении такого объекта прекращается с 1 мая 2002 года.
По основным средствам, приобретенным и использовавшимся до 1 января 2002 года, в разделе II Книги учета специально предусмотрена таблица 2-2 для продолжения расчета начисления амортизации по правилам 2001 года. Напомним, что амортизация основных средств начислялась в течение срока их полезного использования, который определялся по Единым нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 N 1072 (далее - Единые нормы).
Для целей налогообложения амортизация по основным средствам, используемым для осуществления деятельности, начислялась линейным способом по Единым нормам.
Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в целях более быстрого обновления активной части основных производственных средств до 1 января 2002 года имели право применять метод ускоренной амортизации активной части основных средств. Такое право было предусмотрено Федеральным законом от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ субъекты малого предпринимательства имели право применять ускоренную амортизацию основных производственных средств с отнесением затрат на себестоимость продукции в размерах, в два раза превышающих нормы, установленные для соответствующих видов основных средств.
Действие механизма ускоренной амортизации никогда не распространялось на частных нотариусов, поскольку на основании ст.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует цели извлечения прибыли. Таким образом, частные нотариусы не относятся к субъектам малого предпринимательства, для которых эта норма предусмотрена.
В 2002 году амортизация по активной части основных средств, приобретенных и используемых до 1 января 2002 года, начисляется в порядке, аналогичном порядку, действовавшему до 1 января 2002 года. Если до 1 января 2002 года амортизация начислялась без применения метода ускоренной амортизации, то в 2002 году по основным средствам амортизация начисляется в установленном порядке по Единым нормам.
В 2002 году амортизация по нематериальным активам, приобретенным и использовавшимся для осуществления предпринимательской деятельности до 1 января 2002 года, начисляется в порядке, действовавшем на момент их приобретения. Это значит, что в 2002 году амортизацию по нематериальным активам, приобретенным и используемым в предпринимательской деятельности до 1 января 2002 года, следует рассчитывать по правилам 2001 года. Для этого в разделе IV Книги учета специально предусмотрена таблица 4-2 для продолжения расчета начисления амортизации по нематериальным активам, приобретенным и использовавшимся до 1 января 2002 года.
Напомним, что в 2001 году стоимость нематериальных активов погашалась путем начисления амортизации в течение установленного срока их полезного использования. По нематериальным активам, стоимость по которым погашалась, амортизационные отчисления для целей налогообложения определялись линейным способом в течение установленного срока их полезного использования.
Амортизация нематериальных активов начислялась за налоговый период по нормам, рассчитанным исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного использования. Амортизационные отчисления по нематериальным активам начислялись с 1-го числа месяца, следующего за месяцем начала их полезного использования.
По нематериальным активам, полученным индивидуальным предпринимателем по договору дарения и безвозмездно либо приобретенных с использованием бюджетных средств, амортизация не начислялась.
Амортизационные отчисления прекращаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения их стоимости или списания с учета, а также с момента прекращения предпринимательской деятельности.
Напомним, что в 2001 году индивидуальные предприниматели вели учет МБП в разделе III Книги учета как в количественном, так и в стоимостном выражении. При этом малоценные и быстроизнашивающиеся предметы принимались к учету по первоначальной стоимости.
В 2001 году стоимость используемых предметов погашалась посредством начисления амортизации. Амортизация используемых МБП для целей налогообложения рассчитывалась процентным способом.
Согласно Порядку учета, действовавшему в 2001 году, МБП стоимостью не более 1/20 установленного лимита за единицу (на дату приобретения не превышающие 10 тыс. руб. за единицу) списывались на расходы в полной сумме по мере их использования.
Стоимость предметов свыше 1/20 установленного лимита за единицу списывалась на расходы путем начисления амортизации в размере 50% их стоимости в момент начала использования и в размере оставшихся 50% при их выбытии за непригодностью (за вычетом остаточной стоимости их возможного использования).
Амортизация по МБП в размере оставшихся 50% стоимости, которые были приобретены и использовались для осуществления предпринимательской деятельности до 1 января 2002 года, в 2002 году будет начисляться в порядке, действовавшем на момент их приобретения. Для этого в разделе III Книги учета специально предусмотрена таблица 3 для продолжения расчета начисления амортизации по МБП, приобретенным и использовавшимся до 1 января 2002 года.
С 1 января 2002 года для целей налогообложения налогом на доходы индивидуальные предприниматели применяют только линейный метод амортизации основных средств и нематериальных активов. Расчет амортизации амортизируемого имущества, приобретенного после 1 января 2002 года и непосредственно используемого для осуществления предпринимательской деятельности, производится в таблицах 2-1 и 4-1 разделов II и IV Книги учета*(8).
В сезонных производствах сумма амортизации по основным средствам начисляется равномерно в течение периода работы в отчетном (налоговом) периоде.
Начисление амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества производится независимо от результатов предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя до полного погашения стоимости имущества либо до прекращения права собственности или иного вещного права.
Начисление амортизации не приостанавливается в течение срока полезного использования основных средств, кроме случаев приостановления начисления амортизации на период восстановления объектов основных средств, продолжительность которого превышает 12 месяцев, и неиспользования основных средств при осуществлении предпринимательской деятельности.
Начисленная амортизация по объекту амортизируемого имущества отражается в учете в том отчетном (налоговом) периоде, к которому она относится.
Прочие расходы
Перечень прочих расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, приведен в п.47 Порядка учета. Для индивидуальных предпринимателей к прочим расходам, отражаемым в разделе VI Книги учета, относятся следующие расходы:
1) суммы налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, уплаченных за отчетный (налоговый) период, за исключением налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, уплаченного за имущество, непосредственно не используемое для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, и налогов, указанных в ст.270 НК РФ;
2) расходы на сертификацию продукции и услуг;
3) суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги);
4) расходы по обеспечению пожарной безопасности, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, расходы по обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности (за исключением расходов на экипировку, приобретение оружия и иных специальных средств защиты);
5) расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
6) расходы по набору работников, включая оплату услуг специализированных компаний по подбору персонала;
7) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;
8) арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество;
9) расходы на командировки работников, выплаченные в установленном порядке;
10) расходы на оплату информационных услуг, в частности, приобретение специальной литературы, периодических изданий по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью индивидуального предпринимателя, необходимых для осуществления деятельности, а также информационных систем (например, "КонсультантПлюс", "Гарант" и т.п.) при наличии подтверждающих документов об их использовании;
11) расходы на оплату консультационных и юридических услуг, оказываемых по договорам возмездного оказания услуг, в которых содержится перечень определенных действий или указана определенная деятельность, которую обязан осуществить исполнитель по заданию индивидуального предпринимателя (заказчик), с последующим предоставлением заказчику результатов действий (деятельности) исполнителя (например, письменные консультации, разъяснения, проекты договоров, заявлений и других документов). При этом не относятся к расходам по оплате консультационных и юридических услуг затраты индивидуального предпринимателя по уплате услуг его уполномоченного представителя, а также услуг, связанных с выполнением возложенных законодательством Российской Федерации на индивидуального предпринимателя обязанностей;
12) плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление действий, связанных с предпринимательской деятельностью. Такие расходы принимаются в пределах тарифов, соответствующих размерам государственной пошлины;
13) расходы на канцелярские товары;
14) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, включая расходы на услуги факсимильной связи, электронной почты, а также информационных систем (например, интернета);
15) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 10 000 руб. и обновление программ для ЭВМ и баз данных;
16) расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с предпринимательской деятельностью и реализацией товаров (работ, услуг);
17) расходы на рекламу изготавливаемых (приобретаемых) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), связанных с деятельностью индивидуального предпринимателя, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках.
К расходам на рекламу относятся:
а) расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передачи по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
б) расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
в) расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании;
18) расходы на ремонт основных средств;
19) другие расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Н.Н. Стельмах,
советник налоговой службы РФ II ранга
"Российский налоговый курьер", N 19, 20, октябрь 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минфина России и МНС России от 21.03.2001 N 24н/БГ-3-08/419 "Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей". Утратил силу в связи с утверждением нового Порядка учета.
*(2) Унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве утратили силу в связи с принятием постановления Госкомстата России от 06.04.2001 N 26.
*(3) Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 30.07.93 N 745.
(4) Стоимость приобретенных и оплаченных материальных ресурсов включается в расходы того налогового (отчетного) периода, в котором фактически были получены доходы от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг.
*(5) Расходы на оплату труда полностью относятся на расходы в случае их выплаты и при этом не соотносятся с фактическим объемом реализованной продукции (работ, услуг).
*(6) Индивидуальному предпринимателю необходимо подать заявку в Роспатент на получение свидетельства об авторстве для признания созданного им материального актива. Именно свидетельство Роспатента об официальной регистрации нематериального актива (например, программы для ЭВМ), выданное правообладателю (предпринимателю-разработчику (создателю) и зарегистрированное в реестре, является основанием для признания данного объекта в качестве нематериального актива.
*(7) Методы и порядок расчета амортизации рассмотрены в статье "Изменения в порядке начисления амортизации основных средств" // РНК, 2002, N 13-14. - Примеч. ред.
*(8) С 1 января 2002 года для целей налогообложения индивидуальные предприниматели применяют только линейный метод амортизации основных средств и нематериальных активов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99