Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению Правительства
Орловской области
от 6 февраля 2023 г. N 65-р
Стратегия
Развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года
1. Введение
Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года (далее - Стратегия) разработана в целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года N 3268-р.
Стратегия разработана с учетом:
Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года N 3268-р;
Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 года N 84-р;
Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 года N 1523-р;
перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 года N 2816-р;
Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р;
Бюджетного прогноза Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 558-р;
Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации;
План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2035 года, утвержденный распоряжением Правительства Орловской области от 25 февраля 2019 года N 83-р;
иных документов стратегического планирования.
Основной целью Стратегии является обеспечение достижения к 2030 году национальных целей и стратегических задач, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в том числе национальных целей "Комфортная и безопасная среда для жизни" и "Цифровая трансформация".
Задачами для достижения указанной цели являются:
повышение комфортности и доступности жилья, улучшение качества городской среды;
формирование высокотехнологичных, конкурентоспособных отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства;
повышение энергоэффективности строящихся и существующих объектов капитального строительства и коммунальных систем;
минимизация негативного воздействия строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на окружающую среду.
Стратегией предусмотрена взаимосвязь мероприятий региональных проектов Орловской области, входящих в состав национального проекта "Жилье и городская среда", с мероприятиями других национальных проектов, в том числе в случае принятия решений о продлении сроков реализации национальных проектов.
В совокупности весь комплекс мероприятий Стратегии, направленный на повышение комфортности и доступности жилья, улучшение качества городской среды, формирование высокотехнологичных, конкурентоспособных отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства, обеспечит рост инвестиций и увеличение вклада отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства в валовой внутренний продукт.
2. Текущая ситуация в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
Строительная отрасль является базовой для развития экономики Орловской области. За период реализации регионального проекта "Жилье" (Орловская область), входящего в состав федерального проекта "Жилье" национального проекта "Жилье и городская среда" в регионе введено в эксплуатацию более 1,3 млн кв. метров жилья. Ежегодно обеспечивается достижение плановых показателей по вводу жилья, установленных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Достижение установленные целевых индикаторов связано с планомерной работой, направленной на увеличение жилищного строительства в регионе: продолжается развитие микрорайонов крупнопанельного домостроения Болховского и Зареченского, определены площадки комплексного развития территорий, ведется строительство инженерной инфраструктуры для стимулирования развития жилищного строительства, в том числе за счет инфраструктурного бюджетного кредита, ведется строительство инженерной инфраструктуры для содействия индивидуальному жилищному строительству, в том числе на земельных участках предоставленных многодетным семьям.
По предварительным данным, за 2022 год на территории региона всего введено в эксплуатацию 373,3 тыс. кв. метров жилья, из них 184 тыс. кв. метров в многоквартирных жилых домах и 189,3 тыс. кв. метров в индивидуальных жилых строениях. В сравнении с 2021 годом рост ввода жилья составил 121% (в 2021 году было введено в эксплуатацию 308,3 тыс. кв. метров жилья).
В рамках развития отрасли жилищного строительства предусмотрены следующие мероприятия:
реализация проектов комплексного развития территорий;
освоение земель для развития жилищного строительства;
участие в конкурсных отборах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на получение субсидий для реализации программ стимулирования развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации;
обеспечение своевременного ввода в эксплуатацию объектов жилищного строительства, недопущение появления обманутых граждан - участников долевого строительства;
строительство объектов инженерной инфраструктуры для обеспечения жилищного строительства с привлечением различных источников финансирования;
развитие рынка ипотечного кредитования, в том числе за счет льготных ипотечных программ, направленных на поддержку отдельных категорий граждан (семьи с детьми, молодые профессионалы, специалисты IT-отрасли);
увеличение объемов индивидуального жилищного строительства, в том числе за счет внедрения индустриального способа строительства.
Система теплоснабжения Орловской области состоит из 1,3 тыс. локальных систем теплоснабжения и 37 обслуживающих предприятий. Общая протяженность тепловых сетей составляет 0,5 тыс. километров. В системах водоснабжения и водоотведения действует около 26 насосных станций водопровода, 1526 водозаборных сооружений, 117 канализационных насосных станций, 22 очистных сооружений канализации. Протяженность сетей водоснабжения, по итогам инвентаризации, составляет 5,6 тыс. километров, сетей водоотведения - около 0,9 тыс. километров. Актуальной остается проблема ветшания объектов коммунального хозяйства. Более 40% линейных объектов нуждаются в обновлении, ежегодно около 3% сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения признаются аварийными, при этом обновляется не более 1-2%.
Ипотечное кредитование является основным рыночным способом улучшения жилищных условий. Ежегодно около 50% всех сделок с жильем оформляется с привлечением кредитных средств, а в 2020-2021 годах в условиях низких ставок по рыночным кредитам и реализации программы "Льготной ипотеки" эта доля достигала 75-80% на первичном рынке.
Ежегодно с помощью ипотеки более 1,3-1,8 млн семей приобретают жилье. Ипотечный кредит выплачивает каждая десятая российская семья (более 7 млн семей). В последние годы темп прироста ипотечного портфеля превышает 20 %. С учетом секьюритизации ипотечных кредитов ипотечный портфель составляет 12,9 трлн рублей (в том числе менее 1 % составляют кредиты на индивидуальное жилищное строительство) - около 10% годового объема валового внутреннего продукта, а доля ипотеки в совокупных кредитах населения - около 48%. Существует потенциал роста рынка ипотеки в 1,5 раза, до 15% валового внутреннего продукта и более.
В 2021 году выдано 1,9 млн ипотечных кредитов (+ 7% к 2020 году) на общую сумму 5,7 трлн рублей (+ 28% к 2020 году), в том числе по льготным программам выдано 24% всех ипотечных кредитов (476 тыс. на 1542 млрд рублей). На цели приобретения и строительства индивидуальных домов выдано 37 тыс. кредитов на 121 млрд рублей (2% всего количества выданных ипотек). Средний уровень ипотечной ставки с начала года составил 7,49% (на новостройки - 5,9%, на жилье на вторичном рынке - 8,31%).
В 2019 году в Орловской области запущена региональная программа льготной ипотеки на новостройки. Реализация регионального проекта "Ипотека" регламентируется постановлением Правительства Орловской области от 10 июня 2019 года N 326 "О создании условий для осуществления отдельными категориями граждан права на жилище и стимулирования жилищного строительства на территории Орловской области" (далее - Постановление N 326).
Право на заключение кредитного договора со сниженной процентной ставкой удостоверяется путем выдачи гражданину свидетельства о праве на заключение договора на приобретение жилого помещения на первичном рынке жилья на территории Орловской области с использованием ипотечного кредита со сниженной процентной ставкой.
Постановлением N 326 предусмотрено предоставление субсидии застройщикам для возмещения части их расходов в связи с компенсацией части процентной ставки по ипотечным кредитам, выдаваемым кредитными организациями гражданам для приобретения жилых помещений на первичном рынке жилья на территории Орловской области.
Принятые решения позволили не допустить снижения уровня ипотеки и жилищного строительства.
С помощью единой информационной системы жилищного строительства организовано единое цифровое пространство для взаимодействия ключевых участников рынков жилищного строительства и ипотечного кредитования, реализована платформа для оперативного запуска любых программ поддержки населения и отрасли.
Вызовом является недоступность ипотеки для 50% населения при значении рыночной ставки по ипотеке на уровне 9-10% и отсутствие роста реальных доходов населения как основы для формирования долгосрочного стабильного спроса на жилье.
Задачами являются:
обеспечение доступности ипотеки за счет снижения ипотечной ставки;
обеспечение стабильного долгосрочного спроса на жилье и опережающего роста запуска новых проектов.
Предусмотрены следующие мероприятия:
реализация комплекса мероприятий по достижению национальной цели "Улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно" в части снижения уровня процентной ставки по ипотечным кредитам;
повышение инвестиционной привлекательности и ликвидности ипотечных ценных бумаг;
стандартизация и цифровизация рынка ипотеки;
снижение издержек граждан и банков на оформление и обслуживание ипотечного кредита за счет перевода взаимодействия заемщиков, банков и государственных органов в электронный формат;
развитие механизма ипотечного кредитования строительства индивидуальных жилых домов, в том числе льготных ипотечных программ, и строительства индивидуальных жилых домов гражданами самостоятельно;
реализация программ льготной ипотеки для отдельных категорий граждан для обеспечения устойчивого снижения ставок по ипотеке и стабильного спроса на новостройки. Для поддержки отдельных категорий граждан, в том числе семей с детьми, в случае реализации негативного макроэкономического сценария, снижения спроса на новое жилье потребуется оперативное изменение существующих параметров реализации ипотечных программ с государственной поддержкой и продление срока действия отдельных программ до 2030 года;
унификация условий и механизмов реализации всех ипотечных программ, реализуемых с финансовой поддержкой из федерального бюджета и бюджета Орловской области;
дифференцированное развитие ипотеки с использованием механизмов льготной ипотеки с государственной поддержкой;
развитие дополнительных финансовых механизмов приобретения жилья (накопительные жилищные счета, за счет которых заемщики смогут накопить первоначальный взнос и снизить ставку по ипотеке) и др.
Результатами осуществления указанных мероприятий являются:
приобретение жилья с ипотекой доступно для 60% российских семей, отношение ипотечного портфеля к годовому объему валового внутреннего продукта выросло в 1,5 раза по отношению к 2020 году, до 15% и более;
обеспечена выдача не менее 50 тыс. ипотечных кредитов на приобретение (создание) объектов индивидуального жилищного строительства к 2030 году;
обеспечен дифференцированный подход к реализации механизмов льготной ипотеки с государственной поддержкой с учетом деления регионов на кластеры.
Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда
В настоящее время расселение аварийного жилья осуществляется в соответствии с региональным проектом "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда". За период 2019-годов необходимо переселить 3,2 тыс. человек из 46 тыс. кв. метров аварийного жилья.
По итогам реализации региональных адресных программ переселения граждан из аварийных домов на территории Орловской области в 2008-годах полностью ликвидирован жилищный фонд, признанный аварийным до 1 января 2012 года. За указанный период расселено 235 аварийных домов; общая площадь расселенных жилых помещений составила более 60 тыс. кв. м.
Всего за период с 2008 по 2021 годы по программам переселения расселено более 80 тыс. кв. метров аварийного жилья.
Основными факторами старения жилищного фонда являются естественный износ конструктивных элементов многоквартирных домов, несвоевременное проведение их капитального ремонта.
Не вошли в действующую программу переселения 115 многоквартирных домов, признанные аварийными после 1 января 2017 года.
Региональные программы расселения аварийного жилищного фонда при их надлежащем финансировании позволят предотвратить старение жилищного фонда, обеспечат расселение аварийного жилищного фонда и сокращение накопленного аварийного жилищного фонда.
Вызовами являются:
темп прироста аварийного жилищного фонда превышает темп расселения, предусмотренный действующей программой;
высокая доля расходов бюджетных средств, направляемых на расселение аварийного жилищного фонда;
отсутствие особенностей проведения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с высокой степенью износа в целях сдерживания их перехода в аварийное состояние;
Задачами являются:
выработка и внедрение комплексного подхода к обновлению жилищного фонда, предполагающего системные меры по развитию территорий населенных пунктов за счет новых источников финансирования;
наращивание темпов расселения аварийного жилищного фонда для обеспечения устойчивого сокращения аварийного жилищного фонда;
расширение использования механизма комплексного развития территорий жилой застройки при расселении ветхого и аварийного жилищного фонда;
совершенствование правил предоставления жилых помещений и выплаты денежного возмещения при расселении аварийного жилищного фонда и обеспечение финансирования мероприятий переселения граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости "бесшовного" перехода к расселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года, в Орловской области;
создание постоянно действующего механизма финансирования расселения аварийного жилищного фонда за счет средств инвесторов по проектам комплексного развития территорий.
Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан.
В рамках государственной программы Орловской области "Обеспечение условий и формирование комфортной среды проживания в Орловской области" к концу 2021 году был решен жилищный вопрос более 2,5 тыс. семей 16 льготных категорий граждан.
По состоянию на 1 января 2022 года на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений (имеющих право на предоставление социальной выплаты) в Орловской области состоят 7,3 тыс. семей, подлежащих обеспечению жильем.
Вызовом является то, что срок ожидания в очереди на улучшение жилищных условий составляет в среднем 25 лет.
Задачами являются:
улучшение жилищных условий граждан, перед которыми имеются обязательства государства по обеспечению жильем на 1 января 2022 года, до 2030 года;
завершение до 2025 года мероприятий по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством.
Предусмотрены следующие мероприятия:
инвентаризация сформированных очередей на улучшение жилищных условий и создание единого реестра нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан;
совершенствование законодательства Орловской области в сфере обеспечения жильем детей-сирот;
расширение мер жилищной поддержки граждан, в том числе через инструмент долгосрочной аренды жилых помещений в качестве одного из способов решения жилищного вопроса (социальное наемное жилье).
Результаты осуществления указанных мероприятий:
сформирована единая сквозная система учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и повышена адресность поддержки;
с 2030 года средний срок ожидания в очереди на улучшение жилищных условий граждан не превышает 5 лет.
Развитие жилищно-коммунального хозяйства.
Состояние коммунальной и жилищной сферы в Орловской области имеет муниципальные различия. Значительная часть систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства нуждается в качественной технологической модернизации с привлечением существенного объема инвестиций. Причиной такого положения в первую очередь является недостаточная эффективность деятельности организаций и предприятий жилищно-коммунального хозяйства, обусловленная недостатками применяемых методов ценового регулирования, отсутствием мотивации к снижению затрат, повышению энергоэффективности систем инженерно-технического обеспечения и внедрению новых технологий при их строительстве и эксплуатации, отсутствие сформированной системы технического обследования объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.
Актуальной остается проблема ветшания сетей инженерно-технического обеспечения. Более 40% линейных объектов сферы жилищно-коммунального хозяйства нуждаются в замене, в том числе:
сетей водоснабжения - 46,4% (2,6 тыс. километров из 5,6 тыс. километров);
сетей теплоснабжения - 20% (97,5 километров из 491,2 километров);
сетей водоотведения - 67% (0,6 тыс. километров из 0,9 тыс. километров).
Высокий износ коммунальной инфраструктуры является основным фактором, влияющим на объем потерь ресурсов в сетях инженерно-технического обеспечения, а также причиной их высокой аварийности. По данным системы мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства, ежемесячно происходит в среднем 81 происшествие, средняя продолжительность перерыва в поставках коммунальных услуг составляет около 8 часов.
В целях предотвращения деградации систем инженерно-технического обеспечения необходимо для ускоренного обновления основных фондов жилищно-коммунального хозяйства обеспечить ежегодный уровень замены сетей инженерно-технического обеспечения не ниже 5% их общей протяженности.
Высокая изношенность коммунальной инфраструктуры, отставание темпов замены сетей инженерно-технического обеспечения от требуемого согласно нормативному сроку их службы, высокая аварийность являются следствием значительного недоинвестирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
Необходимо обеспечить проведение мероприятий по замене ветхих сетей инженерно-технического обеспечения, в том числе с привлечением бюджетных средств, а также внебюджетных источников финансирования в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, что потребует принятия в Орловской области оптимальных тарифных решений, гарантирующих необходимый уровень внебюджетных инвестиций.
Отдельной важной задачей является тарифная политика. Характерной особенностью тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Орловской области остается существенный разброс цен и тарифов, который обусловлен в одних случаях местными особенностями формирования энергетических и коммунальных систем, в других - жестким регулированием, в третьих - низкой эффективностью организаций жилищно-коммунального хозяйства.
Обеспечением обновления инфраструктуры и гарантированного возврата вложенных инвестиций должна стать сбалансированная и экономически обоснованная тарифная политика, включающая в себя разработку сбалансированной модели тарифного регулирования в сфере коммунального хозяйства, основанная на следующих базовых принципах:
запрет пересмотра и корректировки тарифов и долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства в течение долгосрочного периода;
сохранение экономии, полученной в результате проведения мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры, внедрения новых технологий и сокращения неэффективных расходов при достижении ими плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности систем инженерно-технического обеспечения;
обеспечение учета объективных условий функционирования организаций жилищно-коммунального хозяйства, таких как масштаб деятельности, обеспеченность собственными ресурсами, фактическое состояние коммунальной инфраструктуры и технические возможности оптимизации;
закрепление долгосрочных гарантий возврата и доходности инвестиций (в том числе за счет достигаемых в результате реализации проектов эффектов (дополнительной прибыли) для потребителей), формирование стабильного инвестиционного цикла регулируемых организаций, с ориентацией на применение российских материалов и технологий в проектах модернизации коммунальной инфраструктуры;
установление целевых параметров роста операционной и инвестиционной эффективности организаций жилищно-коммунального хозяйства по итогам первого (пилотного) этапа реализации целевой модели тарифного регулирования (в том числе темпа сокращения операционных расходов, уменьшения износа систем инженерно-технического обеспечения, доли ветхих сетей инженерно-технического обеспечения);
создание единой цифровой тарифной платформы, обеспечивающей прозрачность и эффективность тарифного регулирования и контроля инвестиционных программ.
Тарифы организаций коммунального комплекса Орловской области находятся на уровне себестоимости производства коммунальных услуг, в связи с чем дополнительные затраты приведут к росту тарифов на коммунальные ресурсы выше установленного предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Учитывая, что концессионное соглашение имеет долгосрочный характер, и инвестор может рассчитывать на окупаемость инвестиций в период действия соглашения, одним из механизмов привлечения внебюджетных средств для обновления объектов коммунальной инфраструктуры в Орловской области являются концессионные соглашения.
За период 2015-2022 годов в Орловской области заключено и действует 16 концессионных соглашений, при этом общий объем инвестиций (нарастающим итогом), предусмотренный в рамках данных концессионных соглашений, составляет 66 млн рублей.
Проблемы, связанные с отсутствием в полном объеме регистрации объектов жилищно-коммунального хозяйства в установленном порядке, неудовлетворительное финансовое состояние организаций, высокий износ коммунальной инфраструктуры отрицательно влияют на заинтересованность потенциальных инвесторов, что осложняет заключение концессионных соглашений.
Зачастую потенциальными инвесторами на заключение концессионного соглашения являются представители малого и среднего бизнеса, которые ранее эксплуатировали объекты жилищно-коммунального назначения по договорам аренды и которым сложно привлечь достаточные суммы капитала. Крупные участники рынка не изъявляют желания оказывать соответствующие услуги в сельской местности.
Еще одной системной проблемой жилищно-коммунального хозяйства является задолженность граждан и организаций за потребленные услуги и ресурсы. Просроченная задолженность за ресурсы и услуги предприятий жилищно-коммунального хозяйства со стороны организаций и населения по итогам 2022 года составили почти 2,5 млрд рублей, из них долги населения и исполнителей коммунальных услуг - 2,0 млрд рублей, организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, - 0,2 млрд. рублей, прочих потребителей, в том числе за коммунальные услуги, - 0,3 млрд. рублей.
В целях ликвидации задолженности принято решение снизить размер максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи до 10%. Постановлением Правительства Орловской области от 16 мая 2022 года N 260 внесены изменения в постановление Правительства Орловской области от 27 апреля 2011 года N 124 "О региональных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг, нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи". Возмещение части затрат по оплате коммунальных услуг является дополнительным стимулом для населения к своевременной оплате жилищно-коммунальных услуг без накопления задолженностей. Соответственно увеличится поступление денежных средств предприятиям коммунального комплекса.
В Российской Федерации с 2014 года на постоянной и долгосрочной основе созданы и функционируют на региональном уровне механизмы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. В Орловской области создан региональный оператор капитального ремонта, утверждена региональная программа капитального ремонта, установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт. В региональную программу капитального ремонта включены 4,362 тыс. многоквартирных домов общей площадью 14,8 млн. кв. метров (с учетом вспомогательных и нежилых помещений), в которых проживают 0,576 млн человек.
Для реализации региональной программы капитального ремонта Орловской областью утверждаются трехлетние краткосрочные планы их реализации. С начала реализации таких программ работы по капитальному ремонту проведены в более чем в 1,004 тыс. многоквартирных домах общей площадью более 3,8 млн кв. метров, что позволило улучшить условия проживания более 0,16 млн человек.
При этом, несмотря на стабильно функционирующую региональную программу капитального ремонта Орловской области, имеются направления развития, требующие принятия системных решений, в том числе на федеральном уровне, для обеспечения дальнейшего совершенствования сферы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Практика реализации региональной программы капитального ремонта Орловской области показала, что жесткая фиксация сроков выполнения работ в долгосрочных программах неэффективна. Плановые сроки работ были установлены на этапе формирования региональной программы, на основе нормативных межремонтных сроков и с учетом имевшихся данных о техническом состоянии многоквартирных домов и их конструктивных элементах. В связи с неполнотой системы технического учета жилищного фонда сведения о техническом состоянии многоквартирных домов не были в достаточной степени актуальными и достоверными.
Указанные проблемы могут приводить к некачественному (неправомерному) планированию работ по капитальному ремонту, что в свою очередь ведет к неэффективному расходованию средств собственников. Таким образом, требуется более гибкий механизм планирования работ по капитальному ремонту, учитывающий фактическое техническое состояние конструктивных элементов.
Несоответствие запланированного объема работ прогнозному поступлению взносов на капитальный ремонт, обусловленное среди прочего установлением минимального размера взноса на капитальный ремонт на недостаточном уровне, влечет риски неисполнения региональной программы капитального ремонта в полном объеме.
Капитальный ремонт жилищного фонда.
Вызовами являются:
отсутствие системы технического учета жилищного фонда;
недостаточное финансовое обеспечение региональной программы капитального ремонта;
недостаточный объем финансирования работ по капитальному ремонту многоквартирных домов - объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (далее - объекты культурного наследия), в связи с особенностями организации и проведения капитального ремонта, определенных действующим законодательством;
недостаточные темпы проведения работ по замене лифтов в многоквартирных домах, в том числе формирующих фонд капитального ремонта на специальных счетах.
Задачами являются:
реализация на территории Орловской области принятых на федеральном уровне решений по учету жилищного фонда, в том числе позволяющих формировать достоверную информацию о составе жилищного фонда, его состоянии, уровне благоустройства и изменении этих показателей;
формирование региональной программы капитального ремонта и краткосрочных планов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, исходя из их фактического технического состояния (по необходимости);
определение на региональном уровне механизмов софинансирования из средств бюджетной системы капитального ремонта объектов культурного наследия и работ по замене лифтового оборудования в многоквартирных домах;
актуализация на региональном уровне требований к формированию и реализации региональной программы капитального ремонта, с учетом обеспечения возможности их синхронизации с мероприятиями других программ;
повышение эффективности использования средств фондов капитального ремонта и обеспечение финансовой устойчивости региональной программы капитального ремонта, в том числе за счет формирования дополнительных источников их финансирования.
Предусмотрены следующие мероприятия:
совершенствование законодательства Орловской области в области учета технического состояния многоквартирных домов, организация системы сбора и обобщения информации о технических характеристиках и состоянии жилищного фонда, содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости и в электронном паспорте многоквартирного дома, формируемом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства;
модернизация информационных систем для учета актуального технического состояния многоквартирного дома, а также для оценки удовлетворенности граждан проведенными работами по капитальному ремонту;
реализация на территории Орловской области принятых на федеральном уровне решений по обеспечению механизма корректировки региональной программы капитального ремонта с учетом действительного технического состояния многоквартирных домов;
реализация на территории Орловской области принятых на федеральном уровне решений по обеспечению установления на региональном уровне единых требований к формированию и реализации региональной программы капитального ремонта, разработка и внедрение единой технической и ценовой политики для регионального оператора, уточнение квалификационных требований к отбору подрядных организаций, привлекаемых для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
уточнение правил проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в части порядка выбора видов работ исходя из технического состояния дома, определенного на основании результатов его технического обследования;
совершенствование на региональном уровне механизма использования средств на специальных счетах, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
создание на региональном уровне механизма увеличения объема средств, направляемых ежегодно на проведение капитального ремонта;
установление особого порядка финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, с привлечением средств федерального, регионального и местного бюджетов в зависимости от категории объекта культурного наследия;
синхронизация мероприятий региональной программы капитального ремонта с планами модернизации коммунальной инфраструктуры за счет средств инфраструктурных бюджетных кредитов и средств фонда национального благосостояния.
Результаты осуществления указанных мероприятий:
создана система технического учета жилищного фонда;
на постоянной основе осуществляется актуализация данных о техническом состоянии многоквартирных домов для их использования в целях планирования своевременного капитального ремонта;
работы по капитальному ремонту осуществляются с учетом результатов технического обследования многоквартирных домов;
утверждена единая техническая и ценовая политика для регионального оператора;
усовершенствован механизм использования средств на специальных счетах, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
запущен сервис мониторинга удовлетворенности граждан проведенным капитальным ремонтом в многоквартирных домах;
лифты в многоквартирных домах соответствуют требованиям технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов".
Теплоснабжение.
Текущее состояние систем централизованного теплоснабжения характеризуется недостаточными показателями надежности, энергоэффективности и экологичности, в связи с чем необходимо обеспечить масштабную модернизацию действующих мощностей, в том числе посредством технического перевооружения и перевода отопительных котельных на экологичные и энергоэффективные виды топлива. Важно также полностью и своевременно обеспечивать требуемую тепловую нагрузку перспективных объектов капитального строительства.
Вызовами являются:
рост изношенности и аварийности объектов теплосетевого комплекса. При существующем удельном весе сетей теплоснабжения, нуждающихся в замене, составляющем около 20%, фактически ежегодно обновляется только 1,5-2,2 %;
высокий уровень потерь тепловой энергии при выработке и передаче конечному потребителю;
эксплуатация неэффективных отопительных котельных, использующих твердые и жидкие виды топлива. В значительной степени убыточность таких отопительных котельных связана с ростом стоимости используемого топлива. В структуре себестоимости предприятий тепловой генерации расходы на закупку топлива варьируются в диапазоне 50-65% в зависимости от источника теплоснабжения;
дефицит источников финансирования (тарифных, нетарифных, внебюджетных) для обеспечения необходимых темпов модернизации систем централизованного теплоснабжения.
Задачами являются:
доведение темпов замены сетей теплоснабжения до уровня не менее 5% в год;
повышение эффективности тарифных источников финансирования капитальных затрат и бюджетных инвестиций, повышение инвестиционной привлекательности отрасли для частных компаний;
снижение потерь, повышение энергетической эффективности сферы теплоснабжения и снижение аварийности на сетях теплоснабжения и объектах капитального строительства сферы теплоснабжения.
Предусмотрены следующие мероприятия:
проведение оценки состояния систем теплоснабжения на постоянной основе;
введение требования об обязательном наличии инвестиционной программы ресурсоснабжающей организации, в случае если схемой теплоснабжения предусмотрены мероприятия по развитию ресурсоснабжающей организации;
утверждение правил и методик контроля учета амортизационных отчислений в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства как источников финансирования мероприятий инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляемого органами регулирования тарифов и органами власти, уполномоченными на утверждение таких инвестиционных программ. Приоритетом использования амортизационных отчислений (с учетом недосбора платежей за коммунальные услуги) должно быть полное и своевременное восстановление или новое строительство объектов жилищно-коммунального хозяйства, за исключением случаев, когда за счет таких отчислений осуществляется возврат вложенного инвестором собственного капитала, заемного капитала и расходов на его обслуживание (кроме финансирования мероприятий в полном объеме за счет бюджетных инвестиций);
обновление объектов теплоснабжения посредством реализации программы модернизации коммунальной инфраструктуры на период 2023-2027 годов с прогнозом до 2030 года за счет средств инфраструктурных бюджетных кредитов и средств фонда национального благосостояния;
повышение качества схем теплоснабжения, разрабатываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере теплоснабжения;
стимулирующие меры, направленные на повышение эффективности управления предприятиями сферы теплоснабжения;
разработка подходов к долгосрочному планированию расходования средств застройщика в виде платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения как источника финансирования мероприятий по развитию системы теплоснабжения;
разработка мер стимулирования привлечения внебюджетных источников финансирования для реализации мероприятий по модернизации и развитию инфраструктуры в сфере теплоснабжения.
Результаты осуществления указанных мероприятий:
ежегодное снижение уровня потерь тепловой энергии и аварийности на тепловых сетях, в том числе за счет увеличенного темпа обновления объектов теплосетевой инфраструктуры;
улучшение показателей надежности и энергоэффективности систем теплоснабжения, в том числе снижение удельного расхода топлива, увеличение доли использования в виде топлива природного и сжиженного газа;
развитие магистральных и распределительных сетей теплоснабжения, в том числе для надежного и качественного обеспечения потребностей нового жилищного строительства;
повышение эффективности муниципальных унитарных предприятий, эксплуатирующих отопительные котельные;
доля привлеченных средств, в том числе средств частных инвесторов, а также средств, привлекаемых в Орловской области на возвратной основе, в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения за весь период реализации Стратегии составит не менее 30%.
Водоснабжение.
Качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, по данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, обеспечено 93,0 процента населения Орловской области.
Задачами в сфере водоснабжения являются надежное обеспечение потребителей качественной питьевой водой, а также снижение неконтролируемого аварийного износа сетей водоснабжения, приводящего к большим потерям.
Вызовами являются:
высокий уровень накопленного износа основных фондов и сетевого хозяйства в сфере водоснабжения, не позволяющий предоставить потребителям питьевую воду, удовлетворяющую нормативным требованиям;
высокий уровень потерь на сетях водоснабжения, в том числе в связи с наличием незаконных подключений;
низкий уровень обеспеченности сельского населения качественной питьевой водой;
низкая инвестиционная привлекательность отрасли, обусловленная дефицитом тарифных источников финансирования капитальных вложений.
Задачами являются:
обеспечение потребителей качественной питьевой водой;
доведение доли сельского населения, обеспеченного качественной питьевой водой, до уровня доли городского населения, обеспеченного качественной питьевой водой;
повышение темпов замены сетей водоснабжения до уровня не менее 5 процентов в год;
сокращение нормативных и коммерческих потерь на сетях водоснабжения, снижение уровня аварийности на сетях и объектах водоснабжения;
повышение качества разработки схем водоснабжения в части их соответствия требованиям действующего законодательства Российской Федерации;
разработка мер стимулирования привлечения внебюджетных источников финансирования для реализации мероприятий по модернизации и развитию инфраструктуры в сфере водоснабжения.
Предусмотрены следующие мероприятия:
проведение оценки состояния централизованных систем водоснабжения на постоянной основе;
актуализация органами местного самоуправления схем водоснабжения в соответствии с требованиями действующего законодательства;
разработка и реализация комплексного плана по повышению обеспеченности сельского населения качественной питьевой водой;
отказ от разработки и утверждения производственных программ ресурсоснабжающей организации в пользу обязательного наличия инвестиционной программы ресурсоснабжающей организации;
стимулирование увеличения объема и доли внебюджетных источников финансирования реализации мероприятий по модернизации и развитию инфраструктуры в сфере водоснабжения;
создание упрощенного механизма передачи бесхозяйных объектов и сетей водоснабжения в государственную (муниципальную) собственность;
создание механизмов реализации проектов по модернизации действующих или строительству новых централизованных систем водоснабжения, в том числе на основе принципов государственно-частного партнерства;
обновление объектов водоснабжения посредством реализации программы модернизации коммунальной инфраструктуры на период 2023-2027 годов с прогнозом до 2030 года в рамках комплекса инструментов, предусмотренных федеральным проектом "Инфраструктурное меню".
Результаты осуществления указанных мероприятий:
до 96,5% увеличена доля населения Орловской области, обеспеченного качественной питьевой водой из централизованных источников водоснабжения, в том числе за счет увеличения доли обеспеченности качественной питьевой водой сельского населения;
повышен уровень надежности и эффективности систем водоснабжения, обеспечено сокращение коммерческих и нормативных потерь воды на сетях водоснабжения, снижен уровень аварийности на сетях и объектах водоснабжения;
привлечение средств, в том числе средств частных инвесторов, а также средств, привлекаемых в Орловской области на возвратной основе, по капитальным вложениям в системы водоснабжения, водоотведения.
Водоотведение.
Задачами в сфере водоотведения являются снижение негативного воздействия на окружающую среду путем повышения качества очистки сточных вод, а также снижение неконтролируемого аварийного износа сетей водоотведения, приводящего к попаданию неочищенных стоков на рельеф местности и в водные объекты.
Вызовами являются:
высокий уровень накопленного износа основных фондов и сетевого хозяйства организаций в сфере водоотведения, что приводит к загрязнению почв, поверхностных и подземных источников водоснабжения;
отсутствие нормативной работы системы поверхностного водоотвода в населенных пунктах делает невозможным применение механизмов государственно-частного партнерства и привлечение внебюджетных источников финансирования при строительстве (реконструкции) систем поверхностного водоотвода;
недостаточная развитость системы централизованного водоотведения и очистки коммунальных бытовых стоков - около 20% населения проживают в условиях отсутствия централизованных или локальных очистных сооружений, значительное количество социально значимых объектов в малых и средних населенных пунктах не обеспечено системами централизованного водоотведения и очистки бытовых стоков.
Задачами являются:
обеспечение сохранности источников питьевого водоснабжения и экологической безопасности водных ресурсов;
повышение темпов замены сетей водоотведения до уровня не менее 5% в год;
снижение уровня аварийности на сетях водоотведения;
повышение качества разработки схем водоотведения в части их соответствия требованиям действующего законодательства Российской Федерации;
разработка мер стимулирования привлечения внебюджетных источников финансирования для реализации мероприятий по модернизации и развитию инфраструктуры в сфере водоотведения.
Предусмотрены следующие мероприятия:
проведение оценки состояния централизованных систем водоотведения на постоянной основе;
актуализация органами местного самоуправления схем водоотведения в соответствии с требованиями действующего законодательства;
отказ от разработки и утверждения производственных программ ресурсоснабжающей организации в пользу обязательного наличия инвестиционной программы ресурсоснабжающей организации;
стимулирование увеличения объема и доли внебюджетных источников финансирования реализации мероприятий по модернизации и развитию инфраструктуры в сфере водоотведения;
создание механизма передачи бесхозяйных объектов и сетей поверхностного водоотведения в государственную (муниципальную) собственность;
создание механизмов реализации проектов по модернизации действующих или строительству новых централизованных систем водоотведения поверхностного стока, в том числе на основе принципов государственно-частного партнерства;
разработка мер в целях поддержки развития систем централизованной очистки коммунальных бытовых стоков в малых и средних населенных пунктах и местах компактного проживания граждан;
разработка мер в целях поддержки развития инвестиционных проектов в сфере очистки и обеззараживания коммунальных бытовых стоков, сбора и утилизации биогаза с очистных сооружений коммунальных бытовых стоков;
обновление объектов водоотведения посредством реализации программы модернизации коммунальной инфраструктуры на период 2023-годов с прогнозом до 2030 года за счет средств инфраструктурных бюджетных кредитов и средств фонда национального благосостояния.
Результаты осуществления указанных мероприятий:
повышен уровень надежности и эффективности систем водоотведения, снижен уровень аварийности на сетях и объектах водоотведения;
сокращен сброс загрязненных сточных вод в водные объекты, определенные как ключевые водные объекты Орловской области;
восстановлена нормативная работа существующих систем поверхностного водоотвода в населенных пунктах, созданы новые системы;
привлечение средств, в том числе средств частных инвесторов, а также средств, привлекаемых в Орловской области на возвратной основе, по капитальным вложениям в системы водоснабжения, водоотведения.
Газоснабжение.
Обеспечение газом объектов капитального строительства является одним из условий полноценного и комплексного развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства. Реализация проектов по модернизации объектов теплоснабжения является одним из инструментов для совершенствования внутреннего рынка газа и развития производства и потребления сжиженного природного газа как источника экологичного и энергоэффективного вида топлива.
Вызовами являются:
недостаточный уровень развития газотранспортной инфраструктуры и газификации населения, в особенности в сельской местности;
низкий уровень синхронизации схем развития систем теплоснабжения и программ и схем развития газоснабжения, в том числе в части удовлетворения потребности населения в подключении к централизованным системам теплоснабжения и социальной газификации;
неразвитая инфраструктура по производству, транспортировке и потреблению сжиженного природного газа в целях автономного обеспечения теплоснабжения малонаселенных и территориально удаленных от газовых магистралей населенных пунктов.
Задачами являются:
создание условий для первоочередного подведения газа к земельным участкам, вовлекаемым в оборот для жилищного строительства;
участие в совершенствовании внутреннего рынка газа в целях развития индивидуального жилищного строительства и централизованных систем теплоснабжения;
усиление контроля за состоянием и процессом эксплуатации внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в части его соответствия требованиям безопасности.
Предусмотрены следующие мероприятия:
синхронизация схем развития систем теплоснабжения и программ газоснабжения, в том числе в части удовлетворения потребности населения в газификации и подключении к централизованным системам теплоснабжения;
стимулирование внутреннего спроса на сжиженный природный газ как инструмент обеспечения энергетической безопасности территорий, отдаленных от магистральной системы газоснабжения и использующих в виде топлива мазут и уголь;
организация квалифицированного обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, ужесточение требований к обслуживанию вентиляционного оборудования, урегулирование вопроса доступа в жилые помещения проверяющих организаций.
Результаты осуществления указанных мероприятий:
созданы условия для подведения газа к земельным участкам, вовлекаемым в оборот для целей жилищного строительства;
обеспечены условия для автономного, энергоэффективного и экологичного теплоснабжения малонаселенных и территориально удаленных от магистрального газа населенных пунктов путем увеличения потребления сжиженного природного газа;
сокращено количество происшествий, возникающих из-за нарушений использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Обращение с отходами производства и потребления.
В Орловской области с 2019 года реализуются мероприятия в рамках реформы обращения с твердыми коммунальными отходами. По результатам отбора, проведенного в установленном Правительством Российской Федерации порядке, определен региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. С момента начала деятельности регионального оператора услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами включена в состав коммунальных услуг. В настоящее время назрела необходимость совершенствования подходов к тарифному регулированию в соответствии с утвержденной Концепцией внедрения механизмов тарифообразования для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, на долгосрочный период, пересмотра нормативов накопления твердых коммунальных отходов, реализации мероприятий, направленных на достижение показателей национального проекта "Экология".
Основным вектором развития отрасли обращения с отходами производства и потребления в Орловской области, как и в Российской Федерации, должна стать минимизация захоронения отходов. Максимальная доля отходов производства и потребления должна перерабатываться и использоваться повторно.
Назревшими проблемами в сфере являются:
недостаточная обеспеченность инфраструктурой для обращения с отходами производства и потребления, в том числе для организации раздельного сбора и накопления твердых коммунальных отходов;
низкая доля сортируемых твердых коммунальных отходов, а также повторно используемых вторичных материальных ресурсов, полученных в результате утилизации твердых коммунальных отходов.
Задачами при решении обозначенных проблем являются ресурсосбережение и максимальное вовлечение вторичных материальных ресурсов, полученных в результате утилизации твердых коммунальных отходов, в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Предусмотрены следующие мероприятия:
участие в обеспечении необходимой инфраструктуры для раздельного сбора твердых коммунальных отходов;
участие в разработке мер стимулирования, направленных на использование в качестве строительных материалов, а также для рекультивации и благоустройства территорий вторичных материальных ресурсов и продукции, произведенной с использованием таких вторичных материальных ресурсов, полученных в результате утилизации твердых коммунальных отходов.
Результаты осуществления указанных мероприятий:
сокращены объемы захораниваемых твердых коммунальных отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, и, как следствие, минимизирован вред, наносимый окружающей среде в результате загрязнения отходами производства и потребления;
обеспечено создание условий, необходимых для беспрепятственного и повсеместного доступа населения к инфраструктуре раздельного накопления и сбора отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов;
увеличена вовлеченность вторичных материальных ресурсов, полученных в результате утилизации твердых коммунальных отходов в хозяйственный оборот;
увеличено использование в строительном цикле ресурсов, полученных в результате утилизации твердых коммунальных отходов.
Профессиональная трансформация в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Вызовами являются:
внедрение в сферу жилищно-коммунального хозяйства новых технологий, автоматизации и цифровизации поднимает на новый уровень требования к компетенциям кадрового состава организаций, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
дефицит профессиональных кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обусловленный низкой привлекательностью рабочих мест и связанный с недостаточным уровнем развития системы профессиональной подготовки кадров для нужд отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
Задачами являются:
развитие системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для нужд отрасли жилищно-коммунального хозяйства;
повышение уровня компетенций руководителей и специалистов предприятий жилищно-коммунального хозяйства, профильных ведомств;
введение механизма систематического мониторинга прогнозирования кадровой потребности для отрасли.
Предусмотрены следующие мероприятия:
ведение систематического мониторинга прогнозирования кадровой потребности для отрасли;
развитие схем и форматов подготовки кадров по программам дополнительного профессионального образования (краткосрочного обучения и переобучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки) по профильным направлениям с учетом современных потребностей отрасли;
синхронизация существующих инструментов государственной поддержки развития образования и кадрового обеспечения с потребностями отрасли жилищно-коммунального хозяйства;
вовлечение работодателей в процесс подготовки специалистов;
актуализация и разработка инструментов независимой оценки квалификации персонала в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Результаты осуществления указанных мероприятий:
обеспечена подготовка специалистов, обладающих компетенциями, соответствующими современным потребностям сферы жилищно-коммунального хозяйства;
обеспечены мотивирующие факторы для повышения уровня профессионального развития работников, а также для совершенствования системы подготовки кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Формирование комфортной городской среды.
Формирование комфортной городской среды является неотъемлемой частью комплексного развития территорий и не может рассматриваться в отрыве от градостроительного планирования, создания городской инфраструктуры, возведения жилья, объектов торгового, культурного, спортивного и иного назначения, создания безбарьерной среды для маломобильных групп населения.
Приоритетность благоустройства территорий в Орловской области определяется муниципальными образованиями, в том числе по итогам голосования жителей.
Задачами являются:
сокращение количества городов с неблагоприятной городской средой;
ежегодный прирост индекса качества городской среды;
увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды;
Предусмотрены следующие мероприятия:
создание комфортных и безопасных общественных территорий, сохранение и развитие пространств населенных пунктов;
синхронизация мероприятий по благоустройству населенных пунктов с мероприятиями комплексного развития территорий, новым жилищным строительством, программой модернизации систем коммунальной инфраструктуры, капитального ремонта;
внедрение платформы учета общественного мнения при определении приоритетов развития объектов городского хозяйства;
формирование и совершенствование нормативной правовой базы, предусматривающей повышение ответственности и активности жителей в вопросах благоустройства;
Результаты осуществления указанных мероприятий:
улучшено качество городской среды в 1,5 раза по отношению к 2019 году;
повышен уровень активности граждан, в том числе обеспечено вовлечение не менее 30% граждан старше 14 лет в решение вопросов развития городской среды.
Цифровая трансформация отрасли строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Цифровизация в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве является передовым инструментом достижения стратегических целей и национальных задач. Целевым ориентиром мероприятий цифровой трансформации являются формирование и развитие цифровой системы управления жизненным циклом объектов капитального строительства, городского и жилищно-коммунального хозяйства, отвечающей современным отраслевым вызовам.
Функционируют государственная автоматизированная информационная система "Реформа ЖКХ", государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, комплексная информационная система Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Наличие таких систем является основой для формирования единой цифровой среды, позволяющей обеспечить создание информационных систем, при условии применения технологий информационного моделирования, переводимых в ресурс информации об объектах капитального строительства на всем протяжении жизненного цикла.
Цифровизация процедур в жилищно-коммунальном хозяйстве направлена как на решение конкретных отраслевых задач, так и на достижение показателей непосредственно "цифровой зрелости".
Расчет по базовым показателям "цифровой зрелости" развития городской среды достиг отметки в 60%.
Вызовами являются:
низкий уровень цифровизации поставщиков коммунальных услуг и организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги;
зависимость информационно-коммуникационной инфраструктуры отрасли жилищно-коммунального хозяйства от иностранного программного обеспечения.
Задачами являются:
цифровая трансформация процессов и услуг, административных процедур в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
развитие клиентоцентричности цифровых инструментов системы управления жилищно-коммунальным хозяйством;
повышение эффективности организаций жилищно-коммунального хозяйства путем внедрения автоматизированных систем управления их деятельностью;
обеспечение внедрения конкурентоспособного российского программного обеспечения при реализации мероприятий по цифровизации отрасли жилищно-коммунального хозяйства;
обеспечение мониторинга объемов твердых коммунальных отходов, направляемых на захоронение, за счет внедрения информационных систем контроля и учета.
Результаты осуществления мероприятий:
5% многоквартирных домов оснащены интеллектуальными системами общедомового учета ресурсов;
100% диспетчерских служб муниципальных районов и городских округов подключены к системам мониторинга инцидентов и аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства;
5% общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах проводятся посредством электронного голосования;
выведены на единый портал государственных и муниципальных услуг и региональные порталы государственных и муниципальных услуг все государственные услуги (сервисы) и функции в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Взаимодействие со смежными отраслями.
Развитие отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства во многом определяется развитием ряда обеспечивающих отраслей и в то же время оказывает значительное влияние на все сферы экономики. В связи с этим Стратегия взаимоувязана со стратегическими документами смежных отраслей экономики - энергетики, транспорта, промышленности и других.
Энергетика.
Задачи развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства требуют синхронизации с развитием энергетической отрасли. Процесс строительства требует обеспечения энергоресурсами, соответственно, спрос на них увеличится при увеличении объемов строительства, что требует своевременного наращивания мощностей в районах застройки. Энергетической стратегией в качестве приоритетной задачи предусмотрено первоочередное обеспечение энерго-, газо- и электроснабжением земельных участков, вовлекаемых в оборот для жилищного строительства.
Мероприятия Стратегии в части перехода на более экологичные виды топлива и повышения энергоэффективности жилья также согласуются с Энергетической стратегией, ключевыми задачами которой являются развитие энергосбережения и повышение энергетической эффективности в отраслях топливно-энергетического комплекса, а также повышение уровня газификации Орловской области и доведение его до 96,6% к 2030 году.
В свою очередь, реализация мероприятий Стратегии, направленных на оптимизацию, административную трансформацию и цифровизацию процедур создания объектов капитального строительства, позволит ускорить строительство объектов энергетической инфраструктуры благодаря ускорению инвестиционно-строительного цикла.
3. Ресурсное обеспечение реализации Стратегии
Реализация Стратегии осуществляется за счет средств всех уровней бюджетной системы, за счет финансовых мер государственной поддержки за счет средств инфраструктурных бюджетных кредитов и средств фонда национального благосостояния, а также средств внебюджетных источников (тариф, плата за подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения), в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства.
Размер средств консолидированного бюджета, необходимый для реализации Стратегии, ежегодно определяется и корректируется в рамках бюджетного процесса. Основными прямыми механизмами реализации Стратегии являются соответствующие мероприятия, реализуемые в рамках национальных проектов, федеральных проектов, региональных проектов, государственных программ и непрограммных мероприятий, с учетом их финансового обеспечения на период реализации Стратегии.
В настоящее время действуют следующие программы льготной ипотеки -"Льготная ипотека на новостройки", "Семейная ипотека", "Льготная ипотека для IT-специалистов". Общие расходы бюджета на реализацию этих программ зависят от динамики ключевой ставки.
Также граждане, у которых в период 2019-2023 годов родился третий или последующий ребенок, имеют право на получение выплаты в размере до 450 тыс. рублей на цели погашения ипотечных кредитов (займов), кредитный договор (договор займа) о предоставлении которых заключен до 1 июля 2024 года.
В случае реализации негативного макроэкономического сценария параметры отдельных ипотечных программ с государственной поддержкой могут быть пересмотрены, в том числе продлен срок их действия.
Важным инструментом для выполнения запланированных целей и приоритетов Стратегии является достижение финансовой сбалансированности межведомственной инвестиционной программы Орловской области, которая консолидирует в себе расходы по направлениям капитальных вложений.
Использование механизмов государственно-частного партнерства при реализации проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства имеет большие перспективы для развития отрасли. Инструмент концессий позволяет не только привлечь необходимые инвестиции, но и комплексно развивать инфраструктурные объекты, обеспечивая высокий уровень услуг для населения.
Кроме того, мероприятия по модернизации, реконструкции, новому строительству объектов коммунальной инфраструктуры (в том числе подготовке проектной документации), подготовке к отопительному периоду, а также возмещению выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций осуществляются за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Необходимый объем инвестиций на ускоренное обновление сетевого хозяйства составляет ориентировочно 0,6 млрд рублей до 2030 года.
Одним из инструментов повышения энергетической эффективности сферы жилищно-коммунального хозяйства, снижения потерь на сетях теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, снижения аварийности в условиях ежегодной деградации коммунальной инфраструктуры будет являться программа модернизации коммунальной инфраструктуры на период 2023-2027 годов с прогнозом до 2030 года, финансирование которой будет осуществляться за счет как бюджетных, так и внебюджетных источников.
Развитие инфраструктуры Орловской области будет также обеспечиваться за счет других мер государственной поддержки комплекса инструментов, предусмотренных федеральным проектом "Инфраструктурное меню", позволяющих направлять возвратные бюджетные средства на реализацию экономически эффективных и социально значимых проектов.
Основными финансовыми инструментами являются:
субсидии на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов инфраструктуры;
инфраструктурные бюджетные кредиты;
инфраструктурные облигации;
предоставление средств Фонда национального благосостояния государственной корпорации - публично-правовой компании "Фонд развития территорий";
субсидирование процентной ставки по кредитам, выданным на досрочное исполнение контрактов;
реструктуризация бюджетных кредитов в 2020-2021 годах в целях инфраструктурной поддержки реализации новых инвестиционных проектов;
поддержка проектов по строительству, модернизации и реконструкции объектов инфраструктуры со стороны государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ";
программа модернизации коммунальной инфраструктуры на период 2023-годов с прогнозом до 2030 года.
4. Мониторинг реализации Стратегии
Координация и методическое обеспечение разработки и корректировки Стратегии обеспечиваются Правительством Орловской области.
Реализация Стратегии осуществляется органами исполнительной власти Орловской области, органами местного самоуправления, институтами развития и научными организациями, профессиональным и бизнес-сообществом строительной отрасли в соответствии с полномочиями в установленной сфере деятельности.
Участники реализации Стратегии представляют информацию о достигнутых или недостигнутых результатах (с обоснованием причин их недостижения).
Мониторинг достижения целей, решения задач и выполнения мероприятий национальных проектов, содержащих результаты для жилищно-коммунального хозяйства, осуществляется на основе государственной автоматизированной информационной системы "Управление".
Выстраивание аналитически-прогнозной вертикали для отрасли позволит обеспечивать подробный анализ и получать сведения с детализацией до отдельных объектов капитального строительства.
Источником получения сведений на стадии эксплуатации объектов выступает автоматизированная информационная система "Реформа ЖКХ".
Показатели признания и расселения аварийного жилищного фонда в Орловской области размещаются в автоматизированной информационной системе "Реформа ЖКХ", оператором которой является государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
5. Сценарии и риски реализации Стратегии
За основу долгосрочного прогнозирования динамики развития строительной отрасли Орловской области до 2030 года приняты среднесрочный и долгосрочный прогнозы Министерства экономического развития Российской Федерации.
На реализацию целей и задач Стратегии будут влиять параметры макроэкономической конъюнктуры, социальные и политические факторы, а также региональные и местные социально-экономические условия и особенности Орловской области.
Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2035 года ожидается, что сохранится тренд на снижение уровня безработицы и увеличение реальных доходов населения за счет ускорения темпов экономического роста. Тенденции социально-экономического развития должны способствовать снижению доли расходов на жилищно-коммунальные услуги в потребительских расходах населения в среднем по России и повышению собираемости платы за жилищно-коммунальные услуги.
При этом проблема социального неравенства и дифференциации доходов населения будет сохраняться, приоритет по социальной защите и государственной поддержке отдельных групп населения не утратит свою актуальность на весь период реализации Стратегии.
Значительное влияние на развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства оказывают социальные факторы, включая задачи по социальной поддержке населения. Вопросы стоимости и доступности жилищно-коммунальных услуг сохраняют свою значимость для населения и будут актуальны в долгосрочной перспективе.
Основными эффектами, ожидаемыми по итогам реализации мероприятий Стратегии, являются:
социальные эффекты:
улучшение жилищных условий граждан за счет повышения доступности жилья, развития жилищно-коммунальной сферы;
повышение комфортности городской среды за счет создания благоустроенных общественных пространств, благоустройства дворовых территорий;
повышение качества коммунальных услуг за счет модернизации коммунальной инфраструктуры, снижения потерь и ограничений в предоставлении коммунальных ресурсов, вызванных аварийными инцидентами, и привлечения внебюджетных источников финансирования в объекты коммунальной инфраструктуры;
повышение уровня удовлетворенности граждан жилищными условиями и предоставляемыми жилищно-коммунальными услугами, в том числе за счет повышения качества услуг, приведения в нормативное состояние объектов жилищного фонда, повышения конкурентоспособности организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
экономические эффекты:
рост объемов работ за счет снятия ограничений по обеспечению необходимой инфраструктурой объектов в рамках реализации новых инвестиционных проектов в различных сферах региональной экономики путем создания (модернизации) объектов инфраструктуры;
повышение прозрачности и инвестиционной привлекательности отрасли;
снижение административной нагрузки;
повышение оперативности и эффективности управленческих решений на всех уровнях;
повышение эффективности капитальных вложений;
увеличение спроса на продукцию отечественного машиностроения, обрабатывающих производств в рамках импортозамещения и локализации производства строительных материалов, оборудования для нужд жилищно-коммунального хозяйства;
увеличение налоговых платежей в бюджеты всех уровней и поступлений во внебюджетные фонды за счет увеличения объемов прибыли организаций.
Кроме того, реализация мероприятий Стратегии не только будет способствовать улучшению жилищных условий граждан, развитию жилищно-коммунального хозяйства, но и окажет мультипликативный эффект на смежные секторы экономики и социальную сферу.
Макроэкономические риски, влияющие на реализацию Стратегии.
К макроэкономическим рискам, влияющим на развитие строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства и, как следствие, на реализацию Стратегии и достижение ее основных результатов, можно отнести:
финансовые риски, связанные с возможным отсутствием необходимого финансового обеспечения мероприятий Стратегии и низкой инвестиционной привлекательностью отдельных проектов и программ;
низкие темпы экономического роста или спад экономики, а также сильную дифференциацию экономического роста в зависимости от размера населенного пункта;
инфляционные риски, влияющие на снижение рентабельности бизнеса;
регуляторные риски, связанные с необходимостью внесения изменений в законодательство Российской Федерации и нормативные правовые акты, регулирующие деятельность жилищно-коммунального хозяйства;
демографические риски, сопряженные с динамикой роста населения страны, продолжением оттока населения из малых и средних населенных пунктов;
рыночные риски, связанные с изменениями в структуре доходов граждан и падением спроса. В случае реализации рисков и снижения спроса на новое жилье будут рассмотрены дополнительные меры поддержки, в том числе стимулирование ипотеки как механизма поддержки спроса в каждом регионе;
риски, связанные с неблагоприятной динамикой процентных ставок в экономике, которые оказывают влияние на доступность заемного финансирования и ипотечных продуктов. Уровень процентных ставок в экономике определяется значением ключевой ставки. Длительное сохранение ключевой ставки на высоком уровне увеличивает расходы бюджета по действующим программам государственной поддержки жилищного строительства, а также увеличивает затраты застройщиков на привлечение проектного финансирования;
риск существенного отклонения фактических значений макроэкономических показателей в период реализации Стратегии от значений, предусмотренных среднесрочным и долгосрочным макроэкономическими прогнозами Министерства экономического развития Российской Федерации. Реализация этого риска окажет влияние на отклонение фактических показателей Стратегии от целевых.
Вызовы, связанные с действием временных негативных факторов, в том числе внешних.
С февраля 2022 года наблюдаются существенные изменения экономических условий - ухудшение рыночной конъюнктуры, высокая волатильность на финансовом рынке и резкие колебания курса национальной валюты, вызванные, в том числе, внешнеполитическими обстоятельствами. Вместе с тем существенное влияние оказывают торговые, транспортные и технологические ограничения, вызванные введением санкций. Применительно к отраслям жилищно-коммунального хозяйства следствием указанных обстоятельств являются дефицит строительных ресурсов и оборудования импортного производства, существенный рост стоимости ресурсов (в том числе строительных материалов, топлива), дефицит кадров, нарушение логистических цепочек.
В текущих условиях, а также при возникновении аналогичных факторов в период реализации Стратегии возрастают риски снижения финансовой устойчивости организаций сферы жилищно-коммунального хозяйства, неисполнения инвестиционных и производственных программ.
К первой группе вызовов относятся:
сокращение спроса на жилье;
снижение объемов частных инвестиций в жилищное строительство в связи с падением реальных располагаемых доходов населения и общим спадом экономики.
Предусмотрены следующие мероприятия:
реализация льготных ипотечных программ;
распространение льготных ипотечных программ на строительство объектов индивидуального жилищного строительства собственными силами граждан.
Результатом осуществления указанных мероприятий является отсутствие существенного снижения спроса и объема частных инвестиций в жилищное строительство за счет своевременных мер поддержки.
Ко второй группе вызовов относятся:
снижение темпов обновления систем коммунальной инфраструктуры, вызванное, в том числе, ростом стоимости строительных материалов и услуг в связи с введенными ограничениями.
Предусмотрены следующие мероприятия:
запуск пятилетней программы модернизации коммунальной инфраструктуры;
упрощение процедур предоставления финансирования государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры за счет средств Фонда национального благосостояния.
Результаты осуществления указанных мероприятий:
не допущено снижение темпов обновления систем коммунальной инфраструктуры;
обеспечена финансовая устойчивость и платежеспособность организаций жилищно-коммунального хозяйства.
Рисковый сценарий реализации Стратегии.
В части развития жилищно-коммунального хозяйства рассматриваемый сценарий предусматривает комплексную реализацию мероприятий по модернизации объектов жилищного фонда, коммунальных систем, ликвидации накопленного износа и аварийного состояния объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, а также достижение высокого уровня качества и технологической доступности коммунальных и жилищных услуг.
Базовый сценарий реализации Стратегии.
Базовый сценарий реализации Стратегии предусматривает повышение уровня конкурентоспособности жилищно-коммунального хозяйства, улучшение макроэкономического климата, рост реальных располагаемых доходов населения и демографических показателей.
Сценарий предполагает увеличение финансирования программ модернизации жилищно-коммунального хозяйства и привлечение средств Фонда национального благосостояния.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.